Таким образом, рекрутирование новых членов из студенческого контингента своего вуза является одним из актуальных направлений деятельности научной школы предполагает привлечение молодых кадров к исследовательской деятельности для повышения эффективности функционирования и развития научной школы.
В рамках деятельности научной школы реализуются следующие формы рекрутинга студентов: проведение совместных со студентами научных семинаров (коллоквиумы, дискуссионные группы); организация и проведение совместных со студентами коллективных научных исследований, результатом которых могут быть сборники научных трудов, учебные издания и т.д. ; создание и обеспечение функционирования на базе научной школы студенческих научных объединений и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов, Д.В. «Научная (научно-педагогическая, творческая) школа» в системе российского высшего образования [Текст] / Д.В. Аронов, В.Г. Садков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.
- 2014. - № 2 (30). - С. 236-246.
2. Владимиров, А.И. О научных и научно-педагогических школах [Текст] / А.И. Владимиров. - М. : Недра, 2013. - 61 с.
3. Глебова, Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия [Электронный ресурс] / Г.Ф. Глебова // Непрерывное образование: XXI век : науч. электрон. журн. - 2014. - Вып. 1 (5). - Режим доступа: http://Ш2Lpetrsu.ш/joumal/artide.php?id=2267.
4. Грездева, О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) [Текст] / О.Ю. Грездева. - М. : Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. - 69 с.
5. Жданов, Г.Б. Стандарты, развитие и научные школы [Текст] / Г.Б. Жданов // Природа. - 1989. - № 10.
- С. 81.
6. Ипполитова, Н.В. Система подготовки студентов ВУЗа к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова ; Междунар. акад. наук пед. образования. - Ставрополь : Логос, 2016. - 142 с.
7. Мирская, Е.З. Научные школы как форма организации науки: социологический анализ проблемы [Текст] / Е.З. Мирская // Науковедение. - 2002. - № 3. - С. 8-24.
8. Рожкова, Л.В. Организация работы кадрового агентства [Текст] : метод. рекомендации / Л.В. Рожкова.
- Пенза, 2009. - 82 с.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Реализация индивидуальных творческих способностей в педагогической деятельности у будущих учителей
Автором статьи рассмотрена педагогическая деятельность и особенности реализации творческих способностей будущих учителей. Дано определение понятию педагогическое творчество, рассмотрены его особенности и виды.
Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, особенности, творческие способности.
E. P. Turbine Shadrinsk
The realization of individual creative abilities in the pedagogical activity of
future teachers
Pedagogical improvisation and the peculiarities of realization of creative abilities of future teachers is viewed in the article. The concept pedagogical creation is defined and its features are examined.
Keywords: creation, pedagogical creation, peculiarities, creative abilities.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В.И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство); наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом
всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.
Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи -эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы'.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик): временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата н соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи — приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности педагогов.
Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.
Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог
обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.
М.М. Князева отмечает, что педагогические инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает: создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки; интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В.А. Кан-Калику и
H.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися: педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом; педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.
Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
ЛИТЕРАТУРА
I. Андриади, И.Л. Основы педагогического мастерства / И.Л. Андриади. - М., 1999. - 200 с.
2. Булатова, О.С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. С Булатова. - М. : Академия, 2001.
3. Гайнутдинова, Л. Режиссер пришел в школу / Л. Гайнутдинова // Искусство в школе. - 1993. - № 4.
4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. - М. : Просвещение, 1989.
УДК 378.17
З.Н. Черных, Т.М. Борисенко г. Шадринск
Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза
В статье говорится о физкультурно-спортивной деятельности, о физической культуре, которые положительно влияют на профессиональную готовность будущих педагогов. Основой физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры является физическая активность, направленная на совершенствование природных качеств, что является основным и важным условием развития физической подготовки студентов к современной жизни, к будущей профессиональной деятельности.
Физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, готовность.
Z.N. Cernih, T.M. Borisenko Shadrinsk
The influence of sports activity on formation of professional readiness of students of pedagogical University
The article talks about sports activities, on physical education, which positively affect the professional readiness of the future teachers. The basis of sports activities and physical culture is physical activity, aimed at improving the natural qualities that is basic and essential to the development and physical preparation of students for modern life, to the future professional activity.
Keywords: physical culture, physical culture and sports activities, readiness.
На протяжении всей истории человеческого общества физическая культура существует и функционирует как социальное явление. Большое воздействие на состояние и развитие физической культуры оказывают различные производственные отношения людей, экономические, политические, идеологические и иные системы, общество, научные исследования, философия, искусство и т.д.
Термин «культура», тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие». Данный термин в современном обществе охватывает широкую сферу деятельности человека, а так же ее результаты в виде ценностей.
Специалисты, общественность и само государство уделяет большое внимание укреплению здоровья и повышению продолжительности жизни населения. Физическая культура оказывает серьезное положительное влияние на здоровье человека, его жизнедеятельность и ценностные ориентации.
Студенты педагогических вузов должны обладать высоким уровнем профессиональной готовности, глубокими познаниями, потребностями и интересами, т. е к студентам предъявляют определенные требования для развития личности, способной к