Научная статья на тему 'Реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся профессии «Закройщик» в процессе формирования профессиональных компетенций'

Реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся профессии «Закройщик» в процессе формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Ф. И., Пушкарева И. Г.

В настоящий момент процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, а так же его дидактические преимущества, представляют особый интерес для педагогической науки и практики. Реализация индивидуальных образовательных траекторий позволяет модернизировать образовательный процесс в логике компетентностного подхода, так как обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся профессии «Закройщик» в процессе формирования профессиональных компетенций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2. Начальная школа: плюс до и после. 2005. - № 2. - С. 8 - 11.

3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

© Каирова Д.М.,2015

УДК 377.5

Ф.И. Камалова И.Г. Пушкарева

Преподаватели

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ «ЗАКРОЙЩИК» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В настоящий момент процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, а так же его дидактические преимущества, представляют особый интерес для педагогической науки и практики. Реализация индивидуальных образовательных траекторий позволяет модернизировать образовательный процесс в логике компетентностного подхода, так как обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова

Активные методы обучения, деловая игра, индивидуальная образовательная траектория.

В процессе изучения МДК.02.01 «Изготовление лекал» и МДК.03.01 «Раскладка лекал и выкраивание деталей» ведется непрерывный процесс отслеживания стартового, текшего и рубежного контроля обучающихся в процессе поэтапного формирования общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в процессе преподавания профессиональных модулей ПМ.02 «Изготовление лекал» и ПМ.03 «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновление изделий» на основе личностной ориентации учебного процесса с применением активных форм проведения занятий.

Активные методы обучения (АМО) - это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются:

• целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

• интерактивный характер (от англ. interaction - взаимодействие), т.е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

свободный обмен мнениями.

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенностью имитационных методов является их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.

К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях.

Деловая игра (ДИ) - это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Деловая игра может быть признана одним из самых результативных, но и самых сложных в разработке и применении методом обучения. При применении деловых игр следует учитывать организационно-временные ограничения и условия, в которых протекает учебный процесс.

Применение деловых игр рекомендуется в целях:

• развития навыков анализа и критического мышления;

• развития навыков профессиональных коммуникаций;

• развития чувства ответственности за последствия принимаемых решений;

• отработки типовых схем выработки управленческих решений в проблемных ситуациях;

• развития творческого мышления;

• развития навыков работы в команде.

Данный метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности в учебной группе и поэтому требует особых подходов к организации групповой работы.

Возможными методами оценки деловой игры являются: наблюдение, опрос (группы или отдельного участника), интервью, тест, метод мозгового штурма, видеозапись (запись ролевой игры), доска/пинванд/флипчарт(для комментариев наблюдателей). Преподаватель, как руководитель игры, выполняет следующие функции: собирает информацию, контролирует время, принимает решения, вмешивается при проявлении мешающих элементов, вносит поправки в проблемы.

МДК.02.01 «Изготовление лекал» и МДК.03.01 «Раскладка лекал и выкраивание деталей» способствуют реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, профессии «Закройщик». Для диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций, соответствующим видам деятельности: «Изготовление лекал» и «Раскладка лекал и выкраивание деталей» в процессе организации рубежного контроля персональных образовательных достижений обучающихся разработаны дифференцированные задания с учетом результатов стартового и текущего контроля. Преподаватель должен осознавать и учесть, что перед ним обучающиеся с различными индивидуальными способностями: потенциальными возможностями, индивидуально личностными качествами. Но при этом всех их объединяет общая цель - желание стать специалистом в выбранной сфере деятельности. Вместе с тем, необходимо учитывать то, что одна и та же игра в различных группах обучающихся может иметь различные подходы к решению проблемы и соответственно требуется определение индивидуальных образовательных траекторий в процессе формирования контроля. В диагностической карте динамики персональных образовательных достижений обучающихся (Таблица 1) по МДК.02.01 «Изготовление лекал» и МДК.03.01 «Раскладка лекал и выкраивание деталей» представлены объекты мониторинга и показатели уровней сформированности общих и профессиональных компетенций.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Таблица 1

Диагностическая карта динамики персональных образовательных достижений по МДК.02.01 «Изготовление лекал» и МДК.03.01 «Раскладка лекал и выкраивание деталей» по профессии 262019.02 «Закройщик» (фрагмент)

Объект мониторинга СД ТРК №1 ТРК №2 Р К

Код и наимено вание МДК в соответс твии с ФГОС Проверяемы е элементы компетенций обучающихс я по профессии «Закройщик » Требования к образовательным результатам освоения 02.01 «Изготовление лекал», МДК. 03.01 «Раскладка лекал и выкраивание деталей» Уро вени Показатели уровней

МДК. 02.01 «Изгото вление лекал» ВПД «Изготовление лекал»

ПК 2.3. «Изготавли вать лекала деталей изделий» уметь: - У-1 изготавливать лекала деталей изделия; знать: - З-1 виды лекал, требования к качеству лекал; 3 Самостоятельно и без ошибок выполнять и контролировать все этапы технологических процессов по изготовлению лекал

2 Самостоятельно, с незначительными отклонениями с использованием НТД выполнять и контролировать этапы технологических процессов по изготовлению лекал

1 Выполняет с ошибками технологические процессы по изготовлению лекал с помощью преподавателя и средств НТД

0 Не самостоятельно, с помощью преподавателя, с ошибками, не контролируя этапы и последовательность, выполнения технологических по изготовлению лекал

МДК. 03.01 «Раскла дка лекал и выкраи вание деталей » ВПД «Раскладка лекал выкраивание деталей»

ПК 3.1 «Выполнят ь раскладку лекал на материале» уметь: - У-2 выполнять раскладку лекал на материале с учетом требований ТУ; -У-3 переносить контуры лекал на материал. знать: З-2 правила раскладки лекал на материале; 3 Самостоятельно и без ошибок выполнять и контролировать все этапы технологических процессов по раскладке лекал на материале

2 Самостоятельно, с незначительными отклонениями с использованием НТД выполнять и контролировать этапы технологических процессов по раскладке лекал на материале

1 Выполняет с ошибками технологические процессы по раскладке лекал на материале с помощью преподавателя и средств НТД

0 Не самостоятельно, с помощью преподавателя с ошибками, не контролируя этапы и последовательность, выполнения технологических по раскладке лекал на материале

©Ф.И. Камалова, И.Г. Пушкарева, 2015

УДК 378.881.111.1

Е.В. Косс, старший преподаватель А.В. Кириллова, к.п.н., доцент

кафедра «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет, г.Тольятти, РФ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИСЬМЕННОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ ЯЗЫК У МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска эффективных критериев оценки перевода, предъявляемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.