Научная статья на тему 'Реализация индивидуального подхода в процессе развития двигательных способностей учащихся'

Реализация индивидуального подхода в процессе развития двигательных способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО ДОЗИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / INDIVIDUALLY SET PHYSICAL LOAD / STUDENTS' MOVING ABILITIES DEVELOPMENT / PHYSIOLOGICAL CONTROL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цинкер Виталий Михайлович

В статье рассматриваются проблемы развития двигательных способностей учащихся, определение индивидуально дозированных нагрузок на уроках физической культуры в школе. В данной работе нашли отражение методы физиологического контроля в процессе физического воспитания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цинкер Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуального подхода в процессе развития двигательных способностей учащихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Implementation of individual approach in the course of students' moving

abilities development Tsinker V.

Реализация индивидуального подхода в процессе развития двигательных

способностей учащихся Цинкер В. М.

Цинкер Виталий Михайлович / Tsinker Vitaly - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории физической культуры, Бурятский государственный университет, с. Тарбагат, Республика Бурятия

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития двигательных способностей учащихся, определение индивидуально дозированных нагрузок на уроках физической культуры в школе. В данной работе нашли отражение методы физиологического контроля в процессе физического воспитания учащихся.

Abstract: the article deals with the problems of students' moving abilities development and the definition of individually set training load at school physical training lessons. This paper reflects the physiological control methods in the course of students' physical education.

Ключевые слова: индивидуально дозированные физические нагрузки, развитие двигательных качеств школьников, методы физиологического контроля.

Keywords: individually set physical load, students' moving abilities development, physiological control methods.

Процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ вызывает большое недовольство родительского сообщества, на что указывают в своих работах В. К. Бальсевич (2003), В. И. Лях (2000), С. Д. Неверкович (2013) и др.

Общественное недовольство базируется на установленных во многих исследованиях фактах, подтверждающих системное ухудшение состояния здоровья школьников по мере их взросления, снижение уровня физической и двигательной подготовленности, увеличивающееся количество получаемых учащимися на уроках травм, в том числе и с летальным исходом, недостаточную профессиональную компетентность педагогов в аспекте владения методиками физического воспитания с учетом половозрастных особенностей онтогенеза человека [2, 7, 12].

Большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях, считают, что для повышения эффективности физкультурных занятий необходимо внедрять в практику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ научно обоснованные технологии развития физического и двигательного потенциала школьников, разработанных с учетом индивидуального развития занимающихся.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Только в этом случае они обеспечивают тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны и ведут к потере учебного времени, а чрезмерные наносят вред организму.

При этом необходимо помнить, что длительное воздействие одними и теми же средствами, и методами воспитания быстро утрачивает свой тренирующий эффект, т.е. перестает быть развивающим фактором. Вместе с тем, постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым условием развития. Наиболее информативным, объективным и широко используемым на практике методом определения функционального воздействия физической нагрузки на организм занимающихся является частота сердечных сокращений.

В последние годы опубликовано большое количество работ, посвященных проблеме дозирования физических нагрузок на уроках физкультуры в школе [5, 6, 11, 12, 13], однако, в качестве критериев достаточности нагрузки большинство авторов предлагают эмпирические выводы или используют внешние признаки утомления. На наш взгляд, такая методика далека от научного подхода. Например, внешние проявления утомления при развитии быстроты мало заметны, по существу с наступлением утомления развивается не быстрота, а скоростная выносливость. Кроме того, при использовании подобной методики не учитываются индивидуальные особенности процессов восстановления занимающихся.

С целью определения индивидуально дозированных физических нагрузок нами был проведен двух этапный педагогический эксперимент.

Цель первого этапа - определение интервалов отдыха при выполнении упражнений, направленных на развитие скоростных способностей школьников.

Известно, что при повторном выполнении физических упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, очень важно чтобы начало последующего упражнения приходилось на фазу суперкомпенсации.

Для определения суперкомпенсации учащиеся пробегали отрезок 30 м с хода, после чего с помощью монитора сердечного ритма фиксировалась ЧСС. Результаты исследования представлены на рис. 1.

60

40

20

6ми

0

0

1

2

3

4

5

Рис. 1. Динамика ЧСС в восстановительный период

Из приведенного графика видно, что у данного испытуемого фаза суперкомпенсации наступает на третьей минуте восстановления.

На втором этапе нами определялось количество повторений скоростных упражнений. В технологии развития скоростных способностей важно предусмотреть выполнение оптимального количества повторений, т. к. недостаточное воздействие на организм не дает желаемого результата в коррекции программы сличения [1, 4], а излишняя нагрузка - развивает скоростную выносливость, а не скорость.

Рис. 2. Динамика результатов в беге на 30 м в процессе многократного повторения

С целью определения количественного компонента нагрузки при развитии скоростных способностей учащихся, нами был проведен второй лабораторный эксперимент, в котором испытуемым предлагалось выполнить максимальное количество пробежек по 30 м. с хода с фиксацией результата и ЧСС (рис. 2). Время отдыха определялось по данным первого эксперимента. Полученные результаты позволяют сделать следующее заключение:

1. Максимальная скорость пробежки короткого отрезка наблюдается в шестой попытке.

2. Следующие две попытки испытуемые преодолевали с небольшим западением скорости и только на девятой - десятой попытке скорость быстро падает.

3. Следовательно, данному индивидууму при развитии скоростных способностей необходимо выполнить восемь повторений через три минуты отдыха.

160

и

| 140

<и а

ш 120 100 80 60 40 20 0

0 2 4 6 8 10 12

Рис. 3. Динамика ЧСС в процессе многократного выполнения нагрузки

4. Данный вывод подтверждается результатами мониторинга ЧСС в процессе многократного выполнения скоростных упражнений - фаза стабилизации наблюдается с третьей по восьмую попытку - ЧСС 132-134 ударов в мин. (рис. 3), затем ЧСС существенно увеличивается до 146 ударов.

Таким образом, предлагаемая нами методика индивидуального дозирования физических упражнений при развитии двигательных способностей школьников позволит определить эффективную дозу воздействия физических упражнений на организм занимающихся и будет способствовать повышению функциональных резервов организма.

Литература

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

2. Баландин В. А. Перспективные направления модернизации процесса физического воспитания детей 6-10 лет / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, А. В. Перков [и др.]; под ред. А. И. Погребного // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Краснодар: КГУФКСТ, 2010. Т. 12. С. 11-13.

3. Бальсевич В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. № 4. С. 2-6.

4. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.

5. Быконя С. /".Дозирование физических нагрузок с учетом неблагоприятных климатометеорологических факторов у туберкулёзных детей 14 лет. [Текст] / С. Г. Быконя // Вестник Томского гос. универ., 2007. Вып. 5 (68). С. 97-100.

6. ВайнбаумЯ. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: ФиС, 1991. 64 с.

7. Виленская Т. Е. Изменения мотивации младших школьников к физкультурно-спортивной деятельности в условиях реализации новой программы по физическому воспитанию /

Т. Е. Виленская, А. В. Перков, К. Ю. Чернышенко // Здоровьеобеспечение учащихся в образовательном процессе современной школе: мат. региональной науч.-практич. Конференции (9 апреля 2010 г.). Краснодар: Кубанский гос. ун-т; КРО АПСН, 2010. С. 163-166.

8. ГоршковМ. И. О развитии физических качеств // Физкультура в школе, 2002. № 1. С. 19.

9. Грудина С. В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников. [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 107-109.

10. Лях В. И. Двигательные особенности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.

11. Перков А. В. Нормирование нагрузок в процессе физической подготовки школьников 7 - 10 лет с учетом половозрастных особенностей развития физических качеств и биологического возраста: автореф. дисс ...канд. пед.наук. Краснодар, 2010. 24 с.

12. Цинкер В. М. Дозирование нагрузок на уроках физической культуры в III - VII классах противотуберкулёзных санаторно-лесных школ: автолреф. дисс....канд. пед. наук. Москва, 1982. 16 с.

13. Чернышенко К. Ю. Новый подход к нормированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ / К. Ю. Чернышенко, В. А. Перков, Ю. К. Чернышенко [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. Спб., 2010. № 8 (66). С. 55-59.

Psychological and pedagogical aspects of the use internet- technologies in educational activity for the correction of internet-addiction teenagers

Nazarova S.

Психолого-педагогические аспекты использования интернет-технологий в образовательной деятельности для коррекции интернет-аддикции подростков Назарова С. Р.

Назарова Станислава Ривхатовна / Nazarova Stanislava - психолог, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, подразделение 7 «Логистика, право и современные технологии», г. Москва

Аннотация: в статье анализируются факторы, влияющие на интернет-аддикцию подростков. Рассматривается вариативность применяемых педагогических мероприятий, которые положительным образом повлияли на снижение интернет-аддикции подростков колледжа.

Abstract: the article analyzes the factors, influencing on internet-addiction teenagers. Analyse in the article the variety of the applied pedagogical events that influenced positive character on the decline of internet-addiction teenagers in the college.

Ключевые слова: интернет, интернет-аддикция подростков, психология, педагогическая работа с подростками.

Keywords: internet, internet-addiction teenagers, psychology, pedagogical work with teenagers.

В настоящее время проблема интернет-аддикции подростков довольно остро ощущается в современном обществе. Однако в образовании пока нет однозначных методов работы с этим типом зависимости. Что же из себя представляет феномен интернет-аддикции и каким образом он влияет на подростков?

Интернет-аддикция представляет собой феномен погружения в виртуальный мир, при котором субъект настолько погружается в интернет-пространство, что у него начинаются проблемы в реальной жизни. К. Левин считал, что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и самом себе [1]. Подросток открывает для себя всеобъемлющий мир интернета, но он не в состоянии разобраться с таким потоком информации. Это создает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.