Научная статья на тему 'Использование индивидуального подхода в процессе развития скоростных способностей школьников'

Использование индивидуального подхода в процессе развития скоростных способностей школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО ДОЗИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / INDIVIDUALLY SET PHYSICAL LOAD / STUDENTS' MOVING ABILITIES DEVELOPMENT / PHYSIOLOGICAL CONTROL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цинкер Виталий Михайлович, Чебунин Константин Сергеевич

В данной статье описаны основные проблемы развития двигательных качеств школьников, в частности скоростных способностей, подробно представлен использованный нами метод определения индивидуально дозированных нагрузок с использованием фазы суперкомпенсации при развитии скоростных способностей на уроках физической культуры в школе. В данной работе нами также подробно отражен метод физиологического контроля при помощи подсчета частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цинкер Виталий Михайлович, Чебунин Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование индивидуального подхода в процессе развития скоростных способностей школьников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

1 2

Цинкер В.М. , Чебунин К.С. Email: Tsinker17123@scientifictext.ru

Цинкер Виталий Михайлович - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории физической культуры, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ;

2Чебунин Константин Сергеевич - учитель физической культуры, Школа № 1, пгт Палана, Тигильский район, Камчатский край

Аннотация: в данной статье описаны основные проблемы развития двигательных качеств школьников, в частности скоростных способностей, подробно представлен использованный нами метод определения индивидуально дозированных нагрузок с использованием фазы суперкомпенсации при развитии скоростных способностей на уроках физической культуры в школе. В данной работе нами также подробно отражен метод физиологического контроля при помощи подсчета частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений на уроках физической культуры.

Ключевые слова: индивидуально дозированные физические нагрузки, развитие двигательных качеств школьников, методы физиологического контроля.

THE USE OF INDIVIDUAL APPROACH IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SPEED ABILITIES OF PUPILS Tsinker V-М.1, Chebynin K.S.2

1Tsinker Vitaly Mikhailovich - Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION THEORY, BURYAT STATE UNIVERSITY, ULAN-UDE;

2Chebynin Konstantin Sergeevich - Physical Education Teacher, SCHOOL № 1, PALANA, TIGIL DISTRICT, KAMCHATKA TERRITORY

Abstract: in this article the main problems of development of motive qualities of school students, in particular high-speed abilities are described, the method of definition of individually dosed loadings used by us with use of a phase of supercompensation at development of high-speed abilities at physical education classes at school is in detail presented. In this work we have also in detail reflected a method of physiological control by means of calculation of heart rate during performance of physical exercises in lessons by physical culture.

Keywords: individually set physical load, students' moving abilities development, physiological control methods.

УДК 37.04

Уровень физического развития учащихся общеобразовательных школ вызывает недовольство родительского сообщества о чем пишут в своих работах В.И. Лях (2000), В.К. Бальсевич (2003), С.Д. Неверкович (2013) и др.

Во многих исследованиях подтверждается системное ухудшение состояния здоровья школьников по мере их взросления, снижение уровня двигательной активности, все более увеличивающееся количество травм на уроках физической культуры (в том числе с летальным исходом), постоянно понижающаяся профессиональная компетентность педагогов и соответственно низкий уровень овладения современными методиками физического воспитания с учетом половозрастных особенностей онтогенеза человека [7, 12].

Большинство педагогов, работающих в образовательных учреждениях, считают, что необходимо внедрять в практику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ научно обоснованные технологии развития двигательного потенциала школьников, разработанных с учетом индивидуального развития детей.

На каждом уроке физические нагрузки должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха) для каждого взятого ученика. Только в этом случае они обеспечивают развивающий эффект для растущего организма ребенка. Ведь недостаточные нагрузки малоэффективны и ведут к большой потере учебного времени, а чрезмерные нагрузки наносят неисправимый вред организму учащихся.

При этом стоит отметить, что длительное использование одних и тех же средств, и методов воспитания быстро перестают быть развивающим фактором. Вместе с тем, планомерное увеличение физической нагрузки является необходимым условием развития. Наиболее информативным, объективным и широко используемым на практике методом определения функционального воздействия физической нагрузки на организм занимающихся является частота сердечных сокращений.

В последнее время опубликовано большое количество статей и работ, посвященных проблеме дозирования физических нагрузок на уроках физической культуры в школе [5, 6, 11, 12, 13], однако, в качестве критериев оценивания объема нагрузки большинство авторов предлагают эмпирические методы или используют внешние признаки утомления. На наш взгляд, такая методика далека от научного подхода. Например, внешние проявления утомления при развитии быстроты практически не заметны, а ведь с наступлением утомления развивается не быстрота, а скоростная выносливость. Кроме того, при использовании эмпирических методов и внешних признаков не учитываются индивидуальные особенности процессов восстановления занимающихся.

С целью определения индивидуально дозированных физических нагрузок нами был проведен двух этапный педагогический эксперимент.

Цель первого этапа - определение наиболее эффективных интервалов отдыха при выполнении упражнений, направленных на развитие скоростных способностей школьников.

Известно, что при повторном выполнении физических упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, очень важно чтобы начало последующего упражнения приходилось на фазу суперкомпенсации.

Для определения суперкомпенсации учащиеся пробегали отрезок 30 м с хода, после чего с помощью монитора сердечного ритма фирмы Polar фиксировались показатели ЧСС. Результаты исследования представлены на рис.1, 2, 3.

мин

Рис. 1. Динамика ЧСС в восстановительный период 1 испытуемого

Рис. 2. Динамика ЧСС в восстановительный период 2 испытуемого

Рис. 3. Динамика ЧСС в восстановительный период 3 испытуемого

Из приведенных графиков видно, что у первого испытуемого фаза суперкомпенсации наступает на третьей минуте восстановления, у второго испытуемого фаза суперкомпенсации наступает на 2 минуте, у третьего испытуемого вообще на 4 минуте восстановления.

На втором этапе исследования нами определялось наиболее оптимальное количество повторений скоростных упражнений для каждого учащегося. В методике развития скоростных способностей важно предусмотреть выполнение оптимального количества повторений, т.к. недостаточное воздействие на организм не дает желаемого результата, а излишняя нагрузка - развивает скоростную выносливость, а не быстроту [1, 4].

4.8 4,7 4,6 4,5 4,4 4,3 4,2 4,1

4

3.9

Испытуемй 1 Испытуемый 2 Испытуемый 3

0

2

4

6

8

10

12

Рис. 4. Динамика результатов испытуемых в беге на 30 м в процессе многократного

повторения

С целью определения наиболее оптимального количества повторений направленных на развитие скоростных способностей учащихся, мною был проведен второй лабораторный эксперимент, в котором испытуемым предлагалось выполнить максимальное количество пробежек по 30 м. с хода с фиксацией результата. Время отдыха определялось по данным первого эксперимента.

Полученные результаты позволяют сделать следующее заключение:

1. Максимальная скорость пробегания короткого отрезка наблюдается у первого испытуемого в 5 попытке, у второго испытуемого в 6 попытке, у третьего испытуемого в 4 попытке, что говорит об индивидуальной реакции организма на врабатывание в нагрузку.

2. Также стоить отметить, что после пробегания самого быстрого отрезка наблюдается временная стабилизация результата при выполнении пробежек у первого и третьего испытуемого в течение еще двух пробежек, у второго испытуемого в течение 3 пробежек. После чего у всех испытуемых зафиксировано существенное западание скорости.

3. Из полученных данных в ходе проведенного нами эксперимента можно сделать вывод, что для развития скоростных способностей первому испытуемому необходимо сделать 7 пробежек, с интервалом отдыха между пробежками 3 минуты, второму испытуемому нужно пробежать 8 по 30 метров через 2 минуты отдыха, а третьему испытуемому будет достаточно сделать 6 пробежек с 4 минутным отдыхом между пробежками.

4. Таким образом, предлагаемая нами методика индивидуального дозирования физических упражнений при развитии скоростных способностей школьников позволяет определить наиболее эффективный объем нагрузки, который будет способствовать повышению функциональных резервов организма школьников.

Список литературы /References

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

448 с.

2. Баландин В.А. Перспективные направления модернизации процесса физического воспитания детей 6-10 лет / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, А.В. Перков [и др.]; под ред. А.И. Погребного // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Краснодар: КГУФКСТ, 2010. Т. 12. С. 11-13.

3. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. № 4. С. 2-6.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.

5. Быконя С.Г. Дозирование физических нагрузок с учетом неблагоприятных климатометеорологических факторов у туберкулёзных детей 14 лет [Текст] / С.Г. Быконя // Вестник Томского гос.универ., 2007. Вып. 5 (68). С. 97-100.

6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: ФиС, 1991. 64 с.

7. Виленская Т.Е. Изменения мотивации младших школьников к физкультурно-спортив-ной деятельности в условиях реализации новой программы по физическому воспитанию / Т.Е. Виленская, А.В. Перков, К.Ю. Чернышенко // Здоровьеобеспечение учащихся в образо-вательном процессе современной школе: мат. региональной науч.-практич. Конференции (9 апреля 2010 г.). Краснодар: Кубанский гос ун-т. КРО АПСН, 2010. С. 163-166.

8. Горшков М.И. О развитии физических качеств // Физкультура в школе, 2002. № 1. С. 19.

9. Грудина С.В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки -Веди, 2012. С. 107-109.

10. Лях В.И. Двигательные особенности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.

11. Перков А.В. Нормирование нагрузок в процессе физической подготовки школьников 7 - 10 лет с учетом половозрастных особенностей развития физических качеств и биологического возраста: автореф. дисс ...канд. пед.наук. Краснодар, 2010. 24 с.

12. Цинкер В.М. Дозирование нагрузок на уроках физической культуры в III - VII классах противотуберкулёзных санаторно-лесных школ:автолреф. дисс....канд. пед.наук. Москва, 1982. 16 с.

13. Чернышенко К.Ю. Новый подход к нормированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ / К.Ю. Чернышенко, В.А. Перков, Ю.К. Чернышенко [и др. ] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Спб., 2010. № 8 (66). С. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.