Научная статья на тему 'Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка как иностранного'

Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ / СУБЪЕКТНАЯ / ИНДИВИДНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ / COMMUNICATIVE METHOD OF TEACHING / PERSONALITY / SUBJECT / INDIVIDUUM INDIVIDUALIZATION / DIDACTIC CHARACTERISTICS OF GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена проблеме индивидуализации в процессе обучения русскому языку иностранных студентов. Автор раскрывает основные виды индивидуализации и выявляет возможные способы их развития в процессе преподавания русского языка иностранным студентам в медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF INDIVIDUAL APPROACH IN PROCESS OF RUSSIAN LANGUAGE LEARNING AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problem of individualization in the process of Russian language teaching to foreign students. The author touches upon the main aspects of individualization and reveals the possible ways of its development in the process of teaching Russian to foreign students at Medical University.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка как иностранного»

УДК 811.161.1.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© Дарья Дмитриевна Дмитриева

Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия, преподаватель кафедры русского языка и культуры речи, e-mail: darja.dmitrieva [email protected]

Статья посвящена проблеме индивидуализации в процессе обучения русскому языку иностранных студентов. Автор раскрывает основные виды индивидуализации и выявляет возможные способы их развития в процессе преподавания русского языка иностранным студентам в медицинском университете.

Ключевые слова: коммуникативный метод обучения; личностная, субъектная, индивидная индивидуализация; методическая характеристика группы.

История преподавания русского языка как иностранного в России насчитывает более 1000 лет. В настоящее время обучение русскому языку иностранных студентов в России необходимо для создания квалифицированных специалистов. Русский язык, которым овладевают студенты, является, прежде всего, средством получения специальности и профессионального общения. Изучение русского языка - личностная потребность, которая проявляется в социальном взаимодействии, общении. Успешность

общения зависит не только от желания студента вступить в контакт, но и от умения реализовать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях. Эти условия владения языком составляют сущность коммуникативной компетенции. При обучении студентов-иностранцев русскому языку речь идет также о стремлении к межкультурной коммуникации, главным условием которой является взаимопо-

нимание культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Конечно, преподавание русского языка как иностранного в условиях языковой среды дает студентам больше возможностей для знакомства с национально-культурной спецификой русского речевого поведения и с необходимыми для эффективного общения элементами социокультурного контекста: обычаями, социальными стереотипами, страноведческими знаниями, нормами этикета и т. д. Однако преподавателю необходимо помочь студентам скорее адаптироваться к условиям русской языковой среды, справиться с возникающими проблемами общения, избежать психологической конфликтности. При обучении русскому языку иностранных студентов преподаватель должен учитывать не только личностные особенности каждого студента, но и различия культур, традиций, обычаев, конфессий и политических взглядов студентов разных стран, возможность обсуждения той или иной темы в процессе обучения.

Цель обучения РКИ можно определить как развитие всесторонне развитой личности высококвалифицированного специалиста, который готов к межкультурной коммуникации. Но для достижения цели необходимо решить определенные задачи. В процессе обучения РКИ преподаватель решает их в соответствии с развивающим, воспитательным, познавательным и учебным аспектами обучения иноязычному общению. Рассмотрим содержание этих аспектов. Задачи развивающего аспекта предполагают развитие психических функций и лингвистических способностей. Психическими функциями являются: внимание, память, мышление и воображение. Под лингвистическими способностями понимают: фонематический

слух, способность к имитации, догадке, различению. Задачами воспитательного аспекта являются: воспитание понимания, уважения и толерантности к русской культуре, уважительного отношения к людям, труду. Воспитание чувства справедливости, товарищества, дружбы, гуманизма, прекрасного, собственного достоинства. Воспитание правильной оценки себя и других, навыков самостоятельности, бережного отношения к природе. Задачи познавательного аспекта предусматривают знакомство с праздниками, традициями, обычаями, достопримечательностями

России. Знакомство с растительным миром, литературой и литературными героями, с музыкой и выдающимися людьми, с пословицами и поговорками. Содержание учебного аспекта заключается в формировании учебных умений, перцептивных, речевых, моторно-графических навыков, а также умений вести себя в типовых ситуациях [1].

Зная цель и задачи обучения РКИ, необходимо определить наиболее эффективный метод обучения. Несмотря на существование различных методов в современном процессе обучения РКИ, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод, который во многом определяет выбор приемов, средств и форм изучения [2]. Его целью является развитие у студентов умений решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка, свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваивается во время естественного общения, организатором и участником которого является преподаватель. При этом студент выполняет роль субъекта этого общения и должен решать коммуникативные задачи в постоянно меняющихся ситуациях.

Термин «коммуникация» (лат. сошши-шсайо, от сошшишсо - делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности. Под языковой коммуникацией понимается общение с помощью языка, взаимная передача и восприятие при помощи языка некоторого мыслительного содержания. Особое место в успешности коммуникации отводится реализации индивидуализации в процессе обучения РКИ.

Коммуникативный подход к обучению РКИ - это обучение общению через общение на основе коммуникативно-речевой ситуации, максимально приближенной к естественным условиям [2, с. 404-405], на основе учета индивидуальных особенностей студентов, особенностей их родного языка и культуры [3]. Коммуникативность направляет обучающихся на включение в непосредственный акт общения между собой или преподавателем для решения жизненных задач, что невозможно без учета индивидуализации процесса обучения. Она предполагает активное использование языка в процессе обучения в целях общения, письменного и устного обмена знаниями, мнениями, информацией

и т. д. Коммуникативность нацеливает на развитие практических навыков владения русским языком в разных видах интеллектуальной и практической деятельности студентов и на повышение интереса студентов-иностранцев к предмету «русский язык» [3, с. 80]. Принцип коммуникативной направленности обучения выдвигает цель обучения РКИ - формирование коммуникативной компетенции в синтезе ее социокультурной, речевой, языковой и компенсаторной составляющих и определяет, что коммуникативно ориентированное изучение языка происходит только в процессе коммуникации [4].

Е.И. Пассов формулирует суть коммуникативности как концепции управляемого коммуникативного иноязычного образования, преследующей цель - развитие индивидуальности в диалоге культур для ее подготовки к такому диалогу в жизни. Однако для появления всех качеств подлинной коммуникативности в образовательном процессе необходима грамотная трактовка и соблюдение принципов коммуникативного иноязычного образования [5].

Е.И. Пассов выделяет 5 принципов коммуникативности: принцип речемыслитель-

ной активности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуа-тивности и принцип новизны [6]. Позднее он добавляет к вышеперечисленным принципам принцип овладения иноязычной культурой через общение и принцип комплексности.

Принцип индивидуализации является основополагающим при обучении РКИ, одним из главных средств создания мотивации и активности студентов. Рассмотрим подробнее сущность понятия «индивидуализация». В общем виде индивидуализация предполагает адаптацию к возможностям студентов, предусматривает «подтягивание» слабых студентов на более высокий уровень владения языком, предоставление сильным студентам возможности продвигаться более быстрыми темпами; выбор каждым из студентов собственной технологии овладения русским языком.

«Свое отношение к среде человек выражает в речи. Отношение к среде индивидуально всегда, так как мир познает живая конкретная личность и мир, окружающий каждую личность, неодинаков. Следовательно, речь тоже индивидуальна, личностна» [6,

с. 37]. Речь любого человека независимо от возраста и языка индивидуальна как минимум по трем параметрам: индивидуален механизм мотивации речи, индивидуально содержание речевого высказывания, индивидуален способ формулирования мысли (Н.А. Тарасюк). Также индивидуален процесс овладения РКИ. При обучении иноязычной речевой деятельности необходимо поставить перед студентом такую речевую задачу, которая будет отвечать его потребностям и интересам как личности. В этом случае только возможна индивидуальная реакция. Таким образом, чтобы вызвать адекватную реакцию необходимо учитывать индивидуальные и особенно личностные свойства иностранных студентов: жизненный опыт, контекст деятельности, сферу интересов, склонности эмоциональной сферы, мировоззрение, статус данной личности в коллективе, а также различие культур, традиций, обычаев, религиозных и политических убеждений [6, с. 37]. В.П. Кузовлев считает, что: «игнорируя личностную индивидуализацию, мы не используем богатейшие резервы личности» [7]. Ему вторит Г.В. Рогова, которая считает, что: «обучение иностранному языку, пожалуй, в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода» [8].

Индивидуализацию можно определить как учет всех свойств студента как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Индивидуальность студента, понимаемая во всей своей многогранности как система, составляет основу индивидуализации. Рассмотрим подробнее принцип индивидуализации процесса образования. Каждый студент представляет собой индивидуальность и может выступать в процессе образования в трех своих ипостасях: как индивид, как субъект учебной деятельности, как личность. Как индивид он обладает определенными свойствами (природными задатками: памятью, воображением, вниманием, мышлением и лингвистическими способностями: фонематическим слухом, способностью к имитации, догадке, различению, обобщению). Как субъект учебной деятельности студент обладает или не обладает умением выполнять различные задания. Как личности ему присущи опреде-

ленные свойства: наличие контекста деятельности, личного опыта, мировоззрения; чувства и эмоции, интересы и желания, статус в коллективе. Значит, индивидуализация процесса образования включает в себя три вида: индивидную, субъектную и личностную индивидуализацию. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Без развитых способностей замедляется усвоение материала и овладение им, без умения учиться тормозится процесс учения и снижается продуктивность работы, без учета личностных свойств не работает мотивация, следовательно, теряется все остальное.

Можно отметить, что эти виды индивидуализации применяются для решения определенных задач в соответствии с аспектами обучения РКИ. Так, индивидная индивидуализация применяется, прежде всего, при решении задач развивающего аспекта обучения. Она призвана служить развитию способностей к иноязычной деятельности. Учет и развитие способностей составляет цель индивидной индивидуализации. Индивидуальный подход должен, главным образом, выявлять и развивать сильные стороны индивидуальности. Таким образом, плодотворным представляется подход к определению способностей с учетом вида речевой деятельности и метода обучения. Для развития иноязычных способностей необходимо создание портативной системы тестов, а также специальных упражнений. Своевременное выявление этих способностей позволит осуществить профилактическую функцию индивидной индивидуализации и развивать их на начальной ступени обучения параллельно с общей программой.

Субъектная индивидуализация используется, в основном, для решения задач учебного аспекта. Цель субъектной индивидуализации - развитие индивидуального стиля учебной деятельности. Этот вид индивидуализации особенно нужен студентам со слабыми способностями. Специфика субъектной индивидуализации при обучении иноязычному говорению состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение дидактических материалов, различных по форме, учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности студента, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки вре-

мени. Вооружение студентов совокупностью рациональных приемов учения требует систематической и целенаправленной работы по реализации индивидуализации. Следовательно, при обучении РКИ вместе с индивидуальной индивидуализацией необходима субъектная индивидуализация. Для ее осуществления обязательна разработка целой системы памяток различного характера.

Личностную индивидуализацию можно применить, прежде всего, при решении задач воспитательного и познавательного аспектов обучения. Целью личностной индивидуализации является создание коммуникативной мотивации. Часто студенты могут проявлять пассивность даже при выполнении ими посильных речевых заданий (индивидная индивидуализация) и при владении способом выполнения этих заданий (субъектная индивидуализация). Происходит это тогда, когда не учитываются личностные свойства студентов. Известно, что индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и речемыслительной активности. Использование личностной индивидуализации гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную, внутреннюю активность студента. При наличии внутренней активности студент решает речемыслительную задачу, которая затрагивает его как личность. Ведущая роль личностной индивидуализации при обучении говорению подтверждается с точки зрения разных наук: философии, психологии и др. Целесообразность личностной индивидуализации подтверждает и необходимость учета эмоционального фактора в обучении.

Личностная индивидуализация должна занимать центральное место в общей системе индивидуализированного обучения, но не должна быть единственной в использовании. Таким образом, под индивидуализацией обучения РКИ следует понимать соотнесенность приемов обучения с личностными, субъектными и индивидными свойствами каждого студента.

Согласно В.П. Кузовлеву, для полноценного индивидуализированного обучения необходимо знать индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом. Для этого в коммуникативном методе используется форма учета индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая учителю оперативно

и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения. Это методическая характеристика класса (МХК), которая представляет собой таблицу. В этой таблице по горизонтали помещены сведения по всем трем подструктурам индивидуальности, а по вертикали - учащиеся класса [9]. Эту форму учета индивидуальных особенностей учащихся, т. е. методическую характеристику класса, позаимствовав и видоизменив, можно использовать при обучении иностранных студентов русскому языку. Таким образом, это будет уже методическая характеристика группы (МХГ).

В МХГ, по вертикали, необходимо указать фамилии студентов, ранжируя их по успеваемости; страну происхождения каждого и социокультурные особенности. По горизонтали указываются общие сведения: об успеваемости студентов по другим дисциплинам, ведущие мотивы в изучении русского языка, уровень интереса, пробелы в усвоении материала, общий показатель развития способностей. Далее указываются сведения об уровне развития каждой отдельной способности студентов, как индивидуальности. Затем отмечаются несформированные учебные умения, любимые дисциплины, увлечения, интересы, профессиональная специализация. Далее помещены сведения о совместном контексте внеучебной деятельности студентов группы, об эмоционально-чувственной сфере, мировоззрении. Также содержатся сведения, необходимые для учета статуса личности студента. В заключении указываются, на основе анализа содержания сведений трех подструктур индивидуальности студента, стратегия и тактика индивидуализации. Составление методической характеристики группы требует определенных средств, которыми являются тесты и анкеты. МХГ помогает нам узнать способности, умения и личностные свойства студента. Однако при индивидуализированном обучении РКИ методической характеристики группы недостаточно. Необходимо практически осуществлять учет индивидуальных особенностей студентов. Для каждой разговорной темы нужно конкретизировать общие сведения. Для этого перед ее изучением проводят небольшой анкетный опрос. Каждый вопрос в анкете должен быть направлен на сбор информации по всем свойствам личности сту-

дента в целях личностной индивидуализации. Анкета позволяет учитывать в заданиях все свойства личности студента, прогнозировать речевые поступки студентов, обеспечивая их необходимым лексическим материалом. Для ликвидации разрыва между «сильными», «средними» и «слабыми» студентами нужно правильно сочетать и использовать индивидуальную, парную, групповую и коллективную формы работы. Для этой цели используются такие организационные приемы, как: целенаправленная помощь в «критических точках» урока, целенаправленное использование опор, очередность опроса, варьирование времени на подготовку ответа, использование опережающих индивидуализированных заданий, использование упрощенных или усложненных заданий, использование дополнительного внепрограммного занимательного материала, оказание помощи слабым со стороны сильных и более частый опрос студентов со слабыми способностями [10]. Таким образом, для реализации индивидуального подхода на практике при обучении РКИ предполагается применение различных приемов и средств обучения, индивидуализированного раздаточного материала.

Рассмотрев сущность индивидуализации, можно говорить о ее значительной роли, эффективности и необходимости использования в обучении русскому языку как иностранному. Использование индивидуализации в системе трех ее составляющих в обучении РКИ особенно важно. Ведь при обучении иностранных студентов речь идет не только о различии психических функций, лингвистических способностей, личностных качеств и наличии или отсутствии умений, но также о различии в запасе сведений об окружающей действительности. Этот факт определяется различными материальными и духовными условиями существования соответствующих народов и стран, особенностями их культуры, истории, общественноэкономического строя, политической системы, вероисповедания и т. д. Так как в одной группе могут обучаться студенты из разных стран, необходимо при обучении РКИ знать и учитывать также национальные особенности каждого студента как носителя особенной культуры своей страны.

1. Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения (на примере английского языка). М., 1999. С. 10-11.

2. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / под ред. В.М. Филатова. Ростов н/Д, 2004. С. 404.

3. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 1990. С. 27.

4. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. М., 2005. С. 134.

5. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000. С. 32.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

С. 37-40.

7. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1979. № 1.

8. Рогова Г. В. Технология обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1976. № 2. С. 79-84.

9. Кузовлев В. П. Методическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению // Иностранные языки в школе. 1986. № 1.

10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988. С. 158, 162.

Поступила в редакцию 16.08.2010 г.

UDC 811.161.1.

REALIZATION OF INDIVIDUAL APPROACH IN PROCESS OF RUSSIAN LANGUAGE LEARNING AS A FOREIGN LANGUAGE

Dariya Dmitriyevna Dmitriyeva, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, Lecturer of Russian Language and Speech Culture Department, e-mail: darja.dmitrieva [email protected]

The article is devoted to the problem of individualization in the process of Russian language teaching to foreign students. The author touches upon the main aspects of individualization and reveals the possible ways of its development in the process of teaching Russian to foreign students at Medical University.

Key words: communicative method of teaching; personality, subject, individuum individualization; didactic characteristics of group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.