УДК 378
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2012 Д. Д. Дмитриева
преподаватель каф. русского языка и культуры речи e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru
Курский государственный медицинский университет
Автор раскрывает основные виды индивидуализации и выявляет теоретическую модель реализации принципа индивидуализации в процессе преподавания русского языка иностранным студентам в медицинском университете.
Ключевые слова: коммуникативный метод обучения; личностная, субъектная, индивидная индивидуализация; методическая характеристика группы.
Изучение русского языка иностранными студентами в медицинском вузе необходимо не только для получения специальности и профессионального общения, но и для социального взаимодействия.
В настоящее время большое значение придаётся вопросу улучшения качества обучения РКИ, нахождению более эффективных путей совершенствования интеллектуального и профессионального развития личности будущего специалиста-медика.
Коммуникативный метод является наиболее эффективным при обучении РКИ и, главным образом, использование одного из его принципов - принципа индивидуализации. Учёт индивидуальных особенностей студентов-иностранцев при обучении РКИ помогает создать истинную мотивацию изучения русского языка и повышает эффективность овладения им. Коммуникативный метод предназначен в качестве средства обучения говорению. Говорение неразрывно связано с личностью. Что касается личности, то психологи выделяют много компонентов, присущих ей: потребности, интересы, идеалы, моральные качества, способности, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, темперамент, опыт, умения и навыки [Ковалёв 1963: 20]. Так как личность всегда индивидуальна, то при обучении РКИ необходим учёт личностных свойств каждого студента. Принцип индивидуализации предполагает учёт всех свойств студента как индивидуальности, и не только личностных, но и его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность. При обучении РКИ иностранных студентов, необходимо учитывать также различия и особенности культур, традиций, обычаев, вероисповеданий, политических взглядов, национальные особенности каждого студента как носителя особенной культуры своей страны, возможность обсуждения той или иной темы в процессе обучения.
Рассмотрим теоретическую модель реализации принципа индивидуализации. Прежде всего, определим цель обучения РКИ.
Конечной целью является развитие всесторонне развитой личности высококвалифицированного специалиста, который готов к межкультурной коммуникации. Для достижения этой цели, мы должны применить принцип индивидуализации. То есть ближайшей целью является реализация принципа индивидуализации в процессе изучения РКИ. Принцип индивидуализации, как было сказано выше, является одним из принципов коммуникативного метода обучения наряду с принципами речемыслительной активности, функциональности,
ситуативности, новизны, комплексности, овладение иноязычной культурой через общение [Костомаров, Митрофанова 1990: 77].
Рассмотрим виды индивидуализации и их применение в различных аспектах обучения. Индивидуализация включает в себя три вида: индивидную, субъектную и личностную индивидуализацию, так как каждый студент представляет собой индивидуальность и может выступать в процессе образования в трёх своих ипостасях. Как индивид, студент обладает определёнными свойствами: природными задатками (памятью, воображением, вниманием, мышлением) и лингвистическими способностями (фонематическим слухом, способностью к имитации, догадке, различению, обобщению). Как субъект учебной деятельности, он обладает или не обладает умением выполнять различные задания. Как личности ему присущи определённые свойства: наличие контекста деятельности, личного опыта,
мировоззрения, чувств и эмоций, интересов и желаний, статуса в коллективе [Кузовлёв 1979: 23-25].
Процесс иноязычного образования включает в себя четыре аспекта: учебный, познавательный, воспитательный, развивающий. Учебный аспект имеет социальное содержание и направлен на формирование учебных умений и умений вести себя в типовых ситуациях; перцептивных, речевых и моторно-графических навыков [Кузнецова 2002: 36; Тарасюк 1999: 11].
Для решения задач учебного аспекта используется, прежде всего, субъектная индивидуализация, целью которой является развитие индивидуального стиля учебной деятельности. Субъектная индивидуализация заключается в обучении студентов выполнять разные виды заданий. Чем лучше студент будет выполнять задания, тем успешнее он овладеет материалом и быстрее достигнет конечной цели обучения РКИ. Нужно научить студентов учебной деятельности, причём научить наиболее рациональным её приёмам. Этому служат специальные памятки. Памятка должна и мотивировать ученика, и ориентировать его, настраивать соответствующим образом, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Короче говоря, памятка - это вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание [Кузнецова 2002: 34, 35].
Познавательный аспект имеет культуроведческое содержание и предполагает знакомство с праздниками, традициями, обычаями, достопримечательностями, растительным и животным миром, литературой и литературными героями, музыкой и выдающимися людьми страны изучаемого языка и т.д. Воспитательный аспект имеет педагогическое содержание и предполагает воспитание понимания, уважения и толерантности к русской культуре, уважительного отношения к людям, труду; воспитание чувства справедливости, товарищества, дружбы, гуманизма, прекрасного, собственного достоинства; воспитание правильной оценки себя и других, навыков самостоятельности, бережного отношения к природе [Тарасюк 1999: 10-11; Кузнецова 2002: 26, 34].
Для решения задач познавательного и воспитательного аспектов обучения используется прежде всего личностная индивидуализация. Её целью является создание коммуникативной мотивации [Кузовлёв 1979: 25]. Личностная индивидуализация заключается в том, что приёмы обучения соотносятся со свойствами личности каждого студента, то есть эти свойства учитываются при выполнении упражнений и заданий. Для реализации личностной индивидуализации надо хорошо изучить студентов группы, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое, сведя всё это в специальную схему - методическую
характеристику группы, которая и используется при подготовке и проведении занятий [Кузнецова 2002: 34].
Развивающий аспект учебной деятельности имеет психологическое содержание. Сущность развивающего аспекта иноязычного образования заключается в том, что он направлен на развитие индивидуальности студента, то есть на развитие психических функций - внимания, памяти, мышления, воображения - и специальных способностей, необходимых для обучения иноязычному общению: фонематического слуха,
имитационных способностей, способностей к догадке и различению [Тарасюк 1999: 10; Кузнецова 2002: 30]. Для решения задач этого аспекта используется
индивидуальная индивидуализация, целью которой является учёт и развитие способностей [Кузовлёв 1979: 25-27]. Этот учёт реализуется в дифференцированном подходе к студентам. В нём два варианта: 1) группа получает одно общее задание, но помощь разным студентам оказывается разная; 2) разные группы студентов получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на группу. Но необходим не только учёт способностей, но и целенаправленное их развитие [Кузнецова 2002: 35]. Индивидуальный подход должен выявлять и развивать сильные стороны индивидуальности. Для развития иноязычных способностей необходимо создание портативной системы тестов и специальных упражнений.
Рассмотрев реализацию трёх видов индивидуализации в четырёх аспектах учебной деятельности, можно сделать вывод, что личностная индивидуализация должна занимать центральное место в общей системе индивидуализированного обучения, но не должна быть единственной в использовании. Для полноценного индивидуализированного обучения необходимо использовать индивидуализацию в системе трёх её составляющих [Кузовлёв 1979: 27].
Мы выделим три уровня реализации принципа индивидуализации: элементарный, средний, высокий. При выделении данных уровней мы использовали следующие критерии: 1) элементарный уровень реализации принципа
индивидуализации предполагает учёт и развитие способностей студентов при обучении РКИ; 2) на среднем уровне учитываются и развиваются не только способности студентов, но и индивидуальный стиль учебной деятельности, то есть студенты владеют способом выполнения заданий, соответствующих их способностям; 3) высокий уровень реализации принципа индивидуализации, кроме вышеперечисленного, предполагает также создание коммуникативной мотивации у студентов. Студент решает речемыслительные задачи, которые затрагивают его как личность.
Технология индивидуализированного обучения иноязычному говорению была разработана В.П. Кузовлёвым [Кузовлёв 1986]. Данная технология была изменена в методическую характеристику группы для практической реализации принципа индивидуализации в процессе обучения РКИ студентов медицинского вуза.
Успешная реализация принципа индивидуализации возможна только при соблюдении определённых условий. (Условия понимаются как совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности.) Ниже, в схеме «Теоретическая модель реализации принципа индивидуализации» указаны основные условия, которые необходимо соблюдать, приёмы и средства, которые используются для реализации принципа индивидуализации. Данная модель предлагает рекомендуемый путь реализации принципа индивидуализации в процессе обучения РКИ студентов медицинского вуза. Оптимальное сочетание технологии, средств и приёмов из данной модели помогут достичь цели, то есть, реализации принципа индивидуализации, что в свою очередь вызовет истинную мотивацию студентов в изучении РКИ и повысит эффективность процесса обучения.
Модель реализации принципа индивидуализации в процессе обучения РКИ
студентов медицинского вуза
Принцип индивидуализации
/
Индивидная Личностная Субъектная
7 ^
Содержание обучения РКИ
Развивающий Познавательный Воспитательный Учебный аспект
аспект аспект аспект
Уровни реализации принципа индивидуализации
элементарный
среднии
высокий
Технология, приёмы и средства
Методическая характеристика группы, анкетирование, портативная система тестов и специальных упражнений, дидактические материалы, система памяток,
индивидуализированный раздаточный материал
Условия
Выявление и развитие сильных сторон индивидуальности, учёт вида речевой деятельности и метода обучения, использование специальных организационных приёмов
Библиографический список
Ковалёв А.Г. Психология личности. Л.: ЛГУ,1963. 197 с.
Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 268 с.
Кузовлёв В. П. Методическая характеристика класса как средство
индивидуализации процесса обучения иноязычному общению // Иностранные языки в школе.1986. №1. С. 15-17.
Кузовлёв В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1979. №1. С. 23-27.
Кузнецова Е.С. Принципы обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Воронеж: НОУ Интерлингва, 2002. 40 с.
Кузнецова Е.С. Содержание обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Воронеж: НОУ Интерлингва, 2002. 40 с.
Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта, 1999. 112 с.