Научная статья на тему 'Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении'

Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые технологии / дошкольное учреждение / детский сад / воспитанник / игра. / game technologies / preschool institution / kindergarten / pupil / game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Абросимова

В данной статье рассматриваются особенности реализации игровых технологий в дошкольном учреждении. Раскрывается понятие игровых технологий, основы их реализации. Приводятся конкретные примеры проведения игр для детей старшего дошкольного возраста. Игровые технологии позволяют сформировать наблюдательность, внимательность, инициативность, самостоятельность, развивают уверенность в ребенке. Игры воспитывают умение быстро реагировать на ситуацию, развивают смекалку. В процессе игры ребенок учится математическим приемам (складывать, вычитать, делить, умножать), решают логические задачи в соответствии с возрастом. Также реализация игровых технологий нацелена на развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, критического мышления, решение задач нестандартными способами. Игра как органичная форма деятельности ребенка способствует овладению необходимыми навыками для подготовки к школе. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект, который взаимодействует с окружающей средой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of game technologies in a preschool institution

This article discusses the peculiarities of the implementation of gaming technologies in a preschool institution. The concept of game technologies, the basis for their implementation, is revealed. Specific examples of games are given for older preschool children. Game technologies allow you to form observation, attentiveness, initiative, independence, develop confidence in the child. Games educate the ability to quickly respond to the situation, develop ingenuity. During the game, the child learns mathematical techniques (add, subtract, divide, multiply), solve logical problems in accordance with age. Also, the implementation of game technologies is aimed at developing attention, memory, speech, creative abilities, critical thinking, solving problems in non-standard ways. Playing as an organic form of child activity contributes to mastering the necessary skills to prepare for school. The child is considered as an independent subject that interacts with the environment.

Текст научной работы на тему «Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL EDUCATION

УДК 373

https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 144 EDN: В SVKLK Научная статья

Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении

М.А. Абросимова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород, Россия Н тта 152ппа/таИ. г и

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности реализации игровых технологий в дошкольном учреждении. Раскрывается понятие игровых технологий, основы их реализации. Приводятся конкретные примеры проведения игр для детей старшего дошкольного возраста. Игровые технологии позволяют сформировать наблюдательность, внимательность, инициативность, самостоятельность, развивают уверенность в ребенке. Игры воспитывают умение быстро реагировать на ситуацию, развивают смекалку. В процессе игры ребенок учится математическим приемам (складывать, вычитать, делить, умножать), решают логические задачи в соответствии с возрастом. Также реализация игровых технологий нацелена на развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, критического мышления, решение задач нестандартными способами. Игра как органичная форма деятельности ребенка способствует овладению необходимыми навыками для подготовки к школе. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект, который взаимодействует с окружающей средой.

Ключевые слова: игровые технологии, дошкольное учреждение, детский сад, воспитанник, игра.

Для цитирования: Абросимова М.А. Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. №3. С. 144-154. https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 144

© Абросимова М.А., 2022

[7j4 Q | Attribution Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, ^вз^и cc by The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Original article

Implementation of game technologies in a preschool institution

M.A. Abrosimova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Nizhny Novgorod.\ Russia El mmal52nn@mail.ru

Abstract. This article discusses the peculiarities of the implementation of gaming technologies in a preschool institution. The concept of game technologies, the basis for their implementation, is revealed. Specific examples of games are given for older preschool children. Game technologies allow you to form observation, attentiveness, initiative, independence, develop confidence in the child. Games educate the ability to quickly respond to the situation, develop ingenuity. During the game, the child learns mathematical techniques (add, subtract, divide, multiply), solve logical problems in accordance with age. Also, the implementation of game technologies is aimed at developing attention, memory, speech, creative abilities, critical thinking, solving problems in nonstandard ways. Playing as an organic form of child activity contributes to mastering the necessary skills to prepare for school. The child is considered as an independent subject that interacts with the environment.

Keywords: game technologies, preschool institution, kindergarten, pupil, game.

For citation: Abrosimova MA. Implementation of game technologies in a preschool institution.

Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3): 144-154. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 144

Введение

Дошкольный возраст - важный период развития ребенка, поскольку на данном этапе происходит первичная социализация, закладываются основы личности. Наиболее понятной и органичной для воспитанника формой организации его жизнедеятельности является игра, в которой ребенок легко ориентируется и проявляет себя [1]. Поэтому реализация игровых технологий в детском саду является актуальным направлением для реализации [2].

Игровые технологии - это способы и приемы, с помощью которых воспитатель организует жизнедеятельность дошкольников. Реализация игровых технологий - это последовательный, многогранный процесс, включающий несколько этапов (отбор, разработка, подготовка игр, непосредственное осуществление игры и включение в нее каждого ребенка, подведение итогов) [3, с. 55]. В качестве основ реализации игровых технологий выступают

следующие положения: используемые приемы, создающие условия для совместной игровой деятельности должны побуждать ребенка к активной деятельности; для воспроизведения игры используется общее содержание, сюжет и персонажи [4].

Целью игровой технологии при этом выступает создание мотивационной основы для развития навыков и умений деятельности детей в зависимости от уровня их развития [5, с. 63].

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей реализации игровых технологий в дошкольном учреждении.

Материалы и методы

В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: теоретические (систематизация опыта, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение

Среди исследователей, занимавшихся вопросами развития игровой деятельности детей JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, H.A. Короткова. Все ученые сходятся во мнении, что игровые технологии применяются с раннего возраста для формирования доверия ребенка и сохранения эмоционального контакта. Важной особенностью игровых технологий по мере роста ребенка становится включение игровых моментов во все виды деятельности. Для детей с 3-х лет возможны игры на восприятие, включение соревновательных моментов.

Игровые технологии используются в двух широких направлениях: для реализации игры как деятельности для ребенка и как средство его воспитания и становления детского коллектива [6, с. 72]. Воспитатель формирует способность ребенка к ролевому поведению.

Игра для ребенка является инструментом, который учит его: выделять какие-либо признаки предметов, характеристики, сравнивать и сопоставлять их, обобщать [7]. Игры воспитывают умение быстро реагировать на ситуацию,

развивают смекалку [8]. Игровые технологии позволяют сформировать наблюдательность, внимательность, инициативность, самостоятельность, развивают уверенность в ребенке [9]. В процессе игры ребенок учится математическим приемам (складывать, вычитать, делить, умножать), решают логические задачи в соответствии с возрастом [10]. Также реализация игровых технологий нацелена на развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, критического мышления, решение задач нестандартными способами.

Реализация игровых технологий основывается на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Среди функций игры выделяют: коммуникативная (освоение приемов общения); игротерапевтическая (преодоление трудностей, которые возникают в обычной жизни); диагностическая (проверка наличия отклонений развития от нормы; функция социализации (включение ребенка в отношения с другими детьми, воспитателями, субъектами воспитательного процесса). В процессе игры ребенок знакомится с нормами поведения, с границами других воспитанников, включается в общение и понимает каким образом выстраивать взаимодействие легче.

Игре присущи следующие черты: свобода действий (ребенок сам принимает решение вступать ли ему в ту или иную деятельность, он добровольно принимает это решение); творческий характер деятельности (ребенок может привносить свои идеи, которые не отвергаются воспитателем и другими детьми); положительный эмоциональный настрой (воспитатель организует атмосферу принятия друг друга, даже при условии состязательности момента); соблюдение правил (ребенок должен знать, что в игровой атмосфере есть правила, которых необходимо придерживаться и за нарушение которых могут быть применены соответствующие меры со стороны воспитателя).

Воспитатель погружает детей в искусственно сформированную ситуацию, где решаются задачи разного характера, в том числе и психологические и познавательные [11].

Среди способов построения игры выделяют: имитацию реального предметного действия с помощью игрушек (может быть использовано в раннем и младшем дошкольном возрасте) [12]; ролевое поведение (имитация действий, характерных для конкретного персонажа), (подходит для среднего дошкольного возраста); сложение сюжета (ребенок самостоятельно и с помощью воспитателя выстраивает отдельные элементы сюжета как целостное событие), (старший школьный возраст).

Главное отличие педагогической игры от обычной - наличие четко поставленной цели. Творческая игра имеет определенные законы развития для каждого возраста.

Постепенное усложнение деятельности позволяет пройти путь от предметно-игровых действий до речевых, воображаемых.

Через предметно-игровую среду взрослый определенным образом воздействует на самостоятельность ребенка, на процесс овладения им опытом, получаемом в игре, на уровень его развития. Согласно современным требованиям игровая среда должна быть предметно-насыщенной (иметь необходимое оборудование, материалы и приспособления); трансформируемой (возможность изменения пространственной среды); полифункциональной (необходимо наличие предметов, которые не закрепляет за собой жесткой функции использования, к примеру природные материалы); доступной (игрушки, пособия и материалы предназначенные для детей должны быть в свободном доступе для них); безопасности (обеспечение надежности и безопасности использования предметов, предназначенных для детей).

В игровой форме дети усваивают материал быстрее и проще. К примеру, игра «Важные номера» для детей дошкольного возраста подготовительной группы. Дети делятся на две команды по 5 человек. Каждому из членов

команды необходимо добежать до телефона, набрать «101», сообщить о пожаре, назвать свое имя, фамилию и адрес. Игра продолжается по второму кругу, где ребята набирают номер «102», вызывая полицию, и «103», вызывая скорую помощь.

Воспитатель тем самым организует предметно-пространственную среду, мотивирует и активизирует позицию ребенка.

Игры организуются с предметами, без предметов, используются настольные игры. Реализуются как в помещении, так и на воздухе. Каждая игра развивает игровой опыт: сначала идет развитие и усложнение содержания, затем игровых действий, развитие взаимоотношений с партнером, формирование самостоятельности и творческой позиции. Особенности выбора игры заключаются в следующем. Воспитатель ориентируется на конкретные воспитательные задачи, которые необходимо решить в данный момент и соотносит их с потребностями детей. Воспитатель предлагает ребенку игру, создавая игровую проблему, объясняя игровые задачи и правила, в соответствии с которыми реализуется игра. Игровое оборудование соответствует содержанию игры. Стоит отметить, что ни один ребенок не принуждается к игре, он вступает в процесс добровольно и открыто. При завершении игры воспитатель поощряет своих воспитанников за активное участие и озвучивает каких результатов достигла группа.

Заключение

Итак, опираясь на все вышесказанное, можем сделать вывод о том, что реализуемые в воспитательном процессе игровые технологии нацелены на подготовку ребенка к школе. Таким образом он изучает новые процессы и закрепляет уже знакомые действия. Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении позволяет ребенку расширить диапазон своих навыков и умений, научиться взаимодействовать в коллективе и решать возникающие задачи в соответствии с возрастом.

Игровые технологии опираются, главным образом, на принцип активности ребенка, его мотивацию и включенность в игровой процесс, способствуют разностороннему развитию ребенка, его обучению и воспитанию. Игровые технологии позволяют развивать его чувства, фантазию, трудолюбие и много других качеств. Использование игр в воспитательном процессе стимулирует развитие нескольких сфер личности ребенка: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую,

коммуникативную, нравственную.

Список литературы

1. Булаева М.Н., Лапшова A.B., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 220-231. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-20 EDN: VBLWDV

2. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 13-17. EDN: HQXJYY

3. Ваганова О.И., ХижнаяА.В., КостылеваЕ.А., КостылевД.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817. EDN: VSDHWD

4. Гладков A.B., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0072 EDN: ZAHZIL

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.

6. Мальцева С.M., Ваганова О.И., Алешугина E.A. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175. EDN: YSTYEN

7. ЛапшоваА.В., КолдинаМ.И. Коммуникативная компетентность педагога: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2016. 81 с. EDN: VNCEOZ

8. ЛапшоваА.В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 4. С. 31-35. EDN: SCEXJN

9. АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., КутеповМ.М. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 185-187. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0047 EDN: XFMRJY

10. Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Разработка фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 138-141. EDN: ZISRPB

11. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47-50. EDN: XRADCP

12. БулаеваМ.Н., ЛапшоваА.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36. EDN: ZWZUVL

References

1. BulaevaMN, LapshovaAV, PetrovYuN. Project-based learning in professional educational organizations in the management of corporate adult education. Russian Journal of Education and Psychology. 2015;(10):220-231. (In

Russ.). https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-20 EDN: VBLWDV

2. Bulaeva MN, Vaganova Ol, Ilyashenko LK. Designing educational technologies for teaching students of a professional educational organization.

Problems of Modern Pedagogical Education. 2019;(63-3): 13-17. (In Russ.). EDN: HQXJYY

3. Vaganova Ol, HizhnayaAV, KostylevaEA, Kostylev DS. Portfolio as a tool for evaluation of student achievement. International Journal of Applied And Fundamental Research. 2016. №4-4. C. 815-817. (In Russ.). EDN: VSDHWD

4. GladkovAV, Vaganova OI, Prokhorova MP. Modern pedagogical technologies as a means of increasing educational motivation. Baltic Humanitarian Journal. 2019;8(l):274-276. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0072 EDN: ZAHZIL

5. Mendzheritskaya DV. Vospitatelyu o detskoi igre = Educator about children's play. MarkovaTA. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1982. (In Russ.).

6. Malceva SM, Vaganova Ol, Aleshugina EA. Integrated module approach to development of the content of professional education. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(58-3): 172-175. (In Russ.). EDN: YSTYEN

7. LapshovaAV, KoldinaMI. Communicative competence teacher. Nizhny Novgorod: Minin University Publ.; 2016. 81 p. (In Russ.). EDN: VNCEOZ

8. Lapshova AV. Prospects of the educational process in the modernization of education. Scientific-Methodological Electronic Journal "Koncept". 2014;(4):31 -35. (In Russ.). EDN: SCEXJN

9. Aleshugina EA, Vaganova OI, Kutepov MM. Designing of individual trajectories of training with the use of online courses. Baltic Humanitarian Journal. 2019;8(1): 185-187. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0047 EDN: XFMRJY

10. Gladkov AV, Kutepov MM, TrutanovaAV. Development of assessment funds in conditions of implementation of the competent. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017;6(3): 138-141. (In Russ.). EDN: ZISRPB

11. Lapshova AV, Bulaeva MN, Leonova VN. Teacher of preschool education.

Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(59-4):47-50. (In Russ.). EDN: XRADCP

12. Bulaeva MN, Lapshova AV. Substantial foundations of professional education of students. Problems of Modern Pedagogica.1 Education. 2017;(57-5):30-36. (In Russ.). EDN: ZWZUVL

Статью рекомендовал к публикации научный руководитель

Ваганова О.И., к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород, Россия

Информация об авторе:

Абросимова Мария Алексеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Россия), SPIN-код: 7437-2220, AuthorlD: 1124871, email: mm а 15 2nn@m ail. пд

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 08.04.2022 Одобрена после рецензирования: 16.05.2022 Принята к публикации: 20.05.2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was recommended for publication by the supervisor Vaganova O.I., Cand. of Sciences in Pedagogy, Ass. prof. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Nizhny Novgorod, Russia

Information about the author'.

Maria A. Abrosimova, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (1 Ulyanov Str., Nizhny Novgorod 603000, Russia), SPIN-koa: 7437-2220, AuthorlD: 1124871, email: mmal52nn@mail.ru

Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interest.

Received: 08.04.2022

Approved after reviewing: 16.05.2022

Accepted for publication: 20.05.2022

The author has read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.