Научная статья на тему 'Особенности личностно-ориентированного профессионального образования'

Особенности личностно-ориентированного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-ориентированные технологии / профессиональное образование / личность / самостоятельность. / personality-oriented technologies / professional education / personality / independence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Абросимова

В статье раскрываются основные компоненты личностно-ориентированного профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на обеспечение таких условий, в которых студентам будет комфортно развиваться как в социальной, так и в профессиональной сфере. Личностно-ориентированное профессиональное образование заключается в персонализации педагогического взаимодействия, требующего активного участия от субъектов образовательного процесса. Существует большое количество педагогических технологий, обеспечивающих выполнение данных функций. Чаще всего они основаны на восприятии индивидуальности, самоценности личности. Описаны положения, через которые характеризуется сущность личностно-ориентированного обучения. Проанализированы направления, в которых стоит двигаться для увеличения доли личностно-ориентированной составляющей профессионального образования. Рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу при организации личностно-ориентированного обучения. Описаны этапы организации личностно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personality-oriented professional education

The article reveals the main components of student-centered professional education. Student-centered vocational education is aimed at providing such conditions in which students will be comfortable developing both in the social and professional spheres. Student-centered professional education consists in the personalization of pedagogical interaction, which requires active participation from the subjects of the educational process. There are a large number of pedagogical technologies that provide the performance of these functions. Most often they are based on the perception of individuality, self-worth of the individual. The provisions are described through which the essence of personality-oriented learning is characterized. The directions in which it is worth moving to increase the share of the personality-oriented component of vocational education are analyzed. The requirements for the teacher in the organization of student-centered learning are considered. The stages of organization of personality-oriented learning are described.

Текст научной работы на тему «Особенности личностно-ориентированного профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION

УДК 378.1

https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 199 EDN: EKOIPM Научная статья

Особенности личностно-орнентнрованного профессионального

образования

М.А. Абросимова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород, Россия И тта! 52гт@таИ.ги

Аннотация. В статье раскрываются основные компоненты личностно-ориентированного профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на обеспечение таких условий, в которых студентам будет комфортно развиваться как в социальной, так и в профессиональной сфере. Личностно-ориентированное профессиональное образование заключается в персонализации педагогического взаимодействия, требующего активного участия от субъектов образовательного процесса. Существует большое количество педагогических технологий, обеспечивающих выполнение данных функций. Чаще всего они основаны на восприятии индивидуальности, самоценности личности. Описаны положения, через которые характеризуется сущность личностно-ориентированного обучения. Проанализированы направления, в которых стоит двигаться для увеличения доли личностно-ориентированной составляющей профессионального образования. Рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу при организации личностно-ориентированного обучения. Описаны этапы организации личностно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, профессиональное образование, личность, самостоятельность.

Для цитирования: Абросимова М.А. Особенности личностно-ориентированного профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 199-208. https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 199

© Абросимова М.А., 2022

Attribution Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, cc by The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Original article

Features of personality-oriented professional education

M.A. Abrosimova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Nizhny Novgorod.\ Russia El mnui 152nnajiiait.ru

Abstract. The article reveals the main components of student-centered professional education Student-centered vocational education is aimed at providing such conditions in which students will be comfortable developing both in the social and professional spheres. Student-centered professional education consists in the personalization of pedagogical interaction, which requires active participation from the subjects of the educational process. There are a large number of pedagogi cal technologies that provide the perform ance of these functions. Most often they are based on the perception of individuality, self-worth of the individual. The provisions are described through which the essence of personality-oriented learning is characterized. The directions in which it is worth moving to increase the share of the personality-oriented component of vocational education are analyzed. The requirements for the teacher in the organization of student-centered learning are considered. The stages of organization of personality-oriented learning are described. Keywords: personality-oriented technologies, professional education, personality, independence.

For citation: Abrosimova MA. Features of personality-oriented professional education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3): 199-208. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 199

Введение

Центральным компонентом личностно-ориентированного

профессионального образования является профессиональное развитие личности в процессе обучения. Студенты должны освоить профессию, сформировать навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное образование понимается как особый вид образования, когда основным элементом образовательного процесса является взаимодействие педагогов и студентов [1]. Рассматриваемое профессиональное образование предполагает формирование условий, направленных на развитие у студентов навыков к самообразованию, самореализации. Высокие результаты профессионального образования зависят от вовлеченности студентов в процесс обучения. Когда обучающиеся самостоятельно добывают знания, а не пользуются ими в готовом виде, эффект

от образовательного процесса заметно возрастает. Для овладения профессиональными знаниями и умениями студентам важно принимать активное участие в образовательной деятельности.

Материалы и методы

В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: теоретические (систематизация опыта, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение

Идеи, лежащие в основе личностно-ориентированного профессионального образования описаны в трудах таких педагогов и ученых В.А. Сластенина, М.А. Викулиной, Павловой О.Ю., Тихоновой Т.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на обеспечение таких условий, в которых студентам будет комфортно развиваться как в социальной, так и в профессиональной сфере. Цели профессионального образования формируются в соответствии с конкретной моделью будущего профессионала. Ключевым фактором личностно-ориентированного обучения выступает опыт обучающихся в процессе теоретической и практической подготовки. Студенты, взаимодействуя друг с другом, приобретают умения и навыки своих сверстников.

Сущность личностно-ориентированного обучения можно рассматривать через следующие положения.

- личностное и профессиональное развитие студентов рассматривается как приоритетная цель на всех этапах профессионального процесса обучения. В соответствии с данным положением студентам необходимо активно участвовать в образовательном процессе;

- основными показателями профессионального развития выступают критерии личностного и профессионального роста. Для грамотной оценки данных показателей необходимо проводить мониторинг профессионального развития студентов [2];

201

- психолого-педагогическую единицу профессионального образования составляет учебно-профессиональная ситуация, моделирующая элементы профессионального образовательного процесса;

- социально-профессиональные качества педагогов интегрируются в методы обучения, становятся показателями профессионального становления студентов.

Исходя из описанных выше положений, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированное профессиональное образование сочетает в себе принципы гуманистического направления [3]. В этом смысле стоит заметить, что в основе лежит развитие личности. Рассматриваемая система профессионального образования является инновационной по сравнению с традиционными подходами к образованию.

Для увеличения доли личностно-ориентированной составляющей профессионального образования необходимо ориентироваться на следующие направления:

- увеличивать количество специальных курсов, направленных на развитие профессионально важных навыков. В качестве профессионально значимых качеств можно выделить ответственность, способность к динамично меняющимся условиям, инициативность, творческое мышление, активность студентов [4];

- использование в процессе обучения разнообразных гуманитарных ценностей, способствующих развитию у студентов уважительного отношения к себе и окружающим. Это важно при формировании собственной образовательной траектории для освоения будущей профессии;

- учет при разработке образовательных программ особенностей рынка труда и требований работодателей. Это позволит адаптировать учебные планы под популярные требования;

- использование в процессе обучения опыта обучающихся, под которым понимается система социальных, личностных и учебно-профессиональных ситуаций, направленных на реализацию образовательной функции [5].

На данном этапе развития системы образовании современному специалисту важно обладать такими качествами как ответственность, работоспособность, профессиональная самостоятельность, инициативность, творческая активность. Для этого в профессиональном образовании и используется личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированное профессиональное образование заключается в персонализации педагогического взаимодействия, требующего активного участия от субъектов образовательного процесса [6]. Существует большое количество педагогических технологий, обеспечивающих выполнение данных функций. Чаще всего они основаны на восприятии индивидуальности, самоценности личности. Как уже было отмечено ранее, важнейшей целью личностно-ориентированного профессионального образования является удовлетворение запросов личности, развитие собственного Я, самоопределение, самостоятельность, создание условий для самореализации [7].

Использование личностно-ориентированного обучения требует от педагогов:

- организации взаимодействия;

- использование информационных технологий;

- реализация профессионального самообразования студентов;

- организации познавательной деятельности студентов, способствующей развитию мышления;

- погружение студентов в творческую среду, где они могли бы не только решать профессиональные задачи, но и создавать собственные.

Одним из достоинств личностно-ориентированного обучения является возможность адаптации содержания, инструментов и темпа обучения под конкретные особенности студента [8]. Индивидуальный подход к студенту

203

позволяет педагогу в процессе обучения взаимодействовать с отдельными обучающимися. При таком обучении преподаватель внедряет психолого-педагогические, организационно-управленческие мероприятия,

обеспечивающие индивидуализацию обучения.

При реализации личностно-ориентированного обучения перед педагогом стоит цель сохранить и организовать условия для дальнейшего развития студента, его личностных способностей. Педагогу важно улучшать образовательную мотивацию студентов и развивать познавательные интересы. Отдельное внимание уделяется развитию таких личностных качеств как самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Педагоги нередко в своей практике используют личностно-ориентированные педагогические технологии. Они имеют ряд особенностей:

- благодаря личностно-ориентированным технологиям у студентов формируется адекватная самооценка;

- самостоятельный выбор студентов касательно формы, содержания и темпов обучения;

- с помощью элементов личностно-ориентированных технологий у конкретных студентов преодолеваются индивидуальные недостатки в знаниях, умениях и навыках;

- формулируются факторы, обуславливающие неуспеваемость студентов (какие-либо пробелы в знаниях, уменьшение работоспособности на занятиях);

- оптимизация образовательного процесса применительно к способным студентам.

Личностно-ориентированное профессиональное образование

предполагает организацию образовательного процесса, который включает в себя несколько этапов. Во-первых, ориентационный этап, когда педагогу необходимо договориться с обучающимися о содержании процесса обучения, результатах их деятельности. Каждому студенту предоставляется право самостоятельно выбирать темп своего обучения. Второй этап -

204

подготовительный. На этом этапе педагог должен обеспечить мотивацию студентов. Педагог на своем профессиональном опыте объясняет студентам основные преимущества обучения. Третьим этапом является основной этап. Здесь происходит освоение знаний и умений. Учебную информацию необходимо преподносить четко и с опорой на практические знания. На этом этапе можно предложить студентам самостоятельно выполнить задания для самопроверки. Основополагающим принципом является добывание знаний самостоятельно. Итоговый этап предполагает оценку лучших работ.

Заключение

Таким образом, личностно-ориентированное профессиональное образование представляет обучение, центральным элементом которого выступает личность студента, его самоценность, собственный опыт. Для реализации эффективного образовательного процесса необходимо активное участие субъектов учебного процесса. Поскольку основной формой обучения в высших учебных заведениях является лекция, то педагогу необходимо сконцентрировать внимание на том, как будущие профессионалы усвоили учебный материал. В таких условиях студенты имеют возможность творчески мыслить, проявлять инициативу, а не только принимать готовую информацию. Деятельность преподавателя направлена не на получение готовых знаний, сколько на развитие способностей самостоятельно добывать информацию, прививает привычку к рассуждениям .

Список литературы

1. Мусина Л.М. Личностно-ориентированные подходы в обучении // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 37-42. ЕГЗЫ: ВУ\УУХ\¥

2. Горбунова Н.В. Личностно-ориентированный подход к реализации профессионального образования в условиях становления инновационной образовательной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 80-82. ЕВ№ НМкСЕЬ

3. МанжуеваН.Ф. Особенности личностно-ориентированного подхода при формировании культурно-досуговых компетенций специалистов социально-культурной деятельности в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарное пространство. 2021. Т. 10. № 5. С. 620-626. https://doi.org/10.24412/2226-0773-10-5-620-626 EDN: JXXXRG

4. АрхиповаН.А., Евдокимова H.H., РудинаТ.В. Личностно-ориентированная направленность дистанционного обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 78. С. 3-6. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-3-6 EDN: THILBD

5. Дмитренко Т.А. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе высшего языкового образования в условиях его цифровизации // Наука и школа. 2021. № 6. С. 173-183. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-173-183 EDN: DIQXBV

6. Олехов A.A. Влияние личностно-ориентированного подхода в обучении на формирование познавательных умений учащихся в дополнительном образовании // Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 117-122. https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10016 EDN: IWOJNI

7. АбдыгазиеваН.К., ЖолдошалиеваЖ.Э. Роль личностно-ориентированного подхода в обучении // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 3. С. 293-296. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/35 EDN: TEGHRA

8. Магомедов Г.М., ГамзаеваМ.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 176-178. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00251 EDN: VVJAWM

References

1. MusinaLM. Personality-oriented approaches to learning. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2021;(2):37-42. (InRuss.). EDN: BVWVXW

2. GorbunovaNV. Personal-oriented approach to realization of vocational education in conditions of formation of innovative educational paradigm. Problems of Modern Pedagogical Education. 2020;(68-2): 80-82. (InRuss.). EDN: HMRGEL

3. ManzhuevaN.F. Features of the personality-oriented approach in the formation of cultural and leisure competencies of specialists in socio-cultural activities in the system of additional professional education. Humanity Space. 2021;10(5):620-626. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2226-0773-10-5-620-626 EDN : JXXXRG

4. ArkhipovaNA, Evdokimova NN, RudinaTY. Personal-oriented orientation of distance learning in higher education institutions. Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences. 2021;23(78):3-6. (In Russ.). https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-3-6 EDN: THILBD

5. Dmitrenko TA. Personality-oriented technologies of teaching in the system of higher language education in the context of its digitalization. Science and School. 2021;(6): 173-183. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-173-183 EDN: DIQXBV

6. Olekhov AA. Influence of the personality-oriented approach in teaching on the formation of cognitive skills of students in additional education. Vestnik permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo univers itetd. Se riva № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2020;(1): 117-122. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10016 EDN: IWOJNI

7. Abdygazieva N, Zholdoshalieva ZH. The role of a personally-focused approach in learning. Bulletin Of Science And Practice. 2021;7(3):293-296. (In Russ.). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/35 EDN: TEGHRA

8. Magomedov GM, Gamzaeva MV. Teacher in the system of personal-oriented education. Mir nauki, kiiltury, obrazovaniya. 2020;(2): 176-178. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00251 EDN: VVJAWM

Статью рекомендовал к публикации научный руководитель

Ваганова О.И., к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород, Россия

Информация об авторе:

Абросимова Мария Алексеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Россия), SPIN-код: 7437-2220, AuthorlD: 1124871, email: mmal52nn@mail.ru

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 12.04.2022 Одобрена после рецензирования: 20.05.2022 Принята к публикации: 26.05.2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was recommended for publication by the supervisor Vaganova O.I., Cand. of Sciences in Pedagogy, Ass. prof. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Nizhny Novgorod, Russia

Information about the author'.

Maria A. Abrosimova, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (1 Ulyanov Str., Nizhny Novgorod 603000, Russia), SPIN-koa: 7437-2220, AuthorlD: 1124871, email: mmal52nn@mail.ru

Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interest

Received: 12.04.2022

Approved after reviewing: 20.05.2022

Accepted for publication: 26.05.2022

The author has read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.