Научная статья на тему 'Реализация идей поликультурного образования в учебно-методическом комплекте для начальной школы «Диалог»'

Реализация идей поликультурного образования в учебно-методическом комплекте для начальной школы «Диалог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / POLY-CULTURAL EDUCATION / ELEMENTARY SCHOOL / EDUCATIONAL-METHODICAL SET OF TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воюшина М. П.

В статье рассматриваются основные подходы и принципы построения учебно-методического комплекта «Диалог» по литературному чтению для 1-4 классов, созданного в РГПУ им. А.И. Герцена. Учебно-методический комплект реализует системно-деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический подходы, принципы диалогизации и вариативности обучения, создает условия для того, чтобы ученик овладел предметными компетентностями, метапредметными знаниями и умениями, универсальными учебными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воюшина М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives attention to the approaches and principles of organization of the set of reading textbooks for elementary school "Dialogue" that was developed at Herzen State Pedagogical University of Russia. This set is based on the system-action, learner-centered and culture-oriented approaches as well as principles of dialogue-orientation and variability of education that creates conditions for the learner to master subject competences, meta-subject knowledge and skills and universal learning strategies.

Текст научной работы на тему «Реализация идей поликультурного образования в учебно-методическом комплекте для начальной школы «Диалог»»

М.П. Воюшина

Реализация идей поликультурного образования в учебно-методическом комплекте для начальной школы «Диалог»

В статье рассматриваются основные подходы и принципы построения учебнометодического комплекта «Диалог» по литературному чтению для 1-4 классов, созданного в РГПУ им. А.И. Герцена. Учебно-методический комплект реализует системно-деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический подходы, принципы диалогизации и вариативности обучения, создает условия для того, чтобы ученик овладел предметными компетентностями, метапредмет-ными знаниями и умениями, универсальными учебными действиями.

Ключевые слова: поликультурное образование, начальная школа, учебно-методический комплект.

Воплощение стратегии поликультурного образования в практике работы школы требует целого ряда новых методических решений и создания нового методического обеспечения каждой школьной дисциплины. Недостаточно откорректировать или модернизировать имеющиеся учебники, необходимо создать учебники нового поколения, поскольку изменение цели образования влечет за собой необходимость адекватных ей преобразований в содержании и методах обучения. Коллектив ученых РГПУ им. А.И. Герцена работает над принципиально новым учебно-методическим комплектом (далее - УМК) для поликультурной начальной школы «Диалог».

«Диалог» - ключевое для УМК понятие - трактуется как взаимодействие различных позиций, представлений, идей, образов, языков, наук и искусств, точек зрения, которое приводит к взаимопониманию и взаи-мообогащению участников диалога, и как способ познания мира, освоения духовных ценностей, способ самоопределения, позволяющий человеку научиться жить в условиях многообразия культур, типов сознаний, логик, точек зрения.

Образовательный процесс в поликультурной начальной школе с русским языком обучения и полиэтническим составом учащихся преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить и быть успешной в быстроменяющемся мире в условиях многообразия культур. Приоритетной для поликультурного начального образования задачей

Филологические

науки

Методика

является формирование российской гражданской идентичности при интересе к другим этносам, другим культурам и уважении к их представителям, а также формирование культуросообразного поведения.

Решение этой задачи потребовало построения УМК на основе сочетания нескольких подходов: системно-деятельностного, личностно ориентированного, культурологического, метаметодического. Эти подходы взаимно дополняют друг друга, создают возможность всесторонне рассмотреть образовательный процесс.

Системно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой и многообразной картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях:

- целевом (при определении целей и задач учебных дисциплин);

- содержательном (при отборе и выстраивании системы знаний, способов действий, опыта творческой деятельности, опыта эмоциональноценностного отношения к миру в каждой учебной дисциплине);

- организационно-деятельностном (при планировании деятельности обучающихся и работы учителя по ее организации). Системно-деятельностный подход проявляется и в том, как выстраивается траектория развития ученика, и в том, как оцениваются результаты обучения. Отношение к ученику как к развивающейся личности проявляется в оценке результатов его учебной деятельности: система диагностических работ позволяет прослеживать динамику продвижения ребенка, учитывать его индивидуальные особенности.

Формирование целостной картины мира опирается также на метаме-тодический подход и реализуется в междисциплинарном взаимодействии: в выделении близких для разных учебных предметов целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования), в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий.

Личностно ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование качеств личности, необходимых для жизни в поликультурном мире: избирательности, ответственности, направленности на Другого, креативности, инициативности, активности, мобильности, рефлексивности. Реализуется данный подход за счет включения в содержание обучения учебных ситуаций, в которых востребован поступок как элемент поведения ребенка, широкого применения метода проектов, организации внеурочной образовательной деятельности, связанной с содержанием школьных дисциплин и носящей межпредметный характер.

Культурологический подход сказывается в рассмотрении изучаемого материала как элемента культуры, в актуализации доступных младшим

школьникам культурных связей, вытекающих из содержания программного материала. Идея диалога культур реализуется за счет широкого использования сопоставительного анализа различных культурных объектов и явлений (объектов окружающего мира, явлений природы, произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов и т.д.).

Образовательный процесс способствует становлению культурного поля школьника как того пространства культуры, которое осваивает (присваивает) ребенок. Понятие «культурное поле» не исчерпывается большим объемом знаний т. е. - широким культурным кругозором. Смысл его введения в том, чтобы выйти на иной - поведенческий уровень.

Выйти, с одной стороны, за рамки обязательной урочной деятельности, с другой - за рамки одного школьного предмета, преодолеть разрыв между школьным обучением и жизнью ребенка, дать возможность получить опыт творческой самостоятельной культуросообразной созидательной деятельности. Становление культурного поля ребенка - задача всего образовательного процесса, решаемая при преподавании разных школьных дисциплин.

Формирование культурного поля личности в учебном процессе предполагает стимулирование активности, мотивированности на изучение, сохранение и создание культурных ценностей; овладение содержанием и способами деятельности; вырабатывание ценностных ориентиров. Происходит это за счет создания ситуаций, побуждающих ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия. Таким образом, можно сказать, что культурное поле - это совокупность потребностей, ценностей, мотивов, интересов, знаний, умений, которая проявляется в активной деятельности, при которой личностно значимые цели являются и общественно полезными.

УМК «Диалог» строится на принципах диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, вариативности обучения.

Принцип диалогизации обучения проявляется в том, что диалог учителя и ученика, ученика и ученика реализуется на уровне методики обучения, предполагающей равноправность участников диалога в поиске решения, стремление к взаимопониманию, порождению смысла, а не получение заранее известной суммы знаний. Диалогичность обучения должна разумно сочетаться с монологичностью, общение - с коммуникацией, поскольку одна из важнейших задач начальной школы - формирование навыка чтения, письма, счета, общеучебных умений. Понятие

Филологические

науки

Методика

«коммуникация» обозначает передачу информации от субъекта (учителя) к объектам (ученикам), причем задача учеников данную информацию принять, понять и усвоить. Под общением понимается такая форма связи субъекта (учителя) с другими субъектами (учениками), при которой происходит истолкование, осмысление, оценка учениками полученного сообщения, доведение этой оценки до всех участников общения, что ведет к обмену мнениями, взаимообогащению, «приращению» смысла. М.С. Каган справедливо отмечал, что «средства коммуникации необходимы ... в деятельности образования, поскольку какие бы дидактические приемы ни использовал учитель, он сообщает ученикам нечто объективно существующее и не зависящее ни от него, ни от учеников, т.е. произносит монолог, если же он признает право ученика иметь в данной ситуации свое мнение и его речь является не сообщением, а общением, монолог перерастает в диалог, в котором равно активны оба участника собеседования. Поэтому педагог должен владеть средствами монолога и диалога, используя те или другие в соответствующих ситуациях, в зависимости от того, нужно ему что-то сообщать своим ученикам или в чем-то их убеждать как своих юных друзей» [1, с. 20].

Полиэтнический состав учащихся требует особого внимания к овладению русским языком как языком, обеспечивающим межличностное общение и учебно-познавательную деятельность.

Принцип вариативности обучения относится как к учителю, так и к ученику. Ученик имеет право выбора домашнего задания, ученик сам решает, принимать или не принимать участие в работе над конкретным проектом, самостоятельно выбирает вид и объем заданий. Участие в проектной деятельности осуществляется исключительно на добровольной основе, отказ ребенка не влечет за собой никаких негативных последствий. Задача учителя - не принуждать, а побуждать к культуросообразному поведению. Решение этой задачи требует терпения и такта. Только пробудив интерес ребенка, создав положительную мотивацию, можно добиться успеха. Учитель в зависимости от уровня готовности класса, интересов и запросов учеников дозирует учебную работу. Интерес рассматривается как один из важнейших результатов начального образования. Именно интерес - основой стимул познавательной и, шире, культурной деятельности школьника.

Содержание образования в каждой предметной области соотносится с основными элементами социальной культуры. Практическая направленность УМК выражается в том, что системообразующим элементом содержания образования является система универсальных учебных действий, призванная обеспечить полноценное общение с учебно-научным

и художественным текстом, получение и обработку учебной информации, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.

УМК включает: концепцию, междисциплинарную программу формирования универсальных учебных действий, программы и учебники по всем учебным дисциплинам начальной школы, тетради на печатной основе, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей и родителей.

Таким образом, только последовательное методическое воплощение идей поликультурного образования в программе, учебниках, рекомендациях для учителей позволит на практике решить важнейшую задачу - воспитание человека, способного к полифоническому видению мира, исповедующего толерантность как нравственный идеал и норму поведения.

Библиографический список

1. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогический теории // Педагогика культуры. 2005. № 3-4. - С. 12-21.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.