М. П. Воюшина,
заведующая кафедрой детской литературы
Л. В. Савельева,
заведующая кафедрой начального языкового образования
С. Н. Цейтлин, заведующая кафедрой детской речи Т. А. Барышева,
заведующая кафедрой художественного образования ребенка СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАЧАЛЬНОМУ ЭТАПУ ОБРАЗОВАНИЯ
Коллектив института детства РГПУ им. А. И. Герцена приступил к созданию учебно-методического комплекта «Диалог» для начальных классов средней общеобразовательной школы.
Создание новой концепции начального этапа образования обусловлено вызовами времени:
• миграционные процессы, обострение межнациональных конфликтов
привели к изменению взгляда на роль образования в обществе. В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации»1 образование рассматривается как стратегический ресурс устойчивого развития полиэтнического общества России и важный фактор обеспечения национальной безопасности многонационального государства. «Удовле-
творение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России с одновременным сохранением единства культурного, образовательного и духовного пространства страны»2 требует создания образовательных систем, построенных на диалоге культур и разработки методики преподавания, учитывающей специфику полиэтнической школы;
• условия жизни в постиндустриальном информационном обществе сместили акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее получению, обработке, интерпретации, использованию, т. е. на превращение информации в знание, окрашенное ценностным смыслом;
• интеграционные процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира;
• социальное расслоение общества, рыночные отношения привели к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требует самостоятельности, инициативности, мобильности;
• сочетание достижений технического прогресса с коммерционализа-цией всех сфер жизни существенно повысило возможности среды в формировании стереотипов поведения и усилило прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения; необходим выход предметных методик преподавания на поведенческий уровень;
• глобальный экологический кризис, повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывают необходимость экологического воспитания, в том числе социальноэкологического , закрепления в системе образования нового миропонимания и замены системы «природа—общество» на представление об объективном существовании биосоциальной системы «человек—природа— культура—общество».
Ответить на эти вызовы времени можно, если изменить всю методическую триа-
ду — цель, содержание, методы обучения, воспитания и развития. Эти изменения должны затронуть не только отдельные школьные дисциплины, но весь начальный этап как базовый в системе школьного образования.
Предлагаемая концепция основывается на требованиях государственного стандарта начального общего образования, расширяет и углубляет его федеральный компонент.
В название концепции вынесено ключевое для нового учебнометодического комплекта понятие — диалог, трактующееся как столкновение различных позиций, представлений, идей, образов, языков искусств, точек зрения, которое приводит к взаимопониманию и взаимо-обогащению участников диалога, и как способ познания мира, освоения духовных ценностей, способ самоопределения, позволяющий человеку научиться жить в условиях многообразия культур, типов сознаний, логик, точек зрения.
Содержание понятия «диалог» определило трактовку цели, отбор принципов, содержания и методов образования.
Цели начального этапа образования сформулированы с двух позиций — с точки зрения учителя и с точки зрения ученика — и отражают диалогичность образовательного процесса.
Цель начального этапа образования
С точки зрения учителя С точки зрения ученика
Развитие личности, понимаемое как разворачивание вовне изначально заложенных природных свойств и включающее как общее, так и специальное (языковое, литературное, художественное, естественноматематическое) развитие Развивать свои возможности, стараться достичь большего
Воспитание толерантности, т. е. ценностного отношения к Человеку, Культуре, Природе, понимания и принятия многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки Научиться уважать других и заслужить уважения к себе, узнать об обычаях людей другой национальности, о жизни в других уголках Земли, отвечать за свои поступки
Формирование системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, основанной на междисциплинарных связях и обеспечивающей продуктивность учебно-познава-тельной деятельности; формирование информационной и интеллектуально-речевой культуры Научиться читать, писать, считать, рисовать, петь... трудиться. Узнать много нового и интересного
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Расти здоровым
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование культурного поля школьника Быть активным, найти интересную для себя область и развить свои способности в этой области
Концепция строится на основе системного, субъектнодеятельностного, личностно ориентированного, культурологического, метаметодического подходов, а также принципов диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся.
Названные подходы и принципы вытекают из поставленных целей, тесно связаны друг с другом и реализуются в содержании и в методах образования. Предметное содержание и методы изучения отдельных дисциплин будут раскрыты в учебных программах, здесь же остановимся на наиболее важных отличительных особенностях нового УМК.
1.Начальный этап образования рассматривается как базовый (а не пропедевтический) в процессе развития школьников, поскольку именно в этот период активно формируются потребности, мотивы, установки, обеспечивающие учебно-познавательную деятельность, начинается систематическое изучение наук и искусств, формируются ценностные ориентации, происходит становление культурного поля ребенка.
2.Формирование целостной картины мира опирается на метаметодиче-ский подход и реализуется в выделении близких для разных учебных предметов целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений.
3.Отбор содержания образования в каждой предметной области опирается на системно-функциональный подход и соотносится с основными элементами социальной культуры: знаниями, способами деятельности,
опытом творчества, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру. Практическая направленность УМК выражается в том, что системообразующим элементом содержания образования является система междисциплинарных умений, призванная обеспечить полноценное общение с научноучебным и художественным текстом, получение и обработку учебной информации, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.
4.Полиэтнический состав учащихся требует особого внимания к овладению русским языком как языком, обеспечивающим межличностное общение и учебно-позна-вательную деятельность.
Организация лингвистической помощи будет включать три направления:
• оптимизацию речевой среды, предполагающую, во-первых, речевое поведение русскоязычных партнеров по коммуникации, которое должно быть ориентировано на восприятие речи инофоном; во-вторых, особый характер письменных текстов (в том числе и учебных), которые должны быть доступны по содержанию и по форме детям-инофонам;
• языковое образование и речевое развитие детей-инофонов на уроках русского языка;
• организацию специальных занятий с детьми-инофонами во внеурочное время. УМК включает специальные пропедевтические (предшкольные) и коррекционные курсы русского языка для детей, которые в этом нуждаются. Эти курсы обеспечиваются пособиями, направленными на индивидуальное сопровождение естественного речевого развития ребенка, для которого русский язык не является родным, за счет создания активной речевой среды.
5.Идея диалога культур реализуется на всех предметах гуманитарного цикла за счет широкого использования сопоставительного анализа различных культурных объектов (произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм,
обычаев разных народов). Культурологический подход сказывается в рассмотрении изучаемого материала как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам культурных связей, вытекающих из содержания программного материала.
6.Диалог учителя и ученика, ученика и ученика реализуется на уровне методики обучения, предполагающей равноправность участников диалога в поиске решения, стремление к взаимопониманию, порождению смысла, а не получение заранее известной суммы знаний.
7.Диалогичность обучения должна разумно сочетаться с монологичностью, общение — с коммуникацией, поскольку одна из важнейших задач начальной школы — формирование навыков чтения, письма, счета, общеучебных умений. Понятие «коммуникация» обозначает передачу информации от субъекта (учителя) к объектам (ученикам), причем задача учеников данную информацию принять, понять и усвоить. Под общением понимается такая форма связи субъекта (учителя) с другими субъектами (учениками), при которой происходит истолкование, осмысление, оценка
учениками полученного сообщения, доведение этой оценки до всех участников общения, что ведет к обмену мнениями, взаимообогащению, «приращению» смысла. М. С. Каган справедливо отмечал, что «средства коммуникации необходимы ... в деятельности образования, поскольку какие бы дидактические приемы ни использовал учитель, он сообщает ученикам нечто объективно существующее и не зависящее ни от него, ни от учеников, т. е. произносит монолог, если же он признает право ученика иметь в данной ситуации свое мнение и его речь является не сообщением, а общением, монолог перерастает в диалог, в котором равно активны оба участника собеседования. Поэтому педагог должен владеть средствами монолога и диалога, используя те или другие в соответствующих ситуациях, в зависимости от того, нужно ему что-то сообщать своим ученикам или в чем-то их убеждать как своих юных друзей».
8.Задача формирования информационной и интеллектуально-речевой культуры школьников, обеспечивающей продуктивность самостоятельной познавательной деятельности, решается с учетом специфики восприятия мира современным ребенком, что требует усиления внимания к визуальным способам предъявления теоретического материала в учебниках и учебных пособиях, многофункционального использования компьютерной поддержки учебного процесса.
9.Личностно ориентированный подход предполагает направленность
обучения на формирование определенных качеств личности: избиратель-
ности, направленности на Другого, ответственности, креативности, рефлексивности. Реализуется данный подход за счет включения в содержание обучения ситуаций, в которых востребован поступок, как элемент поведения ребенка.
10. Идея непрерывного образования (образования через всю жизнь) реализуется с помощью особой системы организации самостоятельного чтения, самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельного поиска информации в процессе изучения всех предметных областей. Самостоятельная работа младшего школьника невозможна без поддержки взрослых, поэтому УМК содержит пособия для родителей, в которых объясняются цели и задачи изучения школьных дисциплин, рассказывается, как методически грамотно оказать помощь ребенку, поддержать его самостоятельность в освоении конкретного учебного курса и в расширении культурного кругозора.
11. Формирование культурного поля школьника, воспитание инициативности, активности, мобильности, ответственности предполагает широкое применение метода проектов, организацию взаимосвязанной ра-
боты школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры .
УМК включает: учебники по основным предметам начальной школы,
тетради на печатной основе, терминологические словари по учебным дисциплинам, комплексные словари, дающие разноаспектную информацию о слове, комплекты таблиц, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителя и родителей.
Примечания
1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Бюллетень
Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. № 11. С. 5-17.
2. Там же. С. 5.