Научная статья на тему 'Реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности средствами современного краеведения'

Реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности средствами современного краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ / CONCEPT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE INDIVIDUAL CITIZEN OF RUSSIA / LOCAL HISTORY / INTEGRATED LOCAL HISTORY / FORMAL / INFORMAL / INFORMAL EDUCATION / METHODOLOGICAL WAYS OF STUDYING THE NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Ирина Ивановна, Беляева Татьяна Константиновна

В статье рассмотрены возможности реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России средствами современного краеведения. Определена роль современного краеведения в формировании гражданской позиции и национального самосознания школьника, показаны примеры изучения курса дополнительного образования «Основы краеведения Москвы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Ирина Ивановна, Беляева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE IDEAS OF THE CONCEPT OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE INDIVIDUAL BY MEANS OF MODERN LOCAL HISTORY

The article considers the possibility of implementing the ideas of the Concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia by means of modern local history. The role of modern local history in the formation of citizenship and national consciousness of the student, the examples of studying the course of additional education " Fundamentals of local history of Moscow."

Текст научной работы на тему «Реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности средствами современного краеведения»

Педагогика

УДК 37.01

доктор педагогических наук, профессор Баринова Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МШ У) (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России средствами современного краеведения. Определена роль современного краеведения в формировании гражданской позиции и национального самосознания школьника, показаны примеры изучения курса дополнительного образования «Основы краеведения Москвы».

Ключевые слова: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, краеведение, комплексное краеведение, формальное, неформальное, информальное образование, методические пути изучения родного края.

Annotation. The article considers the possibility of implementing the ideas of the Concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia by means of modern local history. The role of modern local history in the formation of citizenship and national consciousness of the student, the examples of studying the course of additional education " Fundamentals of local history of Moscow."

Keywords: the Concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia, local history, integrated local history, formal, informal, informal education, methodological ways of studying the native land.

Введение В современных политических, экономических, социальных условиях значение духовно-нравственного воспитания как никогда становится актуальным. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Поэтому сегодня все более современным становится тезис о возрождении духовности, воспитании патриотизма, который тесно связывается с формированием национальных (патриотических) и интернациональных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценностям человеческой культуры.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [4].

Изложение основного материала статьи. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» говорится, что «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4].

Современная ситуация в отечественном и зарубежном образовании может рассматриваться как этап формирования нового образовательного пространства, который обусловлен изменениями целей образования, форм освоения новых знаний, организации учебного процесса в связи с использованием новых инновационных технологий, в том числе и ИКТ.

Ученые к основным особенностям образования XXI века относят следующие: дистанционность и мобильность; формирование нового вида грамотности - информационно-коммуникативной; интерактивность; проектность, технологичность, усиление креативности школьников, возможность одновременного движения по нескольким образовательным траекториям; образование на протяжении всей жизни.

Образовательный процесс усложняется и удлиняется, опираясь на взаимодействие технологий формального, неформального и информального образования. Доминировавший длительное время акцент на преимущества формального образования, которое осуществляется в школах, колледжах и высших учебных заведениях на основе специально разработанных программ, постепенно ослабевает за счет развития различных форм неформального образования. При этом к неформальному образованию относят учебную деятельность, которая может осуществляться как в школе, так и за ее пределами. Характер этой деятельности может быть очень широким - от предпрофессиональной до общекультурной. Наиболее продолжительным

можно считать информальное образование, которое иногда называют повседневным образованием [5]. К этому виду образования можно отнести посещение музеев, театров, выставок, чтение литературы, знакомство с новостями СМИ.

Современный ФГОС ООО [7] определяет систему требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в виде триады: личностные, метапредметные и предметные. И очень важно, что в настоящее время уже не подвергается сомнению то, что воспитание - важнейшая цель образования, обеспечивающая устойчивое социально-экономическое и политическое развитие страны.

В числе главных личностных результатов воспитания названы российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, сопричастность к судьбе России, осознанное и уважительно отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира[6]. Анализ существующей практики в образовательных учреждениях обнаружил недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию национальной идентичности в школе. Причина сложившейся ситуации - в отсутствии продуманной тактики патриотического воспитания, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, в низкой вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, преобладание «знаниевой» парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной системами организации образовательного процесса [2]. Формирование идентичности в подростковом возрасте осуществляется в процессе самоопределения, представляющего собой специфическую форму исследовательской активности, направленной на ориентацию в сфере социальных и межличностных отношений.

Роль школьной географии в воспитании Гражданина и Патриота неизмеримо велика, поскольку именно география один из основных предметов, обеспечивающий формирование национальной идентичности, формирующий образ родной страны, родного края. Уникальность предмета заключается в том, что он удачно совмещает образное восприятие и логическое мышление, дает достоверную информацию о той или иной территории - ее природе, природных ресурсах, населении, хозяйстве, экологии - и научно, и эмоционально. При этом традиционно используется краеведческий принцип, позволяющий «играть масштабами», т.е. рассматривать ту или иную территорию от малой родины на карте России до России на карте мира. Это особенно важно в эпоху глобализации, когда стираются национальные черты и особенности стран, регионов, городов, когда насаждаются некие общие правила во всем: поведении, одежде, культуре и т.д. Все это приводит в конечном счете к тому, что утрачиваются традиционные ценности, происходит отрыв от исторических корней, нивелируется личность человека, а это весьма опасные тенденции, открывающие путь к экстремизму и терроризму для мало образованных, доверчивых и беспринципных молодых людей.

Современное краеведение по сути - комплексная дисциплина, всесторонне изучающая историю, географию, экологию, культуру и традиции родного края. Изучение родного края закладывает основу, фундамент воспитания гражданина, патриота, любящего свою Родину, готового служить ей, защищать ее. Именно с изучения малой родины начинается формирование национального самосознания, ответственной гражданской позиции, чувство гордости за свою страну, свой народ, его культуру и традиции.

Краеведческие знания опираются на предельно конкретный, знакомый и понятный школьнику материал. В наше время, когда глобализация отодвигает на второй план национальные черты и традиции, переиначивая все по одной схеме, особенно важно сохранить и показать своеобразие и самобытность географического образа своей Родины, своего края, обычаи и традиции его населения [3].

Именно с опорой на краеведческие знания школьникам легче усваивать сложные взаимосвязи в природе и обществе, оценивать благоприятность или не благоприятность природных условий для жизни и деятельности человека, экологическую ситуацию территории, прогнозировать меры по ее улучшению.

Место изучения родного края в системе географического образования определяет, как правило, учитель: либо от общего (глобального) к частному (родному краю), либо от частного к общему, либо параллельно, т.е. изучая глобальные закономерности природы приводит примеры их проявления на территории своей местности. Таким образом, триада: мир - страна - родной край, может быть рассмотрена в процессе обучения как от общего к частному, так и от частного к общему, иными словами или дедуктивным или индуктивным методом. Учитель осуществляет наиболее целесообразный для того или иного класса выбор метода обучения и форму изучения краеведческого материала - или решение практико- ориентированных и проблемных задач на примере краеведческого материала при рассмотрении общих вопросов, или изучение специальных краеведческих курсов (или модулей) [6].

Удачным примером комплексного подхода к изучению родного края может служить курс дополнительного образования «Основы краеведения Москвы», разработанный и успешно реализованный на практике Е.В.Архиповым, преподавателем географии и естествознания ГБПОУ «Колледж полиции» Москвы [1]. Этот курс ориентирован на школьников Vil -XI классов, что позволяет в полной мере реализовать системно-деятельностный подход в обучении, уделить много внимания самостоятельной деятельности обучающихся, формированию и отработке УУД. Интересны основные разделы курса: особенности природной среды, история хозяйственного освоения края, история формирования культурной и общественной среды столицы, Москва - современный мегаполис.

Теоретические знания по каждому разделу курса закрепляются и применяются при выполнении системы практических работ, а в качестве итоговой работы обучающимся предлагается выполнить проектную работу по краеведению московского региона по определенному плану. В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается составление карт и таблиц, написание эссе и докладов, создание презентаций.

План подготовки работы начинается с выбора объекта исследования, расположенного на территории округа проживания исполнителя работы, что способствует с самого начала реализации индивидуальных потребностей и интересов обучающихся и предоставляет им свободу выбора. Далее предусмотрено изучение информации о выбранном объекте с помощью разных источников - литературных, документальных, картографических, интернет-ресурсов. Обязательным является изучение географического положения объекта, оценка его, зарисовка или фотографирование; составление плана-схемы с показом особенностей расположения объекта; составление текста работы, подготовка компьютерной презентации (объем 15-20 слайдов) и защита проекта.

Выводы. Таким образом, современное краеведение позволяет реализовать в школьном географическом образовании основные идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Краеведческий подход позволяет удачно объединять и формальное, и неформальное, и информальное образование для создания достаточно полного описания места своего проживания, что позволяет сформировать целостный образ родного края во всем культурном, историческом и эколого-географическом многообразии, расширить кругозор, развить умение самостоятельно добывать и анализировать информацию по заданному вопросу. Но самое главное - знакомство с родным районом, местом своего проживания позволяет увидеть окружающий мир иными глазами, осознать место родного города на карте страны, познакомиться с уникальными чертами своего района, побеседовать с его жителями, узнать интересные подробности истории его развития и воспитать патриота.

Литература:

1. Баринова И.И., Архипов Е.В. Курс дополнительного образования «Основы краеведения Москвы» / «Преподавание истории в школе» - 2017. - №7 - с. 63-6

2. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. Курс «География России» как основа формирования гражданской идентичности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 12.11.2018).

3. Беляева, Т.К. Формирование новых экономических понятий в школьном курсе «География России» / Т.К. Беляева, А.Г.Пухова, Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 6. - С. 384.

4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009.

5. Дронов В.П. Основные тенденции развития современного образования. / Ж. «География и экология в школе XXI века» - 2016. - №9. - с. 23-42

6. Солодова Н.Б., Беляева Т.К. Диалоговые технологии формирования гражданской идентичности учащихся в курсе «География России» // Орфановские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 181-186.

7.Государственные стандарты общего образования. URL:www.edu.ru/db/portal/obschee

Педагогика

УДК - 378

аспирант кафедры психологии и педагогики Газимагомедов Али Арсенович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина» (г. Елец)

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Данная статья посвящена изучению имеющегося опыта с последующей разработкой собственной процессуальной модели социальной адаптации студентов первокурсников к вузовской образовательной среде. Определен круг основных проблем, которые не позволяют первокурснику успешно войти в образовательную среду вуза, социально адаптироваться. Показаны несколько примеров реализованных, успешных моделей социальной адаптации первокурсников. Предложена собственная, многоэтапная модель социальной адаптации первокурсников, состоящая из четырех взаимосвязанных этапов.

Ключевые слова: социальная адаптация, студент-первокурсник, образовательная среда, проблемы социальной адаптации.

Annotation. This article is devoted to the study of existing experience with the subsequent development of its own procedural model of social adaptation of first-year students to the educational environment of the University. Defined the range of the main problem that don't allow the first-year student successfully enter the educational environment of the University and socially adapt. A few examples of successful models of social adaptation of first-year students are shown. The author propose his own, multi-stage model of social adaptation of first-year students consisting of four interrelated stages.

Keywords: social adaptation, first-year student, educational environment, problems of social adaptation.

Введение. Широкую дискуссию у исследователей и ученных в области педагогики вызывает вопрос адаптации студентов первого курса к современной, вузовской среде, в контексте изменений парадигмы высшего образования, изменений в требованиях работодателей, предъявляемых выпускникам. Скорость развития новых технологий, появления новых профессий заставляет педагогов искать новые подходы к педагогической деятельности, направленной на содействие адаптации студентов.

Вхождение вчерашнего школьника в новую, непонятную для него среду, обуславливает установление связей с ней, выполнение необходимых требований, которые предъявляются к нему вузом и в связи с этим очень важно изучить, каким образом происходит взаимосвязь студента с вузом, какие факторы способствуют успешной адаптации, а какие оказывают препятствие. Некоторые ученные к числу проблем адаптационного периода относят причины, связанные с отсутствием общеучебных умений (работать с литературой, выступление перед аудиторией, написание рефератов и т.д). Можно определенно сказать, что первокурсники в большей степени, не умеют учиться, у них не сформированы навыки осуществления самоконтроля, самооценки.

Изложение основного материала статьи. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам, раскрывает понятие адаптации социальной - процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями и целями деятельности личности и требованиями социальной среды [7].

В свою очередь, педагогический словарь, под редакцией В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой дает более полное определение понятию социальная адаптация — сложное интегративное образование, рассматриваемое в трех аспектах: как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.