Научная статья на тему 'Реализация государственных программ как инструмент развития российского информационного общества'

Реализация государственных программ как инструмент развития российского информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунов Александр Михайлович

В данной статье приведены результаты контент-анализа нормативно-правовых актов, связанных с реализацией госпрограмм на территории Российской Федерации. В результате исследования делается вывод, что государственная программа в настоящее время является не вполне эффективным инструментом развития российского информационного общества, но в тот же время отмечается, что госпрограмма, при должном отношении к ее проработке и реализации, является перспективным направлением, которое, в свою очередь, в будущем с очевидностью даст высокие результаты. Результаты исследовательской работы можно рассматривать как материал для развития и повышения эффективности реализации государственных программ с целью развития информационного общества в России и интеграции Российской Федерации в глобальное информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственных программ как инструмент развития российского информационного общества»

УДК 316.473

Лизунов Александр Михайлович

аспирант кафедры социологии и психологии Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации alexlizunov7@gmail.com

Alexander M. Lizunov

Post-graduate student Department of sociology and psychology Nizhny Novgorod Institute of management Russian Academy of national economy and civil service under the President of the Russian Federation alexlizunov7@gmail.com

Реализация

государственных программ как инструмент развития российского информационного общества

Аннотация. В данной статье приведены результаты контент-анализа нормативно-правовых актов, связанных с реализацией госпрограмм на территории Российской Федерации. В результате исследования делается вывод, что государственная программа в настоящее время является не вполне эффективным инструментом развития российского информационного общества, но в тот же время отмечается, что госпрограмма, при должном отношении к ее проработке и реализации, является перспективным направлением, которое, в свою очередь, в будущем с очевидностью даст высокие результаты. Результаты исследовательской работы можно рассматривать как материал для развития и повышения эффективности реализации государственных программ с целью развития информационного общества в России и интеграции Российской Федерации в глобальное информационное пространство.

Ключевые слова: государственная программа, информационное общество.

Implementation of

state programs as an instrument of development of the russian information society

Annotation. In this article the results of the content analysis of legal acts related to the implementation of state programs on the territory of the Russian Federation. The study concludes that the state program is currently not fully effective instrument for the development of the information society in Russia, but at the same time, it is noted that the state program, the proper attitude to its development and implementation is a promising direction which, in turn, in the future clearly will give good results. The results of the research work can be considered as material for the development and increase of efficiency of implementation of state programmes for the development of the information society in Russia and integration of Russian Federation into the global information space.

Keywords: state programmes, information society.

В современном мире доминирует мнение, что

прогресс общества зависит от технологиче-

.

подводят общество к новой стадии развития. Данный процесс обуславливается возрастанием значимости информации в мире, стремительным

ускорением темпов прогрессирования информа-

.

без внимания со стороны государства. Этот факт объясняет актуальность данной темы.

Сегодня ученые рассматривают несколько путей участия государства в развитии информационного общества. Так, по мнению Д.Е. Музы «с технической и производственной точки зрения вы, -

пейский и американский, и восточный пути» [1].

, -

ше разделения на пути развития лежит участие

государства в работе рынка информационных технологий и услуг.

В европейском варианте участия государства в развитии информационного общества стоит проблема поиска баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка. Государство, в зависимости от ситуации, может ослаблять или усиливать контроль, но полностью из системы регулирования не выключается. На американском пути предлагается исключить

полностью государство из сферы развития ин-

,

. -

почтении и вере в рынок и места фирмы на нем.

Взгляды представителей восточной модели участия государства в развитии информационного « -

ностных ориентаций в отношении индустриализации, информатизации и социального развития» [2]. На восточном пути предполагается сотрудничество государства и рынка. Государство не вмешивается в принятие решений в области крупных вложений частного капитала, но активно

участвует в создании национальной информаци-.

Одним из ключевых государственных инструментов влияния на развитие общества являются

. -

ней стратегического планирования - государственные программы представляют собой самый

, ,

разработке проектов госпрограмм учитываются все положительные и отрицательные стороны

«общеэкономических, отраслевых и региональ-, -

вания» [3].

В Российской Федерации утверждены и реализуются 42 государственные программы. В стадии разработки находится 3 госпрограммы. Все государственные программыподелены на пять программных блоков: «Новое качество жизни»; «Инновационное развитие и модернизация экономи-»; « -

»; « -

тие»; «Эффективное государство» [4].

В плане развития информационного общества в России наиболее важным является блок «Информационное развитие и модернизация эконо-».

программа «Информационное общество (20112020 годы)», которой мы уделим наибольшее внимание в данной статье и постараемся изучить и оценить результативность ее реализации в контексте возможности интеграции России в глобальное информационное общество.

Для достижения поставленной цели автором

был проведен контент-анализ нормативно,

государственной программы «Информационное общество (2011-2020)».

Анализировать текст данной программы можно по различным основаниям. В данной статье особое внимание уделим структуре госпрограммы и уровню целеполагания, что, думается, будет

необходимым и достаточным для достижения , -

стов нормативного и исследовательского. Нормативный контекст задан нормативно-правовыми актами в области государственного про,

спецификой социологического изучения подобного рода документов.

Основная цель данной государственной програм-- «

преимуществ от применения информационных и

телекоммуникационных технологий» [5]. Кроме

,

« -

тивного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием» [6].

Особое внимание привлекает к себе исполнение бюджета. По отчетам об исполнении государственных программ в 2014 году можно обнару-

,

программы «Информационное общество (20112020)» составило менее 80 % от установленного уровня. В тоже время, отмечается, что уровень исполнения программы получил оценку «удовлетворительно» [7], что свидетельствует о низкой

.

2015 год уровень финансирования программы составил 99,8 % от запланированного. Министерство связи РФ в отчете, о результатах исполнения программы отметило, что общий объ-

70 % -

зируемого» [8]. Лучшие показатели достигаются , -

оборота. Особо низкой эффективностью отмечаются работы по обеспечению информацион-. , средств и исполнение бюджета госпрограмм часто вызывают негативный отклик у экспертов. В

2013 году председатель совета директоров « »

свое предположение, что госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 годы)» «скорее напоминает набор расходных требований к Минфину, нежели программу развития,

нацеленную на конкретные результаты» [9]. Экс, -

сутствуют годовые планы реализации программы, а отчеты о деятельности недоступны. Так же недоумение вызвал тот факт, что в 2013 году половина годового бюджета была освоена еще до момента утверждения годового плана работ. В конце 2015 года Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова делает вывод, что «государственные программы пока не стали инструментом надлежащего бюджетного планирования» [10]. «до сих пор не удалось установить четкую взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и получаемыми результатами» [11]. Отмечалось, что государственные программы, по сути, представляются

пустой тратой бюджетных средств. Это обу-

,

финансирования и достигаемыми результатами практически невозможно проследить. Проблемы наблюдаются в существующих индикаторах и показателях, являющихся абстрактными. По мнению Татьяны Голиковой, существующие показатели применяются только для достижения успехов по отчетности. Все это приводит к тому, что при разработке проектов госпрограмм происходит перенасыщение программ мероприятиями, что в свою очередь негативно отражается на структуре исполнения проекта. Можно подытожить, что из-за размытости желаемых результатов, абстрактности индикаторов исполнения программы и предполагаемого бюрократизма исполнителей система использования государственных программ представляется малоэффек-.

Если взглянуть на структурную составляющую программы, стоит отметить, что в проекте госпрограммы «Информационное общество (20112020)» отсутствует раздел «Общая характеристика сферы реализации государственной про-

,

проблем в указанной сфере и прогноз ее разви-»,

Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № 817 [12]. Данный раздел стоит считать ключевым с позиции обоснования значимости реализации программы. Напрашивается вывод, что государственные программы - их цели; задачи; проблемы, которые должны быть решены; уровень фи- -

ного изучения действительности. В то же время, существует вероятность наличия подобных прорех в разработке и прочих государственных про.

, , -

лизации государственной программы «Информационное общество (2011-2020)» можно оце-, « ». -грамма, на данный момент, является слабым инструментом для развития информационного общества в России. Сложившаяся ситуация объ-

Литература:

1. Муза Д.Е. Информационное общество: притязания, возможности, проблемы. Днепропет-

: , 2013.

2. . . : -тязания, возможности, проблемы. Днепропет-

: , 2013.

3. 2 -

ста 2010 г. N 588 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ » [ ]. 11Р1_: http://www.consultant.ru/document/ сопв_ с1ос_ LAW_103481/ (дата обращения: 15.03.2017).

4. Сайт правительства РФ [элеетронный ресурс]. URL: http://government.ru/programs/ (дата обращения: 15.03.2017).

5. Сайт Министерства связи РФ [элеетронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/ programs/ 1/ #section-docs (дата обращения 17.03.2017).

6. Сайт Министерства связи РФ [элеетронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/ programs/ 1/ #section-docs (дата обращения 17.03.2017.)

7. Сайт правительства РФ [элеетронный ресурс]. URL: http://government.ru/programs/ (дата обращения: 15.03.2017).

8. Сайт Министерства связи РФ [элеетронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/ 1/#section-docs (дата обращения 17.03.20l7.)

9. СП: эксперты обсудили проекты заключений Счетной палаты на госпрограммы развития внешнеэкономической деятельности и информационно-

ясняется недостаточной осведомленностью разработчиков и исполнителей государственных программ о социальной действительности и существующих проблемах, что приводит к не вполне корректной проработке целого комплекса мероприятий, постановке абстрактных целей и, соответственно, индикаторов, по которым оценивается результат реализации программы. Кроме того, не стоит забывать о периодически возникающем несоответствии запланированных уровней финансирования с фактическим. Одной из проблем можно отметить бюрократизм, проявляющийся в высоком уровне освоения бюджета и, в ,

запланированных мероприятий. Стоит, однако, отметить, что инструмент использования государственных программ не является бесперспективным. При должном отношении к изучению соци-

,

трудоемкости данного процесса, появляется возможность более тщательной разработке программы, что, в свою очередь, с очевидностью приведет к росту эффективности ее реализации.

Literature:

1. Muse D.E. Information society: claims, opportunities, problems. Dnipropetrovsk : Adverta, 2013.

2. Muse D.E. Information society: claims, opportunities, problems. Dnipropetrovsk : Adverta, 2013.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of August 2, 2010 N 588 (an edition from 5/25/2016) «About the statement of the Order of development, realization and assessment of efficiency of state programs of the Russian Federation» [an electronic resource]. URL: http:// www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_103481/ (date of the address: 3/15/2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Website of the Government of the Russian Federation [an electronic resource]. URL: http:// govern-ment.ru/programs/ (date of the address: 3/15/2017).

5. Website of the Ministry of Communications of the Russian Federation [an electronic resource]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/# section-docs (date of the address 3/17/2017).

6. Website of the Ministry of Communications of the Russian Federation [an electronic resource]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/# section-docs (date of the address 3/17/2017).

7. Website of the Government of the Russian Federation [an electronic resource]. URL: http:// govern-ment.ru/ programs/ (date of the address: 3/15/2017).

8. Website of the Ministry of Communications of the Russian Federation [an electronic resource]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/#section-docs (date of the address 3/17/2017).

9. Joint venture: experts have discussed drafts of the conclusions of Audit Chamber on state programs of development of foreign economic activity

го сообщества, а также госпрограммы «финансового блока» [элеетронный ресурс]. URL: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/538?sphrase_id=3 601232 (дата обращения: 17.03.2017).

10. Доклад Татьяны Голиковой по результатам аудита государственных программ [элеетронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/ news/25117 (дата обращения: 17.03.2017).

11.

аудита государственных программ [элеетронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/ news/25117 (дата обращения: 17.03.2017).

12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 26 декабря 2012 г. N 817 г. Москва «Об утверждении Методических, указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 февраля 2013 г. Регистрационный N 26871 [элеетронный ресурс]. URL: http://rg.ru/ 2013/02/ 22/ ukazaniya-dok.html (дата обращения: 13.05.2016).

and information community, and also the state program of «the financial block» [an electronic resource]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/ news/538?sphrase_id=3601232 (date of the address: 3/17/2017).

10. Tatyana Golikova's report by results of audit of state programs [an electronic resource]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25117 (date of the address: 3/17/2017).

11. Tatyana Golikova's report by results of audit of state programs [an electronic resource]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25117 (date of the address: 3/17/2017).

12. The order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (Ministry of Economic Development of the Russian Federation) of December 26, 2012 N 817 g Moscow «About the statement Methodical, instructions on development and implementation of state programs of the Russian Federation». It is registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on February 6, 2013. Registration N 26871 [electronic resource]. URL: http://rg.ru/2013/02/22/ ukazani-ya-dok.html (date of the address: 5/13/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.