***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:
НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7. Robinson, J. The economic theory of imperfect competition [translated from eng.] [Text] /
J. Robinson. - М. : Progress, 1986. - 400 p.
8. Samuelson, P. А. Economic [Text] / P. А. Samuelson. - Т.1. - М.: SPA «Algon» ARSRIFC «Mashinostroenie», 1993. - p.413.
9. Chamberlean, E. The theory of monopolistic competition. Reorienting theory of value [translated from eng.] [Text] / E. Chamberlean, L. Y. Rozovskiy. - М. : IL., 1959. -349 p.
10. Lester, R. A. Monetary Experiments [Text]/ R. A. Lester. - N. Y.; L, 1939. - P. 66-69.
11. Sismondi, J. C. L. S. Nouveaux principes d’economie politique, ou de la Richesse dans ses rapports avec la population [Text] / J. C. L. S. Sismondi. - Paris, 1819. - 449 p.
E-mail: ivageneralov@yandex.ru
УДК 338.46
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
STATE SUPPORT AS A FACTOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF INFORMATION THE COMPANY
Н.С. Завиваев, аспирант Е.А. Шамин, кандидат экономических наук
N.S. Zavivaev, E.A. Shamin
ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
г. Княгинино
Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
В современных условиях информатизация общества занимает особое место, в связи с этим, особую популярность принимает информация - самый востребованный товар на современном рынке. Существует тесная связь между развитием информационного общества и экономической стабильностью, так как инфокоммуникационные технологии играют сегодня важнейшую роль в развитии и внедрении инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, тем самым способствуя повышению уровня жизни людей. В настоящее время существует ряд индикаторов, характеризующих состояние и уровень потенциальной возможности перехода к информационному обществу. В статье изложены материалы, посвященные становлению и развитию информационного общества, выявлены тенденции, определены основные качественные индикаторы, характеризующие эффективность государственной поддержки в инфокоммуникационном секторе.
In the current conditions of information society it has a special place in this regard, particularly popular information takes - the hottest item on the market today. There is a close connection between the development of the information society and economic prosperity, as information and communication technologies play an important role today in the development and innovation, increased productivity and competitiveness, diversify the economy and stimulate economic activity, thus helping to improve people's lives. Currently, there are a number of indicators characterizing the state and the level of potential transition to an information-general stvu. The paper presents materials on the formation and Development Board of the information society, the tendencies, the basic qualitative indicators characterizing the effectiveness of state support in the ICT sector.
Ключевые слова: ИКТ сектор, информационное общество, государственная поддержка, индекс сетевой готовности, индекс развития ИКТ, индекс глобальной конкурентоспособности.
247
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:
НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Key words: ICT sector, the information society, the state support, the index of network readiness, ICT Development Index, an index of global competitiveness.
Введение. Определяющим фактором в развитии экономики России на современном этапе является усиление негативных макроэкономических последствий эскалации геополитической напряженности в Украине, выражающейся в экономических санкциях США и Запада. Это осложняет задачу развития российской экономики, однако не делает ее принципиально невыполнимой. В настоящее время вступил в силу пятый технологический уклад, основу которого составляют информационные услуги, программное обеспечение, вычислительная техника и телекоммуникации, а общество и экономика 21-го века названы информационными [1, 2, 7].
Материалы и методы. Информатизация общества - наилучший катализатор распространения услуг связи в целом, и, прежде всего, инфокоммуникационных. Рынок инфокоммуникационных услуг демонстрирует в последнее время очень высокие темпы роста, занимая ключевое место среди секторов экономик развитых стран и играя все большую роль в развитии социально-экономической жизни общества.
Быстрое развитие отечественного рынка инфокоммуникаций сопровождается стабильным увеличением доли доходов, приобретаемых за счет предоставления обширного спектра услуг связи всем слоям населения, государственным учреждениям, коммерческим организациям.
Таблица 1 - Динамика доходов от услуг связи, млрд руб. [4
, 10]
Годы Доходы от услуг связи всего Почтовая связь Междугородная и международная телефонная связь Г ородская телефонная связь Сельская телефонная связь Документальная электросвязь Радиосвязь, телевидение и спутниковая связь Подвижная электросвязь От услуг присоединения и пропуска трафика
2003 395,6 27,4 72,1 67,2 5,5 25,6 13,3 140,2 34,6
2004 540,3 32,9 79,1 80,9 7,2 37,3 16,1 221,8 54,8
2005 659,9 41,0 78,5 96,4 9,4 48,6 22,2 282,9 71,3
2006 835,1 51,6 96,8 108,2 10,5 64,2 25,0 382,1 85,1
2007 1035,9 65,5 113,3 122,8 11,1 82,1 34,5 456,1 136,8
2008 1221,5 81,5 125,5 126,6 10,9 110,2 42,4 545,1 163,8
2009 1274,3 89,6 115,3 131,5 11,3 134,7 44,1 554,6 176,7
2010 1355,6 95,8 109,2 145,9 12,3 147,3 47,3 593,7 186,7
2011 1424,9 110,8 93,4 143,2 13,1 164,9 54,8 629,3 196,4
2012 1531,0 120,4 88,6 144,2 13,2 202,1 57,4 679,2 212,5
2013 1608,9 125,6 79,4 129,9 13,4 214,2 70,3 718,6 243,0
По сравнению с 2003 годом, объем доходов от услуг связи увеличился почти в 4 раза и в 2013 году составил 1608,9 млрд рублей. Доходы от услуг связи, оказанных населению в расчете на одного жителя, на 1 января 2014 года составили 11 250 рублей. Это в 4,1 раза больше значения данного показателя в 2003 г., составлявшего 2724,8 руб.
За период с 2003 г. по 2013 г. среднегодовые темпы прироста доходов, превышающие среднегодовой темп прироста в целом по всем сегментам экономики, наблюдались у активно развивающихся современных видов связи. Так, доходы, получаемые от предостав-
248
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:
НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ления услуг документальной электросвязи, за исследуемый период выросли на 188,6 млрд. руб. или в 8,4 раза. Это обуславливается, в первую очередь тем, что факс, электронная и голосовая почта становятся все более популярными.
Доходы от предоставления услуг подвижной электросвязи в 2013 году составили
718,6 млрд руб., что больше чем в 2003 году на 578,4 млрд руб. или в 5,1 раза. Данное увеличение вызвано ростом популярности группы услуг, относящейся к подвижной электросвязи. Так, за последнее десятилетие телефонная плотность проникновения сотовой связи на 100 человек выросла почти в 4 раза и в 2013 году составила 193,3 абонентских устройства.
Результаты. Информационное общество можно охарактеризовать как новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Понимая это, органы государственной власти особо пристальное внимание уделяют развитию общества в информационно-инновационном русле. Это выражается в разработке, утверждении и реализации федеральных целевых программ: «Электронная Россия 2002-2010 годы» и «Информационное общество 2011-2020 годы», ориентированных на развитие инфокоммуникационных услуг и технологий, а также стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [6].
Соответственно, в современных условиях развития общества, усложнения его технической и социальной и экономической инфраструктуры, информация становится главным стратегическим ресурсом, таким же, как и имеющиеся традиционные энергетические и материальные ресурсы [5, 9].
В целях обеспечения динамичного и эффективного развития рынка инфокомму-никационных услуг необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки отрасли. Одним из таких направлений является государственная программа «Информационное общество (2011-2020)», направленная на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Рисунок 1 - Структура бюджетных ассигнований программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» по подпрограммам, %
Для реализации программы правительством РФ было выделено 1,2 трлн руб. Структура распределения финансирования направлений программы выглядит следующим образом: 56 % или 186 млрд будет выделено на развитие информационно-
249
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:
НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
телекоммуникационной структуры, 17 % (194,2 млрд) на направление «Информационное государство», 16 и 11 % на подпрограммы «Информационная среда и безопасность в информационном обществе» соответственно.
Основополагающими задачами данных направлений являются обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе [8].
Обсуждение. Основными индикаторами эффективности внедрения данной программы являются: индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий, индекс сетевой готовности и доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения. В таблице 2 представлен рейтинг стран на основе индексов, рассчитанных по методикам международного союза электросвязи и всемирного экономического форума.
Таблица 2 - Рейтинг стран по индикаторам развития информационного общества
в 2014 году
Место Страна Индекс сетевой готовности Индекс развития ИКТ Индекс глобальной конкурентоспособности
1 Сингапур 6 7,9 5,68
2 Финляндия 5,8 8,31 5,45
3 Швеция 5,8 8,67 5,43
4 Нидерланды 5,8 8,38 5,5
5 Норвегия 5,8 8,39 5,41
6 Швейцария 5,7 8,11 5,76
7 Соединённые Штаты Америки 5,6 8,02 5,61
8 Великобритания 5,6 8,5 5,43
9 Люксембург 5,6 8,26 5,2
10 Япония 5,6 8,22 5,47
11 Канада 5,5 7,62 5,31
12 Южная Корея 5,5 8,85 4,99
13 Г ермания 5,5 7,9 5,53
14 Г онконг 5,5 8,28 5,46
15 Дания 5,5 8,86 5,3
16 Австралия 5,5 8,18 5,15
17 Новая Зеландия 5,5 7,82 5,25
18 Тайвань 5,5 7,3 5,28
19 Исландия 5,4 8,64 4,83
20 Австрия 5,4 7,62 5,12
41 Россия 4,5 6,7 4,44
Заключение. Согласно плану реализации программы «Информационное общество 2011-2020 годы» по окончании 2014 года РФ должна входить в 40 лучших стран по уровню развития ИКТ, наблюдается отклонение от планируемых значений на 1 пункт. Стоит отме-
250
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:
НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
тить улучшение позиций, по сравнению с началом реализации программы на 7 пунктов (в 2011 году 48 место). В целом результаты международных оценок свидетельствуют о развитии в Российской Федерации информационного общества. Ожидается дальнейший рост индексов, обусловленный как развитием инфраструктуры информационного общества и обеспечением доступа граждан и организаций к современной информационнокоммуникационной инфраструктуре, так и с ростом использования преимуществ информационного общества [3].
Библиографический список
1. Вейлер, В.П. Российский сектор информационно-коммуникационных технологий: проблемы и перспективы [Текст] / В.П. Вейлер // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 74-81.
2. Глоссарий по информационному обществу [Текст] / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. -М. : Институт развития информационного общества, 2009. - 162 с.
3. Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» URL [Электронный ресурс]: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=1104 (дата обращения: 23.10.2015).
4. Официальный сайт министерства связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс] URL: http://minsvyaz.ru/common/ upload/Ekonomicheskie_pokazateli_2013.pdf (дата обращения 1.11.2015)
5. Панкратова, Н.В. Информация как определяющий фактор социально-экономического развития [Текст] / Н.В. Панкратова // Вестник БГУ. Серия 3. - 2012. - № 1. - С. 38-41.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 в ред. от 17.06.2015 [Текст] «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»
7. Рабаданова, Р.М. Оценка влияния информатизации на социально-экономические показатели регионов [Текст] : автореф. канд. эк. наук: 08.00.05 / Раиса Михайловна Рабаданова. -Махачкала, 2013. - 25 с.
8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [Текст] (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212).
9. Тюкавкин, Н.М. Информатизация экономики и информационное общество [Текст]/ Н.М. Тюкавкин // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 10 (101). -
С. 139-146.
10. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ редакция от 13.07.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/communication/ (дата обращения: 2.11.2015).
Literature list:
1. Veyler, V.P. Russian sector of Information and Communication Technologies: Challenges and Prospects [Text] / V.P. Veyler // Messenger of Bryansk State University. - 2011. - № 3. - P.74-81.
2. Glossary on Information Society [Text] / Edited by Y. Е. Khokhlov. - М. : Institute of the Information Society, 2009. -162 p.
3. Progress Report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program of the Russian Federation "Information Society (2011-2020)" URL [Electronic resource]: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=1104 (update: 23.10.2015).
4. The official website of the Ministry of Communications and Mass Communications of the
Russian Federation / [Electronic resource] URL: http://minsvyaz.ru/common/ up-
load/Ekonomicheskie_pokazateli_2013.pdf (date of the application: 1.11.2015)
5. Pankratova, N.V. Information as a determinant of social and economic development [Text] / N.V. Pankratova // Messenger of BSU. Series 3. - 2012. - № 1. - P. 38-41.
6. Government Decree of 15.04.2014 № 313 as amended. from 06.17.2015 [Text] «On approval of the state program of the Russian Federation" Information Society (2011 - 2020)».
251
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 4 (40), 2015
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7. Rabadanova, R.M. Assessing the impact of information on the socio-economic indicators of the regions [Text] : autoabstract of cand. of eq. sciences: 08.00.05 / R. M. Rabadanova. -Makhachkala, 2013. - 25 p.
8. Strategy for Information Society Development in the Russian Federation [Text] (Approved by the President of the Russian Federation Vladimir Putin on Feb. 7, 2008, № Pr-212).
9. Tyukavkin, N.M. Informatization of the economy and the infor-mation society [Text] / N.M. Tyukavkin // Messenger of the Samara State University. - 2012. - № 10 (101). - P. 139-146.
10. Federal law «On communication» from 07.07.2003 N 126-FZ of 07.13.2015 edition of [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/communication/ (date of the application: 2.11.2015).
E-mail: zavivaev_nik@bk.ru
УДК: 657.6-051:631.145
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ОБ ИННОВАЦИЯХ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
STRATEGIC REPORTS ON INNOVATIONS IN MEAT PROCESSING PLANTS FRAMEWORK OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
В.Г. Поцелуев, соискатель V.G. Potseluev
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd Agricultural University
В научной статье представлено обоснование актуальности развития методологии составления интегрированных отчетов мясоперерабатывающего сектора группы компаний посредством формирования и раскрытия информации об инновационной стратегии, инновационных продуктах, затратах на инновации. Выявлено значение раскрытия информации об инновациях для стейкхолдеров. Представлен анализ раскрытия информации об инновациях агропромышленными холдингами Волгоградской области. Определены аспекты концепции устойчивого развития предприятий в части инновационного фактора создания стоимости продукта. Разработаны подходы к формированию стратегического отчета об инновациях в рамках единого интегрированного отчета и предложены этапы подготовки стратегического отчета в соответствии с концепцией интегрированной отчетности. Рекомендована формализованная система раскрытия и представления информации об инновациях. Представлены показатели, которые можно отразить в примечаниях к интегрированной отчетности для повышения ее релевантности и эффективности информации.
The article presents the rationale for relevance development of methodologies for the design of integrated reports meat processing sector of the group of companies through the submission and disclosure of innovation strategy, innovative products, the costs of innovation. Identified the importance of disclosure of information about the innovation to the stakeholders. Presents an analysis of information disclosure about innovation of agro-industrial enterprises of the Volgograd region. Defined aspects of the concept of sustainable development of the enterprises in terms of innovation factor in the value creation of the product. Developed approaches to forming strategic report on innovations within a single integrated report and the proposed stages of preparing a strategic report in accordance with the concept of integrated reporting. Recommended to introduce a formal system of disclosure and presentation of information about innovation. Presents indicators that can be included in the notes for integrated reporting to enhance its relevance and effectiveness information.
Ключевые слова: инновации, затраты на инновации, интегрированная отчетность, формализованная система подготовки информации об инновациях, развитие методологии интегрированной отчетности, управленческий учет инноваций, концепция устойчивого развития, мясоперерабатывающие предприятия.
252