Научная статья на тему 'Реализация государственных программ ипроектов на основе принципов государственно-частного партнерства всистеме обеспечения экономической безопасности'

Реализация государственных программ ипроектов на основе принципов государственно-частного партнерства всистеме обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ / STATE PROJECT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е.В.

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отрасли, которые раньше всегда находились в государственной собственности и власти. Необходимо отметить, что и в России в настоящее время государство и бизнес пришли к пониманию, что их взаимодействие должно быть основано на принципах партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of state programs and projects based on principles of public-private partnership in the system to ensure safety ekonomiche6skoy

Last years all over the world occur significant институциональные changes in branches which earlier always were in a state ownership and the government. It is necessary to note, as in Russia now the state and business came to understanding of that, their interaction should be based on principles of partnership.

Текст научной работы на тему «Реализация государственных программ ипроектов на основе принципов государственно-частного партнерства всистеме обеспечения экономической безопасности»

Реализация государственных программ

и проектов на основе принципов государственно-частного партнерства в системе обеспечения экономической

безопасности

Иванова Е.В.*

Last years all over the world occur significant институциональные changes in branches which earlier always were in a state ownership and the government. It is necessary to note, as in Russia now the state and business came to understanding of that, their interaction should be based on principles ofpartnership.

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении. Следует отметить, что и в России в настоящее время государство и бизнес пришли к пониманию того, что их взаимодействие должно основываться на принципах партнерства. Сотрудничество государства и бизнеса может сыграть значимую роль в решении проблем по приоритетным направлениям в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и АПК. Более того, уровень развития данных отраслей является основным показателем социальной стабильности в обществе, а следовательно, играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности страны.

Целью реализуемых в настоящее время национальных проектов и является нивелирование угроз в данных сферах. Однако развернувшаяся кризисная ситуация значительно обострила существующие в социальной сфере проблемы, а также доказала, что социальная сфера экономики является наиболее уязвимой.

В сфере ЖКХ: и в докризисный период наблюдалась высокая стоимость квартир, строительных материалов; увеличение тарифов естественных монополий, образование спекулятивной цены, обеспечение крупными земельными участками, а не для точечной застройки, отсутствие развитой строительной инфраструктуры, отставание отечественного производства цемента от внутренних потребностей. С 2008 г. к уже имеющимся про-

блемам добавились трудности, связанные с невозвратами ипотечных кредитов, их заметное удорожание; резкое сокращение ввода социального жилья; существенный отток инвестиций из строительной отрасли. Однако решение жилищных проблем населения страны — это, разумеется, не только ввод нового, но и поддержание на достойном уровне уже имеющегося. Средняя доля ветхого и аварийного жилья составляет по стране 3,2 % от всего жилого фонда (но по регионам этот показатель существенно различается в Москве и Санкт-Петербурге — 0,5 — 0,6 %, в Астраханской области и Республике Саха — около 12%, в Дагестане — 27 %)1. В 2005 г. величина потребности в капитальном ремонте жилого фонда составила 1444,4 млн м2, а фактически в 2005 г. было отремонтировано 25,5 млн м2, в 2006 г. — 27 млн м2.

Жилищная проблема является весьма животрепещущей для большей части населения страны и может стать весьма мощным социальным раздражителем. Правительство РФ в условиях кризисной ситуации предприняло ряд своевременных мер, а именно — создание фонда поддержки жилищного кредитования, в задачи которого входили такие меры, как выкуп строящегося жилья, облегчение условий ипотеки, помощь в выплате ипотечных кредитов, поддержка потерявшим прежний заработок.

К сожалению, уже с большой долей уверенности можно сказать, что меры 2009 г. носили сиюминутный, «успокаивающий» характер, а не являлись долго -срочными и прорывными.

Научный сотрудник ИЭ РАН, кандидат экономических наук, доцент.

О)

OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

В сфере образования: несмотря на весьма действенные меры по ряду направлений, все еще остается низкий прожиточный уровень большей части педагогического состава; слабая оснащенность учебных заведений необходимым современным оборудованием; отставание информационной, научно-технической сферы от западных стандартов; недостаток высококвалифицированных рабочих различных специальностей практически во всех отраслях экономики при относительном избытке лиц с высшим образованием.

В сфере здравоохранения: недофинансирование научно-исследовательских сфер: исследование лечения сложных болезней, выделение патентов на медицинскую технику и лекарственные препараты; низкий прожиточный уровень большей части медицинского персонала; недостаточная укомплектованность специалистами (в городах она составляет 52,9 % на селе — 12,2 % на 10 тыс. чел.); неравномерное распределение населения по амбулаторным участкам, перегруженность и низкая эффективность служб, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; низкое качество бесплатных медицинских услуг и недоступность качественных платных услуг для большинства населения; критически недостаточное обеспечение высокотехнологичной помощью (17—22 % в целом по стране); высокая степень изношенности медицинского оборудования (в городе — 58,5 %, на селе — до 80 %), а имеющееся оборудование не отвечает современным требованиям.

Огромный опыт экономически развитых стран, в частности Великобритании, где около 15 % инвестиций вкладывается в развитие инфраструктуры (большую часть которой составляют проекты в сфере здравоохранения), осуществляется посредством государственно-частного партнерства (ГЧП). Это подтверждает, что сотрудничество государства и частного бизнеса на принципах ГЧП позволяет привлечь значительные инвестиции в систему здравоохранения, повысить стандарты оказания медицинских услуг. Более того, опыт Великобритании весьма ценен тем, что партнерство осуществляется по следующей схеме: частный бизнес строит здание, в дальнейшем осуществляет эксплуатационные услуги, а государство оказывает уже непосредственно медицинские услуги. Ценность этого опыта в том, что государство столк-

нулось с подобной проблемой в рамках реализации национального проекта «Здоровье», когда было приобретено большое количество современного оборудования, построены новые медицинские центры, но большая часть оборудования не используется, а центры не загружены работой, так как на их эксплуатацию средств уже не хватило.

В сфере АПК. Главная задача сельского хозяйства — это прежде всего обеспечение продовольственной безопасности, являющейся важной составной частью экономической безопасности. Заметно кризисная ситуация отразилась на агропромышленном комплексе, в результате чего возникли следующие проблемы: рост тарифов на расходные материалы; низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства; слаборазвитая система кредитования сельскохозяйственной сферы; недостаточное финансирование инновационной деятельности в области животноводства, растениеводства, почвоведения, химической промышленности; отсутствие рынков сбыта сельскохозяйственной продукции; сильная зависимость от импорта, а наиважнейшая проблема — это угроза потери продовольственной безопасности.

Так, например, к регионам, полно -стью обеспечивающими себя продовольственными ресурсами по всем продуктовым группам (уровень самообеспеченности свыше 100 %), относятся лишь девять субъектов РФ. Самообеспеченность мясными и молочными продуктами весьма неоднородна — свыше 100 % по мясным продуктам имеют 12 субъектов РФ, а по молочным 20.

Однако за пределами критериев продовольственной безопасности находятся по мясным продуктам — 50 регионов (87,4 млн чел.), а по молочным — 28 регионов (59,2 млн чел.), 22 субъекта РФ обеспечивают себя картофелем и овощами более чем на 100 %, остальные регионы на 20 % и более зависят от ввоза данных продуктов.

Таким образом, наблюдается существенная дифференциация регионов по уровню самообеспеченности продовольственным ресурсами. Ситуация осложняется ростом импорта продовольственных товаров, который превышает пороговую величину продовольственной безопасности. Импорт служит не дополнением внутреннего агропромышленного производства, а, существенно подавляя его,

становится альтернативой развитию отечественного производства, приводит к сужению возможностей его развития и спаду производства. Особенно тревожная ситуация складывается с обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, ряд из которых на 50—70 % импортозависимые.

Таким образом, потенциал сотрудничества государства и частного бизнеса может стать важным инструментом поддержки экономической безопасности страны. В условиях кризиса государству нужно обеспечить развитие тех сфер жизнедеятельности, за которые оно традиционно отвечает. И привлечение средств и компетенций бизнеса с помощью ГЧП для решения этих вопросов в сложных экономических условиях приобретает еще большее значение.

Следовательно, вышесказанное доказывает объективную необходимость сотрудничества государства и бизнеса, поскольку решить назревшие проблемы в области качественного и эффективного образования и здравоохранения, комфортного жилья, отвечающего современным требованиям, а также обеспечения продовольственной безопасности только лишь за счет государственных средств весьма сложно. Объемы государственных средств на достижение поставленных в нацпроек-тах целей характеризуют следующие аналитические данные (см. табл. 1).

Более того, ГЧП может оказаться тем рычагом, с помощью которого станет воз-

можным перераспределение средств от добывающих отраслей к перерабатывающим. В России наряду с уже указанными отраслями социальной сферы существует еще большое количество проектов, требующих внимания со стороны частного бизнеса: электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, аэропорты и др.

Говоря о финансах, необходимо отметить важность и значимость сотрудничества государства и бизнеса, в рамках которого возможно решение многих задач нацпроектов. Для этого необходимо найти правильную и оптимальную синергию государственного и частного капитала.

Важность государственно-частного партнерства заключается в создании государством платформы для развития партнерских отношений с бизнесом, включающих в себя механизмы надежной реализации правовых, финансовых и административных гарантий, обеспечивающих формирование у партнера устойчивой уверенности в сохранности и приумножении вложенного капитала в процессе реализации совместных национальных проектов.

В свою очередь, эффективность финансовых институтов государства предполагает использование в рамках ГЧП уже существующих у него структур, таких как: государственного венчурного и государственного инвестиционного фондов; государственной лизинговой компании; агентства ипотечного жилищного кредитования и других образований.

Таблица 1

Общий объем финансирования национальных проектов в 2006-2011 гг., млрд руб.

Годы проекты 2006 2007 2008 2009 2010 2011 (проект)

«Здоровье» 88,4 120,5 85,9 91,5 103,7 105,1

«Образование» 25,28 31,18 42,8 21,1 7,9 7,9

«Доступное и комфортное жилье гражданам России» 61,9 79,7 103,61 111,58*** 69,0 10,6

«Развитие агропромышленного комплекса»* 16,2 18,7 76,3** 100,0** 120,0** 130,0**

Всего 191,78 250,08 139,31 1529,18 300,6 253,6

О) 01

г •

о

о сч

о о о о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

Я <

I I-

О ф

со

* С 14 июля 2007 г. национальный проект «Развитие АПК» переформирован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008—2012 гг.).

** Финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008—2012 гг.).

***В условиях мирового финансово-экономического кризиса государство увеличило расходы на нацпроек-ты — совокупный бюджет нацпроекта «Доступное жилье» достигнет 1 трлн руб.; государственной сельскохозяйственной программы увеличится на 205 млрд руб.

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации2.

Но также необходимо отметить, что большое количество мероприятий национальных проектов в рамках ГЧП сталкивается с определенными ограничениями.

Во-первых, проблемное финансирование. В период кризиса зачастую приходится менять планы, например, сокращение уже запланированного финансирования, изменение приоритетов расходования финансовых средств или даже возвращение их обратно в бюджет. Разумеется, подобная нестабильность сильно мешается планомерной реализации мероприятий в рамках ГЧП.

Во-вторых, отсутствие квалифицированного публичного процесса подготовки проектов и управления ими. Функции государства не должны ограничиваться проведением конкурсов и определением победителей. Участие государства необходимо в осуществлении следующих действий, от результата которых может зависеть интерес к проекту со стороны бизнеса:

> управление рисками проекта, принятие сложных решений по формированию контракта, поскольку типовых контрактов практически не бывает;

> организация долгосрочного экономического регулирования проекта, формирование механизмов участия бюджета в его реализации, в отдельных случаях внесение изменений в законодательную базу.

В-третьих, существующее законодательство не в полной мере учитывает специфику отношений на основе ГЧП. Очевидно, бизнес не имеет возможности прогнозировать государственную политику в области ГЧП. Кроме того, он практически лишен возможности сформировать объективную стратегию инвестиционных рисков. Не отлажены процедуры при определении ответственности за неисполне-

ние обязательств, принятых на себя сторонами. В инвестиционном соглашении следует предусматривать санкции за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств сторонами.

В-четвертых, недостаточная адаптивность российской правовой системы в области финансовых рынков к стандартам, в которых инвесторы привыкли работать. Принятые инвестиционным сообществом механизмы защиты проекта и интересов инвесторов в России законодательно не утверждены.

В-пятых, проблема ослабления инвестиционной активности со стороны бизнеса в условиях кризисной ситуации. Российская внутренняя финансовая система все еще весьма слаба, а также серьезна ее зависимость от международных потоков капитала. Объем займов компаний и банков за рубежом достиг уже 413,3 млрд долл. (32 % ВВП), а текущая политика финансовых властей не способствует повышению доступности кредитов на внутреннем рынке.

В-шестых, до сих пор остается нерешенной проблема конфликта интересов. При согласованности интересов между государством и частным бизнесом предполагаемая экономическая выгода от реализации национальных проектов должна быть обоюдной. Очевидно, что частный бизнес ориентирован прежде всего на получение прибыли и не будет реализовывать заведомо убыточные сферы. Государство, со своей стороны, тоже являясь хозяйствующим субъектом в рыночной экономике, заинтересовано в пополнении бюджета и, таким образом, в получении своей доли «прибыли». Одновременно государство планирует партнерство с частным бизнесом и выбирает приоритеты с учетом социальных интересов с целью обеспечения политической стабильности и гармоничного развития страны в целом и каждого региона в отдельности. В представленной ниже табл. 2 можно проследить расхождения в интересах частного бизнеса и государства.

В этом плане для нас может оказаться очень полезным опыт стран Юго-Восточной Азии, где используется модель государственно-частного партнерства, получившая название «корпорация развития», когда обеспечение инфраструктуры и принятие административных решений признаются прерогативой государства, а коммерческие инвестиции — делом бизнеса3.

Таблица 2

Разобщенность приоритетов и целей бизнеса и государства в реализации

национальных проектов

Государство Частный бизнес

Отсутствие частной выгоды Осуществление действий в интересах благосостояния общества Преследование в каждом действии как материальной, так и нематериальной выгоды

Ориентация на достижение целей при любых условиях Достижение конкретного результата с наименьшими затратами временного и материального ресурсов

Основная работа в наименее привлекательных с точки зрения прибыли сферах (образование, здравоохранение, демография) Выбор областей с возможной скорой финансовой отдачей

Средне- и долгосрочная перспектива реализации Кратко- и среднесрочная перспектива реализации

Существующее многообразие форм 1) государственно-частного партнерства нельзя сводить преимущественно к совместному освоению крупных инвестиций, хотя оно создает необходимые предпосылки для реализации национальных проектов. Все известные виды ГЧП должны иметь равные возможности реализации, впрочем, как и появление новых, а также смешанных их видов, адекватных соответствующим условиям. Не должно создаваться преференций для каких-либо отдельных форм, видов, механизмов ГЧП, осо- 2) бенно в ущерб остальным. Более того, выбор господствующих форм государственно-частного партнерства в конечном итоге будет сдерживать их развитие в целом. Это не означает, что не должно быть прорывных форм и отраслей, а также видов деятельности, где ГЧП даст позитивный 3) общественный эффект. Но следует выявлять направления и виды деятельности в рамках нацпроектов, готовых к восприятию отношений государственно-частного партнерства, в целях их широкого использования.

В рамках нацпроектов в сфере образования, благоустройства территории, в здравоохранении и социальном обслужи- 4) вании уже реализуются отдельные формы государственно-частного партнерства. Анализ форм сотрудничества государства и бизнеса в реализации нацпроектов представлен в табл. 3.

Таким образом, первыми шагами на пути устранения существующих ограничений должны быть:

мероприятия по минимизации административных барьеров, а именно — подготовка административных регламентов, которые бы четко определяли механизмы принятия решений по нацпроектам работникам госорганов, а главное — ответственность каждого чиновника за выполнение таких работ. Все административные положения должны быть документально закреплены и опубликованы в случаях обжалования тех или иных действий с обеих сторон; организация финансового контроля. Финансирование нацпроектов в рамках ГЧП предполагает вложение бюджетных средств и частных капиталовложений. Таким образом, финансовый контроль следует осуществлять, учитывая специфику деятельности бизнеса; повышение роли бизнеса в выработке и реализации социально-экономической политики. Определить часть функций, которые могли бы быть переданы в ведение бизнесу. Необходимо обеспечить участие бизнеса в управлении институтами ГЧП, в том числе в экспертизе и отборе проектов, создании реестра проектов ГЧП; проведение региональных форумов муниципальных образований, задачами которого должны быть: предоставление муниципальным образованиям доступа к инвесторам и финансовым организациям; пропаганда новых форм привлечения новых финансовых средств; распространение передового опыта в привлечении инвестиций в сельских районах.

Таблица 3

Формы государственно-частного партнерства, реализуемые в рамках нацпроектов

о>

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф

VO >s о

о ф

у

S

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Контрактные соглашения Данная форма партнерства государства и бизнеса может быть весьма удобна в осуществлении проектных мероприятий в проектах «Образование» (покупка мебели, учебного оборудования), «Здравоохранение» (медицинское оборудование), отдельных мероприятий в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» (городское планирование, предоставление земли под застройку и т.д.). Частные компании привлекаются на основе тендера. Вклад властей выражается преимущественно в отведении земельных участков и предоставлении объектов муниципальной собственности. Частный сектор берет на себя финансирование текущих и капитальных расходов, строительные риски, а также риски, связанные с эксплуатацией и техобслуживанием. Среди положительных результатов реализации проектов — возможность получения крупных инвестиций для финансирования общественно значимых проектов. Но также следует отметить, что на сегодняшний день подобные формы контрактов все еще носят неформальный, скрытый, а временами теневой характер, ведут к нецелевому использованию государственных и муниципальных средств, к использованию неприватизируемых объектов и имущества в частных, корыстных целях.

Концессия Для приведения в порядок жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время как минимум необходимо 3 трлн 384 млрд руб.4 Концессия может стать одной из наиболее адекватных форм реализации проекта подобного масштаба. Основная задача: первое — это создание стимулов для местных властей модернизировать коммунальную и прочую инфраструктуру, принуждая чиновников вовлекать в процесс частных инвесторов или по крайней мере не препятствовать им. Второе — важно создавать концессии не на отдельные объекты, а на всю инфраструктуру (в области водоснабжения, к примеру, главное — не эксплуатировать единичную насосную станцию, а развивать всю технологическую систему). Закон должен четче прописать норму о порядке и сроках передачи в собственность муниципалитета вновь построенного объекта. Иначе получается так, что, как только муниципалитет получит качественный объект, он вправе разорвать соглашение с инвестором.

Аренда Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.

Привлечение инвестора на паритетной основе Эта форма ГЧП применима в основном для решения задач в сфере ЖКХ в муниципальном образовании. Она представляет собой следующий механизм формирования капитала общества: муниципальное образование вкладывает основные фонды, а инвестор — денежные средства. Собственные активы компании, состоящие из основных фондов и денежных средств, позволят реализовать программу модернизации и развития в условиях минимизации роста тарифов.

Накопительные схемы жилищного кредитования (системы стройсбере-жений ССК)5 Финансовая основа данного механизма — средства населения. При этом исходя из специфики их деятельности такие кассы в отличие от схем долевого участия в строительстве представляют своим членам рассрочку по оплате за квартиру уже после заселения в нее под процент ниже рыночного, так как привлечение средств производится также под невысокий депозитный процент. ССК могут обеспечить приток большого объема недорогих средств населения в строительную отрасль, что может оказать положительное действие на увеличение объемов ввода жилья населению и таким образом снизить темпы роста стоимости жилой недвижимости.

Совместные предприятия Неудовлетворительное состояние основных фондов реального сектора в сельскохозяйственной сфере и строительной индустрии обуславливает необходимость строительства новых современных, экономичных (с точки зрения потребления ресурсов) предприятий. Государство не располагает достаточными для этого целями, но создание совместных предприятий на основе проектного финансирования может быть решающим в данной проблеме. В его основе лежит принцип финансирования инвестиционных проектов за счет прибыли, которая будет получена специально создающейся структурой в ходе реализации проекта.

Комплексная застройка микрорайонов В этом проекте участвуют практически все крупные и многие средние строительные компании региона. Государство выступает в качестве заказчика, берет на себя обязательства по обеспечению коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой. За счет средств областного бюджета разработаны проекты планировки микрорайонов и строительства коммунальной инфраструктуры, ведется проектирование школ и детских садов. Строительные организации занимаются только строительством домов, что позволяет существенно снизить себестоимость строительства и соответственно квадратного метра жилья. Государство, в свою очередь, получает часть жилья в качестве государственного или муниципального жилищного фонда6.

Следовательно, отбор приоритетных проектов, предназначенных для реализации по модели ГЧП, должен быть основан на четко разработанных принципах. В целом важно, чтобы проекты как частного бизнеса, так и совместные государственно-частные имели стратегическое значение не только для бизнес-групп, но и для России в целом, для конкретных регионов и муниципальных образований. Интерес территории может быть различным.

Во-первых, это преодоление системного или отраслевого кризиса.

Во-вторых, диверсификация и структурная перестройка экономики для выхода на устойчивое развитие.

В-третьих, выход экономически развитого и благополучного региона на новую ступень развития.

Главные инструменты ГЧП в России в целом определены и сформированы основным принципиальным положением — государственные инвестиции следует направлять не в сферу, где существует возможность получения моментальной прибыли, а в сферу проблемных зон. Отсюда следует задача государства — не искать доходные сферы, а исправлять имеющиеся негативные ситуации. Важно также то,

что государственная поддержка должна быть ориентированной, прозрачной и, как правило, временной. Государство должно покидать занимаемый сегмент рынка, как только проблема будет решена.

Сложившаяся кризисная ситуация доказала важность такого сотрудничества, так как в докризисный период частный бизнес весьма уверенно функционировал практически самостоятельно без государственной помощи. Но в пик кризиса руководители крупнейших российских компаний обратились за помощью к государству. Из этого следовало бы извлечь урок, что государственная поддержка частного и банковского секторов — это не только предоставление финансовых средств, но это и социально необходимо. Взамен частные предприятия должны применять новые технологии, больше вкладывать в технологическое и инновационное развитие отрасли. Подобные мероприятия обладают кумулятивным эффектом, а именно — развитие отрасли влечет за собой необходимость привлечения новых специалистов, создания новых рабочих мест и др., что и является нивелированием угроз экономической безопасности страны.

Литература и примечания

1. Национальные проекты. Экспертное заключение / под общ. ред. член-кор. РАН Р.С. Гринберга, проф. А.Я. Рубенштейна. М., 2007.

2. Варнавский. В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. № 6. 2004.

3. Рац А.А. Партнерство на доверии // Национальные проекты. 2007. № 1 (8).

4. Повестка дня. Проблемы государственной политики в социальном секторе экономики России / под общ. ред. член-кор. РАН Р.С. Гринберга, проф. А.Я. Рубинштейна. М., 2007.

5. В послевоенной Германии и Австрии подавляющее большинство жителей являлись членами строительно-сберегательных касс (ССК), а в настоящее время их услугами пользуются не более 30 % населения этих стран. В Словакии в начале 1990-х гг. более 80 % участвовали в ССК. По состоянию на 2005 г. только 45 % жителей Словакии являются членами ССК, а ипотечная система, которая, как считается, помогла Америке выбраться из Великой депрессии, — это система ССК. Собственно американская модель ипотеки тогда еще только начинала формироваться.

6. Федотов Д.А. Эффективный инструмент жилищного строительства // Национальные ппроекты. 2008. № 7/8 (26/27).

О)

Ol

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO

о *

о ф

У S 2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.