Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межнациональные отношения / государственная национальная политика / Стратегия государственной национальной политики / национально-культурные общественные объединения / Республика Калмыкия / interethnic relations / state national policy / strategy of state national policy / national-cultural public associations / Republic of Kalmykia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурвинова А.А.

В статье автор исследует эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации на примере одного из ее субъектов. Представленные результаты социологического исследования по оценке состояния межнациональных отношений свидетельствуют о благоприятном их развитии на региональном уровне. Удовлетворительная работа органов власти выступает одним из условий для обеспечения межнационального согласия, способствующего консолидации всех этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE NATIONAL POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

This article aims at examining the effectiveness of the Russian Federation state national policy implementation, using one of its subjects as an example. The results, presented in a sociological study on the assessment of the state of interethnic relations, indicate their favorable development at the regional level. Satisfactory work of the authorities is one of the conditions for ensuring interethnic harmony, which contributes to the consolidation of all ethnic groups.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809.

DOI: 10.24412/2071-7830-2023-146-90-95 БУРВИНОВА А.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, aburvinova@mail.ru

Аннотация. В статье автор исследует эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации на примере одного из ее субъектов. Представленные результаты социологического исследования по оценке состояния межнациональных отношений свидетельствуют о благоприятном их развитии на региональном уровне. Удовлетворительная работа органов власти выступает одним из условий для обеспечения межнационального согласия, способствующего консолидации всех этнических групп.

Ключевые слова: межнациональные отношения, государственная национальная политика, Стратегия государственной национальной политики, национально-культурные общественные объединения, Республика Калмыкия.

Национальная политика является значимой сферой государственного управления, что определяется многонациональным составом страны, порождающим множество идеологических и культурных различий между гражданами, что может приводить к напряженности и конфликтам на разных уровнях. В настоящее время вопросы государственного регулирования в сфере межнациональных отношений имеют серьезное стратегическое значение для укрепления гражданского единства населения страны, сохранения этнокультурного многообразия российской нации, достижения гражданского и межэтнического согласия [10].

Нормативно-правовое обеспечение национальной политики выступает одним из ключевых механизмов, позволяющих реализовывать базовые ориентиры и подходы к государственному управлению в этой области, которые определяются, прежде всего, Конституцией РФ, в которой отражены основополагающие нормы: федерализм, принцип равноправия и самоопределения народов, гарантии прав индивида на национальную самобытность, права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств [3]. На сегодняшний день задачи государства в сфере межнациональных отношений закреплены в Стратегии государственной национальной политики России до 2025 г., разработанной в целях координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов власти местного самоуправления [5].

Позитивный опыт и практики реализации национальной политики и гармонизации межэтнических отношений востребованы практически во всех регионах Российской Федерации [9]. Проблемы национальной политики, межнациональных отношений исследованы в трудах отечественных ученых В.Ю. Зорина [2], Г.Г. Матишова [4], Л.М. Дробижевой, Э.А. Паина [1]. В этих исследованиях отмечается, что национальная политика в этнической республике - это комплекс мер и мероприятий по решению проблем этнических общностей региона, а также по стабилизации и гармонизации межнациональных отношений.

Важными ориентирами реализации национальной политики на региональном уровне являются: а) сохранение устойчивого единства в ситуации этнокультурного разнообразия,

воспитание чувства взаимного уважения к культурам разных народов, с учетом традиций коренного, местного населения; б) понимание того, что невозможно достичь благополучия отдельной этнической группы без общего благополучия, т.к это взаимозависимые процессы. Правовое регулирование осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, чьи органы наделены правом принимать нормативные акты в области осуществления национальной политики, в которых отражается специфика этносоциальной ситуации конкретного региона.

Республика Калмыкия, как и другие регионы Юга России, представляет собой многонациональный субъект Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей. Несмотря на многообразие этнического состава населения, регион продолжает оставаться стабильным в плане межэтнического взаимодействия, чему способствует отработанная нормативно-правовая база.

Приоритетные направления и механизмы реализации государственной национальной политики отражены в Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия [6], представляющей собой систему основных задач в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития народов, проживающих на территории региона. Реализация данной концепции способствует сохранению и развитию культур и языков жителей республики, взаимодействию и выработке единых подходов к решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных отношений.

Утвержденный План мероприятий по реализации в 2017 - 2025 годах в Республике Калмыкия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года включает в себя более 30 мероприятий, направленных на создание в регионе максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на его территории, обеспечение их полноправного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии, сохранение межнационального согласия [7]. Для этого действует ряд нормативно-правовых документов. Так, согласно Государственной программе «Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия на 2019-2030 годы», включающей в себя подпрограмму «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Республики Калмыкия», реализуются мероприятия, направленные на решение задач и достижение целей по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений [8]. Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия совместно с районными и сельскими муниципальными образованиями проводит работу по реализации государственной национальной политики. Также созданы консультативные советы в целях обеспечения прозрачности деятельности районных и муниципальных администраций, укрепления межкультурных связей, гармонизации межэтнических отношений, предупреждения межнациональных конфликтов.

Особую роль в гармонизации межэтнических отношений в поликультурном обществе региона играют национально-культурные общественные объединения, ключевой задачей которых является консолидация граждан на основании их культурной общности. Центральным направлением деятельности подобных организаций является сохранение национальных традиций, культуры, языка и семейных ценностей. В настоящее время в республике осуществляют свою деятельность национально-культурные общественные объединения, деятельность которых направлена на развитие культуры, традиций и обычаев народов, проживающих в регионе, сохранение родного языка, дружбы между народами. Среди них наиболее активными являются Калмыцкая общественная организация Дагестанский культурный центр «Содружество», Общественная организация «Азербайджанский конгресс Республики Калмыкия», Калмыцкая общественная организация «Чеченская диаспора», Национально-культурная автономия корейцев г. Элисты «Юсан».

Для координации действий в сфере межнациональных отношений в республике функционирует Межрелигиозный совет Калмыкии, в который вошли представители буддизма, православия и ислама.Обсуждаемые вопросы данного органа затрагивают

сложные процессы в российском обществе, а также связаны с сохранением семейных традиционных ценностей, укреплением межнационального и межрелигиозного согласия, развитием толерантности и светской этики.

В целях реализации национальной политики в 2021 г. был образован Координационный совет при Главе Республики Калмыкия по межнациональным и межконфессиональным отношениям, основными задачами которого являются взаимодействие и выработка единых подходов органами государственной и муниципальной власти, а также общественными, научными и религиозными организациями по решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных отношений.

Для оценки эффективности реализации национальной политики на региональном уровне Институтом комплексных исследований аридных территорий (г. Элиста) ежегодно проводится мониторинг межнациональных отношений в Республике Калмыкия, инструментами которого являются различные показатели, выявляющие тенденции их развития, что позволяет собирать достоверную информацию в этой сфере. В 2022 г. по формализованной анкете было опрошено 535 респондентов - жителей, представляющих разные сферы занятости. В выборочной совокупности представлено 48,0% мужчин и 52,0% женщин; 57,0% калмыков, 29,2% русских и 13,8% представителей других национальностей; 39,8% респондентов проживают в г. Элисте, остальные - жители 13 районов республики.

В ходе нашего исследования респондентам было предложено оценить состояние межнациональных отношений, исходя из четырех значений - «благоприятные», «стабильные, но не беспроблемные», «напряженные, тревожные» и «конфликтные». В целом в оценках межнациональных отношений доминирует оптимизм, в значительной степени «благоприятными» их считают 55,1% респондентов калмыцкой и русской национальностей, 68,9% представителей другой национальности (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете межнациональные отношения в

Республике Калмыкия?» (в %)

Ваша национальность: Всего

Калмык Русский Другая

Благоприятные 55,1 55,1 68,9 57,0

Стабильные, но не беспроблемные 42,0 41,7 31,1 40,4

Напряженные, тревожные 2,3 1,9 1,9

Конфликтные 0,7 1,3 0,7

По мнению 57,0% опрошенных, положение дел в области этнонациональных отношений за последний год в республике не изменилось. Только 7,5% респондентов считают, что обстановка в этой сфере ухудшилась, в то время как 35,5% полагают, что она, наоборот, заметно улучшилась (табл. 2). Наихудшие оценки состояния межнациональных отношений дают респонденты русской национальности в возрасте 18-49 лет (которые, скорее всего, имеют наибольшее число контактов), а также респонденты калмыцкой национальности в возрасте 30-49 лет (они могут ощущать высокую конкуренцию на рынке труда).

Абсолютное большинство опрошенных (84,9%) не испытывают неприязнь к представителям каких-либо национальностей, проживающим в Республике Калмыкия. Говоря о том, где респонденты наиболее чаще встречаются со случаями ущемления своих прав в связи с национальной принадлежностью, 60,0% из тех, кто сталкивался, называли общественные места (на улице, во дворе, в транспорте, в местах отдыха), 29,1 % - трудовую сферу, 23,6 % - сферу ведения бизнеса.

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Если в целом говорить об отношениях между людьми разных национальностей в Республике Калмыкия - за последний год они улучшились, не

изменились или ухудшились?»

Ваша национальность: Всего

Калмык Русский Другая

Заметно улучшились 10,8 9,0 18,9 11,4

Скорее улучшились 26,6 17,9 27,0 24,1

Не изменились 55,7 62,2 51,4 57,0

Скорее ухудшились 5,6 8,3 2,7 6,0

Заметно ухудшились 1,3 2,6 1,5

72,9% респондентов, указывающих на наличие проблем в сфере межнациональных отношений, считают, что их вызывают низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест, низкие зарплаты. Также, по сравнению с другими возможными источниками проблем, часто отмечался низкий уровень культуры приезжих. На третьем месте по частоте упоминания находится нежелание местных жителей взаимодействовать с приезжими. Только 7,5 % опрошенных г. Элисты отмечают неправильные действия муниципальных властей, в отличие от жителей районов, которые не высказывали какой-либо критики в отношении власти, наиболее близкой к ним, что говорит об эффективной работе на местах.

Также мы попытались определить, кто и каким образом должен проводить работу по предотвращению межнациональных конфликтов. 62,2% респондентов возлагают это на семью, 40,2% - на школу (табл. 3). Воспитывать толерантность в семье означает прививать уважение и принятие многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 38,7 % опрошенных (21,3 % калмыков, 11,2% русских и 6,2% представителей другой национальности) считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует проводить больше совместных праздников и других мероприятий.

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: «Каким образом, на Ваш взгляд, следует осуществлять работу по предотвращению межнациональных конфликтов?» (в %)

Ваша национальность: Всего

Калмык Русский Другая

Государство должно этим заниматься 12,1 7,7 2,6 22,4

Люди должны сами стараться искать пути межнационального согласия 20,7 11,8 4,7 37,2

Толерантность необходимо воспитывать в семье 37,4 16,8 8,0 62,2

Толерантность следует прививать в школе 23,9 11,0 5,2 40,2

Следует больше проводить совместных праздников и других мероприятий 21,3 11,2 6,2 38,7

Необходимо вовлекать население в деятельность национально-культурных общественных организаций 18,7 9,5 3,9 32,1

Другое 0,4 0,4 3,9 32,1

Для определения эффективности органов власти Республики Калмыкия в сфере межнациональных отношений мы спросили у наших респондентов, насколько они удовлетворены предпринимаемыми мерами в данной сфере. Вопросы такого рода дают возможность определять правильность выбранных приоритетов деятельности и оценивать полученные результаты. Как видно из табл. 4, 54,2% респондентов удовлетворены предпринимаемыми мерами органами государственной власти Республики Калмыкия по решению межнациональных проблем, в то время как каждый седьмой опрошенный

придерживается противоположной точки зрения (чаще всего так отвечали респонденты в возрасте 30-49 лет, студенты, безработные и пенсионеры), что скорее всего подтверждает нашу гипотезу о высокой конкуренции на рынке труда. Наибольшую удовлетворенность по решению межнациональных проблем высказали респонденты других национальностей (60,8%) и русские (58,3%), наименьшую - калмыки (26,8% против 14,0% среднего значения по опросу).

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены предпринимаемыми мерами по решению межнациональных проблем органами власти Республики

Калмыкия?» (в %)

Ваша национальность: Всего

Калмык Русский Другая

Полностью удовлетворен 16,7 12,8 24,3 16,6

Скорее удовлетворен 33,8 45,5 36,5 37,6

Скорее не удовлетворен 13,8 5,8 12,2 11,2

Полностью не удовлетворен 3,0 3,8 2,8

Ничего не знаю об этих мерах 32,8 32,1 27,0 31,8

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Калмыкия как национальный регион демонстрирует наличие стабильных межнациональных отношений, которые благоприятствуют гармоничному развитию этнических процессов и тем самым становятся условием для обеспечения межнационального согласия, способствующего консолидации всех этнических групп. Полученные в результате исследования данные говорят об эффективной реализации государственной национальной политики в регионе. Однако всегда следует помнить о том, что несмотря на стабильность, в дальнейшем межнациональные отношения могут перетечь в проблемные, и поэтому требуется совместная и слаженная работа органов власти, общественных объединений, религиозных и научных организаций по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

Список литературы

1. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Особенности этнополитических процессов и становления этнической политики в современной России // Политические и экономические преобразования в России и Украине / отв. ред. В.Смирнов. М., 2003. 250 с.

2. Зорин В. Ю. Национальная политика Российского государства в XX - начале XXI в. М.: Юрайт, 2018. 251 с.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 31.05.2023).

4. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В., Романов И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Том V: Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития. Спец. выпуск. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 160 с.

5. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_docLAW_139350/ff30f91 360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (дата обращения 01.06.2023).

6. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Калмыкия: Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 27 марта 2018 г. №65-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446686903 (дата обращения 31.05.2023).

7. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2017-2025 годах в Республике Калмыкия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 25 января

2017 г. №17-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/445069769/ (дата обращения 05.06.2023).

8. О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия «Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия», утвержденную Постановлением Правительства Республики Калмыкия 27 декабря 2018 г. № 417: Постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 сентября 2022 года № 363 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения 01.06.2023).

9. Очирова Н.Г. Национальная политика и ее реализация в условиях этнокультурного разнообразия в Республике Калмыкия // Сборник материалов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Этнос и общество в контексте межнациональных отношений». Краснодар, 2022. 184 с.

10. Рубан В.А., Цатурян Р.В. Анализ влияния государственной национальной политики на межнациональные отношения (на примере Новосибирской области) // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. №3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43994506 (дата обращения 07.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.