Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в РФ: особенности вовлечения молодежи'

Реализация государственной молодежной политики в РФ: особенности вовлечения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1377
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / WORLDVIEW OF YOUNG PEOPLE / AGENT OF SOCIALIZATION / PROACTIVE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макав Джанет Хазретовна, Бориско Ольга Александровна

В статье анализируется российская государственная молодежная политика как один из эффективных механизмов влияния на формирование мировоззрения молодежи. В подрастающем поколении заложены потенциал и способность развиваться и развивать общество. Реализуемые программы и проекты в рамках государственной молодежной политики современной России направлены на воспитание у молодежи качеств, необходимых государству и социуму, и большинство молодых людей, опрошенных в рамках проведенного авторами эмпирического исследования, подтверждают возникновение подобных тенденций. Популяризация важных для государства и общества ценностей органами молодежной политики действительно является эффективным методом работы с молодыми гражданами. Наиболее значимыми агентами социализации, способствующими формированию мировосприятия молодых людей, являются образовательные учреждения совместно с органами власти, реализующими политику в рассматриваемой сфере. Данные субъекты, проводя мероприятия в рамках приоритетных направлений молодежной политики, содействуют формированию активной жизненной позиции, личностных качеств и мировоззрения молодых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макав Джанет Хазретовна, Бориско Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian State Youth Policy: Aspects of Youth Involvement

The study shows that the Russian state youth policy has an effective impact on the worldview of the younger generation. Young people have the potential and ability to develop themselves and society. Modern Russian youth-policy programs and projects are to develop young people’s personal qualities sought by the state and society. Most young people under empirical survey confirm such trends. Promoting values important to the state and society by youth policymakers is indeed an effective way of working with young citizens. The pivotal agents of socialization that shape the worldview of young people are educational institutions which cooperate with government agencies to implement youth policy. These organizations carry out priority youth policies and help develop the proactive attitude, personal qualities, and worldview of young citizens.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в РФ: особенности вовлечения молодежи»

УДК 323.2-053.81 (470+571)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.8.4

Макав Джанет Хазретовна

Makav Dzhanet Khazretovna

студентка факультета управления и психологии Кубанского государственного университета

Бориско Ольга Александровна

Student, School of Management and Psychology, Kuban State University

Borisko Olga Aleksandrovna

кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

PhD in Political Science, Associate Professor, Public Policy and State Administration Department, Kuban State University

RUSSIAN STATE YOUTH POLICY: ASPECTS OF YOUTH INVOLVEMENT

Аннотация:

В статье анализируется российская государственная молодежная политика как один из эффективных механизмов влияния на формирование мировоззрения молодежи. В подрастающем поколении заложены потенциал и способность развиваться и развивать общество. Реализуемые программы и проекты в рамках государственной молодежной политики современной России направлены на воспитание у молодежи качеств, необходимых государству и социуму, и большинство молодых людей, опрошенных в рамках проведенного авторами эмпирического исследования, подтверждают возникновение подобных тенденций. Популяризация важных для государства и общества ценностей органами молодежной политики действительно является эффективным методом работы с молодыми гражданами. Наиболее значимыми агентами социализации, способствующими формированию мировосприятия молодых людей, являются образовательные учреждения совместно с органами власти, реализующими политику в рассматриваемой сфере. Данные субъекты, проводя мероприятия в рамках приоритетных направлений молодежной политики, содействуют формированию активной жизненной позиции, личностных качеств и мировоззрения молодых граждан.

Summary:

The study shows that the Russian state youth policy has an effective impact on the worldview of the younger generation. Young people have the potential and ability to develop themselves and society. Modern Russian youth-policy programs and projects are to develop young people's personal qualities sought by the state and society. Most young people under empirical survey confirm such trends. Promoting values important to the state and society by youth policymakers is indeed an effective way of working with young citizens. The pivotal agents of socialization that shape the worldview of young people are educational institutions which cooperate with government agencies to implement youth policy. These organizations carry out priority youth policies and help develop the proactive attitude, personal qualities, and worldview of young citizens.

Ключевые слова:

молодежь, государственная молодежная политика, мировоззрение молодежи, агент социализации, активная жизненная позиция.

Keywords:

youth, state youth policy, worldview of young people, agent of socialization, proactive attitude.

Одним из эффективных механизмов влияния на формирование мировоззрения подрастающего поколения является государственная молодежная политика. Ее значимость обусловлена спецификой такой демографической единицы, как молодежь. Именно в ней заложены потенциал и способность прогрессировать и развивать окружающее ее общество. Данный тезис поддерживают многие ученые: «Молодежь - главный ресурс общества, зародыш и еще незрелый плод нации, а молодежная политика - главный инструмент общества и государства по вызреванию и выращиванию этого "плода", образованию народа и нации в соответствии с идеальными представлениями» [1, с. 5]. По мнению О.Е. Гришина и Т.Б. Атаева, именно молодежь выступает той крупицей социума, которая в состоянии развиваться в наиболее динамичном темпе, «определяя развитие общества и государства через несколько лет» [2, с. 77]. Молодые люди получают от семьи, институтов образования, коллективов, в которые они включены, знания о политике, навыки взаимодействия с другими субъектами политических отношений, помогающие им в дальнейшем

стать активными членами общества [3]. Особое влияние в вопросах политической социализации оказывает школа. Этот опыт значим для совершенствования навыков политической грамотности молодежи, для ее подготовки к участию политической жизни [4]. Именно молодые граждане, по мнению исследователя С.Н. Чируна, «являются носителем инновационного потенциала развития любого государства» [5, с. 167].

Разнохарактерность молодых людей делает реализацию государственной молодежной политики процессом, требующим к себе особого внимания. Только осознавая, что именно необходимо юным представителям общества, возможно создать условия для эффективной реализации планов и программ в данном направлении. Молодежная политика, выступая в роли инструмента, способствующего реализации целей и стратегических задач, создает для этого достаточные условия. Воспитание определенной идентичности молодежи требует распространения так называемой «одобряемой» культуры во всем государстве, что способствует формированию единой, перспективной, устойчивой и менее «проблемной» демографической группы. В связи с этим политика РФ в сфере работы с молодежью осуществляется не только на федеральном уровне, но и на локальном.

В нормативно-правовом отношении государственная молодежная политика также подчеркивает значимость молодых акторов в процессе укрепления позиций страны: «Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [6]. Эрудированное, сильное, конкурентоспособное поколение, воспитанное в духе патриотизма и нравственности, - то, к чему стремятся властные структуры Российской Федерации на данном этапе развития государства.

Распоряжение Правительства РФ № 2403-р, будучи основным действующим документом, регламентирующим деятельность органов молодежной политики, выделяет несколько фундаментальных приоритетов, требующих особого внимания и претворения в реальность современного российского общества. Анализируя цели, актуализированные Правительством РФ, можно выделить несколько ключевых направлений, являющихся основополагающими для государства на данном этапе: образование, ценностные ориентации, патриотизм, здоровый образ жизни, молодая семья, молодежное предпринимательство.

Работа в выделенных сферах осуществляется в первую очередь посредством применения программно-целевого подхода. Как правило, образовательно-воспитательная деятельность государства основывается на государственных и федеральных целевых программах. Также стоит отметить, что механизмы, используемые в России для реализации молодежной политики, достаточно сложны. Среди них можно выделить процесс коллаборации образовательных и молодежных организаций, различных форумов и мероприятий, направленных на вовлечение представителей подрастающего поколения [7].

Однако разработка и внедрение подобных механизмов в реализацию государственной молодежной политики не гарантируют заинтересованности граждан. Не стоит забывать о психологическом аспекте работы с данной возрастной группой. Молодежь активна и в какой-то мере специфична. Для того чтобы привлечь ее внимание и заинтересовать, необходим мощный импульс извне, которым выступает то, что побуждает юных граждан к действию, - стремление быть успешным, всесторонне развитым, находиться в «тренде».

Именно в целях популяризации патриотических ценностей, здорового образа жизни, спорта авторы государственных программ готовят мероприятия, призывающие молодежь к участию в жизни государства, работе, способствующей его процветанию, а также к собственному личностному развитию. Безусловно, находясь в тесном сотрудничестве с молодыми людьми, государство выстраивает диалог на понятном для граждан языке, выбирая специфику деятельности, ориентируясь на интересы данной возрастной группы, учитывая собственные приоритеты.

Чтобы разобраться в том, насколько эффективным, по мнению молодых людей, является вовлечение молодежи в деятельность в рамках реализации государственной молодежной политики с помощью механизма популяризации системы ценностей, мы провели исследование, методом которого стало интервьюирование с представителями студенческой молодежи. Опрошены 15 студентов Кубанского государственного университета, активно принимающих участие в мероприятиях для молодежи.

Отвечая на вопрос об агентах социализации, которые влияют на формирование мировоззрения молодежи, большинство респондентов выделили семью, образовательные учреждения и СМИ. Также стоит отметить, что большинство опрошенных назвали образовательные учреждения (школу, университет) основным актором воздействия на формирование мировоззрения индивида (в том числе их собственное): «Лично на меня очень сильно повлияло образование

(школа). Воспитание, психологический подход к индивиду составляют единую картину личности в дальнейшем, как мне кажется»; «На формирование мировоззрения человека, на мой взгляд, влияют так называемые лидеры мнений... Например, если это студенческая группа -лидером мнения могут выступать староста, куратор, научный руководитель. В детстве лидерами мнений для нас, безусловно, были родители, школьные учителя». Таким образом, участники исследования акцентируют внимание на значимости образовательного процесса в становлении целостной личности. По их мнению, именно педагогическая (просветительская), психологическая и организационная деятельность способна привить определенные качества и ориентиры молодым гражданам.

На данном этапе исследования было важно разобраться в том, какие мероприятия могут оказать положительное и продуктивное воздействие на юных представителей общества. В первую очередь необходимо выяснить, принимали ли участие опрошенные молодые люди в мероприятиях, посвященных патриотическому, спортивному и другим видам воспитания, организованных и проводимых как образовательными учреждениями, так и органами по работе с молодежью. Каждый респондент в той или иной степени был задействован в мероприятиях упомянутой направленности. Единственным фактором, дифференцирующим анализируемые высказывания, является степень участия каждого интервьюируемого. Высокий уровень вовлеченности характеризуется такого рода ответами: «Конечно, я постоянно принимала участие, причем в разных амплуа, так сказать. Я была и ведущей подобных мероприятий, и выступала как артист: читала стихи, пела песни». Однако были и участники беседы, которые отличаются низким показателем активности: «Участие я не принимала, была скорее зрителем». Таким образом, несмотря на разобщенность в вопросе личной инициативы, каждый респондент, хоть и косвенно (будучи зрителем), был задействован в мероприятиях.

Далее необходимо было выяснить, способны ли подобные мероприятия сформировать определенные личностные качества и мировосприятие участников интервью. Респондентами были даны следующие ответы: «На меня значительное воздействие оказал конкурс на военно-патриотическую и спортивную тематику "Статен. Строен. Уважения достоин". Я была капитаном в своей команде, а когда ты капитан - на тебе строится вся работа. Благодаря подобному опыту у меня сложилось впечатление о командной и управленческой работе, что, кстати говоря, сказалось на моих лидерских способностях». Опрошенные подчеркивают значимость мероприятий патриотической направленности, акцентируя внимание на том, какие чувства они испытывают и какие навыки приобретают, будучи их участниками: «Мне кажется, именно благодаря подобным мероприятиям сложились целостное представление об истории и, как следствие, мое чувство патриотизма».

Выявив и сформировав представление о том, насколько продуктивно внедрение органами государственной молодежной политики различных мероприятий и программ в образовательные учреждения, следует перейти к следующему этапу анализа результатов интервьюирования, направленному на определение способов стимулирования к участию в реализации планов и задач государства в сфере развития человеческого потенциала. Итак, респонденты, говоря о способах привлечения молодых граждан к общественной, творческой, образовательной и другим видам деятельности, практически сходятся в едином мнении, акцентируя внимание на стратегии поощрения: «Нам пообещают денежные, ну или хотя бы вкусные призы - мы бегом летим, чтобы поскорее поучаствовать. Ну, еще грамотки. Гоамоты дают нам, студентам, возможность получить стипендию побольше, что огромный плюс». Мотивация молодежи к участию также усиливается благодаря организации мероприятий, этот инструмент занимает второе место в рейтинге значимости: «К методам привлечения молодежи я бы отнесла какие-либо тематические квесты, приуроченные к чему-либо, мероприятия определенные, а также беседы, круглые столы». Стоит отметить, что некоторые участники опроса высказывали мнение об актуальности и эффективности использования такого метода, как реклама и популяризация чего-либо среди молодежи: «Если я узнаю о каком-то мероприятии и вижу в информационной листовке или письме, что там будет кто-то, кто мне искренне интересен, я туда просто полечу».

Проанализировав ответы студентов, мы выделили наиболее распространенные инструменты, применяемые органами государственной молодежной политики в процессе привлечения молодежи к участию в мероприятиях. Теперь перед нами стоит вопрос их эффективности. Ответ на него отражен в цитате: «Безусловно, использование этих методов достаточно продуктивно. Я не могу подтвердить статистически, конечно, но чисто по моим ощущениям, по моим наблюдениям, безусловно, все, что делает для нас молодежная политика, имеет свои отголоски и определенный положительный эффект». Так, 13 из 15 респондентов высоко оценили качество используемых в деятельности органов по работе с молодыми гражданами способов стимулирования и привлечения молодежи к участию в различных мероприятиях.

На данном этапе исследования нам удалось выяснить, каким образом государство реализует поставленные задачи и осуществляет программы, воспитывая граждан в обществе, пропагандирующем некие «правильные» ценности, нравственные ориентиры, способствующем всестороннему развитию и, как результат, содействующем укреплению роли государства на мировой арене. Молодежная политика, будучи ключевым элементом формирования будущего всего государства, также уделяет особое внимание специфике своей основной аудитории - молодежи. Однако все ли методы, послужившие основой упомянутого результата, выделены респондентами?

Завершающий этап исследования был направлен на получение ответа на вопрос: «Влияет ли популяризация ценностей, важность которых обозначена в официальных документах, на степень вовлеченности молодежи в реализуемые в рамках государственной молодежной политики мероприятия». Для достижения достоверности мы проанализировали данные, представленные в ходе беседы со студентами. В первую очередь удалось подтвердить тезис о таком влиянии: «Конечно. Тут не поспоришь. У нас (молодежи), стыдно признаться, есть какой-то стадный инстинкт. Молодежь копирует и делает многое только лишь потому, что это круто. Если правильно преподнести и разрекламировать, то многое может стать конфеткой»; «Сегодня, к счастью, вновь модно читать книги, модно учить английский, прививается ценность образования».

Далее нам удалось выяснить, действительно ли популяризация данных ценностей является одним из наиболее продуктивных методов влияния на формирование мировоззрения, ориентиров и увлечений молодежи, используемых органами государственной молодежной политики. Для получения достоверной информации мы задавали уточняющий вопрос об эффективности одного из направлений деятельности государства - развития спорта (посредством привлечения к сдаче ГТО): «Везде в школе были плакаты со словами:"Спорт - это жизнь, сдавай ГТО" или "Спортивным быть модно". Я тогда была еще подписана в социальных сетях на многих медийных личностей, которые, к слову, тоже активно пропагандировали спорт, носили майки "Спорт в народ", которые скрыто, но тоже рекламировали ГТО». С автором данной цитаты согласны 14 из 15 опрошенных, также подчеркнувших действенность внедряемых программ и мероприятий для молодежи посредством рекламы и некой «моды».

Одним из ключевых компонентов нашего исследования является выявление качеств, которые удалось развить и сформировать благодаря приобщению к «трендовым» видам деятельности: «Я стала очень целеустремленной и активной, все благодаря стремлению быть в теме»; «Мода оказывает на нас очень сильное воздействие. Например, если взять самый банальный пример - моду на спорт: я, как и все, стараюсь поддерживать себя в форме, бегать, прыгать на скакалочке, что способствует моему спортивному развитию и поддержанию здорового образа жизни». Также молодые люди в ходе опроса называли качества личности, формируемые в рамках учебной и волонтерской деятельности, мероприятий патриотической направленности.

Таким образом, мнения респондентов являются подтверждением эффективности реализации программ и проектов, поддерживаемых органами государственной молодежной политики. Большинство молодых людей, опрошенных нами в рамках исследования, ощущают на себе определенное влияние подобных тенденций.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

- Государственная молодежная политика оказывает непосредственное влияние на институты социализации образовательной направленности.

- Мероприятия, организованные органами государственной молодежной политики, способствуют формированию активной жизненной позиции, личностных качеств и мировоззрения молодых граждан.

- Государственная молодежная политика использует широкий диапазон методов привлечения молодых граждан.

- Органы государственной молодежной политики применяют механизм популяризации ценностей в целях формирования мировоззрения и воспитания молодых граждан и реализации основных направлений государственной молодежной политики. Необходимо заметить, что институтами молодежной политики активно ведется работа по популяризации среди молодежи патриотических ценностей, здорового образа жизни, спорта. Исследование показало, что меньше внимания уделяется популяризации таких ценностей, как труд, семья, толерантность, права человека. Данный вывод может быть основой для формулирования рекомендаций субъектам молодежной политики для дальнейшей работы в рамках осуществления программ и проектов политики в рассматриваемой сфере.

Цель нашего исследования состояла в анализе способов, которые используют субъекты молодежной политики для привлечения молодежи к участию в мероприятиях в рамках реализации государственной политики. В ходе интервьюирования, ставшего методом получения данных,

нам удалось выявить основных агентов социализации, чья деятельность направлена на социальную адаптацию молодых граждан; мероприятия, способствующие всестороннему развитию и воспитанию молодежи; методы, применяемые государством для формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, идей и взглядов.

Результаты исследования позволяют утверждать, что вовлечение молодежи с помощью популяризации ценностей в соответствующей среде органами государственной молодежной политики действительно является эффективным методом работы с молодыми гражданами. На основе анализа интервью мы определили самых важных агентов социализации, способствующих формированию мировосприятия молодых людей, - в первую очередь это образовательные учреждения, действующие совместно с органами государственной и муниципальной власти, реализующими молодежную политику. Также удалось выяснить, насколько эффективными и значимыми для респондентов являются мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях под руководством органов молодежной политики. Респонденты отметили, что благодаря указанным мероприятиям и пропаганде определенных ценностей они присоединились к участию в общественной деятельности, воспитали в себе чувство патриотизма, приобщились к спорту и здоровому образу жизни, сформировали и усвоили представления о культурных и нравственных ценностях, получили опыт и знания, которые содействовали совершенствованию лидерских и организационных качеств. Таким образом, государственная молодежная политика с помощью мобилизации молодых граждан в общественной, культурной, политической среде, безусловно, приводит к положительным результатам, сочетая личностный прогресс молодежи с развитием потенциала государства в целом.

Ссылки:

1. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001. 696 с.

2. Гришин О.Е., Атаев Т.Б. Политическая видеореклама в интернете как инструмент выражения политической позиции молодежи // Youth World Politic. 2013. № 2. С. 77-84.

3. Wray-Lake L. How Do Young People Become Politically Engaged? // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13, iss. 2. P. 127-132. https://doi.org/10.1111/cdep.12324.

4. Pontes A.I., Henn M., Griffiths M.D. Youth Political (Dis)Engagement and the Need for Citizenship Education: Encouraging Young People's Civic and Political Participation Through the Curriculum // Education, Citizenship and Social Justice. 2019. Vol. 14, iss. 1. Р. 3-21. https://doi.org/10.1177/1746197917734542.

5. Чирун С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия. Кемерово, 2008. 168 с.

6. Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ-правовой системы «Гарант».

7. Silvan K. Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present // Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 28, № 1. С. 161-171. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-1-161-171.

References:

Chirun, SN 2008, Youth Policy: Theory and Practice of Interaction, Kemerovo, 168 p., (in Russian).

Grishin, OE & Ataev, TB 2013, 'Political Video Advertising in Internet as a Tool of an Expression of Political Position of the Youth', Youth World Politic, no. 2, pp. 77-84, (in Russian).

Ilinsky, IM 2001, Youth and Youth Policy. Philosophy. History. Theory, Moscow, 696 p., (in Russian). Pontes, AI, Henn, M & Griffiths, MD 2019, 'Youth Political (Dis)Engagement and the Need for Citizenship Education: Encouraging Young People's Civic and Political Participation Through the Curriculum', Education, Citizenship and Social Justice, vol. 14, iss. 1, рр. 3-21, https://doi.org/10.1177/1746197917734542.

Silvan, K 2019, 'Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present', Mir Rossii, vol. 28, no. 1, pp. 161-171, https://doi .org/10.17323/1811-038X-2019-28-1 -161-171.

Wray-Lake, L 2019, 'How Do Young People Become Politically Engaged?', Child Development Perspectives, vol. 13, iss. 2, pp. 127-132, https://doi.org/10.1111/cdep.12324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.