Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика как инструмент противодействия деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере российского общества'

Государственная молодежная политика как инструмент противодействия деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
378
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL YOUTH POLICY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / MORAL AND SPIRITUAL SPHERE / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / SOCIAL DEVIANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

В статье исследуются проблемы социализации и социального взросления молодого поколения. Анализируются основные направления государственной молодежной политики, рассматриваются мероприятия по противодействию деструктивным тенденциям в сфере духовно-нравственной культуры современной молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE YOUTH POLICY AS AN INSTRUMENT FOR COMBATING DESTRUCTIVE TENDENCIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL SPHERE OF RUSSIAN SOCIETY

In this article problems of socialization and a social maturation of young people generation are investigated. The main directions of the state youth policy are analyzed, actions for counteraction to destructive tendencies are considered in sphere of spiritual and moral culture of modern youth.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика как инструмент противодействия деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере российского общества»

УДК 321.011 ББК 66.3 (2Рос)3

Л. В. Карнаушенко

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье исследуются проблемы социализации и социального взросления молодого поколения. Анализируются основные направления государственной молодежной политики, рассматриваются мероприятия по противодействию деструктивным тенденциям в сфере духовно-нравственной культуры современной молодежи.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, социализация, социальное развитие, духовно-нравственная сфера, социальные отклонения.

THE STATE YOUTH POLICY AS AN INSTRUMENT FOR COMBATING DESTRUCTIVE

TENDENCIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL SPHERE OF RUSSIAN SOCIETY

In this article problems of socialization and a social maturation of young people generation are investigated. The main directions of the state youth policy are analyzed, actions for counteraction to destructive tendencies are considered in sphere of spiritual and moral culture ofmodern youth.

Keywords: youth, national youth policy, socialization, social development, moral and spiritual sphere, social deviance.

Молодежь играет важную роль в социальной, экономической, политической, культурной подсистемах общества. Социализация, социальное развитие и успешное взросление подрастающего поколения способствуют поддержанию социальной стабильности и преодолению девиаций, дисфункций и отклонений. Именно поэтому государства уделяют повышенное внимание молодежной политике, позволяющей институционализировать процесс взросления граждан.

«Государственная молодежная политика представляет собой направление деятельности Российской Федерации, включающее систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения ее лидерских позиций на мировой арене» [4].

Однако реализация мероприятий в рамках государственной молодежной политики сопряжена с рядом сложностей, обусловленных не-

повторимой, уникальной спецификой объекта (молодежи). В силу возрастных, психологических и культурных особенностей молодое поколение отличает парадоксальное, амбивалентное сознание, склонность к иррациональным, аффективным действиям, что значительно осложняет проводимые управленческие мероприятия в отношении его.

Один из классиков мировой ювенологии С. Холл обращает внимание на противоречивость характера молодого человека, в котором сменяются веселость и уныние, уверенность в себе и застенчивость, альтруизм и эгоизм, высокие нравственные стремления и низкие побуждения, тяга к общению и уединению, чувствительность и апатия [1, с. 26].

Значительное влияние на социальный и культурный облик подрастающего поколения оказывают имманентно присущие ему процессы пубертации и акселерации, в результате действия которых духовно-нравственные, ценностные барьеры могут утрачивать свою силу на короткое или продолжительное время.

Ситуация также осложняется тем, что молодежь занимает неустойчивое социальное положение, характеризуемое фразой «Уже не дети, но еще не взрослые». С точки зрения И. М. Ильинского, проблема социального статуса молодежи состоит в том, что «она зависима и живет как бы "в кредит", ее самостоятельность в приня-

тии важных решений ограничена и в то же время перед ней всегда стоит проблема выбора работы, профессии, нравственного и социального самоопределения» [3, с. 108-120].

В современном российском обществе на процесс социального взросления молодежи оказывает влияние ряд проблем, среди которых Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко отмечают «быстрый рост социального расслоения, дифференциацию и маргинализацию общества. Для молодежи особенно значимым выступает ломка традиционных форм социализации и межпоколенческой преемственности, социальной мобильности, путей и способов профессионального самоопределения и роста. "Разорванность" общественного бытия молодежи в конечном счете и порождает парадоксальность ее сознания и поведения» [1, с. 27].

Одной из наиболее сложных проблем, связанных с социальным взрослением современной российской молодежи, является деструктивное социокультурное (идеологическое, мировоззренческое, ценностное) воздействие. Отметим, что с начала 1990-х годов посредством кинематографа, телевидения, а затем и Интернета на сознание молодежи оказывается зачастую негативное влияние. Сцены убийств, насилия, агрессии, проявления мстительности, эгоизма, культ престижного потребления отрицательно сказываются на амбивалентном психическом состоянии взрослеющего человека. В связи с этим одной из ключевых задач государства в сфере молодежной политики выступает минимизация последствий влияния массовой потребительской культуры на подрастающее поколение. Серьезную озабоченность вызывает пропаганда средствами масс-медиа и Интернета криминальных практик,

и __и тл

идей и антиценностей. В настоящее время принят и действует ряд законодательных актов, направленных на защиту сознания молодежи от негативного информационного воздействия, однако их эффективность неоднозначна. Ощущается недостаток, в первую очередь, адресных мер по недопущению пагубного влияния на молодежь стандартов массовой культуры. При этом необходимо учитывать, что при решении указанных задач государственные управленческие структуры должны использовать достаточно тонкие инструменты, так как молодежное сознание крайне чувствительно и восприимчиво к ангажированным действиям «лобового характера».

В стратегии и тактике коммуникативного воздействия на молодежь со стороны общества должна учитываться специфика молодежной культуры и молодежного сознания. Подрастающее поколение довольно чутко улавливает рекламные, пропагандистские, агитационные мотивы (идентифицируя их как ангажированные и неестественные). Именно поэтому необходимо творчески, оригинально подходить к воспитанию молодежи. Какого же рода воздействие на молодежь предполагают Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года? Какими инструментами оно будет осуществляться? Как понять, насколько эффективным или, наоборот, неэффективным оно окажется? В поисках ответа на данные вопросы проанализируем названный стратегический документ.

Так, в Основах государственной молодежной политики совершенно справедливо отмечается, что в качестве наиболее серьезной проблемы современности принято рассматривать «ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодежи из системы реализации своих навыков и умений на благо Родины» [4].

Именно преодоление ценностного кризиса декларируется в качестве основной комплексной задачи государственной молодежной политики. Кроме того, в Основах государственной молодежной политики отмечается необходимость «обеспечить высокий уровень уважения российской молодежи к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России...» [4].

Разработчики Концепции государственной молодежной политики совершенно справедливо обращают внимание на угрозы традиционным духовным ценностям нашего народа, опасность утраты патриотических чувств к России и так далее. Однако авторы Стратегии государственной молодежной политики не определили в качестве социокультурной угрозы для подрастающего поколения индустрию массовой культуры. Необходимо помнить о том, что современная массовая культура потребления носит транснациональный глобальный характер и прекратить ее влияние в рамках отдельного государства весьма сложно. Информационно-коммуникационные системы, Интернет, спутниковое телевещание на сего-

дняшний день являются атрибутами глобального информационного общества, однако на данном факте не акцентируется внимание. Предложенные в Основах государственной молодежной политики стратегические цели вряд ли могут быть достигнуты без снижения отрицательного влияния индустрии массовой культуры на подрастающее поколение, особенно на сегменты «риска».

Как следует из документа, основная цель государственной молодежной политики -«формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей развитие и распространение в качестве преобладающей общественной нормы жизненных установок молодежи страны, опирающихся на такие приоритеты, как патриотизм, ответственность, самоотдача, здоровье, труд, образованность, благополучие, семья» [4].

В настоящее время в стране организовываются и проводятся мероприятия, направленные на формирование системы ценностей и развитие мировоззрения молодежи, качественную реализацию ее человеческого потенциала, в частности:

- разработка и внедрение интерактивных просветительских программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в Новейшей истории страны и т. п.;

- включение молодежи в программы патриотического воспитания, подготовка к службе в Вооруженных Силах, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества и так далее;

- реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также профилактику экстремизма и ксенофобии;

- реализация программ по сохранению культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремесел с целью укрепления связей между поколениями;

- популяризация посредством просветительских инструментов и социальной рекламы общественных ценностей (здоровья, семьи, толерантности, прав человека, патриотизма и так далее);

- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды и т. п.;

- развитие механизмов обеспечения доступности молодежи культурных ценностей, объектов культурного наследия [4].

Вместе с тем необходимо понимать, что указанные мероприятия с неизбежностью будут конкурировать с превосходящей их по популярности в молодежной среде массовой культурой - фильмами, сериалами, рекламой, юмористическими передачами, интернет-сообщениями и так далее (многое становится понятным, если сравнить рейтинги популярности у молодежи каналов «Культура», «Звезда», с одной стороны, и, например, «ТНТ» - с другой). Именно поэтому возникает вопрос: каким образом будет определяться степень эффективности проводимых мероприятий, станут ли вноситься необходимые корректировки?

Согласно Основам государственной молодежной политики главные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать уровень развития молодежи в стране, результативность и эффективность проводимых управленческих мероприятий, подразделяются на три категории:

а) показатели человеческого потенциала (общественная, творческая, профессиональная, предпринимательская и инновационная активность молодежи, ее здоровье, демографические, экономические показатели, уровень правонарушений и т. п., а также уровень ее патриотического воспитания);

б) показатели интенсивности реализации государственной молодежной политики (уровень кадровых, трудовых, финансовых, организационных затрат государственных органов, организаций и предприятий на создание условий развития молодежи);

в) показатель эффективности деятельности государства в этой сфере, определяющийся посредством отношения интегрального показателя комплексной оценки уровня развития к аналогичному показателю интенсивности реализации государственной молодежной политики [4].

Знакомство с индикаторами оценки эффективности государственной молодежной политики не позволяет однозначно утверждать, что будет создана чувствительная социально-управленческая система, способная организовывать социокультурное воздействие на современную российскую молодежь. В настоящее время наблюдается определенный формальный подход к решению обозначенной проблемы: патриотическое воспитание, образование, ренессанс традиционной культуры и т. п. Од-

нако и в 1990-е, и в начале 2000-х годов подобная работа с разной степенью результативности уже проводилась. Вопрос заключается лишь в том, удастся ли сейчас оказать (и главное, объективно измерить научными инструментами) эффективное социокультурное воздействие на подавляющее большинство молодежи. За всю историю существования Российской Федерации менялась доля законопослушной, воспитанной, духовно развитой молодежи. При этом всегда оставался значительным сегмент антисоциальных молодых людей, становящихся «кадровым резервом» криминала. Именно предельное сокращение его численности должно стать одной из приоритетных задач государства. Суть проблемы негативного социокультурного влияния как раз и заключается в том, что на первом этапе молодежь усваивает антиценности, идеологии, мировоззренческие основы наиболее «низменной» части массовой потребительской культуры, что приводит (уже на втором этапе) к необратимым изменениям в сознании и поведении, в результате которых происходит отторжение стратегических мероприятий государственной молодежной политики. В настоящее время очевидны их слабые места, заключающиеся, прежде всего, в формализме, «лобовом» воздействии, что будет с неизбежностью распознано значительной частью той молодежи, которая составляет «группу риска» в современной России. При этом недостаточно учитываются имманентно присущие молодежному поколению социально-психологические и социокультурные характеристики, вследствие чего эмоциональная составляющая преобладает над рациональной, а комплекс осуществляемых практик не позволяет достичь желаемых результатов.

Литература

1. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. 2006. № 6.

2. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет. 2 изд., доп. и испр. М., 2010.

3. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.

4. Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html

В то же время модель государственной молодежной политики, наоборот, в качестве исходного постулата принимает рационально-логический уровень молодежного сознания и поведения.

По данным Института социологии РАН, молодежную политику государства однозначно положительно оценили 15,3 % респондентов. Это весьма невысокий показатель. Большинство опрошенных - 41,7 % - придерживаются мнения, что в России в интересах молодежи «что-то делается, но это мало заметно». Недовольны результатами деятельности российской власти в сфере молодежной политики 32 % опрошенных, 11 % затрудняются оценить ее эффективность [2].

Таким образом, Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года предполагают определенные стратегические и тактические действия, направленные на борьбу с деструктивными тенденциями в духовно-нравственной сфере. Однако характер мероприятий и индикаторы оценки их эффективности не позволяют однозначно положительно оценивать перспективы деятельности государства в социокультурной сфере. Проблема негативного духовно-нравственного воздействия на современную российскую молодежь носит системный, комплексный характер и требует, по нашему мнению, более тонких инструментов. Государственная молодежная политика должна охватывать подавляющее большинство молодежи, в том числе с вестернизированным, криминализированным сознанием, с ярко выраженными про-тестными настроениями. Только такой подход может кардинально изменить ситуацию в сфере духовной культуры российской молодежи.

Bibliography

1. Vishnievsky Yu. V., Shapko V. T. Paradoxical a young man // Socis. 2006. № 6.

2. Gorshkov M. K. Young Russia: a sociological portrait. 2nd ed., revised and corrected. Moscow, 2010.

3. Ilinsky I. M. Young people and youth policy. Moscow, 2001.

4. Principles of state youth policy in the Russian Federation until 2025, approved by Russian Federation Government decree of November 29, 2014 № 2403. URL://http://www.rg.ru/2014/12/ 0 8/molodej-site-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.