УДК 316
М. Э. Вильчинская-Бутенко
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ
Определены сущностные характеристики социально-культурного сопровождение персонала, рассмотрено инструментальное обеспечение его функций. В результате обобщения эмпирического материала определена несимметричность системы социально-культурного сопровождения персонала в российских организациях, выражающаяся, во-первых, в существенном доминировании интегративно-коммуника-тивной и рекреативно-игровой функций, во-вторых, в дистанцировании значимой части отечественных работодателей от процесса сопровождения.
Ключевые слова: социально-культурное сопровождение персонала организаций, корпоративный тренинг, консультирование, супервизия, инсентив-туризм, корпоративный досуг, социально-культурная деятельность
В сложных для современной России условиях экономического спада перед ответственным работодателем встает вопрос организации бизнес-процессов таким образом, чтобы минимизировать негативное воздействие кризиса на трудовые отношения, социально-психологический климат и общий моральный дух в компании. В связи с этим актуализируется вопрос нематериального стимулирования персонала организаций, одним из видов которого, в частности, выступает социально-культурное сопровождение. В рамках данной статьи нами ставятся две задачи: теоретического характера - выявить инструментальную специфику обеспечения социально-культурного сопровождения персонала, отличающую его от других форм сопровождения, и практического - диагностировать проблемы использования инструментов социально-культурного сопровождения персонала в реальной практике работы российских организаций.
За последнее десятилетие значительно расширился поток научной литературы по вопросам сопровождения персонала: научно-методическому (М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров, А. Г. Ширин [9], С. В. Кирдянкина [6], Л. С. Об-ласова [10], Л. Г. Тарита [14] и др.), психологическому (Е. Н. Гроза [4], Г. В. Морозова [8], Ю. В. Слюсарев [13] и др.), педагогическому (Л. Н. Харавинина [16], С. А. Ускова [15]), ва-леологическому (В. Е. Кайма [5], С. П. Романова [11; 12], В. В. Игнатова [11] и др.). Интерес от-
дельных теоретиков к возможностям социально-культурного сопровождения персонала организаций проявился в последнее десятилетие. Впервые релевантный по содержанию термин -социально-культурное сопровождение рабочего времени - встречается в работе М. Р. Грифа. Характеризуя этот процесс, исследователь дает ему широкое толкование, отмечая, что социально-культурное сопровождение рабочего времени обеспечивает «возможность творческого саморазвития, что по своей сути является для человека показателем психологического благополучия и позволяет ему надолго сохранять способность к активному труду... повышает государственный культурный фон, уменьшает социальное напряжение и формирует культуру межличностных отношений» [3]. Дальнейшего развития это направление исследования у М. Р. Грифа, к сожалению, не получило. Таким образом, можно констатировать две сложившиеся закономерности: во-первых, формирование интереса научной общественности к относительно новой категории деятельности - сопровождению персонала и, во-вторых, дифференциацию по отдельным аспектам сопровождения.
Установка на необходимость сопровождать, а не направлять индивидуальное развитие человека изначально получила свое развитие в теории и практике педагогики, т. е. в работе с подрастающим поколением, и только позже - в работе со взрослыми людьми. Определяющие признаки сопровождения персонала - гибкость, осознан-
137
ность и свобода выбора субъектом форм, времени и направленности сопровождения - в полной мере присущи и социально-культурному сопровождению, под которым следует понимать многообразное, осознанное и добровольное взаимодействие работников организации в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей корпоративной культуры, осуществляемое с целью удовлетворения профессиональных интересов и возвышения духовных потребностей.
К инструментам сопровождения профессиональной деятельности персонала относятся корпоративные тренинги, консультирование и суперви-зия, получившие свое развитие в практике зарубежных и отечественных компаний; специфическими инструментами социально-культурного сопровождения персонала следует считать корпоративное добровольчество, корпоративный досуг и отдых. Каждый из перечисленных инструментов выполняет свою функцию (функции представлены по М. А. Ариарскому [1, с. 243-244]).
Адаптивно-нормативная функция социально-культурного сопровождения персонала реализуется в форме повседневного досуга, суперви-зии, тренингов. Она проявляется в адаптации к трудовому коллективу и сложившейся в организации корпоративной культуре, участию в формировании корпоративной морали, тем самым обеспечивая согласование ожиданий работника с требованиями профессиональной среды.
Образовательно-развивающая функция направлена на освоение ценностей корпоративной культуры организации и успешной ин-культурации работника. Преимущества социально-культурного сопровождения персонала в этом случае связаны с эффектом взаимного обучения, когда проводится совместный анализ конкретных ситуаций, обсуждается практический опыт построения корпоративной культуры организации. Эффективность реализации образовательно-развивающей функции определяется общими подходами к организации процесса социально-культурного сопровождения, связанными с необходимостью со-
блюдения требований гибкости, оперативности, релевантности и непрерывности, поэтому она реализуется преимущественно в форме консультирования, супервизии и тренинга.
Преобразовательно-созидающая функция реализуется через развитие художественного, социального, технического творчества членов трудового коллектива в процессе самоорганизации повседневного досуга, участия в подготовке праздничных мероприятий, корпоративных тренингах, добровольческих акциях.
Информационно-просветительная функция социально-культурного сопровождения персонала реализуется через удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений работников организации с использованием арсенала средств, форм и методов приобретения новых знаний и информации, получаемых через корпоративную прессу, радио, телевидение, корпоративные библиотеки и музеи, группы в социальных сетях и Интранет.
Интегративно-коммуникационная функция предполагает реализацию потребности человека в общении и непрерывном межсубъектном взаимодействии в процессе консультирования, супервизии, тренингов, корпоративного досуга и отдыха для развития культуры деловых и неформальных отношений между членами трудового коллектива.
Наконец, рекреативно-игровая и рекреативно-оздоровительная функции социально-культурного сопровождения персонала реализуются через мероприятия корпоративного досуга и отдыха, тренинговые программы, консультирование и дают возможность физической и психологической разрядки, развлечения, повышения досуго-вой квалификации членов трудового коллектива, преодоления различного рода психологических барьеров и затруднений, препятствующих успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Инструментальное обеспечение функций, реализуемых социально-культурным сопровождением персонала, представлено в табл. 1.
138
Инструментальное обеспечение функций
Таблица 1
социально-^
Функция Формы реализации функции Результат реализации функций
адаптивно -нормативная повседневный досуг, супервизия, тренинг согласование ожиданий работника с требованиями профессиональной среды
образовательно-развивающая консультирование супервизия, тренинг освоение ценностей корпоративной культуры организации и успешная инкультурация работника
преобразовательно-созидающая повседневный досуг, праздничный досуг, тренинг, корпоративное добровольчество развитие личностного потенциала работника через художественное, социальное, техническое творчество
информационно-просветительная повседневный досуг удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений работников
интегративно-коммуникативная повседневный досуг, праздничный досуг, инсентив-туризм, тренинг, консультирование супервизия развитие культуры деловых и неформальных отношений
рекреативно-игровая повседневный досуг, праздничный досуг, инсентив-туризм, тренинг, консультирование развлечение и снятие психологических барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессиональной деятельности
рекреативно-оздоровительная повседневный досуг, инсентив-туризм развлечение и снятие физического напряжения
Вышеперечисленные функции связаны между собой и в совокупности обеспечивают результативность социально-культурного сопровождения персонала организаций, осуществляемого через систему социально-культурных и куль-турно-досуговых мероприятий в многообразии ее форм и технологий с целью оказания квалифицированной помощи работнику в адаптации, профессиональном и общекультурном развитии, карьерном росте. Однако инструментальное обеспечение реализации функций социально-культурного сопровождения персонала представлено в российской практике неравномерно, в частности, наблюдается существенный перекос в сторону внешних, игровых форм работы с персоналом. В опубликованной в 2012 г. статье о культурной диффузии корпоративных досуговых практик мы отмечали, что в современной России они пока тяготеют к наружной зрелищности, но, как правило, остаются незаполненными изнутри [2, с. 91]. Типичным примером вышеуказанного тезиса для среднестатистической российской компании является сегодня корпоратив - меро-
приятие, ориентированное на формирование позитивного внешнего имиджа и подразумевающее праздник с банкетом и культурной программой, а также, как справедливо отмечается в исследовании В. В. Медведенко [7, с. 3], включающее негативную потребность персонала к проведению досуга на суррогатной (алкогольной) основе.
Такие формы корпоративных мероприятий, как, например, мероприятия повседневного досуга, не получили широкого распространения в практике социально-культурного сопровождения персонала в силу их слабого имиджеформи-рующего отклика во внешней среде.
Такие мероприятия, как тренинги и ин-сентив-туризм, требуют наличия у организации не только финансовых ресурсов, но и специальной статьи расходов (в первую очередь это касается государственных структур, нецелевое использование бюджетных средств которых является серьезным административным и уголовным правонарушением). Этим обстоятельством также ограничивается использование корпоративных тренингов и туризма в
139
практике социально-культурного сопровождения персонала в современной России.
Консультирование как форма социально-культурного сопровождения персонала в российской практике существует прежде всего в виде коучинга, однако широкого развития эта форма работы с персоналом не получила, несмотря на способность приносить ощутимый экономический эффект в контексте истинной заботы о «человеческом факторе». Лишь незначительная доля российских руководителей способна, во-первых, понять и принять философию коучинга, во-вторых, не только перманентно вкладывать в преобразования значительные финансовые средства, но и совместно с коучем искать самостоятельные решения; наконец, только успешные компании с эффективным внешним имиджем могут позволить себе не откладывать на потом формирование имиджа внутреннего.
Супервизия как форма социально-культурного сопровождения персонала в российской практике существовала ранее в виде наставничества, однако отказ от советской идеологии и неэффективное переосмысление исторического (советского) наследия привели к существенному снижению интереса к наставничеству. Суперви-зия, имея, в отличие от консультирования, индивидуальный характер и постоянную обратную связь, требует от конкретного наставника существенных затрат времени, сил, энергии и доброй воли, следовательно, должна быть оплачена работодателем. В свою очередь работодатель видит преимущества в финансовой поддержке других корпоративных мероприятий, обеспечивающих реализацию адаптивно-нормативной функции социально-культурного сопровождения персонала, ввиду того, что их эффект направлен не только на целевую группу неофитов, а фактически за счет «коврового покрытия» воздействует на все категории персонала.
Степень действенного воплощения теоретических выкладок в практике российских организаций различных форм собственности позволяет увидеть анкетный опрос, проведенный нами в 2011-2013 гг. среди работников организаций Северо-западного и Приволжского федерального округа (Санкт-Петербург и Ленинградская об-
ласть, Псков и Псковская область, Великий Новгород и Новгородская область, Калининград и Калининградская область, Киров и Кировская область). Исследуя корпоративные до-суговые практики, мы проанализировали анкеты 1550 респондентов с целью определения количественных показателей социально-культурных и культурно-досуговых мероприятий, проводимых в организациях.
Как показал анкетный опрос, среди непраздничных мероприятий лидирующую позицию занимает повседневный досуг. Так, совместные чаепития с коллегами во время обеденного перерыва или после работы отметили 78 % респондентов; походы коллективом в кино, театр, концерт, ночные клубы, рестораны, на экскурсии и т. п. - 23 %; ходят друг к другу в гости по поводу или без повода - 10 %; коллективные поездки за грибами/ягодами, на рыбалку/охоту отметили 9 %; посещение совместно с коллегами фитнес-залов, бассейна, боулинга и т. п. по абонементу, предоставляемому фирмой, указали 8 % опрошенных (рис. 1).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Щ чаепития 78,22
Шпоходы в кино, экскурсии и т.п. 23,07
Щпоходы в гости 10,14
□ поездки за грибами и т. п. 9,36
Яфитнес, бассейн и т. п. 7,82
Рис. 1. Мероприятия повседневного досуга в практике российских организаций (в % от всей выборки)
Таким образом, в повседневном корпоративном досуге отмечается смещение акцента на организацию коммуникаций для обеспечения межличностного общения и поддержания благоприятного социально-психологического климата. В совокупности два вида досуга персонала - совместные чаепития, походы со-
140
трудников друг к другу в гости - дают максимальную долю среди всех видов деятельности по социально-культурному сопровождению. Следует подчеркнуть, что значимое присутствие работодателя и/или топ-менеджмента в этих видах деятельности не прослеживается, хотя и не исключается. Другими словами, наиболее значимые для персонала виды повседневного досуга, связанные с оптимизацией коммуникаций и гармонизацией межличностных отношений в коллективе, скорее всего, осуществляются самими работниками путем самоорганизации. Точно так же неопределенным является и участие менеджмента в организации коллективных походов в кино, театр, концерт, на экскурсии и т. п., равно как и в совместных выездах на природу (охоту, рыбалку) - эти виды коллективной деятельности могут осуществляться как на деньги самих работников, так и на деньги, выделяемые организацией. По крайней мере, не вызывает сомнения то обстоятельство, что указанные виды повседневного досуга востребованы персоналом, поскольку дают возможность приобщаться к искусству, снимать рабочие стрессы и частично компенсировать вредные условия производственной деятельности.
Другие виды деятельности, где присутствие менеджмента в социально-культурном сопровождении персонала прослеживается в большей мере, поскольку подкреплено финансовым участием организации, направлены на поддержание здоровья и здорового образа жизни: абонементы в фитнес-залы, бассейны, боулинг и т. п. занимают, как видно из рис. 1, последнюю строчку в перечне непраздничных видов досуговой деятельности.
Самодеятельный туризм (выезды на природу на несколько дней на турбазу или со своими палатками) отметили в своих анкетах 11 %, выезды в другой город или за границу -14 %. Как и в случае с мероприятиями повседневного досуга, значимое присутствие работодателя и/или топ-менеджмента в инсентив-туристских видах деятельности не прослеживается, хотя и не исключается, поскольку поездки на природу, в другой город или за рубеж
могут финансироваться и организовываться как самими сотрудниками, так и с частичным или полным участием администрации.
Реальное финансовое и организационное участие работодателя и топ-менеджмента в социально-культурном сопровождении персонала иллюстрируют данные опроса по проведению в организациях корпоративных тренингов различных видов. Примечательно, что они как раз замыкают перечень непраздничных корпоративных мероприятий, т. е. отмечены относительно малым количеством респондентов: 8 % из опрошенных обозначили в анкетах тренинги командообразования, 7 % - тренинги креативности и ничтожно малое число респондентов -чуть более половины процента - указало на свое участие в корпоративных волонтерских программах (рис. 2).
Ш тимбилдинг 8,34
тренинги креативности 7,34
Ш самодеятельный туризм 10,92
■ выезднойи внутренний инсентив-туризм 13,68
Я корпоративное волонтерство, наставничество, коучинг 0,5 7
Рис. 2. Мероприятия корпоративных тренингов и туризма в практике российских организаций (в % от всей выборки)
Кроме того, респондентам предлагалось указать общее число праздничных и иных (непраздничных) досуговых мероприятий, на которых они присутствовали в течение года (или не присутствовали по каким-то причинам, но знали об их проведении). Среднее число корпоративных праздничных мероприятий
14
12
10
8
6
4
2
0
141
Таким образом, эмпирические данные подтверждают тезис о том, что российские работодатели основное внимание уделяют корпоративным праздничным мероприятиям в силу их выраженного имиджеформирующего эффекта, в то время как корпоративные тренинги, мероприятия повседневного досуга и инсентив-туризм остаются на периферии работы с персоналом.
Результаты, представленные на рис. 3, показывают соотношение организуемых в российских компаниях корпоративных праздников и непраздничных мероприятий, однако не дают реальной картины использования инструментов социально-культурного сопровождения персонала.
Учитывая взаимосвязь функций и инструментов социально-культурного сопровождения, а также исходя из полученных при опросе респондентов количественных данных, можно определить рейтинг инструментов и объем реализуемых функций социально-культурного сопровождения персонала в практике российских организаций (табл. 2 и рис. 4).
Таблица 2
Рейтинговая шкала инструментов социально-культурного сопровождения персонала
в российских организациях
Трактовка рейтинга по частоте использования Инструмент социально-культурного сопровождения персонала Значение (%)
6 наивысшая корпоративные праздники 98
5 высокая совместные чаепития с коллегами во время обеденного перерыва или после работы 78
4 приемлемая походы коллективом в кино, театр, на концерт, в ночные клубы, рестораны, на экскурсии и т. п. 23
выездной и внутренний инсентив-туризм 14
3 удовлетворительная самодеятельный туризм (выезд с коллегами на несколько дней на природу) 11
походы сотрудников друг к другу в гости 10
коллективные поездки за грибами/ягодами, на рыбалку/охоту 9
2 низкая тренинги командообразования 8
посещение совместно с коллегами фитнес-залов, бассейна, боулинга и т. п. 8
тренинги креативности 7
1 очень низкая корпоративное волонтерство, наставничество, коучинг 0,6
142
составило 4; непраздничных - 3 (рис. 3). Можно предположить, что столь малое количество корпоративных непраздничных мероприятий в ответах респондентов объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что опрошенные не относили к их числу чаепития с коллегами во время обеденного перерыва или после работы, походы друг к другу в гости, совместные с коллегами посещения фитнес-залов, бассейна, боулинга и т. п. ввиду их выраженного хабитуального характера.
непраздничные мероприятия
праздничные меро приятия
■ ■ ■ ■
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
Рис. 3. Среднее число праздничных и непраздничных корпоративных мероприятий, проводимых в течение года
Рис. 4. Доля реализуемых функций в общем процессе социально-культурного сопровождения персонала
Ц 9 Д"
Щадаптивно-нормативная □преобразовательно-созидающая □интегративно-коммуникативная □рекреативно-оздоровительная
■ образовательно -развивающая
■ информационно-просветительная Нрекреативно-игровая
Основным критерием рейтинга была определена частота использования инструментов социально-культурного сопровождения персонала, это позволило в дальнейшем, суммируя рейтинги по каждому из видов социально-культурного сопровождения, «работающего» на конкретную функцию, определить долю реализуемых функций в общем процессе социально-культурного сопровождения персонала (рис. 4).
Таким образом, результаты анкетного опроса показали, с одной стороны, наличие востребованности мероприятий социально-культурного сопровождения персоналом (даже в случае, если работодатель не организует и/или не финансирует корпоративные мероприятия праздничного и непраздничного характера, работники проводят их на свои деньги путем самоорганизации), с другой - существенную недооценку российскими работодателями и топ-менеджментом организаций потенциальных возможностей социально-культурного сопровождения персонала.
В итоге можно отметить существенный перекос в использовании инструментов социально-культурного сопровождения, реализующих интегративно-коммуникативную и рекреативно-игровую функции. Другими сло-
вами, можно утверждать, что социально-культурное сопровождение персонала в большей степени осуществляется силами неформальных лидеров путем самоорганизации корпоративных досуговых мероприятий и направлено на реализацию важнейших потребностей членов трудовых коллективов: потребности в принадлежности к конкретной общности, в неформальном общении и социально-психологическом комфорте.
Недооценка образовательно-развивающего и информационно-просветительного потенциала корпоративных мероприятий, равно как и недостаточное внимание к рекреативно-оздоровительной и преобразовательно-созидающей функциям социально-культурного сопровождения персонала, присущие значительному количеству российских работодателей и топ-менеджменту, как минимум, означают несимметричность системы социально-культурного сопровождения персонала в российских организациях, как максимум - подрывают стимулы к увеличению трудовой активности персонала и существенно снижают конкурентоспособность отечественного бизнеса, что в современных российских реалиях можно считать особенно тревожной тенденцией.
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М. А. Ари-арский; Рос. акад. образования, Науч.-образоват. центр пед. культурологии. - Санкт-Петербург: Концерт, 2013. - 248 с.
2. Вильчинская-Бутенко, М. Э. Культурная диффузия корпоративных досуговых практик в современной России / М. Э. Вильчинская-Бутенко // Теория и практика сервиса. - 2012. - № 3. - С. 87-93.
3. Гриф, М. Р. Социально-культурное сопровождение рабочего времени / М. Р. Гриф // Российское предпринимательство. - 2007. - № 6 Вып. 1 (92). - С. 3-8.
143
4. Гроза, Е. Н. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности работников учреждения социального обслуживания / Е. Н. Гроза // Педагогика и психология: проблемы и решения: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. (29 апреля 2013 г.) - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 82-86.
5. Кайма, В. Е. Валеопедагогическая диагностика на курсах повышения квалификации работников образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Е. Кайма. - Ростов-на-Дону, 2000. - 19 с.
6. Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Кирдянкина. - Хабаровск, 2011. - 29 с.
7. Медведенко, В. В. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / В. В. Медведенко; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2008. - 24 с.
8. Морозова, Г. В. Психологическое сопровождение организации и персонала / Г. В. Морозова. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 400 с.
9. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и суперви-зия: моногр. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров, А. Г. Ширин; под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
10. Обласова, Л. С. Научно-методическое сопровождение педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. С. Обласова; Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2010. - 23 с.
11. Романова, С. П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры / С. П. Романова, В. В. Игнатова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4 (106). - С. 166-170.
12. Романова, С. П. Самодиагностика и проблемно ориентированный анализ отношения учителя физической культуры к культуре здоровья / С. П. Романова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. - 2009. - № 112. -С. 183-186.
13. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1992. - 16 с.
14. Тарита, Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Тарита. - Санкт-Петербург, 2000. - 21 с.
15. Ускова, С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование / С. А. Ускова // Человек и образование. - 2013. - № 2. - С. 84-88.
16. Харавинина, Л. Н. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Н. Харвинина. - Ярославль, 2011. - 23 с.
Сдано 26.06.2014 M. Vilchinskaya-Butenko
FUNCTIONS OF SOCIO-CULTURAL SUPPORT OF STAFF IN ORGANIZATIONS
Abstract. The article defines the essential characteristics of the socio-cultural support of staff, reviewed tool support its functions. On the results of the generalization of the empirical material is defined asymmetrical system of socio-cultural support of staff in Russian organizations, expressed, first, in a significant dominance of integrative communication and recreation-game functions, and secondly, in distancing significant part of the domestic employers from tracking.
Keywords: socio-cultural support of staff in organizations, corporate training, counseling, supervision, incentive tourism, corporate leisure, social and cultural activities
144
References
1. Ariarskiy, M. A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kreativno-informatsionnoy epokhi [Welfare activity of creative and information era] / M. A. Ariarskiy; Russian Academy of Education, Scientific and educational center of pedagogical cultural science. - Saint Petersburg: Kontsert, 2013. - 248 p.
2. Vil'chinskaya-Butenko, M. E. Cultural diffusion corporate leisure the practician in modern Russia / M. E. Vil'chin-skaya-Butenko // Teoriya i praktika servisa [Theory and practice of service]. - 2012. - № 3. - P. 87-93.
3. Grif, M. R. Welfare maintenance of working hours / M. R. Grif // Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian business]. - 2007. - № 6. - Ed. 1 (92). - P. 3-8.
4. Groza, E. N. Psychological maintenance of professional activity of employees of institution of social service / E. N. Groza // Pedagogika i psikhologiya: problemy i resheniya [Pedagogics and psychology: problems and decisions]. - Novosibirsk: SibAK, 2013. - P. 82-86.
5. Kayma, V. E. Valeopedagogicheskaya diagnostika na kursakh povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obra-zovaniya [Valeopedagogichesky diagnostics at advanced training courses of educators] / V. E. Kayma. -Rostov^n-Don, 2000. - 19 p.
6. Kirdyankina, S. V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo rosta uchitelya [Scientific and methodical maintenance of professional growth of the teacher] / S. V. Kirdyankina. - Khabarovsk, 2011. - 29 p.
7. Medvedenko, V. V. Prazdnichno-igrovye tekhnologii formirovaniya kul'tury korporativnogo dosuga [Festive and game technologies of formation of culture of corporate leisure] / V. V. Medvedenko; Tambov State University named after G.R. Derzhavinof G. R. Derzhavin. - Tambov: TOIPKRO, 2008. - 24 p.
8. Morozova, G. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie organizatsii i personala [Psychological support of the organization and personnel] / G. V. Morozova. - Saint Petersburg: Rech, 2006. - 400 p.
9. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: pedagogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya [Scientific and methodical maintenance of the personnel of school: pedagogical consultation and superviziya] / M. N. Pevzner, O. M. Zaychenko, V. O. Buketov, S. N. Gorycheva, A. V. Petrov, A. G. Shirin; ed. M. N. Pevzner, O. M. Zaychenko. - Velikiy Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo; Institut obra-zovatel'nogo marketinga i kadrovykh resursov, 2002. - 316 p.
10. Oblasova, L. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogicheskogo personala v stanovlenii obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya kak «obuchayushcheysya organizatsii» [Scientific and methodical maintenance of the pedagogical personnel in formation of educational institution as "the trained organization"] / L. S. Oblasova; Omsk state pedagogical university. - Omsk, 2010. - 23 p.
11. Romanova, S. P. Organizational and pedagogical maintenance of health saving activity of the teacher of physical culture / S. P. Romanova, V. V. Ignatova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Bulletin of Tomsk state pedagogical university]. - 2011. - № 4 (106). - P. 166-170.
12. Romanova, S. P. Self-diagnostics and problemno the focused analysis of the attitude of the teacher of physical culture towards culture of health / S. P. Romanova // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [News of the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen]. - 2009. - № 112. - P. 183-186.
13. Slyusarev, Yu. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizatsii samorazvitiya lichnosti [Psychological maintenance as factor of activization of self-development of the personality] / Yu. V. Slyusarev; St. Petersburg State University. - Saint Petersburg, 1992. - 16 p.
14. Tarita, L. G. Metodicheskoe soprovozhdenie innovatsionnykh protsessov v rayonnoy obrazovatel'noy sisteme [Methodical maintenance of innovative processes in regional educational system] / L. G. Tarita. - Saint Petersburg, 2000. - 21 p.
15. Uskova, S. A. Maintenance as basic category of modern pedagogics: theoretical justification / S. A. Uskova // Chelovek i obrazovanie [Person and education]. - 2013. - № 2. - P. 84-88.
16. Kharavinina, L. N. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga [Maintenance of personal and professional development of the young teacher] / L. N. Kharvinina. - Yaroslavl', 2011. - 23 p.
Received 26.06.2014
145