Научная статья на тему 'Реализация ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как социально-экономический фактор повышения эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров'

Реализация ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как социально-экономический фактор повышения эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POTENTIAL OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / FEDERAL TARGET PROGRAM / THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются новые подходы к развитию системы высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization Federal Target Program «Scientific and Scientific and Pedagogical Shots» as a Social and Economic Factors of Increase of Efectiveness of the Development of the System of Higher Professional Education

New approaches to resource potential of national economic are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как социально-экономический фактор повышения эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров»

Уже сейчас необходимо продумать требования к корпоративной культуре, выражающейся через то, как люди относятся друг к другу и к своей работе. Корпоративная культура - это общий стиль компании, ощущение, которое она передает. Ее можно выразить одной фразой: "Вот как это делается у нас". Это позволяет сплотить коллектив вокруг общих ценностей, создать собственный стиль.

Люди, почувствовавшие причастность к общему делу, проявляют изобретательность, решая повседневные проблемы, и совершенствуют сервис. Необходимо, чтобы каждый сотрудник стремился стать профессионалом в своей сфере, чтобы обладал абсолютной уверенностью в высшем качестве своего труда.

Таким образом, цивилизованное развитие индустрии туризма требует системной подготовки кадров совершенно иного качества, реализации всех функций управления персоналом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инвестиции в человека: Мат-лы IX Междунар. форума. Россия, Ставропольский край, город-курорт Кисловодск (г. Кисловодск, 26-28 апреля, 2012 г.). Кисловодск: Б.И., 2012.

2. Китай и Индия: чья модель роста лучше? // The McKinsey Quarterly. 2006. № 13.

3. Квартальнов В.А., Романов А.А. Туризм: Учеб -ник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.

4. Гулиев В.Г. Организация туристической деятельности: Учеб. пособ. М: Нолидж, 1996. 174 с. С. 3.

5. См.: Российский потенциал в действии. Инвестиции в человеческий капитал как фактор развития экономики и туризма: Панельная дискуссия // Петербургский международный экономический форум "Новые туристические направления: Северный Кавказ" (г. Санкт-Петербург, 21-23 июня, 2012 г.). СПб., 2012. С. 23.

6. Гацаев А. Кадры для Кавказа // Еженедельник "Настоящее время". 2012. 4 мая.

7. Хейнонен А.А. Вдруг мечты осуществятся? // Экспертиза власти. 2012. № 23. 19 дек.

18 февраля 2013 г.

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Т.А. Тищенко

Характерной чертой современного экономического развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [1]. Управление знаниями, наряду с тотальным управлением качеством (TQM), совершенствованием и ре-

Тищенко Татьяна Алексеевна - соискатель кафедры экономики социальной сферы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; ст. преподаватель кафедры административного и финансового Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина, 107996, Россия, г Москва, ул. Павла Корчагина, 22, e-mail: t8816@yandex.ru, т. 8(495)6839920.

инжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией, современными методологиями менеджмента, становится одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития государства и бизнеса. Именно управление знаниями в ближайшее время станет ключевой технологией, определяющей парадигму менеджмента в целом. Уникальные навыки и способности,

Tatiana Tishshenko - Сandidate for a degree academic of the Department of Economics Social Services at the Moscow State University, head teacher of the Department of Administrative and Financial Law at thet Moscow State Open University, 22 Pavla Korchagina Street, Moscow, 107996, e-mail: t8816@yandex.ru, tel. +7(495)6839920.

умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в активах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.

Интенсивность инновационной деятельности во многом отражается на уровне экономического развития: в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те регионы и страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. Однако приоритетность тех или иных направлений инновационной деятельности зависит от сформированных в каждой стране целей и принципов государственной политики. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

В настоящее время во многих секторах экономики России: государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций -сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.

Структура и состав кадров науки за период экономических реформ претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2004 гг. снизилась на 56,8 % (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглась численность непосредственных

участников научного процесса - исследователей (на 59,6 % за указанный период) и техников (на 70,2 %) [1].

По аналитическим данным «Центра исследований и статистики науки» в 2010 г. в исследованиях было всего занято 368 915 чел., из них 26 789 - докторов наук, 78 325 - кандидатов наук. В таблице 1 представлено процентное соотношение исследователей, занятых по областям наук [2].

Таблица 1

Доля докторов и кандидатов наук, занятых исследованиями в различных отраслях науки ( % от общего количества)

Науки Доля докторов и кандидатов наук, %

Технические 17* 27

Естественные 46 44

Гу манитарные 8 6

Общественные 8 7

Селькохозяйственные 6 6

Медицинские 15 10

* В числителе - доля докторов наук, в знаменателе - кандидатов наук.

Следует отметить, что общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 г. 99 910 чел., в том числе 23 102 доктора наук и 76 808 кандидатов наук. Но кадровый потенциал вузовской науки остается невостребованным. Численность профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 г. составляла 184 354 человека, в том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук [1].

Подчеркнем, что объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования (26 тыс. в 2006 г.) составил менее 4 % от расходов федерального бюджета на гражданскую науку. На практике в проведении научных ис-

следований в высшей школе участвует почти весь профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше 300 тысяч человек) [1].

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечиваются прежде всего наличием развитой среды "генерации знаний", основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением сферы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Основная системная проблема в рассматриваемой области в России заключается в том, что темпы развития и структура сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям растущего спроса со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. С другой стороны, предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике в силу несбалансированности национальной инновационной системы, а также общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора и обеспеченности его высококвалифицированными кадрами [1].

Дальнейшее развитие науки и повышение эффективности системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров требуют применения новых методов управления этими процессами. Решить задачу привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий и закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики только за счет использования действующих рыночных механизмов невозможно. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, эффективность которого обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной

динамики обновления кадрового состава по областям наук. [3]. С использованием этого метода разработана и реализуется федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Основной ее целью является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранение преемственности поколений в науке и образовании. Задачами программы выступают:

- создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

- создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

- создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров [4].

Отмечая значение этой программы, В.В. Путин сказал: «С 2009 года начнется реализация Федеральной целевой программы "Научные и научно педагогические кадры инновационной России". Рассчитываю, что это позволит нам повысить качественный уровень профессионализма отечественных специалистов, создаст четкую систему стимулирования притока и закрепления молодых перспективных ученых. На эти цели из федерального бюджета мы выделяем 80 млрд рублей» [5].

Стоит отметить, что за весь срок реализации Программы на ее финансирование выделено в общей сложности 90,454 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 80,39 млрд руб. (из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 43,92 млрд; капитальные вложения - 27 млрд; прочие нужды - 9,47 млрд. рублей), из внебюджетных источников - 10,064 млрд рублей [4].

Реализация Программы предполагает скоординированное выполнение взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые сгруппированы по четырем направлениям:

- стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, предусматривающее проведение научных исследований коллективами, научными группами;

- обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры, включая организацию и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ, развитие системы научно-технического творчества молодежи; оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-техническим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе и т.д.;

- инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров;

- обеспечение управления реализацией Программы, включая организационно-техническое и информационное сопровождение процедур и реализации государственного заказа и аналитическое обеспечение реализации Программы [4].

По прогнозным оценкам, к концу 2013 г. реализация мероприятий Программы обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность: повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста научных исследователей на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2 -4 %, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 %; создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

повышение качества научных публикаций; увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 % общего уровня; увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов; рост международного признания российской высшей школы; создание инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для поддерживания мобильности научных и научно-педагогических кадров. Эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса, улучшения структуры российской экономики и рынка наукоемкой продукции [3, 4].

Таким образом, реализация Программы способствует динамичному и качественному развитию образования и науки, созданию национальной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, отвечающей международным стандартам, позволяющим интегрировать страну в мировое образовательное пространство. В результате повысится общественный престиж и востребованность ученых на рынке труда, возрастет роль человеческого ресурса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)). Режим доступа: Консультант плюс.

2. Наука России в цифрах. Стат. сб. М: ЦИСН, 2011. 161 с. С. 60.

3. Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2008 № 440-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы». Режим доступа: Консультант плюс.

4. Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 (ред. от 03.03.2012) «О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы". Режим доступа: Консультант плюс.

5. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcpk.ru/.

24 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.