ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 658.336.8 (045)
О.Д. Головина, О.А. Воробьева
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Обобщен опыт подготовки слушателей по Федеральной программе подготовки специалистов для реального сектора экономики; предложено четыре группы компетенций, которые должны быть сформированы в ходе обучения по программе.
Ключевые слова: компетентность, модель компетенций, переподготовка менеджеров.
В процессе реформирования современной российской экономики одной из важнейших составляющих успеха является наличие системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления, менеджеров различного уровня. Именно эта цель реализуется президентской программой подготовки управленческих кадров.
В 90-е гг. страна остро нуждалась в новых руководителях и новых управленческих технологиях. При всей сложности экономической ситуации Россия демонстрировала готовность вкладывать значительные (по меркам конца 90-х) средства в развитие управления на предприятиях вне зависимости от их размера, отраслевой принадлежности и юридического статуса.
Задачами Программы являются:
- организация подготовки современных руководителей;
- содействие модернизации экономики и процессам реструктуризации российских предприятий;
- поддержка развития предпринимательства, малых и средних предприятий;
- создание условий для установления и развития кооперации между российскими и зарубежными компаниями в целях скорейшей интеграции России в мировую экономику.
В Удмуртском государственном университете Программа реализуется с 1998 года. Миссией Программы является профессионализация управления и формирование личности современного менеджера для реального сектора региональной экономики. В соответствии с миссией целью Программы является профессиональная подготовка управленческих кадров и формирование личности современного менеджера, деятельность которого будет способствовать:
- повышению конкурентоспособности организаций (предприятий);
- повышению качества управления;
- эффективности работы предприятий (организаций) региона;
- социально-экономическому развитию республики и ее муниципальных образований.
Образовательные потребности, удовлетворяемые в процессе обучения по Программе, представлены в табл.1.
Результатом обучения по Программе является совокупность знаний, умений и навыков как основы формирования компетенций современного менеджера, что позволит специалистам эффективно работать в качестве менеджера высшего или среднего звена на предприятиях различных отраслей национального хозяйства любых организационно-правовых форм.
Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебных материалов. В Федеральной программе под компетентностным подходом понимается реализация комплекса дисциплин, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки. Модель компетенций менеджера - это набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых ему для эффективной работы в организациях.
К формированию набора компетенций, являющихся основой для разработки образовательной программы (контингента специалистов, избираемой сферы деятельности и т.п.), был реализован комплексный подход на основе сочетания различных компетенций, определенных в модели компетенций менеджера соответствующей категории, что отражено в табл. 2.
Реализация Федеральной программы подготовки... 15
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2011. Вып. 3
Таблица 1
Анализ образовательных потребностей
Образовательная потребность Обобщенные данные по группам специалистов
1. Г лавные цели участия специалистов в Президентской программе переподготовки Карьерный рост, установление новых связей, организация собственного бизнеса, изучение зарубежного опыта
2. Основные ожидания специалистов от участия в данной программе Расширение управленческого кругозора в части организации управления на зарубежных и отечественных предприятиях. Установление новых связей по вопросам продвижения продукции и услуг, а также поставок для своего предприятия. Продвижение по служебной лестнице (карьерный рост), что требует диплома о повышении квалификации в области менеджмента. Совершенствование знаний иностранного языка для зарубежной стажировки.
3. В каких областях экономики и управления специалисты хотели бы приобрести знания в ходе участия в Президентской программе В области экономики - оценка и повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) своего предприятия. В области менеджмента - повышение эффективности организации управления. В области маркетинга - исследование рынка и продвижение продукции. В области управления персоналом - методы и способы мотивации сотрудников.
4. Практические навыки, которые специалисты хотели бы получить в ходе участия в Президентской программе Овладение навыками стратегического анализа предприятия и разработки его стратегии; анализа и оценки эффективности структуры управления на предприятии и ее изменения; совершенствование системы мотивации персонала; оценка конкурентоспособности продукции; исследование рынка; анализ и диагностика финансового состояния предприятия, разработка инвестиционной стратегии.
5. Какие задания получили специалисты от руководства предприятия перед направлением на обучение Большинство заданий, полученных специалистами, связаны с вопросами стратегического планирования, совершенствованием деятельности предприятия, выработки маркетинговой политики, управления персоналом.
Реализация компетентностного подхода обусловила следующие основные характерные черты Программы. Во-первых, она предполагает модульный подход. Общие профессиональные знания в области экономики, маркетинга, финансов и кредита слушатели получают в первом модуле; здесь же закладываются основы профессиональных знаний в области менеджмента, которые впоследствии конкретизируются во втором модуле - модуле специальных дисциплин, призванных формировать у слушателей практические навыки и умения в основных областях менеджмента. Третий модуль - модуль иностранных языков расширяет возможности в отношении их приобщения к зарубежному опыту управления предприятием.
Во-вторых, подготовка слушателей для зарубежной стажировки. В рамках учебных дисциплин освещаются вопросы стратегии и тактики поведения предприятий на европейском рынке, ведения деловых переговоров с зарубежными партнерами. На занятиях по иностранному языку используются аутентичные материалы страны изучаемого языка о предприятиях, бизнес-этике. Итоговые презентации ориентированы на работу и общение в реальных условиях зарубежной стажировки. Проводятся встречи со слушателями предыдущих выпусков Программы, прошедших стажировку за рубежом.
2011. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Таблица 2
Модель компетенций менеджера, соответствующая европейской классификации
Классификация компетенций
Когнитивные Функциональные Личностные Этические
Анализ социальнозначимых процессов и явлений, увязка их с процессами управления организацией Определение миссии организации и цели ее развития, анализ сильных и слабых сторон Работа в команде, включая междисциплинарную Умение действовать в условиях неопределенности
Постановка целей и задач реализации профессиональных функций Формирование стратегии развития организации Развитие межличностных навыков Развитие самосознания, самоменеджмен-та и самоконтроля
Анализ тенденций экономического развития, закономерностей функционирования экономических систем, взаимодействий экономических процессов и их социальное содержание Применение методов анализа рыночной среды, способов оценки производственноэкономического потенциала предприятия в целях достижения высокой эффективности производства Восприятие разнообразия и межкультур-ных различий Развитие культуры мышления
Понимание сущности бизнеса и менеджмента в условиях рынка Оценка издержек производства Взаимодействие с экспертами в других предметных областях Эффективная организация своего труда
Владение принципами и методами диагностики организационных проблем Овладение принципами и методами рыночной сегментации, формирования спроса и стимулирования сбыта, методами рекламной работы Организация работы исполнителей Развитие этических ценностей
Использование организационно-экономических методов управления и технологий менеджмента Разработка программы нововведений и плана мероприятий по реализации этих программ Переоценка накопленного опыта, анализ своих возможностей
Понимание природы и структуры процесса принятия решений и умение правильно выбирать методы решения управленческих проблем Разработка организационной структуры и оценка ее эффективности Психологическая подготовка к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности
Разработка вариантов управленческих решений и обоснование оптимального Построение и видение стратегических альтернатив, применение опыта корпоративных стратегий за рубежом Обоснование своей позиции по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности
Выявление проблем при анализе ситуаций, предложение способов их решения и оценка ожидаемых результатов Составление финансового плана и бизнес-плана Владение навыками рационализации управленческого труда
Профессиональная аргументация своего мнения при разборе ситуаций Выявление проблем управления и владение его основными инструментами Генерирование оригинальных идей
Реализация Федеральной программы подготовки.
17
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2011. Вып. 3
Окончание табл. 2
Классификация компетенций
Когнитивные Функциональные Личностные Этические
Применение компьютерных методов поиска, сбора и обработки информации Прогноз социальноэкономических и организационных процессов и оценка их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития Развитие в себе стрессоустойчивости и работоспособности
Умение находить нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи Формирование системы эффективного управления человеческими ресурсами, умение планировать и организовывать кадровую работу Стремление к личностной зрелости
Организация проектной деятельности в профессиональной сфере Приобретение новых знаний с использованием современных образовательных технологий
В-третьих, индивидуализация содержания дисциплин в соответствии с потребностями каждой группы слушателей. По ряду дисциплин, например маркетинг, финансовый, стратегический и инвестиционный менеджмент, проводятся беседы и тесты со слушателями перед началом занятий по предмету в целях выявления исходного уровня знаний специалистов в соответствующих областях.
В-четвертых, подготовка слушателями проектных работ по соответствующим дисциплинам учебного плана, каждая из которых представляет, по сути, мини-проект решения актуальных вопросов (проблем) в той или иной области деятельности предприятия (маркетинга, управления персоналом, стратегического менеджмента, инвестиционного менеджмента, финансового менеджмента). Эти мини-проекты являются составными частями общего проекта развития предприятия (организации), направляющего слушателя на подготовку.
В-пятых, применение активных методов обучения и педагогических инноваций. В частности, широко практикуется, в том числе в межсессионный период, проведение заочных консультаций, особенно при выполнении мини-проектов. При осуществлении контроля основное внимание уделяется презентациям индивидуальных заданий, связанных с деятельностью предприятий. По ряду дисциплин проводятся итоговые занятия в форме конференции и круглого стола. Внедрена публичная защита мини-проектов.
В-шестых, постоянный мониторинг формирования компетенций. Проведенный анализ показал, что наиболее развиты у слушателей когнитивные и функциональные компетенции. Практически все компетенции этих групп у слушателей развиты, хотя и в разной степени. У слушателей, работающих в реальном секторе экономики, наиболее развиты такие компетенции, как анализ тенденций экономического развития, закономерностей функционирования экономических систем, анализ социально значимых процессов и явлений; применение методов анализа рыночной среды, способов оценки производственно-экономического потенциала предприятия и путей достижения высокой эффективности производственного цикла. Хотя ряд компетенций этих групп достаточно сложно развить в рамках программы: построение и использование модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществление планирования и организации кадровой работы.
Личностные компетенции приобретаются слушателями в ходе участия в активных методах обучения имитационного характера: деловая или ролевая игра, анализ конкретных ситуаций, тренинги. Личностные компетенции можно назвать «ключевыми», поскольку они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
При формировании компетенций слушателей особую проблему составляет 4-я группа - этические компетенции. Эти компетенции невозможно развить за короткое время, они напрямую связаны с
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
культурой и ценностными установками конкретного человека. Развитие таких компетенций, как самосознание, самоменеджмент и самоконтроль, стрессоустойчивость и работоспособность, стремление к личностной зрелости, не всегда зависит от внешних факторов воздействия. В большей степени эти компетенции формируются в течение всей жизни и тесно связаны не только со сферой деятельности слушателя, но и с особенностями характера человека, его мировоззрением.
В результате реализации Программы в рамках компетентностного подхода, по нашему мнению, была сформирована способность слушателей самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе обучения знания, умения и навыки.
Основным направлением развития Программы является формирование эффективной системы контроля результатов обучения на основе компетентностного подхода. Это значит, что состав и характер контрольных мероприятий должен непосредственно вытекать из положенной в основу учебного плана образовательной программы модели компетенций менеджера.
Контроль когнитивных компетенций (знаний) должен осуществляться предпочтительно в форме индивидуального письменного задания. Поэтому специалистам должны предлагаться контрольные испытания в форме как закрытых (с заданными вариантами ответов), так и открытых вопросов, позволяющих продемонстрировать профессиональную эрудицию, способность самостоятельно формулировать и аргументировать свою позицию. При формулировании вопросов теоретического характера предпочтение должно отдаваться вопросам, проверяющим знание наиболее важных авторских теорий, концепций и понятий менеджмента.
Контроль функциональных компетенций не может сводиться к ответам на вопросы тестового характера, поскольку функциональные компетенции - это то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, а деятельность менеджера не сводится, как известно, к решению логических задач. Описания функциональных компетенций, как правило, предполагают формулировки типа: «способность формулировать цели, задачи и стратегии.. .выявлять тенденции.. .строить прогнозы...».
Контроль личностных и этических компетенций предполагает экспертную оценку преподавателем поведения специалиста в ходе выполнения групповых работ и презентации результатов выполнения индивидуальных заданий. При этом эти задания должны быть в такой степени комплексны и сложны для специалиста, чтобы названные компетенции могли быть им проявлены в полной мере.
Поступила в редакцию 10.04.11
O.D. Golovina, O.A. Vorob’yova
Implementation of the Federal Management Training Programme in the context of competency-based approach
Experience in training managers under the Federal Management Training Programme for the real economy has been summarized, 4 groups of competences have been identified to be built as a result of the training programme.
Keywords: competence, competency model, management training.
Г оловина Ольга Дмитриевна,
доктор экономических наук, профессор
Воробьёва Оксана Александровна,
кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Golovina O.D.,
doctor of economics, professor Vorobyova O.A.,
candidate of economics, associate professor
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st. 1/4