Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" В ДОКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" В ДОКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-SA
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Здоровье мегаполиса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИНОСТРАННЫЕ ПАЦИЕНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Г.Д.

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что рынок медицинских услуг, как и любая рыночная структура, регулируется на основе конкуренции вовлеченных медицинских организаций, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования по разным нозологиям в процессе реализации услуг. Рынок медицинских услуг имеет уникальную специфику: высокую динамичность всех процессов, сравнительно быструю скорость оборота капитала, восприимчивость к переменам рыночных условий, высокий уровень дифференциации услуг и нечеткость итога деятельности. Кроме того, в условиях внешнего санкционного давления приоритетным направлением отечественной экономики становится развитие несырьевого экспорта, в частности, экспорта услуг, куда входит и экспорт медицинских услуг. С 2022 г. Правительство России уделяет данному направлению особое внимание. Цель исследования: провести анализ деятельности восьми федеральных округов в доковидный период, вносящих свой вклад в развитие экспорта медицинских услуг, и выделить лидирующие федеральные округа, вносящие наибольший вклад в развитие экспорта медицинских услуг. Результаты и заключение. Результаты исследования восьми федеральных округов Российской Федерации в доковидный период показали процесс формирования экспорта медицинских услуг, количество пролеченных зарубежных граждан в этих округах, заработанный доход в миллионах долларов США. Лидируют в этом процессе Центральный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа, что является текущим образцом для остальных федеральных округов. В исследовании продемонстрирована работа федеральных округов - в цифрах, процентах, денежном выражении в условных единицах. Также представлены показатели, указывающие увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г., что составило доход в 128,38 млн долларов США за 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT "DEVELOPMENT OF EXPORT OF MEDICAL SERVICES" IN THE PRE-COVID PERIOD

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the fact that the medical services market, like any market structure, is regulated on the basis of competition among the involved medical organizations, the interaction of supply and demand, free pricing for various nosologies in the process of selling services. The medical services market has a unique specificity: high dynamism of all processes, relatively fast capital turnover, susceptibility to changes in market conditions, a high level of differentiation of services, and unclear outcomes. In addition, in the conditions of external sanctions pressure, the priority direction of the domestic economy is the development of non-commodity exports, in particular, the export of services, which includes the export of medical services. Since 2022, the Russian Government has been paying special attention to this area. The purpose of the study: to analyze the activities of eight federal districts in the pre-crisis period, contributing to the development of the export of medical services and to identify the leading federal districts that make the greatest contribution to the development of the export of medical services. Results and conclusion. The results of the study of eight federal districts of the Russian Federation in the doskovid period showed the process of formation of exports of medical services, the number of treated foreign citizens in these districts, earned income in millions of US dollars. The Central, Ural, and Northwestern Federal Districts are leading in this process, which is the current model for the rest of the federal districts. The study demonstrates the work of federal districts - in numbers, percentages, monetary terms in conventional units. Also presented are indicators indicating an increase in the volume of exports of medical services by at least 4 times compared to 2017, which amounted to an income of 128.38 million US dollars for 2019.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" В ДОКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

медицинских услуг» в доковидный период

Г. Д. Петрова

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Россия, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9

Аннотация

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что рынок медицинских услуг, как и любая рыночная структура, регулируется на основе конкуренции вовлеченных медицинских организаций, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования по разным нозол огиям в процессе реализации услуг. Рынок медицинских услуг имеет уникальную специфику: высокую динамичность всех процессов, сравнительно быструю скорость оборота капитала, восприимчивость к переменам рыночных условий, высокий уровень дифференциации услуг и нечеткость итога деятельности. Кроме того, в условиях внешнего санкционного давления приоритетным направлением отечественной экономики становится развитие несырьевого экспорта, в частности, экспорта услуг, куда входит и экспорт медицинских услуг. С 2022 г. Правительство России уделяет данному направлению особое внимание.

Цель исследования: провести анализ деятельности восьми федеральных округов в доковидный период, вносящих свой вклад в развитие экспорта медицинских услуг, и выделить лидирующие федеральные округа, вносящие наибольший вклад в развитие экспорта медицинских услуг.

Результаты и заключение. Результаты исследования восьми федеральных округов Российской Федерации в доковидный период показали процесс формирования экспорта медицинских услуг, количество пролеченных зарубежных граждан в этих округах, заработанный доход в миллионах долларов США. Лидируют в этом процессе Центральный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа, что является текущим образцом для остальных федеральных округов.

В исследовании продемонстрирована работа федеральных округов - в цифрах, процентах, денежном выражении в условных единицах. Также представлены показатели, указывающие увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г., что составило доход в 128,38 млн долларов США за 2019 г.

Ключевые слова: экспорт медицинских услуг, медицинский туризм, иностранные граждане, иностранные пациенты, федеральный округ, медицинские услуги.

Для цитирования: Петрова, Г. Д. Реализация федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» в доковидный период // Здоровье мегаполиса. - 2022. - Т. 3. - № 4. - С. 107-113^1: 10.47619/2713-26Шш.2022.у.314; 107-113

© Авторы сохраняют за собой авторские права на эту статью.

© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

Implementation of the federal project "Development of export of medical services" in the pre-COVID period

G.D. Petrova

State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department", 9, Sharikopodshipnikovskaya st., 115088, Moscow, Russian Federation

Abstract

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the fact that the medical services market, like any market structure, is regulated on the basis of competition among the involved medical organizations, the interaction of supply and demand, free pricing for various nosologies in the process of selling services. The medical services market has a unique specificity: high dynamism of all processes, relatively fast capital turnover, susceptibility to changes in market conditions, a high level of differentiation of services, and unclear outcomes. In addition, in the conditions of external sanctions pressure, the priority direction of the domestic economy is the development of non-commodity exports, in particular, the export of services, which includes the export of medical services. Since 2022, the Russian Government has been paying special attention to this area.

The purpose of the study: to analyze the activities of eight federal districts in the pre-crisis period, contributing to the development of the export of medical services and to identify the leading federal districts that make the greatest contribution to the development of the export of medical services.

Results and conclusion. The results of the study of eight federal districts of the Russian Federation in the doskovid period showed the process of formation of exports of medical services, the number of treated foreign citizens in these districts, earned income in millions of US dollars. The Central, Ural, and Northwestern Federal Districts are leading in this process, which is the current model for the rest of the federal districts.

The study demonstrates the work of federal districts - in numbers, percentages, monetary terms in conventional units. Also presented are indicators indicating an increase in the volume of exports of medical services by at least 4 times compared to 2017, which amounted to an income of 128.38 million US dollars for 2019.

Keywords: export of medical services, medical tourism, foreign citizens, foreign patients, federal district, medical services.

For citation: Petrova GD, Implementation of the federal project "Development of export of medical services" in the pre-COVID period. City Healthcare. 2022;3(4): 107-113 doi: 10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i4; 107-113

© Authors retain the copyright of this article.

© This article is published under the terms of the Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International. 108 ISSN (Online) 2713-2617. Здоровье мегаполиса, 2022;3(4)

Введение

Конкурентоспособность нашей страны на международном рынке медицинского туризма подтверждается вовлеченностью 70 субъектов Российской Федерации, утвердивших свои региональные паспорта в рамках реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение».

Глобальный рынок медицинского туризма, формирующий национальные рынки экспорта медицинских услуг, как организованная система появился сравнительно недавно. В то время как расширяется география предоставляемых качественных медицинских услуг, появляются новые участники рынка, которые способствуют росту международной конкуренции. Постоянная миграция квалифицированных специалистов здравоохранения, появление инновационных методов лечения, совершенствование методологии развития рынка, внедрение телемедицинских технологий и международная торговля медицинскими услугами являются новейшими тенденциями, которые формируют мировой рынок медицинского туризма сегодня.

Материалы и методы

Источником для анализа явился доклад директора Департамента международного сотрудничества Минздрава России Муравьева С. М. на совещании межведомственной рабочей группы по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение» 20.01.2020, Минздрав России [1].

Результаты

Российская Федерация является полноценной участницей рынка международного медицинского туризма. Рассматривая место и роль России, необходимо остановиться на субъектах Российской Федерации и проанализировать, какую

роль они играют на сегодняшний день в экспорте медицинских услуг [2, 3, 4]. Наряду с традиционно известными странами-дестинациями по медицинскому туризму, такими как Италия, Китай, Республика Корея и Великобритания [5], с 2019 г. и Россия заняла свое место в международном рейтинге стран по медицинскому туризму - Medical Tourism Index [6]. На данном этапе 70 субъектов Российской Федерации вовлечен в реализацию федерального проекта, но уровень готовности к приему иностранных пациентов неравномерен от региона к региону. Правовой основой для расчета и учета показателей федерального проекта в первый год реализации проекта стал Приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 183 «Об утверждении методики расчета основного показателя федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг", входящего в национальный проект "Здравоохранение" вместе с "Методикой расчета основного показателя "Количество пролеченных иностранных граждан (тыс. чел.)"» [7]. В соответствии с данным расчетом учитываются только иностранные граждане, которые получили медицинские услуги в РФ на платной основе, не за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Однако в категорию экспорта медицинских услуг по формуле, определенной в рамках вышеуказанной Методики расчета, попадают и трудовые мигранты. Данный факт и его последствия отражены в исследованиях отечественных ученых [8]. Однако, несмотря на системные барьеры для развития медицинского туризма, перспективы со стороны социально-экономических возможностей данной отрасли представляют значительный интерес не только у коммерческого сектора, но и по линии науки [9].

Общее число иностранных граждан, пролеченных в медицинских организациях Российской Федерации в 2019 году (далее -«Показатель 1»), составляет 2 778,9 тыс. чел. по восьми федеральным округам (табл. 1).

Для более детального освещения разобраны 3 федеральных округа, вносящих наибольший вклад в развитие экспорта медицинских услуг: Центральный, Уральский и Северо-Западный.

Федеральный округ Количество человек Федеральный округ Количество человек

Центральный 1 367 445 Приволжский 192 048

Северо-Кавказский 70 254 Дальневосточный 142 424

Северо-Западный 286 456 Уральский 374 482

Южный 166 129 Сибирский 179 677

Таблица 1 - Экспорт медицинских услуг по федеральным округам по «Показателю 1» [2]. Table 1 - Export of medical services by federal districts according to "Indicator 1" [2]

Данные таблицы показывают самую активную позицию у Центрального федерального округа, который принял в своих медицинских организациях 1 367 445 чел., - это почти половина из всех пролеченных иностранных пациентов в Российской Федерации, что составляет 49,2% от общего числа поступивших на лечение иностранных граждан (рис. 1).

Уральский федеральный округ пролечил седьмую часть от общего количества пролеченных иностранных граждан в медицинских организациях на территории нашего государства, т. е. 374 482 человека (табл. 1), что составляет 13,5%.

Следующая позиция закрепилась за СевероЗападным федеральным округом, на долю которого выпало 286 456 пролеченных зарубежных граждан (табл. 1), или 10,3% (рис. 1).

Рисунок 1 - Экспорт медицинских услуг по федеральным округам по «Показателю 1» [2]. Figure 1 - Export of medical services by federal districts according to "Indicator 1" [2]

Сибирский

5,,5%

Уральский

13,5%

Дальневосточный

5,1°%

Приволжский

6,9°%

Южный

6,0%

Северо-Кавказский

10,3%

Северо-Западный

2,5%

Центральный

49,2%

Из рассмотренных восьми федеральных округов лидирующие позиции занимают: Центральный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа, которые приняли 2 028 383 зарубежных гражданина (73% от общего числа поступивших и пролеченных иностранных пациентов на территории Российской Федерации). Далее идут: Сибирский, Приволжский, Южный, Дальневосточный федеральные округа, которые примерно на одном уровне по количеству пролеченных иностранных граждан. На их суммарную долю приходится 680 278 иностранных

пациентов, или 24,5%. На последнем уровне СевероКавказский федеральный округ. В нем пролечено 70 254 зарубежных гражданина, что составляет 2,5% от общего количества пациентов из-за рубежа.

Следующим показателем, указывающим на увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г., является финансовый, измеряемый в миллионах долларов США, - доход от экспорта медицинских услуг (далее - «Показатель 2»). Суммарно он составил 128,38 млн долларов США за 2019 г.

Таблица 2 - Экспорт медицинских услуг по федеральным округам по «Показателю 2» [2]. Table 2 - Export of medical services by federal districts according to "Indicator 2" [2]

Федеральный округ Млн долларов США Федеральный округ Млн долларов США

Центральный 51,31 Приволжский 9,09

Северо-Кавказский 1,52 Дальневосточный 6,39

Северо-Западный 20,64 Уральский 21,71

Южный 6,7 Сибирский 11,02

По «Показателю 2» - увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г. - демонстрирует ту же схему, где первое лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ с доходом в 51,31 млн долларов США (табл. 2), что составляет 40% (рис. 2).

Уральский федеральный округ с доходом в 21,71 млн долларов США, что составляет 16,9% (рис. 2), занимает вторую позицию (табл. 2).

Ненамного уступает Северо-Западный федеральный округ, на долю которого выпадает 20,64 млн долларов США (табл. 2), что в процентах составляет 16,1% (рис. 2).

Рисунок 2 - Экспорт медицинских услуг по федеральным округам по «Показателю 2» [2]. Figure 2 - Export of medical services by federal districts according to "Indicator 2" [2]

Сибирский

8,6%

Уральский

16,9%

Центральный

40,0%

Дальневосточный

5,0°%

Приволжский

7,1°%

Южный

5,2%

Северо-Кавказский

1,2%

Северо-Западный

16,1%

Проведенный анализ показывает, что лидирующие позиции занимают Центральный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа, на долю которых приходится 93,66 млн долларов США, что составляет 73%. За ними идут Сибирский, Приволжский, Южный, Дальневосточный федеральные округа, которые примерно на одном уровне. На их суммарную долю выпадает 33,2 млн долларов США, или 25,9%. Замыкает Северо-Кавказский федеральный округ, на его долю приходится 1,52 млн долларов США, что составляет 1,2%. В значительной степени укрепить экспорт медицинских услуг в России с учетом широкой географии могут единые методические рекомендации, разработанные группой российских ученых совместно с практиками рынка [10]. В конечном итоге личный опыт иностранных пациентов при взаимодействии с российскими медицинскими организациями впоследствии и определит вектор динамики развития въездного медицинского туризма и экспорта медицинских услуг. Таким образом, фокус на сервисных стандартах в отношении иностранных пациентов в российских медицинских организациях и должен быть фундаментальной стратегией развития экспорта медицинских услуг [11].

Выводы

Результаты исследования восьми федеральных округов Российской Федерации в доковидный период показывают, как формировался экспорт медицинских услуг, сколько было пролечено иностранных граждан в этих округах, какой доход получили федеральные округа в миллионах долларов США и какие лидирующие положения занимали первые три федеральных округа: Центральный, Уральский, Северо-Западный, что является текущим образцом для остальных федеральных округов.

Наглядно показана в исследовании работа федеральных округов - в цифрах, процентах, денежном выражении в условных единицах. Также продемонстрированы показатели, указывающие увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г, в миллионах долларов США.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding: the authors received no financial support for the research.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.

Литература

1. Доклад директора Департамента международного сотрудничества Минздрава России Муравьева С. М. на совещании межведомственной рабочей группы по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение» 20.01.2020, Минздрав России.

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.03.2019 № 177 «Об утверждении методик расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта «Здравоохранение». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/554140327 (дата обращения: 06.11.2022).

3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). Режим доступа: https://base.garant. ru/72185920/ (дата обращения: 06.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Паспорт федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» (Утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Здравоохранение"» от 14.12.2018 № 3). Режим доступа: https:// static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/044/789/original/Pasport_FP_export. pdf?1558614408 (дата обращения: 06.11.2022).

5. Дайхес А. Н., Решетников В. А., Манерова О. А., Михайлов И. А. Современные практики организации экспорта медицинских услуг в Великобритании, Италии, Южной Корее и Китае // Медицинские технологии. Оценка и выбор. -2020. - № 1 (39). - С. 30-42.

6. Medical Tourism Index. American association of medical tourism. 2021. Режим доступа: https://www. medicaltourism.com/mti/home (дата обращения: 06.11.2022).

7. Приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 183 «Об утверждении методики расчета основного показателя федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг", входящего в национальный проект "Здравоохранение"» (вместе с "Методикой расчета основного показателя "Количество пролеченных иностранных граждан (тыс. чел.)"), Режим доступа: https://base.garant. ru/72227446/ (дата обращения: 06.11.2022).

8. Глотов С. С., Чернышев Е. В. Экспорт медицинских услуг в контексте современных вызовов миграционной политики РФ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2022. - № 8. - С. 97-99.

9. Ананченкова П. И., Камынина Н. Н. Социально-экономические аспекты развития экспорта медицинских услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. - Т. 28. - № 2. - С. 184-189.

10. Драпкина О. М., Шепель Р. Н., Беззубенко О. И., Чернышев Е. В., Гаркавенко В. А., Глотов С. С., Михеева М. В., Резина А. Г., Тронева В. Е., Урванцева И. А. Экспорт медицинских услуг: организация и инструменты развития в медицинской организации /Методические рекомендации НМИЦ ТПМ Минздрава России. Москва, 2022. - С. 23-27.

11. Чернышев Е. В. Стандарты работы с иностранными пациентами // Управление качеством в здравоохранении, 2019. - № 1. - С. 46-52.

References

1. Report of the Director of the Department of International Cooperation of the Ministry of Health of Russia Muravyov S.M. at a meeting of the interdepartmental working group on the implementation of the federal project "Development of the export of medical services" of the national project "Health" 01/20/2020, the Ministry of Health of Russia.

2. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 29, 2019 No. 177 "On Approval of Methods for Calculating Target and Additional Indicators of the National Healthcare Project". Access mode: http://docs.cntd.ru/document/554140327 (date of access: 11/06/2022).

3. Passport of the national project "Healthcare" (Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated December 24, 2018 No. 16). Access mode: https://base. garant.ru/72185920/ (date of access: 11/06/2022).

4. Passport of the federal project "Development of the export of medical services" (Approved by the minutes of the meeting of the project committee for the national project "Health" dated December 14, 2018, No. 3). Access mode: https://static-1.rosminzdrav.ru/ system/attachments/attaches/000/044/789/original/ Pasport_FP_export.pdf?1558614408 (date of access: 11/06/2022).

5. Daihes AN., Reshetnikov VA., Manerova OA., Mikhailov IA. Modern practices of organizing the export of medical services in the UK, Italy, South Korea and China // Medical Technologies. Evaluation and choice. 2020. No. 1 (39). pp. 30-42.

6. Medical Tourism Index. American association of medical tourism. 2021. Access mode: https:// www.medicaltourism.com/mti/home (date of access: 11/06/2022).

7. Order of the Ministry of Health of Russia dated March 29, 2019 № 183 "On approval of the

methodology for calculating the main indicator of the federal project "Development of the export of medical services", which is part of the national project "Health" (together with the "Methodology for calculating the main indicator" The number of treated foreign citizens (thousand people) pers.)"), Access mode: https://base. garant.ru/72227446/ (date of access: 11/06/2022).

8. Glotov SS., Chernyshev EV., Export of medical services in the context of modern challenges of the migration policy of the Russian Federation // Competitiveness in the global world: economics, science, technology, 2022. - No. 8. - P. 97-99.

9. Ananchenkova PI., Kamynina NN. Socioeconomic aspects of the development of export of medical services // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2020. - V. 28. -No. 2. - S. 184-189.

10. Drapkina OM., Shepel RN., Bezzubenko OI., Chernyshev EV., Garkavenko VA., Glotov SS., Mikheeva MV., and Rezina AG., Troneva VE., Urvantseva IA. Export of medical services: organization and development tools in a medical organization/ Methodological recommendations of the NMIC TPM of the Ministry of Health of Russia. Moscow, 2022. -S. 23-27.

11. Chernyshev EV. Standards for working with foreign patients // Quality Management in Healthcare, 2019. - No. 1. - P. 46-52.

Информация об авторе

Петрова Галина Дмитриевна - ведущий научный сотрудник отдела организации здравоохранения, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», https://orcid.org/GGGG-GGG1-9919-254S

Information about author

Galina D. Petrova - Leading Researcher, Department of Health Organization, Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Healthcare Department, Russian Federation, https://orcid.org/GGGG-GGG1-9919-254S

Для корреспонденции:

Петрова Галина Дмитриевна

Correspondence to:

Galina D. Petrova

PetrovaGD@zdrav.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.