Научная статья на тему 'ОБЗОР И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ ОТ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЗОР И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ ОТ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / EXPORT OF MEDICAL SERVICES / MEDICAL TOURISM / GLOBAL MARKET FOR MEDICAL SERVICES / COMPETITIVENESS OF MEDICAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Р. А., Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е.

Глобальный рынок медицинских услуг ежегодно демонстрирует стабильный рост. По данным исследования VISA, в 2016 г. объем рынка составлял 100 млрд долларов США, к 2025 г. он достигнет 3 трлн долларов США и до 4% населения мира будут получать медицинское обслуживание за пределами стран своего постоянного проживания. Экспорт медицинских услуг становится частью государственных программ. Очевидными преимуществами развития экспорта медицинских услуг становятся прежде всего совершенствование медицинской инфраструктуры и повышение качества обслуживания пациентов, а также создание дополнительных рабочих мест во многих сопряженных отраслях национальной экономики.Цель исследования - выявить возможности и оценить социально-экономические эффекты от развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. В результате исследования выявлены возможности системы здравоохранения для более эффективного использования имеющихся ресурсов, увеличения объемов оказания медицинской помощи, а также формирования дополнительных финансовых поступлений для решения организационно-управленческих задач по материальному стимулированию медицинских работников, обновлению материально-технической базы, внедрению новых медицинских технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Р. А., Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review and evaluation of possibilities, financial economical and medical social effects of development of medical services export in the Russian Federation

The global health care market demonstrates a steady annual development. According to VISA study, in 2016 the market size was 100 billion US dollars, by 2025 it will reach 3 trillion US dollars and up to 4% of the world's population will receive medical care outside their countries of permanent residence. Exports of medical services are becoming part of government programs. The obvious advantages of developing export of medical services are, first of all, in improving medical infrastructure and quality of patient medical care and organizing additional jobs in many related sectors of national economics as well. The purpose of the study is to identify opportunities and to assess the socio-economic effects of the development of medical services exports in the Russian Federation. As a result of the study, the possibilities of the health care system for more efficient use of available resources, increasing the volume of medical care, as well as the formation of additional financial revenues for solving organizational and managerial tasks of providing material incentives for medical workers, updating the material and technical base, and introducing new medical technologies were revealed.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ ОТ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Health and Society

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2

Хальфин Р. А.1, Орлов С. А.1, Мадьянова В. В.1, Столбов А. П.1, Качкова О. Е.2

ОБЗОР И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ ОТ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'Институт лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), '09004, г. Москва; 2ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый Университет), '25993, г. Москва

Глобальный рынок медицинских услуг ежегодно демонстрирует стабильный рост. По данным исследования VISA, в 2016 г. объем рынка составлял 100 млрд долларов США, к 2025 г. он достигнет 3 трлн долларов США и до 4% населения мира будут получать медицинское обслуживание за пределами стран своего постоянного проживания. Экспорт медицинских услуг становится частью государственных программ. Очевидными преимуществами развития экспорта медицинских услуг становятся прежде всего совершенствование медицинской инфраструктуры и повышение качества обслуживания пациентов, а также создание дополнительных рабочих мест во многих сопряженных отраслях национальной экономики.

Цель исследования — выявить возможности и оценить социально-экономические эффекты от развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. В результате исследования выявлены возможности системы здравоохранения для более эффективного использования имеющихся ресурсов, увеличения объемов оказания медицинской помощи, а также формирования дополнительных финансовых поступлений для решения организационно-управленческих задач по материальному стимулированию медицинских работников, обновлению материально-технической базы, внедрению новых медицинских технологий.

Ключевые слова: экспорт медицинских услуг; медицинский туризм; глобальный рынок медицинских услуг; конкурентоспособность медицинских организаций.

Для цитирования: Хальфин Р. А., Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е. Обзор и оценка возможностей, финансово-экономических и медико-социальных эффектов от развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(6):1008— 1014. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-6-1008-1014

Для корреспонденции: Мадьянова Виктория Вячеславовна, директор департамента международных проектов в здравоохранении Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), e-mail: [email protected]

Khalfin R. A.1, Orlov S. A.1, Madianova V. V.1, Stolbov A. P.1, Kachkova O. E.2 THE REVIEW AND EVALUATION OF POSSIBILITIES, FINANCIAL ECONOMICAL AND MEDICAL SOCIAL EFFECTS OF DEVELOPMENT OF MEDICAL SERVICES EXPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

1The Institute of Leadership and Management of Health Care of The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" of Minzdrav of Russia, 119991,

Moscow, Russia;

2The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Financial University under the Government of the Russian Federation" (The Financial University), 125993, Moscow, Russia

The global health care market demonstrates a steady annual development. According to VISA study, in 2016 the market size was 100 billion US dollars, by 2025 it will reach 3 trillion US dollars and up to 4% of the world's population will receive medical care outside their countries of permanent residence. Exports of medical services are becoming part of government programs. The obvious advantages of developing export of medical services are, first of all, in improving medical infrastructure and quality of patient medical care and organizing additional jobs in many related sectors of national economics as well. The purpose of the study is to identify opportunities and to assess the socio-economic effects of the development of medical services exports in the Russian Federation. As a result of the study, the possibilities of the health care system for more efficient use of available resources, increasing the volume of medical care, as well as the formation of additional financial revenues for solving organizational and managerial tasks of providing material incentives for medical workers, updating the material and technical base, and introducing new medical technologies were revealed.

Keywords: export of medical services; medical tourism;global market for medical services; competitiveness of medical organizations.

For citation: Khalfin R. A., Orlov S. A., Madianova V. V., Stolbov A. P., Kachkova O. E. The review and evaluation of possibilities, financial economical and medical social effects of development of medical services export in the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(6):1008—1014 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2019-27-6-1008-1014

For correspondence: Madianova V. V., the Director of the Department of international health projects of the Institute of Leadership and Management of Health Care of The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University". e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study was performed as a part of R&D, Reg. N R&D AAAA-A18-118052490066-2

Received 12.09.2019 Accepted 27.11.2019

Введение Актуальность темы экспорта медицинских услуг, Экспорт медицинских услуг — это оказание нере- увеличение его объема обозначены в Указе Прези-зидентам страны диагностических, лечебных, реаби- дента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204

литационных и ряда других услуг [1]. «О национальных целях и стратегических задачах

Здоровье и общество

развития Российской Федерации на период до 2024 года» и разработанном для его реализации федеральном проекте «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16).

Российская Федерация является новичком на арене сформированного глобального рынка медицинского туризма, однако уже сейчас отечественные медицинские организации готовы предложить конкурентоспособные условия и услуги, сопоставимые по качеству с мировыми.

Лидирующими в части финансового дохода профилями медицинской помощи, оказанной иностранным гражданам в 17 федеральных медицинских организациях, по итогам первого полугодия 2017 г. стали гематология (34,4%), нейрохирургия (23,1%), микрохирургия глаза (16,1%), онкология (13,8%), сердечно-сосудистая хирургия (2,5%) [2].

Цель исследования — выявить возможности и оценить социально-экономические эффекты развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации.

Материалы и методы

Объектом исследования является система организации оказания медицинской помощи населению, в том числе иностранным гражданам, в условиях нереализованного потенциала использования ресурсов системы здравоохранения Российской Федерации.

Потенциал экспорта медицинских услуг рассматривается как резерв возможностей медицинской организации для более эффективного использования имеющихся ресурсов, увеличения объемов оказания медицинской помощи сверх тех, которые в ней выполняются в рамках государственного задания, а также формирования дополнительных финансовых поступлений для решения организационно-управленческих задач по материальному стимулированию медицинских работников, обновлению материально-технической базы, внедрению новых медицинских технологий.

В процессе выполнения исследований использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных, публикуемых на сайтах Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Были использованы также метод формально-юридического анализа документов, методы системного анализа и экспертный метод.

Для оценки потенциальных возможностей развития экспорта медицинских услуг, ожидаемых эффектов и характеристики латеральных и радиальных связей между элементами предлагается применить классификацию, представленную на рисунке (см. рисунок).

Результаты исследования

Составлен реестр возможностей развития экспорта медицинских услуг, сформированный путем экспертного анализа и оценки возможностей, с учетом определенных факторов. Реестр разделен на две части: общепроектные возможности, касающиеся всего проекта, и системно-функциональные возможности, связанные с определенными отдельными показателями, характеризующими функционирование национальной системы здравоохранения после реализации проекта — результатами его выполнения (см. таблицу).

Обсуждение

Медицинский туризм оказывает положительное влияние на отправляющие страны несколькими способами.

Возможность отправиться лечиться в другую страну увеличивает доступность медицинских услуг для граждан. Пациенты мотивированы искать лечение за рубежом с целью значительной экономии средств или недостаточной доступности ряда отечественных медицинских услуг по причине длинного листа ожидания или неудовлетворенности их качеством [3]. Тенденция к старению населения в развитых странах, а также высокая стоимость медицинских услуг и высокая стоимость медицинского страхования, предлагаемые в этих странах подталкивают граждан рассматривать возможность лечения за рубежом.

Так, на основе международного исследования по сравнению цен на 15 процедур [4] было показано , что примерно 1,4 млрд долларов США может быть сэкономлено ежегодно, если 1 из 10 пациентов США будет лечиться за границей. Сравнительный анализ затрат на медицинские услуги в Индии и Великобритании показал что существенная экономия средств (120—200 млн фунтов стерлингов) может быть достигнута путем отправки пациентов из Великобритании в Индию для лечения [5].

Таким образом, медицинский туризм может являться потенциальным решением проблемы недоступности медицинской помощи. Путешествие за пределы собственной страны для лечения позволяет пациентам избежать длинной очереди ожидания и высоких расходов на лечение. Кроме того, возможность такого лечения может быть включена в планы страхования, предлагаемые страховыми компаниями на родине, и усилить конкуренцию среди частных медицинских организаций, стимулируя их к снижению цен на медицинские услуги [6].

Медицинский туризм может помочь странам-отправителям преодолеть дефицит медицинского персонала и инфраструктурные ограничения [7]. В странах с длинными листами ожидания отправка пациентов за границу может помочь устранить задержку лечения граждан, не подвергая государство дополнительным расходам для расширения собственного потенциала системы здравоохранения [6].

1 Реформирование системы здравоохранения

2. Укрепление внешнеполитических связей со странами -импортерами российских медицинских услуг;

3. Создание западной модели управления системой здравоохранения и взаимодействия с общественно-политическими силами;

1 Расширение географии мирового присутствия российских авиакомпаний и увеличение въездного пассажиропотока; 2. Внедрение мировых стандартов туристического и гостиничного обслуживания;

3 Расширение перечня стран для безвизового въезда на территорию Российской Федерации

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ФИНАНСОВЫЕ

1. Формирование дополнительных налоговых поступлений в бюджеты;

2. Привлечение дополнительных инвестиций в инфраструктуру и задействованные отрасли;

3. Расширение кредитных программ для участников.

Макроэкономические (рост национального дохода, индекса промышленного производства в отдельных секторах, рост фондоотдачи, снижение фондоемкости, обновление основных фондов, рост производительности труда, рост занятости населения)

ТУРИСТИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ

Л 1икро эк оно миче ские

(рост внеоборотных активов, материальных запасов, численности персонала, заработной платы, доходов от предоставляемых услуг, оборачиваемости активов (капитала), рентабельности, финансового состояния и платежеспособности организации)

1 Диверсификация продукции и услуг для внешних рынков (импортозамешение - производство медицинских изделий, высокотехнологичного оборудования); 2. Трансформация отдельных направлений военно-промышленного комплекса на гражданские нужды (оптика, электроника, связь и т.д.) ;д

1. Развитие дорожно-транспортной сети, строительство новых международных аэропортов, вокзалов и т д. 2. Расширение представительств зарубежных компаний - перевозчиков на отечественном рынке, 3. Повышение транзитного пассажиропотока.

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ

МЕДИЦИНСКИЕ

1. Обеспечение занятости населения, трудоустройство активных граждан в туристическом, медицинском, образовательном секторах,

2. Развитие волонтерских центров;

3 Развитие дополнительных образовательных и культурно-развлекательных программ

Внешние (трансграничные)

1. Развитие и внедрение современных медицинских технологий, повышение квалификации и знаний у медицинских работников;

2. Совершенствование качества и безопасности медицинской деятельности путем переход на международные стандарты;

3. Пациентоориентированноеть системы здравоохранения

к к <и

РЗ

Й &

й о

0 и

1

о к

1X1 (и со н и <и

ю

о

Обобщенная схема и отдельные направления реализации возможностей развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации.

Здоровье и общество

Реестр возможностей развития экспорта медицинских услуг

№ Наименование возможностей Возможные последствия Владелец возможностей/меры по реализа- Уровень влияния/

пп ции вероятность

1.

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Общепроектные возможности

Гармонизация российского и международного законодательства в сфере охраны здоровья граждан в части организации оказания медицинской помощи, а также обеспечения прав пациентов и медицинских работников Реформирование системы здравоохранения и переход к рисково-страховой модели финансирования

Применение единых международных требований к организации оказания медицинской помощи, единых классификаций, номенклатур, регламентов в деятельности медицинских организаций

Рост конкуренции между медицинскими организациями, стимулирование внедрения новых технологий в здравоохранении, улучшение качества медицинской помощи

1.3 Создание современной инфраструкту- Интенсификация туристического потока,

ры (медицинской, дорожно-транспортной, гостиничной, культурно-развлекательной и др.)

привлечение дополнительных t вых средств в экономику

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4 Расширение перечня стран для безви- Увеличение потока иностранных граж-зового въезда в Российскую Федера- дан, въезжающих на территорию РФ с це-цию и возможное упрощение (отмена) лью получения медицинских услуг визового режима в рамках сотрудничества

1.5 Развитие ГЧП в медицине, франчайзинга мировых клиник, международной аккредитации и сертификации

1.6 Создание инвестиционно привлека-

Развитие медицинской инфраструктуры, брендирование российских медицинских организаций, IPO (первичное размещение акций) на фондовых биржах Создание ниши для разработки и техноло-

тельной среды для развития медицин- гического внедрения специализирован-ских стартапов в 1Т ных «медицинских» мессенджеров, систем

оплаты медицинских услуг, бронирования клиник и т. д. Системно-функциональные возможности

Рост удовлетворенности населения ка- Создание привлекательного имиджа рос-чеством медицинской помощи сийской системы здравоохранения, рост

престижа профессии Интенсивное внедрение современных Рост показателей выявляемости отдель-технологий диагностики, лечения и ных заболеваний, снижение длительности реабилитации в практику российских стационарного лечения, развитие персо-медицинских организаций нализированной медицины

Обеспечение профессионального раз- Международное признание и брендирова-вития медицинским работникам ние российских врачей и медицинских организаций

Обеспечение роста доходов медицин- Выполнение показателя роста заработной ских работников, создание эффектив- платы медицинских работников в соот-ных механизмов стимулирования про- ветствии с Указом Президента РФ, ликви-фессиональной деятельности дация кадрового дефицита в медицинских

организациях ективного использо- Снижение экономических потерь

Обеспечение э вания ресурсов здравоохранения

2.6 Рост конкурентной борьбы между ме- Улучшение сервиса в медицинских орга-дицинскими организациями за паци- низациях, увеличение ассортимента пре-ентов доставляемых услуг, максимальное упро-

щение бюрократических процедур направления пациентов на оказание медицинской помощи, сохранение «уходящих» потоков пациентов

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации/активное межведомственное взаимодействие. Корректировка плана-графика («дорожной карты») мероприятий проекта

а) Минздрав России;

б) ФОМС и ТФОМСы;

в) страховые медицинские организации;

г) медицинские организации

1) повышение устойчивости основных финансовых параметров деятельности (тарифы, нормативы финансового обеспечения, субсидии);

2) разделение нормативов финансирования на рисковую и нерисковую части;

3) развитие новых форм взаимодействия страховых медицинских организаций и медицинских организаций

а) Правительство России;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации/финансирование инфраструктурных проектов в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации/заключение межправительственных соглашений и меморандумов

а) медицинские организации

а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

б) органы государственной власти субъектов РФ

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

а) Минздрав России;

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

Сильный/высокая (при условии быстрого перехода в строго регламентированные сроки)

Сильный/высокая

Сильный/высокая

Сильный/средняя

Сильный/низкая Средний/высокая

Сильный/средняя Сильный/средняя

Сильный/средняя Сильный/высокая

а) Минздрав России; Сильный/высокая

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

а) Минздрав России; Сильный/высокая

б) органы управления здравоохранением;

в) медицинские организации

Примечание. ФОМС — фонд обязательного медицинского страхования, ТФОМС — территориальный фонд ОМС, ГЧП — государственно-частное партнерство.

Медицинский туризм расширяет выбор вариантов лечения для пациентов в странах, в которых существуют ограничения на выполнение ряда медицинских процедур [8]. Некоторые страны с менее развитыми медицинскими организациями субсиди-

руют стоимость отправки пациентов в зарубежные медицинские центры для некоторых узкоспециализированных медицинских услуг, которые недоступны или слишком дороги дома [8]. Длительное время правительство Ливии спонсировало своих жителей

для лечения за рубежом, если оно не было доступно на местном уровне [9]. Пациенты также выезжают за рубеж для медицинских процедур, которые запрещены в их собственных странах (лечение стволовыми клетками, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, эвтаназия).

Несмотря на свои преимущества, медицинский туризм создает и риски для отправляющих стран. Основной риск для медицинских туристов — получение некачественного лечения. Пациенты могут не полностью понимать и осознавать риск, связанный с процедурой, особенно это возможно при лечении за рубежом. Потенциальные медицинские туристы преимущественно полагаются в качестве источника информации на интернет (больничные сайты и приложения для медицинского туризма), организаторов медицинского туризма и туристические агентства, специализирующиеся на медицинском туризме. Однако существующие стандарты не регулируют предоставление информации об услугах, предлагаемых медицинскими организациями за рубежом. Исследования организаторов туризма выявили большие различия в информации, размещенной на сайтах больниц и медицинских посредников. На основе тематического контент-анализа канадских брокерских сайтов [10] выявлено, что около 29% веб-сайтов не раскрывают в полной мере данные об иностранных медицинских организациях, которые они продвигают, а 47% не сообщают о рисках, связанных с медицинскими процедурами.

Иностранные больницы предлагают разнообразный спектр медицинских процедур, часть из которых не соответствует принципам доказательной медицины [3, 8]. Таким образом, существует недостаточный регулирующий надзор за предоставлением медицинской информации на сайтах о медицинском туризме, что снижает потенциальную способность медицинских туристов оценивать безопасность и эффективность лечения и принимать обоснованное решение о том, стоит ли лечиться в той или иной медицинской организации.

Многие зарубежные медицинские провайдеры, занимающиеся медицинским туризмом, аккредитованы международными организациями и укомплектованы врачебными кадрами, которые обучались в престижных учреждениях в развитых странах.

Когда пациенты выезжают за границу на лечение, они могут не получить необходимый медицинский уход после выполненных процедур, который они могли бы получить дома. Очень часто получение лечения предполагает выполнение ряда медицинских вмешательств в короткий промежуток времени и отсутствие последующего должного лечения и ведения пациента [6, 11]. Более того, может отсутствовать возможность вернуться в ту же больницу, чтобы получить необходимое наблюдение и уход, особенно в случае возникновения неотложных послеоперационных осложнений после возвращения домой.

Кроме того, пациент, который ищет медицинское лечение в развивающейся стране, может подвергаться опасным инфекциям, если больница находится в

Health and Society

районе с неблагоприятным эпидемиологическим статусом.

Таким образом, отправка пациентов в другую страну должна подразумевать расходы на обеспечение лечения послеоперационных осложнений и побочных эффектов. Исследования показали, что эта стоимость может быть существенной и способна перевесить потенциальную экономию средств на лечение граждан за рубежом [12]. Кроме того, большинству развивающихся стран, занимающихся медицинским туризмом, не хватает устоявшегося законодательства в отношении врачебных ошибок и механизмов работы с жалобами пациентов после лечения, особенно при осложнениях или развитии побочных эффектов от оказанной медицинской помощи.

Большой отток пациентов с высоким доходом в другие страны может ухудшить доступ и качество медицинской помощи для людей с низким доходом в странах отправления, так как доход, который мог бы быть получен внутренней системой здравоохранения, при этом уменьшается. Цены на медицинские услуги могут увеличиться из-за снижения общей выручки [6].

Качество местных медицинских услуг, предлагаемых для низких социально-экономических групп, может ухудшиться из-за отсутствия инвестиций в медицинские объекты и технологии, вызванные упущенным доходом и отсутствием политического давления более богатых граждан для улучшения местного здравоохранения [5, 12].

Таким образом, развитие медицинского туризма может подорвать справедливый доступ к медицинским процедурам и медицинскому уходу и усугубить положение системы здравоохранения в отправляющих странах, где более бедные люди полагаются в основном на местную систему здравоохранения, в то время как состоятельные могут поехать за рубеж для получения медицинской помощи, недоступной дома [5, 13].

Доходы от медицинского туризма являются экспортными доходами, которые позитивно влияют на торговый баланс страны. Потенциальные доходы для государства, принимающего медицинских туристов, включают расходы туристов на непосредственно получение медицинских услуг и сопутствующие расходы на еду, размещение, транспорт и др. Исследование расходов медицинских туристов в Куала-Лумпуре [14] показало, что расходы медицинских туристов во время их визита могут быть в 12 раз выше, чем расходы обычных туристов. Исследователи также отмечают, что расходы на медицинские услуги при этом составляют меньше половины общей суммы. Таким образом, медицинский туризм не только стимулирует развитие медицинской отрасли, но и смежные индустрии.

Рост отрасли медицинского туризма создает дополнительные рабочие места в секторе здравоохранения и связанных с медицинским туризмом отраслях. Исследование показало, что медицинский туризм создал дополнительные 37 тыс. рабочих мест в

Здоровье и общество

Тунисе в 2005 г., из которых примерно 18 тыс. пришлись на сектор здравоохранения, а остальные — на смежные отрасли, связанные с туризмом [15]. Медицинский туризм создал свыше 19 тыс. рабочих мест в Малайзии [12], более 14 тыс. из которых пришлись на смежные со здравоохранением отрасли. Частные медицинские учреждения, оказывающие медицинские услуги иностранным пациентам, могут предложить более конкурентные зарплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, тем самым привлекая профессионалов высокого класса в свои учреждения, создавая конкурентную среду. При этом снижается отток профессионалов за рубеж и появляется возможность привлечения иностранных специалистов для работы в медицинской организации.

Заключение

Медицинский туризм может повысить доступность и качество медицинской помощи в системе здравоохранения развивающейся страны [6]. Государство и частные медицинские организации инвестируют значительные средства в привлечение иностранных пациентов, закупая современное оборудование, внедряя современные технологии оказания медицинской помощи и привлекая медицинских работников высокого класса, тем самым повышая доступность высокотехнологичной медицинской помощи во всей системе здравоохранения. Более того, доступность качественной медицинской помощи также привлекает жителей самой страны из числа тех, кто собирался получить медицинскую помощь за рубежом. Таким образом, сокращается поток пациентов в зарубежные клиники [16]. Некоторые развивающиеся страны вводят налоговые льготы для строительства больниц и закупок медицинского оборудования, освобождают от налогов частные медицинские учреждения. Это может привлечь прямые иностранные инвестиции в медицинские учреждения [12].

Несмотря на предположительно благоприятные последствия развития медицинского туризма, некоторые исследователи выражают серьезные опасения по поводу потенциальных негативных последствий для экономики принимающей страны, особенно в развивающихся странах. Исследователи утверждают, что развитие медицинского туризма вызывает неравномерное распределение ресурсов. Профили медицинских услуг, которые привлекают иностранных пациентов, как правило, выборочные и могут отличаться от потребностей местного здравоохранения. Последствием поддержания конкурентного преимущества по определенным медицинским специальностям может явиться «переинвестирование» в определенный узконаправленный профиль медицинских услуг, а также увеличение числа выпускников медицинских вузов по определенным специальностям, которые востребованы иностранными пациентами, но в меньшей степени востребованы в национальной системе здравоохранения. Это может привести к перераспределению ресурсов

здравоохранения на обслуживание иностранных пациентов, что усугубит нехватку медицинских работников и работу учреждений первичной и медицинской помощи [6]. Развитие индустрии медицинского туризма может привести к повышению цен на медицинские услуги [17], делая здравоохранение менее доступным для местных жителей. Более того, частные медицинские учреждения в развивающихся странах могут принадлежать иностранным инвесторам, которые могут быть не заинтересованы в благосостоянии местных жителей [16]. Иностранные инвесторы могут получать государственные субсидии в форме налоговых льгот и снижения импортных тарифов, а доход от медицинских туристов станет оттекать из страны и не будет развивать систему общественного здравоохранения. Следовательно, повышение цен на здравоохранение может привести к снижению доступности медицинской помощи местному населению, особенно для людей с низким доходом.

Медицинский туризм может усугубить внутренний переток кадров, так как медицинские работники, особенно высококвалифицированные и опытные, из государственного сектора здравоохранения перейдут в его частный сектор из-за лучших условий труда, зарплат и перспектив карьерного роста.

Таким образом, в отсутствие регулирования и контроля для обеспечения правильного и справедливого распределения доходов от медицинской туристической деятельности может возникнуть ситуация, при которой в развивающихся странах пострадает качество оказания медицинской помощи, а система здравоохранения станет менее продуктивной, означающая нанесение ущерба экономике принимающей страны.

Работа выполнена в рамках НИОКТР, Рег. № НИОКТР АААА-А18-118052490066-2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Милашевич Е. А. Определение и особенности медицинской услуги. Труд. Профсоюзы. Общество. 2015;(4):21—6.

2. Грицаенко Е. А., Грицаенко В. А., Грицаенко А. И. География медицинского туризма в России: современное состояние и перспективы развития. В сб.: Поляризация российского пространства: экономико-, социально- и культурно-географические аспекты. М.; 2018. С. 326—36.

3. Connell J. Contemporary Medical Tourism: Conceptualisation, Culture and Commodification. Tourism Management. 2013;34:1 —13.

4. Mattoo A., Rathindran R. How Health Insurance Inhibits Trade in Health Care. Health Affairs. 2006;25(2):358—68.

5. Lunt N., Smith R., Exworthy M., Green S. T., Horsfall D., Mannion R. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A Scoping Review. OECD; 2011.

6. Helble M. The Movement of Patients across Borders: Challenges and Opportunities for Public Health. Bull. WHO. 2011;89:68—72.

7. Chanda R. Trade in Health Services. Bull. WHO. 2002;80(2):156— 63.

8. Hopkins L., Labonte R., Runnels V., Parker C. Medical tourism today: What is the state of existing knowledge? J. Pub. Health Policy. 2010;31(2):185—98.

9. Glinos I. A., Baeten R., Helble M., Maarse H. A typology of cross-border patient mobility. Health Place. 2010;16:1145—55.

10. Penney K., Snyder J., Crooks V. A., Johnston R. Risk communication and informed consent in the medical tourism industry: A thematic content analysis of Canadian broker websites. BMC Medical Ethics. 2011;12(17):1—9.

Health and Society

11. Lunt N., Carrera P. Medical tourism: Assessing the evidence on treatment abroad. Maturitas. 2010;66:27—32.

12. Chee H. L. Medical tourism and the State in Malaysia and Singapore. Global Soc. Policy. 2010;10(3):336—57.

13. Snyder J., Johnston R., Crooks V. A., Morgan J., Adams K. How medical tourism enables preferential access to care: four patterns from the Canadian context. Health Care Analysis. 2016;25:138—50.

14. Musa G., Thirumoorthi T., Doshi D. Travel Behavior among Inbound Medical Tourists in Kuala Lumpur. Curr. Issues Tourism. 2012;15(6):525—43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Lautier M. International trade of health services: global trends and local impact. Health Policy. 2014;118:105—13.

16. Johnston R., Crooks V. A., Snyder J., Kingsbury P. What is known about the effects of medical tourism in destination and departure countries? A scoping review. Int. J. Equity Health. 2010;9:1—13.

17. NaRanong A., NaRanong V. The effects of medical tourism: Thailand's experience. Bull. WHO. 2011;89:336—44.

Поступила 12.09.2019 Принята в печать 28.11.2019

REFERENCES

1. Milashevich E. A. Definition and features of medical services. Labor. Unions. Society. 2015;(4):21—6 (in Russian).

2. Gritsaenko E. A., Gritsaenko V. A., Gritsaenko V. I. The geography of medical tourism in Russia: current status and development prospects, in the collection: Polarization of the Russian space: economic, social and cultural-geographical aspects. Moscow; 2018. P. 326—36 (in Russian).

3. Connell J. Contemporary Medical Tourism: Conceptualisation, Culture and Commodification. Tourism Management. 2013;34:1—13.

4. Mattoo A., Rathindran R. How Health Insurance Inhibits Trade in Health Care. Health Affairs. 2006;25(2):358—68.

5. Lunt N., Smith R., Exworthy M., Green S. T., Horsfall D., Mannion R. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A Scoping Review. OECD; 2011.

6. Helble M. The Movement of Patients across Borders: Challenges and Opportunities for Public Health. Bull. WHO. 2011;89:68—72.

7. Chanda R. Trade in Health Services. Bull. WHO. 2002;80(2):156— 63.

8. Hopkins L., Labonte R., Runnels V., Parker C. Medical tourism today: What is the state of existing knowledge? J. Pub. Health Policy. 2010;31(2):185—98.

9. Glinos I. A., Baeten R., Helble M., Maarse H. A typology of cross-border patient mobility. Health Place. 2010;16:1145—55.

10. Penney K., Snyder J., Crooks V. A., Johnston R. Risk communication and informed consent in the medical tourism industry: A thematic content analysis of Canadian broker websites. BMC Medical Ethics. 2011;12(17):1—9.

11. Lunt N., Carrera P. Medical tourism: Assessing the evidence on treatment abroad. Maturitas. 2010;66:27—32.

12. Chee H. L. Medical tourism and the State in Malaysia and Singapore. Global Soc. Policy. 2010;10(3):336—57.

13. Snyder J., Johnston R., Crooks V. A., Morgan J., Adams K. How medical tourism enables preferential access to care: four patterns from the Canadian context. Health Care Analysis. 2016;25:138—50.

14. Musa G., Thirumoorthi T., Doshi D. Travel Behavior among Inbound Medical Tourists in Kuala Lumpur. Curr. Issues Tourism. 2012;15(6):525—43.

15. Lautier M. International trade of health services: global trends and local impact. Health Policy. 2014;118:105—13.

16. Johnston R., Crooks V. A., Snyder J., Kingsbury P. What is known about the effects of medical tourism in destination and departure countries? A scoping review. Int. J. Equity Health. 2010;9:1 —13.

17. NaRanong A., NaRanong V. The effects of medical tourism: Thailand's experience. Bull. WHO. 2011;89:336—44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.