Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ТУРИСТОВ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ИСПОЛНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Климин Владимир Григорьевич, Вдовин Кирилл Эдуардович, Мальцева Юлия Анатольевна

В работе сопоставлены результаты 2 эмпирических обследований 2021 года: исследование региональных медицинских учреждений РФ по вопросам развития экспорта медицинских услуг, проведенное ФГБУ «Национальным медицинским исследовательским центром оториноларингологии» ФМБА России и исследование, направленное на выявление проблем маркетинг-менеджмента в развитии медицинского туризма, проведенное Национальной межрегиональной ассоциации медицинского туризма. Выявлено отсутствие прямой корреляции между наличием/отсутствием региональной программы развития экспорта медицинских услуг с результативностью данного вида деятельности и обозначены организационно-управленческие и коммуникационные «проблемные зоны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Климин Владимир Григорьевич, Вдовин Кирилл Эдуардович, Мальцева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF THE EXPORT OF MEDICAL SERVICES IN THE REGIONS

The paper compares the results of 2 empirical studies in 2021. A survey of regional medical institutions of the Russian Federation on the development of the export of medical services, conducted by the FSBI «National Medical Research Center of Otorhinolaryngology» of the FMBA of Russia. A study aimed at identifying the problems of marketing management in the development of medical tourism, conducted by the National Interregional Association of Medical Tourism. The absence of a direct correlation between the presence/absence of a regional program for the development of the export of medical services with the effectiveness of this type of activity was revealed and organizational, managerial and communication «problem areas» were identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ»

УДК 338.46

DOI 10.23672/r6069-5830-6984-c

Климин Владимир Григорьевич

доктор медицинских наук, доктор экономических наук, президент,

Национальная межрегиональная ассоциация медицинского туризма [email protected]

Вдовин Кирилл Эдуардович

ведущий специалист отдела организационно-методического руководства региональными медицинскими организациями по профилям «оториноларингология» и «сурдология-оториноларингология», Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии, исполнительный директор Евразийской Академии оториноларингологов [email protected]

Мальцева Юлия Анатольевна

кандидат философских наук, доцент кафедры маркетинга института экономики и управления, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина [email protected]

К вопросу о развитии экспорта медицинских услуг в регионах

Аннотация. В работе сопоставлены результаты 2 эмпирических обследований 2021 года: исследование региональных медицинских учреждений РФ по вопросам развития экспорта медицинских услуг, проведенное ФГБУ «Национальным медицинским исследовательским центром оториноларингологии» ФМБА России и исследование, направленное на выявление проблем маркетинг-менеджмента в развитии медицинского туризма, проведенное Национальной межрегиональной ассоциации медицинского туризма. Выявлено отсутствие прямой корреляции между наличием/отсутствием региональной программы развития экспорта медицинских услуг с результативностью данного вида деятельности и обозначены организационно-управленческие и коммуникационные «проблемные зоны».

Ключевые слова: экспорт медицинских услуг, региональные программы развития экспорта медицинских услуг, развитие экспорта медицинских услуг в регионах, привлечение медицинских туристов, вовлеченность медицинских учреждений в развитие

Vladimir G. Klimin

Doctor of Medicine, Doctor of Economics, President,

National Interregional Association of Medical Tourism [email protected]

Kirill E. Vdovin

Leading Specialist of the Department of Organizational and Methodological Management of Regional Medical Organizations in the Profiles of «Otorhinolaryngology» and «surdology-otorhinolaryngology», National Medical Research Center of Otorhinolaryngology, Executive Director of the Eurasian Academies of Otorhinolaryngologists [email protected]

Yulia А. Maltseva

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Marketing

Department of the Institute of Economics

and Management,

Ural Federal University named after

the First President of Russia B.N. Yeltsin

[email protected]

On the issue of the development

of the export of medical services in the regions

■ ■ ■

Annotation. The paper compares the results of 2 empirical studies in 2021. A survey of regional medical institutions of the Russian Federation on the development of the export of medical services, conducted by the FSBI «National Medical Research Center of Otorhinolaryngology» of the FMBA of Russia. A study aimed at identifying the problems of marketing management in the development of medical tourism, conducted by the National Interregional Association of Medical Tourism. The absence of a direct correlation between the presence/absence of a regional program for the development of the export of medical services with the effectiveness of this type of activity was revealed and organizational, managerial and communication «problem areas» were identified.

Keywords: export of medical services, regional programs for the development of export of medical services, development of export of medical services in the regions, attraction of medical tourists, involvement of medical institutions in the development of export of

экспорта медицинских услуг, исполнение региональных программ развития экспорта медицинских услуг, медицинский туризм.

Анализ вопросов организации, тенденций и перспектив развития медицинского туризма уже более десяти лет является предметом внимания не только специалистов в сфере организации здравоохранения, но и экспертов в сфере экономико-управленческих направлений. Подчеркнем тесное сопряжение научного дискурса с решением практических задач развития здравоохранения с 2018 года, когда экспорт медицинских услуг становится одним из показателей экономического роста РФ.

Вместе с тем, несмотря на возрастающий интерес к проблематике развития медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, исследований, посвященных разработке способов решения менеджериальных проблем, в том числе, и тематики, связанной с коммуницированием с пациентами - медицинскими туристами в данной сфере, пока не достаточно.

В целях исполнения федерального проекта [2] и достижения заявленных показателей [3], в 71 регионе Российской Федерации реализуются региональные проекты «Развития экспорта медицинских услуг региона» [1].

В каждом из регионов-участников разработан паспорт проекта, включающий в себя цели и задачи для достижения количественных и качественных показателей определённых проектом. В фокусе внимания настоящего исследования только две задачи - «внедрение системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам» и «разработка программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня их информированности» [3; 5].

Подчеркнем, что в соответствии с Паспортом федерального проекта [2], на основании результатов реализации этих задач планировались на период 2019-2024 гг. изменения в формах федерального статистического наблюдения, сбор и выверка данных как о числе иностранных граждан, получивших медицинские услуги в медицинских учреждениях РФ, так и о стоимости этих услуг, обмен данными между федеральными органами исполнительной власти РФ и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ. Исследовательский интерес был также обусловлен результатами эмпирических обследований и экспертными оценками результативности привлечения иностранных пациентов - медицинских туристов, в том числе и региональными практиками, свидетельствующими о наличии коммуникационных и управленческих барьеров развития экспорта медицинских услуг [1; 4; 8; 9].

Во исполнение функций головного (курирующего) медицинского учреждения по профилю «оториноларингология» и задач федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских

medical services, implementation of regional programs for the development of export of medical services, medical tourism.

исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» ФГБУ «НМИЦО» ФМБА России провело обследование медицинских учреждений третьего уровня - областных, краевых, республиканских и городских больниц региона [5; 6], в том числе, и по вопросам развития экспорта медицинских услуг.

Исследование проводилось с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года, было обследовано 66 медицинских учреждений государственной формы собственности в 33 регионах Российской Федерации. В выборку попали регионы, где есть действующая программа развития экспорта медицинских услуг - обследовано 46 медицинских организаций, а также те регионы, в которых на данный момент указанная программа не внесена в список региональных проектов - обследовано 20 организаций. Общее количество учтённых пролеченных иностранных граждан в медицинских организациях, где проводился аудит - 8288 пациентов. Подчеркнем, что исследование как медицинских организаций, находящихся на территории субъектов Российской Федерации с действующими региональными программами «Развитие экспорта медицинских услуг», так и медицинских организации находящихся на территории тех субъектов, где данных программ нет позволило проследить корреляцию исполнения региональных программ, а также эффективность, выраженную в количественном показателе пролеченных иностранных граждан в данных регионах.

Представим эмпирические результаты аудита ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России по следующим показателям: статистический учет иностранных граждан, получивших медицинскую помощь, наличие рекламных материалов, билингвальной навигации и количество пролеченных иностранных граждан.

Отметим, что в 20 из 66 медицинских организаций третьего уровня, на момент выездной проверки, не велась работа по учёту пролеченных иностранных граждан. Обращает внимание тот факт, что данная статистика не ведется в 34,78 % медицинских организаций, находящихся в регионах с действующей программой развития экспорта медицинских услуг, и только в 10 % медицинских организациях регионов без нее. Соответственно, каждый пролеченный иностранный гражданин в совокупных 27 % медицинских учреждений, не ведущих статистического учета, не попадает в общий годовой отчёт Минздрава России по исполнению федерального проекта. Можно предположить, что заинтересованность в оказании медицинской помощи иностранным гражданам, как дополнительного источника дохода для медицинских организаций и регионов в целом, на прямую не коррелируется с наличием или отсутствием региональной программы «Развитие экспорта

медицинских услуг», что может свидетельствовать как о недостаточном внимании к внутренней заинтересованности медицинских организаций при определении в 2018 году регионов, в которых будет развиваться федеральный проект, так и недостаточной вовлеченности исполнителей проекта в его реализацию.

Акцентируем внимание на показателях наличия рекламных материалов, - в 81,83 % медицинских учреждений в регионах нет никаких рекламных

Соотношение количества иностранных пац

материалов для информирования возможных иностранных пациентов. В целом, только 4,54 % обследуемых организаций имеют бумажную полиграфию (буклеты), которая в большей части раздается на выставках и симпозиумах, 13,63 % организаций имеют цифровую рекламную информацию. Представим в таблице 1 данные по распределению количества пролеченных иностранных граждан в медицинских организациях, имеющих/не имеющих рекламные материалы.

Таблица 1

наличия/отсутствия рекламных материалов

Отсутствие рекламных материалов Наличие рекламных материалов

кол-во субъектов количество пациентов кол-во субъектов количество пациентов

46 5729 12 2559

среднее значение среднее значение

124,5 213,25

бумажные цифровые

501 2058

среднее значение

167 228,7

Подчеркнем, что полученные результаты коррелируют с результатами нашего исследования 2020 года [4], согласно которым, только 32,26 % из опрошенных 385 иностранных граждан, получивших медицинские услуги в России, смогли достаточно легко и быстро найти необходимую информацию.

Показательно, что по результатам опроса представителей медицинских учреждений, проведенного в феврале 2021 года Национальной межрегиональной ассоциацией медицинского туризма (участие в обследовании приняли представители 63 медицинских организаций из 8 федеральных округов) [7], только в 44,4 % организаций централизованы функции по привлечению иностранных пациентов и только чуть более половины опрошенных имеют регламенты коммуникационного взаимодействия с такими пациентами [7].

Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что 61,9 % респондентов отмечают, что представляемые ими медицинские учреждения ведут целенаправленную работу по привлечению иностранных пациентов [7]. ТОП-3 способов первичного комму-ницирования с пациентами - медицинскими туристами, обозначенные представителями медицинских учреждений в результате исследования, составляют официальный сайт медицинской организации (30,2 %), телефонная связь (25,4 %), электронная почта (14,3 %). Подчеркнем, что 83,9 % представителей профессионального сообщества единодушно утверждают, что заинтересованы в создании единого общероссийского информационного ресурса для привлечения иностранных пациентов, наиболее востребованными сервисами которого должны стать агрегирование заявок на проведение лечения в конкретном медицинском учреждении (69,4 %), электронный перевод предоставляемых выписок из истории болезни и анализов, его нотариальное заверение (66,1 %), электронное подписание договоров с пациентом, страховой компанией и пр. (58,1 %).

Полученные данные актуализируют не только необходимость интенсификации усилий по разработке и размещению рекламных материалов, с учетом корреляции средств и каналов продвижения с коммуникационными предпочтениями иностранных пациентов, но и работы по формированию коммуникационной политики на трех уровнях -на уровне медицинских учреждений, на уровне региона и на уровне государства в целом.

Третьим показателем в исследовании ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России стало наличие навигации на втором языке, в медицинских организациях на момент выездного мероприятия. Билингвальной навигации нет в 86,95 % медицинских организаций, расположенных в регионах, имеющих программу развития экспорта медицинских услуг и в 85 % медицинских организаций, расположенных в регионах, где подобной программы нет. Вместе с тем, подчеркнем, что в ряде организаций навигация вводится не только на русском языке, но и на локальном языке народов субъекта Российской Федерации. Совокупно, навигация на втором языке есть в 13,63 % обследованных учреждений.

Согласно результатам исследования Национальной межрегиональной ассоциации медицинского туризма (НМАМТ), указателей на иностранном языке не имеет более половины медицинских учреждений [7]. Самооценка медицинским персоналом уровня владения английским языком, зафиксированная в обследовании, представлена в таблице 2.

Представленные результаты исследований НМАМТ и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России свидетельствуют, по нашему мнению, о понимании необходимости формирования коммуникационных систем, ориентированных на привлечение иностранных пациентов, в меди-

цинских организациях и активной работе в этом направлении как Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие

Оценка степени владения английским

экспорта медицинских услуг», так и представителей медицинских учреждений в регионах РФ.

Таблица 2

персонала медицинского учреждения

Уровень медицинского персонала Степень владения английским языком

Не владеет, % Низкая, % Средняя, % Высокая, %

Руководители медицинской организации (главный врач, президент, директор, заведующий) 1,6 23,8 47,6 27

Врачи 1,6 44,4 50,8 3,2

Младший медицинский персонал 42,8 54 3,2 0

Еще одним показателем в исследовании ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России являлся ключевой показатель исполнения программы, а именно количество пролеченных иностранных граждан. В таблице 3 приводятся количественные показатели оказания медицинской

помощи в привязке к наличию/отсутствию программы развития экспорта медицинских услуг в регионах. В абсолютных числах, медицинские организации, находящиеся в регионах, имеющих программу, пролечили чуть более чем в 2 раза больше иностранных граждан.

Таблица 3

Сравнение абсолютных и средних показателей оказания медицинской помощи иностранным гражданам в регионах России

Есть региональная программа Нет региональной программы

кол-во субъектов количество пациентов кол-во субъектов количество пациентов

46 5578 20 2710

среднее значение среднее значение

121,3 135

Среди наиболее обширных категорий иностранных пациентов в конкретном медицинском учреждении представителями профессионального сообщества, согласно результатам исследования Национальной межрегиональной ассоциации медицинского туризма, являются: трудовые мигранты (49,2 %), жители СНГ, приехавшие специально для лечения (26,2 %), родственники мигрантов (8,2 %).

Резюмируя результаты исследования ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России, отметим, отсутствие прямой корреляции между наличием/отсутствием региональной программы развития экспорта медицинских услуг с результативностью данного вида деятельности, которая в настоящий момент детерминируется уровнем заинтересованности и вовлеченности медицинских организаций, привлекательностью дестинации, в том числе и содействие региональных органов исполнительной власти.

Подтверждают данный тезис и результаты исследования Национальной межрегиональной ассоциации медицинского туризма, согласно которым

сами представители медицинских учреждений достаточно критично оценивают степень их готовности к работе с иностранными пациентами, выделяя среди типичных проблем учреждений здравоохранения - запрос избыточной информации для отчетной документации (59,6 %), передачу документов вручную (36,8 %), отсутствие системы обратной связи для сотрудников медицинского учреждения (22,8 %).

Анализ представленных эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что реализация задач региональных проектов по развитию экспорта медицинских услуг в вопросах учёта пролеченных иностранных граждан и реализации мероприятий по привлечению медицинских туристов в субъекты Российской Федерации нуждаются в более тщательной проработке, включающей, в том числе, мероприятия по повышению уровня вовлеченности медицинских учреждений в развитие данного вида деятельности. Мы полагаем, что одними из ключевых факторов успеха могут стать как тиражирование успешных практик медицинских учреждений, так и опора на экосистемный подход при формировании и корректировке задач и показателей региональных проектов.

Литература:

1. Координирующий центр по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». иЯ1- : https://russiamedtravel.ru

2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах

Literature:

1. Coordinating center for the implementation of the federal project «Development of export of medical services». URL : https://russiamedtravel.ru

2. Decree of the President of the Russian Federation «On National goals and strategic objectives of

развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. URL : http://static. kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf

3. Паспорт федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» - Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение» от 14 декабря 2018 № 3. URL : http://www.consul tant.ru/document/

4. Маркетинг в медицинском туризме / В.Г. Кли-мин, Ю.А. Мальцева, А.Н. Дайхес, К.Э. Вдовин, Е.Г. Князева. М. : Комментарий, 2020. 158 с.

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации / Федеральный проект. URL : https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproek tzd ravoohranenie/nm its

6. Здравоохранение Российской Федерации итоги 2020. URL : https://static-0.minzdrav.gov.ru

7. Мальцева Ю.А. Управленческие проблемы и триггеры развития медицинского туризма / Ю.А. Мальцева, В.Г. Климин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия экономика и право. 2022. № 3.

8. Эксперты обсудили перспективы медицинского туризма после пандемии // Медвестник. URL : https://medvestnik.ru/content/articles/Eksper ty-obsudili-perspektivy-medicinskogo-turizma-posle-pandemii.html?ysclid=l2xlfo0gh5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Карпова Г.А. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма / Г.А. Карпова, Е.И. Ры-бальченко, Е.В. Игнатова // Известия СПбГЭУ. 2020. № 5(125).

the development of the Russian Federation for the period up to 2024» dated 07.05.2018 № 204. URL : http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805 070038.pdf

3. Passport of the federal project «Development of export of medical services» - Appendix to the minutes of the meeting of the project committee on the national project «Healthcare» dated December 14, 2018. № 3. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/

4. Marketing in medical tourism / V.G. Klimin, Yu.A. Maltseva, A.N. Daikhes, K.E. Vdovin, E.G. Knya-zeva. M. : Commentary, 2020. 158 p.

5. Ministry of Health of the Russian Federation / Federal Project. - URL : https://minzdrav.gov.ru/ poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/nmits

6. Healthcare of the Russian Federation results 2020. URL : https://static-0.minzdrav.gov.ru

7. Maltseva Yu.A. Management problems and triggers of medical tourism development / Yu.A. Maltseva, V.G. Klimin // Modern science: actual problems of theory and practice. Economics and Law series. 2022. № 3.

8. Experts discussed the prospects of medical tourism after the pandemic // Medvestnik. URL : https:// medvestnik.ru/content/articles/Eksperty-obsudili-per spektivy-medicinskogo-turizma-poslepandemii.htm l?ysclid=l2xlfo0gh5

9. Karpova G.A. Evolution of development and promising directions for improving the medical tourism market / G.A. Karpova, E.I. Rybalchenko, E.V. Ignatova // Izvestiya SPbSEU. 2020. № 5(125).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.