УДК 349.06
Фролов В.В., доктор биологических наук
профессор
кафедра государственное правовое регулирование экономики и кадровой политики социально экономический институт СГТУ им. Ю.А. Гагарина Романов С.А. студент
факультет экономической безопасности Институт социального и производственного менеджмента
СГТУ им. Ю.А. Гагарина Шукургалиев Э.Н.
студент
факультет экономической безопасности Институт социального и производственного менеджмента
СГТУ им. Ю.А. Гагарина
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются состояние, взаимосвязи и взаимозависимости экологического планирования с другими видами планирования и качеством среды обитания человека, проблем и перспектив развития законодательства в этой сфере. В центре внимания находится механизм правового регулирования экологического планирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: окружающая среда, Российская
Федерация, государственная политика, экологическое планирование, эколо гическое развитие, долгосрочный период.
Frolov V. V., doctor of biological sciences
professor
department of state legal regulation in the field of economy and human
resources policy Social and Economic Institute Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Romanov S.A. student
faculty of economic security and innovation management Institute of Social & Industrial Management Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Shukurgaliev E.N.
student
faculty of economic security and innovation management Institute of social & industrial management Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL PLANNING AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract. The article examines the state, interrelationships and interdependencies of environmental planning with other types of planning and the quality of human habitat, problems and prospects for the development of legislation in this area. The focus is on the mechanism of legal regulation of environmental planning in the Russian Federation.
Keywords: environment, Russian Federation, state policy, environmental planning, environmental development, long-term period.
Существование человечества невозможно без обеспечения должного уровня экологической безопасности. Поэтому данный вопрос должен находиться под контролем государства.
Гармоничные отношения общества и природы в современных условиях не могут развиваться без влияния общеправовых механизмов, побуждающих каждого гражданина рационально относиться к природе, ее ресурсам и экологическим системам в целом. Сохранение природных богатств страны становится чрезвычайно важной проблемой, решение которой зависит судьба нынешнего и будущих поколений. Таким образом, возникает вопрос о необходимости выработки иной и принципиально новой позиции государства в отношении проблемы охраны окружающей среды, особенно в плане реализации экологического планирования, как эффективного инструмента государственного управления.
Термин «экологическое планирование» до сих пор используется только как юридическое определение. В условиях сложной экологической ситуации в Российской Федерации эффективное экологическое планирование является чрезвычайно важной задачей для российского общества. Таким образом, разработка теоретических и практических проблем экологического планирования является одной из актуальных научных проблем экологического права.
Планирование в области охраны окружающей среды, как правовой институт, имеет долгую и сложную историю, которая взяла начало с 40-х гг. XX века. Ранее теория и практика концентрировала внимание на планирование рационального использования природных ресурсов и социально-экономическом планировании [1].
Деятельность органов исполнительной власти в сфере экологического планирования, заключается в разработке государственных программ и прогнозировании положения экологического состояния в нескольких направлениях: долгосрочная программа (пять или десять лет); среднесрочная перспектива; краткосрочный прогноз.
Эти целевые программы (прогнозы) являются результатом комплексного анализа ряда государственных и социальных факторов, в том числе: демографической ситуации в государстве; научно -технический прогресс и перспективы; структура компании; состояние природных ресурсов; другие факторы и перспективы их изменения.
Вместе с тем, сферы прогнозирования эколого-экономического развития также различаются: по территории Российской Федерации или по ее субъектам, по регионам; по народнохозяйственным комплексам; по отраслям экономики [1].
Порядок и условия разработки и реализации федеральных программ, и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Общие требования к процедуре планирования охраны окружающей среды определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Реализация направлений в государственной политике по обеспечению экологической безопасности основывается на применении эффективных механизмов стратегического планирования, на основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №172), который формирует современную систему документов стратегического планирования в Российской Федерации [2].
В рамках реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предлагается следующая система стратегического социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; Стратегический прогноз Российской Федерации; прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды; бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы; отраслевые документы стратегического планирования; стратегия пространственного развития Российской Федерации; стратегии социально—экономического развития макрорегионов; схемы территориального планирования Российской Федерации. На региональном уровне: стратегия социально -экономического развития субъекта РФ; прогнозы социально-
экономического развития субъекта РФ на среднесрочный и долгосрочный периоды; бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; государственные программы субъекта РФ; схема территориального планирования субъекта РФ.
На муниципальном уровне: стратегия социально-экономического развития муниципального образования; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; муниципальная программа.
Данные о плане реализации Экологической программы на 2016-2021 годы свидетельствуют об активной работе направления по созданию современной системы экологического регулирования. В результате принятых мер количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха уже сократилось на 44 единицы. В направлении сохранения и восстановления водных ресурсов, объектов в состоянии, экологически чистых - восстановлено 208 объектов. Тогда, когда публично опубликованный план Минприроды установил восстановление 200 единиц водных объектов.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, составленном Минэкономразвития России с учетом принятых изменений, отмечается, что государственная политика в области охраны окружающей среды России ориентирована на решение социально-экономических проблем. В том числе: обеспечение устойчивого низкоуглеродного развития, сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, реализация прав каждого человека на здоровую окружающую среду.
Основы государственной политики в области экологического планирования Российской Федерации представляют особый интерес по ряду причин. В первую очередь уровень издания акта — утверждение Президентом РФ, а значит наличие особого контроля. Во -вторых, это один из наиболее актуальных актов государственной политики; в-третьих — адаптация к уже действующим положениям Федерального закона № 172. На примере реализации основ можно оценить степень вовлеченности и заинтересованности органов государства в реализации законодательных актов в экологической сфере.
Согласно положениям государственной политики в области экологического развития Российской Федерации: «Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических проблем, в том числе: экологически
ориентированный экономический рост; сохранение благоприятного состояния окружающей среды, биоразнообразия и природных ресурсов; реализация конституционных прав каждого человека на здоровую окружающую среду; укрепление законности и правопорядка в области защиты окружающей среды.
Цели государственной политики в области экологического развития могут быть реализованы при решении следующих основных задач: создание эффективной структуры управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; экологически ориентированный экономический рост, внедрение экологически ориентированных инновационных технологий; превентивные меры: предотвращение и снижение существующего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных природных экосистем; эффективное экономическое регулирование и создание инструментов рынка труда для защиты окружающей среды и экологической безопасности.
Механизмы решения поставленных задач следующие: развитие экономики должно идти по пути формирования эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели, что ведет к ее рациональному использованию и минимизирует негативные воздействия; внедрение инновационных технологий, которые представляют собой ресурсосберегающие, экологически чистые и эффективные платформы с активным государственным влиянием; оценка и последующий учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных и энергетических ресурсов, негативного воздействия на окружающую среду.
Для изучения вопросов экологического планирования, принципиально важным является проведение сравнительного анализа не только положений доктринальных источников в области экологического развития, но и изучение процедур реализации государственных программ, наличие практического результата [3].
Проведённый в анализ вопроса реализации экологического планирования, позволяет сделать вывод, что основной сложностью практического воплощения основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации является их отсылочность, отсутствие конкретики.
Все программные документы экологического планирования намечают перспективы и направления развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что это только программные документы, которые носят декларативный характер, и не могут в полной мере быть реализованы. Законодатель предоставил простым гражданам, пользователям природных ресурсов, только модели должного поведения, не обозначив его сущность.
Подводя итог, мы можем определить приоритетное направление развития экологического законодательства в Российской Федерации — это осуществление мер, направленных на восстановление охраняемых экологическим законодательством объектов, а также принятие мер по охране восстановленных объектов от негативного воздействия со природопользователей.
Использованные источники:
1. Клюканова, Л. Г. Комплексный подход к развитию экологической политики Российской Федерации/ Л. Г. Клюканова. — Текст: непосредственный // Экологическое право. — 2016. — № 3. — С. 900.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172—ФЗ от 28 июня 2014 года N 172—ФЗ // СПС ГарантПлюс — 2020.
3. Жаворонкова, Н. Г. Правовые проблемы модернизации экологического управления / Н. Б. Жаворонкова, В. Б. Агафонов — Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 1 (17) — С. 45.