Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 500-509.
УДК 349.6
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Скреля К. Ю., Пасечник О. С.
Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского
Статья рассматривает некоторые аспекты реализации экологического планирования на современном этапе развития Российской Федерации. Авторами проанализированы основы теоретического и законодательного обеспечения экологического планирования в Российской Федерации. Приводятся мнения учёных по рассматриваемому вопросу. Исследована современная единая система документов стратегического планирования взаимосвязанная с системой экологического планирования. В центре внимания находится механизм правового регулирования экологического планирования в Российской Федерации. Аргументируется, что эффективность действующей системы экологического планирования не может оцениваться в отрыве от системы стратегического планирования Российской Федерации в целом, которая составляет её основу. В заданной рамке исследования предлагается расширить научный анализ организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти в сфере реализации экологического планирования, как основы качественного экологического развития России. Авторами рассмотрены проблемы в сфере реализации экологического планирования и предложены пути их решения.
Ключевые слова: документы стратегического планирования, экологическое планирование, экологическое развитие, законодательное обеспечение, охрана окружающей среды.
Без обеспечения надлежащего состояния экологической безопасности существования человечества невозможно. Именно поэтому эта сфера должны находиться под государственным контролем, а вопросы экологического планирования приобретают особое значение.
Гармоничные отношения общества и природы в современных условиях не могут сложиться без влияния общеправовых механизмов, стимулирующих каждого гражданина рационально относиться к природе, к ее ресурсам, к экологическим системам в целом.
Сохранение природных богатств страны становится крайне важной проблемой, от решения которой зависит судьба настоящего и будущих поколений. Поэтому возникает вопрос о необходимости выработки другого, принципиально нового отношения государства к вопросу охраны окружающей среды, прежде всего в аспекте реализации экологического планирования, как эффективного инструмента государственного управления.
Термин «экологическое планирование» пока применяется только как правовая дефиниция. Достижения эффективного экологического планирования — чрезвычайно важная задача для российского общества, учитывая нынешнюю сложную экологическую ситуацию в Российской Федерации. Поэтому разработка теоретических практических проблем экологического планирования - это одна из актуальных научных проблем экологического права.
500
Планирование в области охраны окружающей среды, как правовой институт, имеет долгую и сложную историю, которая взяла начало с 40-х гг. XX века. Ранее теория и практика концентрировала внимание на планирование рационального использования природных ресурсов и социально-экономическом планировании [1, с. 15-19].
Природоохранное планирование получило своё развитие в процессе принятия комплексных нормативных актов об охране природы в 50-х—60-х гг., окончательное закрепление плановых мероприятий в данной сфере обрели в 70-х гг. XX века. Вопросы рационального использования природных ресурсов и природоохранные мероприятия выделялись в самостоятельный массив в актах государственного народно-хозяйственного планирования [2, с. 9-14]. Своё развитие получили практические формы планирования деятельности в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов: годовые и перспективные планы проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; территориальные комплексные схемы охраны природы; разработка схем комплексного использования и охраны вод, и прочие.
Учёные в области экологического права рассматривают правовую природу экологического планирования в зависимости от сложившихся социально-правовых условий. Так, Бринчук М. М., давая понятие экологического планирования в правовом контексте, связывает его с целями и задачами экологического законодательства как организационно-координационная деятельность, мобилизующая силы и средства государственных органов с целью достигнуть задачи экологического права в намеченные сроки» [3].
Учитывая основные элементы изучаемого комплексного института, экологическое планирование определяется как «ориентированная на перспективу система мер и мероприятий по рациональному природопользованию и охране природы, осуществление которых возможно при наличии необходимых ресурсов, и направлено на решение определённых экологически значимых задач, в процессе выполнения выдвинутых законодателем требований экологического законодательства» [4, с. 15-19].
Деятельность органов исполнительной власти в сфере экологического планирования, заключается в разработке государственных программ и прогнозировании положения экологического состояния в нескольких направлениях: долгосрочная программа (пять или десять лет); среднесрочная перспектива; краткосрочный прогноз.
Такие целевые программы (прогнозы) являются результатом комплексного анализа ряда государственных и социальных факторов, среди которых: демографическая ситуация в государстве; научно-технический прогресс и перспективы; структура общества; состояние природных ресурсов; другие факторы и перспективы их изменения.
При этом, различны и сферы разработок прогнозов эколого-экономического развития: по всей территории Российской Федерации или по ее субъектам, по регионам; по народно-хозяйственным комплексам; по отраслям экономики [5].
Порядок и условия разработки и реализации федеральных программ и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается
501
соответственно законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Общие требования к процедуре планирования охраны окружающей среды определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Реализация направлений в государственной политике по обеспечению экологической безопасности основывается на применении эффективных механизмов стратегического планирования, на основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №172) [6]. который формирует современную систему документов стратегического планирования в Российской Федерации. В рамках реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предлагается следующая система стратегического планирования. На федеральном уровне : Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; Стратегический прогноз Российской Федерации; Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды; Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; Государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы; Отраслевые документы стратегического планирования; Стратегия пространственного развития Российской Федерации; Стратегии социально-экономического развития макрорегионов; Схемы территориального планирования Российской Федерации. На региональном уровне: Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ; Прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный и долгосрочный периоды; Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; Государственные программы субъекта РФ; Схема территориального планирования субъекта РФ. На муниципальном уровне: стратегия социально-экономического развития муниципального образования; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; муниципальная программа.
В статье 15 вышеназванного Закона указано, что планирование в области охраны окружающей среды проводится на федеральном и региональном уровнях, и реализуется в форме государственных программ.
Политика государства в области гарантирования экологической безопасности граждан реализуется на основании ряда основных принципов, к числу которых относят: безопасность жизни и здоровья гражданина и общества в целом -приоритет; методы и способы реализации государственной политики базируются исключительно с учётом их научной обоснованности; разграничение полномочий и распределение функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области экологической безопасности; планирование и
502
осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности происходит с учётом экономических, природных и иных особенностей территории государства и его субъектов; исключается риск чрезвычайных ситуаций; нормативно-правовая база в указанной сфере должна отвечать признакам полноты, соответствия и достаточности; обеспечение материальной базы и достаточности сил для осуществления мероприятий по обеспечению экологической безопасности и возможности рационального использования природных ресурсов; учет экономического положения государства при планировании мероприятий; международное сотрудничество [7].
Экологическое планирование должно осуществляться на основе государственного прогноза социально-экономического развития, используя результаты научных исследований, которые ищут решения поставленных задач в области охраны окружающей среды.
Полагаем, позиция и предложения граждан и общественных объединений должны непосредственно влиять на разработку государственных программ и проектов, касающихся экологической среды.
Планирование в области охраны окружающей среды имеет и превентивную роль, которая, в частности, проявляется обязанностях, возложенных на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Эти лица обязаны осуществлять любую хозяйственную или иную деятельность, если она оказывает негативное воздействие на окружающую среду, только с условием планирования, разработки и осуществлять мероприятий по охране окружающей среды.
Общие требования закона к процедурам государственного планирования, которые касаются сфер природопользования и охраны окружающей среды, содержаться в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В этом акте законодательства планированию в сфере охраны окружающей среды посвящён ряд статей, раскрывающих понятие и требования к изучаемым мерам и процедурам. Актом, содержащим технические аспекты, является Федеральный закон № 172-ФЗ.
Отметим, что ранее применялись положения Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Этот узкоспециализированный акт под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимал систему научно обоснованных представлений, изучающих направления социально-экономического развития Российской Федерации, в условиях рыночной экономики. Действующая ранее программа социально-экономического развития функционировала как комплексная система ориентиров социально-экономического развития, планирование государственными органами эффективных направлений и средств достижения поставленных ориентиров [8, с. 635-638].
Действующий закон сохранил положительную динамику в сфере разработки прогнозов вероятностей социально-экономического развития, тесно связанного с экологической обстановкой, и основывающийся на демографических, экологических, научно-технических, социальных и других показателей отдельных сфер общественной жизни. В частности, к ним относят, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровень и качество жизни, экологическую обстановку.
503
Прогнозирование в долгосрочной перспективе, на пятилетний или десятилетий период, становятся основой для разработки концепции социально-экономического развития России. Концепция предполагает возможные направления социально-экономического развития, определяет возможные цели, пути и средства достижения.
Любая разработка государственных программ социального и экономического направления, в том числе и по охране окружающей среды происходит на основании действующей концепции [9, с. 170-183].
На сегодняшний день в России реализуются следующие программы: Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (с изменениями Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №362) на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов; Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства»; Государственная программа РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов»; и некоторые другие программы.
Конкретизированные требования, детализированные нормы, касающиеся планирования и использования, а также охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих актах закона.
Так, в Водном кодексе РФ содержатся нормы, регулирующие требования к схемам комплексного использования и охраны водных ресурсов; государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов [10].
Согласно Федеральному закону «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ мероприятия по охране объектов животного мира и их среды обитания формулируются путём их закрепления в государственных программах [11].
Земельные и лесные ресурсы подлежат охране на основании проектов земле- и лесоустройству. Такие проекты земле и лесоустройства хороший инструмент планирования, так как предполагают составление системы мероприятий, которые направлены на организацию рационального использования и охраны земель; рациональное ведение лесного хозяйства и использование лесного фонда; восстановление, охрана и защита лесов; а также формирование единого научно-технического направления в ведении лесного хозяйства и создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов [12].
Указанные формы планирования разрабатываются и принимаются уполномоченными государственными органами власти, занимающиеся охраной и использованием соответствующего природного объекта.
Полагаем, что стоит отметить, что возможности реализации разработанных планов в рамках программ в области природопользования и охраны окружающей среды, во многом определяется возможностями государственного финансирования.
С целью исследования вопроса организационно-правовых основ экологического планирования следует отдельное внимание уделить анализу ряда положений Федерального закона № 172. В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 11 которого, к документам стратегического планирования относится специальный политический документ, имеющий название «основы государственной политики», и утверждаемый непосредственно Президентом.
504
Согласно ст. 80 Конституции РФ Президенту РФ предоставляется право на основании федеральных законов определять основные направления внутренней и внешней политики государства [13].
Так, 30 апреля 2012 года Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в которых отразилось отношение к государственной экологической политике.
Анализируя упомянутый акт, отметим следующее. Основы государственной политики в сфере экологического планирования и развития Российской Федерации не приводит комплексного понятия «экологическое развитие». Раздел «Общие положения» содержит перечень имеющихся экологических проблем, характеризующих экологическую ситуацию в России в целом и отдельно по ее субъектам. На основании характеристики сделан вывод, на основании которого «разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития».
В статье 9 «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» формулируются основные задачи, к которым относят предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, и восстановление естественных экологических систем [14]. Так, основным механизмом реализации государственной политики в области экологии является приоритет в формировании эффективности государственного экологического надзора на всех уровнях.
К сожалению, как показывает практика, несмотря на выбранные направления совершенствования экологического надзора, Министерством природных ресурсов и экологии было выявлено более 24 тыс. предприятий на территории государства, нарушающих предельно допустимую концентрацию химических элементов и их соединения в окружающей среде, что приводит к загрязнению воздуха, недр и воды. Степень причинённого вреда для окружающей среды на сегодняшний день, настолько велика, что для возвращения в исходное состояние требуются колоссальные ресурсы и вложения различного характера.
Несоблюдение лицами правил природопользования, само по себе -нарушение конституционных положений (ст. 42 Конституции РФ), которые гласят, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также соблюдение своих прав на жизнь, здоровье, труд и отдых [13]. Все указанное, необратимо приводит к формированию большого количества природных зон с нарушенной экосистемой.
Государство, в свою очередь, проводит активную работу, направленную на совершенствование существующей нормативно-правовой базы, улучшение показателей в сфере охраны экологии и экологической безопасности.
Так, например, данные по плану реализации Экологической программы, рассчитанной на 2016-2021 годы, свидетельствуют об активной работе направления по созданию современной системы экологического нормирования. В результате проведённых мероприятий, количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха уже было снижено на 44 единицы [15]. В направлении сохранения и восстановления водных ресурсов, объектов до состояния, экологически благоприятных - 208 объекта были восстановлены. Тогда,
505
когда публично опубликованных план Минприроды устанавливал восстановление 200 единиц водных объектов.
Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16] с 1 января 2019 года, во всех субъектах РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вместо лимитов на выбросы и сбросы, теперь имеют право временно совершать разрешённые выбросы и сбросы. Сроки такого разрешения только в отдельных случаях могут превышать 7 лет. Текст закона также содержит стратегическую цель и выделяет основные задачи и механизмы их реализации, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Составленный Минэкономразвития России, на основании принятых изменений, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, отмечает, что политика государства в области экологической безопасности и развития России ориентирована на разрешение социально-экономических задач. В том числе: обеспечение низкоуглеродного устойчивого развития, сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, реализация прав каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Основы государственной политики в области экологического планирования Российской Федерации представляют особый интерес по ряду причин. В первую очередь уровень издания акта - утверждение Президентом РФ, а значит наличие особого контроля. Во-вторых, это один из наиболее актуальных актов государственной политики; в-третьих - адаптация к уже действующим положениям Федерального закона № 172. На примере реализации Основ можно оценить степень вовлеченности и заинтересованности органов государства в реализации законодательных актов в экологической сфере.
Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации: «стратегическая цель государственной политики в области экологического развития состоит в разрешении социально-экономических задач, среди которых: экологически ориентированный рост экономики; сохранение благоприятного состояния окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов; реализация конституционных прав каждого на благоприятную окружающую среду; укрепление состояния правопорядка в сфере охраны окружающей среды; экологическая безопасность.
Цели государственной политики в области экологического развития могут быть реализованы при решении таких основных задач: создание эффективной структуры управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; экологически ориентированный рост экономики, внедрения экологически направленных инновационных технологий; превентивные меры: предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; эффективное экономическое регулирование и создание работающих рыночных инструментов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности [17, с. 3-6].
Механизмы для решения поставленных задач следующие: развитие экономики должно следовать по пути формирования эффективной, конкурентоспособной эко-
506
логически ориентированной модели, что приведет к её рациональному использованию и минимизации негативного воздействия; внедрение технологий, имеющих инновационный характер, это ресурсосберегающие, экологически безопасные и эффективные платформы с активным влиянием государства; оценка и последующий учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду [14].
Полагаем, что для изучения вопросов экологического планирования, принципиально важным является проведение сравнительного анализа не только положений доктринальных источников в области экологического развития, но и изучение процедур реализации государственных программ, наличие практического результата [18, с. 15-19].
Проведённый в анализ вопроса реализации экологического планирования, позволяет сделать вывод, что основной сложностью практического воплощения основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации является их отсылочность, отсутствие конкретики и нечёткость. Все программные документы экологического планирования намечают перспективы и направления развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что это только программные документы, которые носят декларативный характер, и не могут в полной мере быть реализованы. Законодатель предоставил простым гражданам, пользователям природных ресурсов, только модели должного поведения, не обозначив его сущность. Например, применяемое выражение «экологически ориентированная экономика» не содержит никаких указаний, что понимается под используемыми терминами [19, с. 20-37]. Предполагаем, что экологически ориентированная экономика должна ориентироваться в первую очередь на потребности экологии, превосходящие над экономическим положением. В таком случае будут реализованы меры по переходу на новую систему технологического нормирования - применение наиболее эффективных и доступных технологий. Большое внимание должно быть уделено предупредительным (профилактическим) мерам, долгосрочному планированию потенциально негативных экологических ситуаций, через управление экологическими, промышленными и техногенными рисками. Последующее планирование должно выражаться уже в восстановлении нарушенных естественных экологических систем, например, в ликвидации экологического ущерба. Однако, указанное может привести к перерасходованию бюджетных средств, к чему, полагаем, государственные органы не готовы.
Подводя итог, мы можем определить приоритетное направление развития экологического законодательства в Российской Федерации - осуществление мер, направленных на восстановление охраняемых экологическим законодательством объектов, а также принятие мер по охране восстановленных объектов от негативного воздействия со природопользователей.
Список литературы
1. Клюканова, Л. Г. Комплексный подход к развитию экологической политики Российской Федерации/ Л. Г. Клюканова. - Текст : непосредственный // Экологическое право. - 2016. - № 3. - С. 1519.
507
2. Русин, С. Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития / С. Н. Русин. -Текст : непосредственный // Экологическое право. - 2012. - № 6. - С. 914.
3. Петрова, Т. В. О проекте Экологического кодекса Российской Федерации / Т. В. Петрова. // Россия в окружающем мире : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.rus-stat.ru/stat/rom-2009_3_petrova.pdf (дата обращения - 11.02.2020). - Текст : электронный.
4. Бринчук, М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. - М. : Городец, 2009. - 456 с.
- Текст : непосредственный
5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон // Российская газета. -2014., № 166. - Текст : непосредственный
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ // СПС ГарантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения - 11.02.2020). - Текст : электронный.
7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» : утв. Указом Президента от 30 апреля 2013 г. // СПС ГарантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения - 11.02.2020). - Текст : электронный.
8. Дубовик, О. Л. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О. Л. Дубовик. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 857 с. - Текст : непосредственный
9. Жаворонкова, Н. Г. Экологическая безопасность в системе стратегического планирования Российской Федерации / Н. Г. Жаворонкова, Ю. Г. Шпаковский. - Текст : непосредственный // Lex Russica. - 2016. - № 6 (115). - С. 170183.
10. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. - № 23. - Ст. 2381. - Текст : непосредственный
11. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ // СПС ГарантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения -11.02.2020). - Текст : электронный.
12. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 50. - Ст.5278. - Текст : непосредственный
13. Конституция Российской Федерации от 12 января 1993 г. // Российская газета. -1993., № 237.
- Текст : непосредственный
14. Годовой отчет от 20 апреля 2017 г. за 2016 г. по Плану деятельности Минприроды России на 2016-2021 годы // Минприроды России: [сайт]. - 2020. - URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/f7e/otchet.pdf (дата обращения - 11.02.2020). - Текст : электронный.
15. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета. - 2014., № 166. - Текст : непосредственный
16. Гиззатуллин, Р. Х. Правовое обеспечение реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Р. Х. Гиззатуллин. -Текст : непосредственный // Экологическое право. - 2016. - № 5. - С. 36.
17. Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: Учебник [Текст] / под ред. В. В. Петрова. - М. : Юрид. лит., 1988. - 512 с. - Текст : непосредственный
18. Жаворонкова, Н. Г. Правовые проблемы модернизации экологического управления / Н. Б. Жаворонкова, В. Б. Агафонов - Текст : непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - № 1 (17) - С. 20-37.
Skrelya K Yu.,Pasechnyk O. S. To the question of the implementation of environmental planning at the present stage of development of the Russian Federation / K Yu. Skrelya, O. S. Pasechnyk // Scientific notes of V. 1 Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - № . - Р. 500509.
The article considers some aspects of the implementation of environmental planning at the present stage of development of the Russian Federation. The authors analyzed the basics of theoretical and legislative support for environmental planning in the Russian Federation. The opinions of scientists on this issue are given. The modern unified system of strategic planning documents that is interconnected with the environmental planning system is investigated. The focus is on the mechanism of legal regulation of environmental planning in the Russian Federation. It is argued that the effectiveness of the current environmental planning system cannot be evaluated in isolation from the strategic planning system of the
508
CKpejiH K. W., naceHHUK O. C.
Russian Federation as a whole, which forms its basis. In the given research framework, it is proposed to expand the scientific analysis of the organizational and legal foundations of the activities of state authorities in the field of environmental planning, as the basis for the qualitative environmental development of Russia. The authors considered problems in the field of environmental planning and proposed ways to solve them.
Keywords: strategic planning documents, environmental planning, environmental development, legislative support, environmental protection.
Spisok literatury'
1. Klyukanova, L. G. Kompleksny'j podxod k razvitiyu e'kologicheskoj politiki Rossijskoj Federacii/ L. G. Klyukanova. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo. - 2016. - № 3. - S. 15-19.
2. Rusin, S. N. E'kologicheskaya funkciya gosudarstva. Determinanta razvitiya / S. N. Rusin. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo. - 2012. - № 6. - S. 914.
3. Petrova, T. V. O proekte E'kologicheskogo kodeksa Rossijskoj Federacii / T. V. Petrova. // Rossiya v okruzhayushhem mire : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.rus-stat.ru/stat/rom-2009_3_petrova.pdf (data obrashheniya - 11.02.2020). - Tekst : e'lek-tronny'j.
4. Brinchuk, M. M. E'kologicheskoe pravo : uchebnik / M. M. Brinchuk. - M. : Gorodecz, 2009. - 456 s. - Tekst : neposred-stvenny'j
5. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'ny'j zakon «Ob oxrane okruzhayushhej sredy'» i otdel'ny'e zakonoda-tel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon // Rossijskaya gazeta. - 2014., № 166. - Tekst : neposredstvenny'j
6. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 28.06.2014 N 172-FZ ot 28 iyunya 2014 goda N 172-FZ // SPS GarantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (data obrashheniya - 11.02.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
7. Osnovy' gosudarstvennoj politiki v oblasti e'kologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda» : utv. Ukazom Prezidenta ot 30 aprelya 2013 g. // SPS GarantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (data obra-shheniya - 11.02.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
8. Dubovik, O. L. E'kologicheskoe pravo: Uchebnik / Otv. red. O. L. Dubovik. - M. : Izd-vo E'ksmo, 2005. - 857 s. - Tekst : neposredstvenny'j
9. Zhavoronkova, N. G. E'kologicheskaya bezopasnost' v sisteme strategicheskogo planirovaniya Rossijskoj Federacii / N. G. Zhavoronkova, Yu. G. Shpakovskij. - Tekst : neposredstvenny'j // Lex Russica. -2016. - № 6 (115). - S. 170183.
10. Vodny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 3 iyunya 2006 g. № 74-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fede-racii. 2006. - № 23. - St. 2381. - Tekst : neposredstvenny'j
11. Federal'ny'j zakon "O zhivotnom mire" ot 24.04.1995 N 52-FZ ot 24 aprelya 1995 goda N 52-FZ // SPS GarantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/70169264/ (data obrashheniya - 11.02.2020). -Tekst : e'lektronny'j.
12. Lesnoj kodeks RF ot 4 dekabrya 2006 g. №200-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2006. - № 50. - St.5278. - Tekst : neposredstvenny'j
13. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 yanvarya 1993 g. // Rossijskaya gazeta. -1993., № 237. -Tekst : neposred-stvenny'j
14. Godovoj otchet ot 20 aprelya 2017 g. za 2016 g. po Planu deyatel'nosti Minprirody' Rossii na 20162021 gody' // Minprirody' Rossii: [sajt]. - 2020. - URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/f7e/otchet.pdf (data obrashheniya - 11.02.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
15. Federal'ny'j zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 219-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon "Ob oxrane okruzha-yushhej sredy'" i otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii"// Rossijskaya gazeta. - 2014., № 166. - Tekst : nepo-sredstvenny'j
16. Gizzatullin, R. X. Pravovoe obespechenie realizacii Osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti e'kologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda / R. X. Gizzatullin. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo. - 2016. - № 5. - S. 36.
17. Prirodoresursovoe pravo i pravovaya oxrana okruzhayushhej sredy': Uchebnik [Tekst] / pod red. V. V. Petrova. - M. : Yurid. lit., 1988. - 512 s. - Tekst : neposredstvenny'j
18. Zhavoronkova, N. G. Pravovy'e problemy' modernizacii e'kologicheskogo upravleniya / N. B. Zhavoronkova, V. B. Agafonov - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA). - 2016. - № 1 (17) - S. 20-37.
509