Научная статья на тему 'Особенности и правовые проблемы территориального планирования в сфере энергетики'

Особенности и правовые проблемы территориального планирования в сфере энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ЭНЕРГЕТИКИ / СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ / ОБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА / ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ / TERRITORIAL PLANNING / ENERGY FACILITIES / OUTLINE PLANS IN THE POWER INDUSTRY / STRATEGIC PLANNING / ENVIRONMENTAL SECURITY / TOWN-PLANNING ACTIVITY / OBJECTS OF FEDERAL IMPORTANCE / PIPELINE TRANSPORTATION FACILITIES / ZONES WITH SPECIAL USE CONDITIONS OF TERRITORIES / RESTRICT THE USE OF PLOTS OF LAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова О. А.

В статье рассмотрена система территориального планирования в сфере энергетики, определено место и значение территориального планирования в системе стратегического планирования энергетической отрасли. Показано, что основная задача территориального планирования в сфере энергетики заключается в долгосрочном резервировании территорий, необходимых для будущего размещения запланированных к строительству и реконструкции объектов энергетики. К основным проблемам территориального планирования в сфере энергетики автор относит высокий уровень техногенной и экологической опасности большинства планируемых энергетических объектов, необходимость установления зон с особыми условиями территорий, ограничивающих использование земель и земельных участков, отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение экологических требований при определении мест размещения объектов энергетики.In the article system of territorial planning in the power industry are examined, territorial planning within the system of strategic planning of the power industry is situated. It’s shown that the main objective of territorial planning in the power industry is the long-term reservation areas necessary for the next location of energy facilities planned for construction and renovation. The author considers main problems of territorial planning in the power industry are the high level of technological and environmental hazards of the majority of planned energy facilities, the necessity to establish areas with special circumstances, when the use of land and plots of land is restricted, the lack of legal mechanism ensuring compliance with environmental requirements when the location of energy facilities are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и правовые проблемы территориального планирования в сфере энергетики»

) УНИВЕРСИТЕТА

а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрена система территориального планирования в сфере энергетики, определено место и значение территориального планирования в системе стратегического планирования энергетической отрасли. Показано, что основная задача территориального планирования в сфере энергетики заключается в долгосрочном резервировании территорий, необходимых для будущего размещения запланированных к строительству и реконструкции объектов энергетики. К основным проблемам территориального планирования в сфере энергетики автор относит высокий уровень техногенной и экологической опасности большинства планируемых энергетических объектов, необходимость установления зон с особыми условиями территорий, ограничивающих использование земель и земельных участков, отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение экологических требований при определении мест размещения объектов энергетики. Ключевые слова: территориальное планирование, объекты энергетики, схемы территориального планирования в области энергетики, стратегическое планирование, экологическая безопасность, градостроительная деятельность, схемы территориального планирования в сфере энергетики, объекты федерального значения, линейные объекты, объекты трубопроводного транспорта, зоны с особыми условиями использования территорий.

DOI: 10.17803/2311-5998.2020.67.3.056-065

Ольга Александровна РОМАНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Romanova_85@inbox.ru 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

© О. А. Романова, 2020

O. A. ROMANOVA, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Romanova_85@inbox.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str, 9 FEATURES AND LEGAL PROBLEMS OF TERRITORIAL PLANNING IN THE POWER INDUSTRY Abstract. In the article system of territorial planning in the power industry are examined, territorial planning within the system of strategic planning of the power industry is situated. It's shown that the main objective of territorial planning in the power industry is the long-term reservation areas necessary for the next location of energy facilities planned for construction and renovation. The author considers main problems of territorial planning in the power

УНИВЕРСИТЕТА Особенности и правовые проблемы Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) территориального планирования в сфере энергетики

industry are the high level of technological and environmental hazards of the majority of planned energy facilities, the necessity to establish areas with special circumstances, when the use of land and plots of land is restricted, the lack of legal mechanism ensuring compliance with environmental requirements when the location of energy facilities are determined. Keywords: territorial planning, energy facilities, outline plans in the power industry, strategic planning, environmental security, town-planning activity, objects of federal importance, pipeline transportation facilities, zones with special use conditions of territories, restrict the use of plots of land.

Территориальное планирование в сфере энергетики является важнейшим инструментом реализации градостроительной и земельной политики российского государства в целом, а также необходимым условием устойчивого развития энергетической отрасли в частности. В процессе территориального планирования должны определяться оптимальные с учетом различных факторов места будущего строительства или реконструкции объектов энергетики, необходимых для обеспечения энергетической безопасности России в запланированном будущем.

Решается данная задача посредством подготовки и утверждения уполномоченными органами власти документов территориального планирования в виде территориальных схем, в которых определяются границы функциональных зон для последующего размещения объектов энергетики федерального, регионального и местного значения.

Утвержденные в установленном порядке документы территориального планирования имеют конкретное юридическое значение для определения дальнейшей судьбы земель и земельных участков, оказавшихся в границах функциональных зон и в непосредственной близости от них, тем самым оказывая существенное влияние на права и интересы правообладателей соответствующих земельных участков и других объектов недвижимости, местного населения, различных заинтересованных лиц.

По существу, основная задача территориального планирования в сфере энергетики заключается в долгосрочном (до 20 лет) резервировании территорий, необходимых для будущего размещения запланированных к строительству и ре- □ конструкции объектов энергетики. а Юридическое значение документов территориального планирования состо- i ° ит в том, что они являются обязательными для органов государственной власти д ш и местного самоуправления при принятии ими решений, связанных с реализацией о э данных документов, и осуществлении действий, направленных на реализацию ое таких решений. В том числе утвержденные документы территориального планиро- ь у вания являются основанием и, одновременно, обязательным условием принятия ^и уполномоченными органами власти следующих решений с целью последующего размещения объектов энергетики, предусмотренных данными документами: > ш

— о резервировании земель; и>

— об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных Ше нужд; тэк

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую при необходимости;

— о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, в целях их строительства или реконструкции. Реализация документов территориального планирования в сфере энергетики

сопряжена с различными ограничениями возможного использования земель и земельных участков различными лицами, оказанием существенного негативного воздействия на окружающую среду, повышением уровня техногенной опасности на соответствующих территориях. Для целей минимизации указанных негативных последствий особое значение приобретают обоснованность и качество документов территориального планирования в сфере энергетики, что должно обеспечиваться порядком их подготовки.

Основная специфика территориального планирования в сфере энергетики состоит в том, что энергетические объекты, являясь весьма разнообразными по своему составу, видам и значению, в целом составляют единый инфраструктурный энергетический комплекс государства, направленный на решение как общегосударственных задач, так и задач на региональном и местном уровнях. При этом многие объекты энергетики технологически связаны друг с другом, что влияет на определение уровня их планирования. Исходя из указанных факторов, большая часть объектов энергетики градостроительным законодательством отнесена к объектам федерального значения, соответственно, их размещение и реконструкция определяются в федеральных документах территориального планирования. Следует отметить, что до 2018 г территориальное планирование в сфере энергетики осуществлялось только на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ возможность подготовки самостоятельных схем территориального планирования в данной сфере была впервые предусмотрена Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ1. К муниципальному уровню отнесено осуществление территориального планирования объектов, обеспечивающих электро-и газоснабжение соответствующих муниципальных образований. Очевидно, что территориальное планирование в сфере энергетики на всех уровнях публичных образований должно быть непосредственно взаимоувязано между собой, при этом приоритетное значение имеют документы территориального планирования Российской Федерации.

Принципиальным для подготовки документов территориального планирования является определения видов объектов, в отношении которых осуществляется территориальное планирование. Объекты энергетики, будучи разнообразными по составу, в совокупности составляют топливно-энергетический комплекс России, состав которого определен Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»2. В соответствии со ст. 2 данного Закона к топливно-энергетическому комплексу относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,

1 Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. I). Ст. 91.

2 СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4604.

'МШН1Ш Романова ° А.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности и правовые проблемы

имени o.e. кугафина(мгюА) территориального планирования в сфере энергетики

нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Отдельно выделяются линейные объекты топливно-энергетического комплекса, определенные указанным Законом как системы линейно-протяженных объектов (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. При этом такие линейные объекты, как магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, российское законодательство традиционно относит еще и к объектам транспорта — трубопроводного, поскольку по ним осуществляется транспортировка соответствующих продуктов. Поэтому территориальное планирование размещения и реконструкции объектов трубопроводного транспорта выделяется в самостоятельное направление и осуществляется в рамках подготовки отдельной схемы территориального планирования объектов трубопроводного транспорта.

Виды объектов энергетики федерального значения, включая объекты трубопроводного транспорта, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, установлены в настоящее время распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 № 162-р «Об утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации». Согласно данному документу к таким объектам отнесены:

— атомные электростанции;

— объекты хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов;

— гидроэлектростанции, гидроаккумулирующие электрические станции и иные электростанции на основе возобновляемых источников энергии, установленная генерируемая мощность которых составляет 100 МВт и выше;

— линии электропередачи, электрические станции и подстанции с определенными техническими параметрами и условиями;

— магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов;

— сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа и сжиженного углеводородного газа под

давлением свыше 1,6 МПа. □

Соответственно, остальные объекты энергетики с другими техническим па- а

раметрами в зависимости от своего места и значения в энергетической системе i °

могут быть отнесены к объектам регионального и местного значения норма- дш

тивными правовыми актами соответствующих органов государственной власти о т

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Объекты ое

энергетики, не отнесенные в установленном порядке к объектам федерального, ь у

регионального и местного значения, не могут быть объектами территориально- ^и

го планирования и для их размещения не могут применяться перечисленные

Ш п

выше земельно-правовые средства реализации документов территориального > ш

планирования. Поэтому точность нормативного закрепления видов объектов энергетики, подлежащих территориальному планированию, имеет существенное шi

и юридическое, и экономическое значение, обуславливая законность действий тэк

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

органов власти в сфере земельных и градостроительных отношений и устанавливая рамки ограничений прав и интересов различных лиц.

Требования к порядку подготовки, утверждения и изменения документов территориального планирования, в том числе в сфере энергетики, в самом общем виде установлены гл. 3 Градостроительного кодекса РФ, для документов федерального уровня конкретизированы Положением о порядке подготовки и согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.03.2008 № 1983. Однако специфические требования и методологические подходы к подготовке документов территориального планирования в сфере энергетики с учетом некоторой специфики различных объектов энергетики установлены не на законодательном уровне, а на рекомендательном — в методических рекомендациях по разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденных уже не существующим Минрегионом России в 2013 г.4 В частности, именно в этом документе определены цели подготовки документов территориального планирования в сфере энергетики на федеральном уровне, к которым отнесены:

— совершенствование производственных инфраструктур с позиции повышения эффективности добычи нефти и газа, совершенствование трассировки магистральных трубопроводов и сетей газораспределения и обслуживающих их инфраструктур с позиции удовлетворения потребностей общества в их услугах;

— совершенствование производственных инфраструктур с позиции повышения эффективности производства электроэнергии, совершенствование размещения электростанций и ЛЭП федерального значения и обслуживающих их инфраструктур с позиции удовлетворения потребностей общества в их услугах;

— совершенствование производственных инфраструктур с позиции повышения эффективности добычи угля и торфа;

— согласование использования территории объектами федерального значения в области энергетики, магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов и сетей газораспределения федерального значения и с другими видами ее использования.

Из перечисленных целей с земельно- и экологически-правовых точек зрения наиболее проблемной представляется последняя цель, поскольку линейные объекты энергетики в соответствии с действующим российским земельным за-

3 Постановление Правительства РФ от 23.03.2008 № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации».

4 Приказ Минрегиона России от 25.10.2013 № 452 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. № 1.

f»* романова ° А.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности и правовые проблемы Q|

имени o.e. кугафина(мгюА) территориального планирования в сфере энергетики

конодательством могут размещаться на всех категориях земель, включая земли лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий, в том числе и без перевода их в земли специального назначения. При этом в любом случае, даже при соблюдении установленных экологических требований, соответствующим природным объектам (лесам, почвам, водным объектам и др.) наносится вред, который в силу естественных причин не может быть в конечном итоге возмещен. Поэтому главной задачей территориального планирования в этой части должна быть минимизация негативных экологических последствий при размещении линейных энергетических объектов путем выбора оптимального, научно обоснованного и согласованного с другими интересами использования территорий месторасположения данных объектов. Однако анализ действующего порядка подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования в сфере энергетики показывает отсутствие правовых механизмов, способных обеспечить решение данной задачи5, о чем свидетельствует и судебная практика6. В связи с этим представляется необходимым в целях защиты особо ценных природных объектов и экосистем на законодательном уровне установить перечень территорий, в границах которых будет запрещено размещать объекты трубопроводного транспорта.

Рассматривая вопросы территориального планирования в сфере энергетики, следует подчеркнуть, что территориальное планирование как вид деятельности уполномоченных органов власти не носит самостоятельного характера, а является формой реализации государственной политики и юридически напрямую связано с документами стратегического планирования, в нашем случае в сфере энергетики. То есть территориальное планирование является частью системы стратегического планирования в сфере энергетики, а федеральные и региональные схемы территориального планирования Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отнесены к документам стратегического планирования, разрабатываемых в рамках деятельности по планированию и программированию. Исходя из сущности и содержания территориального планирования, можно сказать, что территориальное планирование является правовой формой реализации документов стратегического планирования в сфере энергетики в виде определения пространственного размещения объектов энергетики на планируемый период времени. Важной составляющей правового механизма реализации документов территориального □

планирования является также определение источника и объема финансирова- а

тш

5 Романова О. А. О правовых механизмах обеспечения экологических прав при осущест- р о

влении градостроительной деятельности: теоретические и практические аспекты // Lex □ гп

russica. 2020. № 3 (160). С. 33—44. л г

Решение Ленинградского областного суда от 27.10.2017 по делу № 3а-107/2017 «Об от- Ь

казе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов ш и

1, 2, 13, 14 и 15 пункта 4.1 Положения о государственном природном заказнике регио- [о

нального значения "Кургальский"», утв. постановлением Правительства Ленинградской н ш

области от 25.07.2017 № 291 «О внесении изменений в постановление Правительства я н

Ленинградской области от 08.04.2010 № 82 "О государственном природном комплекс- [ i

ном заказнике 'Кургальский' регионального значения"» // СПС «КонсультантПлюс». тэк

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ния соответствующих мероприятий, в том числе инвестиционными программами субъектов естественных монополий и т. п.

Поэтому обоснованность и содержание документов территориального планирования в сфере энергетики полностью зависят от качества социально-экономического прогнозирования и планирования, выраженного в конкретных документах стратегического планирования Российской Федерации и ее субъектов, а также отраслевых документах. При этом специалистами отмечаются серьезные проблемы в этой области, связанные как с макроэкономическими факторами, так и в целом низким уровнем экономического планирования, особенно на уровне регионов7.

Поскольку основная задача энергетики — обеспечение потребностей экономики и общества в гарантированном и стабильном энергоснабжении, документы стратегического планирования развития энергетической инфраструктуры полностью основываются на прогнозах социально-экономического развития территорий и принятых на их основе государственных программах, исходя из чего рассчитываются конкретные инвестиционные планы субъектов отраслей энергетики. На их основании осуществляется подготовка документов территориального планирования, которые после утверждения оказывают существенное влияние на развитие соответствующих территорий в долгосрочной перспективе, и любые ошибки в экономическом прогнозировании и планировании могут не только повлечь за собой негативные последствия для развития энергетических отраслей экономики, но и приводить к существенным социально-экономическим потерям, вызванным нерациональным распределением земельных ресурсов, необоснованным нарушениям законных прав и интересов физических и юридических лиц в земельно-имущественной и градостроительной сфере отношений.

В настоящее время в Российской Федерации в сфере энергетики на федеральном уровне утверждены два документа территориального планирования:

— схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики8;

— схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)9.

Данные документы, по существу, состоят из нескольких самостоятельных частей, предусматривающих размещение однородных объектов различных отраслей энергетики.

Все сведения и материалы указанных документов размещены на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП)10.

7 URL: https://peretok.ru/articles/strategy/13563/.

8 Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2016 № 1634-р (ред. от 10.11.2018) «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики» // СЗ РФ. 2016. № 33. Ст. 5207.

9 Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 № 816-р (ред. от 22.12.2018) «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)» // СЗ РФ. 2015. № 20. Ст. 2936.

10 URL: https://fgistp.economy.gov.ru/?show_document=true&doc_type = npa&u

in=0002010104201910082.

f»* романова О. А.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности и правовые проблемы

имени o.e. кугафина(мгюА) территориального планирования в сфере энергетики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики на период до 2030 года предусмотрено перспективное размещение следующих объектов энергетики федерального значения:

— 10 атомных электростанций;

— 5 гидроэлектростанций мощностью 100 МВт и выше;

— 5 ветровых электростанций мощностью 100 МВт и выше;

— тепловых электростанций мощностью 100 МВт и выше;

— подстанций с проектным номинальным классом напряжения 110 кВ и выше;

— ЛЭП с проектным номинальным классом напряжения 110 кВ;

— объектов хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов. Создание перечисленных в Схеме объектов энергетики федерального значения запланировано на основании ряда документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе:

— Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2035 года11;

— схем и программ развития Единой энергетической системы России на 2014— 2020, 2015—2021, 2016—2022 годы12;

— проекта программы модернизации электроэнергетики до 2020 г.;

— стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) и субъектов Российской Федерации;

— а также инвестиционных программ и проектов субъектов электроэнергетики, в том числе АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО ФСК ЕЭС, АО СО ЕЭС, ПАО «РАО ЭС Востока» и др.13

Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) состоит из двух частей — схемы территориального планирования Российской Федерации в области газопроводного транспорта и соответствующей схемы в области нефте-проводного транспорта.

Схема территориального планирования Российской Федерации в области газопроводного транспорта была разработана на основании Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года, которая, в свою очередь, была разработана в рамках Комплекса мероприятий по развитию системы трубопроводного транспорта углеводородного сырья в Российской Федерации, подготовленного во исполнение поручения Президента РФ от 25.02.2004 № Пр-313 □ и утвержденного Минпромэнерго России 10.09.2004 с учетом показателей ут- а вержденной Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также 1° отраслевых и региональных программ развития, в том числе: д ш

— стратегий развития ключевых отраслей промышленности России (химической о п и нефтехимической, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообра- ое батывающей промышленности, металлургического и машиностроительного ьу комплексов); зл

--Ш □

11 Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2017 № 1209-р. т ш

12 Приказы Минэнерго России от 01.08.2014 № 495, от 09.09.2015 № 627, от 01.03.2016 № 147. ят

13 URL: https://fgistp.economy.gov. ru/?show_document=true&doc_type = npa&u in=0002010104201910082. тЭ к

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 03.09.2007 № 340.

Основным стратегическим документом, обосновывающим Схему территориального планирования Российской Федерации в области нефтепроводного транспорта, является Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, которая предусматривает комплексное развитие всех подотраслей нефтяного сектора — геологоразведки, разработки и обустройства месторождений нефти и газового конденсата, утилизации попутного нефтяного газа, реализации нефти и нефтепродуктов, переработки нефтяного сырья и транспортной инфраструктуры.

Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года была синхронизирована с положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 года и с Транспортной стратегией России до 2030 года, утвержденной и реализуемой Минтрансом России.

Как заявлено в самих рассматриваемых утвержденных документах территориального планирования, в материалах по их обоснованию в соответствии с ч. 6 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ учтены положения о территориальном планировании субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований, а также обоснованные предложения государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также заинтересованных юридических лиц. Таким образом, территориальное планирование в сфере энергетики должно системно увязывать федеральные, региональные и местные социально-экономические интересы и энергетические потребности посредством подготовки согласованных юридически и технически взаимосвязанных документов.

Но при этом следует иметь в виду, что перечисленные документы стратегического и территориального планирования и другие обосновывающие программы, акты и решения далеко не всегда к настоящему времени гармонизированы, поскольку разрабатывались и утверждались в различные периоды на основании различных актов и решений. Это вызывает проблемы реализации данных документов и необходимость приведения их в соответствие между собой. Для разрешения возникающих коллизий Градостроительным кодексом РФ установлена их юридическая взаимосвязь:

— если обосновывающие документы приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального, регионального и местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных ими, в этом случае стратегические документы подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования;

— если соответствующие документы принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального, регионального и местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных ими, то приоритет отдается стратегическим документам и решениям. Соот-

УНИВЕРСИТЕТА Особенности и правовые проблемы

имени o.e. кугафина(мгюА) территориального планирования в сфере энергетики

ветственно, в этом случае документы территориального планирования подлежат приведению в соответствие со стратегическими документами. Таким образом, к настоящему времени в России сложилась и функционирует система стратегического планирования в сфере энергетики, завершающей стадией которого является территориальное планирование, результаты которого закреплены в рассмотренных выше документах территориального планирования Российской Федерации. Юридическое и социально-экономическое значение данных документов очень велико. Схемы территориального планирования в области энергетики являются основой не только территориального планирования в данной сфере на региональном и местном уровнях, но и существенным фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поэтому любые ошибки, просчеты, недостаточная обоснованность при подготовке проектов схем территориального планирования в сфере энергетики, а также быстро изменяющиеся социальные и экономические условия современного мира, возникновение новых непредвиденных обстоятельств и глобальных угроз могут приводить к серьезным потерям в экономической, экологической и социальной сфере. От качества градостроительных решений, закрепленных в утвержденных документах территориального планирования в сфере энергетики, во многом зависит будущее развитие территорий, в отношении которых они разработаны. В связи с этим представляется необходимым дальнейшее совершенствование правового механизма территориального планирования в Российской Федерации, в том числе в сфере энергетики путем детализации и конкретизации требований к разработке, согласованию, изменению документов территориального планирования, уточнению их правового статуса, юридического значения, срока действия, способов учета экологических факторов. С учетом наличия уже утвержденных документов территориального планирования в сфере энергетики на федеральном уровне особое значение приобретает уточнение оснований и порядка корректировки документов территориального планирования различного уровня.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. — 2020. — № 1 (158). — С. 28—42.

2. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Новая доктрина энергетической безопасности России: вопросы стратегического планирования // Проблемы национальной стратегии. — 2019. — № 4 (55). — С. 187—196.

3. Романова О. А. О правовых механизмах обеспечения экологических прав при осуществлении градостроительной деятельности: теоретические и практические аспекты // Lex russica. — 2020. — № 3 (160). — С. 33—44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.