Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СТУДЕНТУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СТУДЕНТУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность обратной связи / высшее профессиональное образование / академическая успеваемость / процесс обучения / effective feedback / higher education / academic achievements / learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Бугреева

Обратная связь играет важную роль в преподавании и обучении иностранному языку, помогая преподавателям более эффективно объяснять материал, осваивать и применять современные методики обучения, а учащимся – повышать качество освоения учебных дисциплин. Обратная связь является ответной реакцией преподавателя на информацию, предоставленную учащимся по проделанной учебной работе, и отражает степень освоения ими изучаемого материала. Выполняя функции информирования учащихся и преподавателей об эффективности процесса обучения, обратная связь способствует поддержанию и усилению мотивации к обучению, повышению академической успеваемости. Являясь важной составляющей учебного процесса, обратная связь позволяет отмечать успех в обучении и определять проблемные аспекты. Изучение роли обратной связи в сфере высшего профессионального образования, анализ пожеланий и требований, которые учащиеся предъявляют к формату и содержанию обратной связи от преподавателя, а также учет этих требований преподавателями в процессе обучения позволит повысить эффективность обратной связи, в полной мере реализовать ее функции в усилении мотивированности учащихся к обучению, повышении их уверенности в успешности освоения изучаемой дисциплины, а также способствовать профессиональному росту преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE TEACHER TO STUDENT FEEDBACK IN HIGHER EDUCATION

Feedback plays an important role in teaching and learning a foreign language, helping teachers to explain the material more effectively, master and apply modern teaching methods, as well as allowing students to improve the quality of mastering academic disciplines. Feedback is the response of a teacher to the information provided by students on the completed academic assignments. Feedback reflects the degree to which students have mastered the academic material being studied. Feedback performs the functions of maintaining and strengthening motivation to learn, as well as informing students and teachers about the effectiveness of the overall learning process. Being an important component of the learning process, feedback allows students to identify academic success or problematic aspects. The relevance of the work proposed for consideration lies in the fact that studying the role of feedback in education, analyzing the requirements imposed by students to the feedback format, and taking these requirements into account by teachers will increase the effectiveness of feedback, fully realize its functions in strengthening students’ motivation to learn, increasing their confidence in the success of mastering the discipline, as well as contribute to the professional growth of teachers.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СТУДЕНТУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.

9. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах. Московский экономический журнал. 2019; № 11: 87.

10. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 344-351.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, 2022. Available at: https://www.consultant.ru/ document /cons_doc_ LAW_140174/

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809, 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

3. Kovaleva A.I. Dinamika vospitatel'noj funkcii vysshej shkoly v Rossii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2021; № 4: 33.

4. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya gossoveta (utverzhden Prezidentom RF 29 yanvarya 2023 G. № PR-173GS). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/

5. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 (Minobr). URL: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/method/Ps_ M0N_MN_11_1516_PK_21042023. (data obrascheniya: 23.04.2024).

6. Borzova T.A. Vozvraschenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 138-142.

7. Borzova T.A. Priobschenie studentov vysshej shkoly k cennostnym principam russkoj civilizacii v ramkah discipliny «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 114-116.

8. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2019; № 11: 87.

10. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 344-351.

Статья поступила в редакцию 01.05.24

УДК 378

Bugreeva A.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE TEACHER TO STUDENT FEEDBACK IN HIGHER EDUCATION. Feedback plays an important role in teaching and learning a foreign language, helping teachers to explain the material more effectively, master and apply modern teaching methods, as well as allowing students to improve the quality of mastering academic disciplines. Feedback is the response of a teacher to the information provided by students on the completed academic assignments. Feedback reflects the degree to which students have mastered the academic material being studied. Feedback performs the functions of maintaining and strengthening motivation to learn, as well as informing students and teachers about the effectiveness of the overall learning process. Being an important component of the learning process, feedback allows students to identify academic success or problematic aspects. The relevance of the work proposed for consideration lies in the fact that studying the role of feedback in education, analyzing the requirements imposed by students to the feedback format, and taking these requirements into account by teachers will increase the effectiveness of feedback, fully realize its functions in strengthening students' motivation to learn, increasing their confidence in the success of mastering the discipline, as well as contribute to the professional growth of teachers.

Key words: effective feedback, higher education, academic achievements, learning process

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СТУДЕНТУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обратная связь играет важную роль в преподавании и обучении иностранному языку, помогая преподавателям более эффективно объяснять материал, осваивать и применять современные методики обучения, а учащимся - повышать качество освоения учебных дисциплин. Обратная связь является ответной реакцией преподавателя на информацию, предоставленную учащимся по проделанной учебной работе, и отражает степень освоения ими изучаемого материала. Выполняя функции информирования учащихся и преподавателей об эффективности процесса обучения, обратная связь способствует поддержанию и усилению мотивации к обучению, повышению академической успеваемости. Являясь важной составляющей учебного процесса, обратная связь позволяет отмечать успех в обучении и определять проблемные аспекты. Изучение роли обратной связи в сфере высшего профессионального образования, анализ пожеланий и требований, которые учащиеся предъявляют к формату и содержанию обратной связи от преподавателя, а также учет этих требований преподавателями в процессе обучения позволит повысить эффективность обратной связи, в полной мере реализовать ее функции в усилении мотивированности учащихся к обучению, повышении их уверенности в успешности освоения изучаемой дисциплины, а также способствовать профессиональному росту преподавателей.

Ключевые слова: эффективность обратной связи, высшее профессиональное образование, академическая успеваемость, процесс обучения

Обратная связь в образовании рассматривается как педагогический инструмент для получения и предоставления информации, определения и формирования траектории обучения. Концепция обратной связи в системе высшего профессионального образования определяется исследователями как неотъемлемый компонент парадигмы эффективного учебного процесса. Соответствие обратной связи таким требованиям, как качество и своевременность предоставляемой информации, позволяет преподавателям разрабатывать и использовать педагогические методы и приемы, направленные на повышение качества обучения, удовлетворенность студентов образовательным процессом, усиление мотивации к учебе, достижение высоких академических результатов. Актуальность предлагаемой к рассмотрению работы состоит в том, что изучение роли обратной связи в образовании, анализ требований, предъявляемых учащимися к формату обратной связи, и учет этих требований преподавателями позволит повысить эффективность обратной связи, в полной мере реализовать ее функции в усилении мотивированности учащихся к обучению, повышении их уверенности в успешности освоения изучаемой дисциплины, а также способствовать профессиональному росту преподавателей. Цель и объект данного исследования состоит в изучении и анализе отношения учащихся к обратной связи, получаемой от преподавателей и других студентов

(peer feedback), а также требований, предъявляемых к эффективной обратной связи, определении ее формата, позволяющего максимально использовать ее потенциальные возможности. Задачи исследования состояли в выявлении отношения учащихся к обратной связи, фиксировании требований и пожеланий к формату и содержанию обратной связи, анализу соответствия обратной связи, используемой преподавателями, запросам учащихся. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении и анализе результатов теоретического и эмпирического исследования, проведенного в рамках изучения роли обратной связи в преподавании дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» студентам бакалавриата третьего года обучения. Теоретическая значимость заключается в выявлении, анализе и обобщении характеристик обратной связи, определяющих ее эффективность как педагогического инструмента. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в практике преподавательской деятельности при обучении иностранному языку для профессиональных целей. В ходе проведенного исследования использовались триангуляционные методы, такие как практическое наблюдение, теоретический анализ, индуктивное моделирование, что позволило получить достоверные и надежные результаты, снизить уровень субъективности в оценивании результатов и формулировании выводов.

В системе высшего образования обратная связь, получаемая учащимися от преподавателя в формате письменных или устных комментариев, оценок за работу на занятиях и по результатам выполнения контрольных заданий, дает возможность обучающимся понять текущую учебную ситуацию, получить информацию о достижениях или трудностях, возникших в ходе обучения, определить и скорректировать траекторию дальнейшего освоения учебной дисциплины. Раскрывая понятие концепции обратной связи в работе «Сила обратной связи», Д. Хэтти и Х. Тимперли определяют ее как систему когнитивного последовательного взаимодействия между отправителем и получателем информации, включающую анализ и интерпретацию данной информации обеими сторонами [1]. Д. Хэтти подчеркивает, что эффективность такого коммуникативного взаимодействия достигается благодаря двустороннему процессу обмена информацией: от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю [2]. В отсутствии обратной связи коммуникация между учащимися и обучающими будет непродуктивной. Согласно Д. Хэтти, обратная связь оказывает значительное влияние на процесс обучения в целом, а также на достижение поставленных учебных целей и академических результатов. Обратную связь необходимо использовать как инструмент реализации учебного плана [2]. Рассматривая концепцию когнитивного обучения иностранным языкам, Лукьяненко О.Д. обосновывает важную роль обратной связи тем, что учащийся, получая информацию из внешней среды, преобразует ее в знание [3]. Процесс обучения становится более эффективным, когда учащийся имеет ясное представление о личных академических достижениях, их соответствии программным задачам и критериям, а также о способах решения возникающих трудностей [4].

Обратная связь должна быть представлена в формате целенаправленного диалога между преподавателем и учащимся, в котором учащиеся должны быть готовы не только к обсуждению проблем, возникающих в ходе освоения учебной дисциплины, но и уметь сообщать преподавателю о своих учебных задачах и целях [5]. Данный подход позволит развивать у учащихся навыки активного и продуктивного взаимодействия и коммуникации, поиска решений, готовности к непрерывному обучению на протяжении жизни [5].

В современной системе высшего профессионального образования, требующей от преподавателя и учащихся сотрудничества, направленного на формирование и развитие профессиональных навыков и компетенций, обратная связь может рассматриваться как критически важный элемент, соединяющий преподавание и обучение [6]. В контексте учебных занятий обратная связь может предоставляться как планово, реализованной в формате оценки результатов текущего или промежуточного тестирования, так и спонтанно - непосредственно после ответа учащегося на занятии. В зависимости от выполняемого задания, задач учебного занятия и конкретной учебной ситуации преподаватель может использовать разнообразные средства формулирования обратной связи. Это могут быть письменные или устные комментарии и замечания, оценки и баллы, мимика и жесты. Определяя важную методическую роль обратной связи как педагогического инструмента, исследователи подчеркивают значимость диалогового формата реализации обратной связи [7]. В парадигме классической модели образования обратная связь рассматривается как процесс, контролируемый и реализуемый преподавателем, в котором учащемуся отводится пассивная роль реципиента информации. В отличие от классической, современная система образования является студентоцентричной, отражающей потребности и желания учащихся, требующей от преподавателя понимания этих потребностей и адаптации педагогических приемов и практик к изменяющимся академическим условиям. Преподавателям необходимо изменить свое отношение к студентам как получателям информации, предоставить им больше самостоятельности и ответственности, определяя их как активных участников образовательного процесса, которые должны уметь формулировать и аргументированно и продуктивно выражать свое отношение к учебному процессу.

Как отмечается рядом исследователей, анализ концепции обратной связи, предоставляемой преподавателями студентам, показывает, что данный педагогический инструмент недостаточно эффективен, так как у преподавателя нет полного понимания того, как полученная в виде обратной связи информация интерпретируется и используется учащимися для лучшего освоения изучаемого материала, повышения академической успеваемости и мотивации на достижение учебных задач [3; 5; 6]. Также следует отметить незначительное количество исследований в области отношения самих учащихся к обратной связи, их понимания процесса обмена данной информацией, ее применения для улучшения обучения. Задача системы образования заключается в создании таких условий, в которых учащиеся имели бы желание и возможности учиться. Если рассматривать преподавателя как фасилитатора учебного процесса, то обратная связь, получаемая от студентов, выступает ключевым фактором, способствующим повышению эффективности и улучшению процесса обучения. В отсутствии такой информации и интерактивности в обучении преподавателю зачастую невозможно понять запросы учащихся, адаптировать методические подходы и приемы для удовлетворения изменяющихся потребностей, повышения заинтересованности и вовлеченности студентов. Согласно Хэтти, преподавание и обучение становятся «видимыми» посредством качественного обмена информацией между учащимися и преподавателями, давая возможность обеим сторонам повысить свою эффективность и получить высокие результаты [2]. Обратная связь позволяет учащимся лучше понять цели и задачи обучения, повысить заинтересованность,

снизить психологическое и эмоциональное напряжение. Неудовлетворенность студентов получаемой от педагогов обратной связью негативно отражается на успеваемости в частности и отношению к образовательной организации в целом.

Ряд научных работ, посвященных анализу удовлетворенности учащихся обратной связью, получаемой от преподавателей, определяют основные характеристики обратной связи, такие как значимость, качество и своевременность предоставления [7]. Вместе с тем данные исследования не дают ответ на вопрос о причинах неудовлетворенности учащихся обратной связью. Попытка проанализировать факторы, определяющие эффективность обратной связи, была проведена в сотрудничестве со студентами третьего курса бакалавриата «Прикладная информатика» в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». К участию в исследовании были приглашены 34 студента и 7 преподавателей. Приглашения отправлялись по электронной почте через независимый почтовый сервис, чтобы достичь максимально возможной объективности полученных данных, понизить степень предвзятости и субъективности в оценке данных, повысить обоснованность результатов исследования. Сбор данных проводился посредством двусторонних бесед с участниками, а также с помощью малых фокус-групп, включающих максимум трех участников. В работе использовались открытые вопросы и определенные темы для обсуждения, позволяющие участникам свободно выражать свои мнения и взгляды по вопросам обратной связи. Полученные данные анализировались и систематизировались с целью выявления закономерностей и обоснования теоретических предположений. Основные выводы по результатам исследования подтверждают значимость трех основных факторов, определяющих эффективность обратной связи: своевременность предоставления, ценность и качество.

По мнению преподавателей, которые приняли участие в исследовании, эффективность воздействия обратной связи определяется в большей степени своевременностью ее предоставления. Студенты должны получать комментарии преподавателя одновременно с объявлением оценок за работу, так как любые задержки существенно снижают качество и значимость информации. Обратная связь в формате итогового или корректирующего оценивания дается в соответствии с требованиями и стандартами, установленными в университете. Нижеперечисленные критерии используются преподавателями для оценивания работы студентов в течение семестра:

- аккуратность посещения занятий, в том числе отсутствие опозданий, наличие учебных материалов, внимательность во время занятий;

- активность на занятиях, участие в парной и групповой работе, выполнение заданий на занятии;

- выполнение тестовых заданий и опросов;

- подготовка домашних заданий;

- участие в дополнительных внеаудиторных мероприятиях.

Четкое определение и заблаговременное информирование позволяют студентам понимать предъявляемые требования, а преподавателям - быть более объективными в оценивании, минимизировать предвзятость в отношении к отдельным учащимся. Данные, полученные в ходе исследования, показали, что студенты негативно оценивают несвоевременно предоставленную обратную связь, что выражается в разочаровании, несоответствии ожиданиям, отрицании, повышению напряженности. Вместе с тем студенты отметили, что своевременное получение информации от преподавателя и возможность обсуждения достижений и проблемных вопросов значительно повышают их мотивацию к обучению, снижают эмоциональную напряженность.

В большинстве образовательных организаций в учебном плане и нагрузке преподавателя не выделяется время на обратную связь со студентами для обсуждения оценок и анализа ошибок. Преподаватели, участвовавшие в исследовании, выразили согласие с тем, что дополнительные часы на работу с обратной связью позволили бы повысить ее качество и эффективность воздействия. В текущей ситуации, несмотря на временные ограничения и большой объем учебной и научно-методической работы, преподавателям рекомендуется выделить достаточно времени на объяснение учащимся допущенных ошибок, причин снижения аттестационных баллов, а также обсуждения возможных путей решения проблем.

Для многих учащихся основная цель состоит в получении положительных итоговых оценок, и обратная связь не имеет для них значимой ценности. Полученные в ходе проведенного исследования результаты подтверждают, что студенты в основном интересуются текущими и итоговыми баллами и оценками, не обращаясь к преподавателю за обратной связью как возможностью обсудить проблемы и сложности, определить способы решения и направления работы. Исходя из того, что участниками исследования были студенты третьего года обучения, для которых оценка по дисциплине является итоговой, данная позиция в отношении обратной связи в формате комментариев от преподавателя является объяснимой и адекватной.

Данное исследование также показало, что преподаватели считают важным предоставлять обратную связь в позитивном ключе, что способствует раскрытию потенциала учащихся. С другой стороны, если полученные студентом баллы не соответствуют их ожиданиям, это формирует негативную обратную связь от студентов к преподавателю. Согласно опросу, для многих студентов, активно работающих на занятиях, получение оценки ниже их ожиданий негативно проецируется на изучаемую дисциплину, отношение к преподавателю, применяемую методику и учебный процесс в целом. С целью минимизировать отрицательный

эффект рекомендуется разрабатывать и применять для оценивания более детальные критерии, позволяющие максимально возможно исключить предвзятость и субъективность, предоставить оцениваемому объективные аргументы, подтверждающие справедливость выставленных баллов.

Основная задача проведенного исследовательского проекта состояла в определении понятия качественной обратной связи. Студенты, участвовавшие в обсуждении, подчеркивали, что обратная связь, в которой отсутствует конкретная информация, и предлагаемые варианты решения проблемы не оказывают никакого положительного воздействия на учащихся, не стимулируют их на более усердное освоение учебного предмета. При этом преподаватели отмечали, что данная ситуация является результатом непродуктивной коммуникации между преподавателями и студентами, что влечет за собой непонимание и неверную интерпретацию полученной информации. К сожалению, преподаватели имеют разное понимание степени конкретизации информации, а также возможностей учащихся восприятия, оценивания и применения полученной обратной связи. Было отмечено, что подробное и детальное изложение решения проблем и выполнения требований лишает учащихся возможности развивать навыки критического мышления и самоанализа.

Библиографический список

По результатам анализа информации, собранной в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что обратная связь должна быть предоставлена преподавателем студенту своевременно в формате и объеме, позволяющим учащимся без дополнительных усилий определить проблемы в освоении дисциплины и способы их решения. Несвоевременно предоставленная и недостаточно информативная обратная связь рассматривается студентами как затруднительная к адекватной интерпретации и последующим действиям. Отношение преподавателей к обратной связи объясняется отсутствием выделенных часов в учебной нагрузке и методических указаний администрации департамента и университета. Для повышения эффективности обратной связи необходимо реализовать тесное коммуникационное взаимодействие между преподавателями и студентами, в процессе которого усилия обеих сторон будут направлены на достижение единой учебной цели. Преподавателям важно предоставлять своевременную качественную обратную связь, при этом студентам необходимо понимать и активно анализировать полученную информацию, а также предпринимать действия в соответствии с полученными рекомендациями. Такая модель взаимодействия будет способствовать формированию устойчивых рабочих взаимосвязей, основанных на понимании и уважении.

1. Хэтти Д., Тимперли Х. Сила обратной связи. Обзор педагогических исследований. Университет в Окленде. 2007; № 1: 81-112.

2. Хэтти Д. Видимое обучение. Москва. Национальное образование, 2017.

3. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007; № 12 (33): 367-371.

4. Бозер У. Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний. Москва. ООО «Альпина Паблишер», 2020.

5. Sutton P. Conceptualizing Feedback Literacy: Knowing, Being, and Acting. Innovations in Education and Teaching. International Journal of Education. 2012; № 49 (1): 31-40.

6. Carless D., Winstone N. Teacher Feedback Literacy and Its Interplay with Student Feedback Literacy. Teaching in Higher Education. 2020; № 28 (69):13-24.

7. Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018; № 43 (8): 1315-1325.

References

1. H etti D., Timperli H. Sila obratnoj svyazi. Obzor pedagogicheskih issledovanij. Universitet v Oklende. 2007; № 1: 81-112.

2. H etti D. Vidimoe obuchenie. Moskva. Nacional'noe obrazovanie, 2017.

3. Luk'yanenko O.D. Obratnaya svyaz' v didakticheskom informacionnom vzaimodejstvii pedagoga i uchaschihsya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2007; № 12 (33): 367-371.

4. Bozer U. Kak nauchit'sya uchit'sya: Navyki osoznannogo usvoeniya znanij. Moskva. OOO «Al'pina Pablisher», 2020.

5. Sutton P. Conceptualizing Feedback Literacy: Knowing, Being, and Acting. Innovations in Education and Teaching. International Journal of Education. 2012; № 49 (1): 31-40.

6. Carless D., Winstone N. Teacher Feedback Literacy and Its Interplay with Student Feedback Literacy. Teaching in Higher Education. 2020; № 28 (69):13-24.

7. Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018; № 43 (8): 1315-1325.

Статья поступила в редакцию 04.04.24

УДК 811.161.1(077)

Antonova E.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Socio-Economic and Mathematical Disciplines, International Institute of Economics and

Linguistics, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: antoshki05@rambler.ru

Valiulina S.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Department of Russian as a Foreign Language, Preparatory Faculty for Foreign Students,

International Institute of Economics and Linguistics, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: svetlana-valiuli@mail.ru

THE USE OF VISUAL AIDS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINES OF THE NATURAL SCIENCE BLOCK (LEVELS A1-A2). The article is aimed at describing results of work on the creation of a set of methodological techniques aimed at effective teaching of natural science disciplines within the framework of pre-university training programs for foreign students. Traditional static techniques of teaching materials currently do not give the desired effect, it is much more productive to use interactive visual learning tools, especially at the initial stage of learning Russian as a foreign language. The authors use traditional and modern ways of visualizing educational material with specific examples in certain sections of biology, which can be used in the educational and methodological activities of teachers of the natural science block of disciplines. With the help of the analysis of the theoretical basis of the study and of the material about developed and tested visualization techniques, the authors conclude that it is possible to talk about the effectiveness of using such teaching methods and the greater educational potential of nonlinear texts.

Key words: methods of teaching Russian as a foreign language, disciplines on science, visualization of educational material

Е.В. Антонова, канд. биол. наук, доц., Международный институт экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, г. Иркутск,

E-mail: antoshki05@rambler.ru

С.В. Валиулина, канд. филол. наук, доц., зав. каф. русского языка как иностранного подготовительного факультета для иностранных граждан

Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: svetlana-valiuli@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА (УРОВНИ А1-А2)

Статья направлена на описание результатов работы по созданию комплекса методических приемов, направленных на эффективное преподавание естественно-научных дисциплин в рамках программ довузовской подготовки иностранных учащихся. Традиционные статичные техники подачи учебного материала в настоящее время не дают должного эффекта, гораздо продуктивнее использовать интерактивные визуальные средства обучения, особенно на начальном этапе изучения русского языка как иностранного. Авторы рассматривают традиционные и современные способы визуализации учебного материала с конкретными примерами по отдельным разделам биологии, что может быть использовано в учебно-методической деятельности преподавателей естественно-научного блока дисциплин. На основе анализа теоретической базы исследования и на материале разработанных и апробированных техник визуализации авторы приходят к выводу о том, что можно говорить об эффективности использования подобных приемов обучения и большом учебном потенциале нелинейных текстов.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, дисциплины естественно-научного блока, визуализация учебного материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.