Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обратная связь / мотивация / обучение иностранному языку / когнитивные возможности / эмоциональный интеллект / feedback / motivational feedback / foreign language teaching / cognitive skills / emotional intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Бугреева

В статье рассматриваются и анализируются вопросы, связанные с организацией и реализацией обратной связи в контексте обучения иностранному языку в высшей школе. Обратная связь является одним из важнейших компонентов успешной и продуктивной коммуникации преподавателей и студентов. Оценка работы учащихся основывается на данных, получаемых при выполнении студентами различных тестовых заданий, ответов на занятиях и других видах аудиторной и внеаудиторной работы. В статье подчеркивается, что академическая успеваемость прямо коррелирует не только с когнитивными возможностями и уровнем эмоционального развития учащихся, но и с информацией, предоставляемой им в качестве обратной связи. Эффективная обратная связь должна выполнять функцию инструмента мотивации, помогая студентам адекватно оценивать текущую академическую ситуацию, способствовать формированию и развитию профессиональных и социальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Бугреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF EFFECTIVE FEEDBACK AS AN ACHIEVEMENT MOTIVATOR IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

In the article questions related to organization and implementation of feedback in foreign language teaching are discussed. Feedback is considered as an extremely important component for effective and efficient means of communication between teachers and students. Evaluation of students’ performance is typically based on gathering data on the results of tests completion, reviews and presentations. Students individual academic achievements directly correlate not only with their cognitive abilities and emotional skills, but with the information provided as feedback, its tone and mode. To be effective, the feedback should become an achievement motivator for students, should help them correct their academic outcomes, receive knowledge and professional skills as well as realize productive interaction with teachers and peers. The author observes correlation between feedback practice and motivation. The article states that any type of feedback must take into consideration motivation as being a crucial component for students’ academic and professional success.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Bugreeva A.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ISSUES OF EFFECTIVE FEEDBACK AS AN ACHIEVEMENT MOTIVATOR IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING. In the article questions related to organization and implementation of feedback in foreign language teaching are discussed. Feedback is considered as an extremely important component for effective and efficient means of communication between teachers and students. Evaluation of students' performance is typically based on gathering data on the results of tests completion, reviews and presentations. Students individual academic achievements directly correlate not only with their cognitive abilities and emotional skills, but with the information provided as feedback, its tone and mode. To be effective, the feedback should become an achievement motivator for students, should help them correct their academic outcomes, receive knowledge and professional skills as well as realize productive interaction with teachers and peers. The author observes correlation between feedback practice and motivation. The article states that any type of feedback must take into consideration motivation as being a crucial component for students' academic and professional success.

Key words: feedback, motivational feedback, foreign language teaching, cognitive skills, emotional intelligence.

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

КАК ИНСТРУМЕНТА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются и анализируются вопросы, связанные с организацией и реализацией обратной связи в контексте обучения иностранному языку в высшей школе. Обратная связь является одним из важнейших компонентов успешной и продуктивной коммуникации преподавателей и студентов. Оценка работы учащихся основывается на данных, получаемых при выполнении студентами различных тестовых заданий, ответов на занятиях и других видах аудиторной и внеаудиторной работы. В статье подчеркивается, что академическая успеваемость прямо коррелирует не только с когнитивными возможностями и уровнем эмоционального развития учащихся, но и с информацией, предоставляемой им в качестве обратной связи. Эффективная обратная связь должна выполнять функцию инструмента мотивации, помогая студентам адекватно оценивать текущую академическую ситуацию, способствовать формированию и развитию профессиональных и социальных компетенций.

Ключевые слова: обратная связь, мотивация, обучение иностранному языку, когнитивные возможности, эмоциональный интеллект.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы заключается в том, что у методистов и практиков сферы образования существует немало вопросов и разногласий, связанных со значимостью, эффективностью, качеством и форматом предоставления обратной связи в процессе обучения иностранным языкам. Изучение данной проблемы не представляется возможным в отрыве от анализа взаимосвязей между индивидуальными когнитивными способностями и уровнем развития эмоционального интеллекта всех субъектов образовательного контекста. Цель исследования состоит в выявлении и анализе отношения к обратной связи, возникающего в процессе обучения, у непосредственных участников образовательного процесса. Исследования показывают, что предоставление обратной связи является ресурсозатратным процессом для преподавателя и невозможным для применения в ежедневной практической преподавательской работе [1]. С другой стороны, студенты хотят получать от преподавателя обратную связь в формате развернутых комментариев, что является для них важным мотивирующим фактором, позволяющим корректировать отношение к изучаемому материалу и учебному процессу, а также реализовывать эффективную коммуникацию с преподавателями [2].

Методы, использованные в процессе исследования, включали теоретический анализ специальной литературы, а также эмпирическое обобщение личного педагогического опыта преподавания английского языка учащимся бакалавриата и магистратуры. Научная новизна работы заключается в представлении и анализе отношения субъектов учебного процесса к концепции обратной связи в контексте обучения иностранному языку в профессиональной сфере. Проанализирована взаимосвязь результатов обучения, обратной связи и уровня развития эмоционального интеллекта в системе преподаватель - студент Теоретическая значимость работы заключается в представлении выводов о воздействии обратной связи на академические достижения учащихся, а также о ее потенциальном

влиянии на последующее конструктивное взаимодействие человека, общества и государства.

Современная образовательная среда нацелена на всестороннее развитие учащихся, формирование навыков непрерывного самообучения и образования. Обратная связь является одним из важнейших и необходимых педагогических инструментов, определяющих эффективность процесса обучения и возможность достижения образовательных целей. В дискуссии «Обратная связь, или фактор оценивания в образовательном процессе», проходившей в рамках Московского международного салона образования (ММСО - 2022), была определена роль обратной связи как «важнейшего ресурса качественного образования, помогающего ученику осмыслить сделанную работу, заметить свои успехи и слабые места, сформировать план на будущее» [3]. Обратная связь выполняет функции и задачи информирования, мотивирования и эмоционального воздействия преподавателя на учащегося в процессе обучения для достижения целей, сформулированных в рабочей программе изучаемой дисциплины. Одной из основных задач преподавателя иностранных языков является поиск и реализация педагогических методов и приемов, способствующих развитию образовательных и профессиональных компетенций студентов, что, в свою очередь, служит критерием эффективности и качества реализуемой программы обучения. В этом контексте обратная связь становится инструментом не только передачи знаний, но и создания условий для активного участия студентов в их приобретении и практическом применении. Предоставляя сведения о степени усвоения учащимися учебного материала в соответствии с целями, задачами и критериями, сформулированными в программе дисциплины, эффективность обратной связи находится в непосредственной зависимости от конкретной, корректной и своевременной трансляции учащимся информации, отражающей определенные аспекты и результаты их учебной работы, а также проблемы и сложности, возникшие в процессе изучения материала.

В методических исследованиях концепция обратной связи определяется как результат анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый в процессе совместной деятельности [4]. Winstone N.E., Balloo K., Carless D. [5] формулируют понятие обратной связи как результат фиксирования внешних проявлений реагирования сознания слушателей на излагаемую информацию, выполняющую роль регулятора межличностных отношений между преподавателем и студентом, с возможностью достижения положительного результата благодаря умению преподавателя своевременно отмечать изменения в поведении учащихся и эффективно и корректно реагировать на эти изменения.

Вопросам роли обратной связи для формирования и поддержания учебной мотивации посвящены работы многих российских и зарубежных исследователей, методистов и практиков (А.А. Коренев, А.А. Азбель, К.Е. Зискин, Д.А. Волков, Дж. Хетти, Д. Садлер и др.). В своих работах Коренев А.А. подчеркивает, что способность преподавателя предоставить качественную обратную связь в значительной степени определяет успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения целей обучения и образования [6]. Дж. Хетти утверждает, что причина неудовлетворенности учащихся обучением, трудностей, с которыми они сталкиваются при изучении дисциплины, и, как следствие, потеря мотивации к обучению во многом заключается в некачественной и неэффективной коммуникации с преподавателями и зачастую - в отсутствии обратной связи или невозможности ее правильно интерпретировать [7]. Согласно исследованиям Волкова Д.А., обратная связь играет более важную роль в академических достижениях студентов, чем любая другая педагогическая практика, так как способствует формированию уверенности в приобретенных знаниях и навыках, повышает индивидуальную самооценку, а также является стимулом к дальнейшему обучению [8]. Зискин К.Е., Петровский В.А. [9] считают, что обратная связь становится продуктивным инструментом обучения, если она отражает конкретные аспекты и задачи, так как обобщенные и нецелевые комментарии являются бесполезными и не способствуют достижению целей и задач обучения.

Эффективность обратной связи определяется как возможность предоставляемой информации способствовать минимизации или ликвидации пробела между имеющимися у учащегося на данный момент знаниями и результатами, определяемыми программой дисциплины [6]. Мы согласны с позицией Sadler D.R. [10], касающейся того, что обратная связь - это двусторонний процесс, не являющийся сугубо прерогативой преподавателя и требующий для эффективной реализации активной вовлеченности всех участников образовательного процесса. По мнению Dawson P. et al. [11], формат обратной связи должен определяться образовательной средой, потребностями обучающихся, целями и задачами изучаемой дисциплины. Направленная на оказание помощи в изучаемом предмете, предоставление поддержки в желании улучшить знания, мотивацию учащихся к самообучению эффективная обратная связь служит формированию у студентов навыков самостоятельной работы, самоанализа и критического мышления, повышает их самооценку [12].

Понимая сложность изучаемой проблемы, исследователи не дают однозначного ответа на вопрос о наиболее эффективной форме обратной связи. Являясь регулятором межличностных отношений, успешная обратная связь позволяет преподавателю проводить занятия с учетом индивидуальных психических возможностей и когнитивных способностей студентов, формируя и развивая навыки непрерывного обучения и самообразования учащихся. Морозов А. и др. [13] отмечают, что профессионализм и авторитет преподавателя определяется умением установить устойчивый контакт с учащимися, аргументированно предоставлять обратную связь в ходе проведения контроля усвоения студентами учебного материала. Правильно организованная коммуникация формирует отношение уважения и доверия между учащимися и преподавателями. Практические исследования показывают, что критический стиль обратной связи оказывает негативный эффект на мотивацию учащихся [4] в связи с тем, что, предоставляя информацию и оказывая эмоциональное воздействие, обратная связь влияет на успешность обучающего процесса и эффективность результатов обучения.

Обратная связь в процессе обучения предоставляется ученикам либо преподавателем, либо сверстниками - учащимися той же группы, либо самим обучающимся. В условиях цифровизации обратную связь можно получить в цифровом формате как результат независимого от человеческого фактора компьютерного тестирования. Обратная связь, получаемая от преподавателя, более эффективна для идентификации ошибок и степени усвоения учебного материала. В то же время обратная связь от сверстников или самоанализ способствует развитию самостоятельности суждений, критическому анализу, рефлексии и самооценки. Объектами обратной связи являются различные аспекты и результаты когнитивной деятельности учащихся, такие как ответы на тестовые вопросы, аудиторная работа, самостоятельная домашняя работа, выступление с презентациями по изучаемым темам.

Метакогнитивная обратная связь направлена на совершенствование когнитивных стратегий учащихся, которые представляют собой произвольную и непроизвольную когнитивную деятельность, осуществляемую студентами для понимания, изучения, запоминания нового учебного материала, для решения задач и проблем. Примерами метакогнитивной обратной связи может служить высказывание студентом предположения о возможности или невозможности его индивидуальных образовательных достижений, сравнение академических результатов с определенными критериями или стандартами, определение лич-

ных образовательных целей и задач. Обратная связь может быть предоставлена в сравнении с определенными базовыми критериями, которыми могут служить предыдущие показатели студента, результаты работы в группе или достижения профессионалов. Необходимо учитывать, что такой вид обратной связи служит мотиватором только при условии самооценивания и сравнения. Сравнение с достижениями других чаще оказывает демотивирующий эффект на студентов.

Обратная связь может содержать обобщенный анализ результатов академической работы студентов, оценочные данные по определенным видам работы, развернутый комментарий о работе, в котором анализируются правильно выполненные задания и ошибки, а также дается совет о дальнейшей учебной работе. Важно подчеркнуть, что обобщенный анализ результатов работы имеет положительный эффект только при оценивании выполнения небольших задач и заданий. Развернутые комментарии, которые не только указывают на ошибки, но и предлагают пути и способы их исправления, играют формирующую роль и показывают большую эффективность в мотивировании студентов к улучшению академических результатов. При оформлении такой обратной связи преподаватель может также подчеркнуть правильные ответы учащегося, аргументы или суждения, указать причины допущенных ошибок, подсказать возможные способы решения проблем. Исследователи едины во мнении, что доброжелательный тон обратной связи важен для формирования положительного отношения учащихся, повышения их самооценки и мотивации к учебе.

Формат обратной связи может быть письменный и/или устный, индивидуальный и/или обсуждением в группе, и/или представлен в электронном виде. Обратная связь может предоставляться сразу после высказывания студента, что считается наиболее продуктивной формой по сравнению с оценкой и комментариями, которые учащиеся получают через некоторое время после выполнения заданий. Преподаватель должен не только высказать суждение и/или оценить работу учащегося, но и дать возможность студенту проанализировать и обсудить с преподавателем возникшие вопросы. Такой подход выступает эффективным педагогическим приемом, предполагающим активную и результативную коммуникацию учащихся с преподавателями. Важно отметить, что вид и формат обратной связи должен определяться когнитивными потребностями учащихся, такими как:

• декларативные знания,

• знание процессов и алгоритмов действий,

• семантические знания,

• стратегические знания.

Так, формат обратной связи, отражающий правильность или неправильность выполнения заданий, применяется в процессе приобретения декларативных знаний, в то время как обратная связь, анализирующая порядок выполнения заданий, используется для формирования знаний процессов и алгоритмов действий.

Целенаправленная обратная связь, конкретная критика, мониторинг и оценка имеют большое значение в развитии навыков и компетенций учащихся. Мониторинг, являясь базовой формой обратной связи, нацелен на наблюдение за учебным прогрессом и фиксирование ошибок. Он способствует более ответственному и сознательному отношению учащихся к своим действиям, развитию навыка самоэффективности. К недостаткам мониторинга можно отнести ресур-созатратность, сосредоточенность на ошибках, устойчивую эмоциональную напряженность.

В отличие от самоконтроля и мониторинга, ценность обратной связи, получаемой от преподавателя, заключается в умении преподавателя предоставить объективную информацию и целенаправленную критику о результатах учебной деятельности. При этом такая обратная связь должна служить руководством, а не инструкцией к действиям, способствуя формированию и развитию навыков аналитического и структурированного поиска ответов на вопросы или решению задач. Обратная связь должна стимулировать учащихся мыслить самостоятельно, активно искать информацию, осваивать новые навыки, вырабатывать собственное понимание и мнение, а не давать готовые ответы и решения. Способствуя профессиональному развитию, аргументированные объяснения и сторонняя оценка работы помогают учащимся осознать ошибки, понять причины их возникновения, открыть новые способы действия и мышления в различных ситуациях.

По мнению ряда исследователей [13], персональное наставничество считается наиболее эффективной формой обучения в связи с тем, что в процессе личного общения учащиеся получают максимально продуктивную обратную связь, а преподавателям, понимая индивидуальные особенности учащихся, легче представить учащимся информацию в формате, мотивирующем на преодоление трудностей в процессе освоения дисциплины. Возможность корректировки обучения в зависимости от уровня знаний учащегося обеспечивает высокую степень вовлеченности студентов в учебный процесс. В формате наставничества преподаватель, основываясь на имеющихся у учащихся знаниях и навыках, адаптирует новую информацию к ранее усвоенному материалу.

В процессе предоставления обратной связи задачей преподавателя как наставника является не только определение критических ситуаций, но и объяснение логических ошибок и выводов, проработка ситуации, предложение нового направления мышления. С точки зрения Джона Хэтти, обратная связь - это не столько информация о недостатках, сколько указание на «неверное толкование» [7].

Навыки анализа деятельности со стороны и самоанализ являются факторами, необходимыми для профессионального роста. Предлагаемая нами практика ответов на ряд вопросов в конце темы или раздела помогают учащимся понять и проанализировать эффективность своего обучения и в дальнейшем сосредоточиться на материале, который оказался трудным для понимания. Ключевыми вопросами для самооценки и обратной связи могут быть такие:

• Чему я научился?

• Хорошо ли я это знаю?

• Что мне было сложно понять?

• Что осталось неясным?

• Как мне узнать то, что неизвестно?

Ответы на итоговые вопросы помогают как учащимся, так и преподавателям понять сложные моменты, осознать, какой учебный материал был не до конца усвоен, что надо сделать, чтобы исправить ситуацию.

Обратная связь является инструментом, позволяющим формировать, влиять и корректировать эмоциональную составляющую процесса обучения. В связи с тем, что эффективность усвоения знаний имеет прямую корреляцию с уровнем развития эмоционального интеллекта, способность человека к приобретению знаний во многом определяется состоянием его эмоциональной сферы. Эффективная обратная связь должна способствовать снижению эмоционального дискомфорта, минимизировать негативное влияние эмоций на результаты учения, стимулировать формирование навыка самоэффективности. Понятие «самоэффективность» было впервые предложено А. Бандурой как «настрой на успех», являющийся эмоциональным мотивирующим фактором к участию человека в какой-либо деятельности при условии убежденности в успешности этой деятельности [14]. Навык самоэффективности определяет направление действий, стимулирует сосредоточенность на этой деятельности, способствует выполнению задач, достижению целей, а также получению эмоциональной удовлетворенности от результатов.

Обратная связь и возможность продуктивного общения с преподавателями являются критически важными элементами в контексте высшего профессионального образования в связи с тем, что от эффективности их реализации во многом зависит интеллектуальное развитие учащихся высшей школы [6]. В академической среде высших учебных организаций зачастую отсутствует непосредственный контроль за учебной работой студентов со стороны родителей и преподавателей. Такая самостоятельность делает многих учащихся незащищенными, и поэтому преподавателям важно понимать и предоставлять мотивирующую обратную связь своевременно, корректно и адекватно потребностям обучающихся.

Цели и задачи проведенного исследования заключались в определении степени эффективности воздействия различных видов обратной связи на мотивацию учащихся в академической среде в процессе освоения курса дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Оценивая влияние обратной связи на мотивацию учащихся и результаты обучения, предлагалось проанализировать ответы на следующие вопросы:

• Кем предоставляется обратная связь?

• Кому она предназначена?

• Что является целью обратной связи?

• Какая информация транслируется?

• Как осуществляется обратная связь?

• Какой формат используется?

• Какая реакция ожидается?

• Какая фактическая реакция на обратную связь?

В исследовании использовались такие виды учебной деятельности, как работа с аутентичными текстовыми, аудио- и видеоматериалами, ответы на вопросы преподавателя, представление презентаций, решение кейсовых заданий и другая коммуникативная деятельность. Обратная связь осуществлялась преподавателем, учениками той же группы и студентами самостоятельно. Формат обратной связи был как немедленный устный - после высказывания или выполнения задания студентом, так и письменный - в виде комментариев на выполненную работу. В исследовании приняли участие студенты третьего курса направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Информационная

Библиографический список

безопасность». Результаты показали, что из 72 участников 46% отметили общий положительный мотивационный эффект обратной связи, 31% респондентов -рост заинтересованности к изучаемому материалу, 11% наблюдали повышение самоэффективности. Остальные 12% участников опроса затруднились четко определить результат воздействия обратной связи, частично фиксируя повышение мотивации, заинтересованности и целенаправленности. Также результаты исследования показывают, что только 10% из числа участников хотели и были готовы аргументированно обсуждать полученную обратную связь, вести диалог с преподавателем, фиксировать свои ошибки и решать проблемы, используя полученную информацию. 12% участников считают, что информация, которую студенты получают от преподавателей, недостаточна для понимания предъявляемых требований, а также критерии оценивания не соответствуют ожиданиям студентов. Преподаватели, в свою очередь, утверждают, что четко формулируют требования, информируя о них студентов заранее, готовы объяснять ошибки и предоставить учащимся необходимую обратную связь в любой момент, хотя зачастую не видят от студентов заинтересованности в получении такой помощи и в желании улучшить свои академические результаты. К недостаткам данного исследования следует отнести тот факт, что учащиеся в основном были получателями обратной связи, которая предоставлялась преподавателем в формате оценки результатов выполнения заданий или развернутых комментариев.

Обратная связь служит инструментом реализации перехода от пассивной ассимиляции информации учащимися к ее активному поиску, критическому анализу, рефлексии и применению на практике. Также обратная связь дает учащимся четкое понимание того, какие знания должны быть получены и какие навыки освоены в конце изучения конкретной дисциплины. Умение учащихся запрашивать, получать, анализировать и интерпретировать обратную связь становится важным фактором, в дальнейшем способствующим успешной профессиональной деятельности и формирующим основы эффективного и продуктивного существования человека в обществе.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что результативность обратной связи напрямую зависит от мотивированности студентов, их эмоционального состояния, готовности понимать и интерпретировать обратную связь, исправлять ошибки. Несмотря на понимание важности обратной связи в обучающем процессе, многие учащиеся считают получаемую информацию бесполезной, непонятной, запоздалой, не дающей инструкций и решений для улучшения знаний и повышения академической успеваемости. Студенты выражают недовольство практическими сторонами вопроса, такими как содержание обратной связи, организация и проведение текущей и промежуточной аттестации, временные рамки, отсутствие или недостаточно четкие требования к работе и критерии оценивания. С точки зрения преподавателей проблема заключается в неумении или нежелании студентов правильно интерпретировать получаемую информацию и реагировать на нее. По мнению преподавателей, студенты не заинтересованы в получении и изучении развернутых комментариев на их работы, их интересуют только оценки.

Важно отметить необходимость развития навыков как предоставления, так и получения обратной связи. Умение преподавателя адекватно оценить когнитивные возможности учащегося, учитывать эмоциональное состояние студента, адаптировать учебный материал в соответствии с этими возможностями, найти правильный подход к каждому студенту, предоставив необходимую и понятную обратную связь, является показателем профессионального уровня педагога. Также важно создавать условия, в которых учащиеся чувствовали бы доверие к преподавателям, получали поддержку, реагируя позитивно и продуктивно на получаемую обратную связь. Правильно сформулированная и своевременно предоставленная обратная связь становится эффективным инструментом обучения, помогая учащимся строить цепочки рассуждений, сравнивать и анализировать разные точки зрения, проводить поиск аналогий, находить ответы на вопросы и давать объяснения. Существующая проблема неудовлетворенности предоставляемой информацией как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей требует дальнейшего изучения для формирования и осуществления эффективной двусторонней обратной связи с целью исключения существующих и потенциальных разногласий в интерпретации этого педагогического приема.

1. Азбель А.А., Илюшин Л.С., Морозова П.А. Обратная связь в обучении глазами российских подростков. Вопросы образования. 2021; № 1: 195-212.

2. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

3. Московский международный салон образования - 2022. Цифровая трансформация школы. Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-ne-tak-s-obratnoy-svyazyu-v-nashikh-shkolakh-i-kak-eto-ispravit/

4. Азбель А.А., Илюшин Л.С., Казакова Е.И., Морозова П.А. Отношение учеников и учителей к обратной связи: противоречия и тенденции развития. Образование и наука. 2022; Т. 24, № 7: 82-109.

5. Winstone N.E., Balloo K., Carless D. Discipline-specific feedback literacies: A framework for curriculum design. Higher Education. 2020; № 83: 57-77.

6. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

7. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement (1st ed.). Routledge. London, 2008.

8. Волков Д.А. Будущее рождается в диалоге. СоциоДиггер. 2021; Т. 2, № 9 (14): 60-67.

9. Зискин К.Е., Петровский В.А. Мотивирующее оценивание. Наука и школа. 2016; № 5: 14-23.

10. Sadler D.R. Beyond feedback: Developing student capability in complex appraisal. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2010; № 35 (5): 535-550.

11. Dawson P. et al. What makes for effective feedback: Staff and student perspectives. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019; № 44 (1): 25-36.

12. Sutton P. Conceptualizing feedback literacy: Knowing, being, and acting. Innovations in Education and Teaching International. 2012; № 49 (1): 31-40.

13. Morozov A. et al. A review of motivational outcomes of classroom feedback practice. AERA Annual Conference, Denver, CO. 2010: 11-25.

14. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия, 2000.

References

1. Azbel' A.A., Ilyushin L.S., Morozova P.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii glazami rossijskih podrostkov. Voprosy obrazovaniya. 2021; № 1: 195-212.

2. Korenev A.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obschenii. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

3. Moskovskij mezhdunarodnyj salon obrazovaniya - 2022. Cifrovaya transformaciya shkoly. Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-ne-tak-s-obratnoy-svyazyu-v-nashikh-shkolakh-i-kak-eto-ispravit/

4. Azbel' A.A., Ilyushin L.S., Kazakova E.I., Morozova P.A. Otnoshenie uchenikov i uchitelej k obratnoj svyazi: protivorechiya i tendencii razvitiya. Obrazovanie inauka. 2022; T. 24, № 7: 82-109.

5. Winstone N.E., Balloo K., Carless D. Discipline-specific feedback literacies: A framework for curriculum design. Higher Education. 2020; № 83: 57-77.

6. Korenev A.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obschenii. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

7. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement (1st ed.). Routledge. London, 2008.

8. Volkov D.A. Buduschee rozhdaetsya v dialoge. SocioDigger. 2021; T. 2, № 9 (14): 60-67.

9. Ziskin K.E., Petrovskij V.A. Motiviruyuschee ocenivanie. Nauka i shkola. 2016; № 5: 14-23.

10. Sadler D.R. Beyond feedback: Developing student capability in complex appraisal. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2010; № 35 (5): 535-550.

11. Dawson P. et al. What makes for effective feedback: Staff and student perspectives. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019; № 44 (1): 25-36.

12. Sutton P. Conceptualizing feedback literacy: Knowing, being, and acting. Innovations in Education and Teaching International. 2012; № 49 (1): 31-40.

13. Morozov A. et al. A review of motivational outcomes of classroom feedback practice. AERA Annual Conference, Denver, CO. 2010: 11-25.

14. Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya. Sankt-Peterburg: Evraziya, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.01.23

УДК 159.9.075

Burmistrova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: burmistrova@omgpu.ru

Zaripova T.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: opp@omgpu.ru

Shabysheva Yu.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: shabysheva_yue@omgpu.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF YOUNGER STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL. The article substantiates the relevance and provides a theoretical analysis of the problem of developing the social competence of younger students in a digital society. The necessity of organizing joint work of a social pedagogue, a teacher-psychologist, primary school teachers, parents of first-graders and students to solve problems of interpersonal communicative interaction of younger schoolchildren is substantiated. The diagnostics of the levels of development of social competence of junior schoolchildren and the analysis of experimental work on the implementation of the proposed program, which contributes to the development of social competence of junior schoolchildren by creating a psychologically comfortable educational environment and conditions for the development of social competence in the educational process of primary school based on the effective interaction of a social teacher, a teacher-psychologist, are presented. Results of the formative experiment based on results of diagnostics show the effectiveness of the implementation of the developed program. The presented material allows concluding that it is necessary and expedient for teachers to develop the social competence of younger students in the educational process of primary school in order to solve problems of interpersonal communicative interaction.

Key words: social competence, interpersonal interaction, communicative interaction skills, social and communicative interaction.

Е.В. Бурмистрова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: burmistrova@omgpu.ru

Т.В. Зарипова, канд. психол. наук, доц., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: opp@omgpu.ru

Ю.Е. Шабышева, канд. психол. наук, доц., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: shabysheva_yue@omgpu.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье обоснована актуальность и проведен теоретический анализ проблемы развития социальной компетентности младших школьников в цифровом социуме. Доказана необходимость организации совместной работы социального педагога, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей первоклассников и обучающихся для решения проблем межличностного коммуникативного взаимодействия младших школьников. Представлена диагностика уровней развития социальной компетентности младших школьников, проведен анализ опытной работы по реализации предложенной программы, способствующей развитию социальной компетентности младших школьников посредством создания психологически комфортной образовательной среды и условий для развития социальной компетентности в образовательном процессе начальной школы на основе эффективного взаимодействия социального педагога, педагога-психолога, учителя начальных классов и родителей. Результаты формирующего эксперимента по итогам диагностики показали эффективность реализации разработанной программы. Представленный материал позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности комплексной работы педагогов по развитию социальной компетентности младших школьников в образовательном процессе начальной школы для решения проблем межличностного коммуникативного взаимодействия обучающихся.

Ключевые слова: социальная компетентность, межличностное взаимодействие, навыки коммуникативного взаимодействия, социально-коммуникативное взаимодействие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменившиеся за несколько последних лет современные геополитические и социальные реалии, в которых оказалось общество, не могли не затронуть систему образования и не повлиять на ситуацию социального развития ребенка любого возраста. Современное детство в равной степени с новыми открывающимися для детей возможностями приобретает и все новые проблемы, которые зачастую выступают сторонами одной и той же медали, привнося в жизнь детей, родителей и семьи в целом коррективы, к которым ни дети, ни родители, ни семья в большинстве своем не готовы. Особенно остро это коснулось будущих первоклассников и детей младшего школьного возраста.

Условия пандемии и резко изменившегося вынужденного формата обучения с традиционного на дистанционный, к которому в большинстве своем школы и семьи оказались не готовы, во многом повлияли на характер и развитие навыков социального взаимодействия младших школьников со сверстниками, родителями и учителями. Существовавшие ранее проблемы семей с детьми и образовательных учреждений проявились в полную силу. Общими как для детей, так и для родителей и педагогов оказались проблемы организации целенаправленного опосредованного взаимодействия по поводу требующих решения воспи-

тательных и образовательных задач, что, в принципе, явилось усугублением уже давно имеющихся в современном социуме проблем коммуникативного характера, обусловленных зачастую наличием опосредованных коммуникаций на основе цифровых технологий и минимизацией непосредственного - живого - общения, в котором ребенок, по сути, и учится выражать и проявлять себя эмоционально, получает чувственный опыт, опыт проживания, переживания, открывает для себя новые ощущения, посредством которых приходит к пониманию реальной сущности происходящего и формированию своей картины мира на своем уровне миропонимания. Сложившаяся ситуация выдвинула на одно из первых мест, как требующих решения, проблемы межличностного коммуникативного взаимодействия и развития социальной компетентности младших школьников.

Социальная компетентность, представляющая собой «... интегративную личностную характеристику, отражающую признание им ценности себя и другого, сотрудничества с детьми и взрослыми, знание правил поведения и взаимодействия, способов выхода из конфликтных ситуаций, проявляющуюся в уважительном отношении к людям разного возраста и разных культур, в ответственности за свои поступки и результаты деятельности на основе развития рефлексии»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.