Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический прием / коллегиальная обратная связь / эффективность обратной связи / инструмент эффективной коммуникации / feedback efficiency / peer feedback / teaching method / instrument of effective communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Бугреева

В предлагаемой к рассмотрению работе анализируется роль обратной связи в обучении иностранному языку в профессиональной сфере как инструмента коммуникации между преподавателями и студентами, а также между студентами (peer feedback). Обратная связь, получаемая преподавателями и учащимися в ходе учебного процесса, является важным педагогическим приемом, позволяющим совершенствовать методику и тактику обучения, повысить мотивированность учащихся к изучению иностранного языка для профессиональных целей и применению полученных знаний и навыков на практике и в будущей профессиональной деятельности. Являясь фундаментальным средством обучения и оценивания, обратная связь помогает преподавателям, администрации образовательных учреждений, а также руководству государственных департаментов образования проанализировать эффективность и недостатки актуальных образовательных программ, оценить успешность их освоения, своевременно скорректировать учебные планы и материалы в соответствии с изменяющимися запросами учащихся и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Бугреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFICIENCY OF FEEDBACK IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES

The proposed work studies the role of corrective and summative feedback in foreign language teaching for professional purposes as a tool for teacher-to-student as well as peer-to-peer communication. The feedback received by teachers and students during the educational process is an important pedagogical technique that allows teachers to improve teaching methods and tactics, increase motivation of students to learn a foreign language for professional purposes and apply the acquired knowledge and skills in practice and in future professional activities. As a fundamental means of teaching and evaluation, feedback helps lecturers, administrators of educational institutions as well as authorities of the state departments of education to analyze the effectiveness and shortcomings of the existing educational programs, assess the success of the current learning development, timely adjust curricula and materials in accordance with the changing needs of students and employers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

УДК 378

Bugreeva A.S., teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ON THE ISSUE OF THE EFFICIENCY OF FEEDBACK IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES. The proposed work studies the role of corrective and summative feedback in foreign language teaching for professional purposes as a tool for teacher-to-student as well as peer-to-peer communication. The feedback received by teachers and students during the educational process is an important pedagogical technique that allows teachers to improve teaching methods and tactics, increase motivation of students to learn a foreign language for professional purposes and apply the acquired knowledge and skills in practice and in future professional activities. As a fundamental means of teaching and evaluation, feedback helps lecturers, administrators of educational institutions as well as authorities of the state departments of education to analyze the effectiveness and shortcomings of the existing educational programs, assess the success of the current learning development, timely adjust curricula and materials in accordance with the changing needs of students and employers.

Key words: feedback efficiency, peer feedback, teaching method, instrument of effective communication

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

В предлагаемой к рассмотрению работе анализируется роль обратной связи в обучении иностранному языку в профессиональной сфере как инструмента коммуникации между преподавателями и студентами, а также между студентами (peer feedback). Обратная связь, получаемая преподавателями и учащимися в ходе учебного процесса, является важным педагогическим приемом, позволяющим совершенствовать методику и тактику обучения, повысить мотивированность учащихся к изучению иностранного языка для профессиональных целей и применению полученных знаний и навыков на практике и в будущей профессиональной деятельности. Являясь фундаментальным средством обучения и оценивания, обратная связь помогает преподавателям, администрации образовательных учреждений, а также руководству государственных департаментов образования проанализировать эффективность и недостатки актуальных образовательных программ, оценить успешность их освоения, своевременно скорректировать учебные планы и материалы в соответствии с изменяющимися запросами учащихся и работодателей.

Ключевые слова: педагогический прием, коллегиальная обратная связь, эффективность обратной связи, инструмент эффективной коммуникации

Умение преподавателя предоставлять обучающемуся своевременную качественную обратную связь рассматривается как показатель высокого уровня профессионализма преподавателя, его умения разрабатывать и подбирать такие модели коммуникации, которые помогут учащимся эффективно осваивать учебную программу, а также стимулировать развитие навыков и умений критического мышления, самоанализа и самообучения. Актуальность предлагаемой к рассмотрению работы заключается в том, что взаимодействие и коммуникация между преподавателями и студентами, а также между другими студентами в группе (peer feedback), реализуемые в формате педагогической формирующей, корректирующей и оценивающей обратной связи (feedback), играют важную роль в эффективном обучении и преподавании иностранного языка для профессиональных целей. Обратная связь позволяет преподавателям оценивать текущую учебную ситуацию, своевременно разрабатывать и реализовывать методические подходы и приемы обучения с целью повышения заинтересованности учащихся к изучаемой дисциплине, их вовлеченности в процесс обучения, способствовать формированию навыков критического мышления, самоанализа и самоообуче-ния. Цель данной работы заключается в обосновании важности педагогической обратной связи и определения требований, необходимых для формирования эффективной информирующей, корректирующей и оценивающей обратной связи для повышения качества преподавания и обучения иностранному языку в профессиональных целях. В качестве исследовательских методов применялся теоретический анализ научных работ, посвященных изучению роли обратной связи в образовании, а также проводилось эмпирическое исследование на базе выборки из 180 студентов третьего курса факультета информационных технологий и анализа больших данных. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и практическом подтверждении значимости педагогической обратной связи не только как инструмента оценивания, анализа удовлетворенности учащихся получаемыми знаниями, но и повышения эффективности обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», росту вовлеченности учащихся в образовательный процесс, мотивации, активизации навыков критического мышления, самооценки и самоанализа. Теоретическая значимость работы заключается в подтверждении фундаментальной роли педагогической формирующей, корректирующей и итоговой обратной связи, а также ее положительного влияния на процессы обучения и преподавания, повышения мотивированности обучающихся, росту их уверенности в успешном освоении учебного материала, развитии критического и аналитического мышления.

Обратная связь выступает одним из фундаментальных педагогических инструментов, формирующих и корректирующих траекторию обучения [1]. Так, Хетти делает вывод о том, что обратная связь играет мотивирующую, поддерживающую и информирующую роли в процессе обучения [2]. Согласно Азбель А.А., обратная связь должна применяться в педагогике в качестве основного и обязательного приема для обмена информацией между учащимися и преподавателями [3].

Отличительной особенностью обучения иностранному языку является необходимость понимания поведенческих и психоэмоциональных особенностей учащихся с целью кастомизации и персонификации траектории обучения, а также адаптации используемых материалов и контрольных показателей, применяемых

для оценивания успешности освоения учащимися дисциплины, к возможностям учащихся [4]. Так, Коренев А.А. отмечает важность продуктивной коммуникации между учащимися и преподавателями в начале и в конце процесса обучения [5]. Понятие «продуктивной коммуникации» подразумевает выдвижение четких, адекватных и понятных задач обучения, контрольных показателей и требований к выполнению работ, а также подтвержденное понимание данной информации учащимися. Формирующая обратная связь дает возможность студентам получить информацию о целях, задачах, программе обучения, требованиях к выполнению работ для достижения целевых академических результатов и получения высоких баллов во время промежуточной аттестации. Итоговая обратная связь позволяет преподавателям, администрации учебной организации, учащимся увидеть и проанализировать динамику обучения, определить слабые и сильные стороны, оценить достигнутые результаты [6]. Качественная и своевременно предоставленная обратная связь направлена на сокращение разрыва между целями и задачами обучения и реальными когнитивными и эмоциональными возможностями учащихся [4]. Общение между преподавателями и студентами, их взаимодействие и скоординированные усилия способствуют не только получению знаний по изучаемой дисциплине, освоению профессиональных навыков, но и развитию когнитивных и эмоциональных возможностей учащихся [7].

Формирующая, корректирующая и итоговая обратная связь как коммуникативное взаимодействие между преподавателями и студентами предоставляет основную информацию для понимания и оценивания текущей учебной ситуации, анализа динамики обучения и разработки методов, способствующих достижению программных учебных целей. Обратная связь между преподавателями и студентами как обмен информацией в течение учебного периода, например семестра, нацелена на сбор данных, отслеживание и информирование учащихся и администрацию о реальной текущей динамике обучения или ее отсутствии с целью своевременной корректировки учебного материала и требований к его усвоению, внесению возможных изменений и дополнений в учебные планы и текущие аттестационные работы. Являясь неотъемлемой составляющей учебного процесса, обратная связь позволяет оценить успешность обучения, а также определить эффективные и неэффективные аспекты и подходы к обучению.

Обратная связь в процессе обучения иностранному языку в профессиональной сфере чаще всего реализуется в двух направлениях: от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю. Необходимо подчеркнуть, что наибольшая эффективность обратной связи достигается в процессе синергии двух форматов, а также привлечения обратной связи от других обучающихся (peer feedback). В научных исследованиях, посвященных изучению роли обратной связи в педагогике, подчеркивается, что обмен мыслями, идеями и информацией в процессе коллаборативной работы учащихся является особым форматом обратной связи в обучении, положительно влияющим на эффективность учебного процесса и мотивацию учащихся [7]. Обратная связь, получаемая от других студентов в группе, дает возможность учащимся проанализировать и оценить свою работу, сравнить и сопоставить ее с работой других студентов, а также помогает преподавателями скорректировать требования и адаптировать изучаемый материал к возможностям и запросам учащихся [3]. Данный формат обратной связи реализуется на занятиях по иностранному языку как выражение замечаний, вы-

сказывание мыслей, выдвижение предложений с целью скорректировать обучение определенного учащегося, повысить его вовлеченность в процесс обучения, мотивировать на достижение программных учебных целей. Коллегиальная обратная связь полностью формируется и осуществляется самими учащимися без вовлечения преподавателя. При этом задачей преподавателя является контроль над корректностью процесса обмена информацией. Фактор автономности и независимости играет немаловажную роль в процессе изучения иностранного языка как средства коммуникации, позволяя студентам применять на практике навыки общения на иностранном языке. Разнообразные виды и источники, предоставляющие обратную связь, являются значимыми в обучении иностранному языку, так как способствуют развитию умения анализировать и критически осмысливать деятельность другого учащегося, формулировать и излагать свою позицию и понимание процесса обучения, развивать навыки эффективной коммуникации.

В целях изучения вопроса наиболее эффективного формата обратной связи был проведен опрос 180 студентов третьего года обучения факультета информационных технологий и анализа больших данных об их отношении к обратной связи, получаемой как от преподавателя, так и от других учащихся, важности обратной связи не только для оценивания академической успеваемости, но и для отслеживания динамики обучения, высказывания замечаний, внимания к полученной информации, ее корректной интерпретации учащимися. Опросные листы включали следующие варианты ответов на следующий вопрос: «Что вам помогает в освоении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»?»:

- информация, получаемая от преподавателя, во время занятия,

- оценки за выполненные работы и баллы за аттестацию,

- поправки, подсказки других студентов,

- самостоятельная оценка и работа,

- совместная работа с другими студентами.

Учащиеся могли выбирать несколько вариантов ответа на поставленный вопрос. Результаты опроса показали, что для большинства учащихся (92%) основное значение в эффективном освоении учебной дисциплины имеет итоговая обратная связь, получаемая в формате оценок или баллов за академическую успеваемость по результатам тестирования. 63% респондентов считают информацию, получаемую от преподавателя во время занятий, важной для понимания, анализа и корректировки текущей ситуации в обучении; 93 участника опроса считают, что способны самостоятельно оценивать динамику обучения; 65 и 56 студентов из общего числа опрошенных оценили коллегиальную обратную связь и коллаборативную работу как эффективный формат реализации обратной связи.

Что вам помогает в освоении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»? Число студентов (из 180 студентов, принявших участие в опросе) % студентов (из общего числа, принявших участие в опросе)

Оценки за выполненные работы и баллы за аттестацию 167 92

Информация, получаемая от преподавателя во время занятий 114 63

Самостоятельное оценивание своей учебной работы 93 52

Совместная работа с другими студентами в группе 65 36

Поправки, помощь и подсказки других студентов в группе 56 31

Важно заметить то, что оценка или баллы, полученные учащимся за аттестационные тесты, не являются той обратной связью, которая необходима для повышения вовлеченности учащихся в учебный процесс и их мотивации к освоению материала и получению знаний. Задача преподавателя заключается ни столько в выставлении оценок, сколько в том, чтобы научить студентов задавать правильные вопросы, выражать свое мнение, уметь управлять эмоциями. Для достижения этих целей важно формировать навыки и развивать умения учащихся предоставлять обратную связь другим студентам. Создание на занятиях атмосферы сотрудничества является сложной задачей, требующей от преподавателя готовности менять сложившиеся стандарты преподавания и подходы к проведению учебных занятий.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, являясь фундаментальным инструментом повышения эффективности обучения, обратная связь от преподавателя к студенту выполняет следующие функции:

- предоставление информации,

- дополнение существующей информации,

- выявление ошибок,

- корректировка ошибок,

- продуктивное использование предоставленной информации.

В процессе обучения обратная связь способствует достижению следующих результатов:

- корректировка реализуемого процесса обучения,

- развитие навыков самооценивания,

- обмен информацией между преподавателем и студентом, а также между студентами,

- продуктивная коммуникация между участниками процесса обучения,

- мотивированность и вовлеченность учащихся в обучение,

- мотивированность преподавателей на повышение навыков эффективного преподавания.

Формат предоставляемой обратной связи должен определяться такими факторами, как:

- уровень владения учащимся языковыми компетенциями,

- вид работы для оценивания,

- этап в процессе обучения,

- уровень развития эмоционального интеллекта.

Необходимо отметить, что, несмотря на понимание значимости обратной связи, процесс ее предоставления в целях информирования, корректировки и оценивания рассматривается многими преподавателями и студентами эмоционально- и трудозатратным. Выступая в роли учителя, наставника, корректора и фасилитатора процесса обучения иностранному языку для профессиональных целей, преподаватель должен одновременно оценивать следующие аспекты работы учащихся:

- организация и стиль высказывания

- содержание высказывания

- правильность и своевременность используемой грамматики

- применение лексических конструкций, соответствующих определенному этапу в обучении, согласно утвержденной рабочей программе дисциплины.

Оценивание результатов обучения на этапах текущего и промежуточного контроля позволяет выявить учебные проблемы, скорректировать текущие задачи и учебный процесс в целом. Вместе с этим, зная систему оценивания, учащиеся могут самостоятельно оценить свою учебную работу, проследить динамику обучения, сравнить с работой других учащихся. Обратная связь в формате информирования, корректировки и оценивания является эффективным инструментом повышения продуктивности обучения и преподавания иностранного языка в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Московский международный салон образования - 2022. Цифровая трансформация школы. Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-ne-tak-s-obratnoy-svyazyu-v-nashikh-shkolakh-i-kak-eto-ispravit/

2. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. Routledge. London, 2008.

3. Азбель А.А., Илюшин Л.С., Казакова Е.И., Морозова П.А. Отношение учеников и учителей к обратной связи: противоречия и тенденции развития. Образование и наука. 2022; Т. 24, № 7: 82-109.

4. Бугреева А.С. Вопросы реализации и повышения эффективности обратной связи в учебном процессе в сфере высшего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 230-232.

5. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

6. Зискин К.Е., Петровский В.А. Мотивирующее оценивание. Наука и школа. 2016; № 5: 14-23.

7. Dawson P. et al. What makes for effective feedback: Staff and student perspectives. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019; № 44 (1): 25-36.

8. Лежнева Е.Б., Николаева Н.Н. Коллегиальная обратная связь в формировании навыков технического письма в российском техническом университете. Московский педагогический журнал. 2019; № 2: 98-102.

References

1. Moskovskij mezhdunarodnyj salon obrazovaniya - 2022. Cifrovaya transformaciya shkoly. Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-ne-tak-s-obratnoy-svyazyu-v-nashikh-shkolakh-i-kak-eto-ispravit/

2. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. Routledge. London, 2008.

3. Azbel' A.A., Ilyushin L.S., Kazakova E.I., Morozova P.A. Otnoshenie uchenikov i uchitelej k obratnoj svyazi: protivorechiya i tendencii razvitiya. Obrazovanie inauka. 2022; T. 24, № 7: 82-109.

4. Bugreeva A.S. Voprosy realizacii i povysheniya 'effektivnosti obratnoj svyazi v uchebnom processe v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 230-232.

5. Korenev A.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obschenii. Rhema. 2018; № 2: 112-127.

6. Ziskin K.E., Petrovskij V.A. Motiviruyuschee ocenivanie. Nauka i shkola. 2016; № 5: 14-23.

7. Dawson P. et al. What makes for effective feedback: Staff and student perspectives. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019; № 44 (1): 25-36.

8. Lezhneva E.B., Nikolaeva N.N. Kollegial'naya obratnaya svyaz' v formirovanii navykov tehnicheskogo pis'ma v rossijskom tehnicheskom universitete. Moskovskijpedagogicheskij zhurnal. 2019; № 2: 98-102.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378.4

Digtyar O.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE BY THE EXAMPLE OF USING AUTHENTIC VIDEO MATERIALS IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals a problem of formation of sociocultural competence in teaching students a foreign language. The author's approach to the development of students' language skills through the use of authentic video materials in teaching students a foreign language is presented. Ways to use authentic video materials in teaching students a foreign language to foreign-language communicative activity are determined. The researcher proposes an algorithm of using authentic video materials in teaching students a foreign language. It is concluded that authentic video materials are maximally close to the linguistic reality and therefore their use in foreign language lessons is more than justified—no other materials can give the same complete idea of the socio-cultural reality of the country of the studied language and demonstrate the combination of verbal and non-verbal codes of foreign language communication.

Key words: sociocultural competence, authentic videos, students' language skills, foreign language, learning process

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования социокультурной компетенции при обучении студентов иностранному языку Представлен авторский подход к развитию языковых умений посредством использования аутентичных видеоматериалов при обучении студентов иностранному языку; определены возможности использования аутентичных видеоматериалов при развитии навыков иноязычной коммуникативной деятельности; предложен алгоритм использования аутентичных видеоматериалов при обучении студентов иностранному языку. Сделан вывод о том, что аутентичные видеоматериалы максимально приближены к языковой реальности, и потому их использование на уроках иностранного языка более чем обусловлено - никакие другие материалы не могут дать такого же полного представления о социокультурной реальности страны изучаемого языка и продемонстрировать сочетание вербального и невербального кодов иноязычного общения.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, аутентичные видеоматериалы, языковые умения студентов, иностранный язык, учебный процесс

Актуальность рассмотрения социокультурной компетенции по теме проводимого исследования обусловлена проблемой соотнесения аутентичных видеоматериалов при обучении студентов иностранному языку с системой знаний о государстве изучаемого языка; речевого (социального) поведения, характерного для носителей языка и их национально-культурной специфике; способностью в ходе общения применять данные знания, при этом следуя правилам поведения и обычаям, стереотипам поведения, нормам этикета и конкретным социальным условиям, свойственным носителям изучаемого языка.

Главная цель статьи - определение возможностей применения аутентичных видеоматериалов в рамках обучения иностранному языку и иноязычной коммуникативной деятельности современных студентов.

Соответственно задачами для достижения этой цели являются определение преимуществ развития языковых умений студентов посредством аутентичных видеоматериалов и определение следующих составляющих:

- деятельность студентов в процессе иноязычной устной коммуникации при изучении иностранного языка;

- подготовительная работа по применению аутентичных видеороликов на занятиях для преподавателя.

Уровень проблемности по теме статьи обозначен в диссертации О.Н. Игна [1], которая на базе аутентичных материалов исследует в рамках современного профессионально направленного обучения иноязычной коммуникации процессы совершенствования социокультурных компетенций современных студентов.

Можно указать и на исследованиях таких авторов, как Е.С. Бачурина [2], Ю.А. Чиликина [3], которые посвящены видеоматериалам как эффективным инструментам мотивации студентов к изучению и практике иностранного языка, совершенствованию фонетических навыков.

Научная новизна исследования определяется авторским подходом к развитию языковых умений студентов посредством применения в ходе обучения студентов иностранному языку разнообразных аутентичных материалов в видеоформате, а также разработкой алгоритма использования аутентичных видеоматериалов при обучении студентов иностранному языку

Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена возможностью использования материалов данной статьи в учебном процессе.

Обратившись к особенностям развития у студентов разнообразных языковых умений, таких как говорение, аудирование и др., отметим, что аутентичные видеоматериалы, бесспорно, могут способствовать их совершенствованию.

В первую очередь аутентичные видеоматериалы позволяют формировать и развивать слухопроизносительные навыки при просмотре видеофрагмента с

фонетическими упражнениями, а также в процессе просмотра любого иного видеоматериала.

При просмотре студентами аутентичных видеоматериалов на уровне подсознания происходит запоминание различных фонетических норм. Помимо этого, обучающиеся концентрируются на разнице произносительных норм между американским и иностранным литературным вариантами языка, диалектом и региональными акцентами [4].

Наряду с вышесказанным, главная особенность объекта настоящего исследования - аутентичных видеоматериалов - состоит в следующем: просмотр красочных и информативных видеосюжетов позволяет совмещать звуковые и зрительные образы.

Педагог может студентам предложить такую ситуацию, когда они с его помощью или самостоятельно окажутся в роли непосредственных, активных участников процесса коммуникации.

Также высокая актуальность применения аутентичных видеоматериалов в рамках обучения современных студентов обусловлена тем, что они обеспечивают взаимосвязи между реальной жизнью и практическими занятиями, способствуют личностному росту, позволяют сбалансировать практические навыки и фактические знания.

Исследовавшие заявленную проблему ученые отмечали, что в ходе учебной деятельности именно применение аутентичных видеоматериалов способно улучшить результаты, так как стимулирует студентов на совершенствование навыков иноязычного общения.

Делая акцент на формирование и развитие важнейшего фонетического навыка, необходимо учитывать то, что данный навык подразумевает артикуляционную перестройку на базе выявления как различий, так и сходств при произношении различных звуков в иностранных языках, успешное овладение техниками произнесения иноязычных звуков в предложении (словосочетании, слове) в ходе чтения и (или) говорения, формирование и совершенствование фонематического слуха у студентов [2].

Обучающиеся, просматривая аутентичные (подлинные) видеоматериалы, наглядно представляют то, каким образом слова произносятся. Они не только видят артикуляцию, но и неосознанно ее усваивают.

Это происходит по следующей причине: зритель слышит и видит, как носители языка произносят слова. Таким образом, у него формируется и развивается фонематический слух. Кроме этого, визуальная часть способствует развитию навыка «языковой догадки». Не менее важна лексика, усваиваемая в процессе присмотра видеоматериала студентом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.