Научная статья на тему 'Реализация двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов'

Реализация двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОМАТОТИП / МОРФОМЕТРИЯ / ФУТБОЛИСТЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / THE POSSIBILITY OF MOVEMENT / PHYSICAL PERFORMANCE / SOMATIC / MORPHOMETRY / PLAYERS / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Князев Максим Михайлович

На основе анализа теоретических исследований определены основные направления реализации двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов. Показано, что эффективная реализация двигательного потенциала юных футболистов происходит на основе учета особенностей соматотипа, а также адаптации организма к требованиям игровой деятельности. Рассмотрено, как разработанная методика развития физических качеств юных футболистов на основе соматотипирования и принципа природосообразности влияет на реализацию двигательного потенциала в технической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Князев Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF MOTOR POTENTIAL TECHNICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

The article, based on an analysis of theoretical studies, given a description of the implementation of motor abilities in the technical training of young players. Effective implementation of the motor abilities of young players, passing through somatotype and adaptation to the requirements of gaming activities. The developed method is based on the principle of respect for the nature of somatic and have a positive impact on the realization of motor abilities in the field of technical training.

Текст научной работы на тему «Реализация двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов»

CHRONOTYPE AND SPORT ACTIVITIES AMONG THE STUDENTS

F.A. Mavliev, E.Sh. Shamsuvaleeva, Y.R. Safikanova, A.M. Ahatov, A.S. Nazarenko

We investigated the affiliation of students of Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism involved and not involved in sports to a specific chronotype. It is shown that chronotype has no ties with the sport, with sporting achievements, as well as the peculiarities of the training activities. While no difference in the distribution of phonotype's between the group involved and not involved in sports.

Key words: chronotype, high performance sport, a test of the Horne-Ostberg, athletes.

Mavliev Fanis Azgatovich, candidate of biological Sciences, senior researcher, Fanis16rus@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Shamsuvaleeva Ehlmira Shamilevna, candidate of biological Sciences, associate professor, el.w.w.@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Safikanova Yulya, student, fanis16rus@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Ahatov Azat Munirovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, fanis16rus@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Nazarenko Andrey Sergeevich, candidate of biological Sciences, associate professor, Hard@,inbox.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.332

РЕАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

В.С. Макеева, М.М. Князев

На основе анализа теоретических исследований определены основные направления реализации двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов. Показано, что эффективная реализация двигательного потенциала юных футболистов происходит на основе учета особенностей соматотипа, а также адаптации организма к требованиям игровой деятельности. Рассмотрено, как разработанная методика развития физических качеств юных футболистов на основе соматотипирования и принципа природосообразности влияет на реализацию двигательного потенциала в технической подготовке.

Ключевые слова: двигательный потенциал, физический потенциал, соматотип, морфометрия, футболисты, техническая подготовка.

Исходя из требований современных научных подходов к спортивной тренировке, вопросы оптимизации многолетней физической подготовки необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с данными об уровне

физического развития, морфологического и функционального состояния спортсменов [1. С. 96-98; 4. С. 13-18; 7. С. 19-27]. В исследованиях ряда авторов установлено, что прогнозирование эффективности развития технических умений и навыков юных спортсменов можно осуществлять на основе определения соматотипа юного спортсмена [2, С. 41-44; 3, С. 86-94].

Подчеркивается, что морфофункциональные показатели детского организма являются ведущими критериями при выборе рациональных двигательных режимов для достижения высоких результатов, методов воздействия на организм подростков и при спортивном отборе в различные виды спорта [5. С. 71-74; 6. С. 338-343].

Полагаем, что важнейшим условием эффективности реализации двигательного потенциала выступает учет генетической программы организации соматического аппарата, накладывающего особенности на реализацию двигательных навыков и качеств соответственно конституциональной структуре юного спортсмена.

Однако данные наблюдений в практике спорта и в футболе в частности, показывают, что значительный физический потенциал на начальном этапе подготовки не гарантирует высокого уровня потенциала двигательного, в то время как именно при отборе для занятий в спортивные секции, больше полагаются на физический потенциал, а не на двигательный [5. С. 71-74]. Совокупность морфофункциональных признаков позволяет использовать физический потенциал как интегральную оценку эффективности физического воспитания. В исследовании предполагается, что эффективность игровой и соревновательной деятельности футболистов определяется развитием двигательного потенциала как суммы специальных двигательных умений в специфической игровой деятельности футболистов.

При этом недостаточно научно обоснованы вопросы дифференцирования в развитии двигательного потенциала юных футболистов на основе учета возрастных особенностей, слабо отслежена динамика этих процессов. Анализ перечисленных проблем выявил противоречие между необходимостью достижения должного уровня двигательного потенциала на основе взаимосвязи структурных элементов игровой деятельности в футболе, а также с факторами внешней среды, требующими индивидуализации и дифференциации тренировочного процесса и отсутствия адекватной методики.

Прогрессивная реализация двигательного потенциала юных футболистов происходит на основе индивидуальных особенностей адаптации организма к различным внешним воздействиям среды, влияющим на уровень развития их двигательных возможностей. Юный футболист, обладая некоторым двигательным потенциалом, реализует его в определённых движениях, отличающихся рядом качественных и количественных характеристик. В определенных условиях эффективность

адаптации будет иметь индивидуальные особенности у каждого спортсмена, поскольку предрасположенность и потенциальные способности могут не совпадать и быть абсолютно разными. При этом эффективность адаптации, когда речь идет о спортсмене, предполагает не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые определяют успешность осуществления двигательной деятельности в избранном виде спорта, в частности, в футболе.

Все в совокупности должно обеспечиваться гармонией на основе расчета средств и методов совершенствования моторики юного спортсмена в годичном и многолетнем процессе подготовки.

Достижение должного уровня двигательного потенциала юных футболистов эффективно на основе учета взаимосвязи структурных элементов игровой деятельности, соматотипа и факторов внешней среды, определяющих дифференциацию учебно-тренировочного процесса в соответствии с принципом природосообразности.

Объект исследования: техническая подготовка юных футболистов.

Предмет исследования: реализация двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы и определить основные направления реализации двигательного потенциала в технической подготовке юных футболистов.

2. Выявить, как разработанная нами методика развития физических качеств юных футболистов на основе соматотипирования и принципа природосообразности влияет на реализацию двигательного потенциала в технической подготовке.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогический эксперимент; соматометрия; соматотипирование; контрольно-педагогические испытания (тесты); методы математической статистики.

Эксперимент проводился на базе Детско-юношеской спортивной школы № 3» г. Орла. В исследовании принимали участие 25 юных футболиста 2002 г.р. в возрасте 11-12 лет группы начальной подготовки третьего года обучения.

По результатам оценки соматотипа юные футболисты были поделены на группы: 1) МиС и МиМеС типов - 7 чел.; 2) МеС типа -14 чел.; 3) МеМаС и МаС типов - соответственно 4 чел.

Для оценки эффективности реализации двигательного потенциала в технической подготовленности юных футболистов использовались тесты: бег 30 м с ведением мяча, удар мяча на дальность, «ведение-обводка-удар». В контрольном упражнении «бег 30 м с ведением мяч» и «удар мяча на

дальность» оценивались соответственно скорость и качество выполнения приемов, сила, точность удара по мячу. В упражнении «ведение-обводка-удар» оценивался комплекс физических и технических показателей -ловкость, скорость, правильное выполнение технических приемов.

В результате проведенного тестирования футболистов были получены следующие средние значения результатов: в беге 30 м с ведением мяча они составили 7,18±1,22 с; удар мяча на дальность - 30,92±7,43 м; «ведение-обводка-удар» - 8,05±1,17 с. По окончании эксперимента была проведена повторная оценка технической подготовленности юных футболистов по ранее проведенным тестам. В результате проведенного тестирования футболистов, были получены следующие результаты: в беге 30 м с ведением мяча они составили 6,7±0,32 с; удар мяча на дальность -38,45±7,3 м; «ведение-обводка-удар» - 6,4±0,73 с. Средние значения результатов в тестах технической подготовленности в соответствии с соматотипом представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные данные технической подготовленности юных футболистов в соответствии с соматотипом до и после эксперимента

Тесты Группы в соответствии с соматотипом

МиС и МиМеС МеС МеМаС и МаС

(п=7) (п=14) (п=4)

Бег 30 м с ведением мяча (с) 6,9±0,8 6,85±0,66 7,31±0,91

6,59±0,38 6,55±0,3 6,96±0,27

Удар мяча на дальность (м) 27,71±8,31 33,57±8,28 30,5±2,83

34±10,07 41,85±7,4 39,5±4,43

Ведение-обводка-удар (с) 7,23±0,74 7,9±1,03 8,85±1,5

5,59±0,32 5,88±0,49 7,73±1,38

Примечание: верхняя строчка - до эксперимента; нижняя - после эксперимента;

* - достоверность различий, при Р>0,05.

На основе анализа результатов тестирования установлено, что внутри каждой группы на конец эксперимента произошли позитивные сдвиги во всех тестовых упражнениях. Как видно из данных, представленных в табл. 1 в упражнении, определяющем скорость ведения мяча (бег 30 м с ведением мяча), практически одинаковые результаты показаны футболистами 1 (МиС и МиМеС) и 2 (МеС) групп, в то время как у спортсменов 3 группы (МеМаС и МаС) результаты ниже. Полагаем, что акцент на природо-обусловленные основы управления развитием двигательного потенциала обеспечивает надежность, устойчивость и сбалансированность активности систем организма, что является базовой

характеристикой эффективности освоения техники двигательных действий футболиста.

В упражнении, определяющем силу удара по мячу (удар мяча на дальность), лучшие результаты оказались у спортсменов 2-й группы (МеС), далее - футболисты 3-й группы (МеМаС и МаС) и ниже всех результаты оказались у представителей 1-й группы (МиС и МиМеС). В упражнении «ведение-обводка-удар» лучше всех показатели у футболистов 1-й группы (МиС и МиМеС), далее следовали спортсмены 2-й группы (МеС) и более низкие показатели наблюдались в 3-й группе (МеМаС и МаС).

Прирост показателей в тестах на техническую подготовленность в соответствии с разделенными группами юных футболистов представлен в табл. 2.

Таблица 2

Прирост показателей в тестах технической подготовленности в соответствии с соматотипом юных футболистов (в %)

Тесты МиС МеС МеМаС Общий

и МиМеС (n=14) и МаС прирост

(n=7) (n=4) (n=25)

Бег 30 м с ведением мяча (с) 4,49 4,38 4,79 6,69

Удар мяча на дальность (м) 22,7 24,66 29,51 24,35

Ведение-обводка-удар (с) 22,68 25,57 12,66 20,5

В процессе анализа прироста результатов тестирования технической подготовленности, можно констатировать, что широкий диапазон адаптационного процесса, обеспечивает эффективный и полезный результат использования резервов двигательного потенциала, построенного на основе рациональных двигательных режимов на начальном этапе подготовки. Положительные сдвиги результатов позволяют организму юных спортсменов переходить на формирование избыточного двигательного потенциала как объективной основы надежности, устойчивости и вариативности в развитии двигательных навыков и качеств, влияющих на спортивный результат, в котором избыточный двигательный потенциал может выступать как практическая модель жизнеустойчивости юного спортсмена.

Список литературы

1. Губа В.П., Маринич В.В. Генетические и фенотипические маркеры прогноза успешной спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 96-98.

2. Губа В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 41-44.

3. Додонова Л.П. Природные явления и законы, определяющие изменения признаков у лиц с различными соматотипами на этапе роста и развития // Актуальные вопросы антропологии: сб. науч. тр. Вып. 4. Минск: Беларуская навука, 2009. С. 86-94.

4. Дорохов Р.Н., Сафоненкова Е.В. Морфологические основы двигательной активности // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты восстановления качества жизни людей с ограниченными возможностями: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2013. С. 13-18.

5. Зайцев А. А., Даев В.Е. Особенности телосложения и скоростно-силовые способности юных футболистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8 (126). С.71-74.

6. Колокольцев М.М. Характеристика двигательных возможностей студентов-юношей с различными типами конституции // Вестник ИрГТУ №11 (94). 2014. С. 338-343.

7. Рожков О.И. Теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к понятию «соматотип» // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 3. № 15. С. 19-27.

Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., vera 19l@mail.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова,

Князев Максим Михайлович, ассистент, knjazev5l@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

REALIZATION OF MOTOR POTENTIAL TECHNICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

V.S. Makeeva, M.M. Knyazev

The article, based on an analysis of theoretical studies, given a description of the implementation of motor abilities in the technical training of young players. Effective implementation of the motor abilities of young players, passing through somatotype and adaptation to the requirements of gaming activities. The developed method is based on the principle of respect for the nature of somatic and have a positive impact on the realization of motor abilities in the field of technical training.

Key words: the possibility of movement, physical performance, somatic, morphometry, players, technical training.

Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, vera l9l@mail.ru, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov,

Knyazev Maksim Mihailovich, assistant, knjazev51@,yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.