Терзи Константин Григорьевич, канд. пед. наук, доц., 88konstantin16@mail.ru, Россия, п. Малаховка, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК)
PHASE STRUCTURE OF BENCH PRESS COMPILED ON THE BASIS OF COMPREHENSIVE BIOMECHANICAL ANALYSIS
K.G. Terzi
The phase structure of the bench press lying on the basis of a complex analysis of the main actions during the exercise without the use of sports equipment is shown on the example of high-qualified athletes. A comprehensive biomechanical analysis of the performance of the main rod press actions is presented on the basis of which the author offers his own version of the phase structure of the exercise. A schematic technique is presented for the "punching" and the flow of the "dead zone" phase.
Key words: phase structure of bench press lying, biomechanical analysis of bench press lying, the main action when bench press lying.
Terzi Konstantin Grigoryevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, 88konstantin16@mail. ru, Russia, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture (MGAFC)
УДК 796.332:796.015.154
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А.Д. Дугблей
Получены данные о текущем развитии физических качеств и функциональной готовности юных футболистов, позволяющие своевременно корректировать параметры нагрузки, как в индивидуальном, так и в командном плане с целью избегания срыва адаптации к физическим нагрузкам при переходе в молодежные и взрослые сборные и сохранения внутренних резервов организма для успешной реализации своего потенциала.
Ключевые слова: футболисты, физическая подготовленность, физические качества, тренировочный этап, сенситивные периоды.
Разносторонняя двигательная подготовленность является основой успешной деятельности футболистов. Результаты, показываемые спортсменами, зависят не только от объема и качества выполненных тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе многолетней подготовки юные спортсмены проходят через ряд возрастных ступеней. Эти ступени, или сенситивные периоды, играют первостепенное значение в процессе становления и развития спортивной формы. На каждой ступени
должно уделяться внимание развитию того физического качества, которое можно воспитать наиболее эффективно именно в этот период [1, 2]. Ввиду того, что тренировочный этап спортивной подготовки в футболе приходится на период наиболее бурного роста организма, оценка физического развития юных спортсменов, их возможности выполнять запланированные объемы тренировочной нагрузки без ущерба для здоровья, является одним из центральных звеньев управления тренировочным процессом.
Одним из наиболее эффективных средств осуществления мониторинга физической подготовленности в футболе является проведение регулярных тестирований уровня развития физических качеств [5], позволяющие проследить динамику изменения состояния организма в течение длительного периода [3, 4]. Включение в данные тестирования тестов на оценку параметров как общей, так и специальной физической подготовки обеспечивает тренерский состав необходимыми сведениями, способствующими более детальному анализу выполнения тренировочного плана, с одной стороны, и учету естественного роста организма воспитанников, с другой.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось среди спортсменов 12-13 лет, общее количество испытуемых составило 134 чел., проживающих в г. Москве. Для удобства проведения все участники были распределены по шести группам в произвольном порядке. Физическая работоспособность в данном исследовании рассматривалась и как интегральный показатель развития функциональных систем организма [1-3]. В связи с тем что, в качестве основных физических качеств, принято рассматривать: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость и силовые качества, комплексная оценка уровня физической подготовленности футболистов включала в себя следующие тесты: для определения скоростно-силовые способностей были применены прыжок в высоту с места и прыжок в длину с места; для определения уровня развития быстроты был применен бег на 30 м с высокого старта. При определении ловкости и двигательно-координационных способностей были применены челночный бег 4*9 м без мяча и с мячом (способность к выполнению сложнокоординационных действий), жонглирование мячом в парах, обводка стоек и удар в створ ворот (способность к кинестетическому дифференцированию). Для определения гибкости применялся наклон вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамье [6].
Результаты исследования. Анализ результатов выполнения комплекса тестовых испытаний, позволивший выделить ряд проблемных аспектов, представлен в таблицах 1-3.
Таблица 1
Выполнение нормативов федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол»
№ Показатель Группа
п/п №1 №2 №3 №4 №5 №6
Количество участников / % от состава группы
Высота прыжка, см Тест «Прыжок в высоту с места»
1 < 20
2 21-30 1 / 5,7 1 / 5 2 / 11,8
3 31-40 13 / 43,3 14 / 77,7 13 / 65 9 / 55 12 / 70,5 15 / 83,3
4 41-50 16 / 53,3 3 / 16,6 6 / 30 8 / 45 3 / 17,7 3 /16,7
5 > 50 1 / 3,4
Временной интервал, с Тест «Бег на 30 м с высокого старта»
1 4,0-4,5 2 / 10 1 / 4 2 / 11,1
2 4,6-4,9 7 / 20 11 / 55 9 / 37,5 3 / 20 5 / 27,7 3 / 16,6
3 5,0-5,5 21 / 60 7 / 35 15 / 62,5 13 / 76 12 / 66,6 12 / 66,6
4 5,6-5,9 7 / 20 1 / 5,5 2 / 11,1
5 > 5,9 1 /5,5
Дальность прыжка, см Тест «Прыжок в длину с места»
1 140-150 1 / 2,8
2 151-160 3 / 16,6
3 161-170 4 / 11,2 1 / 5,1 1 / 4,5 6 / 25 4 / 22,2
4 171-180 7 / 20 2 / 11,7 7 / 31,8 6 / 33,3 4 / 23 6 / 33,3
5 181-189 7 / 20 9 / 52,9 8 / 36,3 5 / 27,4 3 / 17 1 / 5,5
6 190-200 7 / 20 3 / 17,6 5 / 22,7 2 / 11,1 2 / 11 3 / 16,6
7 > 201 7 / 20 2 / 11,7 1 / 4,5 4 / 22,2 2 / 11 1 / 5,5
Требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» для тренировочного этапа спортивной подготовки в прыжках в высоту с места с помощью рук установлены величиной не менее 20 см. Количество спортсменов, показавших результаты в пределах 21-30 см в данном испытании, составило 4 чел. (4,4 %), показавших результат в диапазоне 31-40 см - 76 спортсменов (64,9 %), 41-50 см -39 спортсменов (45,6 %), свыше 50 см - 1 спортсмен (0,8 %). Были получены данные, в целом позволяющие положительно оценить проявление вертикального приложения скоростно-силовых способностей.
Нормативным показателем в беге на 30 м с высокого старта является величина не более 4,9 с. Количество спортсменов, показавших результаты в пределах 4,0-4,5 с в данном испытании, составило 5 чел. (3,7 %), показавших результат в диапазоне 4,6-4,9 с - 38 чел. (28,3 %), 5,0-5,5 с - 80 чел. (59,7 %), 5,6-5,9 с - 10 чел. (7,4 %), свыше 5,9 с - 1 чел. (0,7 %). Только треть из числа участников смогла выполнить
минимальные требования Федерального стандарта спортивной подготовки в данном испытании. Были зафиксированы следующие недочеты в уровне физической подготовленности - малое продвижение вперед при отталкивании, невысокое поднимание бедра, нестабильность корпуса во время бега, что свидетельствует о слабости опорно-двигательного аппарата в целом и недостаточном для данного возраста развитии мышц нижней конечности.
В прыжках в длину с места от участников исследования требовалось показать дальность прыжка не менее 190 см. Количество спортсменов показавших результаты в пределах 151-160 см в данном испытании составило 3 чел. (2,4 %), показавших результат в диапазоне от 161 до 170 см - 16 чел. (12,9 %), 171-180 см - 32 чел. (25,8 %), 181-189 см - 33 чел. (26,2 %), 190-200 см - 22 чел. (17,7 %), свыше 201 см - 17 чел. (17,7 %). Один спортсмен (0,8 %) показал результат менее 150 см. Значительное число юных спортсменов при соблюдении основ техники прыжка, не смогли приблизиться к минимальным требованиям стандарта из-за недостаточного развития скоростно-силовых способностей. Кроме того, при выполнении данного теста основной проблемой явилось отсутствие технических навыков выполнения самого прыжка, что ограничивало результативность юных спортсменов. Прежде всего, это выражалось в излишнем наклоне туловища вперед, согнутых в коленях ногах, маятникообразных движениях вперед-назад.
Анализ общего числа спортсменов, выполнивших испытания в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» представлен в табл. 2.
Таблица 2
Количество выполнивших нормативные показатели Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол»
№ Тест Команда, чел. Всего
п/п №1 №2 №3 №4 №5 №6 чел./%
1 Бег на 30 м с высокого старта, не более 4,9 с
Выполнило: 7 13 9 4 7 3 43/32,1
Не выполнило 28 7 15 13 13 15 91/67,9
2 Прыжок в длину с места, не менее 190 см
Выполнило: 14 5 6 6 4 4 39/31,4
Не выполнило 19 12 16 11 13 14 85/68,5
Данные выполнения тестовых заданий, примененных в данном исследовании, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты выполнения тестовых заданий участниками исследования
№ п/п Показатель Группа
№1 №2 №3 №4 №5 №6
Количество участников / % от состава группы
Временной интервал, с Тест «Челночный бег 4*9 м без мяча»
1 8,0-8,5 1 / 2,9 1/ 5,2
2 8,6-9,0 3 / 8,8 9 / 47,3 4 / 19
3 9,1-9,5 8/23,1 5 / 26,3 4 / 19 4 / 23 6 / 33,3
4 9,6-10,0 13 / 38,3 4 / 21 8 / 38 12/70 3 / 23,2 3 / 16,6
5 10,1-10,5 7 / 20,3 5 / 23 1 / 7 8 / 61,5 4 / 22,2
6 10,6-11,0 1 / 2,9 2 / 13,3 4 / 22,2
7 > 11,0 1 / 2,9 1 / 5,5
Временной интервал, с Тест «Челночный бег 4х9 м с мячом»
1 10,0-10,9 3 / 8,8 8 / 40 1 / 5 1 / 8,3
2 11,0- 1,9 8 / 23,5 6 / 30 7 / 35 1 / 5,8 4 / 33,3
3 12,0-12,9 13 / 38,2 4 / 20 9 / 45 11 / 64,7 5 / 41,6
4 13,0-13,9 8 / 23,5 2 / 10 4 / 23,5 1 / 8,3
5 14,0-14,9 2 / 5,8 2 / 10 1 / 5,8 1 / 8,3
6 > 15,0 1 / 5
Количество передач, раз Тест «Жонглирование мячом в парах»
1 1-10 16 / 47 12 / 66,6 15 / 53,5 13 / 76,4 14 / 70 16 / 88,8
2 11-20 14 / 41 4 / 22,2 11 / 39,3 4 / 23,6 4 / 20 2 / 11,2
3 21-30 2 / 6 2 / 7,2 2 / 10
4 31-40 2 / 6 4 / 22,2
Временной интервал, с Тест «Обвод стоек с последующим ударом в один из углов ворот верхом»*
1 5,0-5,9 4 / 12,9 3 / 15,7 3 / 15,7 3 / 17,6
2 6,0-6,9 9 / 29 8 / 42,1 6 / 31,5 1 / 6,2 3 / 17,6 2 / 11,1
3 7,0-7,9 9 / 29 4 / 21 3 / 15,7 5 / 31,0 4 / 23,5 2 / 11,1
4 8,0-8,9 4 / 12,9 4 / 21 5 / 26,3 1 / 6,2 2 / 11,7 3 / 16,6
5 9,0-9,9 5 / 16,1 1 / 5,2 3 / 18,7 1 / 5,8 4 / 22,2
6 10,0-10,9 1 / 5,2 3 / 18,7 3 / 17,6 1 / 5,5
7 11,0-11,9 2 / 12,4 2 / 11,1
8 > 12,0 1 / 6,2 1 / 5 4 / 22,2
Глубина наклона, см Тест «Наклон вперед из исходного положения, стоя на гимнастической скамье»
1 -10 / -1 1 / 4,8
2 0 ** 1 / 2,8 4 / 21,1 1 / 5,9
3 1-5 16 / 45,7 10 / 52,6 14 / 66,6 10 / 58,8 11 / 64,7 11 / 61,2
4 6-10 12 / 34,2 5 / 26,3 5 / 23,8 5 / 29,4 5 / 29,4 7 / 38,8
5 > 11 6 / 17,1 1 / 4,8 2 / 11,8
Примечания: *с учетом штрафных секунд за большее количество касаний мяча; ** - касание горизонтальной части скамьи.
Количество спортсменов показавших результаты в пределах 9,5 с в тесте «Челночный бег 4*9 м без мяча» составило 45 чел. (36,8 %), показавших результат в диапазоне от 9,6 до 10,5 с - 68 спортсменов (55,7 %), более 10,5 с - 9 спортсменов (7,6 %). При выполнении испытания были отмечены следующие недостатки проявления ловкости и двигательно-координационных способностей - незначительное количество юных футболистов смогли проявить необходимую координацию движений, что при разворотах приводило к падениям и соответствующим временным потерям при выполнении теста.
Тест «Челночный бег 4*9 м с мячом» был направлен на оценку скоростного ведения мяча с быстрым изменением направления движения. Количество спортсменов показавших результаты в пределах 10,0-11,9 с в данном испытании составило 39 чел. (31,9 %), показавших результат в диапазоне от 12,0 до 13,9 с - 57 спортсменов (55,7 %), 14,0 с и более -7 спортсменов (7,6 %).
В результате проведения теста «Жонглировании мячом в парах», количество спортсменов, показавших результаты в пределах 10 раз составило 86 чел. (60,9 %), показавших результат в диапазоне 11-20 раз -39 спортсменов (27,6 %), 21-30 раз - 6 спортсменов (4,2 %), 31-40 раз -6 спортсменов (4,2 %). Данное испытание показало низкий уровень развития ловкости и координационных способностей владения мячом в воздухе. Игроки пытались заменить обработку мяча стопой на обработку грудью или игру головой в одно касание, движение в квадратах при самом жонглировании было минимальным, игроки стояли на двух ногах, практически не двигаясь.
Тест «Обвод стоек с последующим ударом в один из углов ворот верхом» показал следующие результаты: в пределах 5,0-5,9 с испытание выполнили 13 чел. (10,4 %), количество показавших результат в диапазоне от 6,0 до 6,9 с - 29 чел. (23,2 %), 7,0-7,9 с - 27 чел. (21,6 %), 8,0-8,9 с -20 чел. (16 %), 9,0-9,9 с - 18 чел. (14,4 %), 10,0-10,9 с - 8 чел. (6,4 %), 11,0-11,9 с - 4 чел. (3,2 %), свыше 12,0 с - 6 чел. (4,8 %). У многих игроков наблюдалось недостаточная подготовленность голеностопного сустава, футболисты не могли поднять мяч верхом, отсутствовала синхронность обводки стоек и выполнения последующего удара.
При проведении теста «Наклон вперед из исходного положения, стоя на гимнастической скамье», количество спортсменов, показавших результаты в пределах 1-5 см в данном испытании составило 72 чел. (56,6 %), показавших результат в диапазоне от 6 до 10 см - 39 чел. (30,7 %), свыше 11 см - 9 чел. (7 %). Шесть спортсменов (4,7 %) дотянулись кончиками пальцев до горизонтали и один спортсмен (0,7 %) не смог. Данный тест на определение параметров гибкости выявил насущную необходимость в обращении самого пристального внимания на воспитание этого физического качества у юных футболистов, поскольку
только 37,7 % участников исследования показали результат, который можно характеризовать как удовлетворительный для данного возраста.
Выводы.
1. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень развития физических качеств большинства юных спортсменов фактически не соответствует минимальным требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» на данном этапе. Во многом это связано с превалированием технико-тактической подготовки в тренировочном процессе в данной возрастной группе. Однако результаты выполнения тестовых заданий, включающих в себя оценку владения мячом, также показали невозможность достижения положительного эффекта тренировочных занятий без уделения должного внимания воспитанию физических качеств. Значимость разносторонней физической подготовки на данном этапе определяет дальнейший вектор формирования спортивной формы.
2. В процессе реализации тренировочного процесса следует более дифференцированно подходить к планированию физической подготовки, без которой успешное овладение собственно техническими приемами маловероятно. Регулярное включение в процесс подготовки юных футболистов комплексов гимнастических, прыжковых, специальных беговых упражнений, применение различных беговых отрезков, подвижных игр-эстафет позволит расширить двигательный потенциал юных футболистов, будет в оптимальной степени способствовать росту физической подготовленности.
3. Расширение перечня средств и методов физической подготовки позволит избежать стагнации, либо снижения параметров спортивной формы, предупредить в дальнейшем досрочное прекращению спортивной карьеры, получение травм во время тренировочных занятий и соревнований.
Список литературы
1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2007. 112 с.
2. Гордон С.М. Спортивная тренировка: науч.-метод. пособие. М.: Физическая культура, 2008. 256 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.
4. Михалевский В.И. Футбол как социально-педагогическая система: методология, методика, управление: монография. М.: Физическая культура, 2010. 112 с
5. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2013. 208 с.
6. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография. М.: Физическая культура, 2007. 352 с.
7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол (утв. приказом Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 147) URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70291040 (дата обращения: 15.05.2018).
8. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография. М., 2017. 248 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник научно-методического отдела, nnch01@,mail. ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Дугблей Аллан Джоакимович, канд. пед. наук, зам. директора, nnch01@,mail. ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта
COMPREHENSIVE SCRUTINY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS LEVEL
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AT THE STEP DEVELOPING
N.N. Chesnokov, A.P. Morozov, A.D. Dugbley
Data are received on the current development of physical qualities and functional readiness of young players, which allow timely adjustment of the load parameters, both individually and in the team plan, in order to avoid disrupting adaptation to physical loads when moving to youth and adult teams and preserving the body's internal reserves for a successful realization of their potential.
Key words: football players, physical readiness, physical qualities, training stage, sensitive periods.
Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Dugblay Allan Djokimovich, candidate of pedagogical sciences, deputy director, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Sport and Physical Society "Youth of Moscow" Moscomsport