Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование навыка владения мячом у юных футболистов 11-14 лет с учетом латерального предпочтения'

Формирование и совершенствование навыка владения мячом у юных футболистов 11-14 лет с учетом латерального предпочтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕДУЩАЯ И НЕ ВЕДУЩАЯ НОГА / ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TECHNICAL TRAINING / LEADING AND NON-LEADING FOOT / BALL HANDLING / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Ярослав Евгеньевич, Ежова Алла Витальевна

В статье анализируется применение методики технической подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации с учетом асимметрии развития моторной функции, которая способствует повышению эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Ярослав Евгеньевич, Ежова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and improvement of the ball handling skill by young football players aged 11-14 years taking into account the lateral preference

The article analyzes the application of the method of technical training of young football players at the stage of initial specialization taking into account the asymmetry of development of the motor function which promotes the increase of efficiency of their training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование навыка владения мячом у юных футболистов 11-14 лет с учетом латерального предпочтения»

телей, а вывод обучающихся на более высокий уровень качественного состояния (особенно если речь идет об абнормальном состоянии). Педагог должен стремиться к тому, чтобы минимальной была доля обучающихся (и параметров дидактического процесса), находящихся в абнормальном состоянии, и максимальной - в нормальном состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрытие потенциала педагогической диагностики возможно лишь на основе SWOT-анализа дидактического процесса. SWOT-анализ - неотъемлемый компонент информационных технологий физического воспитания, интегрированный с автоматизированным педагогическим контролем, диагностикой, принятием педагогических решений и коррекцией дидактического процесса.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Доронин, А.М. Научные и методологические основы проектирования информационных технологий физического воспитания / А.М. Доронин, Д.А. Романов // Физическая культура. - 2011. - № 5. - С. 7-12.

3. Коблев, Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : дис. ... д-ра пед. наук / Коблев Я.К. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1990. - 496 с.

4. Немцев, О.Б. Биомеханические основы точности движений / О.Б. Немцев ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп : [б.и.], 2004. - 187 с.

5. Романов, Д.А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания / Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 1. - С. 90-95.

6. Свечкарев, В.Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Свечкарев В.Г. ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2008. - 40 с.

7. Ушаков, А.Р. Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков / А.Р. Ушаков, Д.А. Романов, Т.Л. Шапошникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10. - С. 95-101.

8. Чурсинов, В.Е. Научно-теоретические и методические возможности адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешней предметной средой : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чурсинов В.Е. - Майкоп, 2001. - 51 с.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

УДК 796.56

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-14 ЛЕТ С УЧЕТОМ ЛАТЕРАЛЬНОГО

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Ярослав Евгеньевич Козлов, преподаватель,

Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье анализируется применение методики технической подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации с учетом асимметрии развития моторной функции, которая спо-

собствует повышению эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности

Ключевые слова: техническая подготовка, ведущая и не ведущая нога, владение мячом, соревновательная деятельность.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF THE BALL HANDLING SKILL BY YOUNG FOOTBALL PLAYERS AGED 11-14 YEARS TAKING INTO ACCOUNT THE

LATERAL PREFERENCE

Yaroslav Evgenevich Kozlov, the lecturer,

Alla Vitalevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

The article analyzes the application of the method of technical training of young football players at the stage of initial specialization taking into account the asymmetry of development of the motor function which promotes the increase of efficiency of their training and competitive activity.

Keywords: technical training, leading and non-leading foot, ball handling, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

В основе закономерностей становления навыков юных футболистов лежит структура игровой соревновательной деятельности и факторы, от которых зависит её эффективность. При этом имеются общие закономерности формирования двигательных навыков и развития физических способностей. Это один из факторов, который необходимо учитывать при повышении уровня технической подготовленности футболистов [3-5]. Исходя из этого проблема поиска новых методических подходов к технической подготовке юных футболистов является актуальной [1,2,6].

МЕТОДИКА

Анализ содержания существующих программ ДЮСШ по футболу показал, что основные элементы, составляющие структуру подготовки, остаются без изменений для всех возрастных групп. При этом основное внимание уделяется коротким и средним передачам (от 15 до 24 %), и значительно меньше отводится времени для овладения техническими приёмами, связанными непосредственно с относительно продолжительным контролем над мячом, в частности, обработке мяча, обводке (4^5%). В целом, к концу начального этапа специализации происходит уменьшение количества времени, отводимого на техническую подготовку, с 55% в возрасте 11-12 лет до 49% в возрасте 13-14 лет.

На этапе начальной специализации в многолетнем тренировочном процессе футболистов необходимо основное внимание уделять технической подготовке юных спортсменов. Для этого рекомендуется методика, направленная на обучение и совершенствование техники владения мячом с учетом дихотомии. Применение разработанных тренировочных комплексов общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, способствует эффективному развитию основных физических качеств и технической подготовленности детей, занимающихся в ДЮСШ по футболу.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Разработанная методика технической подготовки, основанная на обучении и совершенствовании навыка равноценного владения мячом обеими ногами, предполагает сохранение доли технической подготовки на протяжении всего этапа на уровне 55-56%, при этом не менее 80% времени отводится на занятия с мячом. Принципиально важным является разучивание новых приёмов с не ведущей ноги при сохранении равной нагрузки на ведущую и не ведущую ноги.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальная методика способствовала повышению уровня технической подготовленности юных футболистов. Во всех тестах у детей экспериментальной группы наблюдаются достоверно лучшие результаты, чем в контрольной, кроме индекса технической подготовленности. Так, в тесте 20 м удобной ногой прирост составил 38,7%, неудобной ногой - 61,8%, в жонглировании удобной ногой - 138,6%, неудобной ногой -169,9%, обеими ногами - 143,1%. В контрольной группе - 29,5; 16,7; 34,2; 10,2; 16,0%, соответственно. В экспериментальной группе в тесте удар на дальность удобной ногой -76,4%, неудобной 96,3%; удар на точность удобной ногой - 32,4%, неудобной - 63,9%; в контрольной группе прирост составил 47,3; 47,6; 9,0; 18,7%, соответственно.

Занятия по экспериментальной методике положительно повлияли на длину и массу тела юных футболистов. Так, произошло увеличение мышечной массы у юных футболистов экспериментальной группы на 18,75%, контрольной - 11,37%. Снижение жировой массы произошло, соответственно, на 10,23% и 9,5%.

В ходе педагогического эксперимента установлена положительная динамика в воспитании основных физических качеств, необходимых футболисту для успешного осуществления соревновательной деятельности. У детей экспериментальной группы, занимающихся по разработанной методике, отмечено преимущество в развитии скоростных и скоростно-силовых способностей (в беге на 30 м - на 12,9%, в прыжках в длину с места - на 11,92%, в беге на 300 м - 8,92%). Темпы прироста у испытуемых контрольной группы были значительно ниже, причем в беге на 30 м и прыжках в длину различия достоверны.

Уровень показателей психофункционального состояния у юных спортсменов экспериментальной группы к концу эксперимента стал выше, чем в контрольной группе. Время выполнения теста Шульте в конце педагогического эксперимента у юных футболистов контрольной группы улучшилось на 7,8%, а в экспериментальной - на 22,12%, прирост результатов в тесте Горбова - 4,04 и 12,13%, соответственно.

ВЫВОДЫ

Разработанная методика технической подготовки положительно влияет на результативность соревновательной деятельности юных футболистов, о чем свидетельствует то, что после завершения эксперимента у испытуемых экспериментальной группы результативность соревновательной деятельности выше на 5,1%, чем контрольной группы (р<0,05).

Разработанная и экспериментально обоснованная методика технической подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации, основанная на обучении и совершенствовании навыка равноценного владения мячом обеими ногами, показала высокую эффективность формирования двигательных навыков владения мячом, обеспечивает целенаправленное воздействие применяемых специально разработанных комплексов упражнений, способствует эффективному развитию физических качеств, морфофункционального состояния, необходимых для осуществления успешной соревновательной деятельности, имеет важное практическое значение, и вместе с тем, может являться объективной предпосылкой для дальнейшего более глубокого решения проблемы технического совершенствования юных спортсменов, занимающихся футболом.

Полученные результаты позволили рассматривать в качестве адекватных избранные педагогические задачи и соответствующий состав тренировочных средств и методов, а основные методические положения рекомендовать к практическому применению в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глумов, Г.М. К механизму двигательной асимметрии / Г.М. Глумов // Пробле-

мы нейрокибернетики : механизмы функциональной межполушарной асимметрии. -Элиста, 1985. - С. 79-89.

2. Ермаков, Л.Н. О некоторых аспектах функциональной латерализации в процессе спортивной деятельности / Л.Н. Ермаков // Проблемы нейрокибернетики. - Элли-ста, 1985. - С. 155-160.

3. Нистратов, Е.Д. Оптимизация структуры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Нистратов Е.Д. -Смоленск, 2000. - 19 с.

4. Петухов, А. В. Футбол: формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов : проблемы и пути решения / А. В. Петухов. - М. : Советский спорт, 2006. - 230 с.

5. Савченко, В. А. Повышение тренировочного эффекта у футболистов высокой квалификации под влиянием физических факторов / В.А. Савченко, А.А. Бирюков // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы 7 Междунар. науч. конгр. -М., 2003. - Т. 2. - С. 154-155.

6. Dulibski, A. Model of the modem footballer / A. Dulibski // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конф. : материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 3. - С. 264-265.

Контактная информация: yarko73@mail.ru

УДК 617.586-053.2

СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ СВОДОВ СТОП

Олеся Александровна Комачева, старший преподаватель,

Юрий Петрович Галкин, доктор педагогических наук, профессор,

Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены данные о показателях равновесия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих различное состояние сводов стоп.

Ключевые слова: функция равновесия, стабилометрия, плоскостопие, дошкольный возраст.

STABLE-METRICAL INDICATORS OF BALANCE AMONG THE CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD WITH DIFFERENT STATE OF FOOT ARCH

Olesia Aleksandrovna Komacheva, the senior lecturer,

Yuriy Petrovich Galkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Larisa Viktorovna Vinogradova, the candidate of medical science, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The data upon the indicators of balance among preschool age children with different state of foot arch have been presented in the article.

Keywords: function of balance, stable-metry, flatfoot, preschool age.

ВВЕДЕНИЕ

Плоскостопие считается одной из часто встречающихся деформаций опорнодвигательного аппарата человека, при которой происходит стойкое уплощение, то есть понижение свода стопы, вплоть до его полного исчезновения в резко выраженных случа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.