Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая толерантность / этническая идентичность / межкультурное и межэтническое взаимодействие / межкультурная компетентность / активные методы обучения / ethnic tolerance / ethnic identity / intercultural and interethnic interaction / intercultural competence / active teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василькова Ольга Викторовна, Новикова Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются дидактические возможности практических занятий по иностранному языку, способствующие формированию и развитию этнической толерантности студентов сельскохозяйственного вуза в рамках межкультурного обучения. Актуальность исследования продиктована современными тенденциями развития общества, определяемыми высоким уровнем глобализации и цифровизации, что делает мир все более взаимосвязанным и единым и предполагает сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. Однако усиление межкультурного взаимодействия имеет и обратную сторону, поскольку может привести к более частым национальным конфликтам. Неприятие, неодобрение, несдержанность и агрессия в межкультурной коммуникации свидетельствуют о внутренних проблемах личности и являются показателем серьезных проблем общества в целом. В таких условиях особенно актуальным становится развитие этнической толерантности, способствующей мирному сосуществованию, гармоничному развитию и взаимодействию различных этнических групп при полном сохранении их этнической идентичности. В связи с этим, цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий реализации дидактического потенциала дисциплины «Иностранный язык» для развития этнической толерантности студентов вуза. Диагностика этнической толерантности студентов вуза проводилась на основе методики «Типы этнической идентичности», «Этническая толерантность», «Этническая конфликтность». Проведенное с 2019 по 2022 гг. исследование и экспериментальное обучение студентов УдГАУ (52 чел.) позволяет утверждать об эффективности данной методики, которую можно использовать в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василькова Ольга Викторовна, Новикова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN DEVELOPMENT OF ETHNIC TOLERANCE OF NONLINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the didactic possibilities of foreign language practical classes that contribute to the formation and development of ethnic tolerance of agricultural university students in the framework of intercultural learning. The relevance of the research is dictated by modern trends in the development of society, determined by the high level of globalization and digitalization, which makes the world more interconnected and unified and involves the rapprochement of peoples, strengthening their intercultural interaction. However, the strengthening of intercultural interaction has a downside, since it can lead to more frequent national conflicts. Rejection, disapproval, intemperance and aggression in intercultural communication indicate internal problems of the individual and are an indicator of serious problems of society as a whole. In such conditions, the development of ethnic tolerance, which promotes peaceful coexistence, harmonious development and interaction of various ethnic groups while fully preserving their ethnic identity, becomes especially relevant. In this regard, the purpose of the study is to develop and experimentally test the pedagogical conditions for the realization of the didactic potential of the subject "Foreign Language" for the development of ethnic tolerance of university students. Diagnostics of ethnic tolerance of university students was carried out on the basis of the methodology "Types of ethnic identity", "Ethnic tolerance", "Ethnic conflict". The research and experimental training of UdSAU students (52 people) conducted from 2019 to 2022 allows us to assert the effectiveness of this technique.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

УДК 372.881.1

О.В. Василькова, Л.А. Новикова

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье рассматриваются дидактические возможности практических занятий по иностранному языку, способствующие формированию и развитию этнической толерантности студентов сельскохозяйственного вуза в рамках межкультурного обучения. Актуальность исследования продиктована современными тенденциями развития общества, определяемыми высоким уровнем глобализации и цифровизации, что делает мир все более взаимосвязанным и единым и предполагает сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. Однако усиление межкультурного взаимодействия имеет и обратную сторону, поскольку может привести к более частым национальным конфликтам. Неприятие, неодобрение, несдержанность и агрессия в межкультурной коммуникации свидетельствуют о внутренних проблемах личности и являются показателем серьезных проблем общества в целом. В таких условиях особенно актуальным становится развитие этнической толерантности, способствующей мирному сосуществованию, гармоничному развитию и взаимодействию различных этнических групп при полном сохранении их этнической идентичности. В связи с этим, цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий реализации дидактического потенциала дисциплины «Иностранный язык» для развития этнической толерантности студентов вуза. Диагностика этнической толерантности студентов вуза проводилась на основе методики «Типы этнической идентичности», «Этническая толерантность», «Этническая конфликтность». Проведенное с 2019 по 2022 гг. исследование и экспериментальное обучение студентов УдГАУ (52 чел.) позволяет утверждать об эффективности данной методики, которую можно использовать в образовательной практике.

Ключевые слова: этническая толерантность, этническая идентичность, межкультурное и межэтническое взаимодействие, межкультурная компетентность, активные методы обучения.

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-193-203

Введение

В условиях глобализации увеличивается масштаб межэтнического и межкультурного взаимодействия, и вместе с тем происходит рост этнических конфликтов. Геополитические катаклизмы в новейшей истории вызвали рост миграционных процессов. В связи с этим наблюдается небывалый всплеск ксенофобии, агрессии, представляющие реальную угрозу будущему всего человечества. Языковые и культурные различия вызывают недовольство, которое приводит к межэтническим стычкам, кровопролитию. Данные интенсивные изменения в России и в мире в целом, связанные с историческими, политическими и социальными тенденциями развития современного общества, ставят перед методической наукой необходимость решения проблемы формирования и развития этнической толерантности студентов вуза как необходимого качества личности. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года приоритетной целью является воспитание граждан в духе толерантности, способных проявлять уважение к интересам и правам личности, признающих религиозное, этническое, языковое многообразие, обладающих готовностью к плодотворному межкультурному и межэтническому взаимодействию [19].

Удмуртская Республика является полиэтническим и поликультурным регионом, представляющим собой межкультурное и межъязыковое пространство, в котором взаимодействуют представители разных языков и культур. Социологические исследования показали, что в республике проживает более 100 национальностей. В исследовании, посвященном роли родного языка, проведенном преподавателями Удмуртского государственного аграрного университета в 2021 году, принимали участие носители русского, удмуртского, татарского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского языков. Это наиболее многочисленные этносы, проживающие на территории Удмуртии [1; 17].

Образовательная среда современного вуза представляет собой поликультурное пространство, в котором представлены разные национальности, этносы, группы со своими ценностями, традициями, менталитетом, культурой, моделями поведения [23]. В УдГАУ обучаются представители разных национальностей не только России, но также представители стран ближнего зарубежья. Способность выстраивать конструктивный межэтнический диалог в процессе обучения в вузе и в своей дальнейшей

профессиональной деятельности становится жизненно важным качеством личности современного человека, поэтому в образовательном пространстве вуза необходимо создать условия для плодотворного взаимодействия представителей разных этнических групп на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Для развития этнической толерантности студентов необходимо использовать возможности воспитательной внеаудиторной работы, а также дидактические ресурсы и возможности гуманитарных дисциплин, в том числе образовательный процесс по иностранным языкам, поскольку организация обучения иностранному языку построена в русле межкультурного и межэтнического диалога.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между объективной потребностью общества в специалистах с высоким уровнем этнической толерантности для полноценного функционирования в поликультурном обществе, и недостаточным использованием дидактических возможностей дисциплин, изучаемых в вузе, для развития этнической толерантности. В связи с этим, цель исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий реализации потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования и развития этнической толерантности студентов сельскохозяйственного вуза как необходимого качества личности для успешного межкультурного и межэтнического взаимодействия в будущей профессиональной деятельности. Объект исследования - образовательный процесс по иностранному языку в аграрном вузе. Предмет исследования - психолого-педагогические условия реализации потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования и развития этнической толерантности студентов вуза. Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) уточнить понятие этнической толерантности и проанализировать его структуру;

2) выявить психолого-педагогические условия развития этнической толерантности студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам;

3) разработать и апробировать методику развития этнической толерантности студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности в образовательном пространстве вуза.

Научная новизна состоит в том, что выявлены дидактические возможности потенциала дисциплины «Иностранный язык» для развития этнической толерантности студентов аграрного вуза, на их основе разработана методика развития данного качества в процессе изучения иностранных языков в вузе.

Теоретико-методологические основы исследования

Огромный потенциал для развития этнической толерантности студентов неязыкового вуза представляет учебная деятельность на практических занятиях по иностранным языкам в русле идей диалога культур, в рамках которого овладение иностранным языком и культурой происходит на основе осознания себя как языковой личности со своими особенностями этнического мышления, на основе признания другого как равноправного участника коммуникации. Основополагающим при этом является положение, что для успешного и плодотворного межкультурного взаимодействия необходима как способность адекватно использовать средства иностранного языка, так и способность понимания, «переживания», принятия другой культуры. Овладение такого рода способностями позволяет говорить о сформированной межкультурной компетенции. На современном этапе обучения иностранным языкам в вузе формирование межкультурной компетенции является приоритетной целью [2; 6; 10; 22].

В зарубежной методике целью обучения иностранным языкам также является формирование межкультурной компетенции обучающихся. В процессе изучения иностранных языков, наряду с освоением языкового материала, осуществляется формирование и развитие личности с развитой этнической идентичностью и гуманистическими ценностями, осознающей свои корни и продолжающей традиции своего этноса; личности, которая с одинаковым уважением относится к другим языкам и культурам; личности, которая способна предотвращать либо конструктивно воздействовать на межнациональный и межэтнический конфликт, способствуя укреплению равенства, взаимоуважения и многообразия в обществе [15; 29; 30].

Отсутствие знаний о культуре страны изучаемого языка, о культуре живущих рядом с тобой этнических групп ведет к восприятию собственной культуры как лучшей. Такое отношение обозначается термином «этноцентризм». С одной стороны, этноцентризм позволяет идентифицировать носителей другой культуры, отличить их от своей собственной, облегчая процесс коммуникации, с другой стороны, этноцентризм способствует формированию уничижительного и оскорбительного отно-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2023. Т. 33, вып. 2

шения одной культуры к другой, особенно при неблагоприятных социальных факторах, при наличии в обществе межэтнической напряженности. Напротив, присутствие в обществе благожелательного отношения к представленным этническим группам способствует формированию гибкой разновидности этноцентризма.

В отечественной методике была разработана модель вторичной языковой личности на основе концепции языковой личности Ю. Н. Караулова и Г. И. Богина, согласно которой языковая личность обладает не только языковыми способностями, но также способностью переключиться с одного культурного и языкового кода на другой [11]. При общении представителей разных культур каждый из коммуникантов привносит в ситуацию общения свой культурный стиль, свое видение мира, понимание окружающей действительности, которое имеет решающее значение для взаимопонимания. Например, коммуникативный стиль общения удмуртов отличается от стиля общения татар или русских - они сдержанны в выражении эмоций, как правило, немногословны и неагрессивны. Показателем сформированности языковой личности является развитая межкультурная компетентность - способность эффективно использовать средства для достижения взаимопонимания, адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, понимать иную картину мира, анализировать сходства и различия культур и этнических групп для плодотворного межкультурного взаимодействия.

Межкультурная компетенция является комплексной категорией и рассматривается разными науками. Комплексность межкультурной компетенции состоит в том, что это не сугубо лингвистический феномен, но включает в себя также психологический, эмоциональный, социологический, антропологический компоненты. Большинство ученых выделяет в структуре межкультурной компетенции лингвистический, когнитивный, поведенческий и аффективный уровни [4; 16].

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что значимым результатом в процессе формирования межкультурной компетенции студентов является развитие у обучающихся таких необходимых в современном мире качеств и свойств личности, как этническая осведомленность, межкультурная и межэтническая адаптация, способность к рефлексии, толерантность, эмпатия [4]. Толерантность как нравственное качество личности имеет первостепенное значение для плодотворного межкультурного и межэтнического диалога, поскольку толерантная личность - это личность, способная акцептировать разнообразие окружающего мира [12].

В словаре терминов межкультурной коммуникации дается следующее определение понятия «толерантность»: «толерантность от латинского tolerantia - «терпение». 1. Терпимость к людям, не похожим на нас. 2. Способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. 3. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. 4. Отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [9]. Нулевая терпимость означает отсутствие терпимости к людям, чье поведение выходит за пределы социокультурных норм.

Как видно из данного определения, в русском языке существует два слова, обладающие близким значением - толерантность и терпимость. Следует при этом отметить, что не всегда терпимость обязательно окажется толерантностью, однако нетерпимость включается в понятие интолерантности. Интолерантность - это нетерпимость, непереносимость. Опасность ее состоит в том, что в ходе взаимного общения исключается поиск альтернатив и компромиссов по отношению к представителям иной культуры. Можно выделить уровни проявления этнической интолерантности - от невежливости в быту до дискриминации и агрессивности. В основе ее лежит ксенофобия - процесс, характеризующийся осуждением чужих ценностей, навязыванием собственных, использованием негативных и неверных суждений о других этнокультурных ценностях, отрицательной реакцией на членов определенной этнокультурной группы [26].

Толерантность как качество личности, будучи сформированным, проявляется на всех уровнях общения и по отношению ко всем людям. Однако человек может быть толерантным по отношению к своим близким и знакомым, но, например, нетерпимо относиться к людям иной расы, нации или иной веры. В связи с этим определяются разные типы толерантности - религиозная, межнациональная, расовая, коммуникативная, этническая. Этническая толерантность проявляется в процессе взаимодействия и взаимовлияния культур в рамках, как правило, одного государства. Большинство ученых

определяет этническую толерантность как способность терпимого, уважительного отношения к духовным ценностям, традициям, менталитету, образу жизни и укладу различных этносов на основе развитой этнической самоидентичности и уважения духовных ценностей и культуры собственного этноса. Толерантной личности присущи следующие черты: способность критического, непредвзятого анализа ситуации, отсутствие предрассудков, способность к эмпатии, способность переживать ситуации неопределенности, ответственность, широкий кругозор, чувство юмора. Этническая толерантность ориентирована на интересы людей другой этнической группы, другой культуры. В межэтническом взаимодействии толерантность выражается в открытости, в гибкости мышления, в ответственном собственном коммуникативном поведении и принятии коммуникативного стиля сотрудничества, в стремлении к взаимному уважению, в отсутствии неприязни и ненависти к людям другой этнической группы и национальности [7; 8; 13].

Понятие этнической толерантности тесно связано с понятием этнической идентичности. В. Ю. Хотинец приводит данные исследований, согласно которым выявлена прочная устойчивая связь между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Этническая идентичность как способ структурирования мира определяет потребность человека в уверенности устойчивого миропорядка в сложном категориальном этнокультурном мире. Уверенность в своей позитивной этнической идентичности - необходимое качество для признания и уважения других этнических групп, для формирования готовности обмена знаниями, эмоциями, установками в ходе общения. Если складываются неблагоприятные социально-политические условия, то данная взаимосвязь нарушается, что приводит к явлениям ксенофобии, увеличению негативных гетеростереотипов, этноцентризму и этнической интолерантности. Явление этнической интолерантности рассматривается как негативное восприятие иной этнической культуры, оскорбительное отношение к другим этническим группам при чрезмерно позитивном восприятии собственной [24].

Таким образом, этническая толерантность - это способность человека проявлять понимание, уважение и принятие ценностей, верований, образа жизни, поведения представителей других этнических групп и общностей, основанная на развитой этнической идентичности и на поликультурном восприятии действительности. Данное качество личности необходимо для успешного межкультурного и межэтнического взаимодействия в процессе решения учебных, профессиональных задач и проблем.

Методы исследования

Методологическую основу развития этнической толерантности студентов вуза составили концептуальные положения и принципы социокультурного, поликультурного, личностно-деятельностного подходов в преподавании иностранных языков в вузе, этнопедагогики и этнопсихологии, а также межкультурного иноязычного обучения.

В период с 2019 по 2022 гг. проводилось анкетирование и опытно-экспериментальное обучение по развитию этнической толерантности студентов 1-2 курсов зооинженерного факультета, факультета ветеринарной медицины, лесохозяйственного факультета Удмуртского государственного аграрного университета (возраст 18-23, всего 52 чел.).

В процессе исследования были использованы следующие методики: для диагностики общего уровня толерантности личности использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Сол-датова), для диагностики этнического самосознания - «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдато-ва, С.В. Рыжова), для выявления уровня этнической толерантности - методика А.Е. Смирновой «Этническая толерантность», «Этническая конфликтность».

На начальном этапе исследования был выявлен дидактический потенциал дисциплин кафедры иностранных языков для развития этнической толерантности студентов вуза, а также условия для его реализации. В дальнейшем в процессе экспериментального обучения был разработан и апробирован модуль «Моя этническая толерантность», интегрированный в темы и разделы рабочей учебной программы. Данный модуль включает этноориентированные тексты, задания, ситуации, направленные на развитие этнической толерантности в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения в рамках модуля студенты овладевали знаниями особенностей межэтнического взаимодействия, сущности этнической толерантности, этнической осведомленностью. Последующий этап обучения был направлен на развитие умений бесконфликтного, толерантного поведения в процессе межкультурного и межэтнического взаимодействия, на приобретение опыта межэтнического общения. На основе познавательной деятельности, рефлексии своего субъектного опыта осуществлялось критиче-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2023. Т. 33, вып. 2

ское осмысление ценностных ориентаций, пересмотр негативных этнических стереотипов, развитие толерантных качеств личности.

В процессе экспериментальной работы использовались межкультурные и этноориентирован-ные методы обучения - иллюстративный, поисковый, исследовательский, метод решения межкультурных и межэтнических кейсов и проблемных заданий, моделирование ситуаций межэтнического общения и взаимодействия, метод рефлексии (эссе), лингвопсихологический тренинг, тестирование, наблюдение.

Результаты и их обсуждение

В условиях поликультурного пространства Удмуртской республики значимым является поликультурное, этническое и межкультурное образование, основными целями которых являются овладение культурой собственного народа и формирование положительной этнической идентичности для успешной интеграции в другие культуры, воспитание положительного отношения к межэтническим различиям, развитие способности к плодотворному межкультурному и межэтническому взаимодействию, развитие толерантных качеств личности [2; 21; 22].

В процессе обучения в вузе и изучения гуманитарных дисциплин возможно организовать деятельность по развитию социально-значимых качеств личности студентов. Дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Латинский язык» и другие дисциплины кафедры иностранных языков предоставляют большие возможности для духовного развития, нравственного воспитания, для формирования этнической толерантности и других значимых качеств личности, поскольку содержанием иноязычного образования выступает не только язык, но и культура как система духовных и материальных ценностей. Язык как отражение социокультурной реальности является не только средством общения, но и средством создания картины мира [14].

Восприятие содержания (текста) и чужой культуры в процессе обучения иностранным языкам происходит на основе сравнения своей собственной культуры с элементами культуры других этнических групп. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, в процессе обучения происходит присвоение социального опыта посредством восприятия и переживания фактов культуры, посредством актуализации своего субъектного опыта в процессе межэтнического и межкультурного взаимодействия [14; 26].

Современная методика преподавания иностранных языков построена на известном принципе диалога культур. Это связано с «пониманием сложности влияния на внутренний мир человека: духовные ценности нельзя передать путем объяснения, заучивания, приказа . Они формируются образом жизни, сознательным жизнетворчеством, нравственным поступком, деятельным сопереживанием» [5, с. 124]. Включение в процесс обучения иностранным языкам идеи диалога культур, как обмен знаниями, ценностями, смыслами в процессе межкультурного и межэтнического взаимодействия, как «проживание» фактов другой культуры и сопереживание, способствует формированию и развитию этнической толерантности студентов вуза.

Опыт преодоления коммуникативных, психологических, социальных барьеров, опыт по разрешению межнациональных конфликтов способствует успешному овладению процессом межэтнической коммуникации. С этой целью в образовательном процессе вуза необходимо использовать тексты, в которых отражены межэтнические и межкультурные коммуникативные проблемные ситуации; межэтнические коммуникативные расхождения; тексты, способствующие повышению мотивации студентов к изучению иной культуры, формированию и развитию этнической толерантности средствами моделирования усложненных коммуникативных ситуаций [3; 28].

В связи с этим для развития этнической толерантности можно определить следующие критерии к отбору содержания дисциплины «Иностранный язык»: 1) учебный материал должен отражать межкультурные и межэтнические идеи современного общества; 2) учебный материал должен включать описание особенностей этносов, населяющих Россию и другие страны, выявляя общие ценностные установки, общие элементы культур, традиций, наряду с признанием их уникальности и неповторимости; 3) учебный материал должен обладать потенциалом для развития личности.

Таким образом, потенциал дисциплины «Иностранный язык» проявляется в ценностной, культурологической, этнической ориентации содержания учебных материалов, диалогичности речевой деятельности и образовательного процесса на всех уровнях, возможности эмоционального сопережи-

вания (эмпатии), рефлексии для формирования межкультурной компетентности и этнической толерантности студентов.

Для реализации потенциала дисциплины при формировании и развитии этнической толерантности необходимо выделить структурные компоненты данного феномена. Этническая толерантность студентов является интегративным качеством личности. Структура этнической толерантности отражает сущностные характеристики данного понятия и включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-рефлексивный компоненты. В соответствии с компонентами процесс развития этнической толерантности студентов вуза направлен на:

- формирование ценностной и мотивационной готовности к межэтническому взаимодействию;

- овладение знаниями особенностей жизни, менталитета, культуры этнических групп и общностей (этническая осведомленность), психологии межэтнического взаимодействия;

- овладение опытом профессионального межэтнического взаимодействия;

- овладение способностью толерантного поведения в процессе межэтнического и межкультурного взаимодействия на основе взаимоуважения и взаимопонимания;

- овладение способностью конструктивного разрешения межэтнических и межнациональных конфликтных ситуаций;

- развитие «эмоциональной культуры», способности осознавать и преодолевать этнические предрассудки, пересматривать свой опыт межэтнического взаимодействия.

Анализ психолого-педагогической литературы, сущностные характеристики понятия этнической толерантности и его структурные компоненты позволяют нам выявить психолого-педагогические условия формирования и развития этнической толерантности студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе:

- построение образовательного процесса на основе социокультурного и поликультурного подходов, с учетом этнокультурного компонента и принципа этнокультурной коннотации; внедрение в образовательный процесс модуля «Моя этническая толерантность» (содержательный аспект);

- разработка проблемных заданий для проектирования среды межкультурного и межэтнического взаимодействия; использование активных методов обучения (технологический аспект);

- реализация идей личностно-деятельностного подхода; актуализация и рефлексия субъектного опыта студентов в процессе межэтнического взаимодействия (личностно-рефлексивный аспект);

- создание толерантной образовательной среды в вузе.

Содержательный аспект психолого-педагогических условий развития этнической толерантности представлен специальным модулем «Моя этническая толерантность», мини-блоками заданий, интегрированными в процесс обучения иностранным языкам в Удмуртском государственном аграрном университете по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета. Цель модуля -овладение знаниями особенностей культуры разных этнических групп и опытом межэтнического взаимодействия, развитие способности бесконфликтного коммуникативного поведения в процессе межэтнического взаимодействия в стиле сотрудничества, формирование и развитие этнической толерантности студентов вуза. Методическое обеспечение модуля представлено мультимодальными текстами (печатными, аудио- и видеоматериалами, цифровыми ресурсами), отобранными по критериям актуальности, проблематичности, функциональности, релевантности, соответствия научному, профессиональному, социокультурному контексту и контексту межэтнического взаимодействия.

При выборе форм организации учебной деятельности студентов по развитию этнической толерантности предпочтение отдается активным методам обучения в русле диалога культур. Поскольку формирование этнической толерантности студентов происходит на основе рефлексии своего субъектного опыта межэтнического взаимодействия, задания на рефлексию своей деятельности чрезвычайно актуальны в образовательном процессе. Технологии рефлексивного обучения позволяют обучающимся осуществлять рефлексию своего опыта межэтнического взаимодействия как в устной, так и в письменной форме, при этом происходит переориентация ценностей, изменение стереотипов и предрассудков в процессе межэтнической коммуникации. Технологии проектного обучения позволяют производить поиск и анализ критически важной информации в области межэтнического взаимодействия, анализировать ситуации профессионального межкультурного и межэтнического общения, находить адекватные решения проблем, прислушиваться к другой точке зрения, давать оценку различным вариантам и выбирать наиболее подходящий с аргументацией своего выбора, прогнозировать возможные риски при возникновении межэтнических конфликтов. Технологии критического

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2023. Т. 33, вып. 2

мышления способствуют формированию и развитию умений критического восприятия любой информации, сравнительного анализа различных подходов к оценке одного и того же события, противостояния ксенофобии и культурному вандализму, поиска альтернативных способов разрешения и предотвращения межэтнических конфликтов [18; 20; 27].

В рамках каждого раздела программы дисциплины «Иностранный язык» представлены тексты с культурологическим и этнокультурным контекстом. Для развития способности толерантного речевого поведения в ситуациях межэтнического взаимодействия, способности преодолевать этнические предрассудки, для развития эмоциональной культуры разработан пакет этноориентированных заданий, проблемных культурологических ситуаций. Сопоставительные упражнения на основе анализа и межкультурной рефлексии используются на всех этапах освоения речевой деятельности на иностранном языке.

Например, в рамках темы делового общения «Meeting people» студентам предлагаются следующие задания: представляя себя, сообщите три самые значимые вещи/события в вашей жизни; найдите общие признаки, объединяющие вас; сделайте комплимент собеседнику (в парах); расскажите о нескольких традициях/достопримечательностях/кулинарных блюдах/пословицах вашей культуры; подумайте, что в них есть общего (в группах).

Тема «Participating in a conference»: Вы приехали на конференцию аграриев из разных уголков России и мира. Составьте расписание дел на день в хронологическом порядке (с указанием времени): посещение конференции, встреча с друзьями, покупка подарков (друзьям, семье), посещение театра/ кинотеатра/музея, покупка семян/сельскохозяйственных инструментов/техники, посещение местного рынка/магазина, посещение ресторана. Обсудите в группе результаты.

Тема «Students' Life»: после изучения текстов об Удмуртском ГАУ и особенностях студенческой жизни в Великобритании и составления лексического словаря общекультурной тематики, обсудите общее и различное в студенческой жизни; опишите свой учебный день.

Пример культурологической проблемной ситуации: в общежитии университета проживают представители многих этнических групп и национальностей, которые иногда отмечают свои праздники. Студентке Ольге не нравится, когда в общежитии празднуют национальные праздники, и она старается не участвовать в них - это отвлекает от учебы и нарушает тишину. Ее соседка по комнате студентка Айгуль, наоборот, с удовольствием ходит в гости, когда другие студенты отмечают русскую Масленицу, или узбекский Навруз, или татарский Сабантуй, или бесермянский Корбан, или марийский Семык. Как поступили бы Вы? Что Вы знаете о национальных праздниках народов, представители которых живут в общежитии УдГАУ? Обсудите в группах.

Тема «Food Processing and National Cuisine»: опишите особенности вашей этнической кухни, расскажите рецепт одного из национальных блюд (после обсуждения текстов о национальных особенностях русской и английской кухни).

Пример культурологической проблемной ситуации: Вы решили отметить свое День рождения и пригласили студентов своей группы на праздничный ужин, меню которого продумали заранее. Но оказалось, что один из студентов не ест мясо, из которого вы приготовили главное блюдо (по религиозным или этническим причинам). Некоторые однокурсники возмутились - нельзя обижать именинника, надо из вежливости попробовать блюдо, другие посмеялись или просто промолчали. Как бы Вы поступили?

Тема «Agronomy»: прочитайте стихотворение английского поэта M. Floyd "Gardening Calendar", составьте свой календарь работы в саду, выясните общие тенденции в садоводстве. Характерны ли они для всех стран?

Тема «Forestry»: какое дерево является символом вашей культуры, этноса? Что оно символизирует?

В конце изучения каждой темы представлены пословицы, поговорки, загадки, стихи на иностранном языке, представляющие культуру страны изучаемого языка. Студенты рассказывают о пословицах и поговорках своей культуры, объясняют значение и основную мысль пословицы, обсуждают, какие ценности ассоциируются с каждой пословицей, выявляя различия и общее в культуре и менталитете разных народов.

В каждом разделе учебной программы предусмотрена проектная работа студентов. Темы проектов имеют межкультурную и межэтническую направленность: «Этнические традиции народов Поволжья», «Национальные особенности английской (немецкой, удмуртской, татарской, чувашской и

др.) кухни», «Отношение к домашним животным (разных народностей)», «Как национальные стереотипы влияют на выбор породы собаки (кошки)», «Роль этнических и национальных особенностей в бизнесе».

Преподаватели кафедры осуществляют руководство научно-исследовательской работой студентов, в которой также акцентируется этнический компонент. За последние три года студенты проводили исследования, участвовали в конференциях, публиковали статьи в рамках следующих тем: «Фразеологические единицы как отражение культурной картины мира», «Происхождение названий дней недели в языках народов Европы и Поволжья», «Проблемы межкультурного и межэтнического взаимодействия», «Особенности межкультурного цифрового общения», «Речевая агрессия в межкультурном/межэтническом цифровом общении».

Развитие этнической толерантности студентов происходит и во внеаудиторной деятельности. С этой целью, а также для адаптации иностранных студентов, преподавателями кафедры организованы занятия клуба межкультурного общения «Матрешка», работа кружка «Этно-шанс», литературно-патриотического кружка «Вдохновение», развивается система тьюторства, проводятся открытые лекции и беседы об особенностях межкультурного и межэтнического взаимодействия, в том числе в цифровой среде, об этнической толерантности, о способах предотвращения межэтнических конфликтов, о противодействии речевой агрессии в ситуациях не-диалога культур, о цифровом этикете и правилах межкультурного цифрового общения. В рамках Всероссийского проекта «Разговоры о важном» преподаватели вуза обсуждают со студентами вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, необходимость толерантного поведения как значимого фактора в современном мире, культурное и языковое разнообразие народов России, общероссийские духовные и нравственные ценности. Студенты вуза ежегодно участвуют в Большом этнографическом диктанте, в фестивалях этнических культур, в музыкальных конкурсах песен на разных языках народов России и мира. Для развития эмоциональной культуры проводятся интерактивные игры и тренинги управления эмоциями, развития эмпатии, развития способности эффективного межличностного и межэтнического взаимодействия. Все эти мероприятия внеучебной деятельности способствуют созданию толерантной среды вуза, в которой комфортно себя чувствуют студенты всех национальностей и этносов.

Диагностика этнической толерантности студентов первого курса Удмуртского государственного аграрного университета (52 студента) показала, что на начало эксперимента этническая толерантность была на низком уровне у 37 % студентов, на среднем уровне у 59 %, высокий уровень диагностирован лишь у 4 % студентов. Согласно методике «Типы этнической идентичности» выделяются следующие типы: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляцио-низм и этнофанатизм. Подавляющее большинство опрошенных проявляли уважение ценностей, традиций, языка и культуры других этносов и национальностей, желание взаимодействовать в стиле сотрудничества (уровень нормы). Однако у 18 % студентов были выявлены трансформации этнического сознания в сторону гиперидентичности - этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм. К концу эксперимента произошли позитивные сдвиги (таблица). Сократилось и количество студентов с признаками гиперидентичности - до 11 %. Наибольший прирост произошел по когнитивному компоненту - повысился уровень знаний особенностей жизни, менталитета, культуры этнических групп и общностей, повысилась этническая осведомленность не только о разных этнических и межкультурных различиях, но и о психологии межэтнического взаимодействия. Овладение техниками и тактиками толерантного поведения в ситуациях межэтнического и межкультурного взаимодействия, способами предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций способствовало развитию деятельност-ного компонента. Наименьший прирост наблюдался по эмоционально-рефлексивному компоненту, и это неудивительно. Эмоции, непосредственно влияя на поведение, зависят от общего развития личности, менталитета, кругозора, жизненного опыта и трудно поддаются изменению. Иногда изменение этнических стереотипов и предрассудков происходит на протяжении всей жизни.

Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS, версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики: тест для связных выборок Вилкоксона. Был проведен сравнительный анализ показателя уровня этнической толерантности в группах до и после проведения эксперимента по тесту Вилкоксона. Были получены значимые изменения по изучаемому показателю в каждой группе испытуемых.

Динамика изменения показателей уровней этнической толерантности студентов (баллы)

до и после проведения эксперимента

Показатели Среднее значение показателей Уровень значимости

до после

Гр 222

Уровень этнической толерантности 16,36 21,0 р =0,005

Гр 821

Уровень этнической толерантности 27,0 30,0 р =0,007

Гр 822

Уровень этнической толерантности 17,18 19,91 р =0,012

В целом, можно констатировать, что предложенный комплекс психолого-педагогических условий использования дидактических возможностей дисциплины «Иностранный язык» для формирования и развития этнической толерантности студентов вуза способствует развитию данного качества личности студентов.

Заключение

Современные реалии настоятельно требуют развития такого важного качества личности, как толерантность. Удмуртия - это территория, где проживают представители разных этносов, говорящие на разных языках. Толерантная личность - это личность, способная чувствовать и принимать разнообразие мира как в культурном, так и в языковом аспекте. Этническая толерантность как значимое качество для успешной жизнедеятельности в современном мире может формироваться и развиваться в процессе обучения студентов в вузе. Студенческий возраст является благоприятным периодом для развития этнической идентичности, толерантности и для становления личности в целом.

Образовательное поликультурное пространство вуза и изучаемые дисциплины обладают огромным потенциалом для развития этнической толерантности студентов. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития данного качества заключается в аксиологической и этнокультурологиче-ской ориентации содержания обучения, в диалогичности речевой деятельности, в возможности создания ситуаций успеха, в возможности эмоционального «переживания» фактов культуры, рефлексии своего опыта межкультурного и межэтнического взаимодействия. Реализация дидактического потенциала дисциплины для развития этнической толерантности студентов возможна при комплексном использовании психолого-педагогических условий, включающих в себя содержательный, технологический и личностно-рефлексивный аспекты. Результаты исследования, а также результаты использования разработанной на основе вышеуказанных условий методики развития этнической толерантности студентов в процессе изучения иностранных языков, позволяют утверждать об эффективности формирования и развития этнической толерантности студентов в образовательном пространстве вуза.

В качестве перспективы дальнейших исследований мы рассматриваем разработку лингвопсихо-логического тренинга межэтнической толерантности, этнической идентичности, тренинга по снижению этнической конфликтности, разработку технологии коммуникативного толерантного общения в цифровой поликультурной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатьева И.С., Русанова И.Ю. Содержание концепта РОДНОЙ ЯЗЫК у студентов-носителей удмуртского языка (на материале ассоциативного эксперимента) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 1 С. 110-115. URL: https://www.gramota.net/artides/phil20210688.pdf.

2. Бердичевский В.А. Межкультурное образование как основная концепция учебного процесса по русскому языку как иностранному на современном этапе // Русистика без границ. 2018. Т. 2, № 3. С. 81-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Василькова О.В. Организация работы с культурно-специфической лексикой на занятиях иностранного языка (на примере немецкого языка) // Научные разработки и инновации в решении стратегических задач агропромышленного комплекса. Материалы научно-практической конференции. В 2-х томах. Ижевск, 2022. С. 234-240.

4. Василькова О.В. Методика обучения студентов языкового вуза лексике одобрения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Ижевск, 2011.

5. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 462 с.

6. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.

7. Головлева Е.Л., Дивненко О.В., Журко В.И. Основы формирования межкультурной компетентности у молодежи. М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2005. 182 с.

8. Гриднева Н.А., Досковская М.С. Воспитание педагогической толерантности в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 3 (47). С. 38-54.

9. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013. 632 с.

10. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.

11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987. 261 с.

12. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. Наук. Курган, 2000. 191 с.

13. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 45-54.

14. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2003. 536 с.

15. Михалева Г.В. Генезис проблемы воспитания межэтнической толерантности в англоязычных странах // Педагогика. 2019. № 8. С. 120-127.

16. Новикова Л.А., Акатьева И.С., Торхова Ю.В. Развитие межкультурной компетентности студентов бакалавриата при смешанной форме обучения деловой коммуникации на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 4. С. 181-186.

17. Новикова Л.А., Василькова О.В., Акатьева И.С. Этническая идентичность как основа формирования межкультурной компетентности студентов вуза // Вестн. Удм. ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 217-225.

18. Новикова Л.А. Подготовка студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 9. С. 966-973.

19. О национальной доктрине образования РФ до 2025 г. URL: https://elementy.ru/Library9/Doctrina.htm.

20. Осипова Л.В. Поликультурная подготовка педагога - актуальная проблема современной высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 45-50. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41194535_14086587.pdf.

21. Пассов Е.И. Метод диалога культур. Липецк, 2011.

22. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в 21 веке // Язык и культура. 2009. № 2 (6). С. 96-110.

23. Хотинец В.Ю., Коробейникова Я.П. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 59-73.

24. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп). Москва, 2020.

25. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.

26. Шемет Н.В. Социализация личности в поликультурной среде // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования. Ярославль, 2018. № С. 76-79. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35677869_97329995.pdf

27. Щепилова А.В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1. С. 3-10.

28. Яковлева Л.В. Педагогические условия подготовки студентов к преодолению коммуникативных затруднений в этнокультурной среде: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ка-луж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. Ижевск, 2009. 193 с.

29. Bennet M. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998.

30. Developing Intercultural Competence through Education / ed. by J. Huber and Ch. Reynolds. Strasbourg, 2014.

Поступила в редакцию 05.12.2022

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2023. Т. 33, вып. 2

Василькова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков E-mail: [email protected]

Новикова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков E-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

O. V. Vasilkova, L.A. Novikova

POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN DEVELOPMENT OF ETHNIC TOLERANCE OF NONLINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-193-203

The article discusses the didactic possibilities of foreign language practical classes that contribute to the formation and development of ethnic tolerance of agricultural university students in the framework of intercultural learning. The relevance of the research is dictated by modern trends in the development of society, determined by the high level of globalization and digitalization, which makes the world more interconnected and unified and involves the rapprochement of peoples, strengthening their intercultural interaction. However, the strengthening of intercultural interaction has a downside, since it can lead to more frequent national conflicts. Rejection, disapproval, intemperance and aggression in intercultural communication indicate internal problems of the individual and are an indicator of serious problems of society as a whole. In such conditions, the development of ethnic tolerance, which promotes peaceful coexistence, harmonious development and interaction of various ethnic groups while fully preserving their ethnic identity, becomes especially relevant. In this regard, the purpose of the study is to develop and experimentally test the pedagogical conditions for the realization of the didactic potential of the subject "Foreign Language" for the development of ethnic tolerance of university students. Diagnostics of ethnic tolerance of university students was carried out on the basis of the methodology "Types of ethnic identity", "Ethnic tolerance", "Ethnic conflict". The research and experimental training of UdSAU students (52 people) conducted from 2019 to 2022 allows us to assert the effectiveness of this technique.

Keywords: ethnic tolerance, ethnic identity, intercultural and interethnic interaction, intercultural competence, active teaching methods.

Received 05.12.2022

Vasilkova O.V., Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages E-mail: [email protected]

Novikova L.A., Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages E-mail: [email protected]

Udmurt State Agricultural University Studencheskaya st., 11, Izhevsk, Russia, 426069

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.