Научная статья на тему 'Реализация дифференцированного подхода в процессе совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья'

Реализация дифференцированного подхода в процессе совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шульпина В. П.

В статье рассматривается совокупность условий и механизмов реализации основных направлений коррекционно-оздоровительной работы по совершенствованию дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья (с нарушением сенсорного и психического развития, практически здоровых) с учетом индивидуальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шульпина В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of differentiated approach in performance respiratory function in schoolchildren with different health condition

The totality of conditions and mechanisms of implementation the main directions in corrected-recreational work with the aim of perfection of respiratory functions in schoolchildren with different health condition (disturbance in sensor and mental development, practically healthy) accordance to their individual peculiarities.

Текст научной работы на тему «Реализация дифференцированного подхода в процессе совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

УДК 616-007-053.2

В. П. ШУЛЬПИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

РЕАЛИЗАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ_______________________

В статье рассматривается совокупность условий и механизмов реализации основных направлений коррекционно-оздоровительной работы по совершенствованию дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья (с нарушением сенсорного и психического развития, практически здоровых) с учетом индивидуальных особенностей.

Введение. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии [1]. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями обучаются в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возрасту, степени тяжести и структуре ведущего дефекта, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [2, 3]. В условиях социально-экономических перемен, неблагоприятной экологической обстановки, общей тенденции к снижению состояния здоровья, гиподинамии, наиболее подверженной нарушениям является система дыхания, которая одной из первых соприкасается и немедленно реагирует на различные неблагоприятные факторы среды [4].

Система дыхания, как составляющая кислородотранспортной функциональной системы, является определяющим фактором окислительной функции целостного организма, в значительной степени обусловливает аэробные возможности при физической деятельности, уровень физической работоспособности, непосредственно участвует в становлении и развитии речевой функции и, в целом, обеспечивает здоровье человека [5, 6, 7]. Использование произвольного управления дыханием в сочетании с целенаправленной мышечной деятельностью служит средством повышения энергетических возможностей растущего организма, совершенствования механизмов адаптации, стимуляции психического и психомоторного развития детей. Вместе с тем теоретический анализ литературных данных свидетельствует о недостатке информации, характеризующей важнейшие пути оптимизации дыхания детей и подростков в процессе физического воспитания с учетом особенностей их возрастного развития и состояния здоровья.

Цель исследования — обоснование условий и механизмов реализации основных направлений технологии совершенствования функции дыхания учащих-

ся общеобразовательных школ с учетом индивидуальных особенностей детей.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов № 14,15,17,19 для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, ОНР г. Омска, специальных (коррекционных) учебных заведений Омской области и г. Набережные Челны, научно-исследовательского института деятельности человека в экстремальных условиях СибГУФК. Обследовано более 1500 школьников 8 — 16 лет с нарушением психического и сенсорного развития и 650 учащихся массовых школ. В серии педагогических экспериментов приняло участие 485 детей и подростков. Для оценки параметров дыхательной функции использовались спирометрия, спирография, пневмотахометрия, функциональные гипоксические пробы, исследование способности к произвольной регуляции дыхания [8]. Для оценки общей аэробной выносливости проводилось лабораторное функциональное тестирование (тест РWC 150—170) и расчет показателей максимального потребления кислорода. Проводилась статистическая обработка результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с концепцией И. А. Аршавского, уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности детей. Любая патология ребенка, будь то нарушение функций ЦНС или анализаторных систем, сопровождается неадекватной возрасту двигательной активностью, зачастую гипокинезией, что нарушает функционирование жизненно важных систем организма. Проведенные нами предварительные исследования свидетельствуют, что дети и подростки с ограниченными возможностями (с нарушением интеллектуального развития, речи, зрения, слуха) имеют ряд особенностей функционального состояния дыхательной системы, выражающихся в снижении резервов мощности и регуляции дыхания, низкой его эффективности, замедленных темпах формирования. Одно из ведущих мест в общей структуре соматических нарушений у испытуемых занимают заболевания дыхательной системы,

что еще в большей мере ограничивает компенсаторные возможности данной системы организма. На рис. 1 представлены патофизиологические механизмы снижения адаптационных возможностей детей с различными аномалиями в развитии относительно резервов дыхательной системы.

Необходимым условием сохранения здоровья, повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям, повышения уровня физической работоспособности и, как следствие, социальной дееспособности ребенка с ограниченными возможностями является специально организованный процесс физического воспитания, имеющий коррекционно-развивающую и оздоровительную направленность. Теоретический анализ литературных данных и многолетние педагогические наблюдения показывают, что содержание работы в рамках адаптивной физической культуры представлено преимущественно методиками коррекции и развития двигательной сферы и психомоторики школьников на основе использования традиционных средств физической культуры. В имеющихся научно-методических разработках практически отсутствуют сведения, касающиеся аспектов коррекции, развития и совершенствования функции дыхания, в том числе во взаимосвязи с формированием двигательного потенциала школьников. Как показали наши исследования, несмотря на разнородность по характеру и степени тяжести основного и вторичных нарушений, а также уровню морфофункционального статуса и адаптационного потенциала, аномальные дети имеют сходные сопутствующие дефекты и соматические заболевания с детьми массо-

вых школ, что позволяет формировать ведущие направления работы в единой стратегии оздоровления.

Важнейшим фактором оптимизации учебного процесса в общеобразовательной школе является реализация такого общеметодического принципа как индивидуализация. Принцип индивидуализации, являясь одним из ведущих в адаптивном физическом воспитании (так как этиопатогенез, структура дефекта и сопутствующие ему отклонения в психо-эмо-циональном и соматическом развитии у детей предполагают полиморфность их состава в одном возрасте или учебной группе), понимается с позиции дифференцированного и индивидуального подходов. Подходы к индивидуальной работе с учениками могут быть весьма различны: это коррекция и компенсация недостатков физического развития, коррекция конкретных двигательных нарушений, устранение недостатков в развитии двигательных качеств и др. Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы с опорой на конкретные сохранные способности и возможности каждого ребенка создать максимально эффективные условия для его роста и развития, в том числе, учитывая такие понятия как «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», предполагающая потенциальные возможности развития ребенка [9]. Индивидуальный подход реализуется подбором традиционных и нетрадиционных средств, методов и методических приемов, дозированием физических нагрузок с учетом всех особенностей занимающихся. Одним из направлений в реализации принципа индивидуализации в общеобразовательной, в том числе специальной шко-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

ле, является дифференцированный подход, заключающийся в выделении типологических групп детей для проведения в них соответствующей коррекционно-компенсаторной и оздоровительной работы. Первичную дифференциацию при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики деятельности детей этих групп чрезвычайно вариативны, в связи с чем для проведения уроков физического воспитания требуется более тонкая дифференциация учащихся, которую должен осуществлять учитель физического воспитания.

Анализ теоретических исследований, посвященных индивидуально-дифференцированному физическому воспитанию [10, 11], а также опыта практической деятельности в сфере коррекционно-развивающей и оздоровительной работы со школьниками, имеющими различное состояние здоровья, позволил заключить, что основными критериями дифференциации большинство исследователей считают показатели и уровень физической подготовленности, физической работоспособности, основные параметры физического развития, здоровья учащихся, конституциональные особенности, а также характер основного и сопутствующих дефектов. При всей правомерности такого подхода, следует отметить, что как в массовой, так и в специальной школе достаточно ограниченно используются функциональные показатели, в частности одной из ведущих систем организма — дыхательной, в качестве критерия дифференциации. В нашем исследовании предпринята попытка учета как интегральной характеристики, так и отдельных параметров данной функции школьников с различным состоянием здоровья при организации работы коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности. Принцип дифференциации и индивидуализации в рамках работы по совершенствованию дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья реализовывается в нескольких аспектах. Первым аспектом дифференциации является тип образовательного учреждения: это массовая школа и специальные школы различного вида (для детей с нарушением интеллекта, речи,

зрения и слуха). Кроме того, фактором дифференцированного подхода является уровень образования учащихся, имеется в виду — младшая, средняя, старшая школа, а точнее, возраст детей с учетом ведущей модальности физического воспитания [12]. На наш взгляд, работа с детьми, обучающимися в специальных школах, на всем протяжении обучения, а также с детьми младшего школьного возраста массовых школ должна осуществляться в рамках телесно-ориентированной модели физического воспитания, критериями которого могут быть нормальное физическое развитие, оптимальное состояние здоровья, знания, умения и навыки укрепления и поддержания благоприятного физического состояния, позитивная динамика психофизических способностей. В рамках данной модели выделяется два основных направления реализации принципа природосообразности: оздоро-вительно-корригирующее, в основе которого лежит профильная дифференциация учебно-воспитательного процесса согласно диагнозу заболеваний обучающихся, и адаптивно-развивающее, основанное на уровневой дифференциации педагогического процесса. Применительно к нашей технологии совершенствования дыхательной функции эти направления реализуются в массовой школе — дифференциацией занимающихся по физкультурной группе с учетом физического состояния и заболеваемости; в специальных школах — с учетом структуры и тяжести основного, вторичных дефектов и сопутствующих нарушений (уроки физической культуры, ЛФК).

Учитывая тот факт, что значительное число младших школьников массовых школ, а также детей и подростков, обучающихся в специальных школах различного вида, имеют речевые нарушения, в частности произносительной стороны речи, мы посчитали необходимым рассматривать состояние речевой дыхания и речевой моторики в качестве фактора дифференцированного подхода. Критерии дифференцированного подхода в процессе совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья представлены на рис. 2. Учет перечисленных факторов позволяет определить основные направления, содержание, методические характеристики и этапы коррекционно-оздоровительной работы.

Реализация индивидуального подхода при работе с детьми, имеющими различное состояние здоровья и очень разнообразных по своим индивидуальным

161

1<ЮЮ

ланные лыгносткл

Вид ц тяжесть Вторичные Особенности Ф»’нкцмйна1ья4|й уровень

основного дефекта ц «он^тсмвртощ ие фиш ческого состоян ця внешнего дыхания

Выбор с пгппальньп методов н мгтсдпчк ш

ПрГГ 91ОБ 'Об\Чт ЕГ1Я

I

I

> учат прагившюЕжяннй; > выбор основных н д-спшыгтгпы-ых срздств. методе е-обучения. рьзБнткя.фарн щкяткк; > доэдрованма мгруккн

Разработка основных направлений и частных задач

Развитие резервов Развитие Повышение физической Ра з вит ие резервов

регуляции дыхания речевого ды хан ия работоспособности. и. .мощности дыхания

Сядщшшн.ыд ЬЫШШЪН Ь4Р >ирсжнек ия

апатического и. дшииш.чдско2&характера на развитие ^нтральн-сн регуляции дыхания: А управление воздушным потоком;

А раузгащю лггочнонБЕктляцик;

А фогрмнртвлнне рддаошл ьного натерт дыхания б поко г и б агЕтаниж с движениями; а оклад жне различны мн типами дыхания:

^ рлЕвяше координации дыхания и мышечного расслабт =ннл; а развитие координации дыэоння с движениями, б ходьбе. йеге

_и_

Дыхательно-речевая гимнастика, трехф^зное дыхание

?1>ШГИг Формиро- Развитий ПОШЛПЁ- Развитие

ДЕига- вание объем- кке силы тетоичи-

ТЕ1:ьш[к осанки. ных н ВЫНОСЛИ- БОСТИ

спосоЗ- ЕОДБКЖ- парам эг- ВОСТИ к гипок-

м НОСТН ДЫК£”-ЫХ

ноеген р'ь-Б сии

СЕЖ 11 легших асышц

Бег.

эстафеты, игры. упр. ш

ТО5ЕПЖаОЛХ

I

Корриги-

рующая

гимнае-

тнка

з

Сочите, ек^

Дт ' с ОР^':

Х-гДБЙЖ.

«Г01[.

кгрик

I

Резис-

тивный

тренинг

Гклжтаеая

ТрйШЦИВЕа.

дг

йрашонн,

ПрЙШШ

Сиане.ш контроля

за функциональным состоянием дыхания п физическим состоянием

Рис А Алгоритм педагогического »03деаег»и* В* 0СВ01еИВАИ1ИАу(ЛЬВ0-АЕ1ф$ереВЦИр0*аВ10П0 подхода

А У<1Л1ЧУЛ)| ЬУ»ЭЗЬИ£ИФ 8002 (99) I оМ ЛИНЮЭа ИННЬЛУН ИИ>|01Л10

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

особенностям, требует, в первую очередь, знания этих особенностей. Отправным пунктом для осуществления индивидуального подхода в разработанной технологии являются результаты комплексного контроля, отражающие особенности показателей физического состояния, а также углубленной оценки дыхательной функции испытуемых. В частности, учитываются уровень и гармоничность физического развития, состояние осанки, уровень физической работоспособности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, состояние психомоторной сферы, иммунитет.

Подбор, последовательность, дозировка специальных средств осуществляются, в первую очередь, с учетом резервных возможностей функции дыхания детей (состояния легочной вентиляции, функционального состояния дыхательной мускулатуры и бронхиальной проходимости, потенциальных возможностей дыхания, устойчивости к переносимости гипоксии, уровня аэробной производительности организма). Ведущим фактором индивидуального подхода при работе с детьми младшего школьного возраста, особенно с ограниченными возможностями, является способность к произвольной регуляции дыхания. Данный признак обусловливает продолжительность и эффективность первого этапа занятий и определяет стратегию и тактику педагогической деятельности.

Механизмами реализации индивидуально-дифференцированного подхода являются: определение продолжительности работы на каждом этапе, особенно на первом — базовом, направленном на развитие способности к произвольному управлению дыханием; использование специальных методов и методических приемов обучения, развития; подбор соответствующих основных и дополнительных средств воздействия: специальные дыхательные упражнения различной направленности, корригирующая гимнастика, упражнения аэробного и анаэробного характера; закаливание, координационные упражнения и др.; дозирование нагрузки на одном занятии (количество повторений упражнений, сложность, продолжительность, интервалы отдыха, пульсовой режим работы, использование релаксационных упражнений и др.), кратность занятий; подбор форм работы (урочные, неурочные в режиме дня).

С учетом индивидуально-дифференцированного подхода разработан алгоритм педагогического воздействия (рис. 3), позволяющий на основании данных комплексной диагностики обосновать частные методики развития дыхательной функции с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Внедрение ряда методик в практику работы общеобразовательных школ позволило расширить резервы регуляции и мощности дыхания, улучшить произносительную сторону речи, повысить уровень аэробных и анаэробных возможностей, физической работоспособности, скорректировать и компенсировать вторичные и сопутствующие нарушения, активизировать процесс обучения школьников с различным состоянием здоровья.

Заключение. Научная новизна исследований представлена тем, что впервые обоснованы структура, принципы, направленность, задачи с учетом этапов работы, комплекс средств, форм занятий, педагоги-

ческие приемы обучения, механизм реализации индивидуально-дифференцированного подхода, система контроля, а также алгоритм педагогического воздействия, базирующийся на совокупности перечисленных элементов технологии совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья.

Практическое использование полученных результатов целесообразно в сфере адаптивной, оздоровительной и лечебной физической культуры: в дошкольных образовательных учреждениях; общеобразовательных школах; в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования школьников; в рекреативно-оздоровительных, реабилитационно-оздоровительных центрах; в высших и средних специальных учебных заведениях г. Омска, Омской области и других регионов РФ.

Библиографический список

1. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев. — М.: Советский спорт, 2004. — 104 с.

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1992. —95 с.

3. Шапкова Л.В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л.В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — С. 16 — 21.

4. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного региона: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук / И.И. Новикова. — Омск, 2006 - 35 с.

5. Astrand P.-O.Textbook of work physiology / P.-O. Astrand, J. Rodahl. - New York; London, 1970. — P. 185 — 235.

6. Кучкин С.Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук / С.Н. Кучкин. — Казань, 1988. — 48 с.

7. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. — Изд-во РУДН. 2006. - 284 с.

8. Fox J., Kreisman H., Colacone A., Wolkove N. Respiratory volume perception through the nose and mouth determined noninva-sively //J. Appl. Physiol., 1986. - Vol. 61. - № 2. - P. 436-439.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.

10. Дмитриев А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / А.А. Дмитриев. - М., 1989. - 36 с.

11. Короткова Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: Монография / Е.А. Короткова. -Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 183 с.

12. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспита-нии: Монография / И.В. Манжелей. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос.ун-та, 2005. - 208 с.

ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физкультурно-оздоровительной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.

© В. П. Шульпина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.