Научная статья на тему 'Учет биологических закономерностей развития в коррекционно-оздоровительной работе с детьми, имеющими психические и сенсорные нарушения'

Учет биологических закономерностей развития в коррекционно-оздоровительной работе с детьми, имеющими психические и сенсорные нарушения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шульпина В. П.

В статье рассматриваются данные возрастного развития параметров дыхательной функции и обсуждается вопрос о наиболее благоприятных периодах развития и совершенствования резервов мощности и регуляции дыхательной системы детей и подростков с аномалиями развития (с нарушением интеллекта, общим недоразвитием речи (ОНР), нарушениями зрения и слуха) за период школьного онтогенеза. С этих позиций обосновывается педагогическая технология коррекционно-развивающего воздействия, направленная на расширение функциональных возможностей кардио-респираторной системы и укрепление здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting of biological principles of development in correction sanitary work among children with psycho and sensor disables

This article considers the information about breathing function development according to the age variation. The question discusses the most favorable periods of development and perfection of power resources and regulation of the breathing system in children and teenagers with malde-velopment (intellectual problems, common hypoplasia of speech, sight and hearing problems) during school ontogenesis period. From this point of view the pedagogical technology is set to provide correction and development actions expanding functional abilities of the cardiorespiratory system and improving children health.

Текст научной работы на тему «Учет биологических закономерностей развития в коррекционно-оздоровительной работе с детьми, имеющими психические и сенсорные нарушения»

3. Лица, предпочитающие правый зрительный сенсорный вход, отличались постоянством меж-полушарной асимметрии в а и ß диапазонах.

Библиографический список

1.Фомина Е.В Сенсомоторные асимметрии спортсменов Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск: СибГУФК, 2003.-152с.

2.Фомина Е.В., Фомин В.В., Еремеев А.В Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ «Определитель индивидуального профиля функциональных асимметрий мозга», №990842выдано 25 ноября 1999 года.

3.Берус A.B., ИващенкоО. И., Журавлев А. Б., Чистякова. Н. Исследование влияния фактора ведущего глаза на параметры спектра ЭЭГ и психологические показатели у правшей // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 2. - С. 50 - 59.

4.Ефимова И.В., Титаева М. А., Уварова Л. Г. Меж-полушарная асимметрия диапазонов ЭЭГ и её межиндивидуальная вариабельность у здоровых людей в зависимости от латерализации ведущей руки// Физиология человека. // Физиология человека. -1984. Т. 10, №4. - С. 515-524.

5.ИлыоченокР.Ю., ФинкельбергА.Л., ИльюченокИ.Р., Аф-танас Л.И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 169 с.

6.Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность-СПб.,Речь,2005.-368с.

7.Леутин В.П., Платонов Я.Г., Диверт Г.М., Кривоще-ков С. Г. Прерывистая нормобарическая гипоксия как модель

незавершенной адаптации // Физиология человека. 2004, Т. 30, N 5, С. 85 - 91.

8.Ежов С.Н., Кривощеков С.Г. Особенности психомоторных реакций и межполушарных отношений мозга на этапах временной адаптации // Физиология человека. — 2004. — Т.30, № 2. - С. 53-57.

Э.Хаснулин В Н., Шестаков С.И., Степанов Ю.М., Скосырева Г.А. Региональные особенности здоровья жителей Заполярья. Новосибирск: Наука, 1983. С. 62 - 67.

Ю.Болдырева Г.Н. Участие структур лимбико-диэнце-фального комплекса в формировании межполушарной асимметрии ЭЭГ человека // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М,:Научный мир, 2004.С.346-368.

1 l.Weisze J., Bolazs.L., Lancj Т., Adam С. The effect of lateral visual fixation and Ihe direction of eye movements on heartbeat discrimination //Psychysiology. 1990V.276.N 5.К. 523-527.

12. Kimura F Baughman R.W. GABAergic transcollosal neurons in developing rat neocortex// Eur.j.Neurosci. 1997.V.9N6.P. 1137-1143/

1 З.Фокин В.Ф., Н.В.Пономарева Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М.:Научный мир, 2004.С.346-368.

ФОМИНА Елена Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, декан факультета рекреации и реабилитации.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.02.06 г. © Фомина Е.В.

УДК 6U-007 053 2 в. П. ШУЛЬПИНА

Сибирский государственный университет физической культуры

УЧЕТ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ И СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ_

В статье рассматриваются данные возрастного развития параметров дыхательной функции и обсуждается вопрос о наиболее благоприятных периодах развития и совершенствования резервов мощности и регуляции дыхательной системы детей и подростков с аномалиями развития (с нарушением интеллекта, общим недоразвитием речи (ОНР), нарушениями зрения и слуха) за период школьного онтогенеза. С этих позиций обосновывается педагогическая технология коррекционно-развивающего воздействия, направленная на расширение функциональных возможностей кардио-респираторной системы и укрепление здоровья детей.

Введение. Выявление закономерностей и особенностей функционирования физиологических систем организма детей на разных этапах онтогенеза необходимо для решения проблемы охраны здоровья и разработки адекватных возрасту педагогических

технологий. Согласно современным представлениям, на каждом возрастном этапе функции претерпевают сложные и многообразные изменения при тесном взаимодействии организма и среды. Адаптивный характер функционирования организма в различные

возрастные периоды определяется двумя важнейшими факторами: морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью средовых факторов возможностям организма (П.К. Анохин, 1975; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001). Данное положение, бесспорно, следует учитывать при работе с аномальными детьми, так как категория этих лиц разнообразна по характеру и степени выраженности ведущего дефекта, вторичным отклонениям, наличию сопутствующих заболеваний, состоянию сохранных функций, степени биологической зрелости и т.д.

Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении жизненно важных функций созревают на разных этапах постнаталь-ной жизни, что является проявлением гетерохронии развития. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем. Отдельные этапы развития характеризуются как особенностями морфофункциональной зрелости отдельных органов и систем, так и различием механизмов, определяющих специфику взаимодействия организма и внешней среды (A.A. Маркосян, 1974; Д.А.Фарбер, 1990; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001 идр.). Данное положение легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах качественных преобразований морфофункциональной организации отдельных систем и наибольшей чувствительности этих систем к воздействию внешнесредовых факторов.

В настоящее время общеизвестно, что выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма являются непременным условием создания благоприятных предпосылок эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, особенно с ограниченными возможностями. Высокая чувствительность определенных функций должна быть, с одной стороны, использована для целенаправленного воздействия, способствующего их прогрессивному развитию, а с другой — неадекватность внешнесредовых факторов может привести к нарушению развития организма.

Основной коррекционно-оздоровительной задачей физического воспитания аномальных школьников является достижение компенсации сопутствующих дефектов развития, профилактика и коррекция соматических нарушений, повышение адаптационного потенциала, что будет способствовать дальнейшей социальной адаптации детей. Мы предположили, что учет основных биологических закономерностей развития дыхательной функции аномальных детей и подростков позволит обосновать педагогическую технологию оздоровительно-развивающего воздействия, направленную на расширение резервных возможностей кардио-респираторной системы, повышение физической работоспособности и укрепление здоровья школьников.

Целью настоящих исследований явилось выявление особенностей и наиболее благоприятных (сенситивных) периодов развития дыхательной функции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта, зрения, слуха, ОНР).

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе специальных коррекционных школ-интернатов № 14,15,17,19 для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, ОНР

г. Омска, специальных коррекционных учебных заведений Омской области и г. Набережные Челны, научно-исследовательского института деятельности человека в экстремальных условиях СибГУФК. Обследовано более 1000 школьников 8-16 лет. Для оценки параметров дыхательной функции использовались спирометрия, спирография, пневмо-тахометрия, функциональные гипоксические пробы, метод активного воспроизведения заданной величины дыхательного объема (ДО) в условиях относительного покоя (И.Н. Солопов, 1998; J. Fox et al„ 1986). Для оценки общей аэробной выносливости проводилось лабораторное функциональное тестирование (тест PWC 150-170) и расчет показателей максимального потребления кислорода (МПК). Статистическая обработка результатов исследования включала в себя вычисление средней арифметической, среднеквадратического отклонения, корреляционный анализ, расчет темпов прироста изучаемых показателей по формуле Броуди. Статистическая обработка проводилась на ПК с помощью программы Microsoft EXCEL и программы STATIST1CA.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате поисковых исследований выявлено, что дети и подростки, имеющие различные нарушения развития (умственная отсталость, нарушение речи, зрения, слуха), по всем параметрам дыхания, экономичности легочной вентиляции, а также уровню аэробной производительности организма отстают в сравнении с результатами нормально развивающихся сверстников (Р < 0,05 - 0,001), хотя возрастная динамика основных изучаемых показателей соответствует общим биологическим закономерностям здоровых детей. С возрастом различия по функциональным показателям между аномальными детьми и учащимися массовых школ увеличиваются, достигая максимальных величин к 15-16 годам.

С позиции системогенеза П.К. Анохина считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: генетической, социальной и онтогенетической. При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной программ. Ведущая же роль в совершенствовании двигательной деятельности и обеспечивающих ее функций организма принадлежит социальной программе. Понятно, что онтогенетическая программа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда объективных причин (наследственные или тяжелые приобретенные патологии, сопутствующие основному дефекту нарушения, неадекватная двигательная активность, зачастую семейная и социальная неблагополучность и т.д.) нарушается. Дети и подростки данной категории обучаются в специальных коррекционных школах и, как правило, имеют более низкое физическое развитие и физическую подготовленность, задержку биологического созревания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, часто страдают различными хроническими заболеваниями, в том числе дыхательной системы (Л.В. Шапкова, 2002; В.П. Шульпина, 2005 и др.).

В зависимости от ведущего дефекта выявлены следующие особенности функционального состояния дыхания аномальных детей и подростков. У школьников, имеющих нарушение интеллектуального развития, в большей степени снижены абсолютные показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (рис. 1), а также отношение фактической

13 12

Рис. 1. Показатели ЖЕЛ (л) школьников 8-16 лет с различным состоянием здоровья

« здоровые ; дети;

| - -р- - дети с

нарушением; ; интеллекта; :

! —л— дети с ОНР;

— о- - дети с

нарушением! слуха;

| • о дети с

нарушением зрения.

16 лет

10

11

I здоровые дета;

i

- -а- - дети с '

нарушением '

интеллекта; • дети с ОНР;

— о- - дети с

нарушением слуха;

-о--- дети с

нарушением зрения. |

Рис. 2. Показатели мощности выдоха (л/с) школьников 8-16 лет с различным состоянием здоровья

16 лет.

15 :

13

» здоровые | дета; ]

I I

| - -а- - дета с ! нарушением

интеллекта

—й— дети с ОНР;

— о- - дети с

нарушением слуха;

■ - - о- - • дети с

нарушением зрения.

Рис. 3. Показатели МПК/кг (мл/кг) школьников 8-16 лет с различным состоянием здоровья

ЖЕЛ к должным значениям. На наш взгляд, основной причиной таких результатов является характер ведущего дефекта детей, что проявляется в неспособности реализовать имеющиеся возможности вследствие нарушения корковых регуляторных механизмов дыхания, а также недостаточного двигательного опыта испытуемых. У школьников, имеющих значительные речевые нарушения — это дети с ОНР, в большей степени, особенно в 14-16 лет, отстают параметры, отражающие мощность дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость (рис. 2).

В данном случае прослеживается сопряженность функционального и фонационного (речевого) дыхания, функционального состояния дыхательной мускулатуры и моторной стороны речи.

Наибольшее отставание по абсолютным и относительным показателям МПК выявлено у школьников, имеющих нарушения зрительного анализатора (рис. 3). Это, безусловно, связано с ограниченностью (по объему и характеру) двигательной активности, детренированностью детей данной категории вследствие основного дефекта.

С целью определения наиболее чувствительных для педагогического воздействия периодов развития дыхательной системы, качественной оценки уровня адаптации кардиореспираторной системы аномальных детей и подростков к факторам внешней среды нами проведен параллельный анализ результатов темпов прироста изучаемых показателей, а также количественных и качественных характеристик взаимосвязей показателей дыхательной функции с показателями других функциональных систем организма испытуемых в возрастном аспекте.

Изучение темпов прироста основных показателей дыхательной функции школьников с ограниченными возможностями здоровья позволило обобщить, что у детей с нарушением интеллектуального развития наибольшие значения темпов прироста отмечены в возрастном диапазоне 9-12 лет, у школьников с ОНР - с 9 до 13 лет, у детей с нарушением сенсорного развития (нарушение зрения и слуха) разброс наибольших значений темпов прироста выявлен в достаточно широком диапазоне — от 9 до 14 лет. У девочек периоды интенсивного прироста показателей дыхания отмечаются на 1 -2 года раньше, чем у мальчиков, что закономерно и обусловлено более ранними сроками наступления полового созревания.

По мнению ряда исследователей (П.К. Анохин, 1975; Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2001 и др.), оценка зрелости ребенка должна опираться на 3 уровня изучения физиологии ребенка: внутрисистемный,

межсистемный и целостного организма во взаимосвязи со средой.

Обобщая результаты корреляционного анализа между основными параметрами дыхания и рядом показателей физического развития, гемодинамики, ритма сердца, результатами двигательных тестов и физической работоспособности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (на примере мальчиков) можно сделать следующее заключение. Наличие некоторых парадоксальных взаимосвязей, а также отсутствие корреляции между параметрами дыхания и гемодинамики, дыхания, гемодинамики и физической работоспособности могут отражать, согласно мнению П.К.Анохина (1975), И.И. Шмальгаузена (1968, 1982), A.M. Вейна (2000), внутрисистемную и межсистемную дезинтеграцию, проявляющуюся в нарушении физиологических соотношений между дыхательной и сердечно-сосудистой (в первом случае), а также соматической и двигательной (во втором случае) системами детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате количественного анализа взаимосвязей основных показателей дыхания аномальных детей разных типологических групп в возрастным аспекте выявлено, что наибольшее количество взаимосвязей, а также их теснота отмечены в период 13-14 лет (175 взаимосвязей) и 15-16 лет (167 взаимосвязей) (табл.1). В возрасте 8-10 лет и 11-12 лет выявлено 103 и 105 взаимосвязей соответственно.

Существует неоднозначное мнение по использованию и трактовке как количественных, так и качественных характеристик корреляционных связей между параметрами и признаками при различных видах деятельности.

В настоящих исследованиях мы опираемся на гипотезу ряда ученых (И.И. Шмальгаузен,1968,1982; П.Г. Светлов, 1966; A.A. Гужаловский, 1984; Г. Крайг, 2000), согласно которой процесс развития и моди-фикационная изменчивость протекают на разных стадиях онтогенеза в значительной степени автономно и выделяются лишь очень короткие периоды, когда увеличивается значимость количественных характеристик и связей между различными признаками, параметрами. Эти периоды «индукции», по мнению авторов, можно соотнести с периодами, которые носят название «сенситивных», во время которых внешние стимулы, в том числе целенаправленное педагогическое воздействие, могут изменить ход развития организма, так как органы и системы в это время особенно чувствительны к модифицирующему действию среды.

По мнению ряда авторов (A.A. Маркосян, 1969; В.К. Бальсевич, 1974, 2000; A.B. Волков, 1981), биологическая надежность растущего организма

Количество достоверных взаимосвязей показателей дыхания с изучаемыми параметрами у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Таблица 1

показатели 8-10 лет 11-12лет 13-14 лет 15-16 лет

1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ЖЕЛ 3 27 13 13 6 22 12 21 23 21 15 , 25 20

птм выдоха 4 11 2 10 8 19 3 15 17 18 14 22 17

Индекс Скибипски 2 14 9 13 7 9 4 2 16 2 8 5 10

МПК 2 4 12 - 2 2 11 25 3 12 10 20 1

Примечание: 1 - дети с ОНР; 2- дети с нарушением зрения; 3 - дети с нарушением слуха; 4 - дети с нарушением интеллекта.

определяется в большей степени силой взаимосвязи всех систем, а не отдельно взятой системы. Период когда между системами возникают достаточно сильные взаимосвязи и «затухают» внутренние противоречия в организме, по мнению выше названных ученых, может быть благоприятен (чувствителен) для применения большого объема нагрузок. В частности, нагрузки не будут избирательно действовать на какую-либо отдельную систему, а будут влиять на весь организм в целом.

Таким образом, проведенный нами комплексный анализ корреляционных связей основных показателей дыхания с другими изучаемыми признаками аномальных школьников позволяет заключить, что в период с 13 до 16 лет наблюдается наибольшее количество достоверных взаимосвязей средней и высокой тесноты между основными параметрами дыхания и другими изучаемыми признаками физического состояния детей. Вероятно, данный возрастной диапазон можно считать периодом, когда происходит завершение в формировании системы дыхания детей с ограниченными возможностями здоровья, повышается биологическая надежность в функционировании кардиореспираторной системы. Наши данные согласуются с результатами Т.Д. Кузнецовой (1986), А.З. Колчинской (1973), считающих, что период полового созревания — это этап наибольшего роста и развития системы дыхания в онтогенезе.

В процессе онтогенеза усиливается роль высших отделов центральной нервной системы в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы, в том числе и тех, которые реализуются путем двигательной активности. Поэтому особую роль в возрастной периодизации, согласно Д.А. Фар-бер, М.М. Безруких (2001), приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе регуляторных структур центральной нервной системы, обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка.

Полученные в наших исследованиях результаты свидетельствуют о снижение способности к произвольной (центральной) регуляции дыхания у детей и подростков с нарушением психического и сенсорного развития, что проявляется в процессе педагогических наблюдений, функциональной диагностике и при использовании метода активного воспроизведения заданной величины ДО. Такие результаты, на наш взгляд, обусловлены задержкой созревания и различными по степени и локализации нарушениями центральной нервной системы, в основном, коры больших полушарий головного мозга, рассогласованием взаимодействия коры и подкорковых образований, т.е. структур, которые играют значительную роль в программировании произвольных движений. Анализ индивидуальных показателей функционального тестирования и педагогические наблюдения позволили заключить, что в большей степени центральные механизмы регуляции дыхания нарушены у школьников, имеющих органические и тяжелые функциональные нарушения отделов центральной нервной системы, - это, прежде всего, дети-олигофрены, школьники с тяжелыми нарушениями речи.

Выявлено, что возрастной диапазон от 8 до 13 лет характеризуется максимальными темпами прироста способности к произвольному управлению параметрами дыхания у детей с различными нару-

шениями развития и, следовательно, является бла- -гоприятным периодом для целенаправленного педагогического воздействия,

Заключение. Полученные в настоящих исследования результаты свидетельствуют о том, что до 12-13 лет у детей и подростков с различными нарушениями развития происходит рост и созревания дыхательной системы, улучшение способности к произвольной регуляции дыхания, что характеризуется различными темпами прироста основных показателей дыхания, а также более низкой теснотой и меньшим количеством внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей показателей системы дыхания с другими морфо-функциональными признаками. Возраст 13-14 лет у детей с ограниченными возможностями здоровья следует выделить как период высокой лабильности регуляторных механизмов, возрастания биологической надежности функционирования дыхательной системы, как сенситивный период для развития максимальных функциональных возможностей дыхания. Этот период, когда система дыхания может выдерживать довольно значительные нагрузки, отмечается до конца школьного онтогенеза. Сопоставляя полученные в наших исследования результаты с данными Т.Д. Кузнецовой (1986), полученными на нормально развивающихся детях, необходимо отметить, что сенситивный период в развитии дыхательной системы у аномальных школьников сдвинут, приблизительно, на 1-2 года в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Полученные результаты позволили нам разработать основные направления поэтапного педагогического воздействия и обосновать технологию коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности на основе использования дыхательной гимнастики в сочетании с другими средствами физической культуры для детей с различным состоянием здоровья.

Практические рекомендации

1. Целенаправленное воздействие на систему дыхания в физическом воспитании аномальных детей следует начинать с дошкольного и младшего школьного возраста — с 7-8 лет. В данный период не следует применять нагрузки значительной интенсивности, в связи с ограниченными резервами кардиореспираторной системы детей. Основной направленностью должно быть развитие центральных механизмов регуляции дыхания с использованием разнообразных специальных дыхательных упражнений статического и динамического характера, формирующих навыки регуляции легочной вентиляции, а также правильного рационального дыхания в состоянии относительного покоя и при выполнении двигательных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В младшем школьном возрасте целесообразно широкое использование специальных дыхательно-речевых упражнений (например, система трехфазного дыхания О.Лобановой) с целью коррекции нарушений и развития произносительной стороны речи.

3. К концу младшего и в период среднего школьного возраста, а особенно с 13-14 лет, возможны уже более значительные нагрузки с использованием разнообразных средств физической культуры (упражнения аэробного характера, силового характера, общеразвивающие упражнения, на тренажерах, игры и др.) в сочетании с дыхательными

упражнениями, что позволит расширить функциональные резервы мощности кислородотранс-портной системы, способствует увеличению легочных объемов, развитию силы и выносливости дыхательной мускулатуры, устойчивости организма к гипоксии, повышению уровня общей физической работоспособности и аэробной производительности организма, укреплению здоровья детей.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. — 446 с.

2. Бальсевич В,К. Онтогенез локомоторной функции человека / В.К. Бальсевич // Вопросы биомеханики физических упражнений / Сборник науч. работ подред. В.К. Бальсевича. -Омск, 1974. - С. 7-15.

3. Бальсевич В.К. Онтокинеэиология человека / В.К. Бальсевич. — М : Теория и практика физической культуры. - М,, 2000. -274 с.

4. Вейн A.M. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / A.M. Вейн. - М.: Медицинское информационное агентство. 2000. - 752 с.

.5. Волков A.B. физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. - Киев: Здоровье, 1981. — 120 с.

6. Гужплорский A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / A.A. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран / Сост. и общ. ред. Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-224.

7. Колчинская A 3. Кислородный режим организма ребенка и подростка / А.З. Колчинская. — Киев, 1973. — С. 48-72.

8. Крайг Г. Психология развития/Г. Крайг. — СПб.:Изд-во «Питер», 2000. - С. 17-25.

9. Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков / Т.Д. Кузнецова. — М.: Медицина, 1986. - 128 с.

10. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. - М.: Просвещение, 1974. — 233 с.

11. Светлов П.Г. Теория критических периодов развития и ее значение для понимания принципов действия среды на онтогенез / П.Г. Светлов // Вопросы цитологии и общей физиологии: Сб. науч. трудов. - М.: Из-во АПН СССР, 1966.- С. 263-274.

12. Солопов И.П. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 184 с.

13. Фарбер Д А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека, 2001. - № 5. - С.8-16.

14. ШапковаЛ.В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре// .Адаптивная физическая культура. — 2002. - № 1. — С. 16-21.

15. Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии /И.И. Шмальгаузен. - Новосибирск, 1968. - С.141-156.

16. Шмальгаузен И И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Избранные труды / И.И. Шмальгаузен. - М.: Наука, 1982. - 383 с.

17. Шульпина В.П. Способность к произвольному управлению дыханием у школьников с нарушением сенсорного развития/ В.П. Шульпина // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 60-63.

18. Fox J., Kreisman H., Colacone A.. Wolkove N. Respiratory volume perception through thenoseand mouth determined nonin-vasively //J.Appl. Physio)., 1986. - Vol. 61.-№ 2 - P. 436-439.

ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физкультурно-оздоровительной работы.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.02.06 г. © Шульпина В.П.

Книжная полка

Корчной В. Шахматы без пощады: Секрет, материалы политбюро, КГБ, спорткомитета / Виктор Корчной; Предисл. Владимира Войновича. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 415 е.: 16л. ил.

Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 - Физ. культура и спорт/ Г.В. Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В. Матыцин. - М.: Academia, 2006.-526 е.: ил.

Теория и методика художественной гимнастики: пример, прогр. дисциплины фед. комп. цикла СД ГОС по спец. 032101 - Физ. культура и спорт: рек. умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / [под. общ. ред. Ю.К. Гавердовского] ; Рос. гос. ун-т физ, культуры, спорта и туризма. - М.: [РИО РГУФК], 2005. - 99 е.: табл.

¡ Железняк Ю.Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк. В.А.

i Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терра-Спорт: Олимпия Press, 2005. -112 е.: ил.

i

' Монаков Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика. Ч. 1. Основы техн. обучения. Ч. 2.

! Методика и планирование. Ч. 3. Психология тренеров, процесса. Ч. 4. Тактич. подготовка / Г.В. Монаков. - М.: Сов. спорт, 2005. - 287 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.