Научная статья на тему 'Реализация дидактических принципов в высшей военной школе с использованием современных средств обучения'

Реализация дидактических принципов в высшей военной школе с использованием современных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дидактические принципы образовательной деятельности / современные средства высшая военная школа. / didactic principles of educational activities / modern teaching aids / higher military school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Н. А.

В статье рассматривается использование дидактической техники для решения определенных задач обучения — предъявления и сообщения информации обучаемым, усвоения ими этой информации, формирования умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, контроля усвоения и управления познавательной деятельностью обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF DIDACTIC PRINCIPLES IN A HIGHER MILITARY SCHOOL WITH THE USE OF MODERN LEARNING TOOLS

The article deals with the use of didactic technology to solve certain problems of training — presentation and communication of information to students, their assimilation of this information, the formation of skills and application of the knowledge gained in solving practical problems, control of assimilation and management of cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Реализация дидактических принципов в высшей военной школе с использованием современных средств обучения»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#9îl3),2@19 / PEDAGOGICAL sciences

93

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: 37.013.2

Толмачева Н. А. кандидат технических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института г. Омск, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10234 РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Tolmacheva N. A.

candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical and Mathematical Disciplines

Omsk Automobile Armored Engineering Institute Omsk, Russian Federation

REALIZATION OF DIDACTIC PRINCIPLES IN A HIGHER MILITARY SCHOOL WITH THE USE

OF MODERN LEARNING TOOLS

Аннотация

В статье рассматривается использование дидактической техники для решения определенных задач обучения — предъявления и сообщения информации обучаемым, усвоения ими этой информации, формирования умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, контроля усвоения и управления познавательной деятельностью обучаемых.

Abstract

The article deals with the use of didactic technology to solve certain problems of training — presentation and communication of information to students, their assimilation of this information, the formation of skills and application of the knowledge gained in solving practical problems, control of assimilation and management of cognitive activity of students.

Ключевые слова: дидактические принципы образовательной деятельности, современные средства обучения, высшая военная школа.

Keywords: didactic principles of educational activities, modern teaching aids, higher military school.

Учебный процесс в высшей школе организуется и проводится в соответствии с определенными дидактическими принципами. Этими принципами руководствуются и в высшей военной школе при обучении и воспитании курсантов.

Принципам обучения уделено серьезное внимание. В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности современных средств обучения. В основу анализа дидактических возможностей технических средств обучения в высшей военной школе могут быть положены следующие принципы:

- принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых,

- принцип систематичности и последовательности,

- принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками,

- принцип соединения

- с наглядностью.

Дидактические принципы глубоко научны, тесно взаимосвязаны друг с другом и вытекают из анализа самого процесса коллективной работы с индивидуальным подходом в обучении, принцип сочетания абстрактного мышления обучения.

Каждый из этих принципов не есть простая совокупность требований. В принципах обучения выражены философско-педагогические взгляды на обучение и воспитание будущих военных специалистов - защитников Отечества.

Принципы обучения в целом составляют систему основных педагогических требований к военной, специальной подготовке слушателей и курсантов в высших учебных военных заведениях.

Глубокое понимание принципов обучения и претворение их в жизнь - необходимое условие успешной педагогической и научно-исследовательской работы каждого преподавателя в вузе.

Рассмотрим кратко дидактические принципы обучения и проанализируем возможности технических средств обучения и передачи информации.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых^Учение - труд, требующий значительных усилий в течение длительного времени. Хорошо учиться - долг каждого курсанта, который должен выполняться не только по обязанности, но и рассматривается как насущная потребность. Именно сознание смысла обучения рождает творческую энергию обучаемых, делает их учебную работу не только обязанностью, но и духовной

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<ШУШМУМ~^©УГМак>>#9(113)),2(0]9

94

потребностью. Сознательность порождает активность действия и мысли, ведет к самостоятельности и инициативе в процессе обучения, воспитывает критическое отношение к своей деятельности. Поэтому рассматриваемому принципу принадлежит ведущая роль при подготовке специалистов, способных творчески применять на практике полученные знания.

Возможности технических средств в реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности значительны. Действительно даже текст с формулировкой какого-то понятия на экране позволяет глубоко раскрыть его структуру, установить связь с жизнью, показать цель его изучения, роль в теме, разделе, курсе, в науке, в повседневной практической деятельности курсанта по окончании вуза.

Повышению активности обучаемых в ходе занятий способствует периодическое создание заранее продуманных и распределенных по учебному материалу так называемых проблемных ситуаций, в которых ответы на поставленные логикой изучения материала вопросы курсанты должны дать как бы самостоятельно. Аудиовизуальные средства оказывают большую помощь при изучении какой-либо проблемы. Важным при этом являются внут-рикадровые решения и звуковой ряд, строго сочетающиеся со словом преподавателя.

Экранные и звуковые средства в аудиториях и учебных классах позволяют создать и, по ходу занятий, изменить, в соответствии с замыслом руководителя и принимаемыми обучающимися решениями, обстановку, приближенную к реальной действительности. Тем самым технические средства помогают вырабатывать у курсантов навыки самостоятельного принятия правильных решений и активных действий в сложных и быстро меняющихся условиях обстановки.

Сознательность в обучении невозможна без глубокого раскрытия сущности предметов, явлений и процессов. Серия кадров, показанных на экране, может быть с успехом применена для анализа физических, технических и военных явлений, проникновения в скрытые от непосредственного наблюдения процессы.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности обязывает вести обучение в соответствии с внутренней логикой предмета. В каждом конкретном курсе именно этот принцип обуславливает систему его изучения.

К. Д. Ушинский считал, что «только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» [4, с. 355]. Принцип последовательности требует при изучении нового материала ранее приобретенные обучающимися знания. Исключительную роль в последовательности накопления знаний хорошо выразил академик И. П. Павлов. «Последовательность, последовательность и последовательность! С самого начала приучите себя к строгой последовательности накопления знаний. Изучите азы

науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».

Технические средства могут привести большую пользу при реализации принципа систематичности и последовательности в процессе преподавания.

Особое значение приобретают слайды с изображением логических схем построения учебного материала в виде сетевых графиков. Так, начиная чтение курса, опытный лектор дает укрупненную его структуру, выделяя то общее, что объединяет разделы или темы. Как правило, он говорит о тех дисциплинах, на которых базируется курс, изучению каких предметов и почему он предшествует.

Поэтапное построение логической структуры курса и отражение его связей с другими дисциплинами с помощью слайдов позволяет придать изложению наглядность. Если же рассказ преподавателя сопровождается последовательным построением на одном экране формально-логической структуры курса и дополняется на втором экране примерами из различных областей науки и техники, с которыми связан курс, то можно считать, что рассматриваемый принцип реализуется достаточно полно.

Такой подход в начале изучения курса способен возбудить у обучающихся энтузиазм и целенаправленно воздействовать на их ум и чувства.

Большое значение приобретают слайды презентации и на обычном занятии. Сетевой график, на котором показана взаимосвязь изучаемых на занятии вопросов, позволяет раскрыть внутреннюю логику темы и обосновать последовательность ее изучения.

В целях изучения учебного материала целесообразно строить на экранах алгоритмические таблицы и схемы, обобщающие изучение теории вопроса и являющиеся руководством к действию при решении практических задач.

Принцип доступности. Принцип доступности требует вести обучение на уровне, учитывающем как специальное (связанное с наличием знаний, умений и навыков в определенной области науки), так и общее развитие обучаемых - развитие, охватывающее не только познавательные процессы, но также волю и чувства. Принцип доступности не имеет ничего общего с легкостью в процессе обучения. Принцип доступности обязывает выбрать такое построение изучаемого курса, которое наиболее приемлемо для данного контингента обучаемых и целесообразно с точки зрения их максимального общего развития.

Показ с помощью технических средств обучения отдельных примеров, выделение в них сходных признаков позволяют подойти вплотную к обобщениям и представить их в виде формулировок новых понятий и определений, таблиц, алгоритмов, графиков и т.д.

Роль аудиовизуального материала в дедуктивном методе также велика. Разделение общего понятия, закономерности, явления, процесса или пред-

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#9(113)),2Ш9 / PEDAGOGICAL SCIENCES

мета на его составляющие, выделение в последовательности главного - все это можно сделать с помощью технических средств. Но нужно ли? Ведь применение технических средств - не самоцель, в каковую оно превратилось, благодаря бюрократам от науки.

Технические средства способны оказывать значительное эмоциональное воздействие на обучаемых и, следовательно, влиять на психические познавательные процессы личности. Стартовая площадка космической ракеты, ядерный реактор, последствия взрыва снаряда, современное оборудование заводов, скрытые от прямого наблюдения процессы и громадное множество подобных по смыслу явлений не могут оставлять обучаемых равнодушными.

Принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками. Постоянное совершенствование технической базы Вооруженных Сил, все более интенсивное использование в военном деле достижений науки и техники - все это предъявляет высокие, качественно новые требования к выпускникам военных институтов [3, 89 ].

Свободное владение современной техникой, умение своевременно принимать ответственные решения в боевой обстановке невозможны без прочных знаний и навыков. Высшие военно-учебные заведения призваны давать именно такие знания. Выполнение этой задачи достигается на всех этапах овладения знаниями. Основы знаний излагаются преподавателем. Яркое, образное преподнесение им материала с помощью слова и аудиовизуальных средств позволяет соединить чувства и сознание обучаемых в акте восприятия. Умело раскрывая с помощью технических средств многогранную сущность изучаемого явления или предмета, преподаватель организует глубокое продумывание обучаемыми учебного материала, что ведет к его осмысливанию запечатлению в памяти курсантов. Технические средства обучения помогают выделить основные факты науки, представить их в логической взаимосвязи, быстро воспроизвести в требуемый момент, дополнить по мере углубления их изучение, сконцентрировать вокруг них менее значимые научные данные. Все это благотворно сказывается на прочности овладения знаниями.

Важным условием глубокого и прочного овладения знаниями, умениями и навыками является использование в обучении закономерностей памяти. Периодическое подкрепление знаний путем их повторения с привлечением новых примеров и фактов, приводимых с помощью технических средств, также способствует запоминанию. Такое закрепление знаний очень экономично по времени. Правильно, с учетом психологических закономерностей памяти, выбранные этапы, число повторений и промежутки между ними предупреждают забывание. Если повторение делается на занятии, в ходе изучения материала, то возникающие прочные связи между известным и новым материалом улучшают запоминание последнего.

Технические средства позволяют увеличить количество передаваемой слушателю информации.

95

Самостоятельная работа обучаемых - один из наиболее важных путей приобретения прочных знаний, умений и навыков. Она обычно начинается тихим похрапыванием с первых слов лектора и заканчивается на экзамене внезапным пробуждением. Значение самостоятельной работы в приобретении прочных знаний, умений и навыков неоспоримо велико. Приведенное на экране название темы и ее план с распределением изучаемых вопросов по формам и методам обучения уже в начале занятия помогают организовать самостоятельное мышление обучаемых. Само «громкое мышление» лектора, сопровождаемое диафильмами, диапозитивами, записями на доске и другими средствами обучения, по существу, есть главное в организации самостоятельной работы слушателей в системе обучения в вузе.

Принцип соединения коллективной работы с индивидуальным подходом в обучении. Термин «коллективная учебная работа» понимается как совокупность форм и методов обучения, при которых курсант, находясь в условиях массовой аудитории, приобретает знания под руководством преподавателя. Одной из задач коллективной учебной работы в вузе является воспитание чувства коллективизма, охарактеризованного как «единство воли, действий, ответственности личного состава подразделения».

Термин «индивидуальный подход» в обучении, видимо, более емок, чем термин «индивидуальный поиск знаний». Он включает не только самостоятельность поиска знаний обучаемыми, но и направляющую обучающего функцию в таком поиске. Индивидуальный подход в обучении предусматривает учет возможностей каждого курсанта и степень всестороннего развития его личности, в том числе - формирования интеллектуальных умений при самостоятельном поиске знаний.

Для соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении важно создать благоприятные условия для максимально возможного при коллективной учебной работе специального и общего развития обучаемых, воспитывать коллективизм, вести индивидуальную работу с курсантами.

Систематическое применение ТСО создает благоприятные условия для воплощения преподавателем в практику обучения требований рассматриваемого принципа. Руководитель, используя ТСО, как бы воссоздает ход занятия, раскрывает роль четкости, организованности и слаженности действия всех обучаемых, обращает особое внимание на вопросы взаимодействия в сложных игровых ситуациях, боевых действиях и операциях.

При изложении нового материала учитываются особенности и индивидуальные возможности курсантов в восприятии, осмысливании и запоминании этого материала. Более активно ведется диалог с курсантом, решающим, например, у доски общую для всей группы задачу.

Выделение на экране этапов решения, постановка вопросов отвечающему и, вместе с тем - всей

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#9(113)),2Ш9

96

аудитории, тексты с формулировками задач, аналогичных решаемым, предъявление нескольких вариантов решения задач и их обобщение, глубокий и всесторонний анализ результатов - вот далеко не полный перечень возможностей, которыми может воспользоваться преподаватель, используя ТСО.

Принцип сочетания абстрактного мышления с наглядностью в обучении. Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я. А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной нагляд-ности»[1, с. 302]. Принято говорить о зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельной наглядности. При обучении имеется в виду, в основном, зрительная и слуховая наглядность. Однако следует помнить, что зрительная и слуховая наглядность органически связана с другими ее видами. Так, используя зрительную наглядность, как средство, можно создать условия для возникновения и усиления в сознании человека слуховой, осязательной и даже вкусовой наглядности. Известно, например, что если в кинофильме много стреляют, то часть зрителей, имеющих определенный жизненный опыт, ощущает привкус и запах пороховых газов.

Наглядность не следует отождествлять с иллюстративностью. Применительно к высшей школе, наглядность должна рассматриваться как основной способ психолого-педагогического воздействия на обучаемых. Такое понимание наглядности не отвергает ее формулу, предложенную доктором физико-математических наук В. Г. Болтянским: «наглядность = изофоризм + простота».

Здесь, «изофоризм» мыслится как адекватность отображения явления, а «простота» характеризуется способностью обучающегося к его восприятию.

В процессе обучения словесная, знаковая, изобразительная форма наглядности всегда сопутствуют абстрактному мышлению и непрерывно взаимодействуют с внутренней наглядностью, обогащая последнюю новыми представлениями и связями и черпая из нее ранее приобретенный опыт.

На этапе абстрактного мышления в ходе занятий, наряду со словами преподавателя, записями на доске, важная роль принадлежит печатным материалам, видеофильмам, диапозитивам и кинокадрам, направленным на решение конкретных дидактических задач.

Аудиовизуальные средства обучения позволяют представить модель явления, установить ее

соответствие реальным объектам, выделить основные понятия, раскрыть их составные элементы и показать взаимосвязь понятий, ход рассуждений при теоретических выкладках и всестороннем исследовании модели, привести аналоги при рассуждениях.

Конечная цель познания - практика. В обучении этап перехода от абстрактного мышления к практике - итог работы над учебным материалом. Возможности ТСО здесь могут раскрыться в полную силу. Они могут показать области практического применения знаний. Диафильмы, диапозитивы и кинокадры, другие средства наглядности способны сделать обучаемых «участниками» боевых действий, сложных экспериментов, процессов, исторических событий. Нередко закономерность, добытая в результате абстрактного мышления вместе с обучаемыми, в руках опытного преподавателя, владеющего ТСО, превращается в целый веер наглядных образов, в яркую демонстрацию могущества науки.

Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения [2, с.152]. Кроме того, ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни.

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

Технические средства обучения играют существенную роль в реализации любого дидактического принципа, поэтому их следует широко применять при изучении всех вузовских дисциплин, в том числе, конечно, и физики.

Список литературы

1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. - 655 с.

2. Кочуковский С. В. Дидактические основы использования технических средств обучения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3 (14). С. 150-158.

3. Толмачева Н.А. Вопросы методики преподавания курса физики //Вопросы педагогики. 2018. № 6-2. С. 89-91

4. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.