Научная статья на тему 'Реализация деятельностного подхода в преподавании дисциплины «Педагогические технологии»'

Реализация деятельностного подхода в преподавании дисциплины «Педагогические технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROJECT METHOD / PROJECT TECHNOLOGY / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарнышева Т.В., Хафизова Г.М.

Рассматривается проблема обновления методов обучения в подготовке будущих педагогов. Внедрение новых педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности. Проектная технология способствует развитию познавательных способностей студентов, активизации их мыслительной деятельности и творческой самоактуализации личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES ACTIVITY APPROACH IN TEACHING DISCIPLINE “PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES”

The problem of updating teaching methods in the preparation of future teachers. The introduction of new teaching technologies can significantly improve the efficiency and effectiveness of teaching. The project promotes the development of the technology of cognitive abilities of students, enhance their mental activity and creative self-actualization of the person of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностного подхода в преподавании дисциплины «Педагогические технологии»»

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Гарнышева Т.В., Хафизова Г.М.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

Рассматривается проблема обновления методов обучения в подготовке будущих педагогов. Внедрение новых педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности. Проектная технология способствует развитию познавательных способностей студентов, активизации их мыслительной деятельности и творческой самоактуализации личности будущего педагога.

Ключевые слова: педагогические технологии; метод проектов; проектная технология; будущий педагог.

SALES ACTIVITY APPROACH IN TEACHING DISCIPLINE "PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES"

Garnysheva Т. V, Khafizova G.M.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

The problem of updating teaching methods in the preparation offuture teachers. The introduction of new teaching technologies can significantly improve the efficiency and effectiveness of teaching. The project promotes the development of the technology of cognitive abilities of students, enhance their mental activity and creative self-actualization of the person of the future teacher.

Keywords: educational technology; project method; project technology; the future teacher.

Многие перемены, происходящие в образовании, во многом определяется социальным заказом. Обществу нужны люди, готовые занять активную социальную позицию. Принятие ФГОС на разных ступенях образования влечет за собой пересмотр сложившихся методов обучения. В основу ФГОС положен деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям общества. Технологии деягельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать задачи ФГОС нового поколения. В данной ситуации при подготовке будущих педагогов приходится искать новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Существующее многообразие педагогических технологий дает возможность повысить эффективность педагогической деятельности путем активизации мыслительной деятельности, развития познавательных способностей студентов в процессе изучения педагогических дисциплин.

Поэтому понятен интерес к деятельностным технологиям. Исследователи данного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие.

Применение деятельностных технологий при обучении студентов направлено на самореализацию творческих и исследовательских способностей, что поможет им состояться в будущем как педагогам.

Для решения этих целей хорошо подходит метод проектов. Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Главное в проектной технологии - стиму-

лировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых требует от них владение (или овладение в процессе деятельности) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. В итоге этот метод позволяет соединить теоретические знания с практическим опытом их применения [2].

Основная задача проектного обучения заключается в том, что будущий педагог, работая над проектом, должен постигнуть реальные процессы и объекты, факты и явления действительности. При проектном обучении необходимо создать условия, когда студенты мотивированы к самостоятельной исследовательской деятельности с целью приобретения недостающих знаний из разных источников; учатся использовать полученные знания для решения новых познавательных и практических задач, овладевают проектными компетенциями, развивают исследовательские и аналитические компетенции. В ходе лекционных, семинарских, практических занятий, производственной и преддипломной практик студенты осваивают проектные компетенции.

Необходимо определить этапы совместной разработки проекта через систему действий преподавателя и студента.

Несмотря на то, что в детском саду, начальной и общеобразовательной школе в обучении используется метод проектов, наблюдается неполное и поверхностное осознание учителями (воспитателями) сущности детской проектной деятельности, недостаток опыта в ее организации. Для решения и предупреждения данных проблем необходимо формировать готовность к организации проектирования у будущих специалистов в период профессиональной подготовки в вузе, а также обучать их проектным умениям и соблюдению этапов работы над проектом с учащимися.

Система профессионально-педагогического образования будущих педагогов на компетентностной основе требует личностно-деятельного подхода к его реализации. Овладеть компетентностью можно лишь при самостоятельной формулировке проблем, опираясь на уже известные знания, необходимые для их решения и достижения в процессе исследования. В проектной технологии заложен

большой потенциал для личностного развития учителя и формирования у него профессионально-субъектной позиции.

Личностно-ориентированные технологии содержат в себе глубокий стимул к самосовершенствованию и самообразованию, а проектная деятельность может способствовать развитию и саморазвитию как проектировочных способностей, так и личностных структур человека. Проектная деятельность студентов предоставляет им возможность для рефлексивного отношения к своим действиям, их коррекции.

Для формирования проектных компетенций преподавателю университета необходимо разнообразить методы обучения будущих педагогов, одним из которых и является технология проектного обучения. Преимуществами данной технологии является: определение темы из интересующих участников проекта проблем в жизни, в обучении; изучение избранной проблемы и доведение до сведения всех; организация себя на деятельность; обмен информацией, дискуссии и др.

Проектные компетенции студенты приобретают в процессе семинарских, практических занятий и производственной практики.

При преподавании дисциплин «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» и «Педагогические технологии» на дошкольном, филологическом, художественно-графическом, историко-географическом факультетах проектная деятельность осуществлялась студентами в различных формах и видах с непременным соблюдением требований, предъявляемых к данному виду деятельности.

На первом этапе при проведении лекционных и семинарских занятий студенты знакомились с историей возникновения проектной деятельности, особенностями ее организации в современной школе, изучали специальную литературу по проектной технологии.

На втором этапе студенты выбирали для себя интересную с точки зрения ближайших целей тему проекта, например: «Роль учителя ИЗО в современном образовании», «Воспитание патриотизма учащихся в процессе ознакомления с творчеством художников батального жанра», «Патриотическое воспитание школьников», «Школа информационной эпохи», «Молодежь за здоровый образ

жизни», «Диалог культур: живем вместе!», «Хобби в жизни учащихся», «Приобщение студентов - иностранцев к культуре Республики Татарстан», «Я гражданин России» и др.

На третьем этапе студенты осуществляли исследовательскую и практическую деятельность по проекту, разрабатывали технологию решения проблемы, для них проводились консультации, если возникали проблемы и затруднения.

На четвертом этапе студенты защищали свои проекты на занятиях и с лучшими проектами выступали на студенческой научной конференции.

Проектное обучение студентов способствует личностному развитию, проявлению гражданской инициативы, активности в изменении окружающей действительности, реализации своих способностей и самооценке.

Работа по использованию проектных технологий при реализации деятельностного подхода в преподавании педагогических дисциплин (на примере «Педагогических технологий») приводит в перспективе к следующим результатам: обеспечение хорошего качества образования; развития воспитательного потенциала в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности будущего педагога; повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда; создания условий для творческой самореализации студента - будущего педагога.

Данная технология является дидактическим инструментом, который позволяет включить студентов в активный познавательный процесс, а как будущих педагогов превращает в организаторов познавательной деятельности, в соучастников творческого процесса [1].

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся». Самара, 2003.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.