Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / УСЛУГИ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанова Анна Кирилловна

Автор проводит анализ и дает оценку реализации аутсорсинговых отношений в России. Определены основные тенденции и противоречия в данном направлении. Предложены новые методы и способы управления аутсорсинговыми отношениями. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирсанова Анна Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF OUTSOURCING IN RUSSIA AND ABROAD: TRENDS AND CONTRADICTIONS

The author analyzes and evaluates the implementation of outsourcing relations in Russia. The main tendencies and contradictions in this direction are determined. New methods and means of managing outsourcing relationships are proposed. The article will be of interest to a wide range of people.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ»

УДК 339

РЕАЛИЗАЦИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Кирсанова Анна Кирилловна

Омский государственный университет, Россия, г. Омск

Аннотация. Автор проводит анализ и дает оценку реализации аутсорсинговых отношений в России. Определены основные тенденции и противоречия в данном направлении. Предложены новые методы и способы управления аутсорсинговыми отношениями. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

Ключевые слова: аутсорсинг; услуги; качество; оценка; результат.

IMPLEMENTATION OF OUTSOURCING IN RUSSIA AND ABROAD: TRENDS AND CONTRADICTIONS

Kirsanova Anna Kirillovna

Omsk State University, Russia, Omsk

Abstract. The author analyzes and evaluates the implementation of outsourcing relations in Russia. The main tendencies and contradictions in this direction are determined. New methods and means of managing outsourcing relationships are proposed. The article will be of interest to a wide range of people.

Keywords: outsourcing; services; quality; grade; result.

Во многих странах аутсорсинг стал повседневной практикой. Например, в автомобильной промышленности США около 80% оборота, составляющего 750 млрд дол. в год, приходится на поставки комплектующих от специализированных изготовителей. В электронной промышленности изготовители готовых приборов и оборудования передают на изготовление по аутсорсингу в среднем 78% комплектующих, а 40% ведущих изготовителей - 93%. В фармацевтической промышленности стоимость аутсорсинговых контрактов на разработку и производство изделий составляет 60 млрд. дол., а среднегодовые темпы прироста - 17-20% [1]. С целью управления процессами аутсорсинга во многих компаниях создается должность главного управляющего по ресурсам (Chief Resource Officer). Использование этой деловой практики характеризуется в США следующими особенностями:

- самое стремительное развитие происходит в секторе информационных услуг;

- лидирующие позиции занимают аутсор-серы с известной деловой репутацией;

- реализуемость аутсорсинговых программ не превышает 50%, а число проектов, находящихся на стадии планирования, примерно в 2 раза больше числа проектов, находящихся в стадии его осуществления.

Одной из наиболее динамичных сфер использования аутсорсинга в Европе становится производство телекоммуникационных систем. Один из лидеров рынка мобильных средств связи - фирма Nokia построила в Юго-Восточной Азии несколько заводов по сборке телефонов [2]. Отличительной чертой этих производств является отсутствие складских помещений. Все части и компоненты поставляются «с колес», и также осуществляется отправка готовой продукции. Довольно широкое распространение получил аутсорсинг и в европейской автомобильной промышленности. Например, в течение многих лет немецкий концерн BMW поставлял английской компании Rolls Royce порядка 30% комплектующих. Весьма любопытной особенностью использования аутсорсинга в Соединенном Королевстве является то, что самыми активными участниками данно-

го рынка являются органы государственной власти (табл. 1) [3].

Использование таких экономических инструментов существенно повышает эффективность функционирования последних.

В бизнес практике компаний Страны восходящего солнца аутсорсинговые отношения также получили значительное развитие. Они используется для обучения персонала (более 20%), управления системами информации и коммуникации (около 20%), выполнения рутинных производственных операций (17%), бухгалтерских расчетов (14%), проведения научных работ и исследований (13%). Более 80% фирм, реализовывавших аутсор-синговые процессы, достигли поставленных целей - повысилась степень специализации и эффективность операций, снизились издержки [4].

Таблица 1. - Отраслевая структура рынка услуг аутсорсинга в Великобритании, %

Как известно, в нашей стране аутсорсин-говая практика пока еще не получила такого значительного развития. Тем не менее, тенденция увеличения объемов делегирования «вовне» в России аналогична общемировой. Можно признать, что начинает создаваться институциональная среда для его успешного внедрения [5].

По нашему мнению, одним из важнейших направлений развития отечественных предприятий в условиях рыночных отношений является диверсификация, целью которой выступает повышение устойчивости и эффективности деятельности предприятия. Как правило, она реализуется по следующим направлениям. Во-первых, на основе маркетингового анализа могут определяться перспективные сегменты рынка в смежных отраслях и на его основании расширяться товарный ряд. Во-вторых, может проводиться отделение различных непрофильных видов деятельности от специализированного

производства [6]. Поэтому, многие российские предприятия в процессе диверсификации, выбирают аутсорсинговые механизмы с целью повышения эффективности производства.

В нашей стране уже имеется достаточное количество примеров того, как аутсорсинг помогает избавиться от неэффективных и непрофильных бизнес-процессов, высвобождает ресурсы для развития основных видов деятельности, сокращает сроки разработки продукции и ускоряет адаптацию предприятий к изменениям во внешней среде [7].

Так, значительной реструктуризации на базе аутсорсинга была подвергнута акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система». В период с начала 2001 г. по сентябрь 2009 г было продано около 60% ее непрофильных активов. В частности, передано производство автозапчастей, стальных бесшовных труб, сварочных электродов; делегированы ремонтное, автотранспортное и инструментальное производства. В качестве приоритетных сфер деятельности остались страхование, IT-технологии, производство приборов и оборудования.

Несколько по иному сценарию развивались события в ОАО «Северсталь». Там произошло выделение в рамках холдинга самостоятельного ремонтного бизнеса [8]. Цеха по ремонту электрического, энергетического, металлургического и доменного оборудования, а также подразделения промышленного строительства стали юридически независимыми организациями. Такой подход за период с 2007 по 2010 гг. позволил увеличить объемы чистой прибыли в 1,8 раза в ценах базового периода.

Однако наиболее масштабно аутсор-синговые отношения сложились в сфере добычи углеводородного сырья. Руководство ОАО «ЛУКОЙЛ» продало компанию «ЛУКОЙЛ-транс», объединявшей все транспортные активы, и фирму «ЛУКОЙЛ - Бурение», осуществлявшей весь объем бурения в интересах общества. В настоящее время вышеперечисленные функции переданы на аутсорсинг [9]. Другим примером подобного рода является заключение контрактов ОАО «Роснефть» с международными буровыми компаниями Schlumberger, Halliburton.

Таким образом, основными факторами, стимулирующими использование аутсорсин-

Отрасли Доля рынка в %

Государственные органы 24

Финансовый сектор 20

Машиностроение и приборостроение 14

Энергетика и коммунальные службы 11

Муниципальные органы 8

Розничная торговля 7

Медицина 5

Прочие отрасли 11

га в Российской Федерации являются: повышение качества продукции, концентрация на ведущих компетенциях, снижение затрат, а также повышение производительности труда. Рассмотрим эти и некоторые другие факторы более подробно.

1. Отечественный опыт красноречиво свидетельствует, что очень немногие организации имеют возможность на качественно высоком уровне обеспечить каждый этап производственного процесса. В развитых государствах уже давно существует производственная специализация компаний на определенном бизнес-процессе. С одной стороны она обеспечивает высокое качество, а с другой перманентное снижение цен [10]. При этом конкурирующие фирмы зачастую закупают комплектующие у одних и тех же поставщиков, а конкурентная борьба перемещается в плоскость качества, соответствия стандартам, реализации концепции глобального управления качеством (Total Quality Management). Большинство компаний работают над получением международных сертификатов качества продукции ISO-9001 и подобных ему. Диссертант полагает, что российским предприятиям следует также неукоснительно придерживаться международных эталонов качества, а также отказаться от дуализма в работе с внутренними (российскими) и внешними (зарубежными) потребителями.

2. Проблемы модернизации технологических линий, систематического обновления товарного ассортимента, продвижения соответствующих услуг в современных условиях становятся крайне актуальными для российских предприятий [11]. В условиях не-дозагрузки производственных мощностей организации могут закрывать отдельные производства. За счет этого они высвобождают ресурсы для развития главных направлений бизнеса. В условиях всевозрастающей конкуренции данный фактор может стать определяющим для внедрения аутсорсинга. Благодаря концентрации управления и финансов на приоритетных направлениях деятельности компании достигают повышения качества своей продукции. Это, в свою очередь, приносит дополнительные продажи и прибыли, которые в конечном итоге значительно превышают затраты на аутсорсинг.

3. Не вызывает сомнений тот факт, что

производительность труда в нашей стране значительно ниже, чем в странах Запада. Исследователи по-разному объясняют причины таких диспропорций [12]. Однако очевидно одно - их основой являются не только различия в технологиях, но и в подходах к организации бизнеса. В этой связи, представляет существенный интерес результаты аудита производственных процессов на некоторых предприятиях тяжелого машиностроения. Так, было установлено, что более 70% всех потерь рабочего времени на основном производстве происходит во вспомогательных службах, где занято порядка половины рабочих. При этом вспомогательные рабочие лишь 50-65% времени заняты непосредственно работой, а остальное время находятся в ее ожидании [13].

Как показывает практика, использование таких форм хозяйственных отношений как аренда, подряд, кооперация, субконтрактинг и аутсорсинг позволяет на 10-20% снизить трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость и соответственно повысить производительность труда.

4. На высокопрофессиональном уровне обладать множеством компетенций в перманентно изменяющемся мире технологических и продуктовых инноваций достаточно сложно и, по нашему мнению, экономически нецелесообразно. Используя практику делегирования «во вне», предприятия могут использовать прогрессивные технологии, не затрачивая время и ресурсы на их разработку [14]. Таким образом, использование аутсорсинга помимо повышения производительности приводит и к сокращению сроков освоения новых продуктов. В данном аспекте особо важным является то, что значительными возможностями по развитию и совершенствованию основных средств большинство российских предприятий не обладают.

5. Использование аутсорсинга позволяет привлечь крупных иностранных инвесторов. В данном случае такое делегирование может выступить в качестве катализатора формирования «правильной» производственной структуры. Дело в том, что «непро-фильность» может определяться не только критериями и показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности в российских условиях, но и доминирующим представлением инвесторов о том, что

должно и не должно входить в состав инвестиционно-привлекательной компании [15]. Опыт показывает, что убедить иностранных инвесторов в необходимости и целесообразности содержания авиакомпании на балансе производителя цветных металлов или лике-

Список литературы

роводочного производства в машиностроительном холдинге весьма затруднительно. Подобная диверсификация будет воспринята потенциальными инвесторами весьма настороженно.

1. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Челябинск: Социум, 2010. С. 58; Львов Д. Пора ходить с козырей // Российская газета. - 2003. - 15 января.

2. Кисилев Е.С. Проектирование механосборочных и вспомогательных це-хов машиностроительных предприятий. Ульяновск: УлГТЦУ, 2008. С.81-83.

3. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

4. Соколов, А. П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий /

A. П. Соколов // Московский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 33.

5. Соколов А.П., Пономарева Е.В. Совершенствование системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона: инструменты, методология и мониторинг. Вологда, 2012.

6. Соколов А.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона на примере Вологодской области. В сб.: Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2013. С. 242-246

7. Ковшикова, Г. А. Роль агломерации в развитии региона / Г. А. Ковшикова, А. В. Кошелева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 54-59. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_54.

8. Кузнецова, В. А. Финансовое мошенничество в банковском секторе: последствия, влияющие на стоимость банков, возможные меры по устранению и правовой защите / В. А. Кузнецова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 60-66. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_60.

9. Шрейдер, Н. В. Актуальные проблемы молодежного сегмента рынка труда / Н. В. Шрейдер,

B. О. Оленченко // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 67-71. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_67.

10. Родинова, Н. П. Особенности формирования и развития современной гуманитарной сферы общества в условиях перехода к информационному постиндустриальному формату взаимодействия / Н. П. Родинова, В. М. Остроухов, В. С. Березняковский // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 6-11. - DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_1_6.

11. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. -Москва, 2002. - 387 с.

13. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). - С. 255-259.

14. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.

15. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 5461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.