УДК 338.8 Виноградова Е.Д., Сомова А.П.
Виноградова Е.Д.
студентка экономического факультета Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия)
Сомова А.П.
студентка экономического факультета Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в работе рассмотрены преимущества Интернет-торговли в условиях современной экономики. Графически представлена динамика объёма рынка Интернет-торговли и торгового оборота крупнейших маркетплейсов России. Выявлена необходимость улучшения антимонопольного регулирования на цифровых рынках.
Ключевые слова: Интернет-торговля, цифровая экономика, маркетплейс, монополия, законодательство, антимонопольное регулирование.
В условиях стремительной глобализации мировой экономики цифровизация различных сфер деятельности и производственных процессов становится неотъемлемой частью экономики страны. Это связано с изменениями в общественных отношениях и растущим влиянием информационных технологий на все стороны жизни. На государственном уровне цифровизации экономики придается особое значение, поскольку внедрение цифровых
технологий является одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и катализатором социально-технологического прогресса.
В современных условиях рыночной экономики предприятия вынуждены адаптироваться к новым условиям хозяйствования, используя передовые технологии для повышения эффективности бизнеса и недопущения потери выгоды.
Одним из таких инструментов в сфере розничной торговли является электронная коммерция, или интернет-торговля [1, 2].
Обобщенно электронная коммерция представляет собой сегмент цифровой экономики, который позволяет осуществлять торговые и связанные с ними финансовые операции (транзакции) через сеть Интернет и непосредственно сайт предприятия (интернет-магазин).
Интернет-торговля предоставляет возможность потребителям приобретать товары и услуги онлайн, что экономит их время, а также дает возможность воспользоваться скидками и бонусами. В таблице 1 представлен полный список преимуществ Интернет-торговли как для продавца, так и для покупателя.
Таблица 1. Преимущества Интернет-торговли.
Элемент Интернет-торговли Продавец Покупатель
1. Заказ Удобство обработки заказа Удобство оформления
посредством заказа посредством
унифицированной системы понятного алгоритма
входных параметров для действий при совершении
покупателей при выборе покупки.
товаров.
2. Платежная система Возможность привлечения новых и сохранения постоянных покупателей за Возможность приобретения любого товара за счет вариации способов оплаты:
Элемент Интернет-торговли Продавец Покупатель
счет предложения разных способов оплаты в зависимости от стоимости товаров и финансовых возможностей клиентов на момент совершения покупки. банковскими картами по 100 % предоплате / в рассрочку, через СБП, наличными в пункте выдачи / курьеру при получении товара.
3. Ассортимент Возможность расширения широты и глубины ассортиментного перечня товаров за счет привлечения новых производителей / посредников. Возможность поиска, выбора и заказа товаров повседневного и особого спроса требуемого количества и заданного качества через установление фильтров.
4. Доставка По всей стране за счет наличия логистических распределительных центров.
5. Возврат Возможность улучшить работу распределительных центров на основе анализа и систематизации причин возврата товаров. Возможность возврата товара непосредственно в пункте выдачи, Почтой России и денежных средств (при наличии 100 % предоплаты).
В 2022 году продолжился активный рост доли электронной коммерции (E-commerce), это можно увидеть на графике, представленном на рисунке 1. Согласно данным аналитических компаний, объем рынка интернет-торговли в России составил 4,9 трлн рублей. В 2023 году объём интернет-торговли в России увеличился на 27,5% и составил 6,4 трлн руб. Темпы роста остаются выше, чем в 2021-2022 годах [4].
Рынок интернет-торговли, в млрд руб.
8000 - 80%
6000 ■ 60% 4000 -II 40%
...........I I I I
0 — — — 0%
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
^^И Объём рынка -Динамика, г/г в %
Рисунок 1. Динамика изменения объёма рынка Интернет-торговли.
При этом доля маркетплейсов превысила половину всех онлайн-заказов в России. На рисунке 2 представлен торговый оборот ведущих маркетплейсов России. Количество заказов в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросло на 64 % (2 800 млн заказов), что позволяет говорить о переходе онлайн- покупок в повседневную практику. На Российской бирже представлены Ozon и Яндекс как крупнейшие маркетпейсы, публикующие данные по оборотам. Но лидером рынка пока остаётся непубличный Wildberries.
800 600 400 200 0
Совокупность торгового оборота, в млрд
руб.
1.1,. I.. 1.11.11.11.1 .ill .1 I
1 кв 212 кв 213 кв 214 кв 211 кв 222 кв 223 кв 224 кв 221 кв 232 кв 233 кв 23 ■ Wildberries ■ Яндекс BOzon
Рисунок 2. Совокупность торгового оборота крупнейших маркетплейсов России.
Объем рынка крупнейших российских маркетплейсов и российских продавцов на российских подразделениях иностранных маркетплейсов вырос на 80 %, количество заказов увеличилось на 85 %.
Практика показывает, что вопросы, связанные с осуществлением монополии на цифровых рынках, остаются актуальными. Развитие цифровых технологий приводит к появлению специфических антиконкурентных практик, требующих обновления антимонопольного законодательства. В условиях развития цифровой экономики необходимо улучшить законодательство.
Существующие антимонопольные законы не всегда эффективны в новой реальности, поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно работает над улучшением антимонопольного регулирования на цифровых рынках. Текущие усилия направлены на улучшение защиты конкуренции и предотвращение антиконкурентных действий через ряд законопроектов.
10 ноября 2022 года Федеральное Собрание Российской Федерации приняло в первом чтении проект федерального закона № 160280-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"". Предлагается добавить новую статью 101, которая запрещает монополистическую деятельность лиц, использующих программы для заключения сделок продавцов и покупателей в информационно-телекоммуникационной сети. Новые правила распространяются на агрегаторы и маркетплейсы, соответствующие определенным критериям.
Изменения в подходах к контролю сделок экономической концентрации необходимы в условиях работы на цифровых рынках, так как традиционные критерии могут быть неинформативными.
ФАС приняла закон о предотвращении злоупотреблений доминирующими компаниями на рынке 1 сентября 2023 года. Новое законодательство будет применяться к доминирующим цифровым платформам в случаях недобросовестного поведения, таких как отказ в доступе к платформе, навязывание невыгодных условий или дискриминация клиентов.
Благодаря введению понятия «сетевой эффект» появилась возможность определить ценность цифровой платформы в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки.
Также введено новое условие для антимонопольного контроля сделок экономической концентрации на товарных рынках - ФАС будет согласовывать сделки с ценой более 7 миллиардов рублей.
Изменения улучшат прозрачность процесса согласования сделок и создадут барьеры для злоупотреблений на цифровых рынках. Новое законодательство также улучшит антимонопольное регулирование и защитит потребителей от злоупотреблений цифровыми платформами.
Принятие законопроектов позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных цифровых рынков, эффективное применение правовых механизмов в целях недопущения монополистической деятельности на цифровых рынках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузьмичева, И.А. Перспективы развития рынка Интернет-торговли / И.А. Кузьмичева, Л.А. Сахарова, А.О. Пугина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 2(45). - С. 27-33. - Э01 10.18323/2221-5689-2021-2-27-33. - БЭК ГОБСТУ;
2. Ларченко, Ю.Г. Инструменты привлечения и удержания клиентов в сети интернет/ Ю.Г. Ларченко, Е.С. Бирюков // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2019. - Т. 2, №2 1(37). - С. 111-116. - БЭК ОМБГОР;
3. Старостина, Е.В. Преимущества Интернет-торговли как важного фактора развития экономики в условиях цифровизации / Е.В. Старостина, Ю.Г. Ларченко // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности: Материалы II Международной научно-практической конференции молодых учёных, Комсомольск-на-Амуре, 30 ноября - 01 2023 года. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2023. - С. 295-297. - БЭК РБРБХБ;
4. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год». - Текст: электронный // ФАС России [сайт]. - URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-3609af5f-7476-4122-bb77-d04c49d96ca7/ (дата обращения: 27.06.24)
Vinogradova E.D., Somova A.P.
Vinogradova E.D.
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
(Saratov, Russia)
Somova A.P.
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
(Saratov, Russia)
IMPLEMENTATION OF ANTI-MONOPOLY REGULATION OF INTERNET TRADE IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract: the work discusses the advantages of Internet commerce in the modern economy. The dynamics of the volume of the Internet trading market and trade turnover of the largest marketplaces in Russia are graphically presented. The need to improve antitrust regulation in digital markets has been identified.
Keywords: Internet commerce, digital economy, marketplace, monopoly, legislation, antitrust regulation.