Научная статья на тему 'Реализация антикризисных мероприятий на уровне муниципальных образований на основе использования инновационных механизмов'

Реализация антикризисных мероприятий на уровне муниципальных образований на основе использования инновационных механизмов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикризисные мероприятия / местное самоуправление / информационно-коммуникационные технологии / инновации / система менеджмента качества / anti-recessionary actions / local government / information-communication technologies / innovations / quality management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович, Сачков Дмитрий Иванович

Рассмотрены направления воздействия на эколого-социально-экономическую ситуацию территорий органов местного самоуправления. Охарактеризованы реализуемые антикризисные мероприятия в муниципальных образованиях Иркутской области. Даны общие рекомендации по усилению экономической устойчивости муниципальных образований на основе использования инновационных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some directions of the local governments influence on an ecology-socio-economic situation of the territories are considered. The implemented anti-recessionary actions in municipal bodies of the Irkutsk region are characterized. Some general recommendations about municipal bodies" economic stability strengthening on the basis of innovative principles application are made.

Текст научной работы на тему «Реализация антикризисных мероприятий на уровне муниципальных образований на основе использования инновационных механизмов»

A.B. САМАРУХА

зам. директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: [email protected]

Д.И. САЧКОВ

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ*

Рассмотрены направления воздействия на эколого-социально-экономическую ситуацию территорий органов местного самоуправления. Охарактеризованы реализуемые антикризисные мероприятия в муниципальных образованиях Иркутской области. Даны общие рекомендации по усилению экономической устойчивости муниципальных образований на основе использования инновационных принципов.

Ключевые слова: антикризисные мероприятия, местное самоуправление, информационно-коммуникационные технологии, инновации, система менеджмента качества.

УДК 332.1(571.53) ББК 65.04

A.V. SAMARUKHA

Deputy Director of Regional Economy of Research Institute of Self-Regulation and Business Development of Baikal National University of Economics and Law, PhD in Economics, associate professor, Irkutsk

e-mail: [email protected]

D.I. SACHKOV

post-graduate student of Baikal National University

of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF ANTI-RECESSIONARY ACTIONS AT THE LEVEL OF MUNICIPAL BODIES ON THE BASIS OF INNOVATIVE MECHANISMS

Some directions of the local governments influence on an ecology-socio-economic situation of the territories are considered. The implemented anti-recessionary actions in municipal bodies of the Irkutsk region are characterized. Some general recommendations about municipal bodies' economic stability strengthening on the basis of innovative principles application are made.

Keywords: anti-recessionary actions, local government, information-communication technologies, innovations, quality management system.

Mиpoвoй финан^вый ^изис 20082010 гг. пoвлиял как на экoнoмичecкyю oá-cтaнoвкy в cтpaнe в цeлoм, так и на paзвитиe

oтдeльныx peгиoнoв и ^ муниципальные oбpaзoвaний (MO). В нас^ящее вpeмя, чepeз гад пocлe пpoявлeния aктивнoй фазы

* Печатается пpи пoддepжкe фанта резидента Poccийcкoй Фeдepaции для гocyдapcтвeннoй пoддepжки мoлoдыx poc^éc^x ученье MK-3603.2009.6 «Paзpaбoткa мexaнизмa aнтикpизиcнoгo yпpaвлeния coциaльнo-экoнoмичecким paзвитиeм муниципальные oбpaзoвaний peгиoнa».

© A.B. Самаруха, Д.И. Сачков, 2010

кризиса, необходимо подвести первые итоги работы муниципалитетов и дать оценку эффективности мер органов исполнительной власти по противодействию кризисным явлениям на муниципальном уровне.

На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления обладают достаточными материальными и организационными ресурсами для решения финансовых проблем на местах и в силу этого оказывают существенное влияние на качество реализации государственной антикризисной программы на своей территории. В условиях рыночной экономики муниципалитеты играют значительную роль в социально-экономическом развитии территории как крупные собственники, участники хозяйственных отношений, а также обладают властными полномочиями и способны регулировать отдельные направления функционирования экономики точечно и комплексно, путем издания соответствующих нормативно-правовых актов и применения методов частно-государственного партнерства. С учетом накопленного на протяжении двух последних десятилетий опыта преодоления экономических кризисов в России требуется серьезно обосновать подходы к определению роли антикризисного управления в механизме местного самоуправления и его структуры.

Мы считаем, что на первом этапе органам местного самоуправления необходимо определить, какие параметры социально-экономического развития территории сигнализируют о развитии кризисной ситуации, каков ее характер, что требуется для оперативного реагирования на происходящие изменения, для разработки антикризисной стратегии, конкретных, целенаправленных мероприятий и их реализации с целью недопущения экономического спада и социальных потрясений.

Сообщения о различных по уровням кризисных угрозах (внешних и внутренних, финансовых, административно-политических, внутренних экономических, техногенных, экологических, эпидемиологических, социальных и др.) можно своевременно получить из информационных источников. На фоне реализации в России инновационной стратегии, модернизации экономики и создания информационного общества на

принципах устойчивого развития (сбалансированного социально-экономического и экологического развития, предполагающего повышение уровня и качества жизни населения при сохранении и восстановлении экосистемы) возникает острая необходимость совершенствования механизма местного самоуправления в условиях проявления кризиса. На наш взгляд, необходимо выделить четыре направления антикризисной деятельности муниципалитетов:

- активное участие в финансовом оздоровлении экономической сферы МО (малых, средних и крупных предприятий);

- реализация мероприятий по антикризисному управлению муниципальными предприятиями и организациями;

- повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

- антикризисное управление МО как единым территориально-хозяйственным комплексом и модернизация механизма местного самоуправления с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и сертификации по системе менеджмента качества (СМК), а также разработка и внедрение универсальной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и устойчивости социально-экономического и экологического развития на базе инновационных принципов.

Три первых направления с разной степенью детализации отражаются в действующем законодательстве РФ. На этой основе уполномоченными органами проводится мониторинг крупных социально и экономически значимых предприятий, осуществляются меры по недопущению банкротства градообразующих, стратегических предприятий и других хозяйствующих субъектов. При банкротстве муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления выступают в качестве собственников имущества должника, что также нашло свое отражение в законодательстве о банкротстве и об унитарных предприятиях. Четвертое направление антикризисной деятельности муниципалитетов в настоящее время является менее проработанным методически и пока мало апробировано и слабо развито на практике.

В России термин «антикризисное управление» начал широко использоваться после введения в действие законодательства о банкротстве при описании процедур банкротства юридических и физических лиц. В настоящее время, по мере возникновения и развития новых форм территориального управления, становится очевидным, что МО и регионы представляют собой сложные социально-экономические системы, подверженные, как и системы производственные, воздействию кризисных явлений. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами, в том числе непосредственно антикризисное управление МО.

При рассмотрении вопросов преодоления кризиса как основы для стабилизации социально-экономической ситуации на территории МО органам местного самоуправления необходимо учитывать возможность обеспечения ее устойчивого развития. В самом общем смысле антикризисное управление МО можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающих устойчивость развития местной

экономики и сглаживание негативных последствий явлений различной природы.

В настоящее время очевидно, что организационными преимуществами и экономической устойчивостью к кризисным потрясениям обладают те органы местного самоуправления, которые своевременно, вследствие достаточной осведомленности и квалификации их сотрудников, внедряли инновационные принципы в свою деятельность. На наш взгляд, это свидетельствует о необходимости разработки и реализации плана антикризисных мероприятий с широким привлечением ИКТ и активным развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления через системное формирование отлаженных взаимосвязей посредством сертификации по СМК и внедрения методики проведения постоянного мониторинга эффективности деятельности этих органов на принципах достаточной оперативной информированности, общественного участия и контроля.

Мы считаем, что под инновационным антикризисным местным самоуправлением необходимо понимать управление МО, направленное на реализацию антикризисных

Классификация МО с учетом различных параметров оценки антикризисных мероприятий*

Мероприятия Количество мероприятий Степень учета специфики, 0-10 баллов Степень приоритетности, 0-10 баллов Степень реализации, 0-10 баллов Уровень эффективности, 0-10 баллов

Активные МО (гг. Иркутск, Ангарск, Шелехов, Братск; Шелеховский район)

По поддержке населения 15-18 8 8 7 7

По поддержке экономики 16-20 8 8 8 7

По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 4-6 7 10 6 7

Средние МО (гг. Усть-Илимск, Черемхово, Саянск; Иркутский, Усть-Илимский, Ангарский, Усольский, Братский, Черемховский районы)

По поддержке населения 10-14 6 9 6 5

По поддержке экономики 10-15 6 9 6 5

По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 1-3 5 9 5 4

Слабые МО (гг. Байкальск, Усолье-Сибирское, Зима, Тулун, Тайшет; Боханский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Киренский, Куйтунский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Тайшетский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Эхирит-Булагатский, Катангский и другие районы)

По поддержке населения 7-9 4 10 4 3

По поддержке экономики 7-9 4 10 3 2

По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 0 0 8 0 0

* Составлено авторами на основе планов и отчетов о реализации антикризисных мероприятий за 2009 г.

мероприятий при активном использовании ИКТ, СМК и методов мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью предотвращения экономического спада, социальных потрясений, экологических и техногенных катастроф, а также на сглаживание и устранение их негативных последствий.

На наш взгляд, важно отметить, что именно в 2009 г. в отрасли информатизации и связи Республики Татарстан было успешно завершено внедрение основных социально-экономических инвестиционных проектов создания и развития современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в том числе 100-процентной цифровизации всех сетей связи республики. Это стало надежной опорой для преодоления отдельных проявлений кризиса и осуществления дальнейших мероприятий по модернизации механизма местного самоуправления и повышению эффективности взаимоотношений с бизнесом.

Анализ антикризисных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления МО Иркутской области, показывает, что еще многие муниципалитеты страдают от несвоевременного информирования и, следовательно, реагирования на экономические, социальные, экологические и иные угрозы в связи с низким уровнем развития информационных технологий и соответствующей инфраструктуры.

На основе анализа информации о запланированных в МО Иркутской области антикризисных мероприятиях и доступных данных по их реализации целесообразно произвести оценку эффективности антикризисной деятельности органов местного самоуправления МО Иркутской области (табл.).

Исследуемые МО, с нашей точки зрения, возможно разделить на три группы в зависимости от активности и реализации антикризисных программ: активные, средние и слабые. В первую группу вошли МО, которые помимо шаблонных антикризисных мероприятий проводили мероприятия, учитывающие специфические особенности проявления угроз и негативных последствий на их территории,

и активно применяли ИКТ. Ко второй группе нами отнесены МО, редко предусматривающие в своих программах использование таких технологий. И в третью группу включены те МО, которые обошлись усеченным, неполным списком антикризисных мероприятий по поддержке экономики и населения (формальный подход) и совсем не планируют применение ИКТ. К сожалению, ни одно из рассматриваемых МО не было сертифицировано по системе менеджмента качества.

Основным выводом, полученным на основе анализа собранной информации, на наш взгляд, может быть следующий: чем оперативнее и полнее органы местного самоуправления МО информируются о процессах, происходящих на их территории, и, следовательно, чем развитее здесь информационная среда, тем больше целесообразности в их действиях и тем эффективнее реализуются антикризисные мероприятия на территории МО. Это свидетельствует об острой необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при проведении антикризисных мероприятий на уровне МО. Также стоит отметить, что чем меньше задействованы в системе управления инструменты ИКТ и чем ниже уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, тем ниже степень информированности органов власти о реальном социально-экономическом состоянии территории и о первоочередных кризисных проблемах и тем ниже оперативность и эффективность осуществления антикризисных мероприятий. К тому же анализ показывает, что большинство антикризисных мероприятий имеют формальный вид и основываются на шаблонном подходе, не учитывающем специфику территорий.

Особое внимание в период кризиса следует уделить экологической безопасности, так как возможно возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций на территориях МО вследствие сокращения финансирования текущего и капитального ремонта и несвоевременного технического перевооружения предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.