РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУФЯНОВА Елена Зарифовна,
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: [email protected];
АХМЕТОВА Альбина Талгатовна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В представленной работе авторы рассмотрели острейшую политическую и правовую проблему противодействия коррупции в Российской Федерации и пришли к выводам, что борьба с данным негативным и деструктивным явлением должна носить системный и комплексный характер, с использованием и внедрением положительных практик реализации антикоррупционных международно-правовых стандартов в российское законодательство.
Abstract: In the present paper, the authors examined the most acute political and legal problem of combating corruption in the Russian Federation and came to the conclusion that the fight against this negative and destructive phenomenon should be systematic and complex, using and implementing positive practices of implementing anti-corruption international legal standards into Russian legislation.
Ключевые слова: Коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционные международно-правовые стандарты, международное сообщество, антикоррупционная политика.
Keywords: œrruption, anti-corruption, anti-corruption international legal standards, international community, anti-corruption policy.
На сегодняшний день коррупция остается одной из ключевых проблем для многих государств, препятствуя их нормальному экономическому, политическому, социальному и культурному развитию. Если ранее борьба с коррупцией не выходила за рамки национального законодательства того или иного государства, то в последнее десятилетие XX века страны изменили свое отношение к антикоррупционной политике.
Международным сообществом в лице международных организаций были приняты антикоррупционные резолюции, конвенции по борьбе с коррупцией и иные акты, налагающие международные обязательства на государства. Выполнение данных обязательств должно помочь формированию гармонизированного и унифицированного антикоррупционного законодательства государств различных регионов мира.
Коррупционные деяния, предусмотренные международными конвенциями, относятся к преступлениям международного характера и включаются в структуру международной преступности. Повышенную социальную опасность представляют транснациональные формы коррупции, например, подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.
Согласно данным «Барометра мировой коррупции», исследования о коррупционных проявлениях в мире и отношения к ним общества, каждый четвертый в мире платил взятки при взаимодействии с теми или иными публич-
Таблица 1. Россия в Индексе
ными органами в течение последнего года. Среди опрошенных 57% недовольны работой своих правительств в борьбе с коррупцией. Данные основаны на опросе международным движением по противодействию коррупции «Transparency International» (Трансперенси Интернешнл) более чем 162 тысяч людей в 119 странах с 2014-2017 гг. [1]. Итог исследований получился неутешительный.
Перечисленные выше обстоятельства предопределяют необходимость и неизбежность международного сотрудничества в области противодействия коррупции.
Остается острой проблема коррупции и в Российской Федерации. В течение последних десяти лет Россия входит в список государств с высоким уровнем коррупции. Данный список составляется также «Трансперенси Интернешнл» путем измерения уровня восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны [2]. На базе полученных данных выводится Индекс восприятия коррупции - составной индекс, основанный на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Индекс восприятия коррупции ранжирует страны мира по шкале от 0 до 10 баллов (для данных, полученных до 2011 года) и от 0 до 100 баллов (для данных, полученных с 2012 года по настоящее время), причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять и сто - наименьший. Иллюстрирует положение Российской Федерации относительно других стран в данном Индексе следующая таблица (см. таблицу 1). восприятия коррупции 2008-2018 гг.
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество баллов из 10 (2009-2011 гг.) и из 100 (2012-2018 гг.) 2,1 2,2 2,1 2,4 28 28 27 29 29 29 28
Место России 147 146 154 143 133 127 136 119 131 135 138
Всего стран 180 180 178 183 176 177 175 168 176 180 180
Международное право; Европейское право
К сожалению, в ежегодном Индексе восприятия коррупции в 2018 г. Россия набрала 28 баллов из 100 и заняла 138 место из 180 стран [3].
На основе анализа Индекса восприятия коррупции за 2008-2018 годы, можно сделать вывод, что несмотря на некоторые позитивные изменения в борьбе с коррупцией в России, созданные правовые и организационные основы противодействия коррупции, данное негативное явление продолжает рассматриваться как одна из главных угроз безопасности страны, подрывающей доверие граждан к государственной и муниципальной власти, затрудняющей функционирование публично-правовых институтов и механизмов, проведение преобразований в основных сферах жизнедеятельности общества. Поэтому процесс совершенствования антикоррупционных мер необходимо продолжить.
Эффективное противодействие коррупции в Российской Федерации, по нашему мнению, возможно лишь при хорошо налаженном сотрудничестве с другими государствами, международными организациями через систему международных стандартов борьбы с коррупцией, имеющих не только политическое, но и юридическое значение.
Изначально при разработке антикоррупционных международных стандартов предполагалось, что они будут приняты в виде актов рекомендательного характера, таких как резолюции, программы, принципы, этические кодексы. Например, в Организации Объединенных Наций (ООН) в основном разрабатывались акты «мягкого права». В последующем данные акты способствовали выработке юридически обязательных норм в содержании международных договоров, принимаемых региональными международными организациями. Возможно, что добровольное одностороннее применение государствами рекомендательных норм в своей внутренней или внешней практике может породить юридически обязательный международный обычай [4, с.75].
Таким образом, можно сделать вывод, что характер антикоррупционных актов на сегодняшний день неоднороден и различается в универсальных и региональных международных организациях.
Условно все антикоррупционные международно-правовые стандарты можно классифицировать на следующие группы и виды: 1) имеющие различную юридическую силу - рекомендательные или обязательные (soft law или hard law), 2) по уровням (универсальные или региональные); 3) затрагивающие различные аспекты противодействия коррупции (глобальные или отраслевые) и др.
Основные антикоррупционные международно-правовые стандарты определены рядом конвенций, принятых Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Европейским Союзом, а также конвенциями, принятыми Организацией американских государств, Организацией эко-
номического сотрудничества и развития (ОЭСР), главами государств и правительств Африканского союза и другие.
В преамбуле к Конвенции ООН против коррупции от 2003 года достаточно четко раскрыты коррупционные риски, представляющие системную угрозу мировому сообществу и безопасности человечества, особенно в рамках процессов глобализации [5]. Конвенция ООН против коррупции за достаточно короткий промежуток времени приобрела действительно универсальный характер. В ней сформулированы и закреплены на универсальном уровне международные антикоррупционные стандарты.
Часть антикоррупционных конвенций уже ратифицированы Российской Федерацией и требуют продолжения процесса имплементации в национальное законодательство. Положения остальных конвенций следует учитывать как полезные рекомендации, которые направлены на улучшение эффективности нашего антикоррупционного законодательства.
«Сегодня, уже можно уверенно утверждать, что процесс разработки международных антикоррупционных стандартов, начавшийся еще в 50-60-х годах прошлого века, завершен» - констатирует директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н., профессор Т.Я. Хабрие-ва, опираясь на выводы ученых-коллег Института на основе анализа 14 международных договоров, практики их мониторинга международными организациями (ООН, Совет Европы и др.) и специальными международными органами (ГРЕКО) [6, с. 21].
Положительный потенциал, заложенный в таких стандартах, может быть полезен как государству, так и международному сообществу, международным организациям.
Несмотря на заметный прогресс в единении международного сообщества в вопросах борьбы с коррупцией, это не нашло должного отражения в региональных антикоррупционных конвенциях. Например, в конвенциях Совета Европы, что объясняется тем, что они принимались в 90-е годы прошлого столетия и были посвящены регулированию лишь отдельных вопросов борьбы с коррупцией (уголовной и гражданской ответственности за коррупцию и т.д.). Данный факт свидетельствует о наличии значительного пробела в международно-правовом регулировании противодействия коррупции.
Остаются актуальными вопросы более четкого определения используемых в международных стандартах понятий, ведь их необходимо соотнести с дефинициями, используемыми в национальном законодательстве государств. Так, проблемы в правоприменительной деятельности возникают при использовании понятий: «конфликт интересов», «лицо, замещающее должность, замещение которой предусматри-
вает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов», и др. Возникают вопросы и с оценкой деятельности такого антикоррупционного органа, как комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления; в законодательстве не содержится требований к количественному составу указанных комиссий.
Все указанные обстоятельства объективно усложняют процедуру имплементации международно-правовых стандартов в национальное законодательство государства.
Что касается Российской Федерации, то реализация антикоррупционных международных стандартов у нас производится с учетом федеративного устройства государства путем разработки и принятия региональных нормативно-правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов. При этом важно соблюдать единообразное применение таких стандартов вне зависимости от региональных различий, а это не самая легкая задача, так как в региональном законодательстве до сих пор есть недостатки: нечеткость в определении мер, направлений и принципов противодействия коррупции, наличие дефиниций и категорий, несогласованных с федеральным законодательством; дублирование положений нормативных правовых актов федерального уровня в законодательстве субъектов Российской Федерации и др.
К тому же, необходимо брать во внимание вовлеченность России в международные организации на азиатско-тихоокеанском и евразийском пространстве, а также в БРИКС, Международной антикоррупционной академии, что требует согласования подходов и действий по антикоррупционным стандартам в рамках данных объединений. В перспективе видится успешной разработка общих унифицированных стандартов для межгосударственных объединений.
Эти и другие подобные ситуации ставят вопрос о необходимости совершенствования антикоррупционного законодательства в России. Выдвигались предложения по
Библиография:
разработке единого антикоррупционного кодекса, который включал бы федеральный и региональный уровни регулирования и исключал несогласованность антикоррупционных актов РФ и ее субъектов.
Следует признать, что на данном этапе развития нашего государства кодификация антикоррупционного законодательства не своевременна, поскольку на международном уровне отсутствует элементарно единообразное понимание коррупции среди государств, и до конца не разработан общий категориально-понятийный аппарат по мерам, средствам противодействия коррупции в рамках международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
Следующее предложение - инициатива разработки специального федерального закона об основах и принципах законодательства субъектов федерации о противодействии коррупции. Согласимся здесь с мнением Т.Я. Хабриевой, что концепция такого закона заслуживает поддержки, поскольку позволит достичь необходимой гармонии в правовом регулировании противодействия коррупции, иметь более или менее унифицированные законодательные акты в сфере противодействия коррупции и учесть позитивный опыт передовых регионов России [6]. Принятие такого закона потребует внесения изменений в федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [7].
Таким образом, международное сотрудничество по противодействию коррупции является важной составляющей формирования глобального антикоррупционного порядка, а внедрение антикоррупционных международных стандартов - необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией на национальном уровне. Реализация в Российской Федерации таких стандартов должна производиться с учетом федеративной государственности и в обеспечении координации использования научных ресурсов, правового потенциала различных государств и международных организаций по противодействию коррупции.
1. «Барометр мировой коррупции»: каждый четвертый землянин дает взятки // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/barometr-mirovoy-korruptsii/transparency-international-vypustilo-devyatyy-barometr-mirovoy-korruptsii-.html (дата обращения: 13.05.2019).
2. Индекс восприятия коррупции // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 13.05.20l9).
3. Россия в Индексе восприятия коррупции — 2018: 28 баллов из 100 и 138 место // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия». - 29.01.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения: 14.05.2019).
4. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. 688 с.
5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
6. Хабриева Т.Я. Антикоррупционное законодательство: категорирование, систематизация и применение // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Казань, 31 мая 2017г.). Казань, 2017. С. 15-22.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета, N 266, 30.12.2008 (ред. от 30.10.2018 // Российская газета, N 247, 02.11.2018).