Научная статья на тему 'Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе'

Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / ЗАКОН О КОРРУПЦИИ ЗА РУБЕЖОМ / CORRUPTION / PRIVATE SECTOR / LEGISLATION / CRIMINAL LAW / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / INTERNATIONAL INSTRUMENTS / FOREIGN CORRUPT PRACTICES ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красноусов Сергей Дмитриевич

В статье проведен анализ законодательных актов Финляндии, Швеции, США, Великобритании и Сингапура, которые в последнее время используются как ориентир для противодействия коррупции в частном секторе. Несмотря на усиливающийся в современных условиях «обмен» инструментами борьбы с данным негативным явлением между странами, в мире практически в каждом государстве наблюдается определенная специфика антикоррупционной деятельности. В одном случае, как в Финляндии и Швеции, в обществе сформировано нетерпимое отношение к коррупции, что в совокупности с различными негосударственными движениями, воспитывающими у населения такое неприятие, позволяет странам оставаться на ведущих позициях с минимальным индексом восприятия коррупции. В другом лидерство связано с активным нормотворчеством и последовательным правоприменением. Исследовательский интерес представляют предложенные автором гипотезы о перспективах заимствования опыта некоторых зарубежных стран и ряда положений иностранного законодательства для построения российской антикоррупционной политики, направленной на решение актуальных первоочередных задач, в том числе обеспечение экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Anti-Corruption Legislation in the Private Sector

The study analyzes the legislative instruments of Finland, Sweden, the United States, the United Kingdom, and Singapore which have recently been used as an anti-corruption benchmark in the private sector. Despite the ongoing exchanges of tools for combating this negative phenomenon among the countries, nowadays, almost any government takes its own anti-corruption efforts. On the one hand, in Finland and Sweden, both the unacceptability of corrupt behavior in society and non-governmental movements that educate people against corruption allow countries to remain the leaders with a minimum Corruption Perceptions Index. On the other hand, leadership is associated with an active rule-making and consistent enforcement. The author puts forward hypotheses about the prospects of learning from other countries and basing upon several provisions of foreign legislation to develop a Russian anti-corruption policy focused on primary concerns such as the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе»

УДК 343.35(1-87)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.4.11

Красноусов Сергей Дмитриевич

Krasnousov Sergey Dmitrievich

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры иностранного права и сравнительного правоведения Юридического института Сибирского федерального университета

ИНОСТРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ

PhD in Law, Associate Professor, Foreign and Comparative Law Department,

Law Institute, Siberian Federal University

FOREIGN ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE PRIVATE SECTOR

Аннотация:

В статье проведен анализ законодательных актов Финляндии, Швеции, США, Великобритании и Сингапура, которые в последнее время используются как ориентир для противодействия коррупции в частном секторе. Несмотря на усиливающийся в современных условиях «обмен» инструментами борьбы с данным негативным явлением между странами, в мире практически в каждом государстве наблюдается определенная специфика антикоррупционной деятельности. В одном случае, как в Финляндии и Швеции, в обществе сформировано нетерпимое отношение к коррупции, что в совокупности с различными негосударственными движениями, воспитывающими у населения такое неприятие, позволяет странам оставаться на ведущих позициях с минимальным индексом восприятия коррупции. В другом - лидерство связано с активным нормотворчеством и последовательным правоприменением. Исследовательский интерес представляют предложенные автором гипотезы о перспективах заимствования опыта некоторых зарубежных стран и ряда положений иностранного законодательства для построения российской антикоррупционной политики, направленной на решение актуальных первоочередных задач, в том числе обеспечение экономической безопасности государства.

Summary:

The study analyzes the legislative instruments of Finland, Sweden, the United States, the United Kingdom, and Singapore which have recently been used as an anti-corruption benchmark in the private sector. Despite the ongoing exchanges of tools for combating this negative phenomenon among the countries, nowadays, almost any government takes its own anti-corruption efforts. On the one hand, in Finland and Sweden, both the unacceptability of corrupt behavior in society and non-governmental movements that educate people against corruption allow countries to remain the leaders with a minimum Corruption Perceptions Index. On the other hand, leadership is associated with an active rule-making and consistent enforcement. The author puts forward hypotheses about the prospects of learning from other countries and basing upon several provisions of foreign legislation to develop a Russian anticorruption policy focused on primary concerns such as the economic security of the country.

Ключевые слова:

коррупция, частный сектор, законодательство, уголовное право, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, международные акты, Закон о коррупции за рубежом.

Keywords:

corruption, private sector, legislation, criminal law, anti-corruption, anti-corruption policy, international instruments, Foreign Corrupt Practices Act.

Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня в мире (Transparency International) ежегодно публикует индекс восприятия коррупции [1]. В процессе анализа иностранного законодательства нами исследовано содержание актов стран с минимальным индексом: Финляндии, Швеции, США, Великобритании и Сингапура. В настоящей статье с учетом специфики неиспользования в иностранных актах словосочетания «коммерческий подкуп» применяется понятие «взятка» и производные от него. Оба понятия, согласно российскому законодательству, составляют термин «коррупция».

По опросам общественного мнения, проведенным в Финляндии, коррупция в основном отторгается обществом [2], и, как правило, финские компании сталкиваются с практикой подкупа в России и Прибалтике [3]. Ключевой принцип борьбы с этим негативным явлением в Финляндии - комплексность мер. Однако в стране отсутствуют специальные законы, стратегии или план действий, а также самостоятельные антикоррупционные органы. В финском законодательстве не найти определения коррупции. Положения о составах коррупционных преступлений представлены в Уголовном кодексе Финляндии, они включены в данный закон в 1989 г. в связи с общей реформой финского уголовного права. Впоследствии в эти положения внесены незначительные поправки с целью приведения их в соответствие с мерами Европейского союза (ЕС) и международных актов: например, скорректировано понятие иностранного публичного должностного лица, взяточничество в частном секторе отнесено к государственному обвинению и не требует заявления от потерпевшего.

О подкупе в частном секторе говорится в ст. 7 и 8 гл. 30 Уголовного кодекса Финляндии [4]: запрещено предоставление или получение взяток за совершение действий в пользу взяткодателя или другого лица. В качестве получателя незаконного вознаграждения, в отличие от ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, способен выступать арбитр при рассмотрении споров между предприятиями. Интересен тот факт, что в Финляндии юридическое лицо может быть признано виновным в совершении преступления и приговорено к корпоративному штрафу в размере до 850 000 евро. При определенных условиях налагается запрет на все бизнес-операции лица, если оно признано виновным во взяточничестве в бизнесе [5]. Кроме того, в соответствии со ст. 53 Закона о государственных закупках [6], кандидат или претендент должен быть исключен из конкурсных торгов, если он - руководитель или член коллегиального органа управления организации, уличенной во взяточничестве [7]. Вследствие низкого количества случаев взяточничества в стране не сложилась правоприменительная практика. Однако предупреждение коррупции в государстве включает в себя создание и наблюдение за этическими нормами поведения, повышение прозрачности, минимизацию возможностей дачи взятки и повышение эффективности надзора [8]. В Финляндии создано официальное антикоррупционное движение при министерстве юстиции, объединяющее органы власти, частный сектор, научные сообщества и неправительственные организации. Основные его задачи связаны с повышением осведомленности населения о коррупции, содействием реализации обязательств страны по международным антикоррупционным соглашениям, поощрением научных исследований по теме.

В законодательстве Швеции не раскрывается понятие «коррупция». Социолог Дэвид Востер-форс указывает, что отсутствие законодательного определения и точного способа измерения коррупции может сформировать контрпродуктивный характер антикоррупционной кампании. Более того, это создает в обществе атмосферу подозрительности, которая приводит к «охоте за ведьмами» [9]. Вместе с тем в ст. 5 гл. 10 Уголовного закона Швеции предусмотрены санкции за получение взятки с целью предоставления определенных преимуществ другим лицам. В ст. 5B этой же главы установлена ответственность за дачу взятки, в ст. 5D - ответственность трейдера за способствование им передачи взятки путем предоставления денег или активов кому-либо [10]. Предусмотрены санкции и за злоупотребление доверием, злоупотребление или превышение полномочий лицом, наделенным ими. Ответственность за такие преступления в частном и публичном секторе находит отражение в пределах одной статьи.

Итак, указанные представители Скандинавского полуострова, не имея множества антикоррупционных правовых актов и норм в сравнении, например, с Россией, почти не восприимчивы к коррупции. Главная причина, по мнению представителей этих стран, - негативное отношение к данному явлению в обществе, восприятие его как губительного и опасного, что активно поддерживается деятельностью общественных движений. Поэтому законы о противодействии коррупции не следует считать панацеей от нее, важно воспитывать общество в духе неприязни к этому явлению в частном и публичном секторе.

Одним из самых знаменитых законов в сфере противодействия коррупции в публичном и частном секторе является Закон о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act (FCPA), который принят в 1977 г. Закон устанавливает запрет на дачу взятки эмитентами, местными предприятиями и другими определенными лицами США иностранным государственным должностным лицам, а также обязывает эмитентов США должным образом вести бухгалтерский учет и отчетность, осуществлять эффективный бухгалтерский контроль. FCPA предусматривает применение санкций уголовного и гражданско-правового характера и устанавливает «двойную» юрисдикцию, предоставляя полномочия по обеспечению исполнения закона как Департаменту юстиции США, так и Комиссии США по ценным бумагам и фондовым биржам. Несмотря на то что действие FCPA распространяется в первую очередь на компании и физических лиц США, он имеет экстерриториальное действие.

В последние годы органы власти США стали активнее применять FCPA в принудительном порядке. Кроме того, события 11 сентября положили начало новой эпохе развития международного сотрудничества между регулирующими органами в сфере финансовых услуг и правоохранительными органами при расследовании нарушений Закона. Закон о борьбе с терроризмом в США включает нарушения FCPA в состав действий лиц, не соблюдающих уголовный закон США о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также налагает на финансовые учреждения, в отношении которых распространяется действие Закона, обязательство проводить более строгую проверку счетов государственных служащих, их родственников и ближайших партнеров [11].

Рассмотрим Закон об укреплении внутренней и внешней торговли, помещенный в гл. 18 Кодекса США, § 1952 (The Travel Act 18 U.S.C. § 1952), направленный в том числе и на предотвращение взяточничества, совершенного за границей в сфере межгосударственной или внешней

торговли либо совершенного на территории США с использованием почты, иного способа [12]. Министерство юстиции США при расследовании некоторых дел о коррупции обращалось к нормам этого акта в совокупности с положениями FCPA. При этом федеральные суды интерпретировали положения соответствующего Закона довольно широко. Например, в деле против бизнесмена Фредерика Берка судья Шира Шейндлин [13] дала такую интерпретацию орудия преступления: «Орудие может включать в себя все, что пересекает государственные или национальные границы, включая телекоммуникации, а следовательно, положения Закона об укреплении внутренней и внешней торговли США (The Travel Act) требуют доказательств того, что лицо использовало орудие преступления "в целях содействия незаконной деятельности"» [14].

Немалую роль в противодействии коррупции в частном секторе играет Закон Сарбейнза -Оксли (Sarbanes-Oxley Act), изменивший состав и порядок представления отчетности компаниями - эмитентами ценных бумаг, усиливший контроль за отчетностью и деятельностью компаний со стороны акционеров, общественности (в лице аудиторов) и государства (в лице главного контролирующего органа - Комиссии по ценным бумагам и биржам). Закон Сарбейнза - Оксли (далее - Закон) распространяется не только на публичные компании США, но и на все компании, учрежденные в США или в любой другой стране, имеющие акции или долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам в соответствии с Законом 1934 г. о фондовых биржах.

Законом Сарбейнза - Оксли предусмотрены такие антикоррупционные меры, как запрет на предоставление большинства личных ссуд директорам и должностным лицам компании; лишение директоров и должностных лиц компании права на поощрительные вознаграждения или ценные бумаги из-за существенного несоответствия эмитента любому из требований финансовой отчетности, проявившегося вследствие должностного преступления; защита от мести со стороны руководства компании корпоративных информаторов, т. е. сотрудников, сообщающих о недостатках в работе компании; подчинение аудиторов не руководству компании, а комитету по аудиту [15]. Ввиду изложенного становится очевидно, что в США, в отличие от представленных стран Скандинавского полуострова, существует немало правовых актов, направленных на противодействие коррупции в частном секторе. Они отличаются достаточной жесткостью при регулировании правоотношений, возникающих в соответствующей сфере.

Характеризуя опыт противодействия коррупции в Сингапуре, нельзя не обратить внимания на наличие в стране специализированного государственного органа - бюро по расследованию коррупционной деятельности (далее - бюро). Сотрудники этого независимого органа специализируются на расследовании коррупционных преступлений в государственном и частном секторе. Основанное в 1952 г. бюро действует согласно Закону о борьбе с коррупцией. В стране существует специальный акт, направленный на предупреждение коррупции, - Закон о предупреждении коррупции 1960 г. Его особенность по сравнению с актами других стран заключается в том, что он позволяет бюро расследовать факты коррупции в государственном и частном секторе в отношении и дарителя, и получателя (в некоторых государствах антикоррупционные агентства не занимаются частным сектором). Такое отношение к явлению коррупции в частном секторе имеет стратегическое значение для Сингапура как одного из центров мировой торговли. Существует оговорка «презумпция коррупции»: служащий обязан в случае обвинения его в противоправном приобретении имущества доказать иное; суд имеет право вынести в отношении виновного требование о возвращении суммы взятки наряду с наказанием в виде штрафа и (или) тюремным заключением. В этом состоит значимый принцип, суть которого в том, что обвиняемый не должен пользоваться выгодой от любой коррупционной деятельности.

Таким образом, анализируя особенности противодействия коррупции в Сингапуре, следует отметить факт наличия органа, специализирующегося только на противодействии коррупции, который, в отличие от российского, наделен более широкими властными полномочиями, выражающимися в самостоятельном расследовании коррупционных преступлений вне зависимости от сектора. Законом предусмотрена презумпция взятки (подкупа).

Несмотря на усиливающийся в современных условиях «обмен» инструментами борьбы с коррупцией между странами, в мире практически каждое государство противодействует данной проблеме в частном секторе с определенной спецификой. В одном случае, как в Финляндии и Швеции, в обществе сформировано нетерпимое отношение к ней, что в совокупности с различными негосударственными движениями, воспитывающими у населения такое неприятие, позволяет странам оставаться на ведущих позициях с минимальным индексом восприятия коррупции. В другом - лидерство связано с активным нормотворчеством и последовательным правоприменением. Российский законодатель использует все механизмы, представленные в анализе, но делает это по-разному, в зависимости от секторов рассматриваемого негативного явления.

Постоянный анализ изменений законодательства и практики стран лидеров позволяет прогнозировать последствия принятия тех или иных практик российской системой противодействия коррупции, дает возможность сделать выбор: отказаться от некоторых практик или модернизировать с учетом длительного периода их применения. Соответствующие заимствования связаны с практиками стран, считающихся лидерами в построении экономики, имеющих опыт антикоррупционной деятельности в данной сфере. Организации - участники международных отношений в настоящее время используют в деятельности эти практики ввиду договорных отношений.

Ссылки:

1. Индекс восприятия коррупции. 2018 [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл Россия. 2019. 29 янв. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения: 05.01.2019).

2. Joutsen M., Keranen J. Corruption and the Prevention of Corruption in Finland. Helsinki, 2009.

3. Ibid.

4. The Criminal Code of Finland (39/1889, Amendments up to 766/2015 Included) [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.finlex.fi/sv/laki/kaannokset/1889/en18890039.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

5. Laki liiketoimintakiellosta (1059/1985) [Электронный ресурс]. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1985/19851059 (дата обращения: 05.01.2019).

6. Laki julkisista hankinnoista (348/2007) [Электронный ресурс]. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2007/en20070348 (дата обращения: 05.01.2019).

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Korruption. Justitieutskottets betankande 2003/04:JUU21 [Электронный ресурс]. URL: http://www.riksdagen.se/sv/Doku-ment-Lagar/Utskottens-dokument/Betankanden/Korruption_GR01JUU21/?html=true (дата обращения: 05.01.2019).

10. Brottsbalk (1962:700) [Электронный ресурс]. URL: https://lagen.nu/1962:700#K17 (дата обращения: 05.01.2019).

11. US Foreign Corrupt Practicing Act (FCPA) [Электронный ресурс] // GAN: Business Anti-Corruption Portal. URL: https://www.business-anti-corruption.com/anti-corruption-legislation/fcpa-foreign-corrupt-practices-act/ (дата обращения: 05.01.2019).

12. 18 USC § 1952. Interstate and Foreign Travel or Transportation in Aid of Racketeering Enterprises [Электронный ресурс]. URL: http://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1952 (дата обращения: 05.01.2019).

13. United States of America against Viktor Kozeny and Frederic Bourke, Jr. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://www.jus-tice.gov/criminal/fraud/fcpa/cases/kozenyv/10-13-08bourke-deny-motion.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

14. 18 USC § 1952 ...

15. Corporate Fraud Accountability Act of 2002 [Электронный ресурс]. URL : http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-107publ204/html/PLAW-107publ204.htm (дата обращения: 05.01.2019).

References:

18 USC § 1952. Interstate and Foreign Travel or Transportation in Aid of Racketeering Enterprises 2019, viewed 05 January 2019, <http://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1952>.

Brottsbalk (1962:700) 2019, viewed 05 January 2019, <https://lagen.nu/1962:700#K17>.

Corporate Fraud Accountability Act of 2002 2002, viewed 05 January 2019, <http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-107publ204/html/PLAW-107publ204.htm>.

'Corruption Perception Index. 2018' 2019, Transparency International Russia, Jan. 29, viewed 05 January 2019, <https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html>, (in Russian).

Joutsen, M & Keranen, J 2009, Corruption and the Prevention of Corruption in Finland, Helsinki.

Korruption. Justitieutskottets betankande 2003/04:JUU21 2003, viewed 05 January 2019, <http://www.riks-dagen.se/sv/Dokument-Lagar/Utskottens-dokument/Betankanden/Korruption_GR01JUU21/?html=true>.

Laki julkisista hankinnoista (348/2007) 2007, viewed 05 January 2019, <http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2007/20070348>. Laki liiketoimintakiellosta (1059/1985) 1985, viewed 05 January 2019, <http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1985/19851059>. The Criminal Code of Finland (39/1889, Amendments up to 766/2015 Included) 2015, viewed 05 January 2019, <http://www.finlex.fi/sv/laki/kaannoksetZ1889/en18890039.pdf>.

United States of America against Viktor Kozeny and Frederic Bourke, Jr. 2008, viewed 05 January 2019, <http://www.jus-tice.gov/criminal/fraud/fcpa/cases/kozenyv/10-13-08bourke-deny-motion.pdf>.

'US Foreign Corrupt Practicing Act (FCPA)' 2019, GAN: Business Anti-Corruption Portal, viewed 05 January 2019, <https://www.business-anti-corruption.com/anti-corruption-legislation/fcpa-foreign-corrupt-practices-act/>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.