Научная статья на тему 'Реализация аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника'

Реализация аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ФОРМ-ИДЕИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ / AXIOLOGICAL FUNCTION OF MUSICAL ART FORMS-THE IDEA IN THE CONTEXT OF CULTURE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / COGNITIVE DEMAND / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / EMPATHY / ЛИЧНОСТНЫЙ МИР / PERSONAL WORLD. УДК 37 / PLAY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т.И., Погребнякова О.В.

В статье рассматриваются потенциальные возможности аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника. Аксиологическая функция музыкального искусства через музыкальное восприятие сопряжена с ценностно-смысловым прочтением форм-идеи в контексте культуры, истории, социума и самочувствия личности в нем. Аскиологическая функция музыки влияет на процесс формирования личности младшего школьника, что обусловило наше обращение к теме, рассмотренной в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланцова Т.И., Погребнякова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the potential of the axiological function of musical art in the process of the formation of personality of Junior schoolboy. Axiological function of musical art through musical perception associated with value-semantic reading of form-ideas in the context of culture, history, society and well-being of the individual in it. Askarayskaya function of music affects the process of identity formation of younger schoolboys, which led to our turning to the topic discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Реализация аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника»

УДК 37

Т.И. Ланцова, О.В. Погребнякова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Аннотация: В статье рассматриваются потенциальные возможности аксиологической функции музыкального искусства в процессе формирование личности младшего школьника. Аксиологическая функция музыкального искусства через музыкальное восприятие сопряжена с ценностно-смысловым прочтением форм-идеи в контексте культуры, истории, социума и самочувствия личности в нем. Аскиологическая функция музыки влияет на процесс формирования личности младшего школьника, что обусловило наше обращение к теме, рассмотренной в данной статье.

Ключевые слова: аксиологическая функция музыкального искусства, форм-идеи в контексте культуры, рефлексия, познавательная потребность, игровая деятельность, сопереживание, личностный мир.

Музыка - самодостаточная субстанция, не познаваемая рациональным способом, однако постигаемая в сотворчестве, в ценностном взаимодействии. Мы (люди) обнаруживаем в ней то, что отвечает нашему духу, обнаруживаем «для себя бытие» содержательную определённость. Аксиологическая функция музыкального искусства через музыкальное восприятие сопряжена с ценностно-смысловым прочтением форм-идеи в контексте культуры, истории, социума и самочувствия личности в нем. Человек взаимодействует с музыкой, которая несет ему открытие жизненных ценностей, перспектив, интеллектуальных возможностей, ценностей Универсума и ценностей внутреннего мира человека [1].

Аскиологическая функция музыки влияет на процесс формирования личности младшего школьника. При этом следует учитывать особенности данного возраста:

• произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения;

• способность к обобщению переживаний, рефлексия;

научный журнал

• возможности нервной системы в младшем школьном возрасте повышают эффективность воспитательного воздействия со стороны семьи и школы в сфере формирования у ребенка личностных качеств и особенностей, востребованных обществом, и при этом еще существует безграничное доверие взрослым;

• недостаточная четкость нравственных представлений компенсируется и формируется влиянием семьи и учителя, что способствует интенсивному формированию нравственных чувств;

• игровая деятельность определяет формирование ответственности к нормам через соблюдение правил игры;

• способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность;

• доминирование познавательной потребности формирует чувство компетентности, развивающееся самосознание и самооценку;

• быстрая утомляемость требует частой смены видов деятельности;

• систематичность поручений нравственного характера влияет на формирование ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника [4, 5].

При реализации аксиологической функции музыки произведения должны отличаться высокими художественными качествами - идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний личностный мир младшего школьника. Для этого необходимо соблюсти ряд условий:

а) приобщить младших школьников к рассматриванию звуковой картины мира как музыкальному сочинению, главным композитором которого является человек, что приносит большое эмоциональное удовлетворение (эстетическое наслаждение).

б) попытаться раскрыть творческие способности младших школьников. Развитие навыков импровизации служит основой формирования ценностного отношения к окружающему миру. Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Импровизация - это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности.

в) накопление ценностно-эстетических впечатлений от общения с музыкой, глубинное переживание музыкальных образов, приводящее к катарсису. Уроки музыки должны погружать младшего школьника в систему художественно-образного постижения мира на основе создания эстетических ситуаций. Включаясь в эстетическую ситуацию, человек меняется, и это в свою очередь становится источником формирования личностных качеств младшего школьника [2, 3].

Экспериментальное исследование ставило перед собой цель апробировать эффективность разработанных нами условий созданных для ISSN 2411-2550 140 www.poiournal.ru

формирования личности младшего школьника. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

На 1 этапе исследования (констатирующий эксперимент) проводились следующие диагностики.

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Автор: Д.А. Леонтьев (см. Приложение 1). Данная диагностика направлена на изучение смысложизненных ориентаций личности младшего школьника.

2. Диагностика М. Рокич «Ценностные ориентации». Ценностно-смысловой компонент личности определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

3. Анкета «Сформированность ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника». Взаимодействие с учителем, семьей, одноклассниками, социальными субъектами влияет на формирование личности младшего школьника. Данная диагностика направлена на изучение эффективности разработанных нами условий.

Все использованные диагностики адаптированы на младший школьный возраст. Результаты фиксировались в протоколах, таблицах, диаграммах.

На 2 этапе исследования проводился формирующий эксперимент, направленный на внедрение определённых условий формирования личности младшего школьника.

На 3 этапе контрольного эксперимента были повторно проведены диагностики, использованные на 1 этапе исследования для выявления динамики формирования личности младшего школьника.

Задачами экспериментального исследования было:

- выявить начальный уровень сформированности личности младшего школьника;

- провести формирующий эксперимент по внедрению условий для повышения эффективности формирования личности младшего школьника через цикл занятий и мероприятий для родителей с использованием музыкальных произведений;

- провести повторную диагностику уровня сформированности личности младшего школьника на контрольном этапе эксперимента, выявить динамику процесса.

Результаты по реализованным диагностикам проведенных на трех этапах констатирующего эксперимента показали:

- обучающиеся экспериментальной и контрольной группы демонстрируют наличие целей в будущем, которые придают их жизни

осмысленность, направленность и перспективу. Однако, у обучающихся экспериментальной группы, находящихся на среднем уровне, может иметь место отсутствие целеустремленности и ответственности. Эмоциональная и содержательная насыщенность жизненного процесса обучающихся контрольной группы находится в норме, что подтверждает стабильность и психологически здоровый климат в школе и семьях. Высокий уровень в субшкалах «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь» в экспериментальной и контрольной группах характеризует обучающихся как оптимистичных личностей. Этот результат является хорошей почвой для дальнейшего процесса формирования ценностно-смыслового компонента.

- основу ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника как экспериментальной, так и контрольной групп составляют ценности материально-развлекательного характера, общечеловеческие и гуманные ценности отодвинуты в середину и конец списка терминальных ценностей.

- результаты анкетирования демонстрируют то, что обучающиеся экспериментальной и контрольной групп испытывают некоторые проблемы в социуме и семье из-за слабого, неразвитого опыта ценностно-смысловых отношений, отсутствия полноценной семьи.

Данные результаты создали необходимость проведения формирующего эксперимента по повышению уровня ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника и проверке эффективности разработанных нами педагогических условий через внедрение цикла музыкально-воспитательных мероприятий направленных на эффективность формирования ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника.

Целью формирующего этапа эксперимента было внедрение разработанных нами условий способствующих повышению эффективности формирования личности младшего школьника посредством реализации аксиологической функции музыкального искусства.

Задачи формирующего этапа эксперимента предполагали возможность:

- реализовать процессы приобретения младшим школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.;

- совместно с родителями, семьей способствовать приобщению к семейным ценностным традициям, осознание значимости отношений, построенных на ценностной основе;

- провести цикл музыкально-воспитательных мероприятий для сплочения дружественной детской среды (коллектива) для получения

научный журнал

школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- организовать условия для получения школьником опыта самостоятельного общественного действия с социальными субъектами.

Для решения поставленных задач проводился цикл музыкально -воспитательных мероприятий для младших школьников и их родителей.

Через внедрение цикла музыкально-воспитательных мероприятий произошло внедрение разработанных нами условий направленных на формирование личности младшего школьника.

Завершающим этапом экспериментальной деятельности был контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента было выявление эффективности педагогических условий в процессе формирования ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника.

Динамика роста показателей результатов экспериментальной группы проходит по показателям результатов всех параметров:

- показатели результатов параметра «Цели»;

- показатели результатов параметра «Процесс»;

- показатели результатов параметра «Результат»;

- показатели результатов параметра «Локус контроля-Я»;

- показатели результатов параметра «Локус контроля-Жизнь».

Данные показатели ясно прослеживается в диаграмме (см. Диагр. 1).

Диаграмма 1. Сравнительный анализ показателей результатов теста смысложизненных ориентаций экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Основа ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника экспериментальной группы претерпела кардинальные изменения. Так ценности материально-развлекательного характера уступили место общечеловеческим и гуманистическим ценностям. В контрольной группе иерархия ценностей осталась практически неизменной и характеризуется ценностями потребительско-развлекательного характера, общечеловеческие и гуманные ценности отодвинуты в середину и конец списка терминальных ценностей.

Проведенное нами экспериментальное исследование на третьем этапе контрольного эксперимента подтвердило гипотезу нашего исследования о том, что разработанные нами педагогические условия способствуют эффективности формирования ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника и реализуются в направлениях работы, это:

- работа по формированию личного ценностного знания и опыта через учителя, опыта с одноклассниками;

- работа с семьей по формированию ценностных традиций;

- работа по формированию личного ценностного опыта в социуме.

Результаты экспериментального исследования, состоящего из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, показали, что основными условиями формирования личности младшего школьника в воспитательном процессе является комплексное взаимодействие школьника:

• с учителем - приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.;

• с родителями, семьей - приобщение к семейным ценностями традициям, осознание значимости отношений, построенных на ценностной основе;

• с дружественной детской средой (коллективом) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

• с социальными субъектами - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внедрение аксиологической функции музыкального искусства через внедрение определенных условий повысило эффективность формирования личности младшего школьника, о чем свидетельствуют показатели результатов экспериментальной группы в области смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, ценностно-смыслового компонента личности младшего школьника.

Библиографический список

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.:, 2016. 253с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания// Педагогика. 1995. № 4. С.29-36.

3. Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. 1999. № 5. С.38-44.

4. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. 205 с.

5. Ланцова Т.И. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников. -кандидатская диссертация. Ставрополь, 2000. 213 с.

T.I. Lancova, O.V. Pogrebnyakova

The implementation of the axiological function of musical art in the process of the formation of personality of Junior schoolboy

Abstract. The article discusses the potential of the axiological function of musical art in the process of the formation of personality of Junior schoolboy. Axiological function of musical art through musical perception associated with value-semantic reading of form-ideas in the context of culture, history, society and well-being of the individual in it. Askarayskaya function of music affects the process of identity formation of younger schoolboys, which led to our turning to the topic discussed in this article.

Keywords: axiological function of musical art forms-the idea in the context of culture, reflection, cognitive demand, play activities, empathy, personal world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.