Научная статья на тему 'Реалисты-академисты: преподаватели и выпускники Сарапульского Алексеевского реального училища'

Реалисты-академисты: преподаватели и выпускники Сарапульского Алексеевского реального училища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / БЕРКУТОВЫ / ВЫПУСКНИКИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ РИСОВАНИЯ / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ACADEMY OF ARTS / BERKUTOV / GRADUATES / ART TEACHERS / REAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конюхова Валентина Семеновна

В 1873 г. в уездном городе Сарапуле было открыто Алексеевское реальное училище, одно из первых в России. Оно способствовало подготовке технических кадров для развивающейся промышленности. В учебном процессе помимо основных предметов значительное место уделялось графическим дисциплинам: рисованию, черчению, чистописанию, строительному искусству. Несколько выпускников училища продолжили свое образование в Императорской Академии художеств в Петербурге, что свидетельствовало о высоком уровне их подготовки. Иван Алексеевич Врачев (1863-1942) получил звание классного художника, Николай Алексеевич Дрягин (1870-1935) стал профессиональным архитектором. Большое влияние на интерес реалистов к искусству оказали педагоги профессиональные художники братья Беркутовы, выпускники Академии художеств. Африкан Павлович Беркутов (1852-1901) занимался росписями храмов, писал иконы и портреты, одним из первых обратился к изображению быта удмуртского народа, участвовал в художественных выставках. Младший брат Порфирий Павлович (1873-1941) отличался широтой интересов: писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты своих современников, интересовался этнографией, археологией, принимал участие в создании земского музея; для учащихся устраивал выставки, творческие вечера, диспуты, лыжные прогулки, учил видеть прекрасное вокруг. В доме Беркутовых была открыта художественная студия, многие реалисты с благодарностью вспоминали уроки и наставления Порфирия Беркутова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIST-ACADEMISTS: TEACHERS AND GRADUATES OF SARAPUL ALEKSEEVSKY REAL SCHOOL

In 1873 Alekseevsky real school was opened in the district city of Sarapul, one of the first in Russia. It contributed to the training of technical personnel for a developing industry. In the educational process, in addition to the basic subjects, a significant place was given to graphic disciplines: drawing, drafting, penmanship, construction art. Several graduates of the school continued their education at the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg, which indicated a high level of their artistic training. Ivan Alekseevich Vrachev (1863-1942) received the title of class artist, Nikolay Alekseevich Dryagin (1870-1935) became a professional architect. Great influence on the interest of realists in art had teachers professional artists Berkutov brothers, graduates of the Academy of Arts. Afrikan Pavlovich Berkutov (1852-1901) was engaged in the painting of churches, painted icons and portraits, one of the first turned to the image of the life of the Udmurt people, participated in art exhibitions. The younger brother Porfiry Pavlovich (1873-1941) was distinguished by the breadth of interests: he painted pictures on historical and everyday subjects, portraits of his contemporaries, was interested in ethnography, archeology, and participated in the creation of the Zemstvo Museum. For students, he arranged exhibitions, creative evenings, debates, skiing, taught to see the beautiful around. An art studio was opened in the Berkutovs' house, many realists recalled with gratitude the lessons and instructions of Porfiry Berkutov.

Текст научной работы на тему «Реалисты-академисты: преподаватели и выпускники Сарапульского Алексеевского реального училища»

УДК 811.112.2 908

В. С. Конюхова

РЕАЛИСТЫ-АКАДЕМИСТЫ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ И ВЫПУСКНИКИ САРАПУЛЬСКОГО АЛЕКСЕЕВСКОГО РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

В 1873 г. в уездном городе Сарапуле было открыто Алексеевское реальное училище, одно из первых в России. Оно способствовало подготовке технических кадров для развивающейся промышленности. В учебном процессе помимо основных предметов значительное место уделялось графическим дисциплинам: рисованию, черчению, чистописанию, строительному искусству. Несколько выпускников училища продолжили свое образование в Императорской Академии художеств в Петербурге, что свидетельствовало о высоком уровне их подготовки. Иван Алексеевич Врачев (1863-1942) получил звание классного художника, Николай Алексеевич Дрягин (1870-1935) стал профессиональным архитектором. Большое влияние на интерес реалистов к искусству оказали педагоги - профессиональные художники братья Беркутовы, выпускники Академии художеств. Африкан Павлович Беркутов (1852-1901) занимался росписями храмов, писал иконы и портреты, одним из первых обратился к изображению быта удмуртского народа, участвовал в художественных выставках. Младший брат Порфирий Павлович (1873-1941) отличался широтой интересов: писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты своих современников, интересовался этнографией, археологией, принимал участие в создании земского музея; для учащихся устраивал выставки, творческие вечера, диспуты, лыжные прогулки, учил видеть прекрасное вокруг. В доме Беркутовых была открыта художественная студия, многие реалисты с благодарностью вспоминали уроки и наставления Порфирия Беркутова.

Ключевые слова: Академия художеств, Беркутовы, выпускники, преподаватели рисования, реальное училище.

Уездный город Сарапул в XIX в. стремительно развивался как мощный торгово-промышленный центр Прикамья. Рост промышленности диктовал новые требования к устройству заводов и фабрик, привлечению специалистов, подготовке технических кадров.

11 февраля 1873 г. торжественно и при всеобщей поддержке местного общества в Сарапуле было открыто Алексеевское реальное училище, одно из первых в Российской империи. Устав училища провозглашал своей целью: «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний» [Краткая, 1896, с. 3]. Курс обучения длился шесть-семь лет. Учебная программа включала: Закон Божий, русский язык, математику, физику, химию,

механику, естественную историю, географию, гражданскую историю, чистописание, черчение, рисование, музыку, немецкий и французский языки, гимнастику и др. Общеобразовательные и специальные предметы преподавали преимущественно выпускники Казанского и Санкт-Петербургского университетов. Большое внимание уделялось графическим дисциплинам, являвшимся неотъемлемой частью технического образования.

За все время существования Алексеевского реального училища преподавателями рисования были:

1. Николай Павлович Акимов, окончивший курс в Санкт-Петербургском строительном училище, преподавал рисование, черчение, строительное искусство и землемерие в 1873-1879 гг.

2. Александр Иванович Финогеев, домашнего воспитания, удостоенный звания учителя рисования в гимназии Императорской Академии художеств по испытании в совете Пензенской гимназии, преподавал рисование, чистописание, гимнастику в 1875-1894 гг.

3. Африкан Павлович Беркутов, окончивший курс в Императорской Академии художеств, преподавал рисование и чистописание в 1894-1901 гг.

4. Порфирий Павлович Беркутов, окончивший курс в Императорской Академии художеств и педагогические курсы, преподавал рисование, черчение, чистописание с 1901 г. до закрытия училища в 1918 г.

Многие выпускники реального училища для продолжения образования поступали в высшие учебные заведения: Горный, Лесной и Технологический Институты, Институт Путей Сообщения, Институт Гражданских Инженеров, Сельскохозяйственный Институт в Новой Александрии, в Петровскую Академию, в Академию Художеств, в Техническое Московское училище, в Университет и в некоторые высшие специальные учебные заведения Германии.

До 1895 г. в Императорскую Академию художеств поступило 4 выпускника сарапульского училища:

1. Галкин Вениамин Николаевич, сын потомственного Почетного гражданина. Учился в реальном училище с 1875 по 1881 гг. В 1882 г. поступил в Академию художеств. Рано умер.

2. Врачев Иван Алексеевич (1863-1942), духовного звания. Учился в Сарапульском реальном училище с 1874 г., в 1882 г. окончил 7-й класс общего отделения. Врачев учился в Академии Художеств с 1885 по 1891 гг. Получил медали: в 1887 г. - 2-ю серебряную; в 1888 г. - 2-ю и 1-ю серебряную; в 1890 г. - 1-ю серебряную. 20 мая 1891 г. удостоен звания классного художника 3-й степени. Жил в Петербурге, был преподавателем Царскосельской гимназии, служил в техническом комитете военного интендантства.

3. Максимович Михаил Платонович, сын чиновника. Поступил в Сарапульское реальное училище в 1882 г. в 7-й механико-технический класс. По окончании стал обучаться в Академии художеств. Дальнейших сведений о Михаиле Пла-тоновиче нет. Но в Вятской губернии был хорошо известен архитектор Яков Платонович Максимович. Он служил в Вятке с 1895 г. в должности

городского архитектора, в 1896-1898 гг. был младшим инженером строительного отделения губернского правления, с 1902 по 1912 гг. занимал пост губернского архитектора, сменив Ивана Апол-лоновича Чарушина. Максимович разрабатывал проекты общественных и жилых зданий, а также церквей Вятской губернии. В 1905 г. по его проекту в Глазове было построено здание мужской прогимназии, Почетным попечителем которой был Сергей Платонович Максимович (брат архитектора), председатель Глазовской земской управы [Тимчак, 2017]. Отец, Платон Герасимович Максимович, был первым председателем Глазовской уездной земской управы. Его дом находился напротив мужской гимназии, считался одним из лучших по удобствам в городе [Дом Максимовича, 2018].

4. Дрягин Николай Александрович (19 мая 1870 - 3 декабря 1935), сын священника. В Са-рапульское реальное училище поступил в 1889 г. сразу в 7-й класс, числился среди окончивших это заведение в 1890 г. С 1891 по 1899 гг. Он учился в Академии художеств на архитектурном отделении. 2 ноября 1899 г. был удостоен звания художника-архитектора за проект «Климатического курорта при источнике минеральных вод». Дрягин обосновался в Петербурге, служил техником, потом художником-архитектором Городской управы. Занимался проектированием доходных домов. С 1907 г. числился участковым архитектором Петербурга, с 1915 г. подрабатывал на кирпичном заводе. Дома, построенные по проектам Н. А. Дря-гина сто лет назад, и сейчас продолжают служить жителям Петербурга [Дрягин, 2018].

Огромное влияние на развитие интереса учащихся к искусству оказывали педагоги - профессиональные художники братья Беркутовы.

Африкан Павлович Беркутов (1852-1901) родился в Сарапуле в мещанской семье. С раннего возраста он проявлял склонности к рисованию, брал уроки живописи у местных иконописцев. В течение нескольких лет был вольнослушателем Академии художеств. 7 августа 1876 г. Беркутов подал Прошение о желании поступить учеником в Императорскую Академию художеств и допустить его к приемным экзаменам. В экзаменационном листе за подписью ректора живописи и скульптуры Иордана указаны результаты Беркутова: «Закон Божий - 3, церковная история - 3, всеобщая история - 3, словесность - 3, математика - 3, рисование - (рисует фигуры)» [Экзаменационный

лист, 1876]. Беркутов прошел все этапы обучения от «головного» до «натурного» классов без задержек. Каждая экзаменационная работа удостаивалась номера, тот, кто получал номер из первого десятка, переводился в следующий класс. К концу обучения Африкан имел первые номера, серебряные медали и денежные вознаграждения. Определением совета Академии от 31 октября 1881 г. Беркутов был удостоен звания классного художника 3-й степени с правом на чин 14-го класса [Ковычева, 2004].

По возвращении в Сарапул Африкан Беркутов расписывал местные храмы, писал иконы и портреты на заказ. В книге «Роспись домашних внешних операций А. П. Беркутова» указаны все доходы и расходы семьи 1890-х гг.: «в с. Елово Пермской губ. Осинского у. Андрияну Петровичу Кустову - образ из 4-х икон: Паручница грешных, Взыскание погибших, Умиление сердец, Спасителя Нерукотворного - цена 30 р., зататку - 5 р.; Ижевский завод - Иоанн Креститель (28), св. Николай Чудотворец (50) портрет исправника Попову (5); В Воткинский завод в Татарскую ул. № дома 2 Якову Терентьевичу Вахрушеву взять заказ икону Божьей Матери величиной 9 вершков ценой 8 р. задаток 3 р. По бокам Иаков 23 октября и 22 декабря Анастасия» [Роспись, 1893].

В 1890 г. Беркутов как классный художник принимал участие в Казанской научно-промышленной выставке, состоявшей под покровительством Его императорского высочества государя наследника Цесаревича. В каталоге выставки указаны его работы: «Благовещенье Пр. Богородицы - 100 р., Утопленник (копия) - 80 р., Уголок Вятской губ. -200 р., Венецианский карнавал (копия) - 100 р.» [Каталог, 1890].

Беркутова интересовала и этнографическая тема. Одним из первых профессиональных живописцев края он обратился к изображению быта удмуртского народа. В конце 1880-х гг. в с. Шаркан он написал этюд с натуры «Национальный костюм вотячки», на основе которого была создана большая жанровая картина «Удмурт и удмуртка с гуслями». Интерес к национальной теме поддерживала молодая супруга художника, Надежда Прокопьевна Бехтерева, русская по происхождению, но выросшая в удмуртском с. Шаркан.

В семье художника было 6 детей: Александр, Лев, Галина, Флавиан, Муза и Мария. Для растущей семьи Беркутов построил по своему проекту

большой кирпичный дом на Сарапульской улице. В нем предусматривались жилые комнаты и просторная мастерская с большими окнами. По материалам переписи населения 1897 г., в доме Беркутовых проживали еще: «Рогожников Николай Константинович - нахлебник, 20 л., крестьянин с. Фоки, мастер, пишет иконы; Чистяков Василий Филиппович - нахлебник, 15 л., крестьянин с. Люки, мастер, пишет иконы» [ЦГА УР. Ф. 236. Оп. 1. Д. 181. Л. 16-16 об.].

В 1894 г. Беркутов поступил на службу в Са-рапульское Алексеевское реальное училище, вел уроки рисования и чистописания, входил в состав хозяйственного комитета, получил чин коллежского асессора. 21 сентября 1901 г. Африкан Павлович Беркутов скончался. Осенью того же года на его место заступил младший брат Порфирий.

Порфирий Павлович Бекркутов (1873-1941) с 1893 г. был вольнослушателем Академии художеств, занимался в мастерской исторической живописи у П. О Ковалевского. В 1901 г. получил звание художника за картину «Лошади-бурлаки», экспонировавшуюся на академической выставке и опубликованную в журнале «Нива» в 1916 г. Его первые картины были навеяны темами русской истории и быта. Так же как брат, Порфирий писал портреты своих современников, в том числе «Портрет Африкана Беркутова». Ему близка была и этнографическая тема, он изучал особенности национальных традиций, быта, костюмов, интересовался археологией. Порфирия Беркутова отличали широта взглядов и интересов. С увлечением он принимал участие в создании Музея Сарапульского земства и формировании его коллекций.

В Петербурге Беркутов состоял слушателем педагогических курсов при Императорской Академии художеств. Он выдержал установленное испытание в методике рисования и чистописания, 11 мая 1900 г. получил свидетельство об окончании. «Предложением г. Управляющего Казанским Учебным Округом от 20 ноября 1901 года, за № 10513, определен преподавателем рисования и чистописания Сарапульского реального училища с 20 ноября 1901» [ГА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Т. 17. Д. 17977]. Педагогическая деятельность раскрыла в Порфирии Беркутове талант художника-педагога. Беркутов был преподавателем и классным наставником, неоднократно избирался членом хозяйственного комитета, имел много наград и поощрений, быстро продвигался по служебной

карьере. В «Послужном списке преподавателей реального училища» на 1913 г. указано: «Коллежский Советник Порфирий Павлович Беркутов, преподаватель рисования, черчения и чистописания Сарапульского Алексеевского реального училища, родившийся 30 августа 1873 года, православного вероисповедания. Имеет ордена: Св. Станислава 3 ст. и Св. Анны 3 ст. Из мещан. Имения нет. Женат на дочери мещанина Вере Николаевне Дыньковой, православного вероисповедания» [ГА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Т. 18. Д. 21051].

Беркутова ценили коллеги и обожали ученики. Он устраивал выставки, творческие вечера, диспуты, лыжные прогулки, учил видеть прекрасное вокруг. В доме-мастерской своего брата Порфирий Павлович открыл художественную студию для всех желающих заниматься искусством. Многие выпускники реального училища с благодарностью вспоминали уроки Беркутова.

В конце 1913 г. на заседании педагогического совета было принято решение о подготовке к участию в «Общей показательной областной выставке работ учащихся, обнимающей все виды преподавания рисования в связи с художественным воспитанием», планирующейся на осень 1914 г. в Казани. 3 июня 1914 г. на заседания педагогического совета рассматривался вопрос «О Всероссийской про-мышленно-художественной выставке, имеющей быть в Москве 1917 г.» [Выписки, 1913]. П. П. Беркутов был избран членом хозяйственного комитета, отвечающего за подготовку выставок. В коллекции Сарапульского музея хранится несколько учебных

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Выписки, 1913 - Выписки из протоколов заседаний педагогического совета Сарапульского реального училища 1913 г. / МБУК «Сарапульский историко-архитек-турный и художественный музей-заповедник». Коллекция «Письменные источники», НВ-9514. Сарапул, 1913.

Дом Максимовича, 2018 - Дом Максимовича Платона Герасимовича. - Глазов-ретро [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glazov-retro.ru/index. php?/category/401 (дата обращения 25.01.2018)

Дрягин, 2018 - Дрягин Николай Александрович // Петербургский некрополь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://spb-tombs-walkeru.narod/bon/ dryagin.htm (дата обращения: 25.01.2018)

Каталог, 1890 - Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. / МБУК «Сарапульский

рисунков гипсовых голов, выполненных учениками 7-го класса в 1914 г. и свидетельствующих о хорошей художественной подготовке.

Через много лет профессор Ильинский с благодарностью вспоминал уроки и наставления любимого педагога: «Это такое наслаждение схватить какую-нибудь линию или контур или почувствовать тень или чуть заметного «Зайчика» на тени. Еще интереснее работать с красками. От раза к разу чувствуешь, что глаз изощряется, научается видеть главное, существенное. Вспоминается мне милый Порфирий Павлович. Как он радовался, когда убеждался, что мы мальчишки, начинали «видеть», т.е. отличать существенное, ведущее от случайного» [Письма, 1942-1944]. А. П. Ильинский стал крупным ученым - геоботаником, тонким ценителем искусства, а его дочь Наталья художником-архитектором. Дружба с Беркутовым длилась долгие годы.

Огромная дружба и кровное родство связывала Порфирия Беркутова с рано осиротевшими детьми старшего брата. Все сыновья Африкана Павловича учились в реальном училище у Порфирия Павловича, друг за другом поступили в Технологический институт в Петербурге, выбрали разные профессии: Александр - архитектор, Лев - археолог, Флавий -экономист (?), но при этом все хорошо рисовали. Александр принимал участие в выставках, его дочь Елена стала художницей.

Беркутовы сыграли значительную роль в развитии художественной культуры региона и подготовке профессиональных кадров.

REFERENCES

Vypiski, 1913 - Vypiski iz protokolov zasedanij pedagogicheskogo soveta Sarapul'skogo real'nogo uchilishha 1913 g. / Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park. Kollekciya «Pis'mennye istochniki», NV-9514. Sarapul, 1913. (in Russian)

Dom Maksimovicha, 2018 - Dom Maksimovicha Platona Gerasimovicha. - Glazov-retro [Elektronnyj resurs]. - URL: http://glazov-retro.ru/index.php7/cate-gory/401 (data obrashheniya 25.01.2018) (in Russian)

Dryagin, 2018 - Dryagin Nikolaj Aleksandrovich // Peterburgskij nekropol' [Elektronnyj resurs]. - URL: http://spb-tombs-walkeru.narod/bon/dryagin.htm (data obrashheniya: 25.01.2018) (in Russian)

Katalog, 1890 - Katalog Kazanskoj nauchno-promys-hlennoj vystavki 1890 g. / Sarapul Historical-Architec-

историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Коллекция «Письменные источники», НВ-2958, фотокопия. Казань, 1890.

Ковычева, 2004 - Ковычева Е. И. Творческая биография сарапульских художников Африкана и Порфирия Беркутовых // Искусствоведение и художественное образование в Удмуртии. Ижевск, УдГУ, 2004. С. 34-43.

Краткая, 1896 - Краткая историческая записка о Сарапульском Алексеевском реальном училище (с 1873 по 1894 г. включительно) /МБУК «Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Фонд «Редкая книга», КП-15177/449. Сост. Н. Орлов. Сарапул, Типо-Литография И. Колчина, 1896.

ГА РТ - Государственный архив Республики Татарстан.

Письма, 1942-1944 - Письма А. П. Ильинского / МБУК «Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Коллекция «Письменные источники», КП-18153/3. Казань-Сарапул, 1942-1944 гг.

Роспись, 1893 - Роспись домашних внешних операций А. П. Беркутова / МБУК «Сарапульский исто-рико-архитектурный и художественный музей-заповедник». Коллекция «Письменные источники», КП-18352/26. Сарапул, 28 сентября 1893. Рукопись.

Тимчак, 2017 - Тимчак К.В. Повелеваю гимназии быть... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.skachatreferat.ru/referaty/Повелеваю-Гимнази-и-Быть/84688844.^т1 (дата обращения: 25.01.2018)

ЦГА УР - Центральный государственный архив Удмуртской Республики.

Экзаменационный лист, 1876 - Экзаменационный лист вольнослушателя А. Беркутова / МБУК «Сара-пульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Коллекция «Письменные источники». С.-Петербург, 1876. Копия.

tural and Art Museum-Park. Kollekciya «Pis'mennye istochniki», NV-2958, fotokopiya. Kazan', 1890. (in Russian)

Kovycheva, 2004 - Kovycheva E. I. Tvorcheskaya biografiya sarapul'skih hudozhnikov Afrikana i Porfiriya Berkutovyh // Iskusstvovedenie i hudozhestvennoe obra-zovanie v Udmurtii. Izhevsk, UdGU, 2004. S. 34-43. (in Russian)

Kratkaya, 1896 - Kratkaya istoricheskaya zapiska o Sarapul'skom Alekseevskom real'nom uchilishhe (s 1873 po 1894 g. vklyuchitel'no) / Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park. Fond «Redkaya kniga», KP-15177/449. Sost. N. Orlov. Sarapul, Tipo-Li-tografiya I. Kolchina, 1896. (in Russian)

NA RT - Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan.

Pis'ma, 1942-1944 - Pis'ma A. P. Il'inskogo / Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park. Kollekciya «Pis'mennye istochniki», KP-18153/3. Ka-zan'-Sarapul, 1942-1944 gg. (in Russian)

Rospis', 1893 - Rospis' domashnih vneshnih operacij A. P. Berkutova / Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park. Kollekciya «Pis'mennye istochniki», KP-18352/26. Sarapul, 28 sentyabrya 1893. Rukopis'. (in Russian)

Timchak, 2017 - Timchak K.V. Povelevayu gimnazii byt'... [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.skachatreferat.ru/referaty/Povelevayu-Gimna-zii-Byt'/84688844.html (data obrashheniya: 25.01.2018) (in Russian)

CGA UR - Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Ud-murtskoj Respubliki.

Ekzamenacionnyj list, 1876 - Ekzamenacionnyj list vol'noslushatelya A. Berkutova / Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park. Kollekciya «Pis'mennye istochniki». S.-Peterburg, 1876. Kopiya. (in Russian)

V. S. Konyuhova

REALIST-ACADEMISTS: TEACHERS AND GRADUATES OF SARAPUL ALEKSEEVSKY REAL SCHOOL

In 1873 Alekseevsky real school was opened in the district city of Sarapul, one of the first in Russia. It contributed to the training of technical personnel for a developing industry. In the educational process, in addition to the basic subjects, a significant place was given to graphic disciplines: drawing, drafting, penmanship, construction art. Several graduates of the school continued their education at the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg, which indicated a high level of their artistic training. Ivan Alekseevich Vrachev (1863-1942) received the title of class artist, Nikolay Alekseevich Dryagin (1870-1935) became a professional architect. Great influence on the interest of realists in art

had teachers - professional artists Berkutov brothers, graduates of the Academy of Arts. Afrikan Pavlovich Berkutov (1852-1901) was engaged in the painting of churches, painted icons and portraits, one of the first turned to the image of the life of the Udmurt people, participated in art exhibitions. The younger brother Porfiry Pavlovich (1873-1941) was distinguished by the breadth of interests: he painted pictures on historical and everyday subjects, portraits of his contemporaries, was interested in ethnography, archeology, and participated in the creation of the Zemstvo Museum. For students, he arranged exhibitions, creative evenings, debates, skiing, taught to see the beautiful around. An art studio was opened in the Berkutovs' house, many realists recalled with gratitude the lessons and instructions of Porfiry Berkutov.

Key words: Academy of Arts, Berkutov, graduates, art teachers, real school.

Конюхова Валентина Семеновна,

главный научный сотрудник, Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Сарапул, Россия) konykhova-valentina@mail.ru

Konyuhova Valentina Semenovna,

Chief Researcher,

Sarapul Historical-Architectural and Art Museum-Park

(Sarapul, Russia)

konykhova-valentina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.