Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной подготовке кадров для Златоустовских горных заводов (конец XIX начало XX вв. )'

К вопросу о профессиональной подготовке кадров для Златоустовских горных заводов (конец XIX начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликовских С. Н.

Исследование путей влияния западноевропейских и восточных культурных традиций на формирование и развитие Златоустовской школы художественного металла предполагает рассмотрение вопроса подготовки квалифицированных кадров. Златоустов-ская оружейная фабрика и заводы Златоустовского горного округа, где уже в первой половине XIX века зародились уникальные виды декоративно-прикладного искусства, к середине столетия сформировались не только как промышленные, но и культурные центры Урала, на которых в разные годы работали их воспитанники талантливые выпускники Императорской Академии художеств. Во второй половине XIX века вопрос профессиональной подготовки кадров для старейших промышленных предприятий Южного Урале получил новое развитие. Проведенное исследование позволило выявить новые архивные материалы, открыть новые имена воспитанников Строгановского училища технического рисования, уточнить биографические сведения. Были выявлены замечательные произведения мастеров Златоустовской школы художественного металла второй половины XIX века. Открыта новая страница в истории искусства, технологии и технике промышленного Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the professional training of specialists for Zlatoust mining plants (the end of XIX beginning XXc)

The research of the ways of influence of Western European and Eastern cultural traditions upon forming and developing of Zlatoust engraving school presumes the consideration of question about training of skilled workers. Zlatoust armory and factories of Zlatoust region ( where in the first half of XIX century the unique types of decorative-applied arts were born) formed not only industrial but cultural centers of the Urals by the middle of the century. The talented graduators of Emperor academy of Arts worked there. In the second half of XIX century the issue about professional training of specialists for the oldest Urals enterprises got new development. The conducted research allowed to reveal new archive materials, discover new names of the students of Stroganovsiy college, to specify the biographical data. Remarkable works of Zlatoust engravers of the second half of XIXc. were revealed. New page in the history of art, technology and technique of industrial Urals was opened.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной подготовке кадров для Златоустовских горных заводов (конец XIX начало XX вв. )»

ББК 4481 УДК 378+622

С.Н. Куликовских

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЗЛАТОУСТОВСКИХ ГОРНЫХ ЗАВОДОВ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Челябинской области, проект № 06-04-85408 а/У

Златоустовский завод — один из крупных промышленных центров на Южном Урале, где с организацией в первой половине XIX века фабрики «дела белого оружия», открытой при заводе, было сосредоточено важное отечественное производство—оружейное*. Специалисты-оружейники, скульпторы, художники, гравёры создавали наряду со строевым, Высочайше утвержденным, также и украшенное оружие. В условиях промышленного производства получил развитие уникальный вид прикладного искусства, начался процесс формирования основ Златоустовской оружейной школы2. При заводе была организована чертежная мастерская, которая в первой половине века действовала как школа художественного образования и эстетического воспитания местных художников-гравёров, одаренные ученики которой обучались в Академии художеств3. Старанием заводских художников искусство Златоустовского холодного украшенного оружия было поднято на небывалую высоту, а имена талантливых воспитанников Оружейной фабрики — академиков П.П. Уткина3 и И. А. Чукмасова украсили Олимп Императорской Академии художеств. Впервые имена первых учеников цеха вытравки и позолоты — пенсионеров Академии художеств были представлены в монографии искусствоведа М.Д. Глинкина4.

Уместно заметить, что вопрос подготовки квалифицированных кадров для нужд уникального производства во второй половине XIX века прежде не рассматривался исследователями и оставался без внимания. Данная проблема весьма актуальна в настоящее время в силу особого внимания к искусству художественного металла Златоуста, подготовки специалистов в области декоративноприкладного искусства. Надо отдать должное труду М.Д. Глинкина, который опубликовал краткие сведения о четырех стипендиатах Златоустовских заводов рассматриваемого периода, получивших подготовку в Строгановском училище4. На данном, начальном, этапе изучения темы, нами были выявлены новые ранее не опубликованные архивные материалы фонда Главной конторы Златоустовских заводов Златоустовского горного округа (ЗГАО), установлено, что обучение в качестве стипендиатов с 1894 по 1916 год прошли одиннадцать вос-

питанников Златоустовских горных заводов, в основном, Златоустовского завода. Однако данный вопрос требует дальнейшего изучения.

В середине XIX века принципы чистого академического искусства стали подвергаться критике, в обществе назрела потребность теснее связать произведения искусства с реальной жизнью. Академическое обучение прикладников в стенах Академии художеств уже не отвечало нуждам и потребностям растущей художественной промышленности, более того, промышленная революция вызвала потребность в специалистах с художественно-промышленным образованием. Еще в 1846 году Совет Академии художеств подробно разбирал проблемы подготовки художников для промышленности и с сожалением отмечал, что закрыты классы «мастерств» и ремесел, результатом чего явился «ощущаемый в России недостаток как в ведущих мастерах, так и во вкусе произведений Русских Мануфактур»5.

Златоустовская оружейная фабрика, как и все предприятия горного округа, пережила кризис, связанный с реформой 1861 года. Заказы на украшенное и форменное оружие в тот период были незначительны. Замечательные оружейные мастера, ху-дожники-граёры и специалисты, участвовавшие в первой половине века вместе с И.Н. Бушуевым и И.П. Бояршиновым в создании так называемого «Древнего вооружения» и других шедевров оружейного искусства, ныне были отлучены от творчества, теряли квалификацию, выполняя в цехах чисто механическую работу; прерывалась связь времен, нарушался принцип преемственности поколений в передаче традиций Златоустовской оружейной школы. В таких условиях, естественно, и процесс обучения способных «мастерских» детей, выходцев из среды рабочих Златоустовского завода и Оружейной фабрики, их профессиональной подготовки, также приостановился.

В середине 1870-х годов управители горных заводов Златоустовского округа забили тревогу, поскольку горный Департамент вновь увеличил число заказов на украшенное оружие, участились частные заказы на разного рода художественные предметы, но «академических» художников на заводах к тому времени уже не было. Управитель Златоус-

товских горных заводов испытывал «крайнюю необходимость иметь на управляемых» им предприятиях «для художественно-промышленных производств рисовальщиков и скульпторов с специальным образованием»6. Оружейная фабрика Златоустовского завода и Кусинский завод, «встречая крайнюю необходимость в лепщиках, поскольку мастеров этого дела совсем нет на Урале», просили, для «успеха работ по приготовлению» кабинетных вещей, наиболее способных учеников, «ныне приучающиеся» к рисованию, резьбе по дереву и лепным работам, определить в школу для обучения резьбе и лепным работам7. Действительно, цех украшений Оружейной фабрики нуждался в рисовальщиках, гравёрах и специалистах, владеющих технологией и имеющих практический навык художественной обработки различных материалов, металла, в первую очередь. Кусинский чугунолитейный завод, известный качественным металлом и изделиями художественного литья, не мог обеспечить производство специ-алистами-лепщиками «для приготовления моделей на отливку кабинетных вещей»8. Надо заметить, что недостаток подготовленных кадров завод испытывал уже давно, поскольку в отчетах предреформен-ного периода 1851—1856 годов уже отсутствовали сведения о выпуске художественного чугунного литья9.

В середине XIX века высшим учебным заведением, аккумулирующим творческие силы мастеров прикладного искусства, была школа технического рисования, открытая в Москве в 1825 году графом С.Г. Строгановым10. Однако горный Департамент рекомендовал «поместить» несколько способных учеников «на казенный счет» заводов Златоустовского горного округа в училище барона Штиглица, поскольку оно также «имеет целью образование рисовальщиков, живописцев и скульпторов для надобностей художественно-промышленных производств»11. кроме того, выпускает учителей рисования и черчения для средних и низших учебных заведений и, тем самым, содействует развитию художественных способностей рабочих и ремесленников12. Современники свидетельствовали, что учреждаемая в Санкт-Петербурге A.JI. Штиглицем школа «вызвала из среды народа много талантов, которые без нее могли бы остаться не пробужденными и незамеченными»13

Однако, условия приема воспитанников горных казенных заводов в Строгановское училище технического рисования выгодно отличались от предлагаемых учебным заведением барона Штиглица. Сопоставив также программы подготовки будущих стипендиатов заводов, управитель Златоустовского округа принял решение «поместить» способных подростков все-таки в московское училище. При-

нятые ученики, как записано в § 23 Устава Строгановского училища, «разделяются на учеников и любителей рисовального искусства», плата при этом за учеников составляет 18 рублей в год, за «любителей» же в трех младших классах — 30 рублей, а в старших — 50 рублей в год14. Московское школа открывала двери для талантливой молодежи из глубинки, среди которых были даже не окончившие курса ни в каком учебном заведении, но их принимали «в качестве любителей» рисования (вольнослушателей), позволяя пройти курс художественных предметов. Такие студенты, имеющие способности к рисованию, должны пробыть в училище не более пяти лет, чтобы приобрести знания, как требуется для применения их на заводах промышленного Урала15. Методика преподавания рисунка в Строгановском училище считалась наиболее продуманной. В училище барона Штиглица зачисляли учеников только «приходящих»16, что для представителей уральского завода было также неприемлемо. Тогда как при московском училище технического рисования в 1892 году предполагалось открыть пансион для воспитанников, где могли бы остановиться и Златоустовские мальчики-стипендиаты. Для поступления в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище требовалось пройти конкурсный экзамен. К испытанию, по общеобразовательным предметам и черчению допускались лишь выдержавшие успешно экзамен по рисованию.

В столицу решено было направить воспитанников трех крупных заводов горного округа. От Златоустовского завода: ученика чертежной, сына чиновника Владимира Гордеева, 23 лет, окончившего городское училище и ученика украшенного цеха Оружейной фабрики, сына обывателя, Федора Васенина, 17 лет. Миасский завод направил ученика украшенного цеха Оружейной фабрики, сына обывателя Егора Зайцева, 14 лет. Ученика столярного цеха, окончившего курс наук в заводском училище в 1888 году, сына обывателя Александра Авладеева,

16 лет, рекомендовал управитель Кусинского завода17. По «летам» своим молодые люди никак не соответствовали требованиям для поступления в число учеников первого класса Строгановского училища, но. в виде исключения, им было разрешено приступить к занятиям «в качестве любителей рисовального искусства»18.

Поскольку администрация заводов Златоустовского горного округа не оставляла без присмотра своих воспитанников, то для сопровождения и устройства подростков командировочное удостоверение было выписано также мастеру украшенного цеха Оружейной фабрики Якову Даниловичу Варламову19. Ранее, в 1882 году, Я.Д. Варламов уже бывал в

Москве, когда там работала художественно-промышленная выставка20, затем, «отбыл» в Петербург, где занимался в Публичной библиотеке и в Рисовальной школе Общества Поощрения Художеств «с целью изучения правильного и новейшего стиля узоров на клинках»21.

К моменту второй командировки в качестве сопровождающего стипендиатов в Москву Яков Данилович в течение семи лет руководил украшенным цехом. Инициативный и любознательный Варламов самостоятельно внес изменение в процесс гальванопластики или, как извещал руководство завода и фабрики горный инженер М. Бисарнов, «сделал усовершенствование в гальванопластических золотых ваннах», которое принесло заводу значительную экономию такого дорогостоящего материала как золото22. Известно, что Я. Д. Варламова пробовал силы в составлении эскизов будущих изделий23. Как видим, он был личностью незаурядной, творческой и, несомненно, является одним из ярких представителей Златоустовской оружейной школы второй половины XIX века.

Получив командировку для устройства учеников в Москве, мастер Варламов изъявил желание проехать в северную столицу и прослушать там двухнедельный курс «Гальванической школы для фабрикантов» в заведении Крюгера24. Администрация не возражала, тем более, что из Петербурга Яков Данилович привез для мастеров, занятых украшением холодного оружия, «полезные образцы», гравюрные резцы и иной необходимый в работе инструмент25.

Вид на свободный проезд от Златоуст до Моск ва Я.Д. Варламов получил 20 августа 1894 года, а месяц спустя, директор Строгановского училища Ф.Ф. Львов, извещал горного начальника Златоустовских заводов о том, что «препровожденные ученики Гордеев, Овладеев (так в оригинале — С. К.), Зайцев и Васенин были подвергнуты испытанию по рисованию»26. Результаты, как и успехи претенде-тов, были неравнозначны. Так, Владимир Гордеев показал неплохие знания в общеобразовательных предметах и мог быть принят «в ученики» третьего класса Строгановского училища. Александр Авла-деев проявил способности к скульптуре, чем «из числа своих товарищей выделяется и должен быть обучаем исключительно лепке и скульптуре»27.

Что же касается Егора Зайцева и Федора Васенина, то оба оказались слабее первых двух стипендиатов и «по образованию стоят ниже программы», требуемой от поступающих в избранное училище. Более того, не выявив художественных наклонностей последних и не зная намерений администрации Златоустовского завода и Оружейной фабрики «касательно будущего молодых людей», Ф.Ф. Львов пребывал в затруднительном положении, посколь-

ку «вести их одинаково невозможно»28 Вопрос был решен, и Но прошествии пяти лет Златоустовские стипендиаты были выпущены из «состоящего под августейшим покровительством» Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Федоровны Императорского Центрального художественно- промышленного училища и художественно-промышленного музея Императора Александра II в Москве. Три свидетельства за №№ 1143,1144,1145

о прохождении обучения «сих лиц в качестве любителей рисования в Строгановском Центральном училище технического рисования и о прохождении ими курса художественных предметов» в июне 1901 года были высланы в адрес Горного начальника Златоустовских заводов и директора Оружейной фабрики29.

К сожалению, одаренный, подававший большие надежды в скульптуре, Александр Авладеев не завершил образование в художественном училище, так как в 1895 году он умер «от болезни воспаления мозга»30, оставив нереализованными собственные и рекомендовавшего его управителя Кусинского завода проекты. Он ушел из жизни так же рано, как в 1827 году талантливый гравёр-художник Ефим Бушуев31, не окончивший курса в Императорской Академии художеств.

Старшим по возрасту, более опытным и образованным среди первых стипендиатов Строгановского училища был сын чиновника Владимир Гордеев, который окончил городское училище и до 1893 года работал учеником-чертежником на Златоустовском заводе. Как и его младшие товарищи, в 1894—1899 годы постигал азы технического рисования в стенах известного училища, где, безусловно, испытал влияние творчества столичных живописцев. Дело в том, в связи с утверждением иных направлений в развитии прикладного искусства, с осени 1898 года в учебную программу Строгановского училища были введены два новых предмета: «Изучение стилей» и «Стилизация цветов». Натуралистический метод изображений сменил декоративный, что требовало от будущих специалистов выработки умения обобщенной подачи видимого и известной условности32. Нельзя исключить факт, что Златоустовскому стипендиату посчастливилось пройти курс такого мастера стилизации, как М. Врубель, который в те годы преподавал две новых дисциплины «Стилизация растений» (возможно, «Стилизация цветов» — С. К.) и «Упражнения в стилизации»33. С 1900 года выпускник В. Гордеев избрал стезю рисовальщика орнаментов, составителя рисунков для техники вытравки и позолоты в украшенном цехе Златоустовской оружейной фабрики. Уместно отметить, что именно В.В. Гордеев вошел в историю Златоустовской школы художественного металла как один из активных проводников стиля модерн. От-

давая дань моде того времени, орнаменты Владимира Васильевич строились на так называемых «стилях»: «древнерусском», «персидском», «ренессанс» и других, но при этом известны.его орнаментальные композиции на темы уральской флоры34.

В орнаментальных композициях, составленных Владимиром Гордеевым в начале XX века, ясно читаются мотивы модерн, выражающих романтическую, сказочность неорусской версии стиля. Одним из ярких проявлений «стилей» в творчестве В.В. Гордеева, полагаем, можно считать эскиз 1901 года убранства подарочного меча негусу Абиссинскому Менелику 1Р5 и эскизы 1906 года орнаментов для вытравки на клинках36.

Федор Осипович Васенин пятнадцатилетним подростком поступил на Оружейную фабрику учеником гравера. В 1891—1894 годы он считался одним из лучших учеников цеха украшений. Стипендиатом Златоустовских горных заводов прошел в Москве подготовку в Строгановском училище, где нашел мудрых педагогов и грамотных наставни-ков-художников. Получив свидетельство об окончании обучения, Федор Васенин возвращается в Златоуст. До закрытия цеха украшений в 1909 году работал рисовальщиком на Оружейной фабрике, принимал участие в составлении рисунков для украшения оружия37.

Однако, по утверждению исследователя Л.П. Байнова38, Ф.О. Васенин «с 1899 года до конца жизни работал на Кусинском заводе старшим мастером цеха художественного литья»39. Возможно, не прерывая связи с оружейным делом, и для поддержания на должном уровне развитие искусства художественного чугунного литья, он некоторое время и работал на заводе, входившем в Златоустовский горный казенный округ. Известно, что скульптор Ф. Васенин автор двадцати двух моделей произведений декоративно-прикладного искусства, которые уже в XX веке Кусинский завод выпускал массовым тиражом. По его эскизам выполнен ряд оригинальных вещей в стиле модерн: портсигары, рюмочки, пепельницы. Ф.О. Васенину принадлежит скульптурная работа «Танцоры под звуки Венгерки»40, декоративное блюдо «Закладка Санкт-Петербурга»,. «Ажурное блюдо для визитных карточек», «Тарелка в византийском стиле для визитных карточек», «Блюдо в русском стиле для визитных карточек», «Ваза в стиле рококо», «Чернильница одинарная в стиле Людовика XIV», «Подсвечник в итальянском стиле» и многие другие41. Примечательно, что работы скульптора Ф. Васенина особо отмечались в прейскурантах разных лет, равно как произведения, созданные П.К. Клодтом, Е.А. Лансере, Ж. Моро, В.В. Кашкаровым и другими известными отечественными и зарубежными скульпторами.

В 1894 году, в числе наиболее способных молодых граверов фабрики, в московское училище получил направление ученик цеха украшения оружия Георгий Зайцев, По окончании училища, в 1899 году, вдохновленный новыми идеями, он возвращается на Златоустовскую фабрику, где в течение 1900—1910 годов работает мастером украшенного цеха. Полученные знания, природный талант позволили Георгию Львовичу Зайцеву раскрыться как составителю орнаментов и выполнить большое количество эскизов, предназначенных для убранства клинкового оружия, ножей для разрезания бумаги, крышек портсигаров. В краеведческом музее Златоуста сохранились разработанные Г.Л. Зайцевым проекты42, например, акварельный эскиз украшения насечкой золотом портсигара и спичечницы43. В сотворчестве с

В.А. Киселевым и В.В. Гордеевым в 1901 году разработан эскиз насечки золотом и серебром на клинке и ножнах меча, предназначенного негусу Абиссинии Менелику II44.

Вероятно, Федор Васенин, с которым Г. Зайцев учился в «Строгановке», пробудил интерес последнего к пластике форм художественного чугунного литья. Георгий Зайцев также известен как скульптор, ему принадлежат модели нескольких работ. В настоящее время известно, что им выполнены два изделия, указанные в «Прейскурантах» 1900 и 1913 годов45, а именно, декоративное блюдо «Палитра с рельефом летящей женщины» и пресс-папье «Женщина с цветком»46. Примечательно, что имя Г.Л. Зайцева исследователь Л.П. Байнов также указывает в списке скульпторов Кусинского художественного литья, работавших непосредственно на заводе47.

Заметный след в Златоустовском искусстве гравюры на стали оставил гравёр и рисовальщик, ведущий в начале XX века художник Оружейной фабрики Дмитрий Егорович Яковлев. Родился в семье сапожника. Кстати, согласно записи в метрической книге48 год его рождения — 1880, что возволяет внести поправку в сведения, представленные М.Д. Глинкиным, который указывает 1882 год49. Начальное образование юный Яковлев получил в Златоустовском уездном Никольском училище30.

Вновь открывшиеся архивные сведения и их расхождение с данными, которые приведены в монографическом труде исследователя М.Д. Глинкина, не позволяют достоверно определить период, когда Дмитрий Яковлев работал «на кустарей Ларионова и Бахарева, эксплуатировавших труд граверов»51 Но, ссылаясь на списки по «Составу цехов Златоустовской оружейной фабрики, изготовлявших украшенное оружие и гравированные изделия из стали 1816—1917 гг.»52, по цеху украшений 1890-х годов найдем фамилию Яковлева, о котором М.Д. Глин-кип сообщает как о «мастере гравировки резцами»53

Далее его имя указано в списке рисовальщиков 1900—1910 годов по украшенному цеху, наряду с Ф.О. Васениным, В.В. Гордеевым, С.К. Недорез-ковым54. Более того, в «Материалах об организации учебной гранильной мастерской в селе Мраморном» также встречаем имя Дмитрия Егорова Яковлева, 18 лет, «из членов Артели», который вместе с Василием Матвеевым Бахаревым и Петром Алекс, (так в оригинале — С. К.) Рожковым «заявил желание» поступить во вновь организуемую мастерскую55.

В июле 1900 года двадцатилетний обыватель Златоуста Дмитрий Егоров Яковлев подал прошение горному начальнику Златоустовских заводов с просьбой «не отказать в пособии», назначив стипендиатом в московское Строгановское училище, где он получит техническо-художественные знания, которые «в последствии мог бы предложить к услугам Его Превосходительства»56. Молодой человек сообщал, что «имея наклонности к искусству», с раннего возраста «посвящал свои досуги» рисованию, материалом для этого ему служили сначала лубочные картины и иллюстрации календарей, и только недавно для этой цели он выписал журнал. Любимым делом молодой человек мог заниматься только по вечерам и в праздничные дни. Домашние не одобряли пристрастие сына. Со стороны отца он «встречал препятствия», который советовал сыну заняться «каким-нибудь делом», чем «чертить на бумажках, которые по его мнению не приносят никакой пользы». Свое «откровение» будущий замечательный гравер и талантливый рисовальщик Оружейной фабрики почти с отчаянием заключал: «Находясь в таких условиях, нет никакой возможности достичь хороших результатов»57.

К составлению прошения его, видимо, подтолкнула встреча с Владимиром Гордеевым. Выпускник Строгановского училища, недавно возвратившийся из Москвы, произвел сильное впечатление на молодого человека и особенно несколько приемов рисования, которые бывший стипендиат продемонстрировал Дмитрию Яковлеву и критически заметил, что в рисунках последнего «страдает техническая сторона»58.

Просьба подающего надежды Златоустовского графика была удовлетворена, осенью 1900 года он был зачислен в Строгановское Центральное училище технического рисования. Извещая горного начальника Златоустовских заводов о получении платы «на содержание и обучение с материалами» стипендиата горного ведомства Дмитрия Яковлева за первое полугодие 1900—1901 учебного года, исполняющий обязанности директора училища С.В. Но-аковский59 «присовокуплял», что «стипендиат Д. Яковлев, в качестве вольнослушателя, за все время посещал училище аккуратно и оказывал весьма

хорошие успехи по художественным предметам (по полугодичным экзаменам переведен из приготовительного (Приготовительный класс открылся с осени 1898 года, куда без всяких экзаменов принимали «любителей», к числу которых, видимо, были причислены и стипендиаты Златоустовских горных заводов прямо во 2-й класс) (в оригинале подчеркнуто синим карандашом — С. К.)60. Во втором полугодии Дмитрий Яковлев также «посещал училище аккуратно и оказывал весьма удовлетворительные успехи по художественным предметам»61. Первый год пребывания в Москве и «занятия в любительских художественных классах» известного училища завершились для стипендиата Златоустовских горных заводов Д. Яковлева успешно и с 4 апреля он «уволен в отпуск».

В течение следующего 1901—1902 учебного года Дмитрий Яковлев классы посещал «весьма аккуратно и при отличном поведении оказывал хорошие успехи по художественным предметам, в силу чего на полугодичных экзаменах в апреле <...> переведен в III художественный класс с присуждением двух похвал и двух денежных наград, всего в размере 5 руб. за рисование кистью, контуров и карандашом»62.

Однако следующий учебный год для пенсионера Яковлева оказался последним пребывания его в техническом училище. Зимой 1904 года директор Строгановского училища направил в горный Департамент, в подчинении которого находился Златоустовстовс-кий горный округ, извещение о постановлении учебного Комитета училища, датированное декабрем 1903 года, согласно которому «Яковлев <...> уволен из классов за непосещение классов без уважительных к тому причин»63. Причина пропуска занятий, скорее всего, вообще не явка в Москву, явились события 1903 года, произошедшие в Златоусте64, в результате чего завод был остановлен. Возможно, что молодой студент Яковлев был участником этих событий, не исключено, что кто-то из его семьи был причастен к событиям. Так или иначе, но Д. Яковлев за неявку в училище вовремя был отчислен.

Уместно заметить, что имеющиеся сведения о периоде обучения Яковлева в Строгановском училище также расходятся с выявленными архивными данными. В частности, М.Д. Глинкин указывает, что в начале XX века Д. Яковлев работал в «Златоустовской кустарной артели», которая «послала его своим стипендиатом в Строгановское училище (1910—1911 гг.)». Далее: «Училище Д.Е. Яковлев не окончил, хотя и считался там одним из лучших учеников»65. Возможно, закралась элементарная опечатка при наборе текста и неверно укзаны годы его обучения. С другой стороны, в материалах архива отсутствуют документы подтверждающие факт оплаты всех расходов на его обучение именно кустар-

ной артелью, К сожалению, эти же сведения почти дословно повторяет историк Е, Ковина66. Можно сделать предположение, что ему была предоставлена возможность (за счет артели — С. К.) продолжить обучение в Строгановском училище спустя семь лет. Словом, данный момент биографии замечательного художника-гравера Златоустовской оружейной фабрики остается открытым и ждет дальнейшего исследования и уточнения.

Таким образом, вопрос профессиональной подготовки кадров для заводов Златоустовского горного округа второй половины XIX века не был достаточно глубоко и всесторонне изучен. Впервые имена некоторых представителей уральских горных заводов стипендиатов Строгановского училища технического рисования были опубликованы в монографическом труде М. Д. Глинкина, Несмотря на то, что в архивных фондах обнаружены новые имена стипендиатов, факты и сведения по интересующему нас вопросу, данная тема находится лишь на начальном этапе исследования.

Трудности постреформенного периода были преодолены. В последней четверти XIX века уникальные производства Златоустовских горных заводов вновь нуждались в квалифицированных кадрах, способных продолжить традиции мастеров Златоустовской оружейной школы. В конце XIX века проблема профессиональной подготовки квалифицированных кадров для производства холодного украшенного оружия и произведений декоративно-прикладного искусства на других предприятиях горного округа оставалась одной из важных. Обучение в Строгановском Императорском училище не только обогатило знания воспитанников Златоустовских стипендиатов, но позволяло им создать замечательные произведения оружейного искусства, отмеченные печатью нового времени и стиля модерн. Несомненно, вновь открытые исторические факты пополнят не только общий список стипендиатов-пен-сионеров Златоустовских горных казенных заводов рубежа XIX—XX веков, но и впишут новые страницы в анналы истории уникального предприятия и Златоустовской школы художественного металла.

Примечания

1 АВИМА. Ф. 3. Оп. 5/2. Д. 1402. Л. 36—37 О приготовлении белого оружия на Златоустовской фабрике. Выписка из доклада г. министра финансов. 1817

2 Куликовских, С.Н. Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815—1860 гг.) / С.Н. Куликовских / под ред. проф. Н.П. Парфентьева. — Челябинск Изд-во ЮУр-ГУ, 2006, —241 с.

3 Куликовских, С.Н. К вопросу об истоках художественного образования и воспитания художника-гравёра на Златоустовской оружейной фабрике в первой половине XIX века / С.Н. Куликовских // Вестник ЮУрГУ, Се-

рия «Социально-гуманитарные науки, вып. 7 — Челябинск . Изд-во ЮУрГУ, № 17 (72); 2006. — С. 53—65.

4 Глинкин, М.Д. Златоустовская гравюра на стали / М.Д. Глинкин. — Челябинск' Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. — 92 с.

5 Пронина, И.А, Декоративное искусство в Академии художеств / И.А. Пронина, — М. • Изобразительное искусство, 1983. — 311 с.; см. также: РГИА. Ф 789 Оп. 1. 4.2. 1844. Д. 2838. Л. 85.

6 ЗГАО. Ф. И 19 Оп. 1. Д. 3714. Л. 7

7 ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714, Л. 1—1 об.

‘ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1.Д. 3714. Л. 2.

9 Алимова, Л.Б. Возникновение художественной промышленности на Южном Урале в первой половине XIX века / Л.Б. Алимова// Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): Материалы научно-практической конференции. —Челябинск, 2003. — С. 95—98.

1,1 Гартвиг, А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам учрежденная в 1825 г. графом С.Г. Строгановым. Ея возникновение и развитие до 1860 г. / А. Гартвиг. — М.: Типолитография 1. И. Пашкова, 1901. — С. 360.

11 ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 3.

12 Власова Г Художник и промышленность // Наше наследие. — № 77. — 2006. — С. 15—20.

13 Там же.

14 ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 10.

15 ЗГАО. Ф, И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 10.

16 ЗГАО. Ф И 19. Оп. 1.Д. 3714. Л. 12—13.

17 ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 1,7 об.

‘“ЗГАО. Ф И 19 Оп. 1. Д. 3714. Л. 23, 33 об.

ЗГАО. Ф И 19. Оп. 1.Д. 3714, Л. 36.

211 Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной Выставки в Москве 1882 года: Альбом.— СПб., М.. Изд-ние Германа Гоппе, 1882.—256 с.

21 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

22 ЗГАО. Ф И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 39 об.

23 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

24 ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1 Д. 3714. Л. 39 об.

25 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

26 ЗГАО. Ф И 19 Оп. 1. Д. 3714. Л. 79

27 Там же.

2!і ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 79 об.

п ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 265.

3" ЗГАО. Ф. И 19. Оп. 1. Д. 3714. Л. 139.

31 Куликовских, С.Н. К вопросу об истоках художественного образования и воспитания художника-гравёра на Златоустовской оружейной фабрике в первой половине XIX века / С.Н. Куликовских // Вестник ЮУрГУ' Серия «Социально-гуманитарные науки, вып. 7. — Челябинск ■ Изд-во ЮУрГУ, № 17 (72), 2006. — С. 53—65.

32 Шульгина, Е.Н. История Строгановского училища / Е.Н. Шульгина, И.А. Пронина. — М. Русское слово, 2002,— 334 с,

33 Лаврентьев А.Н, История дизайна. — М. Гардари-ки, 2006. —304 с.

34 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

35 Там же.

36 Там же.

37 Глинкин, М.Д. Златоустовская гравюра на стали / М.Д. Глинкин. — Челябинск Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967, —С. 30, 45, 46.

38 Байнов, Л.П. Художественный чугун Кусы / Л.П. Байнов, — Челябинск Рифей, 1998. — 240 с.

34 Там же.

4Л Там же.

41 Там же.

42 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

43 Глинкин, М.Д. Златоустовская гравюра на стали / М.Д,. Глинкин. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. —

С. 67; ЗГАО. Ф. И 19.0л. 1. Д. 3714. Л. 12—13.

44 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

45 Байнов, Л.П. Художественный чугун Кусы / Л.П. Байнов. — Челябинск : Рифей, 1998. — 240 с.

4Й Там же.

47 Там же.

48 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 1778. Л. 109—109 об.

49 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

30 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 110.

51 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

52 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 Там же.

54 Там же.

35 ЗГАО. Ф. И 20. Оп, 1. Д. 607 Л. 30.

36 ЗГАО. Ф И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 11.

57 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1.Д, 778. Л. 11—11 об.

38 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. И об.

3‘; Шульгина, Е.Н. Цит. соч.

00 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 24—24 об.

<и ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 32.

“ ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 55—55 об.

63 ЗГАО. Ф. И 20. Оп. 1. Д. 778. Л. 116.

64 Яблонский, Ф.Н. Забастовка 1903 года / Ф.Н. Яблонский // Златоустовская энциклопедия. — Златоуст . Златоустовский рабочий, 1994. Т. I. — С. 116.

65 Глинкин, М.Д. Цит. соч.

66 Ковина,: Е.П. Яковлев Дмитрий Егорович / Е.П. Ковина // Златоустовская энциклопедия. — Златоуст Златоустовский рабочий, 1997. — Т. И. — С. 246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.