Искусствоведение и культурология
ББК T3(2P36)6-281+444(2P36)
УДК 374
С. Н. Куликовских
К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЗЛАТОУСТЕ 1920—1930-х гг.
S. N. Kulikovskyh
ТО THE PROBLEM OF ART EDUCATION AND TRAINING IN ZLATOUST IN 1920—1930th
Художественное образование и воспитание заводского населения в Златоусте 1920-1930-х гг. непосредственно связано с формированием в этом промышленном центре и на Златоустовском механическом заводе культурноэстетической среды. Сквозь призму событий и фактов явственно видны личности, стоявшие у истоков новых форм и методов развития художественной промышленности Урала.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная гравюра на металле, Златоустовская школа, традиции, музей
Art education and education of the factory population in Zlatoust in 1920-1930th is directly connected with the formation in this industrial center and at Zlatoustovsky mechanical factory the cultural-esthetic environment. Through a prism of events and the facts the persons who were at the beginnings of new forms and methods of development of the art industry of Ural Mountains are clearly visible.
Keywords: decorative and applied arts, art engraving on metal, Zlatoust school, traditions, a museum.
В деятельности Златоустовского завода и Оружейной фабрики в 1920 г. открывается новый период. Идет восстановление заводского хозяйства, пострадавшего в годы Гражданской войны. Златоуст активно включается в строительство новой жизни.
Однако ощущается острая нужда в грамотных специалистах-техниках и инженерах. Образование и воспитание трудящихся велось широким фронтом.
Успехи и достижения на «культурном фронте» освещала газета «Пролетарская мысль»1. Она сообщала, что в Рабоче-крестьянском университете организованы курсы черчения и технического рисования «в целях планомерной продуктивной работы в области искусства»2, а районные «свободно-художественные мастерские (художественная школа)» объявили о приеме художников3.
Задачи культурно-просветительной работы на промышленных предприятиях города призваны были решать производственные кружки. Деятельность их строилась по двум направлениям: проведение систематических бесед по вопросам техники и организации определенного производства, а для более широкой аудитории предлагались «популярно-научные лекции по вопросам общенаучного характера»4. В 1920-е гг. на Южном Урале действовал 21 производственный кружок, в 16 клубах «числилось» 2300 чел., но «вследствие апатичности» администраций заводов и предприятий «при клубах» не проводились выставки, отсутствовали музеи5.
В Златоусте первой половины 20-х гг. музея не было6. Идея создания музея-лаборатории принадлежала коллективу механико-металлургического техникума, на который «советским рабоче-крестьянским государством возложена производственная программа — обработать живой материал, который по окончании техникума должен уметь управлять промышленностью и строить производство на новых социальных началах». Для проведения практических и лабораторных занятий предлагалось дополнить существующую коллекцию бывшего Арсенала Оружейной фабрики теми экспонатами, «необходимость иметь которые выдвигает новая задача, стоящая перед музеями в условиях строительства социалистического государства. Музей должен быть лабораторией»7. Осуществить задуманное не удалось: в силу производственной необходимости историческое здание Арсенала было занято управленческими службами завода. Вопрос о создании музея-лаборатории остался открытым.
Одним из организаторов в Златоусте уездного художественно-промышленного музея8 был Владимир Николаевич Соколов. Он выступал за организацию мастерских, которые бы способствовали пропаганде вопросов искусства среди населения, позволили бы создавать «бродячие группы художников» и собирать образцы народного творчества. В апреле 1920 г. в Златоусте при Уездном отделении народного образования (Уотнаробраз) создана
Искусствоведение и культурология
художественная секция9, заведующим назначен В.Н. Соколов, благодаря усилиям которого лозунг партии «Искусство — в массы» активно воплощался в жизнь. Создание художественной секции обосновано подготовкой к открытию художественнопромышленного музея в Златоусте и при нем библиотеки по искусству10. Из Государственного музейного фонда и губернского музея поступило 23 работы, которые сегодня являются жемчужиной собрания местного краеведческого музея, среди них шедевры известных художников К. Маковского, Л. Бурлюка, А. Лежнева, Ю. Блюменталя и др.11
Спустя два года, в 1924 г., Златоустовский окружной музей возглавил М.Ф. Шестопалов12. С его именем связано оживление деятельности краеведов, существенное пополнение фондов музея новыми уникальными экспонатами. Просьбу М. Ф. Шестопалова «о необходимости организации в Златоусте художественного музея, организации передвижных художественных выставок, возрождения художественной промышленности округа», музейный отдел Главнауки поддержал. В Златоуст были переданы полотна русских живописцев из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Государственного исторического музея13. Из Управления уполномоченного Наркомпроса г. Ленинграда в Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж поступило предложение оказать содействие и передать несколько предметов в Златоуст14.
«Правильное и систематическое» художественное воспитание трудящихся Златоуста началось с 1926 г., когда при окружном музее открывается художественный отдел. При Златоустовском окружном музее планируется открытие художественнопромышленной школы и мастерской15, «преследующих цели восстановления и обновления художественной промышленности округа»16, так как старые рисунки, модели, орнаменты и образцы в значительной мере не отвечают «современным художественным требованиям»17.
Идею организации при музее мастерской и школы поддержал талантливый художник-гравёр, мастер золотой и серебряной насечки, стипендиат Строгановского художественного училища И. И. Ногтев18. Он составил программу «образования художника», взяв за основу учебную программу факультета изобразительных искусств московского Пречистенского практического института, рассчитанную на слушателей рабочего факультета и потому вполне применимую для деятельности школы гравёров в Златоусте. Дело подготовки кадров для уникального производства и организации мастерской-школы рассматривалось М.Ф. Шесто-паловым и его единомышленниками как «вопрос общегосударственного значения»19. Однако их инициатива не нашла поддержки. Осенью 1928 г. судьба школы гравёров была решена: сотрудник окрплана, техник по промышленности В. Дегтярев, рассмотрев «Вопрос организации при Златоустовском Окрму-зее художественно-гравёрной мастерской-школы», объявил его профанацией20. Докладная записка с содержащейся в ней программой школы и ее обоснованием с ворохом прочих бумаг сдана в архив.
Окружной музей продолжал свою деятельность, но его сотрудники уже не ставили далеко идущие планы по подготовке художников-гравёров для уникального производства.
В 1930 г. М. Ф. Шестопалов оставляет Златоуст. За шесть лет активной деятельности им сделано много: организован окружной музей, фонды которого составляли свыше 50 тыс. экспонатов, сформирована научная библиотека с фондом в 20 тыс. томов, действовали хозрасчетные учреждения музея и Окружное общество краеведов.
В 1930-е гг. в творчестве Златоустовских гравёров наступает значительный спад. В эти годы в искусство художественного металла Златоуста прочно вошли стальные панно известные как «пластины». Внимание художников привлекли традиции передвижников: художники-граверы копировали, перелагали на язык гравюры полотна русских живописцев В. Серова, И. Репина, И. Левитана, давали им новую жизнь, уже в собственной интерпретации на стальной пластине. Изготовление подобных панно расценивалось как творческая работа. Златоустовская гравюра, всегда носившая прикладной характер, «оторвалась» от вещи — она уже ничего не украшала21.
Искусство Златоустовской гравюры находилось в тяжелом художественном кризисе. Для местных художников профессиональное искусство всегда было той средой, благодаря которой сохранялись и преумножались традиции школы художественного металла, и, если для уральских мастеров прошлого века существовали готовый стиль и конкретное назначение их деятельности—украшение оружия, то в 1930-е гг. для Златоустовской гравюры наступил период поисков.
Таким образом, 1920-е гг., несмотря на пережитые социальные катаклизмы, оказались для Златоуста насыщены событиями культурно-просветительного и образовательного направления. Активно решались вопросы ликвидации неграмотности среди рабочих Златоустовских заводов, начался процесс подготовки инженеров и техников для производства, широким фронтом велась культурно-просветительная работа среди трудящихся, развернулось музейное строительство. Фонды провинциального музея пополнились произведениями искусства, основная часть которых передана из столичных музеев. Благодаря инициативе директоров и краеведов города в 1920-е гг. музей в Златоусте приобретал статус учебно-методического и художественнообразовательного центра, деятельность которого отвечала требованиям времени. В. Н. Соколов, затем возглавивший музей М. Ф. Шестопалов выступили не только собирателями коллекции, но и подлинными хранителями и исследователями уральской горнозаводской истории и искусства.
Предложенная В. Ф. Шестопаловым и И.И. Ногтевым программа по организации школы граверов при Златоустовском окружном музее, нацеленная на решение проблемы образования и художественного воспитания заводчан, подготовки кадров художников-гравёров, не получила поддержки и дальнейшего развития. Все эти действия способствовали не только тому, что «провинциальные
76
Вестник ЮУрГУ, № 9(226), 2011
С.Н. Куликовских
К проблеме художественного образования и воспитания
в Златоусте 1920—1930-х гг.
культурные силы» смогли выявить местные «художественные сокровища», но и служить общему художественному развитию масс, развитию художественных навыков и художественной промышленности. Начался творческий кризис. Первые шаги по его преодолению будут предприняты лишь в послевоенный период, но и тогда вопрос образования и художественного воспитания трудящихся Златоуста не утратит своей актуальности.
Примечания
1. «Пролетарская мысль» — газета Златоустовского уездного (затем окружного) комитета РКП(б), Окриспол-кома и Райкома Металлистов, выходила с 1 мая 1920 г. по 1 мая 1942 г. Позже стала выходить под названием «Большевистское слово», с 1953 г. — «Златоустовский рабочий».
2. Чепуров А. А. Развитие Златоустовского ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного завода имени В. И. Ленина за 1917—1977 гг. : сб. докум. Златоуст, 1977. № 94. С. 107.
3. Пролетарская мысль. 1920. 26 мая; 8 дек.
4. Мурдасов В. Производственные кружки на Златоустовском заводе // Пролетарская мысль. 1924. 29 янв.
5. Михайлов. О культпросветработе завкома на Южном Урале // Пролетарская мысль. 1924. 30 янв.
6. В 1825 г. по инициативе П.П. Аносова на Златоустовском заводе был организован первый на Южном Урале производственный музей, который до 1915 г. располагался в здании Арсенала. Затем распоряжением горного начальника он был закрыт. Вновь музей открылся 1 мая 1925 г. в помещении механико-металлургического техникума. В 1929 г. он был переведен в здание бывшего Свято-Троицкого собора, а с 1933 г. и до настоящего времени располагается в доме горного начальника.
7. Ильин. Нам нужен кабинет прикладных наук // Пролетарская мысль, 1924. 10 янв.
8. Политическо-просветительным подотделом организуется в г. Златоусте музей местного края // Пролетарская мысль, 1920. 3 нояб.
9. АОАЗГО (Архивный отдел адм. Златоустовского городского округа). Ф. Р45. Оп. 1. Д. 55. Л. 67.
10. Там же. Л. 69.
11. АОАЗГО. Ф. Р208. Оп. 1. Д. 66. Л. 9.
12. До 1930 г. музей назывался окружным, в его фонды влились коллекции Арсенала, уездного художественнопромышленного музея и показательно-промышленной выставки заводов Южно-Уральского горнозаводского треста, организатором которой в 1924 г. был студент механико-металлургического техникума М.Ф. Шесто-палов.
13. АОАЗГО. Ф. Р208. Оп. 1. Д. 75. Л. 1—2, 18. Переписка с Народным комиссариатом просвещения, Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем по вопросам работы художественного отдела музея за 1928—1929 гг.
14. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1. Оп.5. Д. 862/2; Д. 1039.
15. АОАЗГО. Ф. Р208. Оп. 1. Д. 42. Докладная записка «Об организации художественно-гравёрной мастерской и школы гравёров при Златоустовском окружном музее».
16. АОАЗГО. Ф. Р 208. Оп. 1. Д. 75. Л. 1.
17. Там же. Л. 18 об.
18. Рос. гос. архив литературы и искусства. Ф. № 677. Оп. 1. Ед.хр. 6321. Л. 15—16.
19. АОАЗГО. Ф. Р208. Оп. 1 Д. 42. Л. 6.
20. Там же. Л. 20.
21. Глинкин М. Д. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. С. 21.
Поступила в редакцию 09 февраля 2011 г.
КУЛИКОВСКИХ Светлана Николаевна, кандидат исторических наук (2002), доцент кафедры «Социально-правовые и гуманитарные науки». Филиал ЮУрГУ в г. Златоусте. Является автором монографии «Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия» (2006).
E-mail: [email protected]
KULIKOVSKIH Svetlana Nikolaevna is a candidate of historical sciences (2002), a senior lecturer of the Socially-Legal and Humanities Department of a branch of the South Ural State University in Zlatoust. Kulikovskih is the author of the monograph “Zlatoust school of the author’s cold decorated weapon” (2006).
E-mail: [email protected]