Научная статья на тему 'РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ, КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ'

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ, КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
683
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА / МОДИФИКАЦИИ РЕАЛИЗМА / НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЫНОК ИСКУССТВА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ / CULTURAL PARADIGM / MODIFICATIONS OF REALISM / SCIENTIFIC ANALYSIS / MUSEUM SPACE / ART MARKET / MASS CULTURE / RUSSIAN FINE ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малинина Нина Львовна

Статья посвящена динамике культурной парадигмы феномена реализма в изобразительном искусстве России. Интеллектуальное объяснение социальных процессов научными построениями происходит на основе рациональных структур. В художественной культуре социальные процессы являются подвижным предметом интереса; наблюдаются периоды, когда искусство открыто и целенаправленно осваивает социальную проблематику, затем происходит затухание явного интереса к социальной проблематике. Стили искусства выстраивают дистанцию по отношению к социальной проблематике. Реалистическая живопись прошла свой исторический путь развития через освоение социальных проблем, что является одной из причин интереса к феномену реалистической живописи. В силу целостности художественной картины мира социальная проблематика приобретает сущностные, глубинные характеристики. Визуальное освоение социальных проблем художественными средствами реалистического направления не гарантирует правдивого изображения социальных противоречий. Реализм в изобразительном искусстве России является пульсирующим явлением в культурном поле современности. Обозначена корреляция исследовательского интереса к проблеме феномена реализма в изобразительном искусстве с социальным контекстом. Выделены формы представления феномена реализма в изобразительном искусстве в музейном пространстве. Коллекции реалистической живописи представлены повсеместно в столичных и региональных музеях России. Реалистическая живопись является значительной частью культурного наследия, которое хранится, выстраивает визуальный ряд выставочного пространства и объединяет музеи страны тематически. Представлены маркетинговые тенденции феномена реализма в изобразительном искусстве. Произведения реалистического искусства являются устойчивым сегментом рынка живописи. Произведения реалистической живописи являются предметом рыночных отношений как элитарного, так и массового рынка произведений искусства. Обоснованы причины популярности феномена реализма в изобразительном искусстве в современной массовой культуре, фактически в культурных индустриях. В массовой культуре активно используется потенциал произведений реалистической живописи - популярность имени художника, понятность визуального образа, насыщенность отсылками к опыту человека - воспоминания детства, иллюстративный материал школьного учебника, воспоминания о музейных экспозициях ведущих музеев страны. Выявлены наиболее устойчивые направления в отечественных исследованиях феномена реализма в изобразительном искусстве России (искусствознание, эстетика, социология культуры, культурология). Предметом дискуссий является определение реализма в искусстве. К базовому термину«реализм» теоретики искусства добавляют определения, которые смещают акцент и добавляют нюансировку в трактовку реализма. Отмечено расширение поля научных исследований в гуманитаристике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISTIC PAINTING AS A CULTURAL PHENOMENON: ACADEMIC REFLECTION, MUSEUM PRACTICES, CULTURAL INDUSTRIES

The article is devoted to the dynamics of realism as a cultural paradigm in Russia’s visual arts. Realism in Russian visual arts is a vibrant phenomenon of contemporary culture. The study indicates a correlation between a research interest in realism in visual arts and social context. The article explores the forms of realism in fine art in the museum space. A realistic painting is a significant part of the cultural heritage. It creates the visual range of the exhibition space and unites the country’s museums thematically. The article discusses the marketing trends in realism in visual arts. Realistic paintings are part of both the elite and mass art market. The article provides reasons for the popularity of realism in visual arts in modern popular culture, namely, in cultural industries. Popular culture actively exploits the potential of the realistic painting - the popularity of the artist’s name, the clarity of the visual image, the richness of references to human experience, i. e. childhood memories, illustrations in school textbook, memories of expositions in the country’s leading museums. The study identified the most stable trends in domestic research of realism in Russia’s visual arts (art history, aesthetics, sociology of culture, cultural studies). The subject of discussion is the definition of realism in art. Theorists of art tend to supplement the basic term “realism” with definitions that shift the emphasis and add nuances to the interpretation of realism. The article also highlights the expansion of the field of research in humanities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ, КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ»

Журнал интегративных исследований культуры, 2020, т. 2, № 2 Journal of Integrative Cultural Studies, 2020, vol. 2, no. 2 _www.iik-journal.ru

Герменевтика культуры

УДК 7.01.75

DOI: 10.33910/2687-1262-2020-2-2-132-138

Реалистическая живопись как культурный феномен: научная рефлексия, музейные практики, культурные индустрии

Н. Л. Малининаш

1 Дальневосточный федеральный университет, 690091, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8

Аннотация. Статья посвящена динамике культурной парадигмы феномена реализма в изобразительном искусстве России. Интеллектуальное объяснение социальных процессов научными построениями происходит на основе рациональных структур. В художественной культуре социальные процессы являются подвижным предметом интереса; наблюдаются периоды, когда искусство открыто и целенаправленно осваивает социальную проблематику, затем происходит затухание явного интереса к социальной проблематике. Стили искусства выстраивают дистанцию по отношению к социальной проблематике. Реалистическая живопись прошла свой исторический путь развития через освоение социальных проблем, что является одной из причин интереса к феномену реалистической живописи. В силу целостности художественной картины мира социальная проблематика приобретает сущностные, глубинные характеристики. Визуальное освоение социальных проблем художественными средствами реалистического направления не гарантирует правдивого изображения социальных противоречий. Реализм в изобразительном искусстве России является пульсирующим явлением в культурном поле современности. Обозначена корреляция исследовательского интереса к проблеме феномена реализма в изобразительном искусстве с социальным контекстом. Выделены формы представления феномена реализма в изобразительном искусстве в музейном пространстве. Коллекции реалистической живописи представлены повсеместно в столичных и региональных музеях России. Реалистическая живопись является значительной частью культурного наследия, которое хранится, выстраивает визуальный ряд выставочного пространства и объединяет музеи страны тематически. Представлены маркетинговые тенденции феномена реализма в изобразительном искусстве. Произведения реалистического искусства являются устойчивым сегментом рынка живописи. Произведения реалистической живописи являются предметом рыночных отношений как элитарного, так и массового рынка произведений искусства. Обоснованы причины популярности феномена реализма в изобразительном искусстве в современной массовой культуре, фактически в культурных индустриях. В массовой культуре активно используется потенциал произведений реалистической живописи — популярность имени художника, понятность визуального образа, насыщенность отсылками к опыту человека — воспоминания детства, иллюстративный материал школьного учебника, воспоминания о музейных экспозициях ведущих музеев страны. Выявлены наиболее устойчивые направления в отечественных исследованиях феномена реализма в изобразительном искусстве России (искусствознание, эстетика, социология культуры, культурология). Предметом дискуссий является определение реализма в искусстве. К базовому термину «реализм» теоретики искусства добавляют определения, которые смещают акцент и добавляют нюансировку в трактовку реализма. Отмечено расширение поля научных исследований в гуманитаристике.

Для цитирования:

Малинина, Н. Л. (2020) Реалистическая живопись как культурный феномен: научная рефлексия, музейные практики, культурные индустрии. Журнал интегративных исследований культуры, т. 2, № 2, с. 132-138. Б01: 10.33910/2687-1262-2020-22-132-138

Получена 2 марта 2020; прошла рецензирование 17 мая 2020; принята 17 мая 2020. Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС БУ-ЫС 4.0.

Ключевые слова: культурная парадигма, модификации реализма, научный анализ, музейное пространство, рынок искусства, массовая культура, изобразительное искусство России.

Realistic painting as a cultural phenomenon: academic reflection, museum practices, cultural industries

N. L. Malinina

H1

For citation:

Malinina, N. L. (2020) Realistic painting as a cultural phenomenon: Academic reflection, museum practices, cultural industries. Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 2, no. 2, pp. 132-138. DOI: 10.33910/2687-1262-2020-22-132-138

Received 2 March 2020; reviewed 17 May 2020; accepted 17 May 2020.

Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

1 Far Eastern Federal University, 8 Sukhanova Str., Vladivostok 690091, Russia

Abstract. The article is devoted to the dynamics of realism as a cultural paradigm in Russia's visual arts. Realism in Russian visual arts is a vibrant phenomenon of contemporary culture. The study indicates a correlation between a research interest in realism in visual arts and social context. The article explores the forms of realism in fine art in the museum space. A realistic painting is a significant part of the cultural heritage. It creates the visual range of the exhibition space and unites the country's museums thematically. The article discusses the marketing trends in realism in visual arts. Realistic paintings are part of both the elite and mass art market. The article provides reasons for the popularity of realism in visual arts in modern popular culture, namely, in cultural industries. Popular culture actively exploits the potential of the realistic painting — the popularity of the artist's name, the clarity of the visual image, the richness of references to human experience, i. e. childhood memories, illustrations in school textbook, memories of expositions in the country's leading museums. The study identified the most stable trends in domestic research of realism in Russia's visual arts (art history, aesthetics, sociology of culture, cultural studies). The subject of discussion is the definition of realism in art. Theorists of art tend to supplement the basic term "realism" with definitions that shift the emphasis and add nuances to the interpretation of realism. The article also highlights the expansion of the field of research in humanities.

Keywords: cultural paradigm, modifications of realism, scientific analysis, museum space, art market, mass culture, Russian fine arts.

Введение

Культурологическое осмысление феномена реализма в изобразительном искусстве России возможно через обращение к понятию «культурная парадигма» — модель постановки и решения проблем, которые задает развитие культуры. Попытка интеллектуального объяснения времени предпринимается как научными способами, так и художественными средствами. Научная традиция выстраивает рациональное объяснение прошлого и настоящего, художественная картина мира более целостна благодаря эмоциональности и отсылкам к бессознательному. Художественное пространство получает своеобразие и уникальность благодаря тому, что в пределах художественной культуры определенного времени существуют разные стилистические направления, маркирующие время не только эстетически, но и социально. Социальное пространство связано с политикой и экономикой. Существует пограничная полоса взаимодействия художественного и социального. Формы взаимовлияния художественного и социального разнообразны, от полярности

и потери интереса друг к другу до активных форм взаимодействия, когда искусство стремится ставить социальные проблемы и предлагает их решение. Социальное через идеологический заказ может диктовать тематику, стилистические решения и подавлять художественное. К XXI столетию оформились переживания, связанные с невозможностью создать такие художественные образы, которые помогали бы не только решению, но даже постановке возникающих социальных проблем. Наблюдались периоды, когда социальная проблематика в художественном пространстве выдвигалась на первый план, становилась концентрированным ядром в целостном произведении искусства. Отчетливо осознаваемой направленностью на социальные проблемы отличается реализм. Для художественной культуры России реализм выступает структурообразующим элементом определенных сегментов. Произведения реалистического искусства в живописи являются частью художественных достижений, классического художественного наследия. Реализм в изобразительном искусстве востребован в разных измерениях (Малинина 2010). Пред-

ставления о реалистическом произведении меняются. Произведения реалистической направленности становятся весомой частью музейных коллекций. На реалистических произведениях искусства основаны программы обучения художников, дизайнеров. Произведения реалистической направленности являются частью художественного рынка — от регионального до международного. Произведения реалистического искусства находятся в герменевтическом круге исследований, подходы меняются, и появляются все новые и новые трактовки смыслов произведений.

Изменение границ реализма в живописи России

Реалистический принцип изображения постоянно присутствует в художественной культуре в большей или меньшей степени. Во времени и пространстве художественного поля интерес к реальному воплотился в использовании реалистического принципа изображения в качестве метода.

Путь реализма в живописи долог и полон коллизий. Развитие реалистических тенденций в живописи противоречиво, наполнено как достижениями, так и разочарованиями в возможностях постижения смысла бытия. Живопись осваивает смыслы бытия через визуальную составляющую. Люди живут, действуют, не обладая полным пониманием социальных процессов. Социальные процессы носят принудительный характер. Онтологические основания приводят к пульсации реалистического воспроизведения действительности в живописи. Живопись выработала арсенал средств, технологий для визуального воспроизведения реальности. Поиск выразительных средств для воспроизведения реальной формы привел к появлению технологий в области цвета, структуры, контура. Для того чтобы создать произведение, воспроизводящее реальность, требуется овладение сложной техникой. Видимая реальность осваивается живописью постоянно и упорно. Первоначальный этап воспроизведения реальности пронизан наивной уверенностью, что визуальное воспроизведение реальности дает прикосновение к смыслу реальности. Видимый элемент, момент, сгусток реальности дает возможность поставить вопрос о том, что скрывается за этой видимостью, какой процесс. Живопись освоила технику показа видимой реальности. Эффект воздействия индивидуальных смыслов сказался на взаимоотношениях художника и зрителя. Для живописи, как

и для других видов искусства, поиск смысла бытия оказался структурообразующим моментом. Воспроизведение реальности нашло воплощение в произведении искусства, в искусстве складывается художественный образ как минимальная смысловая единица. Увидеть и показать драматический момент социальной жизни — и это смогла живопись. Сложился метод творчества, в котором внимание фокусировалось на социальных проблемах, — критический реализм. Эффекты воздействия коллективных смыслов оказались в поле зрения художников.

Понятие «реальность» используется для охвата всего существующего в действительности. Реализм в живописи прошел свой путь освоения уровней реальности — видимая реальность есть базовый элемент развития живописи. Видимый мир привлекал человека издревле для создания визуальных копий. Изобразительное сходство предмета изображения и произведения — творческий путь многих художников. За внешним уровнем скрывались переживания, эмоции. Важным открытием становится динамика восприятия мира художником, которую он показывает зрителю, следующий уровень освоения реальности — акцент на реальности впечатления. Человек прямо или косвенно является основным предметом изображения для искусства. Каждый человек является уникальной вселенной. Внутренний мир личности представлен в сознании и бессознательном. Живопись приходит к изображению реальности подсознательного. Игровое начало культуры получает воплощение в живописи через утрированный показ элементов реальности. Живопись последовательно осваивала и давала визуальные версии разных уровней реальности. Изобразительное искусство искало визуальные формы, эквивалентные реальности. Этот путь отмечен достижением нового уровня визуального освоения реальности и разочарованием в неточности этого постижения. Быстрые темпы социальной жизни заставляют художников устремляться в поиске новых форм визуального показа меняющегося социума. Перечислением модификаций реализма занимались многие теоретики. Ю. Б. Борев, в частности, делал акцент на двух пульсирующих точках реализма в русской культуре — критическом реализме передвижников и социалистическом реализме периода 60-х гг. XX в. (Борев 2005). Реализм в живописи получил развитие на разных уровнях культуры; важным является охват движения реализма с точки зрения существенных культурных процессов. Одним из измерений культурных процессов является восприятие феномена реализма в трех потоках

рефлексии: как научного дискурса, как предмета музейной рефлексии, как объекта освоения культурными индустриями.

Реализм живописи как предмет научной рефлексии

С 50-х гг. в России идет дискуссия о реализме в изобразительном искусстве, как отмечает В. В. Ванслов: «Конкретно-историческая форма реализма в XX в. изменилась, искусство стало другим, реализм XIX века оказался преходящим, но это не значит, что надо отменить понятие реализма как правды жизни в художественной форме и что реализм не может развиваться дальше» (Ванслов 2003, 31).

Реализм меняет форму, содержание, но используется в творчестве ряда художников. Критик выделяет художников-реалистов современной России — Г. М. Коржев, Д. Д. Жилинский, В. И. Иванов, П. П. Оссовский. Художественный поиск новой формы предопределен развитием реальности, реалистические устремления художников плодотворны, уверен критик. Реалистическое творчество направлено на решение проблем познания, просвещения, нравственного воспитания. Реалистической живописи России посвящено много фундаментальных исследований, и будут появляться новые трактовки работ художников. Можно выделить авторов, определивших основные направления исследований в данной области для представителей всего своего поколения: И. М. Иоффе (Иоффе 1933), А. Д. Чегодаев (Чегодаев 1974), Д. В. Са-рабьянов (Сарабьянов 1998), А. И. Морозов (Морозов 2007).

Обращение к прошлому художественному опыту социального звучания искусства поможет преодолеть сомнения в возможностях искусства способствовать решению проблем общества, направит внимание художников, теоретиков искусства и культуры на различные аспекты социальной проблематики в художественной культуре. Размышления о значении смыслов в культуре представлены в работах как российских авторов (Витель 2009), так и зарубежных. Свой взгляд на культуру предлагает американский социолог Дж. Александер. В основе предложенной им программы исследований находятся культурные смыслы, которые не вписываются в рациональные построения (Алек-сандер 2013). Культура понимается как сфера смыслов. Сформировавшиеся смыслы оказывают влияние на течение социальной жизни.

Реалистическая живопись вызывает разочарование у некоторых теоретиков; сомнения

в возможностях выработки смыслов высказала, например, Е. Б. Витель (Витель 2009). Автор отстаивает тезис, что до авангардных построений живописи в восприятии преобладала ситуация узнавания реальности. Следование по заданному реальностью пути предопределяло однозначное понимание произведения искусства. Логика изменений интерпретаций художественных текстов, например, «Товарищества передвижников» зависит не только от индивидуального видения теоретика, но находится также под влиянием идеологии, смены социальных ориентиров.

Через изучение визуальных источников возможно делать выводы о динамике реальности в различных сферах — политической, экономической, религиозной, нравственной. Общественно-политическое развитие страны в XXI в. связано с развитием рыночных отношений, рыночные критерии приобретают значение шкалы успеха. Появляются исследования реалистической живописи с точки зрения рыночных отношений. Если в советском искусствознании в деятельности «Товарищества передвижников» виделась прежде всего социальная направленность, то в современной России А. Е. Шабанов выделяет и исследует коммерческую составляющую деятельности художественного объединения, видит особое значение опыта арт-менеджмента (Шабанов 2015). Проблемное поле влияния духовного на искусство очертила в своих исследованиях Л. А. Шумихина (Шуми-хина 2005). Эту тенденцию конкретизировала И. В. Шахова, которая отметила, что изменения в вопросах веры и церкви нашли отражение в художественном творчестве В. Г. Перова, И. Е. Репина и других художников конца XIX в. Соотнесение влияний религиозного сознания и творчества русских художников-реалистов убедительно показано в современном исследовании И. В. Шаховой (Шахова 2017).

Музейное пространство реалистической живописи

В 2011 г. в Москве на базе коллекции русского реалистического искусства конца XIX — XX вв., собранной предпринимателем А. Ананьевым, был открыт музей соцреализма «Институт русского реалистического искусства». Музей просуществовал до 2019 г. и был закрыт в связи с арестом имущества банкира. Коллекция насчитывала более 500 работ в экспозиции и более 6 000 в хранилище; коллекционером двигала идея собрать коллекцию мирового уровня. Восемь лет коллекция произведений, в том числе

«Спортсменка, завязывающая ленту» А. Дей-неки, существовала в современном музейном пространстве. Выставочный центр плодотворно сотрудничал с Третьяковской галереей, Мультимедиа Арт Музеем, региональными музеями (Качанова, Воробьева 2019). Этот этап существования коллекции показывает, что реалистическое искусство стало предметом коллекционирования, и музей данного стилевого направления востребован в музейном пространстве страны.

Исторически сложились коллекции реалистического искусства в столичных и региональных музеях. В любом художественном музее страны часть экспозиции отведена произведениям реалистической направленности. Такие экспозиции, музейные практики призваны показать художественные достижения своего времени, являются примерами уважительного отношения к художественному наследию.

Реалистическая живопись России в культурных индустриях

Музейные институции выступают организаторами выставок. Выставки живописи реалистического направления пользуются популярностью у зрителей. В 2017 г. выставка работ И. К. Айвазовского, приуроченная к 200-летию со дня рождения художника и проходившая в Государственном Русском музее, принимала 4 000 посетителей в день. Всего в Санкт-Петербурге ее посетили 300 000 человек. Эта выставка по числу посетителей в день заняла 4-е место, на 5-м месте оказалась выставка работ В. В. Верещагина, на которую приходили в день 3 157 зрителей, а всего в этот же музей на выставку пришли 262 000 посетителей (Алексеев 2018).

Произведения Айвазовского имеют высокую рыночную стоимость, в том числе на мировых аукционах; средняя цена составляет миллион долларов. Высокий спрос породил иронический комментарий — сам художник насчитал 6 000 своих произведений, а сейчас в мире художнику приписывается 60 000 картин. Одна из картин Верещагина «Тадж Махал. Вечер» продана за 2,28 млн. фунтов (Пономарева 2012). По результатам аукционных продаж в 2012 г. эти художники заняли 14-е и 15-е места.

Произведения соцреализма представлены на площадках международных аукционов живописи. Произведения художников Х1Х-ХХ вв. количественно ограничены. На аукционы с 2008 г. стали активно выставлять произведения соцреализма. Полотна А. Дейнеки, воплотившего

телесный идеал своей эпохи, Ю. Пименова, показавшего счастливых людей нового общества, уже в начале 1990-х гг. имели стоимость от 5 000 до 50 000 долларов, а после 2000-х гг. подорожали до нескольких миллионов.

Кроме аукционных домов, которые предоставляют свои площадки для продажи-покупки произведений, ставших классикой, существуют и региональные рынки произведений живописи — региональные аукционы, выставки-продажи, салоны-магазины, уличная торговля. Одним из вариантов сувенирной продукции региона являются реалистические пейзажи. Создаются массовые произведения в невысоком ценовом диапазоне, которые востребованы туристами. Такие реалистические пейзажи приобретают региональный колорит: например, в Великом Новгороде Кремль изображают на бересте — такой сувенир стоит несколько тысяч рублей. В любом регионе России складывается характерный пейзаж местности, и он воспроизводится определенными сериями. Массовый покупатель получает то, что нравится, что узнаваемо. В демократичном пространстве уличного сувенирного рынка реалистические пейзажи занимают свою устойчивую нишу.

В интернете происходит расширение поля существования живописи. Иллюстрации переходят из бумажного существования в цифровое. Живопись приобретает все более демократичные, массовые формы существования. В Интернете существуют локальные группы репрезентаций пейзажей региональных городов. Живопись в виртуальной среде представлена хаотично. Такая задача, как создание собрания произведений живописца в виртуальной среде, решается не профессионально, а стихийно. Коллекционирование полотен художников в интернете не получило своего развития.

Долгая и счастливая судьба была у конфет «Мишка косолапый», которые получили свое оформление благодаря художнику Э. Андрееву на основе репродукции картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Конфеты были представлены на художественно-промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде в конце XIX в. и в неизменном оформлении и рецептуре существуют по сей день. Это уникально долгое существование востребованной обертки конфет; такой успех связан с возможностями реалистического пейзажа — показать природное своеобразие, уникальность животного мира.

В дизайне, рекламе утрированно используются элементы реальности, используется прием гиперреализма.

В целом отечественная реалистическая живопись находится в поле научной рефлексии, музейных практик. Например, российские исследования одного из ярких этапов реалистического освоения визуального — творчества представителей «Товарищества передвижников» — строятся с использованием новых методологических подходов. Теоретические подходы зависят как от смены философских оснований, так и от этапа социального развития общества. Исследования российских и зарубежных ученых приводят к новым научным результатам.

Реалистическая живопись является частью передачи культурного кода: произведения, представленные на массовых артефактах — сувенирах, обертках конфет, элитарные произведения реалистической направленности существуют в музейном и выставочном пространстве.

Музеи используют возможности интернета как технологию знакомства с коллекцией, в информационно-рекламных целях. Появился новый формат музея — виртуальный музей.

Искусство встраивается в социальные отношения в начале XXI века на разных уровнях. Живопись конкурирует в показе визуальной стороны реальности с рядом видов искусства — кинематографом, телевидением, фотографией. У реалистической живописи есть востребованность, свое уникальное место на разных уровнях

культуры. Культурная парадигма задает вектор развития изменению бытования и принципов оценки произведений живописи.

Выводы

Отечественный реализм — развивающееся явление в культуре. Культурные процессы видоизменяют сам реализм, отношение к реализму, восприятие реализма. Свои устойчивые позиции в российской современной культуре имеет критический реализм передвижников, реализм 60-х гг. XX в. как квинтэссенция осмысления социального. Всесторонне, правдиво выразить социальные проблемы не всегда по силам реалистическим вариациям живописи. Реалистические произведения искусства этих периодов получают четко выраженную рефлексию в научном дискурсе, в музейном пространстве, в культурных индустриях. Выделение трех уровней восприятия таких модификаций реализма в живописи, как критический реализм и социалистический реализм в современной культуре, показывает точки пульсации рефлексии, которые получили четкие очертания. Социальная проблематика осваивается сознательно на уровне научной рефлексии, получает свою мифологическую составляющую в музейных практиках. На неосознанном уровне социальная практика входит в поле массового сознания посредством культурных практик.

Литература

Александер, Дж. (2013) Смысл социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 630 с.

Алексеев, А. (2018) И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России. The Art Newspaper Russia, № 63. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5617/ (дата обращения 27.02.2020).

Борев, Ю. Б. (2005) Эстетика: Отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством. М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп, 829 с.

Ванслов, В. В. (2003) В мире искусства. Эстетические и художественно-критические эссе. М.: Знание, 280 с.

Витель, Е. Б. (2009) Художественная культура XX века: от антропоцентризма к «новой художественной реальности». Кострома: КГУ, 295 с.

Иоффе, И. М. (1933) Синтетическая история искусств: введение в историю художественного мышления. Л.: ОГИЗ: Ленизогиз, 568 с.

Качанова, Ю., Воробьева, А. (2019) Почему закрыли Институт русского реалистического искусства. Сноб, 4 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/entry/177948/ (дата обращения 28.02.2020).

Малинина, Н. Л. (2010) Реалистический художественный образ в живописи: прошлое и настоящее. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 9, с. 175-180.

Морозов, А. И. (2007) Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 272 с.

Пономарева, С. (2012) 33 самые дорогие картины русских художников. Ваш досуг, 27 января. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/68156/ (дата обращения 27.02.2020).

Сарабьянов, Д. В. (1998) Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Журнал «Искусствознание», 431 с.

Чегодаев, А. Д. (1974) Мои художники. Избранные статьи об искусстве от времени Древней Греции до двадцатого века. Художники Запада. Советские мастера. Из истории искусствознания. М.: Советский художник, 335 с.

Шабанов, А. E. (2015) Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением.

СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 336 с. Шахова, И. В. (2017) Отражение трансформации религиозного сознания в русской живописи XIX — начала XX века. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата культурологии. Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева, 22 с. Шумихина, Л. А. (2005) Искусство как бытие духовного. Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки, № 35, с. 5-14.

References

Alekseev, A. (2018) I vnov' prodolzhaetsya bum: samye poseshchaemye vystavki Rossii [And again the boom continues: The most visited exhibitions in Russia]. The Art Newspaper Russia, no. 63. [Online]. Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5617/ (accessed 27.02.2020). (In Russian) Alexander, J. (2013) The meanings of social life. A cultural sociology. Moscow: Praksis Publ., 630 p. (In Russian) Borev, Yu. B. (2005) Estetika: Otnoshenie k dejstvitelnosti. Tvorchestvo. Proizvedeniya. Priroda. Priroda i vidy iskusstva. Khudozhestvennyj process. Obrashchenie s iskusstvom [Aesthetics: Relation to reality. Creation. Compositions. Nature. Nature and art forms. Artistic process. Treatment with art]. Moscow: Rus'-Olimp: Rus.-Olimp Publ., 829 p. (In Russian) Chegodaev, A. D. (1974) Moi khudozhniki: izbrannye stat'i ob iskusstve ot vremeni Drevnej Gretsii do dvadcatogo veka. Khudozhniki Zapada. Sovetskie mastera. Iz istorii iskusstvoznaniya [My artists: Selected articles on art from the time of Ancient Greece to the twentieth century. Artists of the West. Soviet masters. From the history of art studies]. Moscow: Sovetskij khudozhnik Publ., 331 p. (In Russian) Ioffe, I. M. (1933) Sinteticheskaya istoriya iskusstv: vvedenie v istoriyu khudozhestvennogo myshleniya [Synthetic art history: An introduction to the history of artistic thinking]. Leningrad: OGIZ: Lenizogiz Publ., 568 p. (In Russian)

Kachanova, Yu., Vorob'eva, A. (2019). Pochemu zakryli Institut russkogo realisticheskogo iskusstva [Why the Institute of Russian realistic art was closed]. Snob, 4 June. [Online]. Available at: https://snob.ru/entry/177948/ (accessed 27.02.2020). (In Russian) Malinina, N. L. (2010) Realisticheskij khudozhestvennyj obraz v zhivopisi: proshloe i nastoyashchee [Realistic artistic image in painting: Past and present]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, no. 9, pp. 175-180. (In Russian)

Morozov, A. I. (2007) Sotsrealizm i realism [Social realism and realism]. Moscow: Galart Publ., 272 p. (In Russian) Ponomareva, S. (2012) 33 samye dorogie kartiny russkikh khudozhnikov [33 most expensive paintings by Russian artists]. Vash dosug, 27 January. [Online]. Available at: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/68156/ (accessed 27.02.2020). (In Russian) Sarab'yanov, D. V. (1998) Russkaya zhivopis. Probuzhdeniepamyati [Russian painting. Memory awakening]. Moscow:

Zhurnal "Iskusstvoznanie" Publ., 431 p. (In Russian) Shabanov, A. E. (2015) Peredvizhniki: mezhdu kommercheskim tovarishchestvom i khudozhestvennym dvizheniem [Peredvizhniki: Between a commercial partnership and an art movement]. Saint Petersburg: European University at Saint Petersburg Publ., 336 p. (In Russian) Shakhova, I. V. (2017) Otrazhenie transformatsii religioznogo soznaniya v russkoj zhivopisi XIX — nachala XX veka [Reflection of the transformation of religious consciousness in Russian painting of the 19th — early 20th century]. Extend abstract of the PhD dissertation (Cultural studies). Saransk, Ogarev Mordovia State University, 22 p. (In Russian)

Shumikhina, L. A. (2005) Iskusstvo kak bytie dukhovnogo [Art as the existence of a spiritual]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki — Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, no. 35, pp. 5-14. (In Russian) Vanslov, V. V. (2003) Vmire iskusstva. Esteticheskie i khudozhestvenno-kriticheskie esse [In the art world. Aesthetic

and art-critical essays]. Moscow: Znanie Publ., 290 p. (In Russian) Vitel, E. B. (2009) Khudozhestvennaya kul'tura XX veka: ot antropotsentrizma k "novoj khudozhestvennoj real'nosti" [Art culture of the 20th century: From anthropocentrism to the "new artistic reality"]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ., 295 p. (In Russian)

Сведения об авторе

Нина Львовна Малинина, e-mail: [email protected]

Доктор философских наук, доцент департамента искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета Author

Nina L. Malinina, e-mail: [email protected]

Doctor of Science (Philosophy), Associate Professor, Department of Art and Design, Federal State Autonomous Educational Institution of FEFU (Far Eastern Federal University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.