17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM
УДК 7; 18:7.03
UDC 7; 18:7.03
О.И. РЕЗНИКОВА
старший преподаватель, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского E-mail:[email protected]
O.I. REZNIKOVA
Senior teacher, Department of Design and Art Education, Bryansk State University named after academician
I.G. Petrovsky E-mail:[email protected]
ТРАДИЦИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОМ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ TRADITIONS OFREALIST SCHOOL OF PAINTING AS A CULTURAL HERITAGEOFRUSSIA
Культурное наследие рассматривается как широкая категория, к ценностям которой принадлежат и традиции русского реалистического искусства. Реалистическая школа живописи представляется как носитель исторической памяти, которая определяет самобытность отечественного изобразительного искусства. Анализируется работа изостудии (школы) Виктора Воробьёва в Брянске как олицетворение преемственности традиционных методов русского реалистического искусства.
Ключевые слова: культурное наследие, реализм, изобразительное искусство,метод, традиции школы.
Social heritage shall be regarded as a broad category, which also includes the traditions of Russian realist art. Realistic painting serves as the keeper of historical memory, which defines the distinctive characters of the Russian fine art. The work of the fine art studio (art school) of Viktor Vorobyov in Bryansk is analyzed as an embodiment of traditional methods of Russian realist art's succession.
Keywords: social heritage, realism, fine art, method, traditions of school.
Культурное наследие — духовное достояние нации, залог экономических и политических побед государства. Сохранение исторических памятников, традиционных ценностей, формировавшихся на протяжении многих лет на территории России, представляет культурную значимость для общества и является одной из важнейших составляющих стратегии развития государства.
Одним из основных направлений программы фундаментальных научных исследований Российской академии художеств на 2013 - 2020 годы является методология и теория исторического процесса развития изобразительного искусства. Помимо комплексного изучения изобразительного искусства России в мировом художественном процессе, результаты изысканий нацелены на исследование художественной культуры России в контексте изучения историко-культурного наследия.[8] На долгосрочную перспективу в основу формирования стратегического плана сохранения и использования достояния современные исследователи вкладывают принципы, которые рассматривают наследие как широкую категорию. Она включает не только недвижимые или движимые памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, традиционные культурные ценности. [3]К таким ценностям принадлежит и русское реалистическое искусство.
Реализм как художественное направление, непосредственно отображающее реальный мир во всех его проявлениях, явился магистральной линией развития художественной жизни России в Х1Х-ХХ веках. В современном культурном пространстве отечествен-
ная традиционная реалистическая школа продолжает играть важнейшую духовную роль. «... Среди широких масс зрителей реалистическое искусство всегда было любимо и востребовано, публику одинаково привлекают глубина и значительность содержания и мастерство исполнения лучших реалистических произведений».[9]
Цель данного исследования состоит в рассмотрении традиций реалистической школы живописи в современных реалиях. В связи с этим необходимо выявить особенности и основные методы отечественной реалистической живописи, охарактеризовать их проявление в современном изобразительном искусстве. Также необходимо обозначить понятие и значение провинциальных школ, являющихся не только начальной ступенью в получении основ изобразительной грамоты и азов традиционного реалистического познания, но и необходимым звеном в цепи получения профессионального образования в области изобразительного искусства.
Вопрос о наследии реалистической живописи России, её духовном и нравственном потенциале, который необходимо передавать будущим поколениям, не раз обсуждался ведущими отечественными искусствоведами. Так, в публикациях В.С. Манина «Верность великим традициям», С.А. Гавриляченко «Вечная современность реализма», «Апология реализма», В.Е. Калашникова «Соединяясь с традицией», А.Н. Ронжина «Реализм XXI века»[6] реализм рассматривается не просто как художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни, а ярко и глубоко утверждается ценность тра-
© О.И. Резникова © O.I. Reznikova
диционного отечественного искусства. История свидетельствует, что реализм в русском искусстве не некий модно-переменчивый стиль, а обретённое воплощение пронизывающей мироустройство гармонии, проявление потаённых смыслов национального бытия. [5] Слова народного художника РФ Сергея Александровича Гавриляченко свидетельствуют о том, что живопись А. Саврасова, В. Поленова и других не менее известных художников, составивших славу русской пейзажной реалистической живописи второй половины XIX века, созвучно русской душе, её умению сострадать, любить, радоваться и восхищаться природой, миром, людьми. Традиции русского реалистического искусства продолжились в творчестве художников как в XX столетии, так и нарубеже XX -XXI веков. Не умоляя достоинства многих других, назовём лишь имена С. Виноградова, В. Туржанского, В. Стожарова, А. Пластова, М. Абакумова, чьё творчество несёт в себе традиции русской академической реалистической школы изобразительного искусства. В истории отечественного искусствознания под понятием «академическая школа» в первую очередь понимаются методы выдающегося педагога П.П. Чистякова, его способность видеть одарённость ученика, бережно относиться к любому дарованию, что впоследствии давало удивительные результаты. Сегодня в качестве отечественной реалистической школы мы воспринимаем ведущие академические вузы в области изобразительного искусства: Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве,а также художественно-графические факультеты в университетах Орла, Курска и других городов. Эти высшие учебные заведения по-прежнему не только профессионально воспитывают замечательных художников, но и несут в себе вековые традиции, наиболее ярко проявившие себя во второй половине XIX века. И в наше время среди методов реалистического живописания одно из первостепенных - работа с натурой, умение видеть, какова она в действительности и какой кажется. В этой связи очень важно иметь живое отношение к природе (когда рисунок является способом познания окружающего мира),чувство предмета, умение соединять (не смешивать) линейное и живописное начала - то, что всегда отличало отечественную живописную школу.
Обеспокоенность за судьбу традиций реализма сегодня высказывают многие известные мастера, творчество которых уже вошло в историю реалистической живописи России. По словам народного художника России Валентина Фёдоровича Сидорова: «Только верность высоким художественным идеалам и принципам может являться в наши дни залогом успешного творческого пути. И, действуя сообща, нам под силу решить главную задачу - сохранить для будущих поколений русскую школу реалистической живописи»[9].
В данном исследовании устойчивость традиций ре-
алистической школы живописи рассматривается в сопоставлении академической методики и её проявления в провинции, в частности в работе студий, школ изобразительного искусства в регионах.В современном искусствознании широко не обсуждался вопрос о значении профессиональной педагогической деятельности членов Союза художников России на местах, в областных и районных центрах страны. Так, мастера, прошедшие качественную подготовку в названных выше вузах, продолжают традиции отечественного традиционного живописания, в значительной мере основываясь на принципе реализма, основным критерием которого является наличие художественного образа.
Провинциальное искусство - наименее изученная часть русского изобразительного искусства в настоящий момент. Хотя «даже в самых глухих уголках русской провинции никогда не прекращалась по-своему интенсивная общественная и культурная деятельность, находившая выход в исключительно многообразных формах»[4]. И целый пласт художественной культуры связан со становлением и развитием профессиональных организаций художников в регионах, а их роль в сохранении, трепетном отношении к наследию лучших традиций реалистической школы находится вне поле зрения отечественных исследователей. Это не совсем справедливо: можно привести немало примеров, когда молодые талантливые художники становились настоящими мастерами искусства. И происходило это в том числе благодаря их учителям (прошедших, в свою очередь, академическую школу) и начальному обучению в провинциальных городах,где получены не только основы изобразительной грамоты, но и усвоены особенности, а может быть, даже главные идеи русского мировидения [5]. К ним относятся народные художники СССР братья Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачёвы, родившиеся в многодетной крестьянской семье в деревне Чугуновка Брянской области. Никогда не забывали они о своих первых учителях, ставших для них чудесными первооткрывателями в мир изобразительного искусства. В своих воспоминаниях народные художники СССР писали: «Самое главное, что приобрели в городе мы, детвора, это был Дом пионеров. И поныне, проходя мимо этого здания, кланяемся ему как священной реликвии. Дом пионеров, с его изумительными учителями Н.Г.Васильевым, А.И. Масленко, В.И. Влазневым... С ними мы не только постигали азы художественного творчества, но и учились быть порядочными людьми» [1].Эти слова свидетельствуют о высоком уважении к труду художников, работающих в отдалении от столичных городов, помогающих найти молодым творческим людям свой путь не только в искусстве, но и жизни.
Многие живописцы, получившие прекрасное образование и работающие профессионально, пробуют себя также на педагогическом поприще. Хотя и не для всех эта трудная работа становится смыслом жизни. Ведь не всякий имеет дар педагога, полноправно сосредоточившего в себе и высокое профессиональное мастерство, и умение раскрыть возможности ученика. Не каждый
17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM
обладает и талантом оставаться по-настоящему интересным художником, умеющим не только любить своё дело и ценить каждое мгновение бытия, но и полноправно это всё передавать другим.
Истинные традиции реалистического изобразительного искусства более тридцати лет передавал своим ученикам выпускник живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина,с отличием окончивший мастерскую Ю.М. Непринцева, Виктор Васильевич Воробьёв. Художник, чья картина «Хлеб нашли», перешагнув рамки дипломной работы, впоследствии экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве (1957), организовал в 70-90-е года XX века в Брянске народную изостудию, которую в народе прозвали школой Воробьёва. Через неё прошло очень много людей разного возраста и профессий (по словам самого В.В. Воробьёва, за все годы у него занималось свыше 650 учеников)[1]. Во многом эта школа определила дальнейший путь немалого количества студийцев. Трудно подсчитать, сколько из них выбрало впоследствии для себя профессию, связанную с изобразительной деятельностью, но можно с уверенностью сказать, что более семидесяти человек, получив в дальнейшем академическое образование, стали членами Союза художников России. Большая часть преподавателей Брянского художественного училища - ученики В.В. Ворбьёва. Он, кстати, является и одним из первых членов Союза художников в Брянске. За годы учёбы в тогда ещё Ленинграде Виктор Воробьёв не просто освоил мастерское владение композицией, колоритом, он всем своим творчеством и отношением к профессии выказывал главные идеи русского мировидения. В одном из интервью сам мастер говорил: «Я убежденный реалист, сторонник русской живописной школы суриковского направления. Думаю, что вопрос о преемственности в искусстве - один из главных: художник должен не только сделать что-то новое, но и, прибавив свой опыт к опыту предшественников, передать его следующему поколению.». [1]Роль традиции, о которой не впрямую, но совершенно отчётливо и ясно говорил В. Воробьёв, так или иначе претворяется в его учениках. По стопам учителя пошёл Николай Енин, который, окончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская Ю.М. Непринцева) и удачно выступив на всероссийских выставках, посвятил себя педагогической деятельности. Причём он придерживается принциповсвоего учителя Виктора Воробьёва: обязательно при преподавании азов изобразительной грамотности работать с каждым, стараться раскрыть его личность, заложить фундамент самобытности и своеобразия, учитывая ведущую роль реалистической живописной традиции, в основе которой и органичная композиция, и сложные цветовые построения, и акцентированные смысловые решения.
Многие из учеников Виктора Васильевича, став востребованными профессиональными художниками, не забывают своих истоков. Московский живописец Сергей Чаплыгин так говорит об учителе: «Воробьев был замечательный преподаватель.. сейчас я понимаю, что это была настоящая русская живописная школа, яркими представителями которой были И. Репин, К. Коровин, В. Серов, И. Левитан.Моё понимание сути живописи - от него»[10]. И эти слова, обращённые к памяти В. В. Воробьёва, ярко демонстрируют, насколько важна для сохранения чистого и яркого русского реалистического искусства педагогическая деятельность в отдалённых от столицы городах, где, несмотря ни на что, жизнь продолжается во всех её проявлениях. Ведь поддерживается она истоками природной мощи Руси, её светлыми и содержательными пейзажами, глубокими и духовно наполненными характерами.
Созданная в Брянске в пятидесятые годы прошлого века изостудия (школа В.В. Воробьёва) стала значительным явлением в художественной жизни областного центра. В своё время о ней много говорили. В приёмных комиссиях всех профильных вузов и училищ России отмечали абитуриентов - выпускников студии. Высокий уровень их профессиональной подготовки отмечался специалистами. О школе Воробьёва писали и в зарубежной прессе, так как картины его воспитанников выставлялись не только в Москве, но и за границей: в Хельсинки, в Будапеште.
Традиции реалистической школы живописи являются культурным наследием России. Ведь школа не просто даёт навыки и умения, что, конечно, немаловажно. Школа, как носитель исторической памяти, играет определяющую роль в сохранении самобытности русской реалистической живописи. Не все художники остаются работать в столичных городах, многие возвращаются в провинцию и на местах запечатлевают красоты родного края и жизнь своих земляков. Творчество таких мастеров и их педагогическая деятельность -именно те ручейки, которые питают и во многом помогают чтить традиции русского реалистического искусства, бережно храня его.
Таким образом, анализ актуальных процессов развития современной художественной культуры, а вместе с тем и определение места изобразительного искусства в контексте современного гуманитарного образования невозможны без изучения истоков,традиций, питающих русское реалистического искусство, которое, без сомнения, является культурным наследием России. Расширение представления о национальном своеобразии, осмысление роли традиции в современном развитии отечественного искусства являются сегодня важными и необходимыми, в том числе и для изучения потенциала возможностей искусства в борьбе с негативными тенденциями современного общества.
Библиографический список
1. Борисов Н. Художник и педагог // Брянский рабочий от 3 января 1981
2. Братья Ткачёвы. О жизни, о судьбе, о творчестве// Воспоминания, дневниковые записи. 2011. 12 с.
3. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. «Основные положения современной концепции управления культурным наследием» //
Ориентиры культурной политики. 2000. № 9 (142).
4. Грабарь И.Э. Упадок или возрождение? Очерк современных течений в искусстве // Ежемесячное литературное приложение к журналу «Нива». 1897. январь, февраль.
5. Гавриляченко С.А. Вечная современность реализма // Каталог «Пластовская осень». 2013. 154 с.
6. Союз русских художников «Новое время». Каталог. 2009.С.7,13. 2011. С.13.
7. Молева Н.М, Белютин Э. М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Академия художеств СССР, 1953 г
8. http: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70177072/
9. http://neizvestniy-geniy.ru/
10. http://www.valeurs.su/biografii-hudozhnikov.html
References
1. Borisov N. Artist and teacher / / "Bryansk working man", January 3, 1981.
2. Tkachev brothers. About life, fate, art / / Memories, diary entries. 2011. 12 p.
3. Vedenin YA, Shulgin PM Summary of the modern concept of management of social heritage // Landmarks of cultural policy. 2000. № 9 (142).
4. Grabar I.A. Decline or revival? Sketch of modern trends in art «/ / monthly literary supplement to the magazine Niva . 1897. January, February.
5. Gavrilyachenko S.A. «Eternal modernity of realism» / / Plastovskaya catalog, autumn. 2013. 154 p.
6. Union of Russian Artists «New time». Catalogues. 2009.S.7 13. 2011. P.13,
7. Moleva NM, Belyutin EM P.P.Chistyakov theorist and educator. «Moscow: USSR Academy of Arts, 1953.
8. Http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70177072/
9. Http://neizvestniy-geniy.ru/
10. Http://www.valeurs. su/biografii-hudozhnikov.html