МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 7.011.26 ББК 24.00.01
Е.А. Скоробогачева
И.Е. РЕПИН: СТУПЕНИ ЭВОЛЮЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассматривается специфика претворения метода реализма в графических произведениях И.Е. Репина. Цель статьи - выявить пути этого претворения. Автор заключает, что метод реализма, как способ раскрытия образного и идейного многообразия мира, -одна из важнейших технических, эстетических, философских, духовных основ творчества Репина, следовательно, отечественной культуры последней четверти XIX - начала XX в. Следует акцентировать специфику реалистического метода в графических произведениях Ильи Репина. 1. Графика И.Е. Репина может быть уподоблена некой формуле, раскрывающей философию его творчества, эстетические вкусы, историческую эпоху, его педагогическую систему. 2. Важнейшей характеристикой графического творчества И.Е. Репина является многовекторность искусства: многообразная направленность при формировании художественной манеры, присутствие особенностей нескольких стилей. Вводится термин «философия графического образа», под которым мы понимаем парадигму визуального художественного образа, техники исполнения, стилистических особенностей, подчиненных интенции, идее, духовному содержанию произведения. В графике И.Е. Репина раскрыто эстетико-философское преображение событий и персонажей. Самобытность его графических образов не исключает четкого следования традиции - академической школе, помноженной на индивидуальное мастерство и стремление к достижению точности реалистической трактовки. И потому философия графических образов Ильи Репина раскрывает постижение художником духовной сути эпохи современной ему России.
Ключевые слова:
искусство графики, метод реализма, И.Е. Репин, философия графического образа, художественный язык.
Скоробогачева Е.А. И.Е. Репин: ступени эволюции графического творчества // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 1. - С. 87-93. © Скоробогачева Екатерина Александровна - кандидат искусствоведения, Российская академия живописи, ваяния, зодчества Ильи Глазунова, г. Пушкино, Московская область; e-mail: [email protected]
В качестве универсального научного метода значим системный подход. При работе использованы следующие методы исследования:
- искусствоведческий анализ произведений, необходимый для раскрытия сути художественных образов;
- метод сравнительного анализа, который позволяет выявить художественную специфику конкретных памятников искусства.
Цель статьи - обозначить корреляцию традиций и выявить эволюцию художественной манеры И.Е. Репина на примере его графических произведений, во многом характеризующих вершины мастерства, историко-философское, эстетическое содержание отечественного искусства последней четверти XIX - начала ХХ в.
Обозначенная цель определяет основную задачу статьи - анализ специфики метода реализма на примере конкретных произведений И.Е. Репина разных хронологических периодов.
Творчество Ильи Ефимовича Репина заслуженно признано. Множество монографий, очерков, статей о нем написано при жизни художника и в наши дни. Вместе с тем тема данной статьи актуальна, что обусловлено, с одной стороны, слишком догматизированной оценкой графики И.Е. Репина, а с другой - изменившимися реалиями современного искусства. И первый и второй факторы требуют корректировки значимости данного направления о творчества художника. о
Особенно остро стоит вопрос детер- Ц минирования места графического насле- о
о
дия И.Е. Репина в развитии современного реалистического искусства. Ныне на выставках, как в России, так и за рубежом, нередко преобладает так называемое современное искусств» - антиискусство: инсталляции, перформансы (от англ. Performance - исполнение, представление, выступление), арт-объекты, а реализм становится андеграундом. Происходит намеренное уничтожение истинных художественных ценностей. Однако и в наши дни значение классики, реалистического искусства невозможно отрицать, необходимо сохранение традиций, возрождение и продолжение школы мастерства. При этом исключительно значимо понимание именно классического рисунка как основы художественного творчества. Поэтому очень важен искусствоведческий анализ и оценка с позиции сегодняшнего дня графики И.Е. Репина, блестящего рисовальщика, приверженца реалистической школы.
Следует рассмотреть, как понятие «реализм» определял сам автор, какие задачи ставил перед собой, как эволюционировало его творчество. В контексте данного исследования автор вводит термин «философия графического образа», исключительно значимый для характеристики творчества, мировоззрения Репина. Данный термин позволит проследить концепт творческого познания, антропоцентрического осмысления мира художником. Особое внимание следует уделить генезису философского портретного образа, явленного в его творчестве, его постепенное становление в различные хронологические периоды, что определило логическую структуру данного исследования.
В отношении творчества Ильи Репина о реализме следует говорить именно как о методе искусства. Термины «метод» и «стиль» в данном случае не синонимичны, поскольку понятие «метод» значительно более емко. Трактовка того или иного стиля всегда несколько условна. Следует учитывать, что любое ярко индивидуальное произведение выходит за рамки подобных определений.
Реализм - это метод познания и осмысления действительности, выражения сложнейших религиозно-философских идей и эстетических идеалов времени. Данное определение в полной мере верно в отношении искусства Ильи Репина. На примере детерминирования специфики его графических произведений следует обозначить логическую взаимосвязь теоретических и эмпирических заключений.
Постулируем, что графика в творчестве Ильи Ефимовича не менее значима, чем
живопись. Следует акцентировать отношение художника к рисунку на протяжении всего периода творчества, обратиться к эволюции понимания реалистического метода в его графических работах.
Необходимо оценить современную искусствоведческую ситуацию в отношении исследований графики Ильи Репина на примере основных трудов, посвященных рассматриваемой теме. В книге Ильи Репина «Далекое близкое. Воспоминания» [9] очень образно, живым языком рассказана история создания многих графических произведений, акцентированы непосредственные жизненные впечатления, ставшие истоком работ, но не дается их искусствоведческая оценка, не выявлено их место во всем многообразии творчества, что и не входило в задачи художника.
Издание «И.Е. Репин "Бурлаки на Волге"» [8] построено в основном на последовательном подборе цитат из книги «Далекое близкое. Воспоминания», раскрывающих историю создания подготовительных графических образов к монументальному полотну «Бурлаки на Волге».
Фундаментальное двухтомное исследование творчества И.Е. Репина, ставшее классикой отечественного искусствознания, - труд И.Э. Грабаря [5] - дает глубокий искусствоведческий анализ графических работ художника, отличается четкой логикой изложения материала, последовательностью и глубиной выводов. Данный труд значительно продвинул изучение творческого наследия И.Е. Репина по сравнению с ранее изданной монографией С.Р. Эрнста «Илья Ефимович Репин» [11], являющейся, по сути, биографическим очерком. Значимо исследование И.Э. Грабарем многих графических произведений художника: учебных рисунков, эскизов, этюдов к живописным полотнам, самостоятельных графических портретов. Однако данные заключения, актуальные для 1960-х годов, - времени, когда данный труд создавался, не всегда приложимы к реалиям сегодняшнего дня.
Так, ни монография И.Э. Грабаря, ни более поздние статьи о графике художника, написанные В.В. Воиновым [4] и М.А. Немировской [1], при их бесспорном научном значении, новаторском взгляде на творчество И.Е. Репина, освещении его графических произведений в определенных искусствоведческих ракурсах, не дают достаточно полных заключений о значимости графического наследия художника на фоне современных процессов, происходящих в искусстве.
И.Е. Репин. Дом родителей И.Е. Репина в Чугуеве. 1860
И.Е. Репин. Рыбинск. 1870
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. Эскиз картины. 1870
И.Е. Репин. Каин. Этюд к картине Бурлаки на Волге. 1870
И.Е. Репин. Бурлаки, тянущие лямку. 1870
И.Е. Репин. Деревня Мохначи. 1877
И.Е. Репин. Автопортрет. 1878
о
В монографии А.А. Федорова-Давыдова [10] рассматриваются живописные, но не графические произведения И.Е. Репина. Так, например, во вводной статье автор пишет: «Искусство Репина явилось ярчайшим выражением именно русского, своеобразного варианта реализма XIX столетия в живописи» [10, с. 5]. Далее в монографии следует подробный искусствоведческий анализ живописных полотен И.Е. Репина, наиболее показательных для характеристики его творчества.
В современной искусствоведческой литературе даются эпизодические упоминания о графических работах художника, очень сжатый анализ лишь нескольких произведений, как в книгах Е.М. Алле-новой «Илья Репин» [2], В.А. Леняшина «Илья Репин» [7].
Итак, мы делаем вывод, что в настоящее время графика И.Е. Репина недостаточно изучена, хотя его графические произведения отличаются столь же виртуозным исполнением, что и живописные полотна, эквивалентны им. Важно продолжить изучение графического наследия художника, а именно - четко выявить ступени эволюции его произведений, изучить их на основе системного подхода, применить междисциплинарный метод исследования, особенно значимый в современной науке. Исключительно важно дать оценку графическим работам И.Е. Репина для настоящего времени, учитывая тенденции развития современного искусства. Тема данной статьи актуальна еще и потому, что именно сегодня необходимо утверждение графики Ильи Репина как одной из вершин реалистического творчества России, классики нашего искусства, имеющей непреходящее значение.
Самые первые, еще ученические работы Ильи Ефимовича, известные сегодня, также являются графическими. Одно из свидетельств тому - акварель «Чугу-ев» 1867 года, исполненная начинающим 23-летним художником. Если данная работа не безукоризненна по построению композиции и тональному решению, то к ее несомненным достоинствам следует отнести явное стремление автора передать правду жизни, построить пространство, через внимательное отношение к мельчайшим деталям передать характер топонима.
За годы учебы в Императорской академии, с 1864 года, Илья Репин становится блестящим рисовальщиком, и во многом именно владение знанием пластической анатомии, культурой штриха, индивидуальной художественной манерой, точностью передачи натуры позволяет говорить
о его студенческих работах как о произведениях уже профессионального самостоятельного художника.
И.Н. Крамского, блестящего рисовальщика, И.Е. Репин считал своим учителем, что подтверждают и такие его слова: «... Я уже каждый свой эскиз и рисунок носил к Крамскому и по поводу каждой вещи получал от его разъяснений громадную пользу» [9, с. 171]. То же старание в отражении реальности свойственно и работе Репина над эскизами композиций в студенческий период, как, например, «Ангел смерти истребляет первенцев египетских».
Не менее значимы графические эскизы при работе художника над академическим дипломом в 1870-1871 годах - над полотном «Воскрешение дочери Иаира». Вспоминая, как складывался замысел картины, Илья Репин вновь писал о необходимости правды звучания изображенного, о значении реалистического видения. «По дороге от Крамского к себе (очень много хороших новых мыслей мне приходило в пути, особенно если путь был дальний) я вдруг осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему - «Смерть дочери Иаира» - на этом же большом холсте сейчас же, то есть завтра, и начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена?» [9, с. 178]. Следовательно, картина «Воскрешение дочери Иаира», блестящий итог обучения в академии, позволяет судить о приверженности реализму И.Е. Репина, а реалистический метод характеризовать как доминанту его художественных поисков.
Всего через два года на академической выставке была представлена картина «Бурлаки», принесшая широкую известность ее автору и в России, и за рубежом. Успех произведений И.Е. Репина во многом связан с колоссальной подготовительной работой, в том числе в выполнении им множества графических штудий. Следует постулировать, что такая работа велась Ильей Ефимовичем на протяжении всего периода обучения в академии. С неиссякаемым упорством он выполнял академическую программу, но в то же время во многом неоднозначно оценивал ее.
В эскизах и зарисовках к картине «Бурлаки на Волге», выполненных в районе Самарской Луки у селения Ширяево, наряду с внимательной, детальной трактовкой изображаемого и построением формы важны образные характеристики. Разителен контраст в отношении передачи жизненности и психологической силы образов с ранними академическими штудиями и с одним из первых эскизов 1868 года к той
же картине, выполненным до поездки, без опоры на натурные впечатления.
Рисунки И.Е. Репина, созданные во время волжской поездки в 1870 году, являются самостоятельными художественными произведениями. Живой типаж отображает художник, например, в лаконичном по манере исполнения портрете В.Е. Репина, брата художника, в портрете своего друга-живописца Е.К. Макарова, которые, как и пейзажист Ф.А. Васильев, участвовали в путешествии. Графические пейзажи волжского побережья, городов и селений подобны точным и поэтичным путевым запискам, выполненным быстро и вместе с тем детально, изящно, с искренним восхищением, тонко чувствующего художника. Таковы зарисовки «Рыбинск», «Двор Буя-нихи», «Завозня» и другие.
Как завершенные графические композиции трактовал Илья Ефимович живые жанровые сценки: «Рыбаки на Волге», «Девочки». Такие зарисовки, хотя напрямую не связанные с сюжетом картины «Бурлаки на Волге», явились для художника ценными штрихами в картине народной жизни, ее онтологической характеристики, которую он создавал во множестве своих произведений в течение всей жизни.
Заслуженной известностью пользуются графические портретные зарисовки Ильи Ефимовича, сделанные на Волге в том же 1870 году с бурлаков, крестьян, ставшие непосредственной основой для картины: «Левка-дурачок», «Пастушок», «Бурлаки» и т. д. По специфике преобладающей художественной манеры портретные зарисовки многообразны. Среди них ряду изображений свойственна ранняя академическая манера Ильи Репина с четкой, несколько суховатой лепкой формы и акцентированием деталей. Таков, например, рисунок «Калмык», при всем профессионализме и выразительности во многом напоминающий кропотливую академическую штудию.
Следует констатировать, что ряд графических работ свидетельствует о корреляции нескольких художественных манер. Их следует назвать предвестием зрелой творческой манеры И. Репина: это уже свободно исполненные творческие произведения с эмоционально наложенным штрихом, нервной линией, обобщением и недосказанностью образных характеристик, способствующих раскрытию замысла. Наиболее характерны среди них «Канин», «Илька-моряк». Таким образом, заключаем, что зарисовки, сделанные с натуры на Самарской Луке, став важнейшим подготовительным материалом для картины,
позволяют говорить о И.Е. Репине как о сложившемся художнике-графике.
Наброски и эскизы, сделанные во время волжской поездки, послужили также основой для других, менее известных живописных произведений И.Е. Репина: «Шторм на Волге» и варианта картины «Бурлаки, идущие вброд». Первое из них было написано в Ширяево, второе в 1872 году по возвращении в Петербург.
С самарской землей связана также деятельность Ильи Ефимовича по утверждению реалистической школы мастерства. В 1895 году им было написано письмо самарскому городскому голове Петру Владимировичу Алабину. В частности, Репин писал: «Рад услужить Вашему благому намерению учредить в Самаре музей из копий русской школы живописи» [8, с. 139], и предлагал несколько вариантов программы учреждения такого музея. В то время Алабин и самарские художники работали над созданием художественного отдела при Самарском публичном музее.
Чтобы более подробно проследить развитие реалистического метода в графике художника, корреляцию художественных манер, их синтез, целесообразно обратиться к ее образцам от первых известных в наши дни рисунков до поздних произведений.
Как пишет Всеволод Воинов в статье «Анализ графических произведений Репина», в его работах можно выделить две основные манеры или два основных творческих приема. В первом главным элементом является штрих, моделирующий форму, во втором - и нервная линия, и штрих имеют только второстепенное значение, служат для того, чтобы живо, эмоционально выявить образ [4].
На наш взгляд, с таким заключением можно согласиться лишь отчасти. Стоит отметить, что такое деление произведений достаточно условно. Во всем богатейшем спектре графики Репина две выше обозначенные группы нивелируются, присутствует гораздо большее число градаций его художественной манеры. Опираясь на хронологию творчества, в графических произведениях Ильи Ефимовича можно выявить, по нашим заключениям, пять основных разделов, каждый из которых включает сочетание нескольких коррелирующих манер художника, развитие которых происходит симультанно.
1. Ранние работы, выполненные в Чугу-еве. 1850-1860-е годы.
2. Студенческие штудии периода учебы в Петербургской императорской академии художеств. 1864-870-е годы.
о
3. Графические произведения как синтез академической и творческой манеры. 1870-е - начало 1880-х годов.
4. Графика периода расцвета творчества. 1880-1910-е годы:
а) легкая, динамичная манера с преобладанием линии - 1880-1890-е годы;
б) длительные, детально проработанные тональные рисунки - 1900-1910-е годы.
5. Поздние произведения 1920-х годов.
Примером подготовительного эскиза
является графическая работа «Воскрешение дочери Иаира».
Образцом характерной академической штудии можно назвать «Портрет П.П. Чистякова». Пример быстрого наброска, где достигнута жизненность звучания образа, в узнаваемых чертах, мимике, настроении -«Голова лежащей женщины. (В.А. Репина)». Немногочисленна, но вновь выразительна, точна по найденным аутентичным образным решениям пейзажная графика И.Е. Репина. Ее примеры: «Рыбинск», «Царев курган», «Ширяево» и другие. О тонкой передаче художником типажей изображаемых свидетельствуют акварельные работы Ильи Репина: этюд «Паломник», линейный набросок «Благородная просительница», «Нищий с сумой», которые отчасти близки персонажам иллюстраций в творчестве И.Е. Репина. Таковы его рисунки к «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя, как, например, емкий, запоминающийся образ «У подъезда». Самостоятельны графические композиции, отличающиеся сложным ритмом многофигурных построений, богатством тональных градаций: «Невский проспект», «У Доменика», «Во время концерта в Дворянском собрании» (1888 г.).
Выразительны и самобытны графические портреты. Более ранние из них, исполненные Репиным на рубеже 1870-1880-х годов, еще сохраняют черты академической манеры: «Э.Л. Прахова и Р.С. Левицкий», «Портрет Е.Г. Мамонтовой»; «Портрет Т.С. Репиной», «П.И. Якуб», «Н.В. Стасова», «Портрет мальчика (Матвеев)» и многие другие.
Особое место среди перечисленных портретов данного периода занимает один из шедевров Репина - «Портрет итальянской драматической актрисы Элеоноры Дузе» 1891 года из собрания Третьяковской галереи, который можно оценить как яркое подтверждение многогранности художественного почерка, содержания, глубокой образности графики И.Е. Репина.
Несколько меняется манера исполнения графических произведений в 1900-1910-е годы: становится более завершенной, основательной. Значительное внимание художник уделяет структуре
рисунка, тональному решению, деталям, лепке формы, как в портрете В.А. Серова, образах А.П. Боткиной, И.С. Остроухова.
Итак, мы заключаем, что на протяжении всего творческого пути графика играет важнейшую роль в произведениях Ильи Репина и как самостоятельный вид искусства. Не менее художественно совершенны поздние работы Ильи Ефимовича, среди которых выделим его «Автопортрет» 1923 года. Многие живописные произведения Ильи Ефимовича также графичны по характеру исполнения, в котором при экспрессии мазка и обилии цветовых оттенков сохраняется единство, локальность тона, четкость силуэта, точность рисунка.
Необходимо постулировать, что в рисунках Ильи Репина продолжает совершенствоваться его самобытное искусство: от ранних, во многом академических приемов к возрастающей роли линии - прерывистой, выразительной, подвижной, казалось бы, очень легкой. Но в этой легкости исполнения сказываются десятилетия напряженного труда, освоение школы мастерства от эпохи Возрождения, через XVП-XVПI века, до современников Репина. Отчасти в его рисунках сказывается и влияние ряда новаторских течений в искусстве того времени, как, например, импрессионизма.
Главное достоинство графики Репина - не только совершенство художественного почерка и знание законов реалистического искусства: точности пропорций, анатомического строения, лепки формы и передачи пространства, построения композиции, что, бесспорно, важно, но та острая наблюдательность, релевантность отображения действительности, убедительность психологических характеристик, которые являются результатами реалистического метода художника, системы его работы. Реализм работ И.Е. Репина близок пониманию реализма Ф.М. Достоевским [6]. Писатель утверждал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», что в графике и живописи провозглашал Илья Репин.
При всем множестве портретных характеристик в графике И.Е. Репина следует выделить основные образные категории:
1. Эскизы композиций, в дальнейшем перерастающие в многодельные завершенные картины;
2. Натурные этюды и пейзажные композиции, как мимолетные, но точные наброски, так и детально проработанные, длительные по времени исполнения графические штудии;
3. Образы-символы - емкие художественные обобщения, многогранные обра-
зы, реалистичные, но вместе с тем отчасти сочиненные, преображенные эмоциональным и идейным видением самого автора.
Следует акцентировать специфику реалистического метода в графических произведениях Ильи Репина.
1. Графика И.Е. Репина может быть уподоблена некой формуле, раскрывающей философию его творчества, эстетические вкусы, историческую эпоху, его педагогическую систему.
2. По нашим заключениям, важнейшей характеристикой графического творчества И.Е. Репина является многовекторность данного искусства:
а) многовекторность формирования художественной манеры - от ранних, еще не вполне профессиональных штудий, через постижение академической школы и индивидуальное влияние творчества И.Н. Крамского;
б) множественность стилистических характеристик, их релевантная корреляция, симультанное развитие, синтезированное влияние стилей: академизма, реализма, импрессионизма, символизма.
Итоговый вывод касается определения значения графического наследия Ильи Ефимовича Репина в отечественном искусстве, культуре последней трети XIX - начала ХХ в. Следует подчеркнуть исключительное значение графики в детерминировании всего творчества художника, в отображении им в графических работах через портретные образы различных сфер культурной, общественной, научной жизни России.
1. Важно акцентировать самоценность, самодостаточность графического искусства И.Е. Репина, сопоставимого по своему художественному уровню с вершинами отечественного рисовального искусства - произведениями В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, А.К. Саврасова, В.А. Серова, И.И. Шишкина и др.
2. Едва ли не каждая из графических работ Ильи Репина позволяет характеризовать его творчество в целом. Быстрые наброски и фор-эскизы в его исполнении вызывают парадоксальный вопрос в отношении их характеристики, детерминировании их как подготовительных работ или как завершенных шедевров? По нашему мнению, неизменный высокий уровень исполнения позволяет говорить о них как о завершенных, состоявшихся, самостоятельных произведениях.
Итак, мы заключаем, что в графике И.Е. Репина в целом, как и на различных ступенях эволюции его графического творчества, раскрыто эстетико-философское преображение событий и персонажей в жанрах портрета, пейзажа, историко-религиозных, жанровых композициях. В его творческой манере нет и намека на компилятивность, а несомненная самобытность образа не исключает четкого следования традиции -академической школе, помноженной на индивидуальное мастерство и стремление к точности реалистической трактовки. И потому в философии графических образов Ильи Репина раскрыто постижение художником сути эпохи современной ему России.
Графическое наследие И.Е. Репина исключительно значимо в наши дни, поскольку может являться основой постижения школы реалистического рисунка, реалистического искусства в целом, дает разительный контраст современным процессам разрушения школы мастерства, позволяет предотвратить утрату профессионализма, историко-философского, духовного содержания творчества.
Автор выражает благодарность за помощь в сборе материалов для исследования сотрудникам Государственного Русского музея, Союза художников России, Российского государственного гуманитарного университета.
Список литературы:
[1]
Акварель и рисунок XVIII - первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи / Немировская М.А. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 164 с. Алленова Е.М. Илья Репин. - М.: Белый город, 2005. - 63 с.
Аполлон. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. -М.: Эллис-лак, 1997. - 735 с.
Воинов В.В. Анализ графических произведений Репина. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ilya-repin.ru/risunki.php (05.02.2015) Грабарь И.Э. И.Е. Репин. - М.: Наука, 1979. - 664 с.
Захаров В.Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37309.php?ELEMENT_ID=37309&SHOWALL_1=1 (01.02.2015)
Леняшин В.А. Илья Репин. - М.: АРТ-РОДНИК, 2007. - 71 с. Репин И.Е. Бурлаки на Волге. - Самара: Агни, 2004. - 158 с. Репин И.Е. Далекое близкое. Воспоминания. - М.: Захаров, 2002. - 400 с.
[10] Федоров-Давыдов А.А. Илья Ефимович Репин. - М.: Искусство, 1989. - 119 с.
[11] Эрнст С.Р. Илья Ефимович Репин. - Л.: Комитет популяризации художественных изданий, 1927. -137 с.
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8] [9]