Научная статья на тему 'Реалии и перспективы развития туризма между Кыргызстаном и Западно-Сибирским регионом России'

Реалии и перспективы развития туризма между Кыргызстаном и Западно-Сибирским регионом России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
217
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии и перспективы развития туризма между Кыргызстаном и Западно-Сибирским регионом России»

В условиях низкой рентабельности, недостатка оборотных средств предприятия пищевой про-мышлености вынуждены прибегать к кредитам. Проблема обостряется также и тем, что многие из них связаны с сезонным характером производства молока, овощей, частично мяса, что также приводит к повышенным разовым потребностям в собственных, а если их не хватает, то и заемных оборотных средствах для приобретения сырья, запчастей, горюче-смазочных материалов.

Острейшая проблема для пищевой промышленности - переоснащение производства, его модернизация. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов и острой необходимости в качественной модернизации производственно-технического потенциала пищевых и перерабатывающих предприятий, наряду с прямой бюджетной поддержкой, льготными условиями кредитования, существенную роль в обеспечении инвестиций может сыграть совершенствование налоговой системы за счет расширения ее стимулирующих функций [3].

Также необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия за счет отмены НДС на импортное технико-технологическое оборудование, не производимое на территории республики. За счет прибыли, отчисляемой в региональный бюджет целесообразно установить налоговые льготы для предприятий, осуществляющих техническое переоснащение производства и осваивающих новые виды конкурентоспособной продукции. В области ценообразования целесообразно, как это сделано в сельском хозяйстве, ввести в связи с быстрым ростом цен субсидирование из бюджета затрат пищевых организаций на горюче-смазочные ма-

териалы. Это позволит сдерживать темпы роста цен розничных цен на продовольствие. Компенсации необходимы также в связи с удорожанием газа, роста тарифов на электроэнергию, железнодорожные и автомобильные перевозки.

Усиление роли региональных бюджетов будет способствовать поддержанию приемлемого уровня цен на продукты первой необходимости. Необходимо также формировать региональный финансовый фонд, проводящий закупочные интервенции по продовольственному зерну, картофелю, маслу, порошковому молоку и некоторым другим продуктам, позволяющий при необходимости стабилизировать цены на продовольствие.

Наряду с более эффективным использованием налогов, кредитов, ценообразования в повышении производства и безопасности продуктов питания, следует усилить и роль тарифной системы как инструмента защиты отечественного товаропроизводителя в чувствительной к импорту продовольственной сфере, особенно по тем видам продукции, для которых в республике имеются природные и экономические условия роста объемов производства.

Литература:

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства;

2. Стратегический план Министерства сельского хозяйства PK на 2010-2014гг. II Постановление Правительства PK от 31.12.2009г. №2339.

3. Чичикин A.A. Экономический механизм ускорения развития пищевой промышленности. II Экономические науки. № 9. 2008;

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА МЕЖДУ КЫРГЫЗСТАНОМ И ЗАПАДНО-СИБИРСКИМ РЕГИОНОМ РОССИИ

АЛЫМБЕКОВ К. А.

д.т.н., профессор, Кыргызский экономический университет им. Мусы Рыскулбекова

В настоящее время туризм стал одним из крупнейших отраслей мировой экономики. На его сферу приходится около 6,5 % мирового валового продукта, почти 8,0% мировых инвестиций и 11,2 % общемировых потребительских расходов.

Туристский потенциал природно-рекреационных ресурсов, историческое и культурное наследия Кыргызстана позволяют гармонично интегрироваться в международные и межрегиональные рынки туризма, в том числе с отдельными регионами Российской Федерации.

Географическая близость, тесное партнерство в торгово-экономических отношениях являются особыми объективными факторами развития туризма между Кыргызстаном и Западной Сибирью, в котором важное значение имеет и Омская область.

В этой связи будет уместным напомнить об исторических моментах взаимоотношений между Омской губернией и отдельных территориальных образований тогдашней кыргызской земли.

По сведениям ученых-историков Р. Доронбеко-вой, В. Мокрынина, В. Плоских (1993), Б. Солтоно-ева (2003), первые контакты кыргызов с Россией осуществлялись именно через Омскую губернию. По-видимому, в силу различных обстоятельств с приграничными государствами, в июле 1854 года глава племени «бугу» Иссык-Кульских кыргызов Боромбай-болуш отправил специальную делегацию во главе манапа (князь) КачыбекаШералы в г. Омбу (Омск) с грамотой о принятии их в состав Российского государства. Делегация прибыла в Омск 26 сентября того же года. Велись длительные переговоры с генерал-губернатором, одновременно с царским двором в Петербурге. В результате, 28 декабря 1854 года Российское императорство присвоило Боромбай-болушу военный чин подполковника. Несколько позже, 17 января 1855 года во дворце Западно-Сибирского генерал-губернаторства в г. Омске состоялась церемония по случаю присоединения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи. На церемонии участвовал глава кыргызской делегации манапКа-чыбекШералы, генерал-губернатор Г. X. Гасфорд, казахский представитель Ч. Валиханов. Летом 1855 г. по поручению генерал-губернатора хорунжий Лучшев и 45 солдат сопровождали делегацию кыргызов до Иссык-Куля. Данный исторический факт позволил открытию представительства кыргызов в г. Омске, которое действовало в период

1855 - 1865 гг., т. е. до перевода его в г. Оренбург в связи с образованием Туркестанской области в составе России.

Эти исторические сведения говорят о том, что почти 160 лет тому назад были проложены первые караванные пути между Кыргызстаном и Омской губернией России, являясь предшественниками своеобразного туристического маршрута. Можно считать, что перед современным поколением двух народов предстоит задача о возрождении того исторического караванного путив качестве нового привлекательного турпродукта. Для этого имеются соответствующие реальные возможности и в Омской области, и в Кыргызской Республике.

Туризм в Кыргызстане по праву отнесен к приоритетной отрасли экономики, играет важную роль в решении социальных проблем, является перспективной базой создания дополнительных рабочих мест, источником повышения благосостояния населения.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики в 2011 году Кыргызстан посетили 890,0 тыс. туристов, в 2012 году более 1,5 млн. человек. Доля туризма в ВВП республики составила: в 2011 году- 3,4%, а в 2012 году-4,0 %. За указанные годы доход от туризма составил от 630 млн. до почти одного миллиарда долларов США.

В программе Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013 - 2017 годов, предстоит большая работа по дальнейшему интенсивному развитию туризма. В частности, планируется довести его долю в ВВП к 2017 году до 7-8 %, введена в действие государственная программа развития туризма в стране на период до 2020 года. С июня 2012 года действует безвизовый режим для граждан 44 стран «дальнего зарубежья» сроком до 90 дней. А по прогнозам Всемирной туристской организации Кыргызстан в состоянии принимать до 2,5 - 3,0 млн. иностранных туристов в год.

Основным туристическим объектом Кыргызстана является озеро Иссык-Куль с прилегающими горными массивами Кунгей и Тескей Ала-Тоо. За последние годы (за исключением 2005 и 2010 гг., когда в стране имели место т.н. «тюльпановые» революции) посещаемость Иссык-Куля заметно возросла не только в летний купальный сезон, но и в зимнее время.

ЭКОНОМИКА Таблица

Виды туризма Главные турпродукты

Горный туризм Пики семитысячники Хан-Тенгри, Победы, Ленина; горнолыжные базы международного статуса в г. Каракол и вблизи г. Бишкек.

Рекреативно-бальнеологический туризм Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха, оздоровительные лагеря на озере Иссык-Куль (всего 144 объекта), а также водно-минералогические зоны «Иссык-Ата» и «Джалал-Абад».

Экологический туризм Жайлоо-туры (альпийские и субальпийские горные пастбища); конно-пешеходные туры; як-туры; био-туры (изучение фауны и флоры, например «Айгуль-Таш» в Баткенской области); туры с совмещением кумысолечения.

Целевой (специальный)туризм Альпинизм; охота на Марко поло (архары и горные козлы); охота на диких птиц; экстрим-рыболовство; рафтинг; религиозный туризм; этнокультурные и гастрономические фестивали.

К другим туристическим объектам, которые получили преимущественное развитие, относятся: высокогорные озёра Сон-Куль, Чатыр-Куль, Сары-Челек; Сулайман-гора в г. Ош, включенный в список ЮНЕСКО в качестве достопримечательности мирового значения; Арсланбап - горный массив реликтового грецкого ореха и дикорастущих плодов в Ошской области; башня Бурана в Чуйской области; караван-сарай Таш-Рабат, построенный в XIV веке на Великом шелковом пути; комплекс мавзолеев-минаретов в г. Узген, построенный династией караханидов; комплекс легендарного национального героя Манас в г. Талас; курганы Сан-Таш, сложенные воинами Тимура на востоке Иссык-Кульской котловины; памятник и могила русского путешественника Н. М. Пржевальского в г. Караколе и многое другое. Перечисленные объекты туризма считаются самыми посещаемыми, всесезонными и характеризуются с достаточно хорошей инфраструктурой сервиса.

Однако, к наиболее перспективным и привлекательным видам международного туризма следует отнести те, которые становятся сейчас туристическим брендом Кыргызстана (таблица).

С учетом особенностей природно-клима-тических условий Западно-Сибирского региона можно с уверенностью предположить, что для жителей Омской области приведенные сведения имеют наибольший интерес. Тем более регион расположен не так уж далеко от Кыргызстана, стоимость туристических услуг заметно ниже, чем в других странах. При этом, важным фактором является общность исторического прошлого, идентичность менталитетов народов двух стран.

В деле развития взаимовыгодного сотрудничества Западно-Сибирского региона России и Кыргызстана в области туризма важную роль должны сыграть Кыргызский экономический университет и Омский институт (филиал) РГТЭУ (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова).

В этой связи, в ближайшей перспективе необходимо выполнение названными высшими учебными заведениями следующих задач:

Налаживание и развитие сотрудничества между профильными кафедрами, в том числе по взаимообмену студентами - практикантами в туристический сезон.

Возрождение автомобильного туристического маршрута Иссык-Куль-Бишкек-Омск по историческому караванному пути, проложенномукыргы-зами в 1854 - 1866 гг., включая части Московско-Сибирского почтового тракта, которому и была посвященаэта Международная научно-практическая конференция.

Проведение научно-методических исследований по созданию совместных межрегиональных турпро-дуктов.

Организация отдыха сотрудников Омского института (филиала) в оздоровительном центре «Бар-чын» Кыргызского экономического университета на берегу озера Иссык-Куль.

Литература

1. Атышов К. А., ТУрдумамбетов Б. У. Экотуризм. -Бишкек, 2004. - с. 34-38.

2. Доронбекова Р., Мокрынин В., Плоских В. История кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек: Илим, 1993. - 199 с. (на кырг. яз.).

3. Низамиев А. Б. Туризм Кыргызстана: социально-экономические аспекты. - Ош, 2005. -208 с.

4. Солтоноев Б. История кыргызов. - Бишкек: АРХИ, 2003. - 448 с. (на кырг. яз.).

5. Туризм в Кыргызстане: годовая публикация Нацстаткома Кыргызской Республики. - Бишкек, 2011-2012. - 32 с.

6. Чонтоев Д. Т. Потенциал горного туризма Кыргызстана. - Бишкек, 2013. - 232 с.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ - ЭКОНОМНОЙ?

ОРЛОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

студент магистратуры 2 курса, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова, специалист по охране труда 1 категории, ФГКУ комбинат «Иртыш» Росрезерва

Аннотация: В данной статье приведён анализ изменений в производстве и на рынке труда в России после введения федерального законов от 28 декабря 2013 года №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда», №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Ключевые слова: охрана труда, бюджет, финансирование, экономия

С введением федерального закона от 28 декабря 2013 года №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда», №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» и отменой ранее действовавших документов, прекратила существование система аттестации рабочих мест по условиям труда. В системе охраны труда действовавшей последние 20 лет в Российской федерации была удалена базовая платформа, на которой и строилась эта система. Государство как главный работодатель решило экономить на наемных работниках, путём снижения затрат на существовавших льготах за вредные и опасные условия труда.

Рассмотрим данные Росстата на 2013 год. В Российской федерации официально трудоустроено было 71,5 млн. человек. 42%, т.е. менее 30 млн. всех занятых в экономике работают руками и производят какой-то продукт.[1]

Сравним сданными 1997 года [2]. Численность трудовых ресурсов на уровне 84,1 млн. человек, среднегодовая численность занятых во всех сферах экономики ежегодно снижалась примерно на 1 - 1,5 % и 1997 году достигла 64,7 млн. человек

из них только 34% (22 млн. человек) трудились в непроизводственной сфере, а в промышленности 25% или 16,2 млн., 9,2 млн. человек были заняты в сельском хозяйстве. Среди занятых в промышленности 42,3% (6,85 млн.) работали в тяжелых и вредных условиях труда.

Если сравнивать цифры 2013 и 1997 годов, за 15 лет государственная политика привела к увеличению официально трудоустроенных, на 6,8 млн. человек, но в непроизводственной сфере занятость увеличилась на 19,5 млн. человек, почти в 2 раза, а вот сельское хозяйство лишилось 4 млн. работников (43%), как и промышленность 5,4 млн. (33%) людей.

Рассмотрим параметры бюджета 2013 года [3] по прогнозируемому объему валового внутреннего продукта в размере 66 515 млрд. рублей, верхнему пределу государственного внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США. По аналогичным параметрам бюджет 1999 года [4] (рассматривается не 1997 год из-за девальвации рубля) по объему валового внутреннего продукта в размере 4 476,1 млрд. рублей, внешний долг Российской Федерации в сумме 54,5 млрд. долларов США (1999 год рассматривается как предшествующий реструктуризации долгов СССР Лондонскому и Парижскому клубу Российской федерацией). Сравнив показатели бюджета 1999 и 2013 годов, становится понятно, что за 14 прошедших лет объем валового внутреннего продукта без учета инфляции вырос в 14,9 раза, а государственный внешний долг (с учетом разницы курсов на 01.01.1999 года 20,6500 и 30.12.2012 года 30,3727) [5] возрос только в 1,8 раз.. Запасы золотовалютных резервов России на 01.01.1999 года составляли 12,2 млрд. долл. США [6] на 28.12.2012 года составляли 537,1 млрд. долл. США, с учётом инфляции они увеличились в 30 раз.

Поданным (консалтинговой компании «ВЛАНТ» проведен анализ годового сборника ФТС РФ «Таможенная статистика внешней торговли Россий-

Таблица №1 Место работы по отраслям

Отрасль экономики млн. человек

Торговля, авторемонт, служба быта 11,5

Обрабатывающие производства 10,8

Транспорт, связь 6,7

Образование 6,6

Здравоохранение и соцуслуги 5,7

Госуправление 5,4

Строительство 5,3

Сельское хозяйство 5,2

Операции с недвижимостью 4,7

Коммунальные услуги и др. 2,8

Производство электроэнергии, газа, воды 2,4

Гостиницы, рестораны 1,5

Финансы 1,5

Добыча полезных ископаемых 1,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.